Научная статья на тему 'Информационные технологии в повышении качества медицинской помощи. Часть 1'

Информационные технологии в повышении качества медицинской помощи. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1480
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / AVAILABILITY ОF MEDICAL ASSISTANCE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПАЦИЕНТА КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF CARE / TECHNOLOGICAL APPROACH / INFORMATION TECHNOLOGIES / TELEMEDICINE METHODS / TECHNIQUES OF ASSESSMENT OF QUALITY OF CARE / PATIENT SATISFACTION WITH QUALITY OF CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серёгина И. Ф., Мартыненко В. Ф.

В статье изложены основные направления практических приложений использования информационных технологий в целях повышения доступности и качества медицинской помощи, деятельности по управлению качеством оказания медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of information technologies for the purpose of higher quality of medical care. Part 1

This article contains the basic directions of practical application of information technologies use for the purpose of higher accessibility and quality of medical care, of activity on quality of care management.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в повышении качества медицинской помощи. Часть 1»

1 и информационные

технологии

ИТ и менеджмент ЛПУ

И.Ф. СЕРЕГИНА,

к.м.н., заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, г. Москва, IFSeregina@Roszdravnadzor.ru

В.Ф. МАРТЫНЕНКО,

к.э.н., заведующий лабораторией НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, г. Москва, dzm@bk.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. ЧАСТЬ 1

УДК 61:007

Серёгина И.Ф., Мартыненко В.Ф. Информационные технологии в повышении качества медицинской помощи. Часть 1 (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова)

Аннотация: В статье изложены основные направления практических приложений использования информационных технологий в целях повышения доступности и качества медицинской помощи, деятельности по управлению качеством оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, доступность медицинской помощи, технологический подход, информационные технологии, телемедицинские технологии, технологии экспертизыi качества медицинской помощи, удовлетворённость пациента качеством медицинской помощи.

UDC 61:007

Seregina I.F., Martynova V.F. The application of information technologies for the purpose of higher quality of medical care. Part 1 (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова)

Abstract: This article contains the basic directions of practical application of information technologies use for the purpose of higher accessibility and quality of medical care, of activity on quality of care management.

Keywords: quality of care, availability оf medical assistance, technological approach, information technologies, telemedicine methods, techniques of assessment of quality of care, patient satisfaction with quality of care.

®---------------------------------------------------------------------------------------------------

При всем многообразии публикаций и примеров эффективного применения информационных систем и технологий в клинической практике и административно-управленческих целях решения о внедрении их в лечебно-профилактических учреждениях основаны в большей степени на интуиции их руководителей, отсутствует систематизация методов и средств информационной поддержки управления качеством медицинской помощи и освещение их в доступной научно-популярной литературе. В то же время, исходя из социальной направленности политики нашего государства, обеспечение надлежащего качества медицинской помощи гражданам страны является одним из первых приоритетов его динамичного развития. Естественно, возникла необходимость научно обосновать также приоритетные направления использования информационных технологий для управления качеством меди-

© И.Ф. Серёгина, В.Ф. Мартыненко, 2009 г.

1 4 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

ИТ и менеджмент ЛПУ

www.idmz.ru 2009, №5

цинской помощи в системах здравоохранения субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне, что и было реализовано в Методических рекомендациях «Использование информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи», утвержденных Минздравсоцразви-тия РФ в 2005 году1.

Отправным положением послужило принятое утверждение о том, что все направления усилий по совершенствованию качества медицинской помощи, включая и процессы информатизации, должны способствовать в конечном итоге реализации главной цели модернизации отечественного здравоохранения по повышению доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению, и рекомендаций ВОЗ в отношении содержания деятельности по обеспечению качества.

1. Качественное выполнение профессиональных функций (технологии лечебно-диагностического процесса с критерием соответствия современному уровню развития медицины);

2. Повышение качества использования ресурсов (с критерием оптимальности использования ресурсов для достижения наилучшего результата лечения);

3. Минимизация риска для пациента в результате медицинского вмешательства (критерий — отсутствие дополнительного риска ухудшения или отсутствие улучшения состояния пациента и его трудоспособности в результате оказанной медицинской помощи);

4. Достижение удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи (аналогично формируется и критерий).

Для реализации названных рекомендаций необходима концентрация всех видов ресурсов здравоохранения, в том числе.

— научных (интеллектуальных) кадровых ресурсов для разработки необходимых прак-

тике нормативных и правовых актов, дефиниций, методик и технологий, научных обоснований эффективного управления качеством в здравоохранении, реализации системного, структурного, процессного, технологического, ситуационного подходов и других методов к обеспечению эффективной медицинской помощи населению и повышению мотивации труда медицинских работников;

— финансовых ресурсов с учетом бюджетно-страховой модели финансирования учреждений здравоохранения и привлечения дополнительных источников финансирования, развития системы персонифицированного учета затрат на оказание медицинской помощи и оплаты ее адекватно конечным результатам — выполненного объема и качества медицинских услуг;

— технологических ресурсов с применением новых медицинских технологий, основанных на принципах доказательной медицины;

— материально-технических ресурсов лечебно-профилактических учреждений в сравнении с мировым уровнем с учетом перехода их к самостоятельному существованию на рынке медицинских услуг;

— структурных ресурсов, предполагающих использование рациональных структур учреждений (систем) здравоохранения, включающих различные виды медицинской помощи, их рациональное соотношение, соответствующую профильность и мощность медицинских организаций; разнообразие организационных форм и методов (общеврачебные практики, стационары интенсивной терапии, дневного пребывания и др.);

— информационных ресурсов здравоохранения, включая современные средства информационной поддержки работы врача-специалиста для принятия им взвешенных решений по тактике ведения больного. автоматизацию рабочих мест персонала ЛПУ,

Мартыненко В.Ф., Мустафин А.Х., Серегина И.Ф., Хуторской М.А. Использование информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи. Методические рекомендации//Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. — 2006. — № 8. — С. 53-68.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ 01 ■ ■ ■■■ ■ ■

I/IT и менеджмент ЛПУ

и информационные

технологии

внедрение инновационных проектов телемедицины, повышающих доступность к высокотехнологичным видам медицинской помощи; создание электронных аналогов основных первичных медицинских документов и их компьютерных баз данных; придание юридической силы электронной подписи врача под этими документами; создание территориальных регистров застрахованных и льготных категорий граждан и персонифицированного учета выполненных медицинских услуг.

Именно «ресурсоемкость» медицинской организации (МО) способствует повышению интеллектуализации ее основной производственной деятельности, определяет качество предоставляемой населению медицинской помощи. Причем информационные технологии и ресурсы играют при этом все более значительную роль. Подтверждение этого нашло отражение в диссертационном исследовании М.А. Хуторского на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему: «Научное обоснование, разработка и практическая реализация системы информационных и технологических ресурсов управления качеством муниципального здравоохранения» (Москва, 2004).

Действительно, всякая наукоемкая профессиональная деятельность, включая врачебную, нуждается в мощной информационной поддержке. С каждым годом лечебно-диагностический процесс становится все более технологичным и от того, какие стандартные и специализированные программы и средства информатизации используют в своей деятельности врачи, во многом зависят конечные результаты лечения больных.

Информационные ресурсы и средства информатизации оказывают кардинальное воздействие на трудовую деятельность специалистов и отвечают первой из перечисленных выше рекомендаций ВОЗ. Эффективным средством повышения производительности труда персонала МО является создание автоматизированных рабочих мест (АРМ)

врачей, средних медицинских работников и специалистов немедицинского профиля. Функционально они отражают все аспекты профессиональной деятельности медицинского персонала: информационного обеспечения

работы врача на всех ее этапах и сопровождения лечебно-диагностического процесса с момента поступления пациента в МО; автоматизированного ведения медицинской карты; осуществления предметного учета, контроля и оптимизации использования всех видов ресурсов, применяемых в лечебном процессе до выписки больного по окончании лечения.

Высоким требованиям повышения доступности медицинской помощи и ее качества отвечают телемедицинские технологии, активно развивающиеся в последние годы в нашей стране. Основной акцент в них делается на дистанционном предоставлении консультативных услуг (плановых и экстренных телеконсультаций), высокая диагностическая результативность которых доказана практикой внедрения телемедицинских проектов. Дальнейшее развитие этого перспективного направления информатизации позволит повысить доступность к высокоспециализированной помощи в федеральных и региональных учреждениях здравоохранения., качество лечения больных и создаст предпосылки к выделению телемедицинской диагностической консультативной медицинской помощи в самостоятельный вид специализированной помощи населению, что убедительно обосновано в диссертационном исследовании И.Н. Герасименко на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему: «Научное обоснование организации консультативной службы на региональном уровне с использованием телемедицинских технологий (на примере Алтайского региона)» (Москва, 2008). Внедрение телемедицинских технологий предполагает создание единого информационного пространства, активного взаимодействия медицинских служб и организаций различной подчиненности.

■ ■ . (О ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

ИТ и менеджмент ЛПУ

www.idmz.ru 2009, №5

Выполнение второго требования ВОЗ (оптимальности использования ресурсов лечебно-профилактического учреждения для достижения лучшего результата диагностики, лечения и реабилитации больного) определяющим образом связано с внедрением современных информационных технологий в медицинскую практику. Они способствуют внедрению в медицинских учреждениях современных экономических методов хозяйствования, обеспечивая предметный учет и контроль использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов здравоохранения, объемов оказанной медицинской помощи, затрат на нее и мониторинга финансовых потоков, с ней связанных.

Применение информационных систем в медицинской практике ведет к экономии средств, повышению экономической мотивации и возможностей стимулирования труда медицинского персонала. Внедрению ресурсосберегающих технологий во многом способствует автоматизация бухгалтерского учета медицинской организации на основе имеющихся в здравоохранении прикладных программных продуктов.

Принципиально важным звеном информационного обеспечения системы управления качеством медицинской помощи является действенная система контроля качества, построенная на основе единой (исходя из требований сопоставимости данных) информационной технологии экспертизы качества медицинской помощи, принятой на данной территории. При этом необходимо учитывать не только требование минимизации врачебных ошибок (что само по себе важно), но главное — обеспечение безопасности пациента, которая, в определении В.З. Кучеренко и соавт. (2003), рассматривается как «максимально возможное соответствие клинических исходов ожиданиям врача и больного при минимальном риске отрицательных последствий лечения и диагностики»1.

В то же время любое медицинское вмешательство связано с определенным риском развития нежелательных последствий (осложнений) для больного. Основными направлениями, обеспечивающими высокую безопасность пациента и отвечающими третьему требованию рекомендаций ВОЗ в отношении качества, являются: использование медицинских вмешательств с доказанной клинической и социальной эффективностью, внедрение высоких медицинских технологий, малоинвазивных оперативных вмешательств в медицинскую практику и надежная система контроля качества оказания медицинской помощи.

Подобный технологический подход открывает новые возможности для контроля, текущего и стратегического планирования качества в здравоохранении и управления им, однако требует организации нового вида входной информации о состоянии и планах внедрения современных технологий в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения. Он находит свое отражение в инновационной деятельности по поиску, разработке, освоению и внедрению новых современных технологий самого широкого (медицинского, организационного, управленческого, информационного и пр.) профиля в лечебно-диагностический процесс. Это оказывает существенное влияние на управление качеством медицинской помощи и, что особенно важно, на его планирование.

Информация обратной связи о прогрессивных технологиях, которыми обладают лечебные организации в своей клинической практике и которые планируют ввести в действие по мере их освоения, укрепления материально-технической базы и обучения персонала, должна быть расширена сведениями об удовлетворенности пациентов оказанной им медицинской помощью — четвертое требование рекомендаций ВОЗ. Это один из общепризнанных важнейших критериев качества медицинской помощи.

1 Индустриальные методы управления качеством медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом учрежде-нии//Методические рекомендации №2003/110. — М., 2003. — 52 с.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ! N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

I/IT и менеджмент ЛПУ

и информационные

технологии

Интегральная оценка удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи складывается из многих компонентов, отражающих ее доступность, порядок организации и санитарно-гигиенические условия выполнения, профессионализм медицинского персонала и соблюдение им этических и деонтологических норм при взаимодействии с пациентом, но главное — удовлетворенность результатом лечебно-диагностического процесса.

Основным методом изучения удовлетворенности пациентов результатами медицинского вмешательства являются социологические исследования в виде опросов и анкетирования. Причем опросы могут проводиться как непосредственно в период нахождения больного в лечебном учреждении методом анонимного анкетирования, так и вне его (на дому или на работе) средствами современных информационных Интернет-технологий, электронной почты.

Естественно, существует и большое число модификаций программных средств информационных систем обработки и анализа данных этих исследований, программных пакетов обработки статистической информации.

Данный вид информации обратной связи требует своего развития, хотя единичные поисковые работы (исследовательского в основном характера) выполняются в медицинских организациях и НИИ. В то же время социологический мониторинг качества медицинской помощи может и должен быть расширен с учетом интересов всех участников лечебнодиагностического процесса и хозяйственной деятельности учреждения, руководителей субъектов системы здравоохранения и ОМС. Но ввод в действие такого механизма на постоянной основе требует значительной методической и организационной работы, хотя заинтересованность в нем лечебных учреждений присутствует.

Моделируя процесс организации территориальной системы управления качеством медицинской помощи, становится очевидной

необходимость обеспечить поступление названных выше новых видов информации обратной связи от МО — технологического характера и удовлетворенности граждан качеством медицинской помощи в учреждениях лечебной сети отрасли (рис. 1).

Значительным событием в области изучения общественного мнения по вопросам удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи являются социологические исследования, проведенные в 2006 и 2008 гг. Росздравнадзором и его территориальными управлениями в соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ от 04.07.2006 №1542 и 30.05.2008 № 4214.: в 2006 г. — выборочного пилотного исследования в семи субъектах Российской Федерации: Алтайском, Краснодарском,

Хабаровском краях, а также в Воронежской, Мурманской, Самарской, Свердловской областях (опрошено 5653 человека, две трети из которых представлено городским населением) и в 2008 г. — беспрецедентного по масштабам и глубине сплошного социологического исследования по всей территории Российской Федерации — число опрошенных граждан составило 39 141 человек.

Задачи исследования включали:

— изучение отношения населения, обращающегося за медицинской помощью, к ее доступности;

— изучение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи;

— оценка информированности населения по вопросам медицинского обслуживания.

Исследование проводилось в три этапа в медицинских учреждениях всех организационно-правовых форм собственности по различным видам медицинской помощи методом анкетирования.

На первом этапе акцент сделан на информационном обеспечении исследования. Был разработан пакет документов для проведения исследования: методика, программа,

1 8 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

ИТ и менеджмент ЛПУ

www.idmz.ru 2009, №5

Рис. J. Организационно-функциональная и информационная модель темы управления качеством медицинской помощи субъекта Российской Федерации

* Орган субъекта РФ, осуществляющий контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам

АТЭ КМП — автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи

инструктивные материалы, анкета, включающая 42 вопроса проблемно-ориентированного характера. Выделены вопросы оказания платных медицинских услуг, их стоимостной доступности для людей, роли предприятий, фирм и организаций в софинансировании медицинской помощи сотрудникам, оценки ограничений, на которые приходится идти людям для оплаты медицинских услуг и приобретения необходимых, но дорогостоящих лекарственных средств, исследования причин, которые побуждают людей обращаться за платной медицинской помощью. Среди потребителей платных медицинских услуг выделены случаи ведения беременности и родов, предоставления возможности санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан. Обозначен интерес к причинам повторных госпитализаций, случаев послегоспитальных осложнений, расхождения диагнозов в процессе производства медицинских услуг, которые

отвечают требованиям обеспечения качества оказанной медицинской помощи и являются предметом принятия необходимых управленческих решений по ее совершенствованию.

Центральным моментом организации исследования являлось формирование выборки, необходимой для обеспечения достоверности его результатов. В процессе исследования использовалась бесповторная случайная выборка — один респондент заполнял социологическую анкету только один раз. Для формирования выборочной совокупности применялась стратифицированная многоступенчатая выборка: медицинские учреждения отбирались по трем признакам - государственные, муниципальные и частные, далее амбулаторно-поликлинические и стационарные — по видам деятельности (педиатрическая, терапевтическая (кардиологическая, онкологическая), хирургическая, травматологическая помощь, акушерство и гинекология,

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ш: ■ ■■■ ■ ■

I/IT и менеджмент ЛПУ

и информационные

технологии

стоматологические услуги, санаторно-курортное лечение). Квотное задание по субъекту Российской Федерации включало 480 опрошенных (около 40 тыс. анкет по исследованию в целом).

Изготовлен электронный аналог анкеты для формирования информационной базы данных результатов опроса федерального уровня с дифференциацией по всем субъектам Федерации, создан информационный портал (сайт) исследования для обеспечения возможности удаленного доступа к электронному аналогу бланка анкеты и обмена информацией социологического исследования.

Второй этап исследования заключался в проведении собственно анкетирования респондентов, первичной обработке информации, на третьем этапе проводятся свод и аналитическая обработка полученных результатов, создание компьютерной базы данных исследования, разработка предложений по совершенствованию организации медицинской помощи населению Российской Федерации, осуществляется подготовка итогового аналитического обзора и разработка предложений по созданию государственной системы мониторинга доступности и качества медицинской помощи. Определены цель и задачи системы мониторинга, основы его информационной базы, включая сведения, изложенные в письмах и обращениях граждан по вопросам доступности и качества медицинской помощи, данные проверок деятельности медицинских организаций по медицинской экспертизе, сведения статистических отчетов медицинских организаций и их врачебных комиссий, данные социологических опросов отдельных групп населения выборочных территориальных образований и др. Результаты исследования имеют выраженную научную новизну

и практическую значимость для совершенствования организации медицинской помощи населению и управления ее качеством.

В проведенном социологическом исследовании в 2008 г. территориальные управления Росздравнадзора всех субъектов Российской Федерации подтвердили свою техническую и организационно-методическую готовность (наличие компьютерных возможностей и связи средствами Интернет) к выполнению подобной работы в дальнейшем. Это доказывает ресурсную обеспеченность создания государственной системы мониторинга доступности и качества медицинской помощи для населения в Российской Федерации.

Результаты исследования дали обширную информацию о состоянии проблемы и создали методическую и технологическую основу для организации системы более углубленных исследований по отдельным вопросам и принятия соответствующих управленческих решений, направленных на повышение доступности медицинского обслуживания и удовлетворенности им населения.

Обобщая сказанное, отметим, что в реализации всех выше названных рекомендаций ВОЗ в отношении деятельности по обеспечению качества медицинской помощи информационные средства и технологии являются основным «строительным материалом» для создания системы управления качеством медицинской помощи, его контроля и планирования. В связи с этим меры комплексной информатизации медицинских учреждений должны присутствовать в территориальных программах управления качеством оказания медицинской помощи населению.

Продолжение читайте

в следующем номере

10- ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.