© 2007 г. Э.А. Ставская
УПРАВЛЕНИЕ ВТОРИЧНЫМИ РЕСУРСАМИ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИХ УТИЛИЗАЦИИ
Одной из важнейших проблем современной цивилизации является задача утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Эта тема постоянно будируется в средствах массовой информации с точки зрения охраны окружающей среды. Однако в настоящее время она актуализируется уже в экономическом ракурсе в связи с началом формирования рынка утилизации ТБО в мегаполисах страны.
Перспективность развития данного рынка не вызывает сомнений, так как наблюдается постоянный рост объемов ТБО в городах и поселках, происходит отвлечение земли для мусорных полигонов, что предполагает активизацию усилий муниципальных образований по формированию структур по организации процессов утилизации ТБО в целом и различных их видов и классов, с применением инновационных маркетинговых технологий в этой сфере хозяйственной деятельности.
При этом продолжающийся стремительный рост рынка упаковки в стране, опосредованный формированием новых потребностей, актуализирует проблемы утилизации ТБО и приводит к формированию вторичных конкурентных рынков их утилизации, что, соответственно, определяет необходимость внедрения маркетинговых технологий на данных рынках.
К сожалению, степень разработанности данной проблемы в научной литературе оставляет желать лучшего. Отмечается некоторая асимметрия в направлениях ее изучения. Вопросы актуальности утилизации ТБО, их опасности и выработки технических решений освещены достаточно полно, в то время как проблемам рынка упаковки, их маркетинговому обеспечению в процессе утилизации ТБО, рециклингу внимание практически не уделяется.
Поэтому разработка рекомендаций научно-прикладного характера по формированию маркетингового подхода на базе построения маркетинговой информационной системы (МИС) и выбора рыночных сценариев использования отходов в зависимости от размеров муниципального образования к учету, планированию и агрегированию терминального коммерческого использования пластиковой и композитной тары являются достаточно востребованными.
Такая постановка проблемы основывается на предположении о том, что с помощью маркетингового инструментария можно выработать адекватные каждому муниципальному образованию сценарные подходы к рыночному использованию возрастающих объемов пластиковых и композитных отходов, являющихся ценным энергетическим сырьем. Это можно достичь на основе разработки
комплексной МИС по планированию, учету и контролю за перемещением потока отходов потребления и производства, их агрегирования и коммерческой утилизации, в идеале представляющую собой интегрированную систему поддержки принятия решений.
К сожалению, в обществе сформировалась достаточно устойчивая тенденция, направленная на обеспечение и поддержание лояльности потребителей к проблеме упаковки, на подчеркивание факта одноразовости упаковки товара.
Следует отметить, что на территории ЕС и США уже давно начали предприниматься попытки стимулирования потребителей к рециклингу тары и упаковки. Применяются различные программы стимулирования таких потребителей к сортировке отходов на бытовом и корпоративном уровнях.
На территории же Российской Федерации маркетинговое сопровождение утилизации ТБО практически отсутствует. Это обусловлено отсутствием цивилизованного рынка утилизации отходов тароупаковочного комплекса практически во всех регионах РФ. Даже такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург практикуют простое сжигание указанных отходов на многочисленных полигонах за пределами городской черты. Однако при этом не производится полноценная сортировка указанных отходов, а финансирование их утилизации является не достаточным для организации коммерчески выгодных и экономически безопасных мероприятий. Следует отметить, что и при существующем уровне финансирования может быть достигнута большая эффективность на рынке утилизации ТБО в связи с внедрением маркетинговых технологий.
Полагаем, что маркетинг в рамках утилизации ТБО должен ориентироваться на:
- получение преференционных соглашений и финансирования из бюджетов разных уровней, что позволит более полноценно и с большим уровнем безопасности для окружающей среды утилизировать ТБО;
- использование методик социального маркетинга с вовлечением населения в процессы первичной сортировки ТБО, что позволит более рационально использовать выделенные финансовые ресурсы непосредственно на процессы утилизации отходов;
- создание на экономически выгодных условиях глубокой сортировки ТБО с целью выделения их энергоемких элементов для их возможного использования в качестве ценного сырья с применением их потенциальной энергии;
- организацию терминальной утилизации остатков ТБО в безопасном для общества и окру-
жающей среды варианте с использованием рыночных механизмов, что будет способствовать формированию гуд-вилла организации, занимающихся утилизацией ТБО, и, в свою очередь, повысит эффективность процедур социального маркетинга, инициируемых этими организациями.
Для установления реальных объемов потенциального рынка утилизации отходов пластиковой тароупаковки в регионе нами были проведены полевые маркетинговые исследования, в которых удалось выяснить объем потребления различных продуктов, упакованных в пластиковую и композитную тару. Целью проводимого исследования было установление именно объемов оставшейся после потребления тары. Размер выборки нашего исследования составил 7552 семьи (21504 чел.) из них: 3200 полных семей; 1852 пожилые семьи; 2500 молодых семей и 6000 одиночек. Итого 27504 чел. Распределение участников выборки отображено на рис. 1.
18
Рис. 1. Распределение участников выборочного исследования, %
Усреднив результаты исследования мы установили, что на одного потребителя в соответствии с результатами нашего маркетингового исследования приходится в год композитной тароупаковки -7,8 кг, пластиковой - 18,6 кг. Для установления объемов ресурсных остатков отходов тароупаков-ки проведена экстраполяция и выявлено, что в течение года в РФ образуется 1 млн 131 тыс. т композитной тароупаковки и 2 млн 697 тыс. т пластиковой. Это огромные объемы рынка утилизации этих отходов, превышающие европейские почти в три раза.
Захоронение данных количеств отходов таро-упаковки на полигонах требует определенных затрат на процедуры захоронения в пределах от 1,5 до 7,0 тыс. р. за 1 т. Данные средства должны быть мобилизованы из бюджетов муниципальных образований и их совокупный объем превышает 5,0 млрд р. в год.
Представляется, что на самом деле рынок утилизации пластиковых отходов еще более значителен, так как указанные объемы образования отходов тароупаковки, образующихся в бытовом сек-
торе, составляют лишь 25 % от объемов промышленных отходов тароупаковки и производства.
Одним из перспективных направлений использования отходов является привлечение их для производства электроэнергии, что позволит получить не менее 30 млрд р. от ее продажи (при сжигании 1 кг полиэтилена выделяется около 46 тыс. кДж (около 11000 ккал), угля (как уже упоминалось) - 28 тыс. кДж, газетной бумаги - 18 тыс. кДж (порядка 4300 ккал). Следовательно, часть энергии от сжигания ТБО и, в частности пластиковой и композитной тары необходимо регенерировать в электрическую. В соответствии с имеющимися коэффициентами (1 ккал = 4,2 кДж, а 1 кВт/ч = 3,5 кДж) их надлежащее использование на ТЭЦ и ГРЭС позволит получить 45982980* 106 кВт/ч электроэнергии (теоретически при 100 % КПД). Однако общепринятым уровнем при расчетах эффективности турбин для ТЭС и ГРЭС принят 60%-ный КПД. Таким образом, реальной цифрой количества электроэнергии, которая может быть получена при таком варианте использования отходов изучаемых нами видов ТБО будет 27589788000000 кВт/ч электроэнергии. В России уже существуют технические проработки решения безопасного для окружающей среды использования пластиковых отходов в качестве сырья для агрегатов ТЭЦ и ГРЭС. В результате такого экономически выгодного использования отходов тароупаковочного комплекса образуется в 10 раз меньшее по объему и весу количество золы, которое, однако, обладает токсическими свойствами. Предлагаемая автором утилизация зол, образованных при сжигании отходов тароупаковочного комплекса, может производиться в выведенных из эксплуатации угольных шахтах, располагающих для этих целей необходимой шахтной инфраструктурой и подъездными путями, приспособленными для транспортировки больших объемов груза, что может явиться экономически и экологически обоснованным проектом в долгосрочном периоде. Объем неиспользованного внутришахтного пространства позволяет его эксплуатацию для утилизации указанных отходов в течение более чем ста лет.
Разработано несколько маркетинго привлекательных сценариев коммерческого использования пластиковых отходов тароупаковочного комплекса.
Одним из них является сценарий централизованной утилизации отходов тароупаковочного комплекса для производства электроэнергии на крупных ТЭЦ и ГРЭС с организацией оптимизированной доставки необходимых объемов указанных отходов и утилизации образующихся зол вблизи лежащих не эксплуатирующихся угольных шахтах. Такой сценарий применим для мегаполисов и областных центров, имеющих население около 1 млн чел. и более.
Другим является сценарий децентрализованной утилизации отходов тароупаковочного комплекса для
производства тепловой энергии в небольших тепловых станциях и котельных с организацией накопления необходимых объемов утилизируемых отходов в течение весенне-летнего сезона. Данный сценарий применим для обширных территорий с редким населением (районы Сибири и Дальнего Востока).
Возможно применение перечисленных вариантов использования отходов тароупаковочного комплекса в разумном сочетании в зависимости от нужд, реальной специфики инфраструктурной обеспеченности и объемов потребления пластиковой и композитной тары в близлежащих к зонам утилизации муниципальных образований.
Централизованный, децентрализованный и смешанный сценарии являются маркетингово (рыночно) привлекательными, а их взаимодополняющее применение может позволить получить синергетический (приумноженный) эффект и в плане экономии ПЭР, извлечения прибыли из-за минимизации потерь на закупку иного топлива (или его процентной доли) и экологического аспекта ввиду полноценной коммерческой утилизации и размещения остатков зол в выбывших из эксплуатации шахтных массивах.
Основной задачей маркетинга по обеспечению утилизации отходов тароупаковочного комплекса в муниципальных образованиях являются две проблемы: организация сбора отходов и формирование экономически обоснованных минимальных по весу и объему стандартных партий таких отходов, достаточных для эксплуатации стандартной минимальной еди-
ницы тепловой станции в течение ее технологического цикла. То есть, организуя сбор, сортировку и технологическую компановку партии отходов необходимо обеспечить бесперебойное функционирование хотя бы одного агрегата ТЭЦ или ГРЭС или котельной, приспособленных специально для использования в качестве топлива пластика, сформированного в стандартные брикеты с заданной теплоемкостью. Выполнение этой задачи подразумевает перманентный сбор пластиковых и композитных отходов, их агрегирование и изготовление стандартных блоков из пластика и композита с одинаковым количеством теплоемкости, бесперебойной доставки таких блоков к месту их коммерческой утилизации, безопасное удаление токсичных отходов и захоронение их в выведенных из эксплуатации угольных шахтах.
Первым шагом в организации данного цикла является создание конкурентной рыночной среды, оптимизирующей глубокую сортировку отходов тароупаковочного комплекса по физическому составу и первичному агрегированию мелких партий по контейнерной технологии.
Вторым шагом является укрупненное агрегирование указанных отходов с формированием стандартных по весу, объему и теплотворной способности брикетов, подлежащих учету, хранению и дальнейшему агрегированию до объема транспортной партии, которое должно проводиться на основании использования приемов внутрифирменного маркетинга, а также оценке потенциальной емкости рынка утилизации по наиболее подходящему методу (рис. 2).
Рис. 2. Схема финансирования процессов сбора, агрегирования и утилизации отходов тароупаковочного комплекса, где 1 - ТЭЦ и ГРЭС; 2 - РАО ЕС; 3 - склады отходов пластика и композита при мегаполисах (накопители); 4 - межрайонные склады отходов пластика и композитов; 5 - транспортные фирмы; 6 - фирмы, агрегирующие отходы тароупаковочного комплекса; 7 - шахтное хозяйство; 8 - работники сферы ЖКХ, первичные сборщики отходов (дворники); 9 - самодеятельные граждане, первичные сборщики отходов за материальное вознаграждение; 10 - граждане, первичные сборщики отходов, мотивированные акциями социального маркетинга; 11 - бюджеты муниципальных образований; -^ - материальные потоки; I Ч - финансовые потоки
Важным направлением маркетингового сопровождения данного цикла является использование процедур социального маркетинга и формирование гуд-вилла, (т.е. репутация фирмы, техническая компетенция, связи и т.д.), имеющего двойное назначение: экономическое - удешевление процеду-
Как уже отмечалось, рыночный сценарий централизованного агрегирования отходов, оптимальный для такого муниципального образования, как мегаполис (город от 1 млн и более жителей) предусматривает их использование на ТЭЦ или ГРЭС, непосредственно обслуживающей данный мегаполис. Тогда как сценарий коммерческого децентрализованного агрегирования и использования отходов пластиковой композитной тары предусматривает ее сосредоточение и предварительную обработку до уровня возможной транспортировки и использования на ТЭЦ или ГРЭС в промежуточных межрайонных складах, являющихся по существу резервными буферами теплоемких источников сырья. Данный сценарий применим в отсутствии крупных городов.
Специальный рыночный сценарий предусматривает утилизацию пластиковой и композитной тары в мелких и отдаленных населенных пунктах, не располагающих другими энергетическими ресурсами. В его рамках предусматривается постепенное накопление вне отопительного периода достаточного запаса отходов пластиков и композитов с первичной неглубокой переработкой и ис-
ры агрегирования отходов тароупаковочного комплекса, экологическое - обеспечение экологической безопасности каждого конкретного муниципального образования от самодеятельной утилизации данных отходов (таблица).
пользование их с целью получения тепловой энергии в миникотельных.
Реализация рыночных сценариев утилизации пластиковых и композитных отходов тароупако-вочного комплекса может быть оптимизирована при создании МИС (рис. 3). На первом этапе необходимо использование оценки качества исполнения услуги использования отходов тароупаковоч-ного комплекса. Далее, оценка качества должна проводиться по экономическим и экологическим параметрам. Экономические параметры предусматривают мониторинг качества функционирования всех экономических механизмов на данном рынке с целью минимизации потерь и приближения к максимально возможному в данной системе уровню качества.
Оценка качества по экологическим параметрам предусматривает постоянный мониторинг токсичности воздуха и почвы предприятий, функционирующих на данном рынке с целью ненанесения вреда персоналу, задействованному в работах, окружающему населению и природному окружению данного муниципального образования.
Данная функциональная схема МИС изображена на рис. 4.
Категории граждан, мотивированные различными стимулами
Материальный стимул Социальный маркетинг
Материальное стимулирование работников ЖКХ Организация сбора отходов пластиков и композитов в общественных организациях (школы, университеты и т.д.)
Материальное стимулирование сознательных граждан Организация сбора отходов пластиков и композитов в районах супермаркетов и универмагов
Организация самодеятельного населения по сбору отходов за вознаграждение среди малоимущих и безработных Организация сбора отходов пластиков и композитов гражданами на безвозмездной основе
Рис. 3. Информационно-аналитическая МИС
(представленные схематично в виде двух элементов; в системе их может быть гораздо больше); 5, 6 - локальные серверы обслуживаемых ТЭЦ и ГРЭС (представлены схематично; каждый обслуживает соответствующую тепло или энергостанцию); 7, 8, 9 - серверы межрайонных складов (указаны схематично, их может быть больше); 10, 11 - транспортные компании (их локальные базы данных; их может быть сколь угодно много); 12 - 17 - низшее звено (поставляющее информацию и сырье в межрайонные склады; подразумевается большое количество структур). ^ ► - прямая и обратная связь между хозяйствующими объектами (выражается в обмене информацией); 18 - шахтное хозяйство, осуществляющее утилизацию токсичных зол.
Формируемая МИС будет по существу являться системой поддержки принятия решений на агрегированном рынке терминальной утилизации отходов та-
Кубанский государственный университет
роупаковочного комплекса из пластиковых и композитных материалов, позволит минимизировать потери всем участникам трансакций данного рынка.
8 декабря 2006 г.