СУСОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЙ
УДК 371.2
Е. А. Овсянникова
Московский городской педагогический университет
В процессе управления образовательным учреждением большое политическое значение имеют профессионализм и компетентность педагогических работников. Управление образовательным учреждением классифицируется на два вида: управление образовательным процессом и управление коллективом образовательного учреждения. Современное общество постоянно выдвигает новые требования к управлению образовательными системами разного уровня. Всё это требует от современного работника системы образования принципиально иного уровня профессиональной компетентности, в том числе в области управления. Современное управление образовательным учреждением актуализирует компетентность в области управления не только для руководителя организации, но и для педагогических работников. Сегодня образовательное учреждение испытывает потребность в учителе, который не только знает предмет, но и умеет управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Повышение уровня управленческой и юридической компетентности педагогических кадров повышает уровень эффективности управления образовательным учреждением в целом.
Ключевые слова: педагогические работники, образовательное учреждение, компетентность, управление, учитель-менеджер, руководитель учреждения.
Е. А. Ovsyannikova
Moscow City Teacher Training University (MCTTU), Government of Moscow City, 2nd Selskokhozyaistvenny proezd, 4, Moscow, Russian Federation, 129226
Professionalism and competence of teachers have great political significance in the process of managing an educational institution. There are two types of managing an educational institution: managing the process of education and managing the staff of educational establishment. Modern society constantly makes new demands to management of educational systems of various levels. All this requires from a modern education system employee absolutely different level of professional competence, including the field of management. Modern educational institution management actualizes managerial competence not only for the head of an organization, but also for the teaching staff. Today an educational institution needs the teacher who not only knows his subject well, but also knows how to manage learning and cognitive activity of students. Rise of teachers' managerial and law competences level increases the efficiency of educational institution management in general. Keywords: teaching staff, educational institution, competence, management, teacher-manager, head of the institution.
ОВСЯННИКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА — аспирантка общеуниверситетской кафедры социологии, политологии и экономики Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета
OVSYANNIKOVA ELENA ALEKSANDROVNA — doctoral student of Department of sociology, political science,
economics, Institute of Humanities, Moscow City Teacher Training University (MCTTU) 225
POLITICAL SIGNIFICANCE OF MANAGERIAL COMPETENCE OF THE TEACHING STAFF IN EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGEMENT
e-mail: [email protected] © Овсянникова E. А., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
Говоря об общем образовании, большинство тут же вспоминает школу — основное общеобразовательное учреждение, где осуществляется самое продолжительное образование по сравнению с дошкольным и профессиональным. Именно школа является определённым связующим звеном между детством и началом самостоятельной жизни. Учреждения образования играют большую роль в развитии и становлении личности учащегося, в их стенах закладываются основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности человека.
Особое значение в данном процессе имеют профессионализм и компетентность педагогических работников. Готовность и умение оперативно решать возникающие вопросы, психологическая устойчивость, профессиональные и личностные качества также играют существенную роль. Отдельная роль в осуществлении образовательной деятельности отводится процессу управления образовательным учреждением.
управление образовательным учреждением можно условно разделить на две категории: на управление образовательным процессом (организацией учебных занятий, реализацией основных функций управления учебно-воспитательным процессом) и на управление коллективом (педагогическим и ученическим).
Зачастую сегодня вместо понятия «управление» в сфере образования употребляют понятие «менеджмент». Вероятно, это обусловлено необходимостью дистанцироваться от давно принятых представлений об управлении, которое представляло собой целенаправленное одностороннее воздействие субъекта на объект управления. Поэтому понятие менеджмента с этой точки зрения подразумевает ориентацию на интересы и потребности человека, взаимодействие управляющей и управляемой систем.
Главная задача управления сводится к созданию благоприятных, внешних и внутренних, условий для эффективной совместной деятельности людей, работающих в данном образовательном учреждении. К сожалению,
не в каждом образовательном учреждении руководство обеспокоено такой постановкой вопроса: как оно, руководство, формулирует организационные цели и стратегию для педагогического коллектива и совпадают или не совпадают её формулировки с тем, что думают по этому поводу сотрудники.
в процессе управления главной фигурой, движущей силой является руководитель, а вернее, личность руководителя. В общеобразовательном учреждении прежде всего это директор и его заместители. В классе на уроке — учитель, его личность и функции как субъекта педагогической деятельности.
Неверно, когда директор школы — это только менеджер, руководитель. Ведь он управляет педагогической деятельностью, и незнание её основ будет снижать всю эффективность управления. поэтому директору необходимо быть сведущим в самом педагогическом процессе, для того чтобы подчинённые — педагогический коллектив не могли упрекнуть руководителя образовательным учреждением в некомпетентности.
В журнале «Директор школы» за 2010 год в одной из статей поднимался вопрос о роли директора общеобразовательного учреждения: кто он — менеджер или учитель учителей? [см.: 3, с. 37—41]. По мнению одних, директор больше менеджер, другие же считали, что невозможно эффективно руководить учителями, если директор сам плохой учитель.
Долгое время директорами назначали лучших учителей. Сегодня во главе общеобразовательных учреждений стараются ставить не только успешных в прошлом учителей, но и современных специалистов — менеджеров. Таким образом, сложилось понимание, что руководство классом и руководство школой — две разные вещи. Однако оба, и директор, и учитель, являются своеобразными управленцами, каждый в своей области.
Зачастую учителя понимают функцию управления как контроль или организацию воздействия на учеников. управление, как профессиональная компетенция, практически не воспринимается учителем как ресурс
совершенствования учебно-педагогического процесса, как «инструмент» развития личности ученика.
Так же как руководитель образовательного учреждения должен быть компетентным не только в вопросах управления, так и педагог, компетентный в юридических, экономических, законодательных и, тем более, управленческих вопросах становится более ценным сотрудником, чем педагог, владеющий только технологиями обучения конкретному учебному предмету. Управленческие компетенции учителя становятся основой для формирования ключевых компетенций в условиях модернизации образования.
Современные экономические условия требуют существенного переосмысления профессиональной педагогической деятельности. Отдельное внимание следует уделить управленческой деятельности учителя, которую необходимо рассматривать не как проблему соотношения и соподчинения, а с точки зрения взаимодействия многих субъектов образовательного пространства, самостоятельных в пределах своих полномочий [4, с. 23].
однако в настоящее время теоретические и практические особенности формирования управленческих компетенций педагога рассмотрены в недостаточной степени и поэтому требуют подробного изучения [1, с. 18].
очевидно, что учитель, который содействует формированию определённых качеств у обучающихся, должен сам ими обладать. В настоящее время от педагога требуется эффективное управление образовательным процессом: роль учителя не сводится к роли тренера, «сторожа», он в первую очередь должен быть учителем-менеджером и обладать управленческими компетенциями. учитель-менеджер умеет интегрировать знания в образовательной области, управлять процессом формирования универсальных учебных действий, умеет получить результат метапредметных знаний.
современные образовательные учреждения испытывают потребность в учителе, который не только знает и способен объяс-
нить новый материал, но и который может управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. учитель, как субъект управления, выстраивает свою управленческую работу из постоянных последовательных действий, в процессе которых происходит формирование образа управляемого объекта, определяются цели совместной деятельности и способы их достижения, происходит распределение работы между её участниками.
Как отмечают различные исследователи, управленческая компетентность учителя представляет собой сложное индивидуально-психологическое образование, которое включает умение самоопределяться, ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства её достижения, самостоятельно принимать решения, организовать учебно-познавательную деятельность школьников, рефлексировать собственную деятельность и организовать рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса [2, с. 35].
в современном обществе крайне важно владение управленческими компетенциями, которые позволяют учителю управлять процессом при изменении возможностей выбора образовательных ресурсов и обеспечить вариативность образовательных стратегий на всех уровнях образования. При этом владение управленческими компетенциями повышает его профессиональную дееспособность, когда учитель может выступать «консультантом», направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся в рамках смены образовательных ценностей.
тем не менее педагог должен учитывать наличие множества взаимоотношений неформальных групп, которые образовались без участия учителя-менеджера. Большинство из таких групп самостоятельно объединены в своеобразную сеть, и от учителя-менеджера требуется лишь эффективное управление такими коллективами (родительскими, ученическими, общественных представителей, коллег, методических объединений).
путём эффективного управления коллективами можно укрепить внутренние связи ме-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
жду участниками взаимодействия, для этого предусматривается делегирование полномочий учителя-менеджера коллективу или отдельным субъектам, что при благоприятных обстоятельствах будет способствовать достижению максимального результата.
Однако стоит учитывать, что при этом необходимы изменения во внутришкольном контроле, в самом стиле руководства, иначе управленческая компетентность учителя угаснет, не сформировавшись, или приведёт к конфликтным ситуациям.
Важно отметить, что управленческая самостоятельность отдельных педагогов может не выдержать конкуренции с требованиями традиционного стиля руководства, который функционирует в школе. Поскольку педагог, который владеет управленческой культурой, уже по-другому воспринимает поступающие сверху распоряжения — с конструктивной и критической точки зрения, вычленяя обязательную для исполнения часть и рефлексируя вариативное содержание. Такой учитель будет по-новому оценивать всю свою деятельность, поскольку он уже не является «обычным» исполнителем, когда сравнение результатов работы педагогов осуществляется только по их исполнительской дисциплине.
Руководство образовательного учреждения, ни с технологической, ни с морально-этической позиции, не всегда готово к перестройке. При этом учитель-управленец уже сравнивает себя сегодняшнего с собой вчерашним, а администрация продолжает сравнивать педагогических работников между собой.
управлять таким коллективом, где каждый учитель «сам себе управленец», оказывается непросто. Это потребует от администрации перестройки не только операционально-тех-
нологической составляющей своего профессионализма, но и серьёзных изменений в личной концепции управления. Ведь если до этого под началом руководителя были педагоги, возлагающие на него все функции управления и разрешения всех вопросов, не касающихся непосредственно педагогики, то теперь учителя, компетентные в области управления, могут самостоятельно решить часть возникающих вопросов, а руководителю приходится управлять управленцами. но, с другой стороны, данное обстоятельство может облегчить задачу руководителю, потому что теперь не нужно разъяснять специфичные особенности управления, затрачивая на это дополнительное время. Можно сказать, что при наличии компетентных в управлении педагогических работников, управление образовательным учреждением выходит на более высокий уровень управления, при котором возможна выработка государственной стратегии развития и управления образованием.
В итоге, можно отметить, что для повышения эффективности управления образовательным учреждением управленческая компетентность руководителя должна сочетаться с профессиональной компетентностью педагогического коллектива, в том числе целесообразно делегировать решение некоторых управленческих задач образовательного учреждения учителям, которых выбрал коллектив. Повышение уровня управленческой и юридической компетентности педагогических кадров повышает уровень эффективности управления образовательным учреждением в целом. компетентные в некоторых вопросах управления педагоги могут быть своеобразными советниками руководителя, оказывая посильную помощь в процессе управления.
Примечания
1. Андреева Л. В. формирование управленческой культуры молодого учителя : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Андреева Любовь Дмитриевна ; Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова. Якутск, 2005. 22 с.
2. Заславская О. Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатики : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.02 — теория и метолика обучения и воспитания (информатика) / Заславская Ольга Юрьевна ; Московский городской педагогический университет. Москва, 2008. 45 с.
3. Пономарев Г. М. Директор школы: менеджер или учитель? // Директор школы. 2010. № 4. С. 37—41.
4. Селиверстова М. В. формирование управленческих компетенций учителя в условиях развития современного образования : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Селиверстова Марина Владимировна ; Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2011. 23 с.
References
1. Andreeva L. D. Formirovanie upravlencheskoi kul'tury molodogo uchitelya. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of administrative culture of the young teacher. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Yakutsk, 2005. 22 p.
2. Zaslavskaya O. Yu. Razvitie upravlencheskoi kompetentnosti uchitelya v sisteme mnogourovnevoi podgotovki v oblasti metodiki obucheniya informatike. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Development of managerial competence of teachers in the system of multi-level training in the field of teaching informatics. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2008. 45 p.
3. Ponomarev G. M. Direktor shkoly: menedzher ili uchitel' uchitelei? [School principal: manager or teacher of teachers?]. Direktor shkoly [School Principal]. 2010, No. 4, pp. 37—41.
4. Seliverstova M. V. Formirovanie upravlencheskikh kompetentsii uchitelya v usloviyakh razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of teacher's managerial competence in the conditions of development of modern education. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Izhevsk, 2011. 23 p.
'ОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
УДК 37.034:37.064 В. Н. Кузьмичева
Московский государственный институт культуры
В настоящей статье рассматриваются проблемы формирования нравственно-этических отношений родителей и детей, даётся определение понятия «нравственное воспитание», называются способы воздействия школы на формирование нравственности в детско-родительских отношениях. Автор приходит к выводу, что формирование нравственно-этических отношений школьников и родителей является острой социально-педагогической проблемой современности и требует многоуровневой работы как с самими школьниками, так и с их родителями. Ключевые слова: нравственность, семья, нравственное воспитание, культура, личность, культура личности.
V. N. Kuz'micheva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
FORMATION OF THE MORAL AND ETHICAL RELATIONS OF SCHOOL STUDENTS AND PARENTS AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF THE PRESENT
In the present article problems of formation of the moral and ethical relations of parents and children are considered, definition of the concept "moral education" is given, ways of impact of school on the organization of formation of moral in the child parental relations are called. The author comes to a conclusion that formation of the moral and ethical relations of school students and parents is an acute social and pedagogical issue of the present and demands multilevel work both with school students, and with their parents.
Keywords: morality, family, moral education, culture, personality, culture identity, individuality.
КУЗЬМИЧЕВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА — соискатель кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
KUZ'MICHEVA VIKTORIYA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of pedagogics and psychology, The Faculty of Social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Кузьмичева В. Н., 2015