Научная статья на тему 'Эколого-экономические проблемы переработки отходов в рамках концепции «Зеленой» экономики'

Эколого-экономические проблемы переработки отходов в рамках концепции «Зеленой» экономики Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2526
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Яшалова Н.Н., Гриднев А.Е.

В статье рассматриваются вопросы рационального использования ресурсов. Проанализирована ситуация с переработкой отходов в российских регионах на примере Вологодской области. На основе изученного зарубежного опыта управления отходами в хозяйственной деятельности обозначены и обоснованы условия для минимизации отходов, что является одним из направлений «зеленой» экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономические проблемы переработки отходов в рамках концепции «Зеленой» экономики»

УДК 330.342:504

экояого-экономические проблемы

переработки отходов в рамках концепции

«зеленой» экономики

Н. Н. ЯШАЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Е-таМ:па1аМ|2005@таМ.ги

А. Е. ГРИДНЕВ,

старший преподаватель кафедры финансов Е-таН: gridnev84@mail.ru Институт менеджмента и информационных технологий (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» в г. Череповце

В статье рассматриваются вопросы рационального использования ресурсов. Проанализирована ситуация с переработкой отходов в российских регионах на примере Вологодской области. На основе изученного зарубежного опыта управления отходами в хозяйственной деятельности обозначены и обоснованы условия для минимизации отходов, что является одним из направлений «зеленой» экономики.

Ключевые слова: отходы производства и потребления, ««зеленая» экономика, охрана окружающей среды, экологизация экономики, Вологодская область.

В последние годы наблюдается повышенное внимание мирового сообщества к проблемам переработки отходов. Отечественное производство характеризуется значительным объемом отходов, что негативно сказывается на окружающей природной среде и здоровье населения страны. Минимизация отходов производства и потребления является одним из актуальных направлений эколого-экономическо-го развития российских регионов. Рациональное использование ресурсов является необходимым этапом для перехода к «зеленой» экономике.

В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственно отходами производства и потребления называются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства [23]. Выделяются различные виды отходов: производственные и бытовые. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» все отходы производства и потребления должны быть отнесены к одному из пяти классов опасности на основе расчетного или экспериментального методов (табл. 1). Также в России разработан Федеральный классификационный каталог отходов, в который включены более чем 600 видов отходов, причем определены их происхождение, агрегатное состояние, химический состав и класс опасности.

Наибольшие объемы образования производственных отходов отмечаются в топливном комплексе, черной и цветной металлургии, химической про-

Таблица 1

Классификация отходов по классам опасности

Класс опасности отходов для окружающей среды Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

I класс (чрезвычайно опасные) Очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует

II класс (высокоопасные) Высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия

III класс (умеренно опасные) Средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника

IV класс (малоопасные) Низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет

V класс (практически неопасные) Очень низкая Экологическая система практически не нарушена

Источник: [20].

мышленности. Черная металлургия и химическая промышленность являются ведущими секторами промышленного производства Вологодской области, на территории которой находятся крупнейшие российские предприятия - ОАО «Северсталь» и ОАО «Аммофос», вносящие существенный вклад в образование отходов региона.

Общие данные по динамике образования, использования и обезвреживания отходов, количества образовавшихся в Вологодской области бытовых отходов на душу населения представлены в табл. 2.

Успешная реализация региональных целевых программ, связанных с обращением отходов производства и потребления, позволила снизить их объемы на 30 % по сравнению с 2006 г. В последние годы в Вологодской области производится около 15 млн т промышленных и бытовых отходов. Большая часть отходов подвергается обезвреживанию и использованию. Из всего объема образовавшихся на территории области за 2006-2011 гг. отходов использовано и обезврежено от 64,4 до 86,9 %. Количество бытовых отходов на одного человека в регионе за шесть лет

Общие данные по динамике отходов

увеличилось на 177,5 кг. Существенное снижение общего количества отходов в 2008-2009 гг. связано с мировым экономическим кризисом, повлиявшим на сокращение объема производства в регионе. При незначительном изменении численности населения Вологодской области наблюдается рост бытовых отходов на 54,7 %, вызванный развитием потребительского рынка и упаковочной индустрии.

Образование отходов в регионе в 2011 г. по классам опасности характерно тем, что в структуре промышленных и твердых бытовых отходов преобладают отходы IV и V классов - 50,4 и 47,2 % соответственно. Твердые бытовые отходы 1-Ш классов опасности составляют 2,4 %.

Вклад основных секторов региона в образование отходов представлен в табл. 3. Объем отходов металлургического и химического производств варьируется в сумме от 71 до 82 % от общего количества отходов, образовавшихся в Вологодской области за 2007-2011 гг.

Отходы производства по сравнению с ТБО имеют более однородную структуру, поэтому являются

Таблица 2

в Вологодской области в 2006-2011 гг.

Показатель Год 2011 к 2006 г., %

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Образовалось отходов производства и потребления, тыс. т 21 409 17 922 16 222 14 839 14 811 15 093 70,5

В том числе твердые бытовые отходы 371,0 434,4 569,4 595,6 577,0 573,9 154,7

Использование и обезвреживание отходов производства и потребления, тыс. т 14 741 11 548 10 539 11 879 12 864 11 091 75,2

Доля использованных и обезвреженных отходов от общего объема отходов производства и потребления, % 68,9 64,4 65,0 80,1 86,9 73,5 106,7

Количество образовавшихся бытовых отходов на душу населения, кг/чел. 300,4 354,3 466,7 490,6 477,6 477,9 159,1

Источник: рассчитано по [10, 17].

Таблица 3

Удельный вес отходов по видам экономической деятельности в Вологодской области в 2007-2011 гг., %

Вид экономической деятельности Год

2007 2008 2009 2010 2011

Металлургическое производство 50,0 47,3 47,0 53,0 54,0

Химическое производство 24,5 23,7 24,0 26,0 28,0

Сельское хозяйство 8,8 8,0 10,0 6,0 8,0

Добывающее производство 5,0 6,0 5,0 5,0 3,0

Деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство 6,2 8,0 6,0 3,0 5,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 3,0 3,0 3,0 3,0 0,2

Прочие 2,5 4,0 5,0 4,0 1,7

Источник: рассчитано по [6-10].

востребованными для переработки. Предприятиям металлургической и химической промышленности региона удалось добиться высокой степени применения и обезвреживания отходов. Намного сложнее обстоит ситуация с бытовыми отходами.

Твердые бытовые отходы из-за затруднительной переработки являются существенным источником проблемы в российских регионах. Так, на территории Вологодской области в государственный реестр объектов размещения отходов включено 224 объекта размещения бытовых отходов, из них 37 полигонов ТБО и 187 санкционированных свалок. Также в 2011 г. в регионе ликвидировано 204 стихийные свалки [10].

Отходы потребления выступают как источник загрязнения окружающей природной среды вредными и опасными веществами. Они разнородны по морфологическому составу (макулатура, текстиль, стеклобой, пластмасса, резина и др.), что вызывает трудности в их сборе, транспортировке и переработке. Состав отходов на российских свалках различен и трудно поддается анализу. Так, количество бумаги и картона составляет до 25-30 % от общего объема отходов; количество органических отходов (включая пищевые) - до 26-35 %; металла и стекла - до 5-12; пластика - до 7-10; дерева, текстиля, резины и др. - примерно по 2-4 %. В этом перечне нет токсичных компонентов, ведь их складирование на полигонах ТБО запрещено. Однако в процессе трансформации отходов в теле полигона образуются различные токсичные жидкие и газообразные вещества, влияние которых на окружающую среду наиболее опасно. Стоит также особо отметить, что складирование отходов на полигонах часто осуществляется без надлежащего досмотра и экологического контроля, поэтому на свалки несанкционированно попадает значительное количество токсичных компонентов. Следовательно, практи-

30 -

чески все компоненты экосистем (абиотические, биотические), существующие вблизи или вокруг полигонов ТБО, испытывают различные негативные или преобразующие воздействия [13].

Длительное время в России экологическая опасность отходов редко связывалась с экономическими потерями. Захоронение неотсортированных отходов ведет к безвозвратной потере до 90 % продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья. При захоронении утильных фракций ежегодно безвозвратно теряется примерно 9 млн т макулатуры, 1,5 млн т черных и цветных металлов, 2 млн т полимерных материалов, 0,5 млн т стекла. Также следует отметить, что из хозяйственного использования под полигоны для ТБО изымаются значительные территории. Следовательно, в случае определения стоимостного выражения вреда, наносимого окружающей среде при захоронении отходов, необходимо говорить не только об экологическом, но и значительном экономическом ущербе для России [2].

Бытовые отходы могут являться экономичным сырьем для разных производств. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетов социальной и экономической политики в стране называет создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления [12].

В развитых зарубежных странах мира образуется огромное количество бытовых и производственных отходов. Для утилизации твердых бытовых отходов существуют четыре основных способа: 1) захоронение (свалки, полигоны с засыпкой грунтом, полигоны со сбором биогаза); 2) термическая обработка (открытое сжигание, промышленное сжигание, пиролиз, газификация); 3) рециркуляция (сортировка мусора с отбором вторичного сырья, переработка вторичного сырья); 4) компостирование. Единого мнения ученых по поводу

наиболее рациональной технологии переработки и утилизации мусора к настоящему времени пока не выработано.

Председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования А. Ф. Малышевский указывает на то, что технологию сжигания ТБО при температуре от 850 до 1 200 С на мусоросжигательных заводах с выработкой электричества и тепла можно признать наилучшей доступной технологией. Данный метод борьбы с бытовыми отходами следует рекомендовать для широкого применения на территории Российской Федерации, причем как для решения проблем утилизации ТБО, так и задач энергосбережения и энергоэффективности. Строительство мусоросжигательного завода для областного города с населением 500-700 тыс. чел., помимо решения экологических проблем, позволяет обеспечить выработку тепловой энергии приблизительно в количестве 300 тыс. Гкал в год, что эквивалентно тепловой энергии, получаемой от сжигания природного газа в объеме до 35 млн м3 в год. Если использовать теплоту от сжигания всех ТБО жилого фонда такого города для выработки электроэнергии, то за счет нее можно покрыть около 9 % годового потребления электрической энергии каждым городским жителем из расчета потребления им 1 500 кВт-ч/год электроэнергии [15].

Развитые страны стремятся уменьшить объем отходов, которые подлежат захоронению. В тех странах, где земельные ресурсы ограничены, создание полигонов ТБО вообще запрещено. В европейских странах 40 % отходов превращают путем биологической обработки в удобрения, 10 % сжигают на мусоросжигательных заводах, 40 % захоранивают у себя или в третьих странах, остальные 10 % (в основном активный ил) сбрасывают в моря. Таким образом, за рубежом в текущее время около 50 % объема отходов стараются перерабатывать. В странах Евросоюза разработана долгосрочная программа, рассчитанная на полную ликвидацию захоронений и постепенный переход на рециклинг [13].

На основании изученной литературы [2, 15, 19, 20, 22, 23] приведем некоторые из применяемых форм и методов управления бытовыми отходами в зарубежных странах, которые, по мнению авторов, могут стать полезными и в практике российских регионов.

Акционерная компания «Дуальная система Германии» начала действовать с 1990 г. Целью хозяйствующего субъекта стало внедрение в об-

щегосударственном масштабе программы «Зеленая точка» (Der Grune Punkt). Идея состояла в продаже предпринимателям лицензии на использование знака Der Grune Punkt, освобождавшего их от необходимости обязательного приема и утилизации своей упаковки. Мусор в Германии подразделяется на две категории. К первой относится мусор, который можно сортировать и размещать в специальные баки в зависимости от материала: металла, стекла, пластика, картона, органики. Знак «Зеленая точка» на упаковке означает, что производитель уже оплатил ее переработку. Данным знаком маркированы более 400 млрд упаковок, производимых 77 тыс. фирм, получивших лицензию в 15 странах Европы.

Ко второй категории мусора относятся материалы, состоящие из нескольких компонентов. После проводимой сортировки отходы продаются компаниям, занимающимся их переработкой. За годы своей деятельности общество «Дуальная система Германии» создало 17 тыс. дополнительных рабочих мест и 320 сортировочных пунктов. Количество собранной и переработанной упаковки достигает 5 млн т ежегодно. Общее количество бытового мусора за годы функционирования «Дуальной системы» сократилось в Германии на 15 %.

В Германии существует жесткая система, не позволяющая выбросить мусор в не отведенное для этого место. Особенно это касается таких опасных отходов, как аккумуляторы, элементы питания, автопокрышки и др. Система штрафов и пропаганда заставляют владельцев этих отходов сдавать их в специальные пункты приема, при этом утилизацию старой электроники, холодильников, бытовой техники оплачивают граждане. В жилом секторе страны используются технологии измельчения отходов. В домах имеются биогазовые установки, перерабатывающие скапливающиеся отходы в биогаз, применяемый для подогрева воды и получения электроэнергии. Все отходы перерабатываются с извлечением тепловой или электрической энергии. Получаемая при сжигании отходов электроэнергия составляет примерно 0,6 % всей электроэнергии, вырабатываемой в Германии.

В Европейском союзе мусоросжигательные заводы являются предприятиями малой генерации, выполняя важную роль в случае возникновения нештатных ситуаций в системе энергоснабжения. В постоянной эксплуатации находится более 400 заводов, на которых сжигается около 59 млн т ТБО и вырабатывается 22 млрд кВт-ч энергии в год. Однако экологические организации призывают прекратить

строительство данных заводов, мотивируя это тем, что необходимо учитывать опыт других зарубежных стран, которые уже столкнулись с проблемой нехватки мусора для обеспечения мусороперераба-тывающих заводов.

Интересен опыт Голландии, которая на своем примере доказала, что в стране всего за несколько лет можно создать мощную индустрию авторецик-линга. В настоящее время в Голландии работает около 700 аккредитованных пунктов приема вышедших из эксплуатации автотранспортных средств и более 260 предприятий по их разборке, эксплуатируется 11 шредерных установок, созданы многочисленные рабочие места. Получаемые вторичные материалы еще раз используются в производстве, происходит существенное уменьшение количества отходов, подлежащих захоронению.

Муниципальные службы вторсырья Швейцарии используют металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, при этом стекло сортируется по цвету. Отработанные батарейки собирают в небольшие ящики - «скворечники», расставленные возле школ и крупных магазинов. Также осуществляется сбор бытового алюминия.

Для населения Швеции, желающего сортировать домашний бытовой мусор и компостировать органические отходы, действует половинный тариф за вывоз мусора.

Жители США широко применяют в бытовых нуждах измельчители пищевых отходов. Измельченные отходы в дальнейшем попадают в бытовые стоки и одновременно с ними удаляются.

В Японии работает около 1 900 установок термической переработки ТБО. В настоящее время в этой стране до 75 % бытовых отходов сжигается и примерно 12 % направляется на переработку. Потребителям запрещено выбрасывать несортированный мусор. Местные власти обязаны вести его дифференцированный сбор, а производители - повторно использовать тару и упаковочные материалы для своих изделий. Рециркуляции пластиковой и стеклянной тары поддается 40 % от их общего объема. Для полиграфических целей используют 50 % старых газет. Бытовые отходы используются для производства экоцемента, применяемого для изготовления соединительных блоков или кубов в целях укрепления морских берегов. Спрос на такие изделия достигает сегодня 6 млн т в год.

Одним из наиболее динамичных рынков производства энергии из ТБО является Китай. Термичес-

кая переработка также широко развивается в таких развитых азиатских странах, как Корея, Япония, Тайвань и Сингапур.

Из стран ближнего зарубежья следует рассмотреть опыт Украины и Белоруссии. В нескольких районах Киева с 2008 г. началась работа по раздельному сбору ТБО: около каждого контейнера был установлен дополнительный контейнер со специальной крышкой желтого цвета и информационной наклейкой, который предназначался для сбора использованных изделий из пластика, бумаги, стекла и металла. Раздельный сбор отходов пытаются также внедрить в Минске, применяя для этого соответствующие контейнеры на улицах. Появились стационарные и передвижные приемные пункты. В Могилеве действует завод по переработке ПЭТФ-бутылок мощностью 28 тыс. т в год, принимающий данные отходы в прессованном виде. Стекло для переработки принимают Гомельский и Елизовский стеклозаводы. Планируется строительство сортировочных станций.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года указывают на то, что при решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы [16]:

1) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации и рециклинга;

2) внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

3) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

4) поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и др.);

5) установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представлен-

ной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки; 6) обеспечение экологической безопасности при хранении, использовании и захоронении отходов, проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

Переработка отходов (рециклинг) - важнейшее направление модернизации экономики, экологизации промышленности и государственного управления. Рециклинг представляет собой процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техноге-неза, что способствует уменьшению потребления первичного сырья и энергии при производстве единицы продукции. Современные технологии рецик-линга позволяют существенно снизить загрязнение воздуха, воды, уменьшить выбросы парниковых газов, сократить до минимума производство особо опасных для здоровья человека и окружающей среды отходов и объемы твердых отходов, требующих обширных полигонов и свалок [2].

Управление отходами производства и потребления является сложным процессом, который требует решения не только технических, организационных, законодательных, социальных и других вопросов, но и их экономического обоснования. Для повышения эффективности переработки отходов в российских регионах необходимо решить ряд проблем, активизируя следующие мероприятия:

1. Привлечение финансовых ресурсов в целях организации производств по переработке отходов. Для реализации инвестиционных проектов по переработке отходов целесообразно предоставлять льготные кредиты, субсидии, дотации за счет региональных и муниципальных бюджетов. Также можно предложить льготы по оплате экологических платежей при условии, что средства будут направлены на создание производств по переработке отходов. Целесообразно и предоставление льгот по налогу на прибыль и НДС (на постоянной или временной основе на период возврата инвестиционных средств) [5].

В решении вопроса привлечения финансовых ресурсов для переработки ТБО необходимо воспользоваться опытом зарубежных стран. Например, в Швеции субсидии выделяются муниципалитетам и отдельным предприятиям на строительство сооружений по утилизации бытовых отходов в размере до 50 % от стоимости сооружений. Субсидии в размере

25 % от стоимости проекта действуют для мощностей с традиционными методами утилизации при условии их перестройки в будущем на более современные. В Австрии, Франции, США и Финляндии промышленным предприятиям, осуществляющим обработку и вторичное использование отходов, предоставляются займы из фондов кредитных учреждений. В некоторых странах ЕС аналогичным компаниям муниципалитеты предоставляют долгосрочные займы без процентов или под очень низкие проценты. Льготное кредитование для частного сектора по переработке отходов осуществляется и в Японии [24].

2. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам ресурсосбережения. В настоящее время российское законодательство, регулирующее отношения в области обращения с отходами производства и потребления, представлено в рамках Федерального закона от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данный закон закрепляет лишь общие основы законодательного регулирования отношений в данной сфере, не устанавливая специальных норм, касающихся сортировки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, обращения с отдельными видами отходов, обладающими особой экономической и экологической значимостью.

Важнейшими направлениями в законодательном регулировании отношений в сфере обращения с отходами являются [2, 19]:

- обеспечение правовых условий для предупреждения и сокращения объемов образования отходов, а также максимально полного использования сырья и материалов путем внедрения системы наилучших доступных технологий (НДТ);

- создание правовых основ для развития отхо-доперерабатывающей индустрии в Российской Федерации;

- законодательное закрепление в Российской Федерации «принципа ответственности производителя», заключающегося в экологически безопасном удалении произведенной ими продукции, утратившей свои потребительские свойства, а также ее упаковки;

- разработка законодательства о залоговой цене определенных видов металлической, пластиковой или стеклянной упаковки;

- внедрение правовых механизмов обращения с упаковочными отходами, отработавшими батарейками и иными элементами питания, отходами электронного и электротехнического

оборудования (бытовой и офисной техники,

вышедшей из употребления), колесными транспортными средствами.

3. Внедрение инновационных технологий переработки отходов. Прошедшая в Москве в мае 2013 г. VIII Международная выставка по управлению отходами продемонстрировала, что движение к европейским стандартам переработки ТБО осуществляется, но незначительными темпами. Основную долю выставочных площадей заняли не инновационные экологически эффективные решения, а всевозможные модификации контейнеров и мусоровозов. Отечественных предпринимателей интересуют в основном вопросы сбора отходов и транспортировки их на полигоны. Более глубокий и экономически эффективный подход к управлению отходами был представлен зарубежными компаниями. Например, американская корпорация GLES (Green Light Energy Solutions Corp.), занимающаяся разработкой и производством инновационного оборудования для переработки отходов, создала комплекс, основанный на процессе экологически безопасного пиролиза. В сотрудничестве с инжиниринговыми и строительными компаниями GLES обеспечивает комплексные решения по переработке отходов в энергию. Аналоги американской установки в России отсутствуют. Стоит отметить, что данная технология базировалась на научных разработках российских ученых, но практической реализации установки в нашей стране не получилось.

Технологию преобразования отходов в энергию представила немецкая компания Vecoplan. Компетенция этой компании распространяется на все: от приема отходов, разделения на потоки фракций до производства газа, электроэнергии, тепла и заменителей топлива. Принцип биологической сушки, используемый Vecoplan, позволяет эффективно (с точки зрения экономии энергии и времени) снизить остаточную влажность в бытовых отходах с помощью аэробного процесса разложения. А основными этапами для получения энергии является гидромеханическая переработка и анаэробное сбраживание. В настоящее время с компанией, помимо многих европейских стран, сотрудничают Белоруссия и Казахстан [4].

4. Применение методики интегральной оценки эффективности переработки отходов. Большинство инвестиционных проектов по переработке отходов не реализуется на практике из-за отсутствия достоверной методики оценки их эко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лого-экономической эффективности. Проведенный анализ литературных источников выявил значительное количество методик и индикаторов для оценки эффективности переработки отходов. Любой производственный процесс, в том числе рециклинг, должен быть экономически выгоден. Экономическая эффективность переработки отходов определяется как отношение стоимостной оценки результатов работы хозяйствующего субъекта к стоимостной оценке затрат на переработку отходов. Помимо экономической эффективности применения отходов следует оценивать экологический эффект, связанный с предотвращенным экологическим ущербом для окружающей среды региона. В настоящее время ученые работают над обобщающим показателем результативности рециклинга. Так, например, профессор А. В. Абрамов предлагает ввести понятие индекса эффективности рециклинга [1]:

Ier = F(E, E, M) ^ 1,0, где Ier - индекс эффективности рециклинга (чем больше значение, тем эффективнее переработка отходов);

E - показатель экономической эффективности рециклинга;

Ec - показатель экологической значимости ре-циклинга;

M - показатель относительного объема предполагаемого рециклинга. 5. Активизация развития предприятий в области сбора и переработки отходов. Бизнес по переработке отходов является перспективным в российских регионах, так как мусороперерабатываю-щих компаний относительно немного, а количество сырья ежегодно растет. Также предприниматель может самостоятельно организовать прием различных типов мусора. Классический подход к утилизации отходов (контейнер - свалка - рекультивация) становится малоэффективным, а также потенциально опасным для экологии и здоровья человека. Органы государственной власти положительно относятся к предприятиям, перерабатывающим отходы.

По мнению специалистов, рентабельность хорошо организованного бизнеса по переработке отходов может составлять до 80 %. Таким образом, бизнес по переработке бытовых отходов в ближайшее время станет востребованным. Строительство огромного универсального комплекса по переработке любых видов ТБО (древесины, резины, пластика, металла, бумаги и стекла) обойдется, по мнению экспертов, в сумму свыше 20 млн долл. Организация

цеха, специализирующегося на одном из видов ТБО, потребует инвестиций в размере от 50 до 300 тыс. долл. При условии хорошо налаженного сбыта вторсырья срок окупаемости бизнеса составляет от 10 мес. до 1,5-2 лет [18].

Законом Вологодской области от 02.12.2008 № 1912-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области» введен запрет передачи и приема отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, для захоронения на полигонах и свалках твердых бытовых отходов. Приказом начальника департамента от 22.05.2009 № 192 утвержден перечень отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами. На территории области деятельность по сбору, переработке вторичных ресурсов осуществляют свыше 30 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В регионе перерабатываются покрышки, стеклобой, макулатура, древесные отходы, оргтехника, пластмасса, обезвреживаются ртутьсодержащие отходы, нефтесодержащие отходы и другие отходы. Недопущение захоронения указанных отходов позволяет уменьшить объем отходов, поступающих на захоронение, а также увеличить срок эксплуатации полигонов ТБО.

На реализацию природоохранных мероприятий в области обращения с отходами в 2012 г. за счет инвестиционных средств израсходовано более 500 млн руб. Так, на территории Великоустюгского района за счет инвестиционных средств завершено строительство завода по изготовлению карбона (пиролизный метод) из отходов деревообработки. На территории Шекснинского района за счет средств инвесторов завершены работы по строительству биотехнологического завода по производству мясокостной муки и технического жира из биологических отходов (мощность 80-90 т в сутки). Администрацией г. Вологды заключено концессионное соглашение в отношении строительства современного полигона ТБО, мусороперерабатывающего предприятия. Кроме того, решается вопрос о строительстве завода по производству несущих и ограждающих конструкций из газобетона и линии по выпуску влагостойких фиброцементных листов с использованием золошлаковых отходов [21].

Завод по сортировке мусора действует в г. Череповце. Данное предприятие перерабатывает У городских отходов. Сортировка мусора производится вручную. На сортировочном заводе создано 15 рабочих мест.

6. Повышение заинтересованности общества в управлении бытовыми отходами. Главной проблемой переработки ТБО в российских регионах является отсутствие системы раздельного сбора мусора. Большинство попыток внедрить систему ограничивается разовыми акциями. В качестве положительного примера можно представить деятельность финского концерна L&T (Lassila & Tikanoja), который с 2004 г. в г. Дубне Московской области поэтапно осуществлял процесс модернизации системы обращения с коммунальными отходами. В результате был пройден путь от замены контейнеров до внедрения раздельного сбора мусора среди населения и предприятий города [4]. Российская практика показала, что в нашей стране проблему раздельного сбора отходов решить достаточно сложно. Объясняется это как низкой экологической культурой у населения, так и недостаточным техническим обеспечением.

Общемировая практика и европейский опыт показывают, что селективный сбор эффективен только в малоэтажной застройке, а организация раздельного сбора ТБО в многоквартирных домах крупных городов является сложной и дорогостоящей градостроительной и транспортной задачей, связанной с реконструкцией мусоропроводов и контейнерных площадок, строительством предприятий по переработке вторичного сырья, усложнением транспортной логистики. Опыт раздельного сбора бытовых отходов в крупных городах России оказался негативным из-за перечисленных факторов. Следует отметить, что 2,5-кратное увеличение доли бытовых отходов, подвергающихся повторному использованию, в странах Евросоюза потребовало более 15 лет [15].

7. Создание информационных технологий -«бирж отходов». Обеспечение электронной биржи отходов позволяет размещать на страницах сайта объявления об имеющихся отходах, которые хотели бы реализовать или приобрести различные хозяйствующие субъекты. Помимо этого «биржа отходов» позволяет осуществлять поиск сырья из отходов других производств, предлагает или осуществляет поиск имеющегося оборудования или технологии по переработке и обезвреживанию отходов. На страницах сайта возможно размещать объявления о поиске партнеров по любым совместным проектам в области обращения с отходами [14].

Проведенные Калифорнийским университетом исследования коммунальных хозяйств (1995 г.) по-

казывают, что индустрия переработки мусора прибыльна и создает новые рабочие места. Переработка каждых 625 тыс. т отходов позволяет создать 775 новых рабочих мест [2]. Следовательно, развивать индустрию переработки отходов в российских регионах целесообразно, ведь это позволит снизить риск для окружающей среды и ее деградации, создать дополнительные рабочие места и обеспечить рост доходов. В результате выполняются все основные условия «зеленой» экономики [25].

Таким образом, хозяйствующие субъекты и население создают негативную нагрузку на экосистему, образуя отходы производства и потребления. Проведенный анализ управления бытовыми отходами в Вологодской области показал, что российские регионы существенно отстают от зарубежных стран. Проблема повышения эффективности применения отходов является ключевой задачей экологизации российских регионов.

Список литературы

1. Абрамов А. В. Оценка эффективности рециклинга // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2009. Т. 4. С. 36-38.

2. Аналитический доклад «Социальные и технологические аспекты экологичного развития» // Аналитический вестник. 2011. № 9 (421). URL: http://www. protown. ru/information/hide/7868.html.

3. Букринская Э., Мясникова Л. Логистическое обеспечение рециклинга ТБО в мегаполисе // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2006. № 4. С. 38-45.

4. ВейстТэк - 2013. Официальный портал о проблемах человечества. URL: http://greenevolution. ru/2013/05/29/ vejsttek-2013-rynok-otxodov-rastet-no-ego-innovacionnaya-sostavlyayushhaya-ostavlyaet-zhelat-luchshego/#subscribe.

5. Девяткин В. В., Гаев Ф. Ф. Экономические условия переработки отходов по малотоннажным технологиям и рекомендации по мерам стимулирования в этой области // Твердые бытовые отходы. 2006. № 6. С. 8-9.

6. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2007 году / Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Вологда, 2008.

7. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2008 году / Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Вологда, 2009.

8. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2009 году / Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Вологда, 2010.

9. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2010 году / Правительство Вологод-

36 -

ской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Вологда, 2011.

10. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2011 г. Вологда: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, 2012.

11. Дуальная система утилизации упаковки в Германии. Официальный сайт Ассоциации рециклинга отходов. URL: http://www.rosaro.ru/focus/world/germany/news 127. htm.

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

13. Королев В. А. Полигоны ТБО: есть ли альтернатива? // Инженерная геология. 2010. № 1. С. 46-56.

14. Ларочкина И. А. Больше производишь отходов -больше платишь // Рециклинг отходов. 2008. № 4. С. 6-9.

15. Малышевский А. Ф. Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России. URL: http://rpn. gov. ru/node/6481.

16. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утверждены Президентом РФ 30.04.2012.

17. Охрана окружающей среды. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. URL: http://vologdastat. ru/bgd/egegodnik/IssWWW. exe/Stg/ d720/07oxrana. html.

18. Переработка мусора - самый перспективный бизнес. URL: http://www. bizseven. ru/view_text. php?id=35.

19. Пономарев М. В. Тенденции и перспективы совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления // Журнал российского права. 2013. № 4. С. 22-32.

20. Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды: приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511.

21. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области за 2012 год. URL: okuvshinnikov. ru>files/zip/zavgorodnij. pdf.

22. Сопилко Н. Ю. Переработка отходов: анализ мировых тенденций // Твердые бытовые отходы. 2011. № 11. С. 42-44.

23. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

24. Шуварикова Е. В. Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. 2010. № 7 (183). С. 41-48.

25. Яшалова Н. Н.«Зеленая» экономика: вопросы теории и направления развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 11. С. 33-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.