Научная статья на тему 'Концептуальные основы внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы в образовательных учреждениях'

Концептуальные основы внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / INNOVATIVE FORMS / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД / AN INDIVIDUALIZED APPROACH / ДИССЕМИНАЦИЯ / DISSEMINATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / AN INNOVATIVE FORM OF PHYSICAL CULTURE-EDUCATIONAL WORK / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE FORM OF INTERNSHIPS / СТАЖИРОВКА / МОДЕЛЬ / MODEL / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / CONCEPTUAL BASES / SPORTS AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рощина Галина Овсеповна, Иерусалимцева Ольга Васильевна, Чешуина Екатерина Игоревна

Инновации в образовании на современном этапе становятся необходимыми, а не только желательными. Это обусловлено следующими факторами: скоростью изменения потребностей человека в получении новых образовательных услуг, широкой информированностью обучающихся и их родителей в связи с расширением и «приручением» медиаи блогосферы, изучением зарубежного опыта. Однако, главным фактором является ухудшением здоровья детей и как следствие требуется система средств физкультурно-образовательной работы для приобщения их к здоровому физически активному образу жизни. Роль педагога и руководителя образовательного учреждения в процессе внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы в деятельность образовательных учреждений на современном этапе не сводится больше к владению предметом. Гораздо большее значение имеет личный пример учителя, руководителя, который ведет здоровый образ жизни. Это утверждение лежит в основе ответа на вопрос: «Зачем и какие инновационные формы физкультурно-образовательной работы нужны в образовательном учреждении?». В статье также рассматриваются основные составляющие модели внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы в системе общего и дополнительного образования; обосновывается необходимость индивидуализированного подхода к отбору инновационных форм физкультурно-образовательной работы; дается описание методологических и методических принципов отбора инновационных форм физкультурно-образовательной работы на основе мониторинга их эффективности для внедрения в образовательных учреждениях; предлагается алгоритм внедрения и диссеминации инновационных форм физкультурно-образовательной работы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рощина Галина Овсеповна, Иерусалимцева Ольга Васильевна, Чешуина Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Bases of Introduction of Innovative Forms of Physical Culture and Educational Work in Activities of Educational Institutions

Innovations in education at the present stage are necessary, not just desirable. This is due to the following factors: the rate of change of human needs in getting new educational services, a broad awareness of students and their parents in connection with the expansion and "domestication" of the media and the blogosphere, study foreign experience. However, the main factor is deterioration of children''s health, and as a consequence, developing of the system of means of physical training and training for their inclusion into the healthy physically active lifestyle. The role of the teacher and the head of the educational institution in the process of introduction of innovative forms of physical culture and educational work in activities of educational institutions at the present stage is not limited to study the subject. The personal example of the teacher, leader is even more important, who leads healthy lifestyle. This statement is a basis of the answer to the question: "Why and what innovative forms sports and educational work are necessary in educational institutions?" The article also discusses the main components of models of innovative forms of sports and educational work in the system of general and further education; substantiates the need for an individualized approach to select innovative forms of sports and educational work; a description of methodological and methodical principles of selection of innovative forms of physical education-based monitoring of their effectiveness for introduction in educational institutions; the algorithm of implementation and dissemination of innovative forms of sports and educational work at school is offered.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы в образовательных учреждениях»

УДК 37.02

Г. О. Рощина, О. В. Иерусалимцева, Е. И. Чешуина

Концептуальные основы внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной

работы в образовательных учреждениях

Инновации в образовании на современном этапе становятся необходимыми, а не только желательными. Это обусловлено следующими факторами: скоростью изменения потребностей человека в получении новых образовательных услуг, широкой информированностью обучающихся и их родителей в связи с расширением и «приручением» медиа- и блогосферы, изучением зарубежного опыта. Однако, главным фактором является ухудшением здоровья детей и как следствие требуется система средств физкультурно-образовательной работы для приобщения их к здоровому физически активному образу жизни. Роль педагога и руководителя образовательного учреждения в процессе внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы в деятельность образовательных учреждений на современном этапе не сводится больше к владению предметом. Гораздо большее значение имеет личный пример учителя, руководителя, который ведет здоровый образ жизни. Это утверждение лежит в основе ответа на вопрос: «Зачем и какие инновационные формы физкультурно-образовательной работы нужны в образовательном учреждении?». В статье также рассматриваются основные составляющие модели внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы в системе общего и дополнительного образования; обосновывается необходимость индивидуализированного подхода к отбору инновационных форм физкультурно-образовательной работы; дается описание методологических и методических принципов отбора инновационных форм физкультурно-образовательной работы на основе мониторинга их эффективности для внедрения в образовательных учреждениях; предлагается алгоритм внедрения и диссеминации инновационных форм физкультурно-образовательной работы в школе.

Ключевые слова: инновационные формы, физкультурно-образовательная работа, повышение квалификации, индивидуализированный подход, диссеминация, образовательные учреждения, физкультурно-образовательная работа, инновационная форма физкультурно-образовательной работы, индивидуальный образовательный маршрут; повышение квалификации педагогов, стажировка, модель, концептуальные основы.

G. O. Roshchina, O. V. Ierusalimtseva, E. I. Cheshuina

Conceptual Bases of Introduction of Innovative Forms of Physical Culture and Educational Work

in Activities of Educational Institutions

Innovations in education at the present stage are necessary, not just desirable. This is due to the following factors: the rate of change of human needs in getting new educational services, a broad awareness of students and their parents in connection with the expansion and "domestication" of the media and the blogosphere, study foreign experience. However, the main factor is deterioration of children's health, and as a consequence, developing of the system of means of physical training and training for their inclusion into the healthy physically active lifestyle. The role of the teacher and the head of the educational institution in the process of introduction of innovative forms of physical culture and educational work in activities of educational institutions at the present stage is not limited to study the subject. The personal example of the teacher, leader is even more important, who leads healthy lifestyle. This statement is a basis of the answer to the question: "Why and what innovative forms sports and educational work are necessary in educational institutions?" The article also discusses the main components of models of innovative forms of sports and educational work in the system of general and further education; substantiates the need for an individualized approach to select innovative forms of sports and educational work; a description of methodological and methodical principles of selection of innovative forms of physical - education-based monitoring of their effectiveness for introduction in educational institutions; the algorithm of implementation and dissemination of innovative forms of sports and educational work at school is offered.

Keywords: innovative forms, sports and educational work, training, an individualized approach, dissemination, educational institutions; sports and educational work; an innovative form of physical culture-educational work; an individual educational route; professional development of teachers in the form of internships, a model, conceptual bases

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предлагается путь для перехода от системы массового образования, характерной для промышленной экономики прошлого столетия, к необходимому для создания постиндустриальной (инновационной социально ориентированной) экономики, в которой преоб-

© Рощина Г. О., Иерусалимцева О. В., Чешуина Е. И., 2014

ладает, непрерывное индивидуализированное образование для всех. Концепция декларирует диверсификацию экономики, а образование, в том числе в сфере физической культуры, также является ее частью. Заявленный процесс должен пройти следующие этапы инновационного развития:

- формирование национальной инновационной системы, которая гибко реагирует на запросы со стороны общества;

- создание инновационной инфраструктуры в системе образования, в том числе и в системе физкультурно-образовательной работы.

Основными приоритетами социальной и экономической политики заявлены: развитие человеческого потенциала; распространение стандартов здорового образа жизни; переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; внедрение инновационных технологий в образовании; решение проблемы их кадрового обеспечения.

Для обеспечения достижения этих целей необходимо создание определенных условий, ориентирующих граждан на повышение качества жизни средствами физической культуры; на обеспечение функциональности в условиях увеличения продолжительности жизни; на формирование навыков самодиагностики и самообразования; на потребность в услугах образования, характерных для развитых стран; на готовность к равной конкурентной борьбе в спорте на мировом уровне. Все это невозможно без внедрения в практику образовательных учреждений инновационных форм физкультурно-массовой образовательной работы как в деятельности преподавателя физической культуры, так и в деятельности руководителя образовательного учреждения.

Под физкультурно-образовательной работой понимается целостный педагогический процесс, в котором осуществляется синтез деятельности педагогического коллектива с влиянием физкуль-турно-спортивной среды образовательного учреждения на основе интеграции, открытости, непрерывности педагогического воздействия, направленный на физкультурное образование, развитие детей и учащейся молодежи, а также обеспечивающее дополнительные возможности повышения готовности обучающихся к самостоятельной жизни.

Понятие «физкультурно-образовательная работа» базируется на средо-ориентированном подходе в физическом воспитании (И.В. Манже-лей). Опираясь на определение образовательной среды, данное В.А. Ясвиным [2], под физкуль-турно-спортивной средой образовательного учреждения понимается совокупность различных условий (технологий, методов, форм и средств) и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся

в пространственно-предметном и социальном окружении.

П. Ф. Лесгафт считал среду определяющим фактором развития «индивидуальных и социальных» свойств человека, и Л.С. Выготский подчеркивал, что «если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду». Под инновационной формой физкультурно-образовательной работы понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система: познавательного и воспитательного общения; взаимодействия; отношений обучающего и обучаемых. Результатом такого взаимодействия является: профессиональное совершенствование педагога; усвоение обучающимися знаний, умений и навыков; развитие психических процессов обучающимися; развитие нравственных качеств обучающимися.

Инновационная форма физкультурно-образовательной работы означает качественно новую форму организации работы учащихся под руководством педагога, направленную на получение качественно нового образовательно-воспитательного результата, которая может быть коллективной, групповой или индивидуальной. Инновационная форма физкультурно-образовательной работы реализуется как органическое единство целенаправленной организации - содержания, обучающих средств и методов обучения.

Ведущая идея внедрения в практику образовательных учреждений инновационных форм физ-культурно-образовательной работы заключается в опосредованном физическом воспитании детей и молодежи через построение и постоянное обогащение физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, создающего комплекс условий и возможностей для эффективного физ-культурно-спортивного саморазвития и самовыражения личности.

Инновационные формы физкультурно-образовательной работы должны отвечать следующим требованиям: качественно влиять на конечный результат физического воспитания; приобщать к физкультурно-спортивному здоровому стилю жизни на основе гармонизации телесно-духовного потенциала, актуализации физ-культурно-спортивных потребностей; формировать физкультурно-спортивные компетенции с учетом природных и социокультурных факторов.

Таким образом, стратегической целью внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы является формирование физкультурно-спортивного здорового стиля жизни детей и молодежи как способа самовыражения личности средствами физической культуры и массового спорта, и направленного на укрепление здоровья, восстановление и поддержание работоспособности, физическое и духовное самосовершенствование, организацию культурного досуга.

Тактическими целями являются: сформиро-ванность физкультурно-спортивных компетенций обучающихся; сформированность ценностно-мотивационного, деятельностного, коммуникативного и поведенческого компонентов физкуль-турно-спортивного стиля жизни; овладение учащимися обобщенными знаниями и способами физкультурно-спортивной деятельности, позволяющими в нестандартных ситуациях жизнедеятельности целенаправленно и самостоятельно поддерживать необходимый уровень здоровья и физических кондиций, волевой регуляции поведения и деятельности, направлять физкультурно-спортивную активность на саморазвитие и самовыражение.

Внедрение инновационных форм физкультур-но-образовательной работы требует изменения деятельности педагога:

- одностороннее воздействие педагога на ученика заменяется конструктивным взаимодействием субъектов воспитательно-образовательного процесса (содействием, сотрудничеством), направленным на со-развитие и со-творчество;

- при оценке профессионализма педагога ценится не владение информацией, спортивными достижениями, а умение организовать воспитательно-образовательную среду, создающую условия и предоставляющую возможности для саморазвития и самовыражения учащегося;

- при выборе инновационных форм физкуль-турно-образовательной работы необходимо их соответствие закономерностям развития молодых людей, их интересам, что обеспечивает гармонию физкультурно-образовательного процесса с физическим, психическим, нравственным и эстетическим развитием учащихся и усиливает роль его психологического сопровождения.

В процессе внедрения инновационных форм физкультурно-образовательной работы необходимо соблюдать принципы открытости и когерентности; прогностичности и опережающего развития; комплексности и гетерогенности; обогащения компонентов и микросред, входящих в

структуру физкультурно-спортивной среды ОУ; природосообразности и культуросообразности; вариативности; активности; целостного развития личности; систематичности и последовательности; интеграции основного и дополнительного образования; толерантности; продуктивности.

В содержании современного физкультурно-образовательного процесса могут быть органично взаимосвязаны следующие инновационные формы: индивидуальный образовательный маршрут с использованием специально разработанных видеокурсов, компьютерных программ (комплексы для детей с ослабленным здоровьем, одаренных и гиперактивных детей - спортивно-оздоровительная йога, оздоровительные дыхательные техники и т.д.); оздоровительные и двига-тельно-рекреативные занятия в режиме учебного дня: «подвижные перемены»; самостоятельные занятия школьников на специальных школьных площадках, оборудованных многопропускными снарядами для физических упражнений; танцевальные упражнения в формате «Танцующая школа»; занятия шахматами в формате «Шахматная школа»; игра в голбол в рамках акции «Школа толерантности на уроке физкультуры»; «час здоровья»; «спортивный час» организуется, как правило, в группах продленного дня с использованием спортивно-игровой площадки, гимнастического или игрового городка, «дорожек здоровья»; подвижные игры: для младшего и среднего школьного возраста: сюжетные игры, игры-эстафеты, подвижные и народные игры; для старших классов - крикет, боулинг киви-баскетбол, нетбол); совместная исследовательская деятельность педагогов и обучающихся: проекты, мастер-классы учащихся, спортивные мастерские, конференции, публикации, семейные викторины и др.; внеучеб-ная оздоровительная и физкультурно-спортивная деятельность внутри образовательного учреждения: новые виды игр - подвижные приключенческие игры для детей, подвижные игры на современные сюжеты типа звездных войн и др.; сюжетные игры: «Путешествие во времени года», «Юные строители», «Потанцуем и споем», «Соревнования республик», «Поиск секретного пакета» и др. Занятия по физкультуре в виде театрализованного праздника, например, в виде «урока индейцев». Большой интерес представляют попытки предоставления учащимся возможности самим придумывать новые подвижные игры. Это позволяет развивать творческие способности детей, варьировать различные виды нагрузки, делает уроки физкультуры более увлекательными и инте-

ресными. Интересны такие формы, как спортивная ярмарка и физкультурно-экономические дни с аукционом спортивных товаров; физкультурно-спортивные услуги, в том числе на платной основе (секции, клубы, соревнования, конкурсы и т. д.) в ОУ; оздоровительные и физкультурно-спортивные услуги в каникулы, во время летнего отдыха (развлекательные подвижные игры): сквош (игра с мячом и ракеткой), рэкетбол, крокет, спиральбол, стенбол, боча, ринг-теннис, шафлбод.

Критериями эффективности внедрения той или иной или комплекса инновационных форм физкультурно-образовательной работы являются:

- сформированность физкультурно-спортив-ных компетенций как развитость физкультурно-спортивных потребностей;

- осознанное, значимое, действенное и ответственное отношение учащихся к своему здоровью, физической культуре и спорту;

- самостоятельность и активность в построении физкультурно-спортивного здорового стиля жизни;

- благоприятное психофизическое состояние;

- безопасность;

- методико-практическая подготовленность;

- коммуникабельность;

- толерантность.

Таким образом, внедрение инновационных форм физкультурно-образовательной работы, повышение гибкости и многообразия форм предоставления физкультурно-образовательных услуг системы образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала физической культуры.

В соответствии с данными положениями основными направлениями деятельности ОУ в сфере внедрения инновационных форм физкуль-турно-образовательной работы являются:

1. Развитие системы укрепления здоровья в образовательных учреждениях через создание физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения;

2. Обеспечение безопасности обучающихся в процессе занятий с использованием инновационных форм физкультурно-образовательной работы;

3. Повышение квалификации учителей физической культуры по внедрению инновационных форм физкультурно-образовательной работы.

Повышение квалификации должно ответить на вопрос, каким образом деятельность руководителя, преподавателя физической культуры позволит в полной мере раскрыть содержательный

аспект учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с новыми целями и технологическими подходами в государстве. При переходе на процесс обучения по новым образовательным стандартам содержание учебного предмета не трансформируется, но изменяются цели и подходы к обучению, применяемые инновационные методики, технологии и формы в образовательной области «Физическая культура», увеличивается не только оздоровительная, но и образовательная нагрузка дисциплины. Повышение квалификации в форме прохождения стажировки

- эффективный инструмент повышения качества подготовки педагогов к внедрению инновационных форм физкультурно-образовательной работы.

Библиографический список

1. Соловьев Г.М. Концептуальный подход в обеспечении качества образования по физической культуре [Текст] // Педагогическое образование и наука. -2008. - №8. - С. 17-19.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]. - М., 2001. - 365 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Solov'ev G.M. Kontseptual'nyj podkhod v obes-pechenii kachestva obrazovaniya po fizicheskoj kul'tu-re [Tekst] // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2008.

- №8. - S. 17-19.

2. YAsvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modeliro-vaniya k proektirovaniyu [Tekst]. - M., 2001. - 365 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.