Известия ТРТУ
Специальный выпуск
2. Физическая подготовка имеет огромное значение, однако обеспечивать ее необходимо, максимально используя средства специфической деятельности, присущие игре в бадминтон.
3. Положительные результаты тестирования и успешные выступления бадминтонисток вуза в соревнованиях республиканского и европейского уровней позволяют говорить о том, что предложенная методика может быть приемлема для спортсменов, тренирующихся без отрыва от учебы или производства.
УДК 378.147/515
М.Б. Савченко
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Целью данного исследования было повышение стабильности выполнения сложно-координационных элементов в художественной гимнастике девушками 13-14 лет.
При этом решались следующие задачи:
1. Исследование влияния эмоционального состояния на уровень стабильности выступлений гимнасток.
2. Выявление закономерностей взаимосвязи развития индивидуальных психических процессов и стабильности выполнения гимнастических упражнений.
3. Разработка методики психолого-педагогического воздействия для увеличения стабильности выступления гимнасток в соревновательном периоде.
Для получения объективных сведений и разработки экспериментальной методики гимнасткам и тренерам-преподавателям были предложены анкеты, в которых выяснялась их способность объективно оценивать соревновательную деятельность и значимые факторы для повышения стабильности выступлений. В процессе анкетирования гимнастки отвечали на следующие вопросы:
- влияние указаний тренера и степень анализа соревновательной деятельности;
- способность определять значимые факторы, влияющие на стабильность выступлений, и объективность оценки причин потерь предмета;
- умение регулировать психическое состояние на тренировках и соревнованиях;
- взаимодействие между тренером и гимнасткой с целью определения ее эмоционального состояния перед соревнованиями.
А тренеры-преподаватели указывали:
- значимые факторы, влияющие на стабильность выступлений гимнасток;
- критерии оценки выступлений и тренировочной деятельности;
- методы психического воздействия, используемые при подготовке к соревнованиям;
Секция физического воспитания
- возможные варианты разминки спортсменок перед соревнованиями;
- наличие анализа выступления гимнасток в соревнованиях.
Экспериментальная группа состояла из 13 человек и формировалась
с учетом результатов соревнований и личных пожеланий гимнасток.
Программа включала в себя комплекс мероприятий, проводимых в несколько этапов:
1.На учебно-тренировочных занятиях выполнялся экзерсис с мячом, способствующий совершенствованию техники владения предметом, а затем выполнялось упражнение по частям и в целом.
В конце тренировочного урока в течение 20-25 минут гимнастки работали с комплексами специальных упражнений для развития двигательных качеств (гибкость, равновесие, прыгучесть), которые усложнялись каждые две недели.
2. В процессе занятий перед выполнением упражнения, а также непосредственно перед сном использовались методы аутогенной тренировки, в которых наибольшее внимание отдавалось элементам и связкам с наибольшим риском потери.
3. Для создания идеального образа выполнения упражнения просматривались видеозаписи выступлений ведущих гимнасток страны, а также практиковался просмотр в нормальном и медленном темпе видеозаписей своих тренировок с разбором ошибок, допускаемых во время выполнения упражнения.
4. С целью формирования базовых знаний для повышения устойчивости мотивации занимающихся и эффективности учебно-тренировочного процесса разбирались правила соревнований и группы трудностей.
5. В конце недельного тренировочного цикла проводились различные мероприятия по восстановлению работоспособности с обязательным посещением сауны.
Таким образом, использование методики, включающей специальные упражнения для развития физических качеств, совершенствования технической и психологической подготовленности и восстановительные мероприятия, способствовало повышению стабильности выполнения сложно-координационных элементов.
УДК 378.147/515
А.Е. Бережная С.Н. Сапунцова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ С ЦЕЛЬЮ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК
Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, которые предъявляют к организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода, в результате чего происходят благоприятные изменения. В аэробике количество упражнений силового характера невелико. Тренировки отличаются большим числом повторений отдельных элементов и связок в сравнительно невысоком темпе. В этом случае происходит интенсивное сжигание жиров в организме, что в конечном счете приводит к уменьшению массы.