ИТ и экономика здравоохранения www.idmz.ru ._
2017, № 3 ^
А.Ю. ЛОСЕВ,
Закрытое акционерное общество «НТЦ «МИК-ИНФОРМ»
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
УДК 004.021
Лосев А.Ю. Функциональные требования к информационной системе управления качеством оказания медицинской помощи (Закрытое акционерное общество «НТЦ «МИК-ИНФОРМ»)
Аннотация. Одной из основных целей принятия Закона РФ от 29.11.10 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» было существенное повышение качества оказания медицинской помощи гражданам России. В соответствии с нормой статьи 4 Закона 326-ФЗ основным принципом осуществления обязательного медицинского страхования является: «создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования». Оценка качества медицинской помощи может производиться:
- на основе проверки соблюдения медицинских стандартов;
- на основе методики расчета эффективности методов фармакотерапии;
- на основе медико-экономического контроля случаев обращения за медицинской помощью;
- на основе анкетирования качества медицинской помощи, рейтингования медицинских учреждений, медицинских специалистов.
Описанный набор методов оценки качества оказания медицинской помощи позволяет сформулировать функциональные требования к информационной системе контроля качества оказания медицинской помощи. В целях практической реализации данная система должна содержать базу знаний, на основе которой возможна разработка формальной схемы процесса решения поставленных задач, а также реализация предложенной модели представления знаний и процедуры вывода решений.
Ключевые слова: качество оказания медицинской помощи, ОМС, оценка качества медицинской помощи, стандартыI медицинской помощи, медицинская информационная система, оценка медицинских технологий, рейтинг медицинского учреждения, система контроля качества медицинской помощи.
UDC 004.021
Losev A. Y. Functional requirements for healthcare quality information system (Closed Joint Stock Company «NTC «MIK-INFORM»)
Abstract. One of the main objectives of the adoption of the Law of the Russian Federation of 29.11.10, No. 326-FZ «About compulsory medical insurance in the Russian Federation» is a significant improvement of the quality of medical care for Russian citizens. In accordance with the norm of Article 4 of the Law, the main principle of compulsory health insurance is to «...create conditions for ensuring the accessibility and quality of medical care provided under compulsory health insurance programs». Healthcare quality assessment can be implemented using the following methods:
- medical standards compliance inspections;
- pharmacotherapy effectiveness inspections;
- medical and economical quality control;
- questioning the quality of medical care, medical institutions rating, and medical staff rating.
These methods allow to formulate the functional requirements for a healthcare quality information system. In practical implementation, such a system should contain a knowledge base on the basis of which it is possible to develop a formal scheme for the process of solving the tasks, as well as the implementation of the proposed knowledge representation model and the decision-making procedure.
Keywords: quality of medical care, compulsory medical insurance, healthcare quality information system, HQIS, assessment of the quality of medical care, standards of medical care, medical information system, evaluation of medical technologies, rating of a medical institution, quality control system for medical care.
T
© А.Ю. Лосев, 2017 г.
Ю
и информационные
технологии
|Днои из основных целей принятия Закона РФ от 29.11.10 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» было существенное повышение качества оказания медицинской помощи гражданам России.
В соответствии с нормой статьи 4 Закона 326-ФЗ основным принципом осуществления обязательного медицинского страхования является: «создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования».
Оценка качества медицинской помощи может производиться на основе проверки соблюдения медицинских стандартов.
Медицинский стандарт определяется как упорядоченная последовательность диагностических и лечебных мероприятий в сочетании с оценкой эффективности медицинской помощи на основе объективных критериев и сроков наблюдений.
В медицине стандарт складывается из клинико-технологической и экономической частей. Клинико-технологическая часть имеет непосредственное отношение к медицине и определяет оптимум медицинских услуг (исследований, консультаций, схем и методов лечения), а также показателей, которые принадлежат к медицинским технологиям (критерии введения в систему медицинского наблюдения, динамики патологического процесса, выхода из данной системы, исходов и осложнений).
Таким образом, стандарт медицинской помощи - это нормативные документы, устанавливающие требования к медицинской помощи при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретного медицинского учреждения. Стандартизация позволяет обеспечить:
• экономию человеческих и материальных ресурсов;
• выбор оптимального решения;
• защиту интересов потребителя на основе стабильного обеспечения требуемого уровня качества товаров и услуг;
• охрану здоровья населения.
Основными объектами стандартизации
в сфере здравоохранения являются: медицинские услуги, их состав при оказании помощи в соответствии с нозологической формой болезни, синдромом, клиническим состоянием больного, вне зависимости от формы собственности учреждения, организации; технологии выполнения медицинских услуг; оснащение и оборудование медицинских учреждений; лекарственные препараты, изделия медицинского назначения; медицинское образование, обучение профессиональным навыкам и умениям; организация и управление оказанием медицинской помощи; права и обязанности медицинских работников и пациентов; медицинская информация и отчетность и др.
Широкое внедрение в повседневную практику оказания медицинской помощи электронных медицинских информационных систем обусловливает и новые возможности обработки накапливаемой информации. Применение современных математических методов при обработке медицинских данных позволит выйти на новый уровень контроля качества медицинской помощи.
Одной из основных целей применения электронных медицинских информационных систем является повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности клинических подразделений и их персонала, внедрения в повседневную деятельность системы электронного документооборота, полной автоматизации лечебного процесса, внедрения технологий телемедицины и интеллектуальных информационных систем. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
• внедрение электронного документооборота в клинических подразделениях, включая ведение листов ожиданий и записи на прием, ведение электронной медицинской карты;
• справочно-информационная поддержка принятия врачебных решений, в том числе посредством предоставления оперативного доступа к полной и достоверной информации о здоровье пациента, внедрение автоматизированных процедур проверки соответствия выбранного лечения стандартам оказания медицинской помощи, проверки соответствия назначенных лекарственных средств имеющимся противопоказаниям; применение систем искусственного интеллекта;
• получение врачебных консультаций лицами, не имеющими возможности посещения клинических подразделений;
• интеграция используемого медицинского оборудования с медицинскими информационными системами и внедрение цифровых систем для получения диагностики и архивирования медицинских изображений и данных;
• обеспечение информационного взаимодействия между различными клиническими подразделениями в рамках оказания медицинской помощи, включая направление пациентов в другие подразделения для проведения лабораторных и диагностических обследований, а также получения медицинской помощи;
• ведение базы пациентов амбулаторных подразделений, ее мониторинг, активное воздействие на обращаемость за медицинской помощью;
• управление административно-хозяйственной деятельностью клинических подразделений, включая формирование и передачу данных о затратах за оказанную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение.
Автоматизация данных процессов позволит накопить базу знаний, необходимую для создания информационной подсистемы контроля качества оказываемой медицинской помощи.
www.idmz.ru ,_
2017, № 3 ^
Для оценки качества медицинской помощи, которую получает каждый конкретный пациент, необходимы стандарты ее основных характеристик по нозологическим формам заболеваний и их групп соответственно стадиям лечебно-диагностического процесса, профилактики, реабилитации. Концепция качества предусматривает сравнение фактических и стандартных параметров.
Основными требованиями к стандартам лечебно-диагностического процесса являются ранняя диагностика и ее достоверность, своевременность и адекватность медицинской помощи, квалифицированность и полнота этой помощи, деонтологические аспекты, экономичность. При этом стандарты не являются раз и навсегда установленными параметрами, периодически они должны пересматриваться в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями и научно-техническим прогрессом.
Развитие страхового финансирования медицинской помощи потребовало создания критериев оценки ее качества для оплаты услуг. Критерии оказались лишь некоторыми «минимальными объемами» медицинской помощи, которую следует выполнить для того, чтобы лечение было признано правильным и подлежащим оплате. К этим минимальным требованиям применили термин «стандарты» (другой вариант - «медико-экономические стандарты»). Они заняли прочное место в страховой практике: все региональные фонды медицинского страхования проводят выплаты медицинским учреждениям, применяя свои «стандарты» для оценки качества помощи. Возникает вопрос: каким образом составители положений об экспертизе качества медицинской помощи определяют, что отсутствие в историях болезни еженедельных отметок об осмотре больного заведующим отделением оправдывает штраф в размере 1% от стоимости этой помощи, а неполный сбор анамнеза, приведший к диагностической
и информационные
технологии
ошибке, - в размере 5%? Важно, что медико-экономические стандарты были необходимы, они созданы, воздействуют на текущую медицинскую практику, и их влияние становится все более ощутимым.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших способов обеспечения высокого качества оказываемой медицинской помощи является разработка и внедрение в практическую деятельность медицинских учреждений системы стандартизации.
Следующим методом контроля качества медицинской помощи можно считать методику расчета эффективности методов фармакотерапии.
Комплексная оценка лекарственного препарата по своей сути является элементом более широкого понятия - «оценка технологий здравоохранения» или «оценка медицинских технологий» (ОМТ), принятого в международной научной медицинской литературе. В свою очередь, термин «метод фармакотерапии» (МФТ) конкретизирует сферу применения методологии ОМТ для оценки лекарственных средств и методов фармакотерапии в клинической практике. Полноценная оценка медицинских технологий должна включать анализ следующих аспектов:
• описание клинической проблемы и используемые в настоящее время подходы;
• описание и технические характеристики технологии;
• точность (применимо к диагностическим тестам);
• клиническую эффективность;
• безопасность;
• затраты и клинико-экономический анализ;
• этический анализ;
• организационные аспекты;
• социальные аспекты;
• законодательные вопросы.
Однако с методологической точки зрения наиболее сложными являются оценка
эффективности и безопасности, а также клинико-экономический анализ.
Использование лекарственных средств в лечебном процессе требует соблюдения определенных правил, которые закреплены законодательно. Так, на основании статьи 37 Федерального Закона N0 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Стандарт содержит усредненные показатели частоты и кратности применения лекарственных средств, медицинских услуг, имплантируемых медицинских изделий и др. С первого января 2013 года медицинские организации обязаны оказывать медицинскую помощь с соблюдением разработанных и принятых порядков и стандартов. Материальное обеспечение этого процесса является первостепенной государственной задачей, а использование принципов «доказательной медицины» и кли-нико-экономического анализа - основных инструментов системы ОМТ - позволяет отобрать оптимальные для применения медицинские технологии, определить наиболее подходящие для их использования группы пациентов. Это обеспечит оптимальное, с позиции качества оказания медицинской помощи и затрат, внедрение стандартов.
По разработанным критериям оценки специалисты должны провести экспертизу включенных в стандарт медицинских технологий, по результатам которой вносят изменения в его наполнение. Продуктом работ по оценке представляется обновленный вариант стандарта и сопровождающие его документы, облегчающие его реализацию.
Также к методам оценки качества оказания медицинской помощи можно отнести проведение медико-экономического контроля случая обращения за медицинской помощью и анкетирование качества медицинской
помощи, рейтингование медицинских учреждений, медицинских специалистов.
Предметом анкетирования являются показатели, характеризующие удовлетворенность доступностью, условиями, качеством и объемами медицинской помощи, оказываемой МО, работающими в системе ОМС.
К основным задачам анкетирования относятся:
• определение уровня удовлетворенности медицинскими услугами, предоставляемыми за счет средств системы обязательного медицинского страхования различным категориям застрахованного по ОМС населения;
• оценка застрахованным населением уровня доступности и качества медицинских услуг, предоставляемых за счет средств системы ОМС.
Шкала оценки оказанной помощи в анкетах строится следующим образом:
1.0 - удовлетворены полностью;
0,75 - больше удовлетворены, чем не удовлетворены;
0,5 - удовлетворены не в полной мере;
0.25.- затруднились ответить;
0 - не удовлетворены.
Исходя из сказанного:
1. Анкетирование граждан, получивших медицинскую помощь по ОМС, производится при завершении медицинского обслуживания (подлежащего оплате) и заносится в медицинскую карту.
2. Анкетирование производится с целью оценки качества по следующим аспектам оказанной по ОМС медицинской помощи:
2.1 оказание медицинской помощи врачебным персоналом;
2.2 оказание медицинской помощи средним медицинским персоналом;
3.3 лекарственное обеспечение.
3. Состав аспектов оценки качества медицинской помощи по ОМС, подлежащий анкетированию, может быть пересмотрен.
www.idmz.ru ,_
2017, № 3 ^
4. Результаты анкетирования заносятся в реестр счетов, формируемый медицинским учреждением, ассоциировано с остальной информацией о случае оказания медицинской помощи, подлежащего оплате по ОМС.
5. Анализ результатов анкетирования осуществляется специалистами страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
6. При обработке результатов анкетирования формируется обобщенная оценка качества оказанной гражданину медицинской помощи по ОМС с целью:
1) вычисления совокупного рейтинга медицинского учреждения;
2) вычисления совокупного рейтинга медицинского специалиста (профиля медицинского специалиста);
3) вычисления совокупного рейтинга профиля коечного фонда учреждения;
4) ранжирования медицинских учреждений, медицинских специалистов в соответствии с их рейтингом за произвольный промежуток времени.
При проектировании социологического исследования (анкетирование качества медицинской помощи) нужно решить следующие задачи:
1) составить словарь переменных;
2) определить единицы исследования и объект исследования;
3) построить пространство признаков;
4) сформулировать гипотезы;
5) разработать проект выборки;
6) обработать и проанализировать социологическую информацию, подвести итоги и внедрить результаты.
Описанный набор методов оценки качества оказания медицинской помощи позволяет сформулировать функциональные требования к информационной системе контроля качества оказания медицинской помощи. В целях практической реализации
и информационные
технологии
данная система должна содержать базу зна- поставленных задач, а также реализация ний, на основе которой возможна разра- предложенной модели представления знаний ботка формальной схемы процесса решения и процедуры вывода решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
3. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».