Научная статья на тему 'Управление внутренним контролем качества медицинской помощи на основе созданной в моники информационной системы мониторинга открытости работы и в соответствии с международными принципами менеджмента качества ИСО'

Управление внутренним контролем качества медицинской помощи на основе созданной в моники информационной системы мониторинга открытости работы и в соответствии с международными принципами менеджмента качества ИСО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
245
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА / ОТКРЫТОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ / INFORMATION ASSESSMENT SYSTEM / OPEN MEDICAL AID / SATISFACTION OF PATIENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Палеев Ф. Н., Гуров А. Н., Огнева Е. Ю.

Отрабатываемая в МОНИКИ методология оценки внутреннего контроля качества медицинской помощи с учетом открытости и доступности информации о работе клиник института на Интернет-сайте МОНИКИ (www.monikiweb.ru)и обратной связи с потребителями медицинских услуг, отражающей удовлетворенность пациентов, оказанной помощью, соответствует международным принципам менеджмента качества ИСО и является надежным, эффективным инструментом в оценке качества и доступности медицинской помощи в тех случаях, когда стандарт выполнен и результат достигнут; стандарт выполнен, а результат не достигнут; стандарт не выполнен, а результат достигнут; стандарт не выполнен и результат не достигнут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Палеев Ф. Н., Гуров А. Н., Огнева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the inner control of the medical aid quality based on the information system of medical work monitoring according to the world quality management using Information Assessment System (IAS)

Monitoring of the MONIKI methodology of inner control of the medical aid quality on condition that the information about clinics work is open and available [see internet site (www.monikiweb.ru)] and the working feedback with patients is present, reflects patients' satisfaction corresponding to the international principles of quality management IAS being are liable and efficient instrument to assess the availability and quality of medical aid in cases when the standard is met and the result is gained; the standard is met but the result isn't received; the standard isn't met but the result is reached; and the standard isn't met and the result isn't gained

Текст научной работы на тему «Управление внутренним контролем качества медицинской помощи на основе созданной в моники информационной системы мониторинга открытости работы и в соответствии с международными принципами менеджмента качества ИСО»

ИТ и качество медицинской помощи

www.idmz.ru

гол 4, № г

■■■■

РЧН

Ф.Н. ПАЛЕЕВ,

д.м.н., профессор, директор ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) им. М.Ф.Владимирского», г. Москва, Россия А.Н. ГУРОВ,

д.м.н., профессор, заместитель директора МОНИКИ по научно-организационной работе, г. Москва, Россия, gurov1@monikiweb.ru Е.Ю. ОГНЕВА,

руководитель Управления здравоохранением, г. Серпухов Московской области (МО), Россия

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМ КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ В МОНИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ОТКРЫТОСТИ РАБОТЫ И В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПРИНЦИПАМИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ИСО

УДК 616-07:004

Палеев Ф.Н., Гуров А.Н., Огнева Е.Ю. Управление внутренним контролем качества медицинской помощина основе созданной в МОНИКИ информационной системы мониторинга открытости работы и в соответствии с международными принципами менеджмента качества ИСО (ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) им. М.Ф.Владимирского», г. Москва, Россия; Управление здравоохранением, г. Серпухов Московской области (МО), Россия)

Аннотация. Отрабатываемая в МОНИКИ методология оценки внутреннего контроля качества медицинской помощи с учетом открытости и доступности информации о работе клиник института на Интернет-сайте МОНИКИ (www.monikiweb.ru^ обратной связи с потребителями медицинских услуг, отражающей удовлетворенность пациентов, оказанной помощью, соответствует международным принципам менеджмента качества ИСО и является надежным, эффективным инструментом в оценке качества и доступности медицинской помощи в тех случаях, когда стандарт выполнен и результат достигнут; стандарт выполнен, а результат не достигнут; стандарт не выполнен, а результат достигнут; стандарт не выполнен и результат не достигнут.

Ключевые слова: информационная система внутреннего контроля качества, открытость и удовлетворенность пациентов медицинской помощью.

UDC 616-07:004

Paleev F.N., Gurov A.N., Ogniova E.Yu. Regulation of the inner control of the medical aid quality based on the information system of medical work monitoring according to the world quality management using Information Assessment System (IAS) (The State Budgetary Moscow Regional Clinical and Research Institute (MONIKI) n.a. M.F. Vladimirsky, Moscow, Russia; The Health department of the town Serpukhov of the Moscow Region, Serpukhov, Russia)

Abstract. Monitoring of the MONIKI methodology of inner control of the medical aid quality on condition that the information about clinics work is open and available [see internet site (www.monikiweb.ru)] and the working feedback with patients is present, reflects patients' satisfaction corresponding to the international principles of quality management IAS being are liable and efficient instrument to assess the availability and quality of medical aid in cases when the standard is met and the result is gained; the standard is met but the result isn't received; the standard isn't met but the result is reached; and the standard isn't met and the result isn't gained.

Keywords: information assessment system, open medical aid, satisfaction of patients.

>

© Ф.Н. Палеев, А.Н. Гуров, Е.Ю. Огнева, 2014 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ Si ■ ■ ■■ ■ ■

РЧН

ИТ и качество медицинской помощи

1 и информационные

технологии

т

►к

ак известно, система управления качеством медицинской помощи основывается на принципах планирования, организации, мотивации и контроля за качеством оказания медицинской помощи. При этом под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного медицинскими стандартами результата [1].

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности устанавливает общие организационные и методические принципы выявления отклонений в процессе оказания медицинской помощи от установленных порядков и стандартов, причин их возникновения и выработке мер по предотвращению отклонений в дальнейшем.

Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав пациентов на получение необходимого объема и надлежащего качества медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с установленными порядками и стандартами оказания медицинской помощи.

В существующей международной системе менеджмента качества ИСО 9001.2000, наряду с восемью основными принципами менеджмента качества «Ориентация на потребителя», «Лидерство руководства», «Вовлечение работников», «Процессный подход», «Системный подход к менеджменту», «Постоянное улучшение», «Принятие решений, основанных на фактах» и «Взаимно выгодные отношения с поставщиками», особое внимание в управлении процессами в организации для достижения заданных конечных результатов уделяется «усилению удовлетворенности потребителя» [2].

В Московском областном научно-исследовательском клиническом институте (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского в последнее время

особое внимание уделяется открытости и доступности информации о МОНИКИ, наличию и доступности обратной связи с пациен-тами-потребителями услуг в клиниках института. С этой целью создан новый Интернет-сайт МОНИКИ www.monikiwe.ru, а также вся необходимая для этого информация размещается на www.zdravmo.ru и www.bus.gov.ru [3].

МОНИКИ выполняет функции многопрофильного клинического центра Московской области, институт ежегодно в 30 клиниках оказывает стационарную помощь около 25 тыс. пациентов из Подмосковья с наиболее сложными видами заболеваний. Осуществляет более 16 тыс. операций с использованием самых современных хирургических технологий, которые не могут быть выполнены в медицинских организациях Московской области, в том числе: операции на сердце и крупных сосудах, на почках и головном мозге, реконструктивные ортопедические вмешательства, микрохирургические операции на органе зрения, гортани, челюстно-лицевой области, сложные эндоскопические операции на органах грудной и брюшной полости и др. В консультативном отделе института ежегодно регистрируется более 240 тыс. посещений.

В клиниках МОНИКИ при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи применяются федеральные стандарты медицинской помощи, а в отдельных случаях, для заболеваний, по которым пока нет федеральных стандартов, схемы лечения (протоколы), которые утверждены приказами Министерства здравоохранения Московской области.

Оказание медицинской помощи в соответствии с федеральными медицинскими стандартами приводит к изменению объемов финансирования по некоторым статьям расходов, особенно увеличиваются расходы на медикаменты (на 30-50%), что позволяет улучшить обеспечение клиник МОНИКИ необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и в целом способствует:

52

ИТ и качество медицинской помощи

www.idmz.ru

гол 4, № г

■■■■

РЧН

— повышению качества оказываемой медицинской помощи посредством внедрения и более широкого применения современных диагностических и лечебных технологий;

— своевременности диагностики и профилактике осложнений заболеваний;

— повышению экономической доступности оказания медицинской помощи;

— повышению результативности лечения, что в конечном итоге приводит к снижению показателей летальности, смертности, инвалидности и значительному улучшению удовлетворенности пациентов результатами лечения.

Качество лечения пациентов в МОНИКИ, получающих помощь по федеральным стандартам в стационаре, оценивается на основе изучения истории болезни и заполнения специальных «карт качества лечения».Результаты анализа данных этих карт сравниваются с соответствующими порядками и стандартами и обрабатываются с использованием различных компьютерных программ [4].

В качестве показателей качества и безопасности медицинской деятельности для отделений МОНИКИ, используются:

• соблюдение требований порядков и стандартов медицинской помощи;

• отсутствие обоснованных жалоб;

• необоснованная госпитализация;

• необоснованные отказы в госпитализации;

• досуточная летальность (не должна возрастать);

• количество зарегистрированных случаев внутрибольничной инфекции (не должно возрасти по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года);

• хирургическая активность (не должна уменьшиться по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года);

• летальность в стационаре (не должна возрасти по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, этот критерий лучше использовать для межквартального или полугодового анализа).

Система оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи, как составная часть системы оценки качества работы МОНИКИ включает показатели, которые оформлены приказом «О критериях оценки деятельности медицинского персонала и реализации принципа оплаты труда, ориентированного на результат», которые ежемесячно рассматриваются на врачебной комиссии и представляются для последующего утверждения директору МОНИКИ.

В институте для контроля оптимальных производственных показателей осуществляется работа по социальному мониторингу общественного мнения. Круглосуточно работает телефон «Горячая линия». Регулярно проводятся встречи руководства института с пациентами. На Интернет-сайте МОНИКИ (www.moni-kiweb.ru) опубликована анкета для изучения мнения пациентов. Регулярно осуществляется анонимное анкетирование больных в стационаре и консультативно-диагностическом отделе (КДО). В целом удовлетворенность качеством медицинской помощи составляет более 85%.

Основной при оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, является оценка степени достижения запланированного результата (выздоровление, улучшение, нормализация клинико-лабораторных показателей,стабилизация процесса, достижение ремиссии заболевания и др.) [5].

Наряду с этим, большое значение имеет также оценка удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью, которая нами проводится в связи с изучением качества их жизни, связанного со здоровьем, так как в ряде случаев только сам пациент может определить, что хорошо, а что плохо, при оценке своего состояния.

Под качеством жизни (КЖ), связанным со здоровьем, понимают интегральную характери-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 53 ■

РЧН

ИТ и качество медицинской помощи

и информационные

технологии

>стику физического, психологического, эмоционального и социального состояния пациента, основанную на его субъективном восприятии.

В нашем исследовании качество жизни, связанное со здоровьем, исследовалось в основном с использованием опросника SF-36 и его аналогов, процедура пересчета шкал которых наиболее адаптирована к клинической практике.

При создании информационной системы для внутреннего контроля качества медицинской помощи на основе созданной в МОНИКИ системы оценки открытости и удовлетворенности пациентов проведенным лечением в соответствии с международными принципами менеджмента качества ИСО исходили из того, что

— программные комплексы для оценки объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи широко отработаны и применяются специалистами территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), медицинских организаций (МедО) и страховых медицинских организаций (СМО) в ходе ведомственного и вневедомственного контроля качества;

— качество жизни, связанное со здоровьем, оценивается по характеристикам, связанным и не связанным с заболеванием, что позволяет дифференцированно определять влияние болезни и проводимого лечения по стандартам на состояние больного;

— постоянный мониторинг состояния больного и качества его жизни, связанного со здоровьем, позволяет выявлять те или иные изменения и в случае необходимости проводить коррекцию лечения;

— оценка качества жизни, связанного со здоровьем, сделанная самим больным, — важный показатель его общего состояния. Данные о качестве жизни, наряду с традиционным врачебным заключением, позволяют составить более полную картину болезни и прогноз ее течения.

Все опросники для изучения качества жизни, связанного со здоровьем, заполнялись пациентами лично до начала лечения и после лечения, так как результаты исследования КЖ, ориентированные только на точку зрения врача, обобщающего как данные лабораторно-инструментальных исследований, так и собственные впечатления, оказываются недостаточными для всесторонней оценки результатов лечения, включающей не только физиологические константы, но и психологические, социальные и духовные аспекты жизни больного. Опросники заполнялись по группам больных на основе принципов рандомизированного контролируемого исследования и обрабатывались на основе созданного для этого прикладного статистического программного комплекса.

Структурно-логическая схема информационной системы для мониторинга качества медицинской помощи и качества жизни, связанного со здоровьем, у пациентов, получающих лечение по стандартам, представлена на рисунке 1.

Для установления взаимосвязи выявленных в процессе проведения внутреннего контроля качества медицинской помощи нарушений выполнения стандартов, показателей качества, связанного со здоровьем, жизни и удовлетворенности пациентов, использовались методы математической статистики. Статистическая достоверность оценивалась по критерию ^-Стьюдента. Результаты для анализа принимались, если уровень значимости различий p < (не превышал) 0,05 (5%). Обычно это является основанием заключить, что с вероятностью в 95% взаимосвязь установлена. В противном случае (р > 0,05) взаимосвязь признавалась статистически недостоверной и не подлежала содержательной интерпретации.

Разработанная информационная система для мониторинга качества медицинской помощи и качества жизни, связанного со здоровьем, на основе удовлетворенности пациентов позволяет устанавливать взаимо-

54 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

ИТ и качество медицинской помощи

www.idmz.ru

гол 4, № г

■■■■

РЧН

Рис. J. Структурно-логическая схема информационной системы для мониторинга качества медицинской помощи и качества жизни, связанного со здоровьем, на основе созданной в МОНИКИ системы мониторинга открытости работы и удовлетворенности пациентов

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 55 ■

РЧН

ИТ и качество медицинской помощи

и информационные

технологии

ш

> связи между результатами выполнения медицинских стандартов, КЖ и удовлетворенностью пациентов при различных вариантах: стандарт выполнен и результат достигнут; стандарт выполнен, а результат не достигнут; стандарт не выполнен, а результат достигнут; стандарт не выполнен и результат не достигнут, а также между выявленными в процессе внутреннего контроля качества медицинской помощи дефектами и нарушениями, с одной стороны, и показателями качества жизни, связанного со здоровьем и удовлетворенностью пациентов, с другой.

Проводимая работа по внутреннему контролю качества медицинской помощи на основе созданной в МОНИКИ системы открытости работы, наличия и доступности обратной связи с потребителем услуг — важнейший компонент современной клинической

практики, поскольку субъективная оценка пациентом своего состояния может способствовать принятию правильных решений о применении тех или иных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Отрабатываемая в МОНИКИ методология оценки внутреннего контроля качества медицинской помощи с учетом открытости и доступности информации о работе клиник института и обратной связи с потребителями медицинских услуг, отражающей удовлетворенность пациентов оказанной помощью, заметно упрощается и не требует много времени в связи с применением специальной информационной системы, что соответствует международным принципам менеджмента качества ИСО, является надежным и эффективным инструментом в оценке качества и доступности медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области здравоохра-нения//Серия книг и брошюр «Дом качества». — Выпуск 11 (20). — М., 2012. — 110 с.

3. Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения//Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 810а.

4. Гуров А.Н., Огнева Е.Ю. Организация мониторинга качества и эффективности работы по реализации программы модернизации здравоохранения в Московской области//Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. — 2011. — №4(10). — С. 52-55.

5. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию//Приказ ФФОМС от 01.12.2010 №230.

56 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.