Научная статья на тему 'Управление внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия'

Управление внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия»

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Иванова Е.Ю., студент специальности «Мировая экономика»

Научный руководитель: к.э.н., доцент Кондрашкина И.И.

Саранский кооперативный институт РУК, Саранск

ОАО «Завод «Сарансккабель» является основным участником внешнеэкономической деятельности на территории Республики Мордовия.

Объемы поставляемой продукции на экспорт ежегодно увеличивается, причем объемы поставок продукции на экспорт растут быстрее, чем производство продукции. Примечательным является тот факт, что суммарные объемы экспорта растут не только в денежном выражении (за счет повышения цены), но и в натуральном. Если в 2005г. удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализуемой продукции составлял 3,9%, то в 2008г., не смотря на то, что в начале декабря 2008 года в мире разразился экономический кризис, этот показатель составил уже 5,6%. Причина роста данного показателя в том, что на протяжении первого полугодия 2008 года объем экспортируемого товара был очень высоким. Это свидетельствует о том, что они все в большей степени ориентируется на внешние рынки.

Организационная структура управления ОАО «Завода Сарансккабель» характерна для большинства предприятий функционирующих в рамках ОАО. Управление внешнеэкономической деятельностью на ОАО «Завод Сарансккабель», возложено на отдел маркетинг. Отдел маркетинга совместил в себе функции двух структурных подразделений маркетинга и ВЭС.

В задачи отдела маркетинга входит: - обеспечение внешнеэкономической

деятельности предприятия; - маркетинговая деятельность предприятия на внутреннем и на внешних рынках.

Организационная структура управления на ОАО «Завод Сарансккабель», с точки зрения управления внешнеэкономической деятельностью имеет неоспоримый плюс, а именно объединение двух его важнейших элементов в одну структурную единицу. Интегрировав в одном отделе службу маркетинга и внешнеэкономической деятельности, руководство предприятия позволило экспортному потенциалу быть более восприимчивым к изменениям во внешней среде. Предприятие имеет службу, которая занимается одновременно реализацией внешнеэкономической продукции, стимулированием сбыта и мониторингом внешних рынков. В результате устраняется один из главных недостатков линейно-функциональной структуры управления - недостаточное информационное обеспечение структурных подразделений.

Данный отдел наилучшим образом обеспечен информацией из внешней среды, что возлагает на него наибольшие возможности в процессе управления экспортным потенциалом предприятия. Однако, концентрация различных функций в руках одних и тех же специалистов приводит к распылению усилий в деле управления ВЭД. Данная структура подразумевает использование одних и тех же специалистов отдела в различных направлениях.

Процесс управления внешнеэкономической деятельностью любого предприятия должен начинаться с исследования зарубежных рынков. В настоящее время на рассматриваемом предприятии не ведется, и не собирается проводиться комплексное изучение внешних рынков.

Одной из главных проблем товарной политики исследуемого предприятия, на наш взгляд, является отсутствие широких параметрических рядов изделий. Именно поэтому для внешнеэкономической деятельности приобретает все большее значение инновационные процессы.

Целенаправленная ценовая политика экспортного маркетинга заключается в том, что требуется устанавливать на свои товары такие цены и так изменять их, чтобы овладеть

определенной долей рынка, а также получить намеченный объем прибыли.

Ценовая политика на ОАО «Завод Сарансккабель» допускает применение определенных скидок и льгот при реализации продукции, а именно:

• при осуществлении товарообмена на остродефицитные и стратегически важные для производства материальные ресурсы, а также при оплате за энергоносители;

• при поставке продукции в большом объеме (силовые полупроводниковые приборы

- свыше 50 тысяч рублей, преобразовательная техника - свыше 500 тысяч рублей) из расчета 1% на каждые 50 тысяч рублей. При этом максимальный объем скидки не должен превышать 20 %. Применение скидок и льгот способствует постоянному

взаимовыгодному сотрудничеству с потребителями продукции, а также к увеличению объема продаж и прибыли.

Оценка значения внешнеэкономической деятельности в формировании результатов функционировании предприятия, носит поверхностный характер, не является углубленной и систематической, что приводит к их искажению.

В 2008 году ОАО «Завод «Сарансккабель» вошел в состав крупнейшего лидера кабельной промышленности ОАО «Севкабель-Холдинг», месторасположение которого в городе Санкт-Петербург.

Для более эффективной работы предприятия на зарубежных рынках необходимо создание дочерних экспортных фирм. Экспортные организации должны располагаться в Москве. Рациональность этого предложения объясняется тем, что при расположении в Москве компания:

1. Будет обладать более простым доступом к исследованиям международного рынка, так как именно на территории города Москва сосредоточено наибольшее количество иностранных компаний, которые потенциально являются потребителями продукции рассматриваемых предприятий. Так же именно в Москве находятся зарубежные филиалы торговых палат различных стран, способных предоставить интересующую информацию о их национальных рынках. И наконец в том случае если экспортная фирма будет не в состоянии самостоятельно проводить необходимые маркетинговые исследования есть возможность обратиться в специализированные маркетинговые организации.

2. Сможет иметь более простые, регулярные и лучшего качества контакты с международными покупателями и будет иметь лучшие международные коммуникации.

3. Сможет развивать и поддерживать хорошие взаимоотношения с международными трейдерами.

4. Сможет нанять квалифицированный и опытный персонал.

При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, лишь применяя современные методы управления, в том числе и маркетинг.

Идеальную структуру маркетингового исследования рынка можно представить в виде четырех блоков: изучение спроса, изучение предложения, исследование условий работы на рынке, исследование потенциальных возможностей.

Изучение спроса. На ОАО «Завод Сарансккабель» мало внимания уделено анализу перспектив развития рынка кабельной продукции. В результате предприятие не делает оценку краткосрочных перспектив и долгосрочных тенденций, которые могли бы послужить впоследствии основой для разработки программ маркетинга.

Изучение предложения. Структура предложения на ОАО «Завод Сарансккабель», т.е. степень обновления ассортимента, появление новых товаров, подвержена постоянным изменениям. ОАО «Завод Сарансккабель» не учитывает влияние общеэкономических условий работы и торговли, что важно при составлении прогнозов предложения товаров на конкретных рынках. Практически не уделяется внимания работе по изучению и оценке деятельности на рынке фирм - конкурентов, что имеет важное значение для выработки маркетинговой стратегии предприятия.

Изучение условий работы на конкретном рынке товара - без этого невозможно

принимать эффективные управленческие решения. Наряду с изучением деятельности предприятий особенно важен анализ коммерческой практики, сложившейся на рынке, условий товародвижения и каналов распределения товара, правовых вопросов, торгово -политических условий и др. Большое внимание на ОАО «Завод Сарансккабель» уделяется изучению коммерческой практики, предполагающей выяснение специфических вопросов договорной практики, сложившейся на рынке.

Для успешного выхода на внешний рынок с реализацией своей продукции ОАО «Завод Сарансккабель» провело ряд мероприятий, таких как:

• правильно и самокритично определило цель и направление внешнеэкономической деятельности;

• для эффективности осуществления экспортных поставок объективно оценило свой производственный потенциал, реальные перспективы его развития, обеспеченность необходимой сырьевой базой, имеющийся и перспективный уровень квалификации рабочих, комплектность руководящего состава, возможность качественного вида подлежащего реализации товара, его упаковки, транспортировки;

• провело структурные изменения внутри предприятия;

• организовало службу внешнеэкономических связей с протокольным отделом, с определением её состава, задач и целей;

• составило и подготовило рекламные материалы с учётом специфики товаров;

• проверило патентную чистоту предполагаемого к экспорту товара;

• разработало мероприятия, обеспечивающие конкурентоспособность

товара;

• определило, объемы экспортных поставок, которые нужны для овладения запланированной долей рынка, для обеспечения рентабельности сбыта;

• создало банк данных по товару и партнёрам, конкурентам.

Уделено большое внимание исследованию потенциальных возможностей ОАО «Завод Сарансккабель» при работе на внешнем рынке, что позволяет оценить его конкурентоспособность при работе на рынке кабельной продукции.

При планировании экспортного товарного ассортимента ОАО «Завод Сарансккабель» необходимо пользоваться информацией о конкурентах-экспортерах аналогичного товара.

В связи с этим ОАО «Завод Сарансккабель» должен стремиться к максимальному сокращению срока между выдвинутой концепцией создания нового товара и пробной его продажей на внешнем рынке, а также используя маркетинговую политику предприятия, прогнозировать новые, ранее неизвестные потребности. Поэтому у предприятия, выходя на внешний рынок с товаром рыночной новизны, появляются реальные возможности завоевать новые рынки, маневрировать продажными ценами на монопольных условиях, получать более высокую прибыль, поднять свой престиж. ОАО «Завод Сарансккабель» необходимо проводить систематический контроль за положением товаров, находящихся на внешнем рынке, вовремя изымать из внешнеэкономической программы отдельные полупроводниковые изделия морально устаревшие, экономически неэффективные, хотя и пользующиеся определенным стабильным спросом на некоторых участках внешнего рынка. На сегодняшний день перспективы развития ОАО «Завод Сарансккабель» связаны с активным проведением научно-технической политики и разработкой новых перспективных видов изделий. Приоритетность этих работ подчеркивается также и тем, что они нашли отражение в ряде федеральных программ РФ и «Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 2000 - 2008 годы» и обеспечены финансированием.

В целях совершенствования управления ВЭД ОАО «Завод «Сарансккабель» необходимо реализовать следующие предложения:

Во-первых, необходимо создать дочернее предприятие, основной целью которого должна стать ВЭД. Располагаться данная компания должна в Москве.

Во-вторых, предприятию необходимо более активно использовать элементы международного маркетинга. Уделять больше внимания маркетинговым исследованиям, больше работать над анализом перспектив развития рынка кабельной продукции.

В третьих, ОАО «Завод «Сарансккабель» должно проводить более жесткую экспортно-ассортиментную политику. Это даст возможность стабилизировать экспортную выручку предприятия, так как в настоящее время экспортные поставки предприятия являются достаточно не стабильными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.