технологией и правовым обеспечением. Сегодня ОД дает библиотекам возможность на безвозмездной основе предоставлять своим читателям организованную, структурированную информацию и доступ к множеству тематических или институциональных репозитариев.
Электронные библиотеки являются неотъемлемой частью современного общества и без их развития невозможно развитие и процветание общества.
Список использованной литературы
1. Максимов Н.В. Информационный поиск и модели поведения пользователей // Науч. и техн. библиот. Сер. 1. 2001. - № 11. - С.10-21.
2. Шрайберг Я.Л. Библиотеки в условиях правовой и технологической эволюции процессов общественного развития // М.: Изд-во Гос. публич. науч.-техн. библиот. России, 2008. - 56 с.
3. Карауш А.С. Развитие информационных технологий в библиотеках: взгляд в будущее // Науч. и техн. библиот. 2008. - №1. - С. 53-59.
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПРОИЗВОДСТВА
Н.М. Дудин, старший преподаватель, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг - управление людьми имеет важное значение. По мнению М. Мескона, известного ученого в области менеджмента, необходимо учитывать, что каждая организация - это нечто большее, чем экономическая целостность. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих (от которых, кстати, зависит и само существование организации): субъекты рынка - потребители, поставщики, конкуренты; средства массовой информации, органы государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, а также работники и акционеры [1].
Однако, практика показывает, что без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Зачастую «менеджмент» трактуется именно как «управление людьми в организации», связующее звено между «интересами предприятия» и «интересами человека».
Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала, которая официально числится в ее штатах, называется кадрами [2]. Под воздействием НТР роль людей в
производстве изменилась. Из его рядового фактора, такого же, как сырье и машины, на Западе они превратились в человеческий капитал (человеческие ресурсы) фирмы, вложения в который (охрану здоровья, отдых, повышение квалификации, улучшение условий труда и проч.) рассматриваются не как досадные затраты, а как инвестиции, приносящие немалую прибыль. Обычно персонал формируется целенаправленно. Это позволяет установить его оптимальную профессиональную и квалификационную структуру, обеспечить рациональное распределение и загрузку работников.
Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив и отдельных работников в целях создания оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия [3].
Обычно персонал формируется целенаправленно. Это позволяет установить его оптимальную профессиональную и квалификационную структуру, обеспечить рациональное распределение и загрузку работников.
Численность персонала (на конкретную дату или в среднем за период) определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. количеством сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент (в том числе и временно отсутствуют). В их составе выделяют три категории: постоянные, временные и сезонные работники.
В условиях дефицита кадров списочная численность может существенно отличаться от нормативной. Поскольку не все работники ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность. Персонал находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других. Процесс его движения вызывает текучесть кадров и называется оборотом.
Практика показывает, что текучесть обусловлена субъективными причинами и в большей мере характерна для молодых сотрудников. Она бывает активной (уход по собственному желанию) и пассивной (увольнение за нарушения трудовой дисциплины) [4].
Важнейшим элементом служб персонала являются кадровые подразделения, управляющие его движением. Их основными функциями являются: учет; прогнозирование и планирование потребности в кадрах; организация набора, изучения и оценки; подготовки, переподготовки, перемещения, увольнения работников; формирование кадрового резерва и работа с ним по специальным программам; участие в аттестации персонала и мероприятиях по ее итогам.
Подкрепить интерес сотрудников к достижению результатов, решению поставленных задач, повышению качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг можно различными способами:
- научная организация труда (наличие и качественное состояние рабочего места, строгое соблюдение правил по охране труда и технике безопасности, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций и функциональных обязанностей);
- разделение и кооперация труда (выработка наиболее рациональных форм и видов трудовой деятельности, научных подходов и современных методик);
- аттестация персонала, его переподготовка и повышение квалификации;
- согласование и координирование деятельности структурных подразделений предприятия, всех субъектов экономической деятельности;
- оплата труда, соответствующая его результатам, моральное и материальное стимулирование,
- разработка и внедрение современных методик определения результатов и создания механизмов денежного вознаграждения. Эти методики называют системой мотивации на базе KPI (сокращение от англ. Key Performance Indicator) - ключевого индикатора выполнения [5].
Опыт развития ведущих экономик мира (Япония, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Великобритания, Германия, США, в последние годы Китай) показывает, что в современных условиях широко используется система руководства, основу которой составляют следующие элементы:
1) подход к руководству организацией, нацеленный на качество (целевая установка на положительный результат);
2) максимальное участие в производственной деятельности (сфере услуг) всех ее членов;
3) направленность на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения запросов потребителей и получения выгоды [6].
Следовательно, для повышения эффективности производства необходимо использовать систему действий, элементами которых будут выступать: правильное формулирование цели развития и выполнение поставленных задач; поиск, подбор и предметная работа с персоналом, рост профессионализма и мастерства сотрудников; освоение рынков сбыта продукции, привлечение и удержание потребителей (клиентов); увеличение доходов предприятия и снижение затрат.
Список использованной литературы
1. Основы менеджмента: учеб. пособ. / Е.В. Пустынникова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - С. 116-117.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - С. 355-359.
3. Управление персоналом. Фондовая лекция: составитель Дудин Н.М., Шмырева М.Б. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2014. - 51 с.
4. Менеджмент: Учеб. для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова, под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высш. шк., 2008. - С. 79-81.
5. Клочков А.К. КР1 и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов. - Москва, Эксмо - 2010. - 160 с.
6. Такие разные России / круглый стол журнала «Полис» и сектора социальной философии Института философии РАН, № 3. - 2013. - С. 87-112.
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА ИЗ ВОЕННОГО ЛЕКСИКОНА
В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ
А.В. Дужнов, курсант, Т.В. Каш ко, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В повседневной жизни мы очень часто употребляем слова, о происхождении которых даже не догадываемся. Часто наш лексикон состоит из слов, которые изначально относились к определенному виду деятельности, то есть являлись профессионализмами. Однако спустя некоторое время эти слова прочно входили в повседневную речь народа, а иногда даже начинали применяться к вещам и событиям, которые имеют лишь отдаленное сходство с оригинальным значением.
В данной работе хотелось бы уделить внимание такой интересной части нашего повседневного лексикона, как военные слова. Давайте разберемся в особенностях их перетекания в нашу повседневную лексику.
Большинство военных слов и речевых оборотов, применяемых в русском языке являются заимствованиями от латинского, французского, немецкого и английского языков.
Вот явный пример того, как изначально военное слово перешло в такой вид деятельности, как строительство. Это слово «арматура», произошедшее от латинского агтаШга - вооружение, снаряжение воина. Ныне же оно используется в значениях: «стальной каркас, сварная сетка, металлические стержни в железобетонных конструкциях, противодействующие растяжению» [1]. Что интересно, существует так же устаревшее значение - «декоративная композиция из предметов старинного вооружения и воинского снаряжения (барельеф, мозаика или монументальная роспись)» [Там же].
Очень часто вместе с копированием предметов военной одежды для гражданских нужд переходили и их названия, например, лосины -разновидность мужских брюк, которые использовались как элемент военной формы. Лосины впервые появились как вид мужских парадных кожаных брюк и первоначально делались из кожи лося, откуда и название. В России известны с XVIII в., став частью обмундирования по примеру прусской армии. Особую популярность приобрели как элемент женской моды в начале 90-х годов XX века.
Иногда название предмета одежды происходило от имени или фамилии военачальника, который их ввел. Например, Галифе (от фр. - - брюки,