В практике своей работы тренеры могут сами оценивать и прогнозировать надежность спортивной деятельности гимнасток по результативности учебно-тренировочного процесса и выступления в соревнованиях. Для этого используется коэффициент, который вычисляется по формуле
п- и
п
где К - коэффициент надежности;
П - общее число упражнений;
М - количество неудачно выполненных упражнений.
Например: гимнастка, участвуя в соревнованиях, выполнила 5 упражнений, из них 2 с потерями предметов, остальные - без срывов.
5-2 К=—- = 0,6.
Возможно определить коэффициент надежности и для отдельного вида многоборья, тогда К — коэффициент надежности; П - общее число соревнований, где выполнялось выбранное для оценивания коэффициента надежности упражнение; М - количество потерь и ошибок в этом упражнении.
Например: гимнастка, участвуя в 3-х соревнованиях, трижды выполняла упражнение с мячом и допустила в сумме 2 потери предмета
Т. _ ->
К = = 0,33.
Для массового спорта градация надежности соревновательной деятельности следующая:
К от 0,75 до 1 - высокая степень надежности;
К от 0,5 до 0,74 - средняя степень надежности;
К ниже 0,5 - низкая степень надежности.
УДК 378.147/515
Н.И. Клименко, Г.Н. Клименко
РАБОТА И ОТДЫХ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
В практике физического воспитания и спорта существуют пять компонентов, которыми преподаватели и тренеры могут регулировать любую нагрузку:
♦ продолжительность упражнения (время выполнения);
♦ интенсивность (режим работы);
♦ количество повторений в серии;
♦ количество серий;
♦ время (интервал) отдыха между повторениями внутри серии, между сериями и характер отдыха.
Преподаватель, в зависимости от поставленных задач, определяет (путем подбора упражнений) нагрузку.
В течение ряда лет на кафедре физического воспитания ТРТУ мы пользовались системой планирования, в основу которой были положены принципы оценки физического воздействия тренировочной нагрузки, предложенной, в свое время, Н.И. Волковым.
Для записи видов тренировочной нагрузки использовались известные обозначения:
♦ нагрузка аэробного воздействия - А-1,
♦ смешанного аэробно-анаэробного - А-2,
♦ гликолитического - Гл,
♦ алактатного - Ал.
Конкретизация же режима работы (интенсивности) выполняемого упражнения является одним из главных звеньев тренировочного плана. Так, кроссовый бег может выполняться в режиме А-1 и являться средством восстановления или объемной мероинтенсивной работой. В режиме А-2 кроссовый бег является тренировочным средством и способствует как развитию аэробных способностей, так, частично, и анаэробных. Или другой пример: при совершенствовании в бадминтоне нападающего уда-ра-смеша в упражнениях скоростно-силового характера (время одного повторения до 15 сек., повторений в серии - 6-8 раз, количество ударов в одном упражнении - до 10 раз) установлено, что если работа и пауза отдыха находятся в отношении 1:1, средняя ЧСС находится на уровне 160/170 уд/мин. При отношении 1:2, ЧСС снижается до 150/160 уд/мин.
Следовательно, одно и то же упражнение, в зависимости от интервала отдыха, будет способствовать не только совершенствованию самой техники удара, но и развитию различных двигательных качеств и механизмов обеспечения энергией. Это второй, не менее важный, компонент в управлении тренировочным процессом.
Заранее предусмотренные и спланированные интервалы отдыха позволяют более точно выполнять намеченные объемы тренировочной нагрузки при заданной интенсивности. В табл.1 по распределению основных средств тренировки в течение года показан вариант проставления времени (и количество) выполнения упражнения и через дробную черту - время отдыха между повторениями.
Таблица 1
Основные средства (одно повторение) Режим работы Режим работы и отдыха
Кроссовый бег А-1 20-30 мин/1-2 раза
Спринтерский бег Ал 5-8x30 м/3-6 мин.
Упражнения с
отягощениями
70% Ал 4-12 раз/3-4 мин.
30% А-2 15-20 раз/4-6 мин.
Таблица цикличности (табл.2) показывает, из какого количества тренировочных дней и дней отдыха может состоять микроцикл, какова
направленность воздействия нагрузки, как сочетаются в микроцикле различные виды работы.
Таблица 2
Дни недели Цикличность тренировочных нагрузок
Понедельник А-2-Ал
Вторник Гл
Четверг А-1
Пятница Ал
Воскресенье А-1 или А-2
Анализ проделанной работы по такому плану значительно более прост, так как проста и удобна единица учета.
УДК 378.147/515
Л.А. Судакова, В.Г. Ковалева
ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТАГАНРОГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Многие цивилизованные страны мира считают здоровье главным богатством человека. Наша же страна переживает в настоящее время кризис общественного здоровья и российского здравоохранения в целом.
Из-за отсутствия полноценного питания в семьях и школах дети растут ослабленными, каждый пятый школьник имеет патологию желудочно-кишечного тракта. Глобальной болезнью становится аллергия, которая, как и врожденные пороки, является индикатором неблагополучия внешней среды. Примерно половина юношей и девушек выходят из стен школы уже имея два-три диагноза. Все эти печальные факты отражаются в статистике медицинских осмотров, которая много лет ведется на кафедре физического воспитания ТРТУ.
Ежегодные осмотры студентов 1 курса с целью распределения их по медицинским группам для занятий физической культурой и анализ результатов этих обследований, представленных в таблице, в динамике за 20 лет выявили следующую картину. Для поступивших в 1978 году характерен достаточно высокий процент студентов, имеющих различные заболевания. Период с 1980 по 1985 годы (до.начала перестройки) характерен улучшением состояния здоровья обследуемых (основная группа выросла с 67.1% до 84.0%, за счет уменьшения специальной и подготовительной с 16.6% и 16,3% до 7.6% и 8.2% соответственно. Это улучшение идет плавно и постепенно. Однако, начиная с 1986 года, наблюдается обратная тенденция к увеличению количества больных студентов, что связано с резким ухудшением жизни населения и уровня медицинского обслуживания. Как видно из таблицы, количество студентов в специальной группе за эти годы выросло с 9.0% до 12.0%. Уменьшение основной группы за этот период с 80.3% до 61.6% также шло плавно и постепенно, за исключением более резкого снижения в 1993 году (до 44.6%), чем 57.8% в 1994 году, что по-видимому, связано с набором студентов в наш ВУЗ из новых регионов страны.