Научная статья на тему 'Взаимодействие субъектов управления в подготовке специалистов физкультурно-спортивной деятельности'

Взаимодействие субъектов управления в подготовке специалистов физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОР-ТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалетдинов Владимир Гильмухаметович, Мусакаев Мидхат Биктимирович, Барышев Андрей Викторович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки специалистов физкультурно-спортивной деятельности на основе взаимодействия субъектов управления предприятий, организаций, общеобразовательных учреждений (заказчиков) и физкультурно-спортивных образовательных учреждений (исполнителей), которое предполагает организацию совместных усилий индивидов, групп и организаций в реализации учебных планов подготовки будущих работников физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалетдинов Владимир Гильмухаметович, Мусакаев Мидхат Биктимирович, Барышев Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие субъектов управления в подготовке специалистов физкультурно-спортивной деятельности»

_регион крупным планом ..._

УДК 796.06

Камалетдинов Владимир Гильмухаметович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры управления физической культурой Уральского государственного университета физической культуры, uralgufk.ac.ru@yandex.ru,Челябинск

Мусакаев Мидхат Биктимирович

Кандидат педагогических наук, профессор, директор Стерлитамакского техникума физической культуры, fiz_tech@mail.ru, Стерлитамак

Барышев Андрей Викторович

Кандидат педагогических наук, Уральский государственный университет физической культуры, sekretar@ctc-chel.ru, Челябинск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИя В ПОДГОТОВКЕ

специалистов физкультурно-спортивной деятельности

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки специалистов физкультурно-спортивной деятельности на основе взаимодействия субъектов управления предприятий, организаций, общеобразовательных учреждений (заказчиков) и физкультурно-спортивных образовательных учреждений (исполнителей), которое предполагает организацию совместных усилий индивидов, групп и организаций в реализации учебных планов подготовки будущих работников физической культуры и спорта.

Ключевые слова: взаимодействие, субъекты управления, специалисты, физкультурно-спор-тивная деятельность.

Kamaletdinov Vladimir Gilmukhametovich

Doctor ofpedagogical sciences, professor of the management chair of the Ural state university ofphysical culture, uralgufk.ac.ru@yandex.ru, Chelyabinsk

Musakaev Midkhat Biktimirovich

Candidate of pedagogical sciences, professor, headmaster of Sterlitamak college of physical culture, fiz_tech@mail.ru, Sterlitamak

Baryshev Andrey Viktorovoch

Candidate of pedagogical sciences, of the Ural state university of physical culture, uralgufk.ac.ru@yandex.ru, Chelyabinsk

MANAGEMENT SUBJECTS' COOPERATION IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPECIALISTS TRAINING

Abstract. In the article readers' attention is drawn to management subjects' cooperation systemization in training specialists in physical culture and sport activities, as one of factors, contributing to the social-economic development of the country. It is based on the analysis of statistical reporting and theoretical sources data. The authors view mass engagement in physical culture and sport as one of the ways of the population health improving and Russian Federation econiomic potential increasing. According to the authors' opinion, the starting position for it is training of future PE teachers, coaches of different kinds of sport, and mass sport and health improving work instructors.

Keywords: cooperation, organization, specialized educational establishments, management subjects.

Анализ теоретических источников и обобщение опыта работы физкультурно-спортив-ных организаций показали, что реализация функций, возложенных обществом на систему физкультурно-спортивной деятельности,

во многом зависит от взаимодействия субъектов управления этим социально важным для общества процессом. Взаимодействие -категория философская отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их вза-

РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ...

имную обусловленность и рассматривается как объективная и универсальная форма движения, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Взаимодействие в сфере подготовки специалистов физкультурно-спортивной деятельности обусловлено рядом факторов, которые существенно сказываются на качестве их профессиональной подготовки, и в этой связи взаимодействие мы рассматриваем как широкое и внутреннее содержание по форме и взаимоотношению субъектов образовательного процесса.

В «Толковом словаре русского языка» «взаимодействие» рассматривается с позиции взаимной связи явлений, спроса и предложений, взаимной поддержки, что сущностью взаимодействия является обменный процесс, в ходе которого определяются совместные пути достижения субъектами цели, а так же механизмы ее реализации [1, с. 592]. В литературе [10] понятие «взаимодействие» изучается с позиции распространения основных идей взаимодействия с восприятия - на другие области человеческого поведения. В сфере физкультурно-спортивной деятельности «взаимодействие» анализируется как процесс непосредственных контактов, проявлений потребностей личности, отдельных социальных, половозрастных групп, национальных культур, общественных и государственных структур. Реализация основной цели физкультурно-спортивной деятельности - оздоровление человека средствами физических упражнений возможна только при взаимодействии самого субъекта оздоровления, медико-биологического, научно-методического сопровождения тренировочного процесса и соответствующего материально-технического обеспечения.

На основе изложенного мы рассматриваем взаимодействие как согласованную деятельность участников единого образовательного процесса в сфере физкультурно-спортивной деятельности по достижению совместных усилий по реализации цели и задач, отмеченных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [9]. С точки зрения системного подхода объектом нашего внимания являются формы и

методы взаимодействия субъектов государственного и муниципального управления в подготовке специалистов физкультурно-спортивной деятельности.

Система взаимодействия участников физ-культурно-спортивного движения должна включать: изучение потребностей личности в двигательном режиме с учетом половозрастных профессиональных особенностей и их реализация; санитарно-гигиенические требования общества к оздоровлению населения через занятия физическими упражнениями; организацию медико-биологического надзора за участниками учебного-тренировочного процесса независимо от их ведомственной разобщенности; определение социально-экономической эффективности занятий физической культурой и спортом на основе принципа государственности; нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности; создание материально-технических условий как основополагающего фактора для занятий физкультурно-спортивной деятельностью; научно-методическое обоснование занятий физическими упражнениями; кадровое обеспечение совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства населения, в образовательных учреждения и в трудовых коллективах.

Анализ взаимодействия отдельных структур управления подготовкой физкультурно-спортивных кадров в стране невозможен без четкого представления о том, какова же сама система и каковы основы взаимодействия ее отдельных частей. Так, например, в Республике Башкортостан управление подготовкой специалистов физкультурно-спортивной деятельности организуют и осуществляют специально созданные органы управления. Правовой основой взаимодействия в управлении развитием физической культуры и спорта на уровне субъекта Российской Федерации является нормативная база. в которой изложены основные нормы Законов.

При разработке форм и методов взаимодействия субъектов управления в подготовке специалистов физкультурно-спортивной деятельности нами учитываются: нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спор-тивной деятельности на всех ее структурных уровнях; сочетание государственного и

общественного характера управления реализацией Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года; организационно-педагогические условия формирования политики муниципальных органов управления в отношении массовой физкультурно-оздоровительной, спортивной работы и ее кадрового обеспечения; наличие и функционирование координирующего территориального центра по воспитательной и молодежной политике; формы собственности на материально-техническое обеспечение физкультур-но-спортивной деятельности; профессиональных и климатических условий региона.

Анализ кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности на территории Уральского региона невозможен без глубокого осмысления социальной значимости массовых занятий физической культурой и спортом для дальнейшего развития; без четкого представления о том, что эта за система и каковы ее социально-экономические последствия, поскольку система «может быть охарактеризована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, взаимодействие которых порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным составляющим» [5, с. 218].

Взаимодействие структур местного самоуправления осуществляется на основании Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающим разрешение возникающих проблем развития физической культуры и спорта на местном уровне, к которым могут относиться обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта, а так же создание условий для массового отдыха жителей поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения. Управление процессом развития массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на территории субъекта предусматривает особые требования к уровню подготовки специалистов физкультурно-спортивной деятельности. Это и предполагает правовую основу взаимодействия в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учетом интересов и потребностей многонационального населения территории.

Решение социально-экономических проблем, которые стоят перед территориальными физкультурно-спортивными организациями, требует совместного социального межведомственного партнерства и взаимодействия на основе повышения качества подготовки специалистов физ-культурно-спортивной деятельности. При правильной координации усилий образовательных учреждений повышения уровня профессионализма их выпускников, физ-культурно-спортивные организации могут внести более существенный вклад в решение как социальных, так и экономических задач региона. Для этого необходимо создание условий: взаимопонимание общей полифункциональной цели физкультурно-спортивной деятельности органами государственного и муниципального управления по укреплению здоровья всех половозрастных групп населения; обеспечение оборонно-экономического потенциала страны на основе физического воспитания молодежи; четкое определение организационно-педагогических условий, способствующих достижению цели общества по формированию и воспитанию человека, продлению его активной жизненной позиции; повышение ответственности образовательных структур за высокий уровень профессиональной подготовки специалистов физкультурно-спортив-ной деятельности, а юридических лиц - за создание нормативно-правовых условий для их профессиональной деятельности; разработка конкретных критериев эффективности профессиональной деятельности работников физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Эффективность существующей в стране физкультурно-спортивной деятельности может быть более значимой при условии совместного межведомственного социального партнерства и определенного уровня взаимодействия. Потенциал Российской системы управления физкультурно-спортивной деятельностью, как в целом по Российской Федерации, так и в отдельно взятом субъекте далеко не исчерпал свои возможности и достаточен для того чтобы при правильной координации усилий решать проблемы успешного развития массовой физической культуры и спорта высших достижений. Это отмечается во многих работах [4; 5; 6].

С данным утверждением можно согласиться, так как потенциальные возможности физкультурно-спортивной деятельности в обществе по отдельным ее направлениям позволяют более широко раскрыть эффективность синергетического подхода в определении социально-экономической эффективности занятий физической культурой и спортом для развития общества за счет активизации взаимодействия государственных и муниципальных органов управления в вопросах дальнейшего развития массовой физической культуры и спорта; создания организационно-педагогических условий всем половозрастным группам населения для реализации их потребностей в двигательном режиме с целью профилактики и содержательного наполнения их свободного времени; повышения роли взаимодействия государственных и общественных органов управления физкультурно-спортивной деятельностью на всех уровня ее структуры; оптимизации правовых основ для занятий физкультурно-спортивной деятельностью с учетом потребностей физических, юридических лиц и социального заказа общества.

Обобщение опыта работы образовательных учреждений по подготовке специалистов физкультурно-спортивной деятельности свидетельствует о том, что обозначенная проблема взаимодействия учреждений физической культуры с заказчиками все еще слабо раскрыта и требует правового сопровождения. Анализ официальных статистических данных подтверждает, что организация системы взаимодействия заказчиков (предприятий, образовательных учреждений, физкультурно-спортивных организаций) и исполнителей в лице профессиональных образовательных учреждений существенно повысит эффективность процесса подготовки

специалистов с учетом конкретной будущей профессиональной деятельностью с минимальными финансовыми затратами.

Библиографический список

1. Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур, Том 1(А - О): Пер. с англ. - М.: Вече, Аст, 2000. - 592 с.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - Новосибирск: Сибирский ун-т изд-во, 2003. - 48 с.

3. Лепин П. В. Стратегия высшего педагогического образования в Сибирском Федеральном округе // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 2. - С. 8-11.

4. Матвеев М. Н. Взаимодействие представительных и исполнительных органов в системе местного самоуправления. - М.: Изд-во РАС, 1992. - 47 с.

5. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.

6. Моложавенко В. М. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно-ориенти-рованного процесса: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Тюмень,1998. - 24 с.

7. Ожегов С. Н. Толковый словарь рус. яз.: 80000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

8. Система государственного и муниципального управления: учебник / под общ. ред. Г. В. Атаманчука. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 488 с.

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации 7 августа 2009 года № 1001 р.- Режим доступа: http:// www.consultant.ru // (дата обращения: 15.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.