Научная статья на тему 'Оценка качества оказания пульмонологической помощи в амбулаторно-поликлинических условиях (обзор литературы)'

Оценка качества оказания пульмонологической помощи в амбулаторно-поликлинических условиях (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1094
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЬМОНОЛОГИЯ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / PULMONOLOGY / QUALITY OF MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасюк Сергей Дмитриевич, Манаков Леонид Григорьевич, Серова А. А.

В работе представлен обзор литературы по организации, методике и способам оценки качества медицинской помощи в пульмонологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасюк Сергей Дмитриевич, Манаков Леонид Григорьевич, Серова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE QUALITY OF PULMONOLOGIC CARE IN OUT-PATIENT CONDITIONS (REVIEW)

The review of references on organization, methodology and ways of medical care quality evaluation in pulmonology is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Оценка качества оказания пульмонологической помощи в амбулаторно-поликлинических условиях (обзор литературы)»

ОБЗОРЫ

УДК 616.24-08-07].004.12

С.Д.Тарасюк, Л.Г.Манаков, А.А.Серова

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ПУЛЬМОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения РАМН,

Благовещенск

РЕЗЮМЕ

В работе представлен обзор литературы по организации, методике и способам оценки качества медицинской помощи в пульмонологии.

Ключевые слова: пульмонология, качество медицинской помощи.

SUMMARY

S.D.Tarasyuk, L.G.Manakov, A.A.Serova

ESTIMATION OF THE QUALITY OF

PULMONOLOGIC CARE IN OUT-PATIENT CONDITIONS (REVIEW)

The review of references on organization, methodology and ways of medical care quality evaluation in pulmonology is presented in the article.

Key words: pulmonology, quality of medical care.

В современных условиях социально-экономических реформ в России и дефицита бюджетного финансирования учреждений здравоохранения одной из проблем здравоохранения является поиск оптимальных вариантов управления не только региональными, но и муниципальными больнично-поликлиническими комплексами лечебно-профилактических учреждений [37].

Большую роль в развитии медицинской помощи в целом играет дальнейшее совершенствование амубла-торно-поликлинической службы. В настоящий момент управление амбулаторно-поликлинической помощью - одно из приоритетных направлений реформирования российского здравоохранения [3, 5, 14].

В условиях реформирования отечественного здравоохранения повышаются требования к эффективности оказания качества медицинской помощи. В то же время многие авторы отмечают, что в литературе в настоящее время встречается несколько десятков формулировок понятия «качество медицинской помощи», отражающих его различные аспекты и различающихся не только деталями, но и нередко противоречащих друг другу [28, 38]. В этой связи проблема их оценки и обеспечения выступает одним из элементов эффек-

тивности управления деятельностью лечебно-профилактического учреждения [36].

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка организационно-методических технологий по повышению эффективности амбулаторного и стационарного ведения больных, внедрение стандартизированных программ [43].

Важным аспектом, способствующим улучшению качества медицинской помощи, является разработка критериев его оценки, оптимизация и унификация стандартов медицинской помощи по нозологическим формам заболеваний и их осложнений [4, 15, 25].

Оценка качества медицинской помощи - управленческая процедура определения ее социальной приемлемости или неприемлемости. При этом результат оценки должен оказывать стимулирующее управленческое воздействие на субъект оказания медицинской помощи.

Выделяют несколько аспектов оценки качества медицинской помощи. В основе качественно-стоимостных расчетов медицинских услуг в медучреждении лежит медико-экономический аспект. Этот аспект - основа страховой медицины.

Медико-юридический аспект реализуется в формулировании диагноза и эпикриза в условиях прокурорской проверки или решения суда. Этот аспект для врача-эксперта, отвечающего на поставленные экспертные вопросы, реализуется в условиях досудебной и судебной практики. Врачам-организаторам целесообразно знать, что в условиях современных судебных разбирательств исковые требования могут приводить к существенным выплатам из бюджета медицинского учреждения, не говоря уже о морально-этических проблемах [20, 21, 29].

Следует отметить, что в настоящее время многие необходимые критерии оценки качества медицинской помощи в медицинском учреждении или по какому-либо разделу медицинской деятельности недостаточно разработаны либо реализуются только в рамках отдельного лечебного учреждения [41].

Как отмечает большинство авторов, занимавшихся

изучением данного вопроса, проблема оценки параметров качества медицинской помощи, в этом случае, выступает одной из ведущих и позволяет принимать управленческие решения оперативно, однако в условиях стационара оказывающего специализированную медицинскую помощь пульмонологическим больным остается открытой. Кроме того, на муниципальном и региональном уровне в большинстве регионов Российской Федерации отсутствует информация, позволяющая оперативно с использованием компьютерных программ принимать управленческие решения в данном направлении [1, 2, 3, 6, 9, 10, 40].

Предложены разные способы оценки качества медицинской помощи. Есть множество специально составленных программ, включающих в себя такие критерии качества медицинской помощи как своевременность и полнота обследования, адекватность обследования, своевременность и обоснованность назначенного лечения, правильность и точность постановки диагноза в соответствии с МКБ-10, полнота и своевременность оказания медицинской помощи, обоснованность выдачи листка нетрудоспособности, качество, полнота и правильность ведения документации, оценка достижения результата оказания медицинской помощи больному и оценка качества лечения больного в целом, удовлетворенность медицинской помощью пациентов [6, 9, 10].

Регионы Российской Федерации используют различные методы определения качества оказания медицинской помощи, что затрудняет ее интегральную оценку [22, 31, 32, 44]. Во многих субъектах Российской Федерации до сих пор еще не развиты механизмы оценки удовлетворенности населения услугами системы здравоохранения, учет результатов работы ЛПУ не отражает конечных итогов медицинской помощи населению, а оценка качества медицинских услуг носит узконаправленный клинический характер. Использование в ряде ЛПУ и регионов России комплексных систем управления качеством и эффективностью медицинских услуг находится на самом начальном этапе становления и требует дальнейшего развития [48, 49].

Ключевым индикатором качества медицинской помощи является согласованный (принятый) показатель, по которому можно оценить состояние системы оказания медицинской помощи с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию в рамках выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи [36, 37, 38, 39].

Некоторые отечественные авторы, анализируя проблемы экспертизы специальных видов медицинской помощи, ориентируются на рекомендации, согласно которым, при определении задач и содержания деятельности по обеспечению качества необходимо учитывать следующие четыре компонента [29]:

1) выполнение профессиональных функций (технологию лечебно-диагностического процесса);

2) использование ресурсов;

3) риск для пациента в результате медицинского

вмешательства;

4) удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием.

Индикаторы качества медицинской пульмонологической помощи должны отражать ее основные характеристики: результативность, безопасность,

оптимальность, включая рациональное расходование ресурсов; использование медицинских технологий с доказанной эффективностью, стабильность осуществления лечебного процесса и результата, преемственность и непрерывность; приемлемость (своевременность, способность удовлетворить ожидания и потребности пациента); законность, справедливость, в том числе - доступность [39].

Итак, для градации медицинской помощи на помощь надлежащего и, соответственно, ненадлежащего качества, необходимо измерить качество отдельных его составляющих [35]:

1) удовлетворённость пациента (изучение обоснованности/необоснованности его претензий в зависимости от использования медицинским персоналом технологий и ресурсов);

2) оптимальность использования ресурсов (изучение наличия/отсутствия и использования/неиспользования имеющихся в наличии у персонала медицинского учреждения ресурсов);

3) риск заболевания (факт достижения прогнозируемого изменения состояния здоровья пациента; факт достижения непрогнозируемого результата при соблюдении всех технологий под влиянием атипичности заболевания, исключительных индивидуальных особенностей организма пациента, сопротивлении пациента лечению и проч.).

В 2002-2003 гг. в Российской Федерации был принят ряд документов в области управления качеством: «Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг», «Отраслевая программа управления качеством в здравоохранении на 2003-2007 гг.», которая основана на положениях теории качества А.Донабедиана. Согласно этой теории, оценку качества медицинской помощи следует проводить методами структурного, процессуального и результативного анализа.

Подобная система предусматривает:

1) анализ профессиональных качеств врача, обеспеченности аппаратурой и медперсоналом, условий организации и финансирования (качество структуры);

2) оценку диагностических и лечебных мероприятий (качество процесса);

3) анализ исходов (качество результатов).

Структурный подход включает анализ и аккредитацию ресурсной базы здравоохранения: кадров (специалистов), оборудования (медицинской техники), архитектуры, планировки и состояния помещений. Оптимальная структура ресурсов и уровень их развития обеспечивают возможности для применения необходимой медицинской технологии и получения положительных результатов, гарантии необходимого качества диагностики, лечения и реабилитации.

Процессуальный анализ контролирует соблюдение

технологии лечебно-диагностического процесса. Этот подход предполагает наличие, с одной стороны, соответствующих нормативных документов - стандартов, отражающих «эталонную» (с учетом существенных дополнительных оговорок) технологию лечебно-диагностического процесса на соответствующем уровне с учетом нозологического профиля, а с другой стороны, систему экспертизы.

Третья составляющая методики А.Донабедиана -результативный анализ, оценка качества медицинской помощи по результатам, но возникает неизбежный вопрос: как именно оценивать эффективность медицинской помощи.

Соответственно трем видам анализа выделяют следующие три типа стандартов [17, 27]:

1) стандарты структуры, по которым определяется ресурсная база учреждения здравоохранения - материально-техническое обеспечение, кадры;

2) стандарты процесса - определяют технологию лечения и диагностики;

3) стандарты результата лечения (т.е. стандарты качества).

Перечень показателей оценки качества оказания государственной услуги для Амурской области закреплен в Приложении № 2 к Положению о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания исполнительными органами государственной власти области и государственными бюджетными учреждениями области. Данный перечень включает в себя виды медицинских услуг для поликлиник, включая амбулатории, диспансеры без стационаров:

1) выполнение стандартов обследования и лечения;

2) уровень качества лечения;

3) эффективность лечения (выздоровление, улучшение состояния больных);

4) своевременное взятие на диспансерный учет и качественное его проведение;

5) полнота охвата вакцинацией населения.

Для стационаров дневного пребывания к данному перечню добавляется отсутствие внутрибольничной инфекции [50, 51].

Оценку состояния всех этих компонентов необходимо проводить по отношению к каждому конкретному пациенту. Кроме того, согласно мнению экспертов ВОЗ, значение каждого из этих компонентов должно быть равным среди остальных, поскольку исключительное внимание к одному из них может привести к неверным выводам о качестве медицинской помощи и ошибочным действиям по его управлению [8]. Такой подход позволяет более четко определить критерии надлежащего качества, среди которых отмечают соответствие технологии реального лечебно-диагностического процесса современному уровню развития медицины с учетом индивидуальных особенностей пациента, оптимальность использования ресурсов медицины для достижения наилучшего результата лечения, отсутствие дополнительного риска ухудшения или отсутствия улучшения состояния пациента и его трудоспособности, обеспечение удовлетворенно-

сти пациента медицинской помощью [34].

Оценка качества оказания медицинской помощи должна включать в себя определение соответствия конкретных результатов диагностики, лечения, профилактических мероприятий, ожидаемых результатов. С этой целью используются территориальные медицинские стандарты. Территориальные медицинские стандарты (ТМС) - унифицированные эталоны гарантированного набора и объема диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения конкретных нозологических форм (заболеваний) с учетом возраста больного и категорий сложности заболевания.

Медицинские стандарты позволяют оценить качество медицинской помощи, хотя соответствие фактически выполняемых профилактических, лечебно диагностических процедур и манипуляций, заложенных в ТМС, не может, полностью отражать конечные результаты деятельности. В связи с этим, оценка степени выполнения ТМС используется в комплексе с другими показателями [2].

Дискутируется вопрос о целесообразности использования дорогостоящих скрининговых тестов. Но их же стремительное распространение без соответствующей оценки специфичности приводит в ряде случаев к сомнительным результатам с последующей цепью ненужных вмешательств и к увеличению материальных затрат. Не вызывают сомнения актуальность и практическая значимость совершенствования организационных технологий [27].

В настоящее время для оценки качества пульмонологической помощи чаще используют метод экспертных оценок. Экспертные оценки выявляют ряд недочётов в обследовании и лечении больных пульмонологического профиля в поликлиниках. Так, по данным ряда авторов, в среднем у участковых терапевтов 30,5% и у врачей-пульмонологов - 18% больным обследование проведено несвоевременно и в неполном объеме, соответственно - 27,2 и 16,5%. Особенно это имеет место при хроническом бронхите (участковыми терапевтами в 29,9% и врачами-пульмонологами в 18,3% случаев) и бронхиальной астме (32,7 и 20,0%) [6, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 21, 24, 33, 42, 45, 48].

Причинами неполного обследования в половине случаев, по мнению экспертов, являются отсутствие диагностического оборудования и аппаратуры, в 20,3% случаев - перегруженность лабораторий и других диагностических кабинетов, в 13,1% - недостаточная квалификация лечащего врача, в 7,9% - отсутствие соответствующего специалиста и в 6,1% случаев - особенность течения заболевания [12, 13, 21, 42, 49].

Одним из важных показателей качества медицинской помощи является своевременное и правильное установление диагноза. При оценке правильности определения диагнозов имеет место расхождение диагнозов между участковыми терапевтами и экспертами в 15,8% случаев, врачами-пульмонологами и экспертами в 8,9% случаев. При анализе качества лечения экспертами отмечено, что лечение, назначенное участковыми терапевтами и врачами-пульмонологами,

было несвоевременным в 10,3 и 5,5% случаев и неполноценным, соответственно, в 32,5 и 13,6% случаев [42,

45, 46, 49].

Причинами неполноценного лечения больных, по мнению экспертов, явились неправильная и несвоевременная диагностика (28,3 и 16,4% случаев, соответственно), недисциплинированность больного (24,7 и 23,5%), недостаточный контроль за лечебным процессом со стороны заведующих отделениями (19,6 и 12,2%), отсутствие необходимых лечебных средств и аппаратуры (15,4 и 7,1%), особенность течения заболевания (12,0 и 8,0%) [4, 6, 8, 11, 12, 18].

Немаловажное значение в улучшении качества диагностики и лечения имеет своевременность и обоснованность консультативной помощи специалистов. Установлено, что консультации в 21,0% случаев проводились несвоевременно, а в 18,5% случаев эксперты считали их необоснованными. В 27,4% случаев качество консультативных осмотров было неполноценным, в частности, недостаточно описаны объективные данные, больным даны неполные рекомендации, нет контроля проведенного лечения и др. Больные нуждались в дополнительной консультации в среднем в 23,% случаев, особенно при бронхиальной астме (39,4%) [4, 6,

8, 11, 12,21,42, 44].

Экспертная оценка выявила, что 15,3% больных нуждались в плановой госпитализации, однако она не проведена в 8,5% случаев, выполнено в срок в 6,8% случаев.

По материалам экспертных оценок имелись дефекты в ведении карт амбулаторных больных участковыми терапевтами в 69,9% случаев и врачами-пульмонологами - в 43,2% случаев [4, 6, 8, 11, 12,21,42, 49].

Технология управления качеством в здравоохранении представляет собой последовательные этапы выявления и формулировки проблем, установления и обоснования причинно-следственных связей, оценки эффективности работы службы, определения и корректировки целей и задач для обеспечения эффективной деятельности как отдельного врача, так и медицинского учреждения в целом. Программы и проекты в здравоохранении характеризуются значительным числом показателей и параметров на входе (затраты) и на выходе (результаты). Для того чтобы сопоставить альтернативные варианты организационных мероприятий, производится соизмерение показателей и параметров. Эта задача требует использования метода многофакторного проблемного анализа (multiatribute problem analisys), который позволяет провести многомерную оценку каждого из альтернативных вариантов. В качестве характеристик могут быть использованы, например, динамика летальности, осложнений, первичного выхода на инвалидность, заболеваемости, временной нетрудоспособности, стоимости

мероприятий/программ и пр.

С этапа введения в здравоохранение нового хозяйственного механизма, повышения экономической самостоятельности медицинских учреждений,

реализации Закона «О медицинском страховании граж-

дан в Российской Федерации» появилась потребность

анализа результатов работы как отдельного врача, так и лечебного подразделения, медицинского учреждения и службы здравоохранения в целом. Анализ контура «затраты-результат» должен стать основой оценки эффективности принимаемых управленческих решений. Анализ «затраты-выгода» (СВА- cost-benefit analysis) является единственным вариантом экономического анализа в «чистом» виде, так как его результаты, как издержки, так и эффективность, всегда измеряются именно в денежном эквиваленте. Так же как и анализ минимизации затрат, в силу своей узкой направленности этот вариант анализа применяется отечественными исследователями не очень часто (2% исследований). Это предопределяет необходимость создания системы управления качеством медицинской помощи населению с реализацией процедуры автоматизированного поиска оптимальных решений в виде комплекса экономически обоснованных мероприятий, с использованием экспертно-аналитических систем, приемов формальной логики, прогнозирования и моделирования, координацией всех звеньев, обеспечивающих необходимый уровень качества.

Очень важен анализ «затраты-эффективность». Он является наиболее показательным и часто применяемым (44%) методом анализа в России на данный момент. Он представляет собой комплексное клинико-экономическое сравнение исследуемых альтернативных тактик лечебной работы при определенной патологии. При проведении таких исследований особое внимание уделяется достижению высокой эффективности лечения при наименьших затратах, что подразумевает также и рассмотрение необходимости коррекции возможных осложнений конкретной терапии. Так осуществляется поиск лекарственных средств, наиболее эффективных для лечения больных с теми или иными заболеваниями, что позволяет наилучшим образом воздействовать на динамику качества жизни пациентов.

Анализ «минимизация затрат» (СМА- cost-minimi-zation analysis) по сути, является частным случаем анализа «затраты-эффективность» и используется в случае, если эффективность двух и более медицинских технологий практически одинакова и они различаются только по стоимости.. Этот метод анализа на данный момент встречается в 8% работ отечественных исследователей [22, 23, 27, 28, 29, 41, 42, 43].

Анализ «затраты-утилитарность» (CUA - cost-utility analysis) так же является частным случаем анализа «затраты-эффективность» и отличается от него тем, что результаты оцениваются не в денежном или каком бы то ни было другом эквиваленте, а в единицах «полезности», полученной потребителем медицинской помощи. В качестве критерия полезности часто используют коэффициент QALY - «сохраненные годы жизни с поправкой на качество жизни» [22, 23, 27, 28,

29, 41, 42, 43].

Так же в ходе клинико-экономического анализа используются методы ABC-, VEN- и частотного анализа, моделирования и др. ABC-анализ используется для

определения приоритетов и целесообразности расходования средств на основе ретроспективной оценки реальных затрат. УЕЫ-апализ показывает распределение лекарственных средств по степени их значимости (жизненно необходимые, важные и второстепенные). Частотный анализ - ретроспективная оценка частоты применения той или иной медицинской технологии, позволяющая определить, на что уходит основная часть расходов - на более массовые и дешевые или редкие, но дорогие виды помощи. Эти три вида анализа вкупе позволяют более корректно составлять формуляры медицинской организации и прогнозировать затраты на внедрение новых технологий. Надо отметить, что около 3% авторов, проводящих анализ качества медицинской помощи, вообще не указывают тип используемого ими метода анализа [22, 27, 28, 29, 41,

42, 43, 50,51].

Современное состояние ресурсного обеспечения лечебных учреждений характеризуется значительными противоречиями, неизбежными в условиях коренных социально-экономических преобразований, определяющихся, с одной стороны, объективными тенденциями развития экономики, а с другой -сложившимися социальными отношениями в обществе. Ключевым и до сих пор не решенным вопросом здравоохранения является адекватное обеспечение медицинской помощи и рациональное распределение ресурсов [15, 19]. Эффективное управление

материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами здравоохранения в последние годы в России стало одним из приоритетных направлений. При этом результативность использования ресурсов здравоохранения зависит от системного подхода, комплексного научного обоснования ситуации, применения методов стратегического планирования [19]. Одним из эффективных инструментов в системе управления ресурсным обеспечением лечебно-профилактического учреждения, а также контроля качества медицинской помощи является использование современных информационно-аналитических технологий на постоянной основе.

Наиболее перспективной моделью управления качеством следует признать модель, основанную на использовании системного анализа и экономического моделирования. Сильной стороной этого метода является возможность контроля измерения переменных (факторов) во времени. Любой процесс планирования требует прогноза изменений, которые следует предвидеть, особенно в отношении критических переменных.

Анализ теории и практики управления качеством медицинской помощи позволяет сформулировать направления деятельности по его совершенствованию и внедрению в практическую деятельность органов и учреждений здравоохранения [22, 23, 28, 29, 41, 42, 43,

50, 51]:

1) разработка и внедрение специальных систем управления качеством медицинской помощи на различных уровнях (рабочее место медицинского работника - медицинская организация - муниципальное образование - регион);

2) активное формирование и внедрение в практику системы стандартизации (медицинских и медико-экономических стандартов, моделей оказания медицинской помощи, протоколов ведения больных);

3) активизация работы по использованию формулярной системы при лекарственном обеспечении;

4) развитие системы аккредитации ЛПУ (в т. ч. создание нормативно-правовой базы);

5) развитие материально-технической базы ЛПУ;

6) повышение уровня квалификации медицинского персонала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) проведение социологических исследований среди населения и использование их данных при принятии управленческих решений;

8) совершенствование системы материального стимулирования персонала ЛПУ за достижение высоких показателей качества оказываемых медицинских услуг.

В настоящее время социологические исследования по изучению мнения пациентов о качестве медицинской помощи играют важную роль в получении ценной оперативной информации, которая может быть использована в управлении работой лечебно-профилактических учреждений [12].

Медико-социологический мониторинг, основываясь на результатах анкетирования участников процессов профилактической, лечебно-диагностической, организационной и финансовой деятельности, позволяет выявлять существенные проблемы, оказывающие влияние на качество медицинской помощи [45].

Для того чтобы анкета могла достаточно точно и корректно отражать субъективно-объективный компонент восприятия пациентами качества медицинской помощи, необходимо выполнить ряд основных требований, предъявляемых к исследованию коллективного мнения [35]. К ним относятся:

1) ориентированный характер анкеты (т. е. при ее формировании необходимо четко представлять цель исследования: удовлетворенность качеством медицинской помощи или оценка восприятия своего субъективного состояния здоровья, как, например, при оценке качества жизни);

2) многофазное обследование в двух вариантах: повторное обследование и 2-3-кратный опрос одних и тех же лиц;

3) сочетание опроса с экспертными оценками работы медицинских учреждений;

4) обеспечение надежности, чувствительности, достоверности и репрезентативности регистрируемых в анкетах данных, поскольку все анкеты отражают субъективный характер восприятия. На практике это означает, что, после того как будут сформированы опросники, определены критерии включения в исследование, его методы, необходимо провести процедуру валидизации - проверки психометрических свойств опросника [24, 26, 47].

При этом необходимо при составлении опросников учитывать тот факт, что удовлетворенность респондентов качеством медицинского обслуживания в определенной мере объясняется тем, с какой целью посещает больной лечебно-профилактическое учреж-

дение.

Для обработки и анализа данных этих исследований в настоящее время существуют различные модификации программных средств информационных систем, программных пакетов обработки статистической информации [30].

В 2008 году A.B.Гаджиев и соавт. проводили исследование мнения городского населения об организации и качестве пульмонологической помощи. Исследовалось население, проходившее лечение в городских поликлиниках Республики Дагестан в 2007 году. В данном исследовании лишь 1/5 часть опрошенных больных показала, что с введением обязательного медицинского страхования качество пульмонологической помощи улучшилось (20,1%). 72,0% населения показали, что качество помощи не изменилось, а 7,4% посчитали, что оно снизилось: эти пациенты отметили низкую материально-техническую оснащенность пульмонологических кабинетов поликлиник.

Участвовавшие в данном исследовании больные внесли ряд предложений по улучшению качества пульмонологической помощи. Поступили предложения улучшить оснащение пульмонологических кабинетов современной диагностической аппаратурой, улучшить организацию приема к врачам-пульмонологам и в лечебно-диагностические кабинеты; увеличить перечень бесплатных лекарственных средств, выписываемых больному врачом-пульмонологом. Многие больные хотели бы иметь возможность записывать на прием к пульмонологу по телефону, часть желает, чтобы больше внимания уделялось пенсионерам, чтобы сократились очереди на сдачу лабораторных анализов. 17,9% опрошенных больных считают необходимым для улучшения качества медицинского обслуживания повышение финансирования, в том числе - и улучшение материального положения медицинского персонала [11, 13, 33]. Нельзя не признать, что данные результаты демонстрируют осмысленный и здравый подход населения к проблемам организации поликлинической помощи.

Сходные принципы были отражены в Федеральной Целевой программе «Концепция развития пульмо-но-логической службы России на 2002-2007». Для совершенствования диагностики, учета и лечения больных с заболеваниями органов дыхания следует пересмотреть и модернизировать:

1) систему учета и отчетности на основе современных информационных технологий;

2) стандартизировать методы диагностики и лечения больных с патологией органов дыхания;

3) пересмотреть продолжительность основного курса лечения при разнообразных видах патологии легких;

4) пересмотреть сроки и критерии излечения при бронхиальной астме, хроническом обструктивном бронхите, пневмонии, муковисцидозе, туберкулезе легких;

5) обосновать и выделить группы диспансерного наблюдения для разных видов патологии легких;

6) создать и внедрить антиникотиновые про-

граммы;

7) создать и внедрить федеральную и региональные сети оказания кислородотерапии и неинвазивной вентиляции легких на дому для тяжелых больных с легочной и сердечно-сосудистой патологией;

8) создать и поддерживать федеральный регистр больных муковисцидозом с дальнейшим совершенствованием амбулаторной и стационарной помощи взрослым больным;

9) разработать положения о получении бесплатных лекарственных средств и получении инвалидности больных с тяжелой дыхательной и легочно-сердечной недостаточностью, приравняв их к больным с бронхиальной астмой;

10) разработать, усовершенствовать и внедрить региональные целевые программы по пульмонологии;

11) усовершенствовать и привести в соответствие терминологические обозначения в детской и взрослой пульмонологии;

12) ввести вертикальную единую отчетность главных пульмонологов регионов перед главным пульмонологом России;

13) разработать, внедрить должностные инструкции для главных пульмонологов регионов с проведением для них постоянно-действующих школ в рамках Ежегодных Конгрессов по болезням органов дыхания;

14) внедрить шкалы по оценке тяжести различных видов патологии легких.

Многие авторы подчеркивают, что в течение последних 10 лет значительно улучшилось качество диагностики, лечения и профилактики таких заболеваний как бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, пневмонии, муковисцидоз.

Отмечается, что внедрены новые методы лечения бронхолегочных заболеваний, учеными-пульмоноло-гами проведена значительная методическая и образовательная работа - сделано 5 выпусков Формулярной системы, изданы клинические рекомендации и руководства для врачей. В настоящее время разрабатываются протоколы диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы и хронической об-структивной болезни легких. Ежегодно проводятся Национальные конгрессы и региональные конференции по болезням органов дыхания. Большие успехи достигнуты в системе образования больных бронхиальной астмой. В настоящее время в стране функционирует более 1000 школ для больных бронхиальной астмой, издаются журналы и пособия для пациентов [46, 47].

Однако данные достижения коснулись в первую очередь крупных регионов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Алтайский и Красноярский края). В целом же по Российской Федерации сохраняется низкий уровень качества оказания медицинской помощи при патологии легких [7].

Многие из этих положений осуществлены, но не все в полной мере. В последние годы проведен ряд исследований по проблеме совершенствования лечебнодиагностической помощи больным с хроническими обструктивными заболеваниями легких, посвященные

разработке и научному обоснованию новых форм обучения пациентов (астма-школа, школа пациента с хронической обструктивной болезнью легких и др.), совершенствования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (пульмонологические кабинеты поликлиник, обучение больных в стационарных отделениях). В то же время, крайне недостаточно исследований, посвященных региональным особенностям организации и качества медицинской помощи при болезнях органов дыхания. Не разработаны организационно-методические основы обеспечения качества пульмонологической помощи, информационное обеспечение участковых врачей-терапевтов и врачей-пуль-монологов, методика анализа и оценки качества пульмонологической помощи, критерии оценки деятельности врачей-пульмонологов. Нуждаются в совершенствовании формы и методы повышения квалификации этих специалистов.

Все это свидетельствует о необходимости проведения комплексного исследования организации и качества пульмонологической помощи и определения путей ее совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азизова Б.Г. Отношение руководителей здравоохранения к проблемам управления качеством медицинской помощи // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2008. №4. С.38-40.

2. Внедрение системы управления качеством медицинской помощи в федеральном учреждении здравоохранения / Бедорева И.Ю. [и др.] // Здравоохранение РФ. 2008. №5. С.10-12.

3. Борзунова Л.Н. Рационализация управления муниципальным больнично-поликлиническим комплексом по результатам маркетингового анализа и прогностического моделирования его деятельности: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Воронеж, 2009. 24 с

4. Вахрушев Я.М., Жуков И.В. Современные рекомендации по ведению больных бронхиальной астмой в амбулаторно-поликлинических условиях // Пульмонология. 2009. №2. С.74-76.

5. Величковский Б.Т. О путях «сбережения народа» и роли болезней органов дыхания в решении этой проблемы // Пульмонология. 2007. №3. С.3-9.

6. Оценка клинико-функционального состояния и качества жизни больных хронической обструктивной болезнью лёгких до и после комплексной медикаментозной терапии в амбулаторных условиях / Визель

A.A. [и др.] // Пульмонология. 2004. №1. С.60-67.

7. Эпидемиология хронической обструктивной болезни лёгких в Республике Татарстан / Визель A.A. [и др.] // Практическая медицина. 2005. №5 (10). С.3-4.

8. Визель A.A. Алгоритм ведения больных ХОБЛ в амбулаторных условиях // Практическая медицина. 2008. №8 (32). С.37-39.

9. Визель И.Ю., Шмелев Е.И., Визель A.A. Оценка состояния больных хроническим бронхитом и ХОБЛ в период семилетнего наблюдения // Пульмонология. 2008. №4. С.41-46.

10. Визель И.Ю., Шмелев Е.И., Визель A.A. Резуль-

таты динамического наблюдения за больными хронической обструктивной болезнью лёгких (ХОБЛ) в течение 2-5 лет: обзор литературы // Вестн. соврем, клин, медицины. 2009. Т.2, №1. С.27-31.

11. Гаджиев P.C., Шихнебиев Д.А., Мурзаев П.А. Мнение городского населения об организации и качестве пульмонологической помощи // Здравоохранение РФ. 2008. №6. С.46-48.

12. Гаджиев Р. С., Шихнебиев Д. А., Мурзаев П. А. Организационные аспекты оказания пульмонологической помощи городскому населению // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2009. №3 С.29-32.

13. Гаджиев P.C., Шихнебиев Д.А., Мурзаев П.А Совершенствование системы организации и качества пульмонологической помощи в городских поликлиниках: методические рекомендации. Махачкала, 2009. 21

14. Геппе H.A., Волков И.К. Перспективы развития и проблемы детской пульмонологии в России // Пульмонология. 2007. №4. С.5-6.

15. Глотов A.B., Федорова Т.Н., Демченко В.Г. Клинические аспекты оценки реабилитационного потенциала больных хронической обструктивной болезнью легких // Тер. архив. 2008. №3. С.33-38.

16. Голобородько М.М. Распространенность и факторы риска формирования болезней мелких бронхов у детей на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2009. 56

17. Давыдов М.И., Нормантович В.А. Новые подходы в комбинированном лечении рака. М.: Медицина, 2003.224 с.

18. Дворецкий Л.И. Ведение пожилого больного ХОБЛ. М.: Литтера, 2005. С.10.

19. Димов A.C., Волкова O.A. Пневмония как общеврачебная проблема // Тер. архив. 2008. №8. С.89-92.

20. Измеров Н.Ф. Национальная система медицины труда как основа сохранения здоровья работающего населения России // Здравоохранение РФ. 2008. №1. С.7-8.

21. Илькович М.М., Игнатьев В.А. Болезни органов дыхания и пульмонологическая помощь в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. 60 с.

22. Илькович М.М., Лучкевич B.C. Анализ потребности, качества и эффективности медицинской помощи больным интерстициальными заболеваниями. СПб., 2007. 16 с.

23. Управление качеством медицинской помощи и результаты работы амбулаторно-поликлинического учреждения / Карташов В.Т. [и др.] // Клин, медицина. 2008. №12. С.55-61.

24. Красильников A.B. Анкетирование пациентов как критерий оценки качества медицинской услуги // Пробл. управл. здравоохр. 2005. Т.20, №1. С.34-39.

25. Кулаков В.И. Состояние акушерско-гинекологической помощи в современных условиях // Материалы VI Российского Форума «Мать и дитя». М.,

2004. С. 6-7.

26. Эффективность комплексных программ реабилитации больных бронхиальной астмой / Марченко

В.И. [и др.] // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы пульмонологии и клинической аллергологии - врачу общей практики. СПб: РИФ «Роза мира». 2005. С.42.

27. Матинян Н.С. Глобализация в сфере здравоохранения / под ред. Ю.В.Михайловой, Е.И.Скачковой. М.: Медицинская литература. 2008. 232 с.

28. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть первая: Общественное здоровье. М.: Медицина, 2003. С.28-56.

29. Мелешкина Н.В. Формирование системы управления эффективностью и качеством оказания медицинских услуг: дис. ... канд. эконом, наук. Кисловодск, 2005. 190 с.

30. Мелякова A.A., Гордашников В.А., Юдин С.В. Социологические исследования в определении условий совершенствования первичной медико-санитарной помощи // Бюлл. Вост.-Сиб. науч. центра СО РАМН.

2005. №4. С.50-52.

31. Оценка деятельности онкологического стационара: пособие для врачей / Мерабишвили В.М. [и др.]. СПб., 2004. 120 с.

32. Мерабишвили В.М. Статистическая оценка возникновения роста злокачественных новообразований и анализ онкологической ситуации на популяционном уровне // Вопр. онкологии. 2008. Т.54, №10. С.148-157.

33. Мурзаев П.А., Шихнебиев Д.А. Изучение мнения городского населения об организации и качестве пульмо-нологической помощи // Регион, вестн. мол. ученых: сб. науч. трудов. М., 2008. №1 (15). С.104—107.

34. Немытин Ю.В., Брескина Т.Н. Современные технологии в управлении качеством медицинской помощи // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2008. №1. С.47-51.

35. Новик A.A., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине: учебное пособие / под ред. Ю.Л.Шевченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. 304 с.

36. К вопросу о совершенствовании управления качеством медицинской помощи дерматовенерологическим больным в условиях стационара / Новикова Л.А. [и др.] // Актуальные вопросы современной медицины: сб. науч. трудов. Воронеж, 2009. Вып.4. С.14-16.

37. Результаты оценки качества медицинской помощи больным в МУЗ ГО г. Воронеж ГКБ №7 / Новикова Л.А. [и др.] // Там же. С.134-138.

38. Качество медицинской помощи и возможности использования методологии медико-социологических ис-следований в его оценке / Подушкина И.В. [и др.] // Вестн. Нижегород. универ. 2009. №1. С.53-61.

39. Серегина И.Ф. Об организации контроля качества медицинской помощи населению // Здравоохранение. 2008. № 2. С.29-36.

40. Стародубов В.И, Михайлова Ю.В., Иванов А.Е. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы. М.: Медицина, 2003. С.15-20.

41. Тимофеев И.В. Качество медицинской помощи (терминология, критерии оценки) // Социальная политика. Медицинское обозрение. 2006. №8. С.4-5.

42. Тихонова Е.В. Медико-социологические исследования качества медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2008. №6. С.22-24.

43. Фуфаев Е.Н. Оценка качества медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи // Здравоохранение РФ. 2008. №4. С.28-30.

44. Индикатор качества оказания медицинской помощи (региональный уровень) / Хабриев Р.У. [и др.] // Пробл. стандартизации в здравоохр. 2005. №10. С.3-7.

45. Чучалин А.Г. Хроническая обструктивная болезнь легких и сопутствующие заболевания // Тер. архив. 2008. №8. С.45-50.

46. Чучалин А.Г., Бобков Е.В. Основы клинической диагностики: руководство для врачей. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 583 с.

47. Удовлетворенность пациентов как критерий оценки качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре / Шикина И.Б. [и др.] // Пробл. управл. здравоохр. 2006. №5 (30). С.22-26.

48. Шихнебиев Д.А., Гаджиев P.C., Мурзаев П.А. Распространенность болезней органов дыхания по обращаемости больных в лечебные учреждения Республики Дагестан // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Республике Дагестан. Махачкала, 2006.

С.171-174.

49. Шихнебиев Д.А., Гаджиев P.C., Мурзаев П.А. Организация пульмонологической помощи взрослому населению Республики Дагестан. // Там же. С.174—177.

50. Щепин В.О., Тишук Е.А. Аналитический обзор региональных особенностей здоровья населения России. Часть 2 // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2006. №2. С.3-11.

51. Щепин В. О., Купеева И. А. Анализ состояния и динамики кадровых ресурсов здравоохранения субъектов Российской Федерации в 1990-2004 гг. // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2007. №1. С.3-6.

Поступила 18.01.2011

Сергей Дмитриевич Тарасюк, аспирант, 675000, г. Благовещенск, ул. Калинина, 22;

Sergey D. Tarasyuk, 22 Kalinina Str., Blagoveschensk, 675000;

E-mail: cjpd@amur.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.