Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ / КАДЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордухова Светлана Алхасовна

Автор стать приводит описание теоретического и эмпирического исследования, направленного на раскрытие важности внеурочной деятельности по формированию гражданско-патриотических качеств кадет. Проведен анализ различных исследований на феномен гражданско-патриотических качеств. Обоснованы особенности образовательного процесса в кадетских классах и их роль в формировании гражданско-патриотических качеств. Проведен опрос среди кадет и школьников из общеобразовательных школ по выявлению уровня гражданско-патриотических качеств и их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC QUALITIES OF CADETS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The author of the article conducts theoretical and empirical research aimed at revealing the importance of extracurricular activities for the formation of civil and patriotic qualities of cadets. The analysis of various studies on the phenomenon of civil-patriotic qualities is carried out. The features of the educational process in cadet classes and their role in the formation of civic and patriotic qualities are substantiated. A survey was conducted among cadets and schoolchildren from secondary schools to identify the level of civic and patriotic qualities and their comparative analysis.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 371

учитель Мордухова Светлана Алхасовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа - детский сад №36» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Автор стать приводит описание теоретического и эмпирического исследования, направленного на раскрытие важности внеурочной деятельности по формированию гражданско-патриотических качеств кадет. Проведен анализ различных исследований на феномен гражданско-патриотических качеств. Обоснованы особенности образовательного процесса в кадетских классах и их роль в формировании гражданско-патриотических качеств. Проведен опрос среди кадет и школьников из общеобразовательных школ по выявлению уровня гражданско-патриотических качеств и их сравнительный анализ.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, гражданско-патриотические качества, кадетские классы, кадеты.

An^tatton. The author of the article conducts theoretical and empirical research aimed at revealing the importance of extracurricular activities for the formation of civil and patriotic qualities of cadets. The analysis of various studies on the phenomenon of civil-patriotic qualities is carried out. The features of the educational process in cadet classes and their role in the formation of civic and patriotic qualities are substantiated. A survey was conducted among cadets and schoolchildren from secondary schools to identify the level of civic and patriotic qualities and their comparative analysis.

Key words: extracurricular activities, civic-patriotic education, civic-patriotic qualities, cadet classes, cadets.

Введение. Гражданско-патриотическая позиция населения является одной из ключевых ресурсов эффективного процветания страны. В последние годы особое место в педагогически исследованиях занимает проблема гражданско-патриотических качеств среди подрастающего населения. В целях наращивания гражданственности и патриотизма с 2021 года реализовывается Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в котором предусмотрен комплекс воспитательных мероприятий патриотической направленности в образовательных организациях различного уровня [18]. Особенно гражданско-патриотическое воспитание развивается в классах кадетской направленности, как важный компонент программы данного вида организаций.

Изложение основного материала статьи. Опираясь на исследования С.Л. Рубинштейна, в основе формирования личности лежит психическое образование, развивающиеся в мероприятиях образовательного типа и пробуждающиеся через них [15]. Отмечая приоритетность и востребованность воспитательной деятельности патриотического характера в кадетских классах, нельзя не оценить уровень сформированности гражданско-патриотических качеств среди кадет. Благодаря активности самих кадет в различных видах деятельности, рассматриваемой направленности, происходит системная работа по формированию и усовершенствованию гражданственности и патриотизма.

Патриотизм и гражданственность формируется не только в педагогическом процессе, но и в большой степени в семьях и социуме. Следовательно, при разработке воспитательной системы в направлении патриотизма и гражданственности необходим учет и взаимодействие с семьёй, а также с различными сферами, с которыми сталкивается подросток (СМИ, здравоохранение, религиозные и общественные организации и др.).

Анализ современных источников, показал большой интерес исследователей по проблеме гражданско-патриотических качеств различных категорий обучающихся (A.A. Артемов, A.K. Быков, M.H. Гендугова, Л.Г. Горбунова, В.И. Лутовинов и др.) [3, 5, 7, 8, 10].

Рассмотрим мнение некоторых авторов в исследуемой нами области. Так, И.А. Полищук в своем диссертационном исследовании характеризует гражданско-патриотическое воспитание как «...систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический выбор, культурно-историческими ценностям, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; содействующее развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов...» [13, С. 14]. Мнение автора интересно для настоящего исследования, так как представлен результат воспитания, отражающий гражданско-патриотические качества.

Кроме того, Т.В. Ткаченко отмечает уровень патриотической воспитанности в виде ценностно-патриотической ориентации, который формируется в процессе освоения и осмысление общечеловеческих ценностей [17].

И.И. Болдыревым проведено исследование по воспитанию гражданских качеств, в котором автор рассматривает его как деятельность организованную в направлении личностного становления гражданина с помощью: знаний по истории своего Отечества; осознания и принятия ценностей и норм того общества, в котором проживает гражданин; участие в социально значимых мероприятиях на добровольной основе, которое формируется посредством собственных убеждений [4]. Рассмотренные позиции исследователей, на изучаемый нами феномен, позволяет рассматривать исследуемые качества кадет как важные образования личности в воспитании, позволяющие осознанно проявлять патриотизм и выражать собственную гражданскую позицию. Данные качества формируются в целенаправленном процессе воспитания и опираются на собственные осознанные убеждения и правила.

Грaждaнcкo-пaтриoтичeскoe вoспитaниe кaдeт является формирующем процессом важных качеств, позволяющих духовно обогатить сознание населения РФ. К рассматриваемым качества выделим наиболее значимое - осознанная готовность нести гражданскую ответственность в мирное и военное время на благополучие Отечества [1]. Анализируя образовательную деятельность кадетских образовательных учреждений, отмечается значимая включенность государственных и общественных требований, актуальных ценностей, гражданских ориентиров и жизненных эталонов.

Кадетские классы, как и общеобразовательные учреждения основной целью определяют исполнение социального заказа, но акцент делается на военно-патриотическое направление, к которому стоит отнести: духовно-нравственные, военно-спортивные, гражданской-патриотические - востребованные направления для гражданина РФ. Данное образование способствует эффективному становлению профессиональных военных и спасателей. Кадет формируется в условиях, которые позволяют осознанно подойти к важному профессиональному выбору, основанному на ценностном отношении к Родине [6].

В основе учебных программ кадетских классов лежит урочная и внеурочная деятельность. Реализация урочной деятельности осуществляется на основе требований Федерального стандарта. Учебный план предусматривает дополнительное время на приоритетные предметы, выбранные по необходимости углубленного освоения: информатика, физика, математика. Учебные и воспитательные мероприятия в кадетских классах насыщенны гражданско-патриотической тематикой, реализация тем осуществляется во время классных часов. Кроме того, отмечается более тесное и продолжительное взаимодействие педагогического состава (офицеры-воспитатели, учителя, социальные педагоги) с кадетами. В основе доминирования, рассматриваемого воспитания, становится не только образовательный процесс, но и условия формирования кадет: ношение военной формы, нахождение в имитационных военных условиях, усиление физического воспитания и др.

Внеурочная деятельность в кадетских классах реализуется по тем направлениям, которые прописаны в требованиях Федерального стандарта, но основными являются гражданско-патриотическое и духовно-нравственное [19].

Анализируя современные воззрения на внеурочную деятельность, отметим, разнообразие форм, отличающихся от классно-урочной, а также выбор зависит от потребностей учеников.

Основными задачами внеурочной деятельности является:

- организация целостного процесса, направленного на обеспечение необходимых условий физического, интеллектуального и духовного развития;

- создание условия для мотивации к осознанному получению знаний, навыков и опыта;

- организация воспитательной работы с асоциальным и разрушающем поведением воспитанников;

- приобщение к национальным ценностям и традициям как собственного народа, так и мирового общества;

- организация профориентационной работы, создающей условия для профессионального самоопределения;

- взаимодействие с семьями для целостной и системной работы по воспитанию личности [9].

Внеурочная деятельность направлена на получение образовательного результата, который выражается в развитии личности, способной к саморазвитию и непрерывному самообразованию на основе освоенных универсальных учебных действиях.

Внеурочная деятельности в учреждениях кадетского типа занимает значимый компонент образовательной программы, целями и задачами которой является развитие личности, в особенности её гражданско-патриотических качеств. Организация внеурочной деятельности в кадетских классах занимает основную часть образовательной программы. Цель, задачи и результат освоения программы по внеурочной деятельности в кадетских классах обеспечивает развитие личности всецело и акцентируя внимание на гражданско-патриотических её качествах.

Для полноценной реализации программы по внеурочной деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания необходимо использовать различные формы организации: спортивные секции; интеллектуальные и творческие кружки; театральные студии; олимпиады; соревнования; конференции; факультативы; предметные и межпредметные спецкурсы и др. При разработке программы необходимо учитывать специфику учреждений кадетского типа - проживание кадет в школе в течении учебного периода, а также подростковый возраст. В силу возрастных особенностей кадеты активны и готовы к освоению знаний и навыков в различных областях. Расширение увлечений, познавательной активности, исследовательской деятельности и формирование допрофессионального интереса - позволяет включать разнообразные педагогические возможности в процесс внеурочной деятельности. В рамках гражданско-патриотического воспитания необходимым будет являться включение следующих видов деятельности: учебно-полевые сборы; стрельба в тире; военно-спортивные праздники; проектная и исследовательская деятельность военно-исторической направленности; выступления с военно-патриотическими постановками; встреча с лицами военных специальностей или специалистами, работающими в рамках защиты населения от чрезвычайных ситуаций [14].

Анализируя внеурочную деятельность, направленную на формирование гражданско-патриотических качеств кадет, следует обозначить то, что для эффективной работы и достижения образовательного результата необходимо структурно и комплексно выстраивать всю организацию, расширять и углублять воспитательные задачи, подключать к работе различные структуры, позволяющие полноценно обеспечить взаимосвязь профессиональных и опытных военных и спасателей с кадетами, кроме того, необходимо ориентироваться на интересы самих обучающихся и позволять им добровольно выбирать направления внеурочной деятельности. Со стороны педагогов важно своим личным примером активизировать мотивацию и потребность кадет к освоению навыков, опыта и личностных качеств в рамках гражданско-патриотического становления [16].

В рамках исследования формирования гражданско-патриотических качеств кадет и теоретического анализа был проведен опрос среди обучающихся общеобразовательных и кадетских школ [11]. Цель опроса - оценить уровень гражданско-патриотических качеств среди учеников школ разной направленности. Среди опрошенных приняли участие 115 кадет и 115 школьников возрастом 12-15 лет. Для исследования применялся опросник «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося» и методика «Самоанализ (анализ) личности» [2, 12].

Анализ результатов проведенного опроса показали, что среди кадет, осознающих свою гражданскую позицию и готовых её отстаивать 57,6% относительно школьников 23,4%. Кроме того, опрос показал высокий уровень знаний среди кадет (кадеты - 68,9%, школьники - 19,7%) символики и гимна РФ, а также важных военно-исторических дат и Героев России. Готовность нести ответственность за себя и за других членов семьи и общества имеет высокий уровень у кадет -42,5%, у школьников 44,6%. Ответственность за соблюдение порядка в общественных местах осознают 79,9% кадет, школьников - 75,6%. Результаты самоанализа личности показали, что высоким уровнем гражданственности в труде обладают 62,3% кадет, школьники - 27,5%. Волевые качества в большинстве отмечены среди кадет на 24% относительно школьников.

Таким образом, анализ результатов подтвердил теоретическое описание высокой направленности гражданско-патриотического воспитания кадетских школ как в урочное, так и во внеурочное время.

Выводы. Подводя итоги исследования, отметим, что формирование гражданско-патриотических качеств кадет выстраивается в процессе всего образовательного периода. В связи с длительным нахождением кадет в стенах учреждения, наделенного особыми условиями, способствующими формировать и развивать, духовно-нравственные установки, направленные на проявление патриотизма (осознание гражданской позиции, национальной гордости, социальной активности и ответственности). Внеурочная деятельнсоть позволяет расширить горизонты возможностей гражданско-патриотического воспитания и с учетом выбора кадетами направлений, организовать эффективную форму работы, результатами которой станет сформированная личность, способная достойно выполнять профессиональный долг по защите Отечества и стать достойным гражданином своего государства.

Литература:

1. Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания обучающихся кадетских училищ / А.А. Айталиев, О.М. Попова, Э.Ю. Полхович // Информационно-методический журнал. - 2021. - №2 (32). - С. 34-42

2. Анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у обучающихся». - С. 2-3. - URL: https:// Диагностика-эффективности-деятельности-детских-организацаций-в-современных-условиях.pdf (bnichka5.ru) (дата обращения: 12.09.2021)

3. Артемов, А.А. Гражданское воспитание подростков в клубных формах дополнительного образования по месту жительства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Артемов Александр Анатольевич. - Москва, 2011. - 213 с.

4. Болдырев, И.И. Воспитание гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО: дис. ... канд. пед. наук: 5.8.1 / Болдырев Игорь Иванович. - Воронеж, 2021. - 184 с.

5. Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. - 2011. - № 1. - 147 с.

6. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография /

A.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

7. Гендугова, М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: дис. ... канд. соц. Наук:22.08.08 / Гендугова Марианна Нургалиевна. - Москва, 2011. - 190 с.

8. Горбунова, Л.Г. Предпрофессиональная подготовка кадетов к будущей деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбунова Людмила Григорьевна. -Ярославль, 2017. - 24 с.

9. Киселева, Э.М. Внеурочная деятельность как условно новая форма образовательного процесса / Э.М Киселева // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. - Ростов-на-Дону, 2016. - С. 48-54

10. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 5. -С. 52-59

11. Лутовинов, В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию /

B.И. Лутовинов. - Москва: Армпресс, 2006. - 69 с.

12. Методика «Самоанализ личности». - С. 3-5. - URL: https:// Диагностика-эффективности-деятельности-детских-организацаций-в-современных-условиях.pdf (bnichka5.ru) (дата обращения: 12.09.2021)

13. Полищук, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Полищук, Ирина Александровна. - Москва, 2013. - 188 с.

14. Пушкарев, В.А. Гражданско-патриотическое воспитание кадет в часы внеклассной работы по филологическим и культурологическим дисциплинам / В.А. Пушкарев // Лепта: ежегодный научно-методический альманах. - Омск, 2016. -

C. 135-139

15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург, 2006. - 713 с.

16. Сотникова, О.А. Роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения / О.А. Сотникова // Непрерывное образование. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2019. - Т. 1. - С. 229-236

17. Ткаченко, Т.В. Формирование ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ткаченко Татьяна Владиславовна. - Москва, 2004. - 216 с.

18. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - URL: https://Минпросвещения России (edu.gov.ru) (дата обращения: 03.12.2022)

19. Хуснутдинов, М.Р. Внеурочная деятельность как форма патриотического воспитания кадет / М.Р. Хуснутдинов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург, 2017. - С. 4087-4089

Педагогика

УДК 378

аспирант Мхциева Залина Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы организации и осуществления дистанционных видов обучения в образовательном пространстве. Автор делает вывод о том, что внедрение дистанционных видов обучения в образовательный процесс сталкивается с большим количеством проблем, основными из них являются: отсутствие подготовленных к режиму дистанционного образования квалифицированных педагогов; недостаточное техническое обеспечение образовательных учреждений; отсутствие квалифицированной нормативно-правовой базы методической помощи педагогам при дистанционном образовании.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные платформы, цифровизация образования.

Annotation. Tarticle deals with the main problems of the organization and implementation of distance learning in the educational space. The author concludes that the introduction of distance learning in the educational process faces a large number of problems, the main ones are: the lack of qualified teachers prepared for the distance education regime; insufficient technical support of educational institutions; lack of a qualified regulatory and legal framework for methodological assistance to teachers in distance education.

Key words: distance learning, educational platforms, digitalization of education.

Введение. В настоящее время система образования всех уровней подготовки в условиях единой цифровизации претерпевает серьёзные преобразования. Несмотря на то, что цифровизация образования на государственном уровне была внедрена достаточно давно, серьезным и мощным импульсом для этих изменений стала пандемия COVID-19. На смену традиционным занятиям в аудиториях и классах пришло дистанционное обучение. В авральном режиме всем объектам образовательного процесса пришлось перестраивать способы взаимодействия преподавателя и обучающегося, т.е. коренным образом изменить форму обратной связи. Лексика всех участников образовательного процесса «запестрела» такими понятиями, как «удаленное обучение», «онлайн-обучение», «онлайн-образование», «гибкое расписание», «образовательные платформы», ЭИОС и т.д.

Учебным заведениям всех уровней пришлось оперативно реагировать на изменения и заниматься поиском альтернативных способов и методов обучения. Таким образом, все столкнулись с огромным количеством проблем, решение некоторых остается актуальным и в настоящее время. Дистанционные виды образования прочно вошли во все сферы жизни, не только в образование; пандемия COVID-19 только форсировала данный процесс, продемонстрировав всю важность и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.