Первая - повышение уровня подготовки за счет совершенствования технологий обучения, применяемых сегодня в высшей школе, и широкого внедрения в учебный процесс информационных и телекоммуникационных средств, т.е. создание в вузе специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, способствующей возникновению и развитию информационного взаимодействия между обучающимися и преподавателями на основе использования современных технологий обучения.
Вторая - овладение курсантом вузов МЧС ключевых компетенций, выработка качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Васильева Л.И., Организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества профессионального образования / Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2004. - 41 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные понятия и словарь (ISO 9000:2005).
3. Грешных A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России: Монография. - СПб.: СПб ИГПС МЧС России. - 2004. - 182 с.
4. Овсяник А.И. Образовательные стандарты третьего поколения по направлению Техносферная безопасность и задачи по их эффективной реализации. http://umc-agps.ru/210411-pz-ovsya.php
5. Узун Л.С. Научное управление качеством образовательного процесса вуза: Монография. - СПб.: Сенсор. — 2001. - 230 с.
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
А.С. Дубровин, профессор, д.т.н., доцент, П.А. Васильев, курсант, Р.Д. Апсалямова, курсант, Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж
В настоящее время информационные технологии используются повсеместно. Нет области, где бы ни применялись компьютерные технологии, автоматизация технологических процессов работы, базы данных и т.д. информационная инфраструктура включается в себя все технические средства обеспечения, организационную структуру отдела или предприятия и информационную структуру.
Проблемы управления становятся достаточно явными, когда необходимо управлять большими объемами информации. Для того, чтобы все аспекты
затронутой области (электронных научных библиотек) работали безотказно, необходимо учесть все возможные варианты развития событий в процессе работы, а также оптимизировать выполняемые действия и минимизировать затраты на выполнение всех необходимых действий. Для этого, планируется использовать методы оптимизации и теории массового обслуживания.
Современные тенденции развития информационных технологий в научных библиотеках (НБ), имеющих разветвленную инфраструктуру и многофункциональные информационные системы, требуют создания экономичных и технологически продвинутых решений, позволяющих наиболее эффективно обрабатывать и хранить информацию, обеспечивать ее доступность и защищенность, а также эффективность использования ресурсов электронных научных библиотек.
Наиболее экономически адекватным и востребованным решением является создание центров обработки данных (ЦОД) и систем хранения информации, позволяющих централизовать ресурсы, резко сократить затраты на обслуживающий персонал и сервисные услуги.
Применительно к электронной библиотеке (ЭБ) информационная инфраструктура представляется собой систему организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства библиотеки и средств информационного взаимодействия читателей (пользователей) библиотеки. Информационная инфраструктура ЭБ включает совокупность библиотечно-информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации и обеспечивает доступ читателей к информационным ресурсам, то есть к каталогам библиотеки и полнотекстовым базам данных. К задачам библиотечно-информационного центра можно отнести функции, нацеленные на удовлетворение текущих и перспективных информационных потребностей читателей в сфере преподавания, обучения и исследований.
Значительный вклад в развитие библиотеки, внедрение инновационного подхода и совершенствование информационных технологий во всех областях библиотечной деятельности внесли российские ученые Я.Л. Шрайберг, Е.А. Кучмурукова, Е.Ю. Ажеева и др., зарубежные ученые Д. Болл, К. Спайс и др.
Создание информационной инфраструктуры электронной научной библиотеки позволит обеспечить:
- централизацию хранения данных;
- централизацию управления ресурсами хранения и резервного копирования;
- высокую доступность системы;
- высокую надёжность информационной инфраструктуры и системного
ПО.
В начале проектирования системы управления информационной инфраструктуры электронной научной библиотеки, необходимо:
- провести анализ потребностей приложения электронной библиотеки в
части обеспечения ее вычислительными ресурсами;
- спроектировать центры обработки данных в соответствии с требованиями, предъявляемыми сотрудниками и читателями электронной библиотеки;
- создать систему управления всем жизненным циклом работы научной библиотеки.
Большинство исследователей и практиков отмечают применение компьютерных технологий как средство экономии времени, затрачиваемого на информационный элемент научной библиотеки.
Болл Д., Спайс К. Университет Борнмут, Ферн-Борроу, Великобритания была предложена модель «Большого огня». Данная модель позволит на основе надежного сервера, поддерживающего мультимедиа, полные тексты и графику, БД описаний собственных исследований и других форм представления научных результатов (статей, диссертаций, тезисов и т.п.) создать электронную научную библиотеку. Отвечающую современным требованиям. Модель, которую они предлагают, проста, но это не означает, что ее легко реализовать. Объединение национальных БД позволит создать бы новую всемирную инфраструктуру.
В настоящее время остро встает проблема увеличения объемов электронных документов, хранящихся на web-серверах всего мира. Следовательно, электронные библиотеки должны содержать уникальные документы, чтобы не увеличивать в разы объем оцифрованных изданий. Это увеличение может негативно сказаться на работе глобальных сетей, когда уже не будет возможности обрабатывать быстро огромные объемы информации, читатели не смогут в короткие сроки качественно осуществлять поиск по ресурсам ЭБ. Необходимо развивать сотрудничество цифровых библиотек для того, чтобы они обменивались электронными ресурсами.
Решение проблемы авторского права является одной из ключевых проблем при формировании ЭБ. Существует сложная структура взаимодействия «Электронный документ - Электронная библиотека -Авторское права». Электронная библиотека сможет существовать, если не будет нарушена ни одна составляющая этой структуры. Взаимодействие пользователей, библиотекарей и владельцев авторского права на электронные документы должны быть четко определены.
Для успешного создания и развития ЭБ необходимо обеспечить автоматизацию всех технологических процессов работы библиотек от каталогизации до выдачи документов читателям. Весь жизненный цикл процесса попадания книги от издателя или библиотеки-сотрудника можно разложить на несколько составляющих и каждую представить отдельной технологической задачей. Заказ литературы производится в электронном виде, оплата - при помощи систем электронных платежей, далее по каналам связи в фонд поступают электронные источники либо доставляются книги.
Электронные библиотеки можно считать частью пространства открытого доступа (ОД). ОД - это целая система, или движение, со своей идеологий,
технологией и правовым обеспечением. Сегодня ОД дает библиотекам возможность на безвозмездной основе предоставлять своим читателям организованную, структурированную информацию и доступ к множеству тематических или институциональных репозитариев.
Электронные библиотеки являются неотъемлемой частью современного общества и без их развития невозможно развитие и процветание общества.
Список использованной литературы
1. Максимов Н.В. Информационный поиск и модели поведения пользователей // Науч. и техн. библиот. Сер. 1. 2001. - № 11. - С.10-21.
2. Шрайберг Я.Л. Библиотеки в условиях правовой и технологической эволюции процессов общественного развития // М.: Изд-во Гос. публич. науч.-техн. библиот. России, 2008. - 56 с.
3. Карауш А.С. Развитие информационных технологий в библиотеках: взгляд в будущее // Науч. и техн. библиот. 2008. - №1. - С. 53-59.
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПРОИЗВОДСТВА
Н.М. Дудин, старший преподаватель, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг - управление людьми имеет важное значение. По мнению М. Мескона, известного ученого в области менеджмента, необходимо учитывать, что каждая организация - это нечто большее, чем экономическая целостность. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих (от которых, кстати, зависит и само существование организации): субъекты рынка - потребители, поставщики, конкуренты; средства массовой информации, органы государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, а также работники и акционеры [1].
Однако, практика показывает, что без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Зачастую «менеджмент» трактуется именно как «управление людьми в организации», связующее звено между «интересами предприятия» и «интересами человека».
Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала, которая официально числится в ее штатах, называется кадрами [2]. Под воздействием НТР роль людей в