Научная статья на тему 'Бласти применения ABC-анализа в логистике'

Бласти применения ABC-анализа в логистике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буланкин А. Ю., Митина М. С., Товстоношенко В. Н.

Рассматривается алгоритм проведения АВС-анализа, на основе которого выделяются группы согласно их процентной значимости, определены области применения анализа в логистике. Выявлены факторы, влияющие на частоту проведения анализа. На основе метода АВС-анализа проанализирована деятельность магазина сети «Командор» в области управления товарными запасами. Показан результат анализа, проведенного с помощью фактора объема продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бласти применения ABC-анализа в логистике»

Секция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

УДК 164.043

А. Ю. Буланкин, М. С. Митина Научный руководитель - В. Н. Товстоношенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АБС-АНАЛИЗА В ЛОГИСТИКЕ

Рассматривается алгоритм проведения АВС-анализа, на основе которого выделяются группы согласно их процентной значимости, определены области применения анализа в логистике. Выявлены факторы, влияющие на частоту проведения анализа. На основе метода АВС-анализа проанализирована деятельность магазина сети «Командор» в области управления товарными запасами. Показан результат анализа, проведенного с помощью фактора - объема продаж.

ABC-анализ - это анализ ассортимента, объема продаж по различным группам потребителей, товарных запасов путем деления их на три категории (класса), которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия: А - наиболее ценные, В - промежуточные, С - наименее ценные [1].

ABC-анализ вне зависимости от сферы его применения (производственные предприятия, торговые оптовые или розничные предприятия) проводится в следующей последовательности.

1. Выбор объекта анализа ассортиментная группа/подгруппа, номенклатура в целом, поставщики, клиенты). Здесь возможна детализация направлений анализа по каналам сбыта или рыночным сегментам.

2. Определение параметра для проведения анализа. Нахождение единственного параметра, однозначно отражающий позицию анализируемых товаров, представляет сложную задачу, которая зависит от типа предприятия, скорости товарооборота, сезонности спроса и т. д. Эмпирическим путем используются различные параметры и выделяются группы ABC на основе последовательного применения нескольких параметров, таких как количество отгруженных заказов, дохода, количество единиц продаж.

3. Составление рейтингового списка объектов по убыванию значимости параметра.

4. Определение групп А, В и С.

Группа А - объекты, сумма долей с накопитель-

ным итогом которых составляет первые 50 % от общей суммы значений параметров.

Группа В - следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80 % от общей суммы значений параметров.

Группа С - оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 до 100 % от общей суммы значений параметров.

Частота проведения АВС-анализа зависит от целого ряда факторов, и прежде всего от продолжительности жизненного цикла товара данной торговой группы, сезонности продаж, влияния факторов внешней среды. Частота проведения выбирается индивидуально для каждой торговой группы. В частности, для торговых предприятий в относительно стабильных условиях внешней среды АВС-анализ может проводиться один раз в первый рабочий день нового месяца, следующего за анализируемым периодом. АВС-анализ необходимо проводить за период, равный 1 или 2 месяцам, что позволит сглаживать в какой-то мере колебания сезонности, недопоставок и т. п.

Данные берутся не за последний месяц, а за последние полгода, учитывая таким путем влияние факторов, выходящих за рамки одного месяца. В то же время при более редком проведении АВС-анализа, скажем ежеквартальном, можно упустить какие-то важные факторы и, например, остаться в сезон без выгодного товара.

Анализ номенклатурных групп по объему продаж

Номенклатурная группа Объем продаж, приведенный % к итогу Суммарные % Группа

Вино-водочные товары 1 567 18,75 18,75 А

Кондитерские изделия 1 230 14,72 33,47 В

Колбасные изделия и мясные полуфабрикаты 911 10,9 44,37 В

Молоко и молочная продукция 890 10,65 55,02 С

Хлеб и хлебобулочные изделия 879 10,52 65,54 С

Соки, воды, безалкогольные напитки 865 10,35 75,89 С

Масложировая продукция 753 9,01 84,9 С

Фрукты, овощи 678 8,11 93,01 С

Рыбные изделия 583 6,99 100 С

Итого 8 356 100

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Чтобы наглядно показать применение метода АВС-анализа, нами была выбран магазин сети супермаркетов розничной торговли «Командор». В большинстве супермаркетов номенклатура состоит из следующих товарных групп: колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, рыбные изделия, молоко и молочная продукция, масложировая продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, фрукты и овощи, вино-водочные изделия, соки, воды и безалкогольные напитки.

На основе анализа по объему продаж, группу А представляют номенклатурная группа вино-водочные товары, она составляет 20 % от общего объема продаж.

В группу В, составляя 30 % от общего объема продаж (с 20 до 50 % накопленной долей), входят следующие номенклатурные группы: Кондитерские изделия, Колбасные изделия и мясные полуфабрикаты.

В группу С, составляя 50 % от общего объема продаж (с 50 до 100 % накопленной долей), входят

следующие номенклатурные группы: молоко и молочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, соки, воды, безалкогольные напитки, масложировая продукция, фрукты и овощи, рыбные изделия.

Таким образом, проведение анализа является эффективным способом оценки номенклатуры на торговых предприятиях. Преимущества ABC анализа заключается в понятности и наглядности этапов проведения анализа. Кроме того, благодаря этому анализу, предприятие может скорректировать количество запасов и заказов.

Библиографические ссылки

1. АВС-анализ [Электронный ресурс]. URL: www. abc-analysis.ru (дата обращения: 13.03.2014).

2. АВС-анализ: методика проведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2006-10/6.shtml (дата обращения: 13.03.2014).

© Буланкин А. Ю., Митина М. С., 2014

УДК 338.3

А. А. Винар Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Рассматриваются виды товарно-материальных ценностей, а также этапы их эффективного управления на промышленном предприятии.

В настоящее время ни одно производственное предприятие не может существовать без материально-производственных запасов. Они играют важнейшую роль при функционировании любой экономической системы и возникают практически во всех звеньях народного хозяйства. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия.

Товарно-материальные ценности, из которых формируются запасы в логистике, разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов: сырье и материалы; незавершенное производство; готовая продукция; товары; отходы.

1. Группа сырья и материалов включает товарно-материальные ценности на входе звена цепи поставки.

Особенность товарно-материальных ценностей этой группы состоит в том, что они используются в производственном процессе и являются исходными составляющими, из которых производится готовая продукция. Группа сырья и материалов определяет состав товарно-материальных ценностей, из которых формируются материальные потоки в снабжении как функциональной области логистики.

2. Вторая группа товарно-материальных ценностей - незавершенное производство (semifmishedgoods) -совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов про-

изводства готовой продукции. Незавершенное производство имеется на всех производственных предприятиях, так как в любой момент времени определенная часть товарно-материальных ценностей находится либо в процессе, либо между выполнением операций технологической обработки.

3. Третья группа товарно-материальных ценностей - готовая продукция. Готовая продукция представляет собой товарно-материальные ценности, полностью готовые к реализации.

4. Готовая продукция в каналах сферы обращения, за границами производственных предприятий, представляет собой товары. С товарами работают оптовые компании, розничные торговые предприятия, логистические посредники и операторы.

5. Отходыобразуются при производстве продукции, при добыче или обогащении полезных ископаемых в виде побочных продуктов, при проведении очистки и прочих действий. Отходы представляют собой товарно-материальные ценности, полностью илича-стично утратившие потребительские качества [4].

Политика управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат по их обслуживанию, создание системы эффективного контроля за их движением. Раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.