Научная статья на тему 'Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении. Сообщение 2'

Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении. Сообщение 2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / МЕТОДИКА / НАПАДАЮЩИЙ УДАР / ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА / TACTICAL SKILLS / METHODS / ATTACK HIT / TRAINING EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Лариса Михайловна, Гераськин Анатолий Александрович

Разрабатываемая в статье тема дает возможность оптимизировать традиционные подходы к тренировке волейболистов-новичков, создает предпосылки к повышению игрового мастерства начинающих спортсменов путем использования тренажерных средств, способствующих направленному совершенствованию тактических умений волейболистов в условиях последовательно приближающих занимающихся к условиям соревновательной деятельности, создавая игровые ситуации различной сложности. Методика поэтапного формирования тактических умений с использованием комплексных средств тренировки может быть положена в основу практики обучения новичков в ДЮСШ, вузах и ссузах и в других учебных заведениях на занятиях по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Лариса Михайловна, Гераськин Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming attack tactical skills in beginner volleyball players. Part 2

The theme of the article enables to optimize traditional approaches to the training of beginner volleyball players, creates the prerequisites for directed improvement of inexperienced players game skills by means of trainings, which favour the directed improvement of volleyball players tactical skills in conditions which gradually bring players closer to competition conditions, creating game situations of different difficulty levels. The method of phased formation of tactical skills using complex training means can become the basis for practice of teaching beginners at physical training classes at sport schools for children and the youth, universities, colleges and other educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении. Сообщение 2»

ненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Обогащение мотивов учения и познания ведет к расширению мотивационной сферы личности, к появлению мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждения достоинства личности.

Библиографический список

1. Дикунов A.M. Структура педагогического мастерства /

A.M. Дикунов // Теория и практика физической культуры. — 1984. - № 2. - С. 14-16.

2. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. — М. : Высшая школа, 1991. - 226 с.

3. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю.В. Васильев. - М. : Педагогика, 1990. - 188 с.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления : учеб. посо-

бие для работников физической культуры и спорта / Т.С. Кабаченко. — М. : Орфей, 1993. — 146 с.

5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент : учеб. пособие. / В.П. Симонов. — М. : РАО, 1997. — 264 с.

6. Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе / В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 114 с.

МУСАКАЕВ Мидхат Биктимирович, кандидат педагогических наук, профессор, директор Стерлитамакс-кого техникума физической культуры, заслуженный работник физической культуры РФ, отличник образования Российской Федерации.

E-mail: zaz77@rambler.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 21.01.2009 г.

© Мусакаев М.Б.

УДК 152.32+301.085:15+796.071.2

Л. М. ИВАНОВА А. А. ГЕРАСЬКИН

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НАЧИНАЮЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ИГРЕ В НАПАДЕНИИ. Сообщение 2*

Разрабатываемая в статье тема дает возможность оптимизировать традиционные подходы к тренировке волейболистов-новичков, создает предпосылки к повышению игрового мастерства начинающих спортсменов путем использования тренажерных средств, способствующих направленному совершенствованию тактических умений волейболистов в условиях последовательно приближающих занимающихся к условиям соревновательной деятельности, создавая игровые ситуации различной сложности. Методика поэтапного формирования тактических умений с использованием комплексных средств тренировки может быть положена в основу практики обучения новичков в ДЮСШ, вузах и ссузах и в других учебных заведениях на занятиях по физическому воспитанию.

Ключевые слова: тактические умения, методика, нападающий удар, тренажерные устройства.

Индивидуальные тактические действия в нападении — самостоятельные действия игрока, направленные на решение отдельных тактических задач при завершении атаки. Они являются связующим звеном между тактикой и техникой в учебно-тренировочном процессе и составляют основу тактического мастерства нападающих. В свою очередь, тактика игры в нападении определяется уровнем технического мастерства игроков, которое основано на конкретных умениях и навыках, дающих игроку возможность действовать

индивидуально и взаимодействовать с партнерами. Тактический навык сложнее двигательного: в его состав дополнительно включается механизм обеспечения связи действий игрока с текущей ситуацией. При обучении техническим приемам по существующим подходам прослеживается условная граница между технической и тактической сторонами подготовки, т.к. практика сложившегося обучения предусматривает начальное, достаточно стойкое овладение техникой игровых приемов и только в дальнейшем —

* Сообщение 1 опубликовано в журнале «Омский научный вестник», 2006 г. - № 6 (41). - С. 260-262.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

157

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

формирование и закрепление тактических умений [1, 2]. Упомянутый подход подразумевает достаточно длительный период как бы изолированного обучения технике, а обучение тактическим умениям начинается слишком поздно, т.к. рекомендаций по «раннему» направленному обучению тактике не существует. В связи с этим имеется настоятельная необходимость сопряженного воздействия на спортсменов, которая бы способствовала гармонизации начального технико-тактического мастерства волейболистов.

Применение тренажеров и тренажерных устройств для тактической и технической подготовки способствует направленному развитию специальных качеств и способностей, совершенствованию тактического мышления спортсменов, воспитанию тактических умений в процессе обучения техническим приемам и их совершенствовании.

Такой подход перспективен в виду того, что развитие тактических умений требует высокой сознательности со стороны занимающихся, что существенно улучшает тренировочный процесс формирования тактических умений на ранних стадиях обучения.

Сложные игровые задачи можно решать с помощью специального тренажера для совершенствования игровых действий волейболистов-нападающих, позволяющего моделировать ситуации различной сложности [3]. Это достигается при помощи предъявления занимающимся световых сигналов различного цвета. Предлагается решение игровых задач до трех альтернатив. Применяемые в тренажере целевые мишени с датчиками импульсов позволяют получать объективную информацию о точности действий спортсмена. Однако установка мишеней на площадке, использование чувствительных датчиков импульсов затрудняет применение такого тренажера как в командах мастеров, так и в старших группах ДЮСШОР.

Разработанная методика представляет собой дальнейшее развитие предложенных подходов специальной подготовки волейболистов с применением нетрадиционных средств в тренировке [4]. Применялись традиционные и модифицированные нами упражнения для освоения техники нападающего удара, такие как имитации ударов из разных зон, броски теннисных мячей в отдельные зоны, а затем в зоны, обозначенные звуковыми или зрительными сигналами тренера, а также броски волейбольных мячей. Они позволяют улучшать технику во всех фазах нападающего удара; формируют тактические умения, например, распознавание местоположения цели и попытку попадания мячом в эту цель. В дополнение к традиционным, применены упражнения, в которых используется направленное воздействие на занимающихся с применением тренажерно-исследовательских средств, создающих возможности моделирования ситуаций, последовательно приближающих спортсмена к соревновательной деятельности. В качестве моделирующего инструментария использовался тренажерный комплекс «Взлет». Принципиальным отличием нашего подхода является то, что блоки сигналов-раздражителей были вынесены за пределы игровой площадки. Реагирование на сигналы, установленные за игровым полем, на наш взгляд, способствует развитию у спортсменов функции внимания, периферического зрения, реакций на сигналы, расположенные вне центра поля зрения. Произведено усовершенствование в конструкции тренажерного комплекса: вместо целевых мишеней нами применены несложные ограждения для сохранения ламп-раздражителей, введена стартовая

площадка для пуска сигналов начала первого шага нападающего к выполнению удара.

При создании методики мы опирались на теорию поэтапного формирования умственных действий [5]. В начальной стадии формирования тактических умений спортсменам предлагаются элементарные задачи, не требующие высокого тактического мышления и противодействия реального противника, которые могут выполняться с начальным уровнем технической и тактической подготовки. На последующих этапах обучения происходит усложнение деятельности за счет возникновения альтернатив различной сложности, требующих принятия тактически оправданных решений.

Комплексная методика формирования тактических умений в нападении содержит два раздела: теоретический и практический. В теоретический раздел включен психолого-педагогический анализ деятельности нападающего-волейболиста, позволяющий поэтапно, по игровым фазам изучать прием, определять специальные качества, навыки для осуществления атакующих действий. Этот раздел представлен нами в первом сообщении [6]. Практический раздел методики состоит из трех этапов и представлен ниже.

Этапы формирования

технико-тактических умений:

1). Этап начального разучивания. Цель — сформировать основы техники выполнения нападающего удара с одновременным обучением решению элементарных тактических задач. Основными методами обучения на данном этапе являются фронтальный и поточный.

На наш взгляд, период освоения техники приема целесообразно сочетать с сопряженным обучением решению элементарных тактических задач. На этом этапе обучения волейболист при выполнении имитации нападающего удара ориентируется сначала на звуковой сигнал тренера, голосом указывающего зону атаки. По мере усвоения материала преподаватель использует жесты для обозначения зоны атаки. Затем к жестам подключается словесная команда, обозначающая технический прием (нападающий удар, обманный удар, передача двумя руками сверху), которым нужно воспользоваться для выполнения задания.

Дополнительным средством к имитационным упражнениям являются броски теннисного мяча. При устойчивом освоении бросков на звуковой и зрительный сигналы тренера вводятся упражнения с выполнением бросков теннисного мяча в зону, в случайном порядке обозначенную световым сигналом. Световые сигналы могут использоваться как разрешающие, так и запрещающие выполнение броска в зону, что увеличивает возможности моделирования. Игровая площадка делится на шесть равных прямоугольников размером 3х4,5. На первом этапе обучения источники световых сигналов устанавливаются в районе двух зон обороны (1 и 5), за лицевой линией.

2). Этап углубленного разучивания. Цель данного этапа — дальнейшее обучение распознаванию и поражению тактического объекта. Основными средствами обучения являются броски волейбольного мяча из-за головы в прыжке через сетку и выполнение нападающего удара через сетку с собственного подбрасывания. Как дополнительное средство, для игроков, отстающих в освоении техники удара, для реализации решений по поражению тактического объекта применяется выполнение передачи двумя руками сверху в прыжке с собственного подбрасывания в зоны, обозначенные световыми сигналами. Сначала

комплексы упражнений выполняются поточным методом. В дальнейшем вводятся упражнения в парах. По мере усвоения материала в упражнения возможно подключение защитника.

3). Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель данного этапа — закрепление тактических умений при выполнении нападающего удара, использование тактических умений в игровой деятельности. Основными средствами обучения на данном этапе являются выполнение нападающего удара с передачи партнера без блока, с противодействием одиночного и двойного блокирования, учебные игры. На этом этапе используется как поточный, так и игровой и соревновательный методы. При усложнении тактических задач сигналы устанавливаются в трех зонах защиты (1, 5, 6), а затем и в зоне нападения для выполнения обманных ударов. Следует отметить, что нападающему необходимо следить за тремя объектами — световыми сигналами и защитником, что требует от него быстрого переключения внимания с одного объекта на другой и удержания поля деятельности под постоянным контролем, способствующее развитию объема и переключения внимания. Дальнейшее обучение предусматривает применение одиночного блокирования. При постановке одиночного блока нападающий удар производится сначала в зону 1, затем в зону 5, при этом включается только один сигнал. Для закрепления материала вводятся игровые упражнения. Полученные при обучении навыки закрепляются в учебных играх. Во время игр, на первых этапах, возможно расположение блоков сигналов в зонах 6, 5 и 1. Теперь тренер не задает направление удара нападающему, наоборот, при помощи световых сигналов подсказывает местоположение защитников. В таких моделируемых условиях нападающий учится применять полученные навыки в игре.

Овладение индивидуальной тактикой игры в нападении в волейболе — длительный процесс, и сокращение времени на формирование тактических умений, а затем и устойчивых навыков, позволит за более короткий промежуток времени научить волейболистов-новичков грамотно решать игровые задачи. Использование тренажерных устройств, создающих возможности моделирования ситуаций, последовательно приближающих спортсмена к решению задач в сложной соревновательной деятельности в условиях дефицита времени — один из путей оптимизации тренировочного процесса и повышения эффективности игровой деятельности волейболистов. Положителен тот факт, что указанные средства портативны, просты при изготовлении и применении их в педагогическом процессе. Методика поэтапного формирования тактических умений с использованием тренажерных устройств

может быть положена в основу практики обучения новичков в ДЮСШ, в вузах, ссузах и других учебных заведениях на занятиях по физическому воспитанию.

Выводы

Разработанная методика, направленная на ускорение процесса формирования тактических умений новичков, оказывает положительное влияние на развитие тактических умений волейболистов — нападающих, позволяет повысить результативность игровой деятельности волейболистов за счет роста эффективности нападающих ударов путем рационализации выбора решений в период организации атаки.

Библиографический список

1. Рыцарев, В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов /

В.В. Рыцарев. — М., 2005. — 384 с.

2. Савин, М.В. Особенности технико-тактической подготовки волейболистов различной квалификации : автореф. дис...канд. пед. наук / М.В.Савин.- М., 1996. — 29 с.

3. Гераськин, А.А. Развитие быстроты и точности игровых действий квалифицированных волейболистов : автореф. дис.канд.пед.наук / А.А. Гераськин. — Омск, 1982. — 25 с.

4. Гераськин, А.А. Тренажеры для повышения эффективности тренировки волейболистов / А.А.Гераськин, А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. — 1987. - № 10. - С. 47-50.

5. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / под. ред. П. Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. — М. : Изд-во Мос. ун-та, 1968. - 134 с.

6. Иванова Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении (сообщение 1) / Л.М. Иванова // Омский научный вестник. - 2006. -№ 6 (41). - С. 260-262.

ИВАНОВА Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

E-mail: larisa-ivanova@nm.ru ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, и.о. профессора кафедры теории и методики спортивных игр Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.05.2009 г.

© Иванова Л.М., Гераськин А.А.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.