Научная статья на тему 'Культурологический подход в управлении образовательным учреждением'

Культурологический подход в управлении образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2558
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕНЕДЖЕРА) / ЦЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MANAGER'S PROFESSIONAL CULTURE / MANAGER'S VALUES / CULTUROLOGICAL APPROACH / ADMINISTRATION PRINCIPLES / ADMINISTRATIVE ACTIVITY PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Алевтина Александровна

Статья посвящена проблемам культурологического подхода в сфере управления образовательным учреждением. На основе анализа работ по управлению и культурологии рассматриваются теоретические аспекты формирования системы ценностей руководителей образовательных учреждений, даются практические рекомендации по разработке программы их управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological approach towards the educational institution management

The article is devoted to the issues of the culturological approach in the field of the educational institution management. On the basis of the analysis of the management and culturology theoretical works, the author studies theoretical aspects of the formation of the educational institutions managers' value systems and gives practical recommendations on the development of their administrative activity plan.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход в управлении образовательным учреждением»

А. А. Симонова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Статья посвящена проблемам культурологического подхода в сфере управления образовательным учреждением. На основе анализа работ по управлению и культурологии рассматриваются теоретические аспекты формирования системы ценностей руководителей образовательных учреждений, даются практические рекомендации по разработке программы их управленческой деятельности.

Ключевые слова: культурологический подход, профессиональная культура руководителя (менеджера), ценности руководителя, принципы управления, программа управленческой деятельности

The article is devoted to the issues of the culturological approach in the field of the educational institution management. On the basis of the analysis of the management and culturology theoretical works, the author studies theoretical aspects of the formation of the educational institutions managers’ value systems and gives practical recommendations on the development of their administrative activity plan.

Keywords: culturological approach, manager’s professional culture, manager’s values, administration principles, administrative activity plan

Эволюция термина культура привела к одной из трактовок этого многогранного понятия как совокупности умений и навыков, сформировавшихся в обществе для избранной цели, как наивысшего результата деятельности людей. Анализ исследований по проблеме культурологического подхода позволил выделить ряд направлений, представляющих интерес для решения задач данной статьи: философская теория ценностей (аксиология), занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам (Д. Брентано, В. П. Тугаринов - в философии, О. Г. Дробницкий -в этике, С. С. Аверинцев, А. Я. Гуревич, Г. С. Кнабе, В. Л. Рабинович, А. М. Пятигорский, Г. С. Померанц -культурологический анализ и др.); включение образовательной деятельности в культурный контекст, соотнесенность ее с культурными ценностями общества (Д. Гольдшмидт, А. Майер, М. Мид, Ф. Паульсен, Л. Г. Олех, X. Шельский, Н. С. Розов, В. Л. Рабинович, П. И. Соколов, Н. Сперанский, Г. Эйкен); культурологический анализ образования как феномена культуры (Ле Руа Ладюри, Ле Февра, М. Блок, Р. Хеннинг,

A. Щюн, А. Я. Гуревич, М. Мафессоли, М. Эйнштейн,

B. И. Вернадский); реализация культурологического подхода в практике школьного образования (С. В. Алексеева, В. С. Библер, В. А. Караковский, А. Г. Каспржак). Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся: равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообога-щающего диалога между традиционалистами и нова-

торами; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Культурологический подход в образовании в современных условиях предполагает не только передачу, активное освоение и воспроизводство новыми поколениями культурных образцов прошлого, но и активное социальное взаимодействие педагогов и обучающихся в сфере их совместного бытия. Результатом этого взаимодействия является обоюдное духовное взаимообогащение и взаиморазвитие, культу-ротворчество, создание новых культурных образцов. Как справедливо подчеркивает Д. В. Григорьев, «меняется направленность воспитательной деятельности педагога - акцент переносится с преобразования личности ребенка на удержание и преобразование “сферы” между взрослым и ребенком в целях развития личности ребенка. Эта сфера “между”, определяемая философами и психологами через понятия “диалог”, “встреча”, “со-бытие”, на языке педагогики может быть определена термином “воспитательное пространство”». [5, с. 58-59]. В данном контексте единицей как воспитательного, так и образовательного пространств является педагогическое событие, ситуация как проектируемый момент совместной деятельности педагогов и обучающихся.

Поэтому функцией современного управления, на наш взгляд, является поддержка и создание ситуаций, сфер, обеспечивающих взаимодействие двух субъектов, целью которого является перевод одного из них (управляемого) в новое, более качественное состояние при одновременном развитии и другого (управляющего). Как подчеркивает Ф. Мамедов, культурологический подход открывает большие возможности для создания нового качества управления за счет успешного решения задач, связанных с идеологическими и этическими проблемами, координа-

112

цией деятельности институтов системы, политическим прогнозированием, проблемами лидерства, подбором, подготовкой и переподготовкой чиновников, управлением персоналом государственной службы, технологиями управления конфликтами и кризисами [3].

В современных диссертационных исследованиях выявлены и охарактеризованы аспекты внутри-школьного управления, поддерживающие культуросозидающий потенциал образования; определены педагогические условия внутришкольного управления, способствующие реализации культуроформирующей функции общеобразовательной подготовки школьников [2]. Менее известна так называемая теория просвещенного управления, в основе которой находится методология культурологического подхода. Принципы этой теории включают десять основных позиций [8].

1. Основное отношение, или ведущая позиция: прикладной административный императив - помнить и проводить четкую границу между возможностью не принять идеи, культуру данного человека и недопустимостью отвергнуть самого человека.

2. Привнесение новых идей в сознание человека - побуждать людей принимать множество решений по поводу реальных жизненных проблем, так как именно в этом процессе они способны чему-то научиться и продвинуться по пути наилучшего решения проблем, которые могут возникнуть в будущем.

3. Процесс привнесения новых идей в «сознание» организации, учреждения. Авторы данной теории подчеркивают, что лидерство есть универсальная человеческая черта. Это функция, а не качество, зарезервированное лишь для главы данной организации. И в целях развития организации необходимо, чтобы все решения принимались в организации на возможно более низком уровне и при соблюдении только двух основных условий. Для принятия решения должна быть обоснованная, веская информация; для претворения в жизнь решений необходимы соответствующие ресурсы.

4. Источник могущества власти: управляющие получают власть с согласия тех, кем управляют. В организациях и учреждениях люди в своих руках держат основные стратегические рычаги власти, происхождение которых - индивидуальная и корпоративная моральная ответственность и моральный авторитет. Руководителям принадлежат лишь правовые, тактические рычаги власти, основанные на правовой ответственности и правовом авторитете. Авторы теории подчеркивают, что моральный авторитет -это, возможно, единственная сила, способная уничтожить любой правовой авторитет, в какой бы форме и каким бы образом они ни столкнулись.

5. Политическая власть - источник сотрудничества и деятельности организации. Наиболее эффективной является система управления, основанная

на сотрудничестве, взаимодействии, коммуникации, способности членов организации к взаимовлиянию и взаимной мотивации.

6. Опора на концепцию самоосуществляемых предсказаний руководителей: подчиненные могут действовать в нужном ему направлении. Нужно ставить перед ними новые задачи, стимулировать и направлять их деятельность к дальнейшим успехам. Желаемые способности, утверждают психологи, лучше всего развиваются тогда, когда личность ведет себя так, словно эти способности уже есть.

7. Процесс управления сопряжен с ответственностью, которая распространяется на всех. Признаками такого управления являются: включение в процесс принятия решения всех сотрудников организации, создание условий творческого климата, побуждение сотрудников к открытому высказыванию и обсуждению своего мнения, идей, установок.

8. Руководители входят в группу профессий, объединенных названием «профессии, связанные с помощью людям». По сути, если из функций администратора убрать обучение и помощь, то практически у него мало что остается. Поэтому наиважнейшую роль играют педагогические качества руководителя, понимание им современных педагогических парадигм, владение современными образовательными технологиями.

9. Создание демократической, открытой, групповой, надежной, жизнеспособной, анонимной, постоянной, объективной системы коммуникации, имеющей горизонтальное и вертикальное направления. Исследователи пишут: «Дух общества в настоящий момент - верховный управляющий» [8, с. 51].

10. Привлечение и использование естественных факторов управления. Руководители должны так организовывать процесс управления, чтобы подчиненные могли выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно и без явных подсказок со стороны руководства, не нуждались в дополнительной мотивации и сохраняли при этом личностную независимость.

В истории управления сложилось, что главным организационным принципом человечества был принцип иерархии, в настоящий момент общество нуждается в установлении баланса сил в структурах власти, основанного на поощрении и стимулировании общественной инициативы.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости пересмотра концептуальной основы подготовки руководителей системы образования, переноса акцентов с ориентации на формирование системы практических навыков руководителей, позволяющих успешно осуществлять оперативное руководство организацией, на развитие профессиональной культуры руководителей (менеджеров разного уровня), позволяющей создать работоспособный, активный коллектив сотрудников, который

может самостоятельно решать задачи своего уровня.

В основу отбора содержания и построения программ обучения руководителей должны быть положены принципы:

- научности (опора на современные философско-культурологические, психолого-педагогические теории, теории менеджмента);

- системности (явления и процессы рассматриваются с позиций системного подхода);

- модульности (за единицу деятельности принимается цикл, отражающий всю структурно-функциональную палитру);

- синергетичности (в центре изучения - качественные изменения в динамическом и статическом поведении образовательных учреждений (ОУ) как открытых социально-педагогических систем, самоорганизация и саморазвитие на основе постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой);

- технологичности (явления и процессы рассматриваются по определенным алгоритмам с ориентацией на конкретные конечные результаты).

Культурологический аспект на практике имеет зачастую определяющее влияние на эффективность управления и достижение целей организации. В рамках подхода теория попыталась ответить на вопрос, как можно формализовать культурный процесс, сделать его процедурным, чтобы, как и любые другие положения регулярного менеджмента, его можно было транслировать через учебники, школы бизнеса и т. п. Другими словами, максимально придать культуре управления научный характер [5].

Исходя из данной трактовки, вероятно, можно определить профессиональную культуру менеджера образования как такую совокупность имеющихся у него управленческих умений, навыков, предпочтений, которая способна обеспечить достижение наивысшего результата в управлении системой (процессом) в конкретных условиях образовательной практики. Деятельность менеджера реализуется через систему управленческих решений, качество которых как раз и является, на наш взгляд, критерием профессиональной культуры. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет действия и влияет на принимаемые решения. Понятие ценность и прилагательное ценностный применяются практически ко всем сферам человеческого познания и деятельности (от политики до медицины), а потому необходима серьезная работа над понятиями [1]. Нам представилась интересной точка зрения Я. Мукаржовского, разрабатывавшего семиотическую трактовку ценностей (а также дифференциацию ключевых понятий, в частности - ценности и цели). Согласно его иерархизации, следует различать ценности существования, интеллектуальные, этические, социальные и религиозные [9]. Управленческие решения, принимаемые менеджером, как правило, основаны на системе ценностей управляемого им предприятия. Система ценностей

определяет во многом как стратегические, так и тактические предпочтения предприятия в лице высшего руководства, что во многом обуславливает их стратегическое поведение и цели деятельности.

В работах по производственному менеджменту приведены разные классификации возможных систем ценностей предприятий. Например, М. Мескон в своей работе «Основы менеджмента» [4] приводит следующую классификацию. Теоретические ценности, включающие категории истины, знания, рационального мышления, являются основой для предпочтения целей долгосрочных исследований и разработки. Экономические ценности, включающие категории практичности, полезности, накопление богатств, являются основой для предпочтения целей роста, прибыльности, результата. Политические ценности, включающие категории власти и признания, являются основой для предпочтения целей общего объема капитала, продаж, количества работников. Социальные ценности, включающие категории хороших человеческих отношений, привязанности, отсутствия конфликтов, являются основой предпочтения целей социальной ответственности, косвенной конкуренции, благоприятной атмосферы на предприятии. Эстетические ценности, включающие категории художественной гармонии, состава, формы и симметрии, являются основой дизайна изделий, качества, привлекательности, даже с ущербом для прибыли. Религиозные ценности, включающие категории согласия во вселенной, являются основой для предпочтения целей этики, морали. Исследования систем ценностей руководителей показывают, что чаще всего наблюдается перекос в сторону экономики, политики, науки в противовес социальным, религиозным, этическим аспектам.

К сожалению, нам не встретилось серьезных современных отечественных исследований систем ценностей менеджеров образования, поэтому мы вынуждены использовать данные для производственных менеджеров. Но перенесение позиций производственной практики как одной из общественных на образовательную практику с достаточно большой долей уверенности позволяет утверждать, что и для менеджеров системы образования характерны те же тенденции. На первом месте - предпочтения производственного характера, т. е. успеваемость, внешне заданные стандарты обученности, перечни проверяемых документов и показателей. К сожалению, недостаточно развиты понимание и умения учета конкретных возможностей и перспектив управляемого учреждения, а также недостаточны усилия по развитию собственного управленческого и личностного потенциала и организации собственной деятельности. В исследовании В. М. Ше-пеля [10] определено, что одна из главных задач управленца любого уровня - обоснование принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении производством, не-

114

обходимости отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу. Особенно недопустимо наличие у менеджеров качеств, имеющих повышенную управленческую опасность, а именно - нескромность, несправедливость, взяточничество, необъективный подбор кадров, злоупотребление властью. «Управленческая этика - это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем управления. Основополагающими ее принципами являются социальная справедливость, суверенность личности, бережное отношение к природе, профессиональная честность и служебная ответственность» [9, с. 175]. В работах по педагогическому менеджменту указывается, что успешность руководителя определяется несколькими позициями: во-первых, оправдание ожиданий окружающих на работе и дома; во-вторых, развитие отношений с ключевыми фигурами - предшественниками, тайными претендентами на должность, неформальными лидерами; в-третьих, умение анализировать ситуацию; в-четвертых, умение ставить цели; в-пятых, использовать символы и ритуалы, организационную культуру своего учреждения. Данные нашего исследования деятельности руководителей школ свидетельствуют, что основными ошибками этического характера со стороны руководства, приводящими к трудностям в управлении, являются следующие: отсутствие внимания к претендентам; критические высказывания о достижениях предшественника; демонстрация педагогическому составу исключительно своих знаний и концентрация только на своей формулировке задачи; желание сиюминутного решения проблем, требование быстрых преобразований; осуществление деятельности без определения общей ситуации; принятие решений без согласования с членами педагогического коллектива; противоречие действий своим словам.

В современной литературе по управлению очень много различных рекомендаций по планированию индивидуального развития, профессиональной карьеры, частной жизни деловых людей. Их изучение и собственные размышления позволили разработать некоторые советы по рациональному планированию, осуществлению и оценке профессиональных и личных достижений педагогов и руководителей [7].

Управленческая цепочка включает несколько основных этапов: выявление и формулировка проблем профессиональной и личной жизни; формулирование ключевых результатов; постановка целей на основе выявленных проблем; выбор стратегии поведения и деятельности; планирование мероприятий с указанием сроков; определение критериев, методов, форм, сроков контроля процесса и результатов деятельности; вознаграждение себя любимого за хоро-

шую работу и рациональное поведение. Научный подход требует соблюдения всех этапов.

Опыт работы по повышению квалификации руководителей образовательных учреждений позволил определить алгоритм формирования управленческого решения при разработке программы деятельности руководителя, что в свою очередь является как инструментом, так и критерием развития профессиональной культуры. Назначение проекта - усилить влияние на управляемый объект, повысить эффективность деятельности. При разработке настоящего алгоритма использованы рекомендации исследователей (см. пристатейный список литературы).

1. Определить точно совокупность видов деятельности, входящих в компетенцию менеджера данного уровня (руководитель, учитель, классный руководитель, старший воспитатель и т. д.), выполнение которых гарантирует достижение целей образовательного учреждения.

2. Прописать структуру деятельности, определив иерархию линии управления, в которую входит данный работник.

3. Определение смысла (по сути миссии, назначения) деятельности. На этом этапе очень четко проявляются профессиональные предпочтения (ценности), уровень деловой компетентности (по сути профессиональная культура) работников, в том числе и менеджеров.

4. Определение областей ответственности (круга основных задач), имеющих определяющее значение для результатов деятельности.

5. Определение полномочий при движении к результатам.

6. Основные оценки занимающего должность.

7. Определение и формулирование личных ключевых результатов, так как очень часто субъекты управления таковыми себя не чувствуют, отождествляя себя с образовательным учреждением в целом, либо с системой управления ОУ.

8. Определение потребности в развитии профессиональных и личностных качеств.

В заключение, опираясь на выводы исследования Ф. Мамедова, приведем перечень стратегических возможностей, которые дает применение культурологического подхода в управлении образовательным учреждением:

- формировать цели, определять стратегические направления и устанавливать актуальные приоритеты развития, исходя из сравнительного анализа истории, теории и практики отечественной и мировой культуры и цивилизации;

- создавать адекватные вызовам времени универсальные модели, стратегии управления и инновационные технологии жизнедеятельности управления, обеспечивающие высокие темпы развития и качества труда, без которых невозможна конкурентоспособность образовательного учреждения;

- разрабатывать сбалансированные программы своевременного и эффективного использования результатов творческой деятельности ученых и специалистов страны, достижений отечественной и мировой науки и технологии в интересах развития;

- осуществлять эффективную подготовку и воспитание управленческих кадров с универсальными культурологическими знаниями, необходимыми для принятия правильных социальных и политических решений, а также специалистов широкого профиля для различных областей духовной и материальной культуры;

- разрабатывать научно обоснованные прогнозы развития на основе системного культурологиче-

ского анализа особенностей, достижений, законов и тенденций мирового развития, с учетом потребностей, системы культурных ценностей и ресурсов;

- использовать продуктивный диалог культур на основе принципов и ценностей высокой духовной культуры в интересах образовательного учреждения [3].

Перевод деятельности руководителя на программное управление способствует формированию профессиональной культуры работников образования в качестве менеджеров. Результативность проявляется в повышении степени упорядоченности деятельности работника и удовлетворенности результатами труда.

1. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб., 1997. - 204 с.

2. Карпова, С. Е. Культурологический подход в обучении и воспитании школьников как средство их личностного развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Е. Карпова. - М., 2005. - 217 с.

3. Мамедов, Ф. О культурологическом подходе к государственному управлению (опыт науки управления в западных странах) / Ф. Мамедов // Анфас. - 2009. - № 2. - С. 30-59.

4. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М., 1995. - 700 с.

5. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. -М.: Пед. о-во России, 2001. - 284 с.

6. Савеленок, Е. Идеология управления в организации. Проблемы теории и практики управления. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития / Е. Савеленок // Мир России. - 2002. - № 1.

7. Санталайнен, Т. Управление по результатам [пер. с фин.] / Т. Санталайнен и др.; общ. ред. и предисл. Я. А. Лейман-на. - М., 1993. - 318 с.

8. Спейди, Р. Просвещенное руководство: новая теория управления / Р. Спейди, С. Бэлл // Педагогика. - 1998. - № 4. -

С. 46-52.

9. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. - Л., 1960. - 156 с.

10. Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. - М., 1999. - 432 с.

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.