Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ'

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
управление / воспитательная система / воспитание / кадетское образование / воспитание школьника / учебно-воспитательный процесс / management / educational system / education / cadet education / education of student / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елезова А.С.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елезова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMIN EDUCATIONAL ORGANIZATIONWHENWORKINGWITH CADET CLASSES

In the new federal state educational standard of general education, the educational process should be understood as a process of personal development, acceptance of spiritual, moral, social, family and other values. The modern society of Russia has acutely set the task of the spiritual revival of the nation. This issue has acquired particular relevance in the field of patriotic education of young people. The program of patriotic and civic education of youth is increasingly being identified as one of the priorities in modern youth policy.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ»

УДК 37.01

Елезова А.С.

студентка СГУ им. Питирима Сорокина (г. Сыктывкар, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ

Аннотация: в новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

Ключевые слова: управление, воспитательная система, воспитание, кадетское образование, воспитание школьника, учебно-воспитательный процесс.

До сих пор в практике образовательных учреждений не наблюдается реализации заявленной роли школы в воспитании. Это становится проблемой для педагогов, которым необходимо организовать образовательный процесс таким образом, чтобы создать благоприятные условия для развития высококультурной, интеллектуальной, социально активной и гуманной личности. Основной задачей воспитания является формирование у каждого ребенка человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду и бережного отношения ко всей живой природе. Восстановление и сохранение духовных традиций своего народа являются важными ценностями, которыми должна быть наполнена воспитательная система класса.

Кадетские классы создаются с целью развития интеллектуальных, общекультурных, физических, духовно-нравственных и морально-волевых качеств в процессе осуществления общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС, а также специализированных программ в системе дополнительного образования. Они помогают адаптироваться к обществу и создают базу для подготовки несовершеннолетних граждан к службе Родине в государственных, гражданских, военных, правоохранительных и других службах.

Необходимость создания модели кадетских классов, как структуры общеобразовательных учебных заведений, позволяет сделать кадетское образование доступнее и создать структуру для организации и реализации воспитательного процесса на основе кадетского воспитания. Это предполагается формирование гармонично развитой, образованной и воспитанной личности, способной к активной социальной деятельности в различных сферах общественной жизни.

Кадетское образование и воспитание также предусматривают подготовку учебно-воспитательного персонала. Воспитание кадетов включает различные мероприятия, такие как информационная и пропагандистская работа, психологическое, правовое, социально-экономическое, морально-этическое, культурно-досуговое и спортивно-массовое. Основная цель этих мероприятий заключается в формировании необходимых качеств у кадетов. Воспитательная работа требует согласованности и единства усилий всех участников образовательного и воспитательного процесса. Совершенствование системы воспитания кадетов обусловлено анализом мировой военно-политической обстановки.

Воспитание и образование в кадетских классах осуществляются на основе следующих принципов:

1. Система воспитания основана на традициях русской армии, в том числе на традициях взаимоотношений между старшими и младшими, уважении и подчинении, выражении собственного мнения и учете мнений товарищей.

2. Воспитание в воинском коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности, полным выполнением воинских ритуалов, организацией внутренней службы и внутреннего распорядка. Воспитание с детства включает чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям, а также развитие организованности и дисциплинированности ума и характера.

3. Общие программы базового образования, дополненные системой самоподготовки и контролем уровня образования, позволяют успешно перейти на более сложные программы в старших классах. В результате воспитанники могут выбрать свою дальнейшую жизненную путь с учетом полученного образования.

4. Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволяет организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по различным направлениям и помочь им выбрать свой жизненный путь.

5. Уроки физической культуры имеют важное значение в образовательном процессе. Они способствуют формированию таких качеств как коллективизм, уважение к окружающим, трудолюбие, осознание значения занятий физической культурой, целеустремленность и творческая активность. Регулярные занятия физическими упражнениями помогают развивать физическую и умственную работоспособность воспитанников.

6. Спортивные мероприятия, такие как фестивали, праздники и соревнования, являются важным элементом физкультурного образования. Они способствуют формированию социально-значимых качеств личности, развитию коллективизма, уважения к окружающим, трудолюбия, целеустремленности и творческой активности. Физическая активность кадетов направлена на формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни и регулярных занятиях спортом. Основная цель заключается в развитии физической подготовки и укреплении здоровья, а также подготовке высококвалифицированных спортсменов. Уроки физической культуры

ориентированы на практические занятия, где кадеты активно участвуют в прикладной деятельности, а не ограничиваются выполнением программных упражнений. На занятиях кадеты учатся преодолевать себя и преодолевать различные препятствия, а в старших классах им предоставляется возможность обучения парашютному спорту.

Важным аспектом является помощь кадетам в преодолении психологических барьеров. Кроме того, в кадетском учебном классе учитываются индивидуальные способности и психологические особенности каждого воспитанника, что позволяет организовать профессиональную подготовку и направить воспитанников на правильный жизненный путь. Педагоги и воспитатели в кадетских учебных заведениях являются высококвалифицированным персоналом, осуществляющим весь спектр учебно-воспитательной работы. Взаимодействие кадетов и педагогов происходит гораздо чаще и в различных формах, чем в обычных классах, потому что кадеты проводят в школе и послеурочное время, в процессе которого они осуществляют самоподготовку. Такая организация учебного процесса повышает успеваемость, развивает творческие способности, расширяет кругозор и профессиональные ориентации, а также позволяет эффективнее определять нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях. В кадетских классах более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику. В кадетских классах дети усваивают определенные нормы поведения, становятся более ответственными, исполнительными, дисциплинированными. Этих детей отличает умение мыслить логично, четко, конкретно, а также умение быстро реагировать на ту или иную ситуацию.

Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса: - имитация военной организации жизнедеятельности в образовательном процессе, введение военной формы для учащихся, -доминирование в организации воспитательного процесса военно-

патриотического воспитания, - усиленное внимание к военно-спортивной подготовке, - отведение специального времени на самоподготовку во внеурочное время в школе и в связи с этим удлиненный учебный день. К особенностям кадетских классов по отношению к кадетским корпусам относят следующее:

- совместное обучение девочек и мальчиков,

- открытость в взаимодействию с социумом,

- педагогический состав - учителя, которые не обладают специальными навыками и умениями работы с кадетами,

- отсутствие конкурсного отбора,

- приходящий, а не постоянный офицер - воспитатель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212300007 (дата обращения: 23.02.2023);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 23.02.2023);

3. Лутовинов, В. И. Патриотическое воспитание современной молодежи: состояние, содержание, формы (организационно-методические основы) [Текст] : учебно-методическое пособие / В. И. Лутовинов, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации совместно с авт. учреждением Ханты-Мансийского авт. округа - Югры "Центр развития молодежи". - Ханты-Мансийск : Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2014. - 403 с.;

4. Мурзина, И. Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики [Текст] / И. Я. Мурзина. - Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. - 280 с.

Elezova A.S.

Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin (Syktyvkar, Russia)

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM IN EDUCATIONAL

ORGANIZATION WHEN WORKING WITH CADET CLASSES

Abstract: in the new federal state educational standard of general education, the educational process should be understood as a process ofpersonal development, acceptance of spiritual, moral, social, family and other values. The modern society of Russia has acutely set the task of the spiritual revival of the nation. This issue has acquired particular relevance in the field ofpatriotic education of young people. The program ofpatriotic and civic education of youth is increasingly being identified as one of the priorities in modern youth policy.

Keywords: management, educational system, education, cadet education, education of student, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.