Научная статья на тему 'Управление тренировочным процессом в бадминтоне'

Управление тренировочным процессом в бадминтоне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
730
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Клименко Н. И., Клименко Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление тренировочным процессом в бадминтоне»

Секция физического воспитания

УДК 378.147/515

Н.И. Клименко, Г.Н. Клименко УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В БАДМИНТОНЕ

Подготовка бадминтониста высокого класса - сложный, многолетний, целенаправленный процесс. Чтобы спортсмен показал высокий результат (занял высокое место), необходимо создать план повышения его тренированности.

В практике спорта очень редки случаи, когда тренированность спортсмена развивается от этапа к этапу в полном соответствии с планом. У большинства наблюдаются те или иные отклонения от ожидаемого уровня на каждом этапе подготовки. Чтобы выявить эти отклонения, в учебно-тренировочном процессе применяют систему контроля тренированности с помощью ряда тестов. После установления степени различия между планируемым и ожидаемым уровнями готовности спортсмена производится коррекция тренировочного процесса с целью выхода на ожидаемый уровень готовности к предстоящему соревнованию. Так, в общих чертах, можно охарактеризовать современный процесс управления тренировками, когда тренер с помощью целого ряда методов и средств, воздействующих на спортсмена, получает информацию о его состоянии. Следовательно, тренировочный процесс можно рассматривать как управление состоянием спортсмена с целью достижения наилучших результатов.

В управлении процессом подготовки бадминтонистов необходимо выделить три главные стадии (ступени). Первая стадия включает сбор информации об уровне физической подготовленности игроков (силе, скорости, выносливости, гибкости, реакции и т.д.) и технико-тактическом мастерстве, о соревновательной и тренировочной нагрузках, о психологическом состоянии спортсмена. Вторая стадия управления - анализ полученной информации, когда сопоставляются соревновательные и тренировочные нагрузки, подбираются соответствующие упражнения, разрабатываются необходимые тесты и т.д. И, наконец, заключительная стадия управления - это сам процесс планирования учебно-тренировочной работы, осуществляемый на основании данных, полученных на начальных ступенях управления.

С учетом всего этого была проделана некоторая работа для оптимизации учебно-тренировочного процесса.

1. Прежде всего, мы собрали информацию о моделях игр в различных квалификационных встречах соревнований самого высокого ранга в одиночных категориях среди женщин. Запись игровой деятельности, проводившаяся при помощи символов, предусматривала выявление ряда параметров: продолжительности встреч и розыгрыша отдельного волана, объема технических действий и двигательной активности, количественного и качественного уровня игры и т.д.

2. Анализ модели технико-тактического мастерства мастеров спорта показывает, что продолжительность встреч в среднем составляет 27 минут; общее количество разнообразных ударов превышает 350; соотношение ударов и выполняемых шагов - 1:3,4; продолжительность розыгрыша волана колеблется в пределах от Ю до 15 секунд; паузы между розыгрышами воланов (игра-пауза) находятся в отношении 1:1; 1:1,5; 1:2; ведущей подачей является высоко-далекая; ведущими ударами - смеш; высоко-далекие удары сверху и снизу.

Одним из важных моментов в управлении тренировочным процессом является объективная срочная информация о физической работоспособности и уровне функционирования различных систем организма. Наиболее доступным и информативным показателем напряженности функционирования организма при спортивных нагрузках служит частота сердечных сокращений (ЧСС). Измеряя ее во время нагрузки, тренер и спортсмен получают достоверные данные о тяжести выполняемой работы.

3. Состояние спортсменок мы оценивали по ЧСС радиотелеметри-ческим способом (прибор конструкции ТРТУ) во время соревнований и тренировок и по специальным тестам - на силу, быстроту, выносливость, т.е. по физическим качествам, уровень которых зависит, в первую очередь, от производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Наибольшая ЧСС наблюдается при длительном розыгрыше волана и достигает порой 180-190 уд./мин. Во время пауз ЧСС снижается и составляет 150-160 уд./мин. Если очередной розыгрыш длится недолго, 4-6 секунд, ЧСС остается на этом уровне, а в следующую паузу падает до 150140-130 уд./мин.

Затем она снова повышается. Было замечено, что в "мирных" встречах, где преобладали короткие, укороченные, далекие отбросы снизу и подставки, средняя ЧСС находилась на уровне 130-140 уд./мин. В играх, в которых преобладает смеш, далекие плоские удары, средняя ЧСС составляет 150-160 уд./мин.

Обращает на себя внимание один из главных, на наш взгляд, компонентов нагрузки - интервал отдыха. В подтверждение этому приведем несколько примеров. Так, при совершенствовании смеша в упражнениях скоростно-силового характера (время одного повторения 15 секунд, повторений в серии 6-8 раз, количество ударов в одном упражнении до 10 раз) было установлено, что, если работа и пауза отдыха находятся в отношении 1:1, средняя ЧСС находится на уровне 162-170 уд./мин (нагру-зочность 0,9-0,95). При соотношении 1:2 ЧСС снижается до 150-162 уд./мин и напряженность снижается до 0,85-0,9. Когда же работа и отдых находятся в отношении 2:1, ЧСС достигает 180-190, а иногда 200 уд./мин (нагрузочность 0,97-1,07). Следовательно, одно и то же упражнение в зависимости от интервала отдыха будет способствовать не только совершенствованию самой техники удара, но и развитию различных двигательных качеств и механизмов обеспечения энергией.

Таким образом, с учетом специфики двигательной активности, структуры игры, различных модельных характеристик бадминтонисток высокой квалификации установлено, что игра в бадминтон включает в себя работу максимальной интенсивности (розыгрыш мяча до 15 секунд),работу субмаксимальной мощности (розыгрыш волана 15-30 секунд) и работу большой и умеренной интенсивности (чистое время одиночной встречи - до 10 мин). Это дает основание в тренировочном процессе работать над повышением энергетических ресурсов, обеспечивающих мы-

шечную работу, т.е. повышать алактатно-анаэробную, анаэробно-гликолитическую и аэробную производительности.

В этой связи возникла необходимость исследовать методику совершенствования физической и технической подготовки бадминтонисток высокой квалификации для выявления путей управления тренировочным процессом на основе информации об их состоянии.

В эксперименте приняли участие студентки нашего университета и воспитанницы юношеских групп спортивного клуба (призеры и чемпионки России - всего 12 человек). Известно, что оценить состояние спортсмена можно с помощью специально созданных контрольных упражнений (тестов) и по результатам выполнения отдельных технических действий в ходе самой игры.

В одну группу тестов входил тест, который отражал функциональное состояние спортсменок, характеризуя деятельность сердечнососудистой системы. Оценка уровня физической подготовленности проводилась с помощью другого комплекса тестов, включающих бег, прыжки, метание. Учитывая специфику вуза, мы поставили перед собой задачу максимально интенсифицировать тренировки в недельном микроцикле и по изменениям физиологических показателей определить предельный объем тренировок и интервал между ними. На этапе специальной подготовки преимущественная роль отводилась средствам и методам, непосредственно направленным на развитие специфических качеств бадминтонисток. На основании нашего опыта и результатов исследований была выбрана структура недельного микроцикла, состоящего из четырех тренировочных дней с выходными после второго и четвертого дней тренировки (2-1; 2-2).

Первый день микроцикла лучше всего посвятить отработке упражнений скоростно-силового характера (алактатно-анаэробные механизмы обеспечения энергией). В процессе тренировки должны решаться задачи технического и тактического совершенствования, развития двигательных качеств, а также увеличения запасов креатинфосфата и миогло-бина - главных источников обеспечения энергией.

Второй день микроцикла целесообразно посвятить развитию скоростной выносливости (анаэробно-гликолитические механизмы обеспечения энергией). Одной из главных задач этой тренировки является увеличение запасов гликогена в мышцах, а также проявление волевых усилий при наступлении усталости.

Третий день микроцикла рекомендуется посвятить выработке выносливости (аэробно-анаэробные механизмы обеспечения энергией) с задачей увеличения сердечной производительности, функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания.

В четвертый день недельного микроцикла отрабатываются упражнения скоростно-силового характера, подобно тренировкам первого дня первой половины микроцикла.

Выводы

1. Увеличение количества занятий в микроциклах с большими нагрузками до 3-4 (вместо двух предлагаемых литературой) за счет рационального чередования их представляет значительный резерв в деле интенсификации тренировочного процесса и повышения его эффективности.

2. Физическая подготовка имеет огромное значение, однако обеспечивать ее необходимо, максимально используя средства специфической деятельности, присущие игре в бадминтон.

3. Положительные результаты тестирования и успешные выступления бадминтонисток вуза в соревнованиях республиканского и европейского уровней позволяют говорить о том, что предложенная методика может быть приемлема для спортсменов, тренирующихся без отрыва от учебы или производства.

УДК 378.147/515

М.Б. Савченко

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Целью данного исследования было повышение стабильности выполнения сложно-координационных элементов в художественной гимнастике девушками 13-14 лет.

При этом решались следующие задачи:

1. Исследование влияния эмоционального состояния на уровень стабильности выступлений гимнасток.

2. Выявление закономерностей взаимосвязи развития индивидуальных психических процессов и стабильности выполнения гимнастических упражнений.

3. Разработка методики психолого-педагогического воздействия для увеличения стабильности выступления гимнасток в соревновательном периоде.

Для получения объективных сведений и разработки экспериментальной методики гимнасткам и тренерам-преподавателям были предложены анкеты, в которых выяснялась их способность объективно оценивать соревновательную деятельность и значимые факторы для повышения стабильности выступлений. В процессе анкетирования гимнастки отвечали на следующие вопросы:

- влияние указаний тренера и степень анализа соревновательной деятельности;

- способность определять значимые факторы, влияющие на стабильность выступлений, и объективность оценки причин потерь предмета;

- умение регулировать психическое состояние на тренировках и соревнованиях;

- взаимодействие между тренером и гимнасткой с целью определения ее эмоционального состояния перед соревнованиями.

А тренеры-преподаватели указывали:

- значимые факторы, влияющие на стабильность выступлений гимнасток;

- критерии оценки выступлений и тренировочной деятельности;

- методы психического воздействия, используемые при подготовке к соревнованиям;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.