Научная статья на тему 'Маржинальный анализ как эффективный инструмент управления затратами на производство'

Маржинальный анализ как эффективный инструмент управления затратами на производство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ЗАТРАТЫ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ПРИБЫЛЬ / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боломожнова Юлия Викторовна

В статье рассмотрена методика проведения маржинального анализа как эффективного инструмента управления затратами на производства. Выделены основные части данного вида анализа, изучены его основные показатели и допущения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маржинальный анализ как эффективный инструмент управления затратами на производство»

6. Харисов В.И. Направления развития конкурентоспособности предпринимательских структур // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. - N° 73-1. - С. 483-485;

7. Харисов В.И. Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уфа, 2008;

8. Харисов В.И., Барабанова М.А. Особенности развития материально-технической базы предприятий автомобильного транспорта Республики Башкортостан / В.И. Харисов, М.А. Барабанова // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1-1 (22). - С. 6-9.

© Барабанова М.А., 2016

УДК 338.314

Боломожнова Юлия Викторовна,

магистрант 1 курса Оренбургского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова,

г. Оренбург, РФ E-mail: ulcha22@rambler.ru

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация

В статье рассмотрена методика проведения маржинального анализа как эффективного инструмента управления затратами на производства. Выделены основные части данного вида анализа, изучены его основные показатели и допущения.

Ключевые слова

Маржинальный анализ, операционный анализ, затраты, рентабельность, маржинальный доход,

прибыль, точка безубыточности

В современных рыночных условиях деятельность любой организации невозможна без осуществления затрат. Именно они являются базовыми элементами, необходимыми для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия (производства продукции, реализации товаров). Издержки, затраты и расходы являются важнейшими экономическими категориями, определяющими размеры денежных потоков, себестоимости произведенной продукции, выручки и прибыли от ее реализации, а также рентабельность и эффективность функционирования хозяйствующих субъектов. Формирование этих трех экономических понятий носит исторический характер и связано с возникновением производства и товарно-денежных отношений [2, с. 49]. Однако, исследование экономической сущности затрат позволило определить, что при определенных условиях затраты могут трансформироваться в расходы [5, с. 52].

Необходимость постоянного соизмерения получаемых доходов с затратами в процессе осуществления экономической деятельности предопределяет обязательность и важность процесса управления затратами на производство.

Кроме того, в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры очень важно уметь своевременно принимать наиболее эффективное, экономически целесообразное и обоснованное управленческое решение, от которого будет зависеть дальнейшая судьба предприятия в стратегическом плане или реализация проекта в тактическом плане. При этом аналитики используют специальные методы, применительно к информационной базе, изучают специфические предметы и пользуются только определенной совокупностью теоретических и практических приемов и операций [8, с. 25].

Большую роль в обосновании и принятии подобных решений играет маржинальный анализ, известный в научном мире как анализ безубыточности или CVP-анализ. Производственные затраты - это смежная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

область для финансового и управленческого учета [4, с. 703], и особый объект анализа.

Ранее нами были рассмотрены и обобщены основные теоретические подходы к понимаю сущности маржинального анализа. Теперь же обратимся к методике его проведения, как эффективного инструмента управления затратами на производство, выделив операционный и финансовый анализ как его составные части, изучим его основные допущения и показатели.

Большинство авторов, таких как Гаррисон Р., Никонова И. А., Вахрушина М. А., Рассказова-Николаева С. А., определяют методику маржинального анализа как изучение соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Кроме того, в основе данного вида анализа лежат следующие допущения, которыми необходимо руководствоваться при его проведении:

- совокупные затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные;

- совокупные постоянные затраты остаются неизменными в зависимости от объемов производства в пределах доверительного диапазона производства;

- совокупные переменные затраты в указанных пределах прямо пропорционально зависят от объема производства;

- существуют неизменные цены на реализованную продукцию - с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы - с другой стороны;

- ассортимент изделий является неизменным;

- величина запасов не изменяется. Объем производства примерно равен объему реализации;

- эффективность деятельности предприятия остается неизменной [3, с. 44].

Проведение маржинального анализа предполагает выполнение определенных этапов, полный перечень которых подробно представлен на рис.1

Рисунок 1 — Основные этапы маржинального анализа Еще одним важным аспектом при проведении любого анализа является выделение основных показателей, подлежащих изучению. В таблице 1 обобщены наиболее значимые, на наш взгляд, показатели, изучаемые при проведении маржинального анализа, приведены алгоритмы расчета, а также дана трактовка их экономического смысла.

Таблица 1

Наиболее значимые показатели, применяемые в маржинальном анализе

Показатель Формула для расчета Экономический смысл

Операционный анализ

Маржинальный доход МД = VR - V (1), Финансовый результат, организации, очищенный от переменных затрат.

ук где г ^ - выручка; У - переменные затраты

Порог рентабельности (точка безубыточно сти) 1. Математический метод ТБН =- Р - у (2) тб _ук*^ д ук - у (3), где тбн — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении); ТБД Ц - точка безубыточности (критический объем в денежном выражении); F — совокупные постоянные затраты; р — цена единицы продукции; V — переменные затраты на единицу продукции. 2. Маржинальный метод д= Е ^^ед (4),где МДед - маржинальный доход на единицу изделия Критический объем производства, при котором финансовый результат равен 0, т.е. покрытие всех расходов на производство полученными доходами

Запас финансовой прочности Запас финансовой прочности = УК - ТБД Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности.

Операционный рычаг Операционный УК рычаг = — р (6), где р - прибыль Показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент

Финансовый анализ

Финансовый рычаг Финансовый рычаг = Заемный капитал Собственные средства Характеризует степень риска и устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение.

Коэффициент покрытия Оборотные активы К11 = (7Л Текущие обязательства где кп - коэффициент покрытия Показывает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем значение коэффициента больше, тем лучше платежеспособность предприятия.

Таким образом, расчет данных показателей позволяет решить основные цели и задачи, которые ставятся при проведении маржинального анализа. Кроме того, заключительным этапом любого вида анализа должно стать обоснование применяемых методов ведения экономической деятельности, а также разработка практических рекомендаций по их совершенствованию (рисунок 2).

Рисунок 2 - Совершенствование методов ведения экономической деятельности

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что грамотное и эффективное управление затратами предприятия является объективной необходимостью руководства организации. Своевременно принятое управленческое решение позволит снизить издержки предприятия, а также повысить производительность и эффективность экономической деятельности. Особую роль в достижении данных целей может сыграть маржинальный анализ. Расчет критического объема производства, определение оптимальной цены реализации продукции, оценка эффективности изменения технологии производства, обоснование необходимости принятия нового заказа - далеко не полный перечень задач, который можно решить, применив методику маржинального анализа. Обладая достаточно разнообразным инструментарием, он позволяет проводить максимально точные расчеты, и, следовательно, получать подлинную информацию. И потому, на наш взгляд, при эффективных управленческих решениях обойти стороной маржинальный анализ не представляется возможным.

Список использованной литературы

1. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. [текст] - М.: Омега - Л, 2010. - 507 с.

2. Воюцкая И.В., Дурицкая Л.А. Концепция расходов, затрат и издержек // Вестник мясного скотоводства. 2008. Т. 1. № 61. С. 49-55.

3. Гаррисон Р. Классика МВА. Управленческий учет: Учебник. [текст] -Питер, 2010. 12 издание. - 592 с.

4. Коське М.С., Воюцкая И.В., Мишучкова Ю.Г. Информация о затратах экономического субъекта в финансовом и управленческом учете // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 703-705.

5. Коське М.С., Мишучкова Ю.Г. Затраты в российском бухгалтерском учете: экономическая сущность и нормативное закрепление // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 32 (374). С. 51-63.

6. Никонова И. А. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/reports/margin_analysis.shtml

7. Рассказова-Николаева С. А., Шебек С. Управленческий учет: Учебное пособие. [текст] -Питер, 2013. -496 с.

8. Снатенков А.А., Воюцкая И.В., Баталов Б.А. Оценка финансовых показателей организаций строительного комплекса (по материалам Оренбургской области): монография / А.А. Снатенков, И.В. Воюцкая, Б.А. Батанов. - Оренбург, 2015. - 72 с.

© Боломожнова Ю. В., 2016

УДК 631

Борисова Дина Владимировна

ассистент кафедры ЭММ ДГТУ г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: kaf-qm@donstu.ru

АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ С РЕГИОНАМИ УФО

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты товарооборота Ростовской области с регионами Уральского федерального округа. Определены показатели интенсивности изменения значений динамического ряда: базовый и цепной коэффициента роста, коэффициенты прироста.

Ключевые слова

Товарооборот, базовый и цепной коэффициенты роста и прироста, регионы УФО.

Комплексный анализ, обобщение и оценка состояния региональных товарных рынков актуальны и способствуют созданию предпосылок для успешной экономической интеграции. Идентификация и анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.