Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание в школе / управление / уровни управления / стратегический подход / education at school / control / management levels / strategic approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симакова Татьяна Петровна

В статье рассматривается актуальная проблема современного образования управление воспитательной работой в образовательном учреждении. Цель исследования состоит в сравнительном анализе особенностей разных уровней управления воспитательной работой в школе и обозначении роли стратегического подхода в данной деятельности. В статье предлагаются некоторые результаты эмпирического исследования позиций руководителей образовательный организаций по вопросу управления воспитательной работой в школе. В результате автор приходит к заключению, что в настоящее время данный подход недостаточно разработан в теории и редко используется в практической деятельности. В то же время, сегодня он является актуальным в условиях повышения значимости системного подхода к развитию воспитания во всех социальных институтах, в первую очередь, в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the actual problem of modern education the management of educational work in an educational institution. The purpose of the study is to make a comparative analysis of the features of different levels of management of educational work at school and to designate the role of the strategic approach in this activity. The article offers some results of an empirical study of the positions of leaders of educational organizations on the issue of managing educational work at school. As a result, the author comes to the conclusion that at present this approach is not sufficiently developed in theory and is rarely used in practice. At the same time, today it is relevant in the context of increasing importance of a systematic approach to the development of education in all social institutions, primarily in educational institutions.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

Литература:

1. Живаева, О.О. Псалмодия в святоотеческом богословском наследии как идеальная модель церковно-певческого искусства / О.О. Живаева // Вестник ОГУ. - 2008. - № 10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pdalmodiya-v-svyatootecheskom-bogoslovskom-nasledii-kak=idealnaya-model-tserkovno-pevcheskogo-iskusstva (дата обращения: 15.06.2023)

2. Калугина, Е.Б. Духовная ода и переложение псалмов в современном литературоведении / Е.Б. Калугина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2015. - № 2 (20). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duchovnaya-oda-i-perelozhenie-psalmov-v-sovremennom-literaturovedenii (дата обращения: 14.06.2023)

3. Козлова, A.A. Жанр стихотворного переложения псалмов в русской поэзии первой половины XIX века: авторефератдис. ... канд. фил. наук: 10.01.01/Козлова Анна Анатольевна.-Москва,2005,-28 с.

4. Лозовская, Н.В. Жанр псалма сквозь призму истории и в творчестве композиторов XX века / Н.В. Лозовская // Искусство и образования. - 2011. - № 4 (72). - URL: http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_04_-_01_Lozovskaya.pdf (дата обращения: 16.06.2023)

5. Лозовская, Н. В. Стилистические особенности псалмовых сочинений XX века / Н.В. Лозовская // Грамота. - 2012. -№ 10 (24). -С. 115-118

6. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1.-С.2.

7. Раку, М.Г. Музыка Макса Регера в России: к вопросу о парадоксах исторической рецепции / М.Г. Раку // Музыкальная академия. - 2019. - № 4 (768). - URL: https://mus.academy/articles/muzyka-maksa-regera-v-rossii-k-voprosu-o-paradoksakh-istoricheskoy-retseptsii (дата обращения: 16.06.2023)

8. Филарет (Гусев), Е.П. Спор между H.A. Бердяевым и И.А. Ильиным о непротивлении злу силой / Е.П. Филарет (Гусев) // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11,№ 1. -С. 13. -DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-13

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления Симакова Татьяна Петровна

ГБОУ ВО МО «АСОУ» (г. Мытищи);

профессор кафедры теории и методики образовательной деятельности

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современного образования - управление воспитательной работой в образовательном учреждении. Цель исследования состоит в сравнительном анализе особенностей разных уровней управления воспитательной работой в школе и обозначении роли стратегического подхода в данной деятельности. В статье предлагаются некоторые результаты эмпирического исследования позиций руководителей образовательный организаций по вопросу управления воспитательной работой в школе. В результате автор приходит к заключению, что в настоящее время данный подход недостаточно разработан в теории и редко используется в практической деятельности. В то же время, сегодня он является актуальным в условиях повышения значимости системного подхода к развитию воспитания во всех социальных институтах, в первую очередь, в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: воспитание в школе; управление; уровни управления; стратегический подход.

Annotation. The article deals with the actual problem of modern education - the management of educational work in an educational institution. The purpose of the study is to make a comparative analysis of the features of different levels of management of educational work at school and to designate the role of the strategic approach in this activity. The article offers some results of an empirical study of the positions of leaders of educational organizations on the issue of managing educational work at school. As a result, the author comes to the conclusion that at present this approach is not sufficiently developed in theory and is rarely used in practice. At the same time, today it is relevant in the context of increasing importance of a systematic approach to the development of education in all social institutions, primarily in educational institutions.

Key words: education at school; control; management levels; strategic approach.

Введение. Воспитательная деятельность образовательного учреждения в настоящее время стала особенно значимой - и в соответствии с возросшим государственным заказом (ФЭ-273 «Об образовании в РФ», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, и с точки зрения социальных запросов, да и индивидуальные потребности семей в этом направлении тоже меняются. Воспитание сегодня - не просто одно из направлений образовательной деятельности, а важнейшая стратегическая задача всех социальных институтов, отраженное в рабочей программе воспитания, которая стала единой и обязательной частью основной образовательной программы на всех уровнях образования. Сегодня это. Чем оборачивается недостаточное внимание к данной деятельности в семье и школе мы уже достаточно убедились.

Как и любой деятельностью, тем более, столь значимой и приоритетной в государственном, социальном и школьном масштабе нужно грамотно управлять. Как известно, существуют разные подходы к управлению, мы в данной работе сделаем акцент на стратегическом подходе, который, по словам известного ученого в области управления в образовании A.M. Моисеева, является фактором системного развития образовательной организации [5, С. 4]. Если говорить о воспитании, как о важнейшей составляющей образования, то сейчас уже очевидно для всех исследователей и практиков образования, что только системная его организация даёт результат.

Изложение основного материала статьи. О стратегическом подходе к управлению в образовании написано уже достаточно много, начиная с конца прошлого века, но пока он недостаточно технологично представлен для сферы образования. Большое внимание данному подходу уделял. Он считал стратегическое правление В контексте данной статьи можно говорить о нём как факторе системного развития и процесса воспитания в школе. Если обратиться к зарубежным источникам, то, с точки зрения управления воспитательной работой можно обратить внимание на определение, данное Дж. Хиггенсом: «стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с её окружением» [1, С. 3]. Это еще один важный маркер стратегического управления воспитательной работой для нашего анализа. Обращая внимание на миссии образовательных организаций, с точки зрения стратегического подхода, мы должны вычленить в них и воспитательный аспект. Если его нет, значит, воспитательная стратегия в этой организации не представлена или не осмыслена.

Говоря о стратегическом управлении проф. О.С. Виханский сделал ценное замечание: «при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем» [3, С. 14]. В связи с этим руководителю и его команде очень важно выстраивать «видение будущего», как один из механизмов стратегического управления.

Ну и, связывая стратегический подход с системным развитием воспитательной деятельности, безусловно, необходимо говорить о ценностях, которые должны лежать в основании воспитания как системы.

В качестве примера того, как это можно представить, приведем стратегический комплекс элементов, разработанный одним из общеобразовательных учреждений Подмосковья.

- Миссия: Создание образовательной среды, способствующей формированию личности, обладающей индивидуальным стилем духовной и практической деятельности, социально-адаптированной, гармонично развитой и самоорганизующейся.

- Видение/цель: Создание образовательной среды, способствующей формированию личности, обладающей индивидуальным стилем духовной и практической деятельности, социально-адаптированной, гармонично развитой и самоорганизующейся.

- Ценности: Творчество, Вдохновение, Образование, Развитие, Единство, Целеустремленность (ТВОРЕЦ).

Очевидно, что и в миссии, и в видении, представленном в виде стратегической цели видна стратегия воспитания.

Мы здесь рассмотрим управление с точки зрения трех его уровней: оперативного, тактического и стратегического. Обозначим главные признаки управления воспитательной деятельностью на каждом из указанных уровней.

Оперативное управление воспитательной работой выглядит достаточно просто и понятно, и к сожалению, достаточно привычно: большой объем ежедневной рутинной работы, хотя, как правило, достаточно интересной, увлекательной, познавательной, эмоциональной и т.д. Приоритет отдается текущему планированию воспитательной работы, организации массы дел для обучающихся разного возраста, возможно, и с вовлечением активных ребят в реализацию различных событий. Также на отдельные мероприятия приглашаются и родители обучающихся. То есть, со стороны такая работа выглядит вполне насыщенной, интересной, разнообразной. И главное - соответствующей планам воспитательной работы образовательного учреждения. На первый взгляд, никаких претензий к такой работе быть не может: нормативно всё соблюдено, организационно - тоже, классные руководители проводят деятельность согласно существующим планам, классные часы - в соответствии с расписанием и темами, взаимодействие с семьями организуется. Включенность, участие школьников - на хорошем уровне. Но именно здесь нас обычно и может поджидать «ловушка», на которую неоднократно обращали внимание многие исследователи воспитательной деятельности в школе. Школьный уклад представляет собой мозаику, состоящую из разрозненных, иногда не взаимосвязанных между собой элементов. Происходит разделение детей по классам, мало взаимодействующим между собой, каждый класс, как отдельный независимый от остальной школы элемент живет отдельной самостоятельной жизнью. При этом каждый школьник становится заложником сложившейся системы отношений в классе (с одноклассниками, классным руководителем, педагогами). На уровне начальной школы такая обособленность еще может иметь положительный смысл, но в основой, и тем более - в старшей школе - это наносит всё более ощутимый вред личностному развитию и социализации школьников. Внешние количественные показатели далеко не всегда отражают внутренние качественные процессы.

Тактический уровень управления воспитательной работой - предполагает более абстрагированный от конкретики каждодневной деятельности подход. Например, группировка и подчинение каждодневных дел более масштабному результату, задачам более высокого уровня (если смотреть по дереву целей) - подготовка и проведение ключевых общешкольных дел. Чаще всего, ключевые дела организуются по 2-3 направлениям воспитательной работы и проводятся 1 раз в четверть (триместр). Воспитательная работа анализируется с точки зрения эффективности подготовки и проведения этих ключевых событий. Все направления распределяются по учебному году, отслеживается равномерность их реализации (каждое из направлений должно быть проявлено как минимум в одном из ключевых дел). На уровне заместителя по воспитательной работе происходит распределение ответственных (классов, педагогов) за общешкольные дела, равномерность нагрузки на участников, равномерность событий по году, разнообразие и целесообразность форм воспитания, соответствие возрастным особенностям и преемственность воспитания. Анализируется соответствие планирования в отдельных классах годовому общешкольному плану и годовой цели воспитания, вытекающей из анализа деятельности в прошлом году. Выявляются типичные проблемы воспитания в школе, их решение происходит не только на уровне отдельного учащегося или класса, но и на уровне школы. Возникает возможность объединения обучающихся в разновозрастные группы, организации межвозрастного взаимодействия и взаимодействия между классами в одной параллели. Используются все имеющиеся в школе ресурсы (кадровые, материально-технические, организационные, информационные, социальные) воспитательной работы. Вся оперативная работа строится на основе годичного плана воспитательной работы школы, направлена на достижение поставленной в нем цели и согласована с ним. Минимальное количество случайных мероприятий, событий, реализуемых вне поставленной цели.

И наконец рассмотрим признаки управления воспитательной работой на стратегическом уровне. Во-первых, здесь уже возникает другой масштаб цели воспитания - не год, а минимум - уровень образования, максимум - период школьного обучения. Уместно говорить о миссии учреждения по отношению к обучающимся. Есть смысл говорить о программе воспитания как сквозной - охватывающей весть период - с 1-го по 11-й классы. Она, по сути, является моделью воспитательной системы конкретной школы. Во-вторых, она опирается не только на сегодняшние потребности детей, родителей и педагогов, но и на стратегические федеральные программы и проекты, отражающие тенденции и перспективы развития образования и общества в целом. При этом необходим серьезный анализ современных документов и социально-образовательной ситуации, влияющей на процесс и результаты воспитания. Возможна разработка целевых проектов и программ по воспитанию, направленных на решение наиболее сложных воспитательных проблем совместно с родителями и социальными партнерами. В-третьих, в числе форм воспитательной работы - обязательно проектные формы (группы, семинары, конкурсы и др.), а также - рефлексивные и аналитические (с участием детей и педагогов, а возможно и родителей, и социальных партнеров). Далее, необходима стратегическая программа воспитания (возможно как одно из направлений программы развития или как самостоятельный документ, на основе которого осуществляется тактическое планирование (на учебный год-два). А далее - на основе тактического - оперативное.

Самые значимые позиции по каждому из уровней управления представим в таблице 1.

Таблица 1

Особенности управления уровней

Уровни управления Субъект управления Диапазон планирования Акцент Ориентиры Ресурсы Критерии эффективности управления

Стратегический Административная команда / коллегиальные органы управления Более 3 -х лет -перспективное (среднесрочное и долгосрочное) Преимущественно на отсроченном результате, формировании ценностей Ценности, смыслы Включают имеющиеся и проектируемые на перспективу ресурсы Система воспитания, соответствие результатов стратегическим целям и ценностям

Тактический Заместитель руководителя / команда 1-2 года-текущее На процессе и результате по направлениям деятельности Цели Включают ресурсы школы и социального окружения Оптимальное использование ресурсов, реализация программы, отсутствие явных проблем во взаимодействии между участниками

Оперативный Педагог-воспитатель, классный руководитель До года -оперативное Преимущественно на процессе и краткосрочных результатах деятельности Виды и формы деятельности Ограничены возможностями педагога и класса Количество событий, массовость, активность участников, соблюдение плана

Каждый из этих уровней управления необходим. Критичным является лишь отсутствие взаимосвязи между ними:

- оперативное управление, так же как и тактическое осуществляются самостоятельно, автономно, независимо от стратегического уровня;

- тактический уровень управления не является посредником между стратегическим и оперативным уровнями управления; на этом уровне не осуществляется декомпозиция стратегических целей, их передача и согласование с оперативным уровнем;

- стратегические проекты/программы строятся без учета образовательной ситуации, представленной на оперативном и тактическом уровнях.

При такой автономности уровней управления - цели, которые ставятся на более высоком (управляющем) уровне, никак не отражаются на управляемом объекте и его деятельности. Каждый живёт в своей «параллельной реальности». И то, что прописано в стратегических документах, остается только формальностью, бумагой для отчетов. А то, что реализуется на тактическом и, тем более, оперативном уровнях, строится на основаниях, понятных только самим исполнителям и не согласованных со среднесрочными и тем более - долгосрочными планами и программами. Педагоги, реализующие воспитательную деятельность, как правило, не в курсе миссии школы, целей её деятельности и развития.

Полноценное стратегическое управление не может ограничиваться только разработкой стратегических документов даже очень хорошего качества: с присутствием в нём методов стратегического анализа (чаще всего это SWOT-aнaлиз), выводов, описания ресурсов и др. значимых элементов. Это необходимый, но отнюдь не достаточный показатель. Важно, чтобы присутствовала целостность системы управления: все целевые ориентиры школы в области воспитания, чаще всего представленные в виде ценностей, миссии и видения, были декомпозированы в цели и задачи деятельности 1-2-годичных программ, планов и проектов на тактическом уровне. Далее - они должны быть преобразованы в виды и формы деятельности по параллелям, классам, кружкам, секциям, детским общественным объединениям и детско-взрослым сообществам.

Об эффективном опыте перспективного планирования воспитательной работы, связанного с ценностями и перспективными целями пишут в своей коллективной работе под руководством д.п.н. Е.Н. Степанова авторы пособия «Перспективное планирование процесса воспитания детей в школе и классе» [2]. Здесь представлены такие элементы стратегического управления воспитательной работой в школе, как концепция воспитательной работы, включающая миссию и стратегические цели, перспективный план, индивидуальное перспективное планирование самовоспитания, алгоритм стратегического планирования процесса духовно-нравственного воспитания школьников.

Безусловно, центральное место в управлении воспитательной работой сегодня занимает рабочая программа воспитания как модель воспитательной деятельности, включающая его уклад. Этот документ является и стратегическим (особенно целевой раздел), и тактическим - преимущественно содержательный раздел и оперативным - организационный раздел. Но два крайних уровня управления не ограничиваются самой программой - стратегический начинается с других стратегических документов школы (Концепция, Программа развития - при их наличии) или федеральных проектов и программ, относящихся к вопросам воспитания, а оперативный уровень завершается конкретными планами - на месяц, неделю, день, разработками мероприятий и т.д.

Если мы говорим об управлении воспитательной работой, то должны понимать, что в этом процессе необходимо проследить все управленческие функции (от анализа, целеполагания, планирования, организации, координации, мотивации, до контроля и коррекции).

При этом стратегическое управление включает как собственно стратегические элементы, так и системные, увязывающие все остальные уровни в единое целое и подчиняющие нижестоящие уровни стратегическим ценностям и смыслам:

- стратегический анализ;

- стратегическое целеполагание и планирование;

- организация и координация - будет включать в себя переход декомпозицию стратегических ценностей (миссии, видения) в тактические цели, а тактических - в оперативные задачи, виды деятельности;

- мотивация должна быть ориентирована на понимание, принятие и выполнение своих функций, но с ориентацией на стратегически, а не только сиюминутные результаты;

- соответственно, контроль при стратегическом управлении осуществляется через призму перспективных линий развития деятельности и личности;

- коррекция направлена на приведение воспитательной деятельности в систему, устремленную к долгосрочным стратегическим результатам.

Стратегический анализ в данном случае касается не только анализа нормативных документов и социальной среды, но и потенциала внутренней среды. Не всегда руководители обращают внимание на ценностные установки, ориентиры педагогического коллектива в плане воспитания обучающихся. Родительский коллектив в этом отношении изучается чаще. Согласно нашим опросам руководителей ОУ Подмосковья и их заместителей (167 человек) от 90 до 95% родителей в среднем хотят обеспечить подготовку в ВУЗ и в учреждения среднего профессионального образования, около 80% заинтересованы в создании условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников и примерно 40-45% хотели бы, чтобы ребенок вырос достойным человеком, гражданином своей страны.

Ценностные приоритеты педагогов-воспитателей (в первую очередь, классных руководителей) этих же образовательных организаций в нашем исследовании распределились следующим образом:

- духовно-нравственные, к которым отнесены как обобщенные общечеловеческие ценности, так и конкретные: доброта, милосердие, сострадание, честность, воспитанность, отзывчивость и т.д. - 71,8%;

- гражданские (ответственность, социальная справедливость, принципиальность, гражданская идентичность, уважение к правам и свободам человека) - 27,5%;

- патриотические (любовь к Родине, уважение к истории, культуре, традициям и обычаям, национальная идентичность) - 26,3%;

- семейные (любовь к родителям, дому (домашнему очагу), уважение к старшим, семейным традициям, обычаям) - 14%;

- экологические и здоровьесберегающие - 12%;

- эстетические (красота природы, искусства) - 1,8%;

- творчество - 1,8%.

Безусловно, выстраивая стратегическое управление, нельзя не учитывать ценности участников процесса, реальных исполнителей, осуществляющих ежедневный процесс воспитания на оперативном уровне. Если эти ценности не анализировать, не обсуждать, то педагоги будут действовать интуитивно, не всегда осознавая собственные ценности и последствия своей деятельности. В идеале также внимательно нужно проанализировать воспитательные ценности семей обучающихся (родителей). Это даст возможность выстроить действительно перспективную линию воспитания в школе.

Также при опросе руководителям были предложены 3 парадигмальных модели (по В.Я. Пилиповскому, [7]): рационалистическая, традиционалистская, гуманистическая - с тем, чтобы они осуществили выбор той или иной модели или их синтез. В результате 98% руководителей ответили, что необходимо существование в той или иной степени всех трёх парадигм, только 1,13% вычеркнули рационалистическую парадигму, оставив только 2 другие.

Обобщенное процентное соотношение между парадигмами выглядит следующим образом:

- традиционалистская парадигма - 44,18%;

- гуманистическая парадигма - 28,22%;

- рационалистическая парадигма - 27,6%.

Эти результаты эмпирического исследования полностью подтверждают теоретические выводы многих исследователей, говорящих о целесообразности и реальном существовании сегодня полипарадигмальных установок в образовании (Е.А. Ямбург, Е.В. Бондаревская, Г.Б. Корнетов и др.) и воспитании.

Выводы. Таким образом, в данной статье мы лишь приблизились к анализу вопроса управления воспитательной работой в школе на основе стратегического подхода, имея ввиду под ним взгляд, который должен быть осуществлен «из будущего» на основе выстроенного школьной командой управления перспективного видения. В связи с этим, опираясь некоторым образом на теорию и практику стратегического управления, можно сказать, что как в теории, так и в практике недостаточно представлена позиция стратегического управления именно воспитательной работой (это видно и по взгляду на формулировки миссий учреждений, но это тема отдельного, более пристального обсуждения) - она существует пока в единичных примерах деятельности образовательных организаций. Но именно стратегический подход в управлении позволяет выстроить целенаправленную систему развития воспитания в школе. В современных условиях это крайне необходимо.

Литература:

1. Higgins, J.M. Organizational Policyand Stratégie Management: Textand Cases. 2nded. / J.M. Higgins. - Chicago: The DrydentPress, 1983.-P. 3.

2. Александрова, M.A. Перспективное планирование процесса воспитания детей в школе и классе. / М.А. Александрова, Е.В. Володина, Е.И. Баранова / под ред. Володиной Е.В., Барановой Е.П., Степанова Е.Н. - М.: Педагогический поиск, 2012. -272 с.

3. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 1998. -296 с.

4. Корнетов, Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов. - М., 2001. - 121 с.

5. Моисеев, А.М. Стратегическое управление школой: вопросы и ответы: монографическое практико-ориентированное научно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций: в 2 т. / А.М. Моисеев / под ред. О.М. Моисеевой. -М.: АСОУ, 2014. - Т.1. -308 с.

6. Нордман, И.Б. Полипарадигмальный подход как способ повышения качества образования / И.Б. Нордман // Теория и практика общественного развития. -2015. -№ 10. - С. 213-215

7. Пилиповский, В.Я. Педагогическая мысль в странах Запада: традиции и современность / В.Я. Пилиповский. -Красноярск, 1998. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.