ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
УДК 378.147
М. Б. МУСАКАЕВ
Стерлитамакский техникум физической культуры
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИКУМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье автором рассматриваются процессы управления образовательным учреждением в системе реформирования образования. В данной работе автор раскрывает особенности инновационных процессов в управлении и развитии образовательным учреждением.
Ключевые слова: инновационные проекты, физкультурное образование, руководитель, образовательный процесс.
Инновационные процессы в системе управления развитием среднего специального образовательного учреждения физической культуры продиктованы новыми социально-экономическими условиями. Социальные запросы общества, развивающегося по законам рыночной экономики, предопределяют подготовку специалиста физической культуры, совмещающего в себе фундаментальную теоретическую подготовку с практическими умениями и навыками работы в условиях меняющегося спроса на рынке труда, специалиста, обладающего способностью к творческому росту, психологической устойчивостью к стрессовым ситуациям, порождаемым возможной профессиональной переориентацией.
На сегодняшний день инновационные проекты управления развитием ССОУ физической культуры предполагают эффективное использование творческого потенциала обучающихся в личностноориентированном пространстве, рассчитанном на динамичное развитие способностей к преодолению инерции мышления, на развитие превентивной оценки предстоящих решений и действий обучающихся.
До настоящего времени инновационные проекты развития творческих способностей обучающихся в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях не находят должного места. Анализ литературы показал, что в профессиональных средних образовательных учреждениях разрешение проблемных ситуаций, решение творческих задач, создание инновационных проектов занимает в учебном процессе не более 2% времени, в вузах — около 5%.
Исходя из высокой потребности в инновационных подходах к управлению развитием и содержанием образовательного процесса в ССОУ физической культуры, в теоретическую концепцию управлений необходимо включить создание необходимых условий для развития и саморазвития творческой личности, которая обеспечивает свободное вхождение молодого специалиста в мир рыночного социума. Специалист должен быть конкурентоспособным на рынке труда обширного образовательного пространства физической культуры [1, 2]. Реализация этих положений в практике управления развитием ССОУ возможна при деятельностном подходе к подготовке специалиста.
Деятельность ориентированного на профессиональное физкультурное образование учащегося ССОУ физкультуры должна быть организована таким образом, чтобы и в учебное, и во внеучебное время учащийся был занят творческой работой, умел бы:
— ставить и находить решение проблемных ситуаций;
— отстаивать свою позицию и собственное видение возможных подходов к решению нестандартных жизненных и учебных задач;
— постоянно овладевать нетрадиционными способами самореализации в профессиональной деятельности.
Для реализации этих задач в сфере управления развитием ССОУ физической культуры необходимо системное взаимодействие следующих организационных и учебно-методических блоков деятельности образовательного учреждения:
— теоретико-методологического;
— учебно-производственного;
— научно-методического;
— материально-технического.
В каждом блоке разрабатывается комплекс управленческих проблем, которые разрешаются во взаимодействии и системной иерархичности. Управленческие решения в каждом блоке и в их единой системе должны быть ориентированы на получение конечного положительного результата, т.е. на подготовку творчески мыслящего специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности в сфере физической культуры.
Опираясь на концепцию человеческой деятельности и общепризнанную в нашей стране классификацию методов воспитания, на наш взгляд, целесообразно в новых условиях перенести акценты с методов формирования сознания личности и соответствующих им средств и форм на методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения, а также методы стимулирования деятельности и поведения личности. Эта идея в неявной форме уже получила освещение в литературе.
Приоритет должен быть отдан, наряду с традиционными (учебные занятия, спортивные тренировки и состязания), нетрадиционным, самодеятельным и другим формам физкультурно-спортивной деятельности (секции и группы по интересам, предоставление различных услуг, современные формы организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта). Они призваны восполнить тот пробел, который образовался на месте прежде существовавших форм физкультурно-спортивной активности и оказавшихся в настоящее время нерациональными и малоэффективными.
Внедрение данных форм должно позволить каждой личности прийти к выбору своего способа фи-
зического самосовершенствования и выработать в себе (в рамках этого способа) индивидуальный стиль физкультурной деятельности.
Изучая развитие физкультурного образования как инновационного процесса, обратим внимание и на связь с субъектами физического воспитания. Реальность такова, что нет единого понимания в вопросе: кто и в какой мере участвует в физическом воспитании обучаемых и отвечает за его результаты. Это актуально, прежде всего, из-за переориентации современного физкультурного образования с профессиональной подготовки кадров на создание условий для развития личности, ее самосовершенствования в личностном и профессиональном плане. Объективно повышается роль и мера ответственности самого обучаемого за уровни своей подготовленности, изменяется видение роли педагогов в организации процесса физического воспитания. В целях выбора оптимального подхода к решению данной проблемы мы пошли по такому пути: для каждого вида физкультурно-спортивной деятельности вырабатываются свои показатели, шкалы, количественные значения, которые могут нести количественную информацию о результатах педагогического процесса, как в целом, так и по отдельным составляющим. А значит, и об эффективности труда педагогов ССОУ физкультурной ориентации.
Чрезвычайно важный вид связей — блок связей между объектами и субъектами физического воспитания. Информационные связи как одна из разновидностей позволяет осуществлять обмен информацией между педагогами и обучаемыми. Необходима оптимизация данных целей с учетом эффективности отдельных каналов передачи и усвоения информации.
Аналогичная задача должна стоять и в отношении другого вида связей этого блока — организационнодеятельностных связей и связей управления. И все это для того, чтобы придать процессу физического воспитания стройность, оптимальность, плановость и эффективность.
Нуждаются в совершенствовании и коммуникативные связи, т.е. связи общения между педагогами и обучаемыми. Особенно это касается таких вопросов, как форма общения, соотношение групповой и индивидуальной работы.
Содержание физического воспитания при всей своей специфичности изменяется под влиянием трансформаций в системе мировоззренческих и социокультурных ценностных ориентации, тенденций развития образования. Исходя из выделенных выше задач и сообразуясь с отмеченными инновационными подходами, в содержании физического воспитания можно выделить ряд новых позиций, ориентация на которые позволит не только активизировать потребностно-мотивационную сферу обучающихся, но и повысить действенность самого педагогического процесса.
Необходимость обновления содержания физического воспитания в ССОУ вызвана изменениями в структуре общественного сознания. Длительное время оно было чрезмерно идеологизированным, существенно ограниченным классовыми установками и односторонним. Теперь следует наполнить его такими важными элементами, как мировой опыт спорта и социокультурной деятельности человека в сфере физической культуры; нетрадиционные виды спорта и оздоровительные комплексы (системы); сверхдостижения в спорте как проявление резервных возможностей организма; новые ценности в сфере физического воспитания, массового и профессионального спорта; физическая культура и спорт в
зарубежных образовательных системах; традиции национальной школы физического воспитания и спорта Башкортостана; наиболее эффективные способы физического и духовного развития человека; соотношение духовного и телесного в физкультурноспортивной деятельности.
Система физкультурного образования функционирует и совершенствуется при наличии определенных внешних условий. Физическое воспитание на правах подсистемы органической частью входит в нее и активно реформируется. Изменения, осуществляемые в ходе такого реформирования, не могут не отражаться на целях, содержании и задачах физического воспитания.
Приоритетными задачами физического воспитания в ССОУ являются:
— усвоение роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к трудовой деятельности, а также научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
— формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, а также потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом с активным использованием средств гигиены, оздоровления и закаливания;
— освоение системы практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре, овладение школой движения и основами спортивной тренировки;
— развитие координационных и кондиционных способностей обучающихся через гармоническое соотношение выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости, координации движений;
— обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.
Многоплановость задач, решаемых в процессе физического воспитания учащихся образовательных учреждений, предъявляет повышенные требования к качеству композиционного оформления, структурированию учебного материала, построению и функционированию контрольно-оценочных комплексов, выбору критериев и показателей результативности педагогического процесса физического воспитания, средств и форм для их решения.
Руководитель образовательного учреждения (менеджер-лидер) выполняет сложные функции управления коллективом единомышленников.
Функции руководителя будут в полной мере реализованы при следующих качествах его личности:
а) он доступен любому работнику, всегда доброжелателен; понимает, что управлять — значит делать дело руками других; отсюда большую часть своего времени отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения; он лично знаком со значительной частью работников;
б) противник кабинетного стиля управления, он предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив; терпимо относится к выражению открытого несогласия, строит отношения на доверии;
в) в трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений;
г) не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием;
д) стремится развивать коллективные формы работы единой «командой»;
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
е) всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой;
ж) формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других;
з) с готовностью, а главное публично, признает заслуги сотрудников. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением ряда исследователей [2, 3, 4], которые считают, что руководитель сферы образования мыслит: протокольно — отличает факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого; безынерционно — накопленный опыт и знания не мешают ему принимать оригинальные решения при рассмотрении новых, нетрадиционных проблем; методично — последовательно, не отвлекаясь от цели, осмысливает коммерческие, управленческие и пси-холого-педагогические ситуации; конструктивно — не только вскрывает причины недостатков, но и умеет находить наиболее рациональные пути и способы их устранения, умеет качественно улучшать дело; мобильно — переносит накопленный опыт на новые области знания с учетом их особенностей, места, времени, условий; доминантно — выделяет главное и не тонет в мелочах.
Сегодня уже утвердилось мнение, что в процессе своей профессиональной деятельности руководитель должен выполнять целый ряд ролей: информатора, распределителя ресурсов, посредника и т. д.
Для эффективной реализации этих ролей руководителю необходимо обладать широким спектром умений: техническими (финансовые, производственные и т. п.), человеческими (взаимодействие с руководителями высшего ранга, сотрудниками, подчиненными, клиентами и т. д.) и понимания ситуации (про граммирование деятельности образовательного учреждения нового типа в зависимости от конкретной ситуации и т. п.).
Руководитель образовательного учреждения в разработанной В. Я. Ляудис концепции взаимоотношений в системе «учитель — учащийся» выступает не только как носитель информации, но и как помощник становления и развития личности ученика [5]. Изменяется и характер управления развитием и образо ванием учащегося.
Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного сменяется позицией демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе ученика, к росту его как личности. Позиция ученика также меняется: с результата усвоения, с полученной оценки акцент переносится на активное взаимодействие с учителем и другими учениками.
Второй компонент — изменение в функции и строении знаний, которые осваиваются в школе, и в способах организации процесса их усвоения. Знание в наше время, став третьей «социальной силой» после богатства (денег) и собственной власти, дает человеку возможность занять место в социуме, лишь, будучи представлено в современном информатизированном виде как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процесс его усвоения перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.
Существенным компонентом реорганизации образовательного процесса является решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация на индивидуальные формы обучения, на
многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта».
Реорганизация образовательного процесса связана с отказом от репрессивной, подавляющей, деструктивной роли оценок и всяческого тестирования, с изменением критериев оценивания эффективности учения и воспитания.
В концепции В. Я. Ляудис единицей управления в этом процессе выступает целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи многообразных форм взаимодействия между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения с целью поддержания высокого уровня активности учащихся.
Ролевые позиции учителя и стиль руководства отличаются от предметно-ориентированной позиции, в которой преобладает информационно-контроли-рующая функция и авторитарно-директивный стиль управления, подавляющий инициативу обучаемых. В личностно-ориентированной позиции учителя, напротив, преобладает организационная и стимулирующая функции, в соответствии с которыми обучаемый рассматривается как целостная личность, взаимодействующая со всеми участниками процесса обучения [6]. Это предполагает стиль руководства как поощряющий со стороны учителя, при котором инициатива учащихся поддерживается.
Меняются мотивационно-смысловые установки учителя: от анонимности, закрытости личности учителя, непререкаемости требований и игнорирования личного опыта обучаемых до открытости личности учителя, установки на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задачи, принятии решений.
Преобразование характера организации учебно-познавательной деятельности осуществляется как отход от пути, на котором преобладают формы репродуктивных заданий, действий по образцу, упражнений в заданных способах решения, овладение исполнительной, оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание, а тренировка в выполнении отдельных элементов предшествует пониманию замысла и смысла деятельности, скрывая ее системную организацию.
Предполагается, что на первый план должны выдвигаться творческие и продуктивные задания, определяющие смыслы и мотивы выбора обучаемых репродуктивных задач.
Изменение характера учебно-познавательной деятельности предполагает как следствие и изменение форм учебных взаимодействий и отношений. В традиционной форме обучения цели и планы их достижения задаются учителем; ведущая и единственная форма учебного взаимодействия — подражание, имитация, следование образцам.
В инновационном обучении цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми; процесс их достижения организуется как совместная деятельность, многообразие взаимодействий, помогающих актуализировать личностный опыт каждого участника; на каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности обучаемого.
Исходя из вышесказанного мы пришли к следующему заключению — инновационное обучение позволяет изменить мотивационно-смысловые позиции обучаемых, связанные с отчуждением учебных ценностей и задач, отвращением к учению, сужением спектра познавательных мотивов, обособлением жиз-
ненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Обогащение мотивов учения и познания ведет к расширению мотивационной сферы личности, к появлению мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждения достоинства личности.
Библиографический список
1. Дикунов A.M. Структура педагогического мастерства / A.M. Дикунов // Теория и практика физической культуры. — 1984. - № 2. - С. 14-16.
2. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. — М. : Высшая школа, 1991. - 226 с.
3. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю.В. Васильев. - М. : Педагогика, 1990. - 188 с.
4. Кабаченко Т.С. Психология управления : учеб. посо-
бие для работников физической культуры и спорта / Т.С. Кабаченко. — М. : Орфей, 1993. — 146 с.
5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент : учеб. пособие. / В.П. Симонов. — М. : РАО, 1997. — 264 с.
6. Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе / В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 114 с.
МУСАКАЕВ Мидхат Биктимирович, кандидат педагогических наук, профессор, директор Стерлитамакс-кого техникума физической культуры, заслуженный работник физической культуры РФ, отличник образования Российской Федерации.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 21.01.2009 г.
© Мусакаев М.Б.
УДК 152.32+301.085:15+796.071.2
Л. М. ИВАНОВА А. А. ГЕРАСЬКИН
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НАЧИНАЮЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ИГРЕ В НАПАДЕНИИ. Сообщение 2*
Разрабатываемая в статье тема дает возможность оптимизировать традиционные подходы к тренировке волейболистов-новичков, создает предпосылки к повышению игрового мастерства начинающих спортсменов путем использования тренажерных средств, способствующих направленному совершенствованию тактических умений волейболистов в условиях последовательно приближающих занимающихся к условиям соревновательной деятельности, создавая игровые ситуации различной сложности. Методика поэтапного формирования тактических умений с использованием комплексных средств тренировки может быть положена в основу практики обучения новичков в ДЮСШ, вузах и ссузах и в других учебных заведениях на занятиях по физическому воспитанию.
Ключевые слова: тактические умения, методика, нападающий удар, тренажерные устройства.
Индивидуальные тактические действия в нападении — самостоятельные действия игрока, направленные на решение отдельных тактических задач при завершении атаки. Они являются связующим звеном между тактикой и техникой в учебно-тренировочном процессе и составляют основу тактического мастерства нападающих. В свою очередь, тактика игры в нападении определяется уровнем технического мастерства игроков, которое основано на конкретных умениях и навыках, дающих игроку возможность действовать
индивидуально и взаимодействовать с партнерами. Тактический навык сложнее двигательного: в его состав дополнительно включается механизм обеспечения связи действий игрока с текущей ситуацией. При обучении техническим приемам по существующим подходам прослеживается условная граница между технической и тактической сторонами подготовки, т.к. практика сложившегося обучения предусматривает начальное, достаточно стойкое овладение техникой игровых приемов и только в дальнейшем —
* Сообщение 1 опубликовано в журнале «Омский научный вестник», 2006 г. - № 6 (41). - С. 260-262.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
157