Научная статья на тему 'Методические подходы к инновационной деятельности в техникуме физической культуры'

Методические подходы к инновационной деятельности в техникуме физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROJECTS / SUPERVISOR / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL EDU CATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусакаев Мидхат Биктимирович

В статье автором рассматриваются процессы управления обра зовательным учреждением в системе реформирования образования. В данной работе автор раскрывает особенности инновационных процессов в управлении и развитии образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусакаев Мидхат Биктимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to innovative activity in Physical Training College

In this article author examined questions about management of educational process in reform's terms of education. In this work author offers inno vation approaches to management of secondary education establishment.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к инновационной деятельности в техникуме физической культуры»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

УДК 378.147

М. Б. МУСАКАЕВ

Стерлитамакский техникум физической культуры

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИКУМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье автором рассматриваются процессы управления образовательным учреждением в системе реформирования образования. В данной работе автор раскрывает особенности инновационных процессов в управлении и развитии образовательным учреждением.

Ключевые слова: инновационные проекты, физкультурное образование, руководитель, образовательный процесс.

Инновационные процессы в системе управления развитием среднего специального образовательного учреждения физической культуры продиктованы новыми социально-экономическими условиями. Социальные запросы общества, развивающегося по законам рыночной экономики, предопределяют подготовку специалиста физической культуры, совмещающего в себе фундаментальную теоретическую подготовку с практическими умениями и навыками работы в условиях меняющегося спроса на рынке труда, специалиста, обладающего способностью к творческому росту, психологической устойчивостью к стрессовым ситуациям, порождаемым возможной профессиональной переориентацией.

На сегодняшний день инновационные проекты управления развитием ССОУ физической культуры предполагают эффективное использование творческого потенциала обучающихся в личностноориентированном пространстве, рассчитанном на динамичное развитие способностей к преодолению инерции мышления, на развитие превентивной оценки предстоящих решений и действий обучающихся.

До настоящего времени инновационные проекты развития творческих способностей обучающихся в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях не находят должного места. Анализ литературы показал, что в профессиональных средних образовательных учреждениях разрешение проблемных ситуаций, решение творческих задач, создание инновационных проектов занимает в учебном процессе не более 2% времени, в вузах — около 5%.

Исходя из высокой потребности в инновационных подходах к управлению развитием и содержанием образовательного процесса в ССОУ физической культуры, в теоретическую концепцию управлений необходимо включить создание необходимых условий для развития и саморазвития творческой личности, которая обеспечивает свободное вхождение молодого специалиста в мир рыночного социума. Специалист должен быть конкурентоспособным на рынке труда обширного образовательного пространства физической культуры [1, 2]. Реализация этих положений в практике управления развитием ССОУ возможна при деятельностном подходе к подготовке специалиста.

Деятельность ориентированного на профессиональное физкультурное образование учащегося ССОУ физкультуры должна быть организована таким образом, чтобы и в учебное, и во внеучебное время учащийся был занят творческой работой, умел бы:

— ставить и находить решение проблемных ситуаций;

— отстаивать свою позицию и собственное видение возможных подходов к решению нестандартных жизненных и учебных задач;

— постоянно овладевать нетрадиционными способами самореализации в профессиональной деятельности.

Для реализации этих задач в сфере управления развитием ССОУ физической культуры необходимо системное взаимодействие следующих организационных и учебно-методических блоков деятельности образовательного учреждения:

— теоретико-методологического;

— учебно-производственного;

— научно-методического;

— материально-технического.

В каждом блоке разрабатывается комплекс управленческих проблем, которые разрешаются во взаимодействии и системной иерархичности. Управленческие решения в каждом блоке и в их единой системе должны быть ориентированы на получение конечного положительного результата, т.е. на подготовку творчески мыслящего специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности в сфере физической культуры.

Опираясь на концепцию человеческой деятельности и общепризнанную в нашей стране классификацию методов воспитания, на наш взгляд, целесообразно в новых условиях перенести акценты с методов формирования сознания личности и соответствующих им средств и форм на методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения, а также методы стимулирования деятельности и поведения личности. Эта идея в неявной форме уже получила освещение в литературе.

Приоритет должен быть отдан, наряду с традиционными (учебные занятия, спортивные тренировки и состязания), нетрадиционным, самодеятельным и другим формам физкультурно-спортивной деятельности (секции и группы по интересам, предоставление различных услуг, современные формы организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта). Они призваны восполнить тот пробел, который образовался на месте прежде существовавших форм физкультурно-спортивной активности и оказавшихся в настоящее время нерациональными и малоэффективными.

Внедрение данных форм должно позволить каждой личности прийти к выбору своего способа фи-

зического самосовершенствования и выработать в себе (в рамках этого способа) индивидуальный стиль физкультурной деятельности.

Изучая развитие физкультурного образования как инновационного процесса, обратим внимание и на связь с субъектами физического воспитания. Реальность такова, что нет единого понимания в вопросе: кто и в какой мере участвует в физическом воспитании обучаемых и отвечает за его результаты. Это актуально, прежде всего, из-за переориентации современного физкультурного образования с профессиональной подготовки кадров на создание условий для развития личности, ее самосовершенствования в личностном и профессиональном плане. Объективно повышается роль и мера ответственности самого обучаемого за уровни своей подготовленности, изменяется видение роли педагогов в организации процесса физического воспитания. В целях выбора оптимального подхода к решению данной проблемы мы пошли по такому пути: для каждого вида физкультурно-спортивной деятельности вырабатываются свои показатели, шкалы, количественные значения, которые могут нести количественную информацию о результатах педагогического процесса, как в целом, так и по отдельным составляющим. А значит, и об эффективности труда педагогов ССОУ физкультурной ориентации.

Чрезвычайно важный вид связей — блок связей между объектами и субъектами физического воспитания. Информационные связи как одна из разновидностей позволяет осуществлять обмен информацией между педагогами и обучаемыми. Необходима оптимизация данных целей с учетом эффективности отдельных каналов передачи и усвоения информации.

Аналогичная задача должна стоять и в отношении другого вида связей этого блока — организационнодеятельностных связей и связей управления. И все это для того, чтобы придать процессу физического воспитания стройность, оптимальность, плановость и эффективность.

Нуждаются в совершенствовании и коммуникативные связи, т.е. связи общения между педагогами и обучаемыми. Особенно это касается таких вопросов, как форма общения, соотношение групповой и индивидуальной работы.

Содержание физического воспитания при всей своей специфичности изменяется под влиянием трансформаций в системе мировоззренческих и социокультурных ценностных ориентации, тенденций развития образования. Исходя из выделенных выше задач и сообразуясь с отмеченными инновационными подходами, в содержании физического воспитания можно выделить ряд новых позиций, ориентация на которые позволит не только активизировать потребностно-мотивационную сферу обучающихся, но и повысить действенность самого педагогического процесса.

Необходимость обновления содержания физического воспитания в ССОУ вызвана изменениями в структуре общественного сознания. Длительное время оно было чрезмерно идеологизированным, существенно ограниченным классовыми установками и односторонним. Теперь следует наполнить его такими важными элементами, как мировой опыт спорта и социокультурной деятельности человека в сфере физической культуры; нетрадиционные виды спорта и оздоровительные комплексы (системы); сверхдостижения в спорте как проявление резервных возможностей организма; новые ценности в сфере физического воспитания, массового и профессионального спорта; физическая культура и спорт в

зарубежных образовательных системах; традиции национальной школы физического воспитания и спорта Башкортостана; наиболее эффективные способы физического и духовного развития человека; соотношение духовного и телесного в физкультурноспортивной деятельности.

Система физкультурного образования функционирует и совершенствуется при наличии определенных внешних условий. Физическое воспитание на правах подсистемы органической частью входит в нее и активно реформируется. Изменения, осуществляемые в ходе такого реформирования, не могут не отражаться на целях, содержании и задачах физического воспитания.

Приоритетными задачами физического воспитания в ССОУ являются:

— усвоение роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к трудовой деятельности, а также научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

— формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, а также потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом с активным использованием средств гигиены, оздоровления и закаливания;

— освоение системы практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре, овладение школой движения и основами спортивной тренировки;

— развитие координационных и кондиционных способностей обучающихся через гармоническое соотношение выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости, координации движений;

— обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.

Многоплановость задач, решаемых в процессе физического воспитания учащихся образовательных учреждений, предъявляет повышенные требования к качеству композиционного оформления, структурированию учебного материала, построению и функционированию контрольно-оценочных комплексов, выбору критериев и показателей результативности педагогического процесса физического воспитания, средств и форм для их решения.

Руководитель образовательного учреждения (менеджер-лидер) выполняет сложные функции управления коллективом единомышленников.

Функции руководителя будут в полной мере реализованы при следующих качествах его личности:

а) он доступен любому работнику, всегда доброжелателен; понимает, что управлять — значит делать дело руками других; отсюда большую часть своего времени отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения; он лично знаком со значительной частью работников;

б) противник кабинетного стиля управления, он предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив; терпимо относится к выражению открытого несогласия, строит отношения на доверии;

в) в трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений;

г) не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием;

д) стремится развивать коллективные формы работы единой «командой»;

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

е) всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой;

ж) формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других;

з) с готовностью, а главное публично, признает заслуги сотрудников. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением ряда исследователей [2, 3, 4], которые считают, что руководитель сферы образования мыслит: протокольно — отличает факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого; безынерционно — накопленный опыт и знания не мешают ему принимать оригинальные решения при рассмотрении новых, нетрадиционных проблем; методично — последовательно, не отвлекаясь от цели, осмысливает коммерческие, управленческие и пси-холого-педагогические ситуации; конструктивно — не только вскрывает причины недостатков, но и умеет находить наиболее рациональные пути и способы их устранения, умеет качественно улучшать дело; мобильно — переносит накопленный опыт на новые области знания с учетом их особенностей, места, времени, условий; доминантно — выделяет главное и не тонет в мелочах.

Сегодня уже утвердилось мнение, что в процессе своей профессиональной деятельности руководитель должен выполнять целый ряд ролей: информатора, распределителя ресурсов, посредника и т. д.

Для эффективной реализации этих ролей руководителю необходимо обладать широким спектром умений: техническими (финансовые, производственные и т. п.), человеческими (взаимодействие с руководителями высшего ранга, сотрудниками, подчиненными, клиентами и т. д.) и понимания ситуации (про граммирование деятельности образовательного учреждения нового типа в зависимости от конкретной ситуации и т. п.).

Руководитель образовательного учреждения в разработанной В. Я. Ляудис концепции взаимоотношений в системе «учитель — учащийся» выступает не только как носитель информации, но и как помощник становления и развития личности ученика [5]. Изменяется и характер управления развитием и образо ванием учащегося.

Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного сменяется позицией демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе ученика, к росту его как личности. Позиция ученика также меняется: с результата усвоения, с полученной оценки акцент переносится на активное взаимодействие с учителем и другими учениками.

Второй компонент — изменение в функции и строении знаний, которые осваиваются в школе, и в способах организации процесса их усвоения. Знание в наше время, став третьей «социальной силой» после богатства (денег) и собственной власти, дает человеку возможность занять место в социуме, лишь, будучи представлено в современном информатизированном виде как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процесс его усвоения перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

Существенным компонентом реорганизации образовательного процесса является решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация на индивидуальные формы обучения, на

многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта».

Реорганизация образовательного процесса связана с отказом от репрессивной, подавляющей, деструктивной роли оценок и всяческого тестирования, с изменением критериев оценивания эффективности учения и воспитания.

В концепции В. Я. Ляудис единицей управления в этом процессе выступает целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи многообразных форм взаимодействия между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения с целью поддержания высокого уровня активности учащихся.

Ролевые позиции учителя и стиль руководства отличаются от предметно-ориентированной позиции, в которой преобладает информационно-контроли-рующая функция и авторитарно-директивный стиль управления, подавляющий инициативу обучаемых. В личностно-ориентированной позиции учителя, напротив, преобладает организационная и стимулирующая функции, в соответствии с которыми обучаемый рассматривается как целостная личность, взаимодействующая со всеми участниками процесса обучения [6]. Это предполагает стиль руководства как поощряющий со стороны учителя, при котором инициатива учащихся поддерживается.

Меняются мотивационно-смысловые установки учителя: от анонимности, закрытости личности учителя, непререкаемости требований и игнорирования личного опыта обучаемых до открытости личности учителя, установки на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задачи, принятии решений.

Преобразование характера организации учебно-познавательной деятельности осуществляется как отход от пути, на котором преобладают формы репродуктивных заданий, действий по образцу, упражнений в заданных способах решения, овладение исполнительной, оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание, а тренировка в выполнении отдельных элементов предшествует пониманию замысла и смысла деятельности, скрывая ее системную организацию.

Предполагается, что на первый план должны выдвигаться творческие и продуктивные задания, определяющие смыслы и мотивы выбора обучаемых репродуктивных задач.

Изменение характера учебно-познавательной деятельности предполагает как следствие и изменение форм учебных взаимодействий и отношений. В традиционной форме обучения цели и планы их достижения задаются учителем; ведущая и единственная форма учебного взаимодействия — подражание, имитация, следование образцам.

В инновационном обучении цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми; процесс их достижения организуется как совместная деятельность, многообразие взаимодействий, помогающих актуализировать личностный опыт каждого участника; на каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности обучаемого.

Исходя из вышесказанного мы пришли к следующему заключению — инновационное обучение позволяет изменить мотивационно-смысловые позиции обучаемых, связанные с отчуждением учебных ценностей и задач, отвращением к учению, сужением спектра познавательных мотивов, обособлением жиз-

ненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Обогащение мотивов учения и познания ведет к расширению мотивационной сферы личности, к появлению мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждения достоинства личности.

Библиографический список

1. Дикунов A.M. Структура педагогического мастерства / A.M. Дикунов // Теория и практика физической культуры. — 1984. - № 2. - С. 14-16.

2. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. — М. : Высшая школа, 1991. - 226 с.

3. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю.В. Васильев. - М. : Педагогика, 1990. - 188 с.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления : учеб. посо-

бие для работников физической культуры и спорта / Т.С. Кабаченко. — М. : Орфей, 1993. — 146 с.

5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент : учеб. пособие. / В.П. Симонов. — М. : РАО, 1997. — 264 с.

6. Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе / В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 114 с.

МУСАКАЕВ Мидхат Биктимирович, кандидат педагогических наук, профессор, директор Стерлитамакс-кого техникума физической культуры, заслуженный работник физической культуры РФ, отличник образования Российской Федерации.

E-mail: zaz77@rambler.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 21.01.2009 г.

© Мусакаев М.Б.

УДК 152.32+301.085:15+796.071.2

Л. М. ИВАНОВА А. А. ГЕРАСЬКИН

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НАЧИНАЮЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ИГРЕ В НАПАДЕНИИ. Сообщение 2*

Разрабатываемая в статье тема дает возможность оптимизировать традиционные подходы к тренировке волейболистов-новичков, создает предпосылки к повышению игрового мастерства начинающих спортсменов путем использования тренажерных средств, способствующих направленному совершенствованию тактических умений волейболистов в условиях последовательно приближающих занимающихся к условиям соревновательной деятельности, создавая игровые ситуации различной сложности. Методика поэтапного формирования тактических умений с использованием комплексных средств тренировки может быть положена в основу практики обучения новичков в ДЮСШ, вузах и ссузах и в других учебных заведениях на занятиях по физическому воспитанию.

Ключевые слова: тактические умения, методика, нападающий удар, тренажерные устройства.

Индивидуальные тактические действия в нападении — самостоятельные действия игрока, направленные на решение отдельных тактических задач при завершении атаки. Они являются связующим звеном между тактикой и техникой в учебно-тренировочном процессе и составляют основу тактического мастерства нападающих. В свою очередь, тактика игры в нападении определяется уровнем технического мастерства игроков, которое основано на конкретных умениях и навыках, дающих игроку возможность действовать

индивидуально и взаимодействовать с партнерами. Тактический навык сложнее двигательного: в его состав дополнительно включается механизм обеспечения связи действий игрока с текущей ситуацией. При обучении техническим приемам по существующим подходам прослеживается условная граница между технической и тактической сторонами подготовки, т.к. практика сложившегося обучения предусматривает начальное, достаточно стойкое овладение техникой игровых приемов и только в дальнейшем —

* Сообщение 1 опубликовано в журнале «Омский научный вестник», 2006 г. - № 6 (41). - С. 260-262.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.