Научная статья на тему 'Управление стратегической направленностью карьеры в восточных единоборствах'

Управление стратегической направленностью карьеры в восточных единоборствах Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
39
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление стратегической направленностью карьеры в восточных единоборствах»

Стрелков В.И.

профессор, доктор психологических наук,

Российский государственный социальный университет

arbsvi@mail.ru Сафошин А.В.

доцент, кандидат педагогических наук,

Московский педагогический государственный университет, Институт физической культуры, спорта и здоровья stam67@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ КАРЬЕРЫ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

В настоящее время мы переживаем период, когда общество нуждается в разработке прогрессивных, научно обоснованных систем формирования человека с сильным телом, здоровой душой и высоким интеллектом. В данном контексте восточные единоборства выглядят как универсальное средство решения этой задачи. Но тогда необходима четко обоснованная система управления в данной сфере человеческой деятельности, подкрепленная точным и надежным теоретическим обоснованием. Необходимо, наконец, прийти к положению, когда бы благодаря восточным единоборствам воплотилось гармоничное сочетание воинского профессионализма, ученого интеллекта и гуманного благородства.

Мы исходим из представления, что управление в восточных единоборствах охватывает четыре временные зоны карьеры, начиная с первых шагов занятий спортом и заканчивая получением прибыли от затраченных усилий:

- любительская карьера;

- профессиональная карьера;

- научная карьера;

- предпринимательская карьера.

Мы рассматриваем спортивную карьеру в стратегическом аспекте, совпадающем с онтологическим статусом восточных единоборств. В рассматри-

ваемом смысле данный вид спорта есть «философия; неотъемлемая часть философии даосизма и буддизма; образец отступления перед превратностями судьбы, когда нужно слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой, чтобы обладать терпением во всех делах, чтобы извлечь пользу из ошибок и уроков, которые преподает жизнь» [4].

По-видимому, не случайно, как об этом говорит крупный отечественный специалист, работающий в Университете Акита (Япония), «во всем восточноазиатском культурном регионе традиция передачи знаний всегда была связана с идеей постижения Пути и следования по предначертанному Пути. Соответственно, врата в дом Учителя были вратами к высшему знанию, обретению абсолютной истины, «второму рождению». Учитель априори считался носителем истины, который переливает свои познания в ученика, наделенного от природы лишь физической, но не духовной сущностью. Таким образом, ученик до «вхождения во врата» мог рассматриваться посвященными членами школы как бледная тень собственного ego, совершенно не развитого, пребывающего в эмбриональном состоянии. Само собой разумеется, он не заслуживал уважения «настоящих людей», поскольку даже физическая его сущность оставалась неразработанной, скованной, косной» [6, с. 9]. Мы бы сказали, что это есть оригинальная трактовка научной карьеры по японскому типу, с той оговоркой, что отечественное самосознание оставляет субъекта наедине со своим собственным «Я», тогда как в восточных единоборствах -это также «Я», но сопряженное с сознанием Учителя.

Педагогическое управление в области физического воспитания мы определяем, как организованную планомерную деятельность соответствующих органов и отдельных лиц, направленную на упорядочение, совершенствование и развитие физической культуры. Превращение же педагогического управления в спортивный результат представляет собой самовоспитание личности спортсмена, важные компоненты которого - тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции,

программы по самосовершенствованию в спорте и жизни, является одним из условий воспитания личности спортсмена [1; 5].

Все начинается с любительской карьеры, которая охватывает период от начала занятий восточными единоборствами и до выхода в большой спорт. Здесь ведущими являются типичные задачи начала любой карьеры в спорте: физическая, техническая, тактическая, теоретическая виды подготовки, обеспечивающие первые шаги в спорте, с участием в соревнованиях местного масштаба - района, города, области. Управление здесь заключается в методическом обеспечении базовых видов подготовки. Специфика восточных единоборств на данном этапе состоит в том, что боевые искусства на Востоке стали единым универсальным средством для достижения самых разных целей: 1) для монахов (это метод приведения своего сознания и организма в состояние, ведущее к слиянию с Дао или к обретению долголетия (даосы), или к достижению просветления (буддисты); 2) для военачальников и воинов (это метод совершенствования технического мастерства ради достижения победы над конкретным противником); 3) для адептов народных школ (это возможность обрести внутреннее, духовное самосовершенствование и приобщиться к духовной традиции предков, тем самым обретя новую форму существования). Иными словами, уже на уровне любительской карьеры отчетливо прослеживается стратегическая направленность занятий восточными единоборствами.

Ключевой является профессиональная карьера в сфере восточных единоборств. Здесь встает задача, как говорится в одной из кандидатских диссертаций по восточным единоборствам [4], «стать хозяином собственной судьбы, чтобы рассматривать жизнь как бой, требующий четких и безошибочных решений в постоянно меняющейся ситуации». Отсюда, как в любой профессиональной деятельности, усложняется управление, которое, говоря языком психологии профессий [3], привлекает новые аргументы: адаптацию, профессионализацию, мастерство. Актуальной становится задача психологической и стратегической подготовки, которые позволяют на протяжении

многих лет сохранять присутствие духа, успешно выступать в международных соревнованиях. В противном случае может наблюдаться любопытный феномен, описанный в одной из докторских диссертаций по психологии, когда на уровне высшего спортивного мастерства начинает катастрофически падать успешность выступлений: с повышением опыта участия в международных соревнованиях отмечается обратная зависимость, которая заключается в том, что при числе соревнований 5-6 или 7 и более резко снижается количество спортсменов с высокой и увеличивается число лиц с низкой психологической готовностью [2].

Наиболее проблемной в сфере восточных единоборств выглядит научная карьера в данном вида спорта. В целом - это общая беда всего спорта, когда выдающиеся спортсмены не считают необходимым обобщить собственный опыт в научной форме. В то же время на сегодня насчитывается три формы совершения научной карьеры: магистратура, аспирантура и докторантура, которые могли бы аккумулировать информацию из опыта крупнейших мастеров боевых искусств и сделать их достоянием последующих поколений. В итоге мастера, завершившие карьеру в большом спорте, вынуждены включиться в новую карьеру, в ином виде деятельности, что выглядит неэкономным и нецелесообразным с точки зрения понесенных затрат. Более того, отказ от перехода из разряда бойцов в разряд Учителей существенно ослабляет потенциал бывших единоборцев, нарушая их самосознание.

Управление в данном случае заключается в организации условий для научной карьеры наиболее достойных мастеров, добившихся выдающихся результатов на татами или ковре. В указанном смысле весьма показателен опыт олимпийской чемпионки по прыжкам с шестом Елены Исимбаевой, которая написала и защитила диссертацию еще находясь в активной фазе спорта. Другой пример негативного толка - Вячеслав Фетисов, который из выдающихся спортсменов перешел в разряд бледных функционеров, тогда как богатейший хоккейный опыт остался «за бортом». Из бывших мастеров восточных единоборств «на слуху» нет ни одного имени, кто бы изложил в

научной форме результаты собственной профессиональной карьеры. В то же время, как было указано выше, родоначальники боевых искусств бережно хранят и преумножают тысячелетние традиции, тогда как в отечественной физической культуре они уходят в небытие. И это неправильно, поскольку ведет к распылению феноменального потенциала бывших мастеров.

В настоящее время государство вновь поднимает «на щит» идею малого предпринимательства, которое могло бы дать существенный прирост внутреннего валового продукта (ВВП). Кадровым ресурсом малых предприятий могли бы стать состоявшиеся члены секций, кружков, организаций, занимающихся досугом в сфере восточных единоборств. Как правило, их возглавляют бывшие мастера боевых искусств, однако их труд нередко превращается в подготовку боевиков для бандитских группировок. Если даже это не так, то пример известного в мире боксера Кости Дзю, который после завершения спортивной карьеры занялся распространением сомнительных БАДов, никак не украшает ореол бойца с мировым именем.

Мы утверждаем, что игнорирование научной карьеры мастерами восточных единоборств в нашей стране лишает обладателей «черных поясов» жизненных перспектив, а малый бизнес - способности защищать свои предприятия с помощью «кулаков», что чрезвычайно важно на так называемом «стартапе» малого предпринимательства. Г осударству следовало бы обратить внимание на судьбу бывших мастеров «черного пояса» и оказать им помощь в создании малых предприятий с предоставлением помещений, оборудования и экипировки для организации досуга молодежи. При этом основным условием подобной помощи минимально должен стать магистерский диплом, но предпочтительно звание кандидата или доктора наук по физической культуре в сфере восточных единоборств.

Мы считаем, что предложенная концепция карьеры в восточных единоборствах, охватывающая любительский, профессиональный, научный и предпринимательский уровни, решает множество социальных проблем,

обеспечивая жизненным смыслом как тех, кто добился мирового признания на этом поприще, так и тех, кто не вышел на широкую арену.

Литература

1. Баранкин С.Ю., Д.А., Сафошин А.В. Стрелков В.И. Инновационная педагогика и психология в спорте: Коллективная монография. - М.: ФиС, 2013. - 347 с.

2. Бобрищев А.А. Психолого-акмеологическая концепция психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств // Дисс. д-ра психол. наук. СПб., 2009. - 43 с.

3. Зеер Э. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

- 336 с.

4. Ишмуратов М.М. Восточные единоборства как онтологическое явление: Авто-реф. дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 2004. - 22 с.

5. Ширковец Е.А., Арансон М.В. Анализ подходов к оптимальному управлению тренировочным процессом в спорте высших достижений. - М., 2009.

6. Философско-психологические аспекты восточных единоборств: Материалы Все-рос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, 15-19 мая 2013 г.) / под ред. О. А. Рудецкого. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. - 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.