Научная статья на тему 'Управление товарно-материальными ценностями на промышленном предприятии'

Управление товарно-материальными ценностями на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2024
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винар А. А., Широченко Н. В.

Рассматриваются виды товарно-материальных ценностей, а также этапы их эффективного управления на промышленном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление товарно-материальными ценностями на промышленном предприятии»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Чтобы наглядно показать применение метода АВС-анализа, нами была выбран магазин сети супермаркетов розничной торговли «Командор». В большинстве супермаркетов номенклатура состоит из следующих товарных групп: колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, рыбные изделия, молоко и молочная продукция, масложировая продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, фрукты и овощи, вино-водочные изделия, соки, воды и безалкогольные напитки.

На основе анализа по объему продаж, группу А представляют номенклатурная группа вино-водочные товары, она составляет 20 % от общего объема продаж.

В группу В, составляя 30 % от общего объема продаж (с 20 до 50 % накопленной долей), входят следующие номенклатурные группы: Кондитерские изделия, Колбасные изделия и мясные полуфабрикаты.

В группу С, составляя 50 % от общего объема продаж (с 50 до 100 % накопленной долей), входят

следующие номенклатурные группы: молоко и молочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, соки, воды, безалкогольные напитки, масложировая продукция, фрукты и овощи, рыбные изделия.

Таким образом, проведение анализа является эффективным способом оценки номенклатуры на торговых предприятиях. Преимущества ABC анализа заключается в понятности и наглядности этапов проведения анализа. Кроме того, благодаря этому анализу, предприятие может скорректировать количество запасов и заказов.

Библиографические ссылки

1. АВС-анализ [Электронный ресурс]. URL: www. abc-analysis.ru (дата обращения: 13.03.2014).

2. АВС-анализ: методика проведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2006-10/6.shtml (дата обращения: 13.03.2014).

© Буланкин А. Ю., Митина М. С., 2014

УДК 338.3

А. А. Винар Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Рассматриваются виды товарно-материальных ценностей, а также этапы их эффективного управления на промышленном предприятии.

В настоящее время ни одно производственное предприятие не может существовать без материально-производственных запасов. Они играют важнейшую роль при функционировании любой экономической системы и возникают практически во всех звеньях народного хозяйства. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия.

Товарно-материальные ценности, из которых формируются запасы в логистике, разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов: сырье и материалы; незавершенное производство; готовая продукция; товары; отходы.

1. Группа сырья и материалов включает товарно-материальные ценности на входе звена цепи поставки.

Особенность товарно-материальных ценностей этой группы состоит в том, что они используются в производственном процессе и являются исходными составляющими, из которых производится готовая продукция. Группа сырья и материалов определяет состав товарно-материальных ценностей, из которых формируются материальные потоки в снабжении как функциональной области логистики.

2. Вторая группа товарно-материальных ценностей - незавершенное производство (semifmishedgoods) -совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов про-

изводства готовой продукции. Незавершенное производство имеется на всех производственных предприятиях, так как в любой момент времени определенная часть товарно-материальных ценностей находится либо в процессе, либо между выполнением операций технологической обработки.

3. Третья группа товарно-материальных ценностей - готовая продукция. Готовая продукция представляет собой товарно-материальные ценности, полностью готовые к реализации.

4. Готовая продукция в каналах сферы обращения, за границами производственных предприятий, представляет собой товары. С товарами работают оптовые компании, розничные торговые предприятия, логистические посредники и операторы.

5. Отходыобразуются при производстве продукции, при добыче или обогащении полезных ископаемых в виде побочных продуктов, при проведении очистки и прочих действий. Отходы представляют собой товарно-материальные ценности, полностью илича-стично утратившие потребительские качества [4].

Политика управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат по их обслуживанию, создание системы эффективного контроля за их движением. Раз-

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

работка политики управления запасами ТМЦ реализуется в следующей последовательности.

1 этап политики включает анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

2 этап - определение целей формирования запасов. Запасы ТМЦ, включаемых в состав оборотных активов, могут создаться на предприятии с разными целями:

• обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);

• обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

• накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов, готовой продукции) и т. п.

3 этап - оптимизация размера основных групп текущих товаров.

Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа - [Economicorderingquantity] ЕОР». Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.

4 этап - оптимизация общей суммы запасов ТМЦ, включаемых в состав оборотных активов [2].

5 этап - обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов. Управление этими процессами осуществляется путем оптимизации материальных потоков всех видов запасов. Интегральная оценка экономической эффективности оптимизации материальных потоков может быть получена путем использования «метода совокупных за-

трат» - [totaldistributioncostmethod; TDS], в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организацию материальных потов оборотных активов до и после проведения их оптимизации.

6 этап - обоснование учетной политики оценки запасов. Для всех видов и разновидностей запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования может применяться только один из методов оценки.

7 этап - построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, которые являются составной частью оперативного финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов [1].

Очевидно, что компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов, чтобы определить - какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной. При этом желательно, кроме чисто эмпирических наблюдений за частотой ситуациями типа: «есть заказы - нет товаров» и «есть запасы - не хватает денег» перейти к более объективным критериям [3].

Библиографические ссылки

1. Бланк И. А. Финансовый менеджмент : учеб. курс. 2-е изд., перераб. и доп. Киев : Эльга ; Ника-Центр, 2009. 156 с.

2. Лотоцкий В. А., Мандель А. С. Модели и методы управления запасами. М. : Наука, 2010. 178 с.

3. Плоткин Б. К. Управление материальными ресурсами. Л., 2009. 235 с.

4. Рыжиков Ю. И. Теория очередей и управления запасами. СПб. : Питер, 2011. 197 с.

© Винар А. А., 2014

УДК 658.7

А. В. Гаврилова, С. А. Шипицына Научный руководитель - С. А. Беляков Сибирский федеральный университет, Красноярск

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КРАСНОЯРСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРУМОВ

Проанализирован ряд проблем, возникающих в процессе работы волонтерского состава группы хостес на Красноярском экономическом форуме.

Начиная с 2004 года в Красноярске проводится одно из самых значимых для города, края и страны мероприятий - Красноярский экономический форум (КЭФ), где рассматриваются актуальные экономические вопросы. Насколько сложны обсуждаемые на форуме проблемы, настолько сложна и организация самого форума. Неотъемлемой частью проведения столь масштабного мероприятия является волонтерское сопровождение. Существует несколько волон-

терских групп, все они различны по составу, направлению деятельности и выполняемым функциям. Самой многочисленной является группа хостес. Задачи волонтеров - ориентировать гостей форума, подсказывать верное направление, чтобы найти, например, необходимый конференц-зал или переговорную площадку форума.

Основная логистическая составляющая организации работы волонтеров - это организация их распре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.