Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРА / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Александр Николаевич, Липская Лариса Алексеевна

Представлены результаты социокультурного анализа теоретических основ управления спортивно-педагогическим образованием. Обоснована социокультурная концепция данного - педагогического - управления и даны рекомендации по ее реализации в рамках вуза физической культуры. Особое внимание уделено обоснованию ведущей идеи исследования, направленной на достижение спортивно-педагогическим менеджером делового (профессионального) успеха и личной безопасности жизнедеятельности. Предмет исследования - теоретико-методологические и технологические основы педагогического управления подготовкой менеджеров в вузе физической культуры. Логика исследования выстроена с опорой на идеи, заявленные в работах известных специалистов, посвященных спортивно-педагогическому образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Александр Николаевич, Липская Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF SPORTS AND PEDAGOGICAL EDUCATION: SOCIOCULTURAL RESEARCH ORIENTATION

The results of the methodological analysis of sports and pedagogical education management theoretical foundations are presented in the article. The sociocultural concept of this pedagogical management was substantiated and recommendations for its implementation within the framework of the University of Physical Culture were given here. Special attention was paid to the research leading idea substantiation aimed at achieving business (professional) success and personal safety of life by the sports and pedagogical manager. The subject of the research is the theoretical, methodological and technological foundations of pedagogical management of managers' training at the University of Physical Culture. The research logic is based on the ideas stated in the works of well-known specialists devoted to sports and pedagogical education.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 378:316.74

УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Александр Николаевич Попов, доктор экономических наук, профессор, Лариса Алексеевна Липская, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Представлены результаты социокультурного анализа теоретических основ управления спортивно-педагогическим образованием. Обоснована социокультурная концепция данного - педагогического - управления и даны рекомендации по ее реализации в рамках вуза физической культуры. Особое внимание уделено обоснованию ведущей идеи исследования, направленной на достижение спортивно-педагогическим менеджером делового (профессионального) успеха и личной безопасности жизнедеятельности. Предмет исследования - теоретико-методологические и технологические основы педагогического управления подготовкой менеджеров в вузе физической культуры. Логика исследования выстроена с опорой на идеи, заявленные в работах известных специалистов, посвященных спортивно-педагогическому образованию.

Ключевые слова: спортивная педагогика, вуз физической культуры, социокультура, спортивно-педагогический менеджмент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p442-447

MANAGEMENT OF SPORTS AND PEDAGOGICAL EDUCATION: SOCIOCULTURAL RESEARCH ORIENTATION

Alexander Nikolaevich Popov, the doctor of economic sciences, professor, Larisa Alekseevna

Lipskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The results of the methodological analysis of sports and pedagogical education management theoretical foundations are presented in the article. The sociocultural concept of this pedagogical management was substantiated and recommendations for its implementation within the framework of the University of Physical Culture were given here. Special attention was paid to the research leading idea substantiation aimed at achieving business (professional) success and personal safety of life by the sports and pedagogical manager. The subject of the research is the theoretical, methodological and technological foundations of pedagogical management of managers' training at the University of Physical Culture. The research logic is based on the ideas stated in the works of well-known specialists devoted to sports and pedagogical education.

Keywords: sports pedagogy, university of physical culture, sociocultural, sports and pedagogical management.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема управления спортивно-педагогическим образованием является, безусловно, актуальной. Особую значимость при этом имеет социокультурный подход к ее решению, органически связанный с личной безопасностью жизнедеятельности и безопасностью российской системы высшего образования, имеющей непосредственное отношение к сфере физической культуры и спорта [1].

Именно в этой связи реализуются и обновляются стратегические цели государственной образовательной политики в данной сфере национальной экономики. Конкретно, речь идет о повышении качества спортивно-педагогического образования, его соответствия требованиям инновационного развития спорта высших достижений и современным - социокультурным - потребностям общества.

Говоря иначе, важен теоретический аспект исследования процессов, определяющих управление спортивно-педагогическим образованием. Только благодаря такому подходу к решению рассматриваемой проблемы будет обеспечено всестороннее развитие личности, владеющей комплексом жизненно важных двигательных умений и навыков, физических качеств, компетенций и общественно значимых ценностей в области спортивного образования в вузе физической культуры.

Изложенное выше позволяет заключить, что актуальность настоящего исследования определяется: 1) эволюционными тенденциями в условиях современного периода пандемии на межнациональном уровне; 2) необходимостью разработки концептуальных оснований управления спортивно-педагогическим образованием; 3) недостаточной разработанностью понятийного аппарата и алгоритма применения на практике социокультурного подхода к подготовке спортивно-педагогических менеджеров для сферы ФКиС национальной экономики.

Сложившиеся в данной сфере противоречия носят системный характер и включают в свой состав разные уровни педагогического управления данной подготовкой. Особую актуальность имеют противоречия на микро- и миниуровне спортивно-педагогического образования [3, 5].

Актуальность проблемы, определяемой наличием конкретных противоречий, определила выбор обозначенной заголовком данного раздела работы темы исследования. О ведущей его идее (и ее реализации на практике) и будет идти речь в данном разделе.

Степень исследованности довольно высока с позиций социально-исторических предпосылок, определяемых ценностно-педагогической, программно-нормативной и административно-практической направленностью научных разработок.

По мнению авторов, однако, ключевыми являются социокультурные предпосылки в рамках управления спортивно-педагогическим образованием. Именно в этом направлении и проходило исследование, о результатах которого и будет идти речь далее.

Они определены следующим алгоритмом, включающим в свой состав четыре блока (рисунок).

1. Теоретические основы и ведущая идея исследования.

Она состоит в реализации на практике социокультурного подхода к управлению спортивно-педагогическим образованием. Благодаря такому подходу осуществляется реализация социального заказа общества и федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы высшего образования в сфере ФКиС на основе разработки и обоснования личностно-ориентированной концепции управления спортивно-педагогическим образованием в вузе физической культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Теоретические основы и ведущая идея исследования

4. Социокультурный менеджмент, его

модельные характеристики

2. Концепция управления спортивно-педагогическим образованием

Задачи и результаты исследования

3. Закономерности и принципы социокультурного саморазвития в координатах личной безопасности жизнедеятельности

Рисунок - Алгоритмическое представление результатов исследования

Реализация данной концепции осуществляется в рамках социокультурного подхода и построения (на его основе) модели подготовки спортивно-педагогических менеджеров для сферы ФКиС национальной экономики. Эффективность применения соответствующей модели предусматривает формирование социокультурных компетенций профессиональной направленности, обеспечивающих установку на деловой успех выпускников вуза физической культуры.

Под социокультуризацией при этом понимается обобщение социального опыта в сфере национальной культуры, охватывающей образовательный аспект личной безопасности жизнедеятельности; процесс вхождения личности в систему общественных отношений спортивно-педагогической направленности.

Теоретические основы исследования являются важнейшим атрибутом любой концепции, обусловливающим ее вид, содержание и специфику. Особую роль при этом играют подходы, парадигмы, закономерности, принципы (таблица 1).

Таблица 1 - Теоретические основы исследования проблемы управления спортивно-педагогическим образованием_

Основы Содержательный аспект

1. Подходы. Антропологический Социокультурный Личностно-ориентированный

2. Парадигмы. Компетентностная Личностно-ориентированная Синергетическая

3. Принципы. Базовые (направленность на деловой успех, всестороннее развитие личности спортсмена - студента вуза физической культуры с учетом традиций национальной культуры) Опорные (общедидактические, специальные)

Отметим также, что проектируя концепцию управления спортивно-педагогическим образованием, следует указать на важность учета реалий содержательного и процессуального построения образовательного процесса в вузе физической культуры. Важен также социокультурный подход к данному построению [4].

2. Концепция управления спортивно-педагогическим образованием.

Речь идет о социокультурной концепции, ведущей идеей которой является ориентация образовательного процесса на формирование установки на деловой успех и традиционные ценности национальной культуры. Это касается также положительной ориентации в процессе жизнедеятельности и воспитания личности, обладающей необходимыми компетенциями в сфере в сфере физической культуры и спорта (универсальными и профессиональными). Особенно это важно, когда студентами вуза физической культуры являются высококвалифицированные спортсмены, стремящиеся к единоличному лидерству в избранном виде спорта.

Основополагающий замысел данной концепции заключается в проектировании результативной практико-ориентированной модели формирования профессиональной культуры на деловой успех будущих спортивно-педагогических менеджеров в образовательном процессе вуза физической культуры.

Теоретико-методологическим основанием данной концепции является идея педагогического управления образованием в вузе физической культуры, представленная в виде синтеза научных подходов и принципов, образующих единую, но подвижную систему, носящую многоуровневый характер.

Нормативным основанием концепции являются нормативно-правовые документы об образовании в Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность вузов физической культуры.

Технологические основания концепции представлены практико-ориентированной моделью управления спортивно-педагогическим образованием, отвечающей основным методологическим требованиям.

Разработанная модель формирования личностно -профессиональной культуры на деловой успех будущих специалистов в сфере ФКиС в образовательном процессе вуза физической культуры имеет структурно-функциональную организацию. Она представлена также следующими компонентами: целеполагания, структурным, содержательным, организационно-исполнительным и итогово-результативным.

Укажем также на наличие границ простираемости разработанной концепции, которые определяются основаниями целесообразности ее разработки и использования. К ним мы относим:

- специфичность объекта исследования;

- сферу использования в рамках спортивно-педагогического менеджмента;

- достигнутый итоговый результат (формирование личностно-профессиональной культуры на деловой успех выпускников вуза физической культуры).

Реализация концепции управления спортивно-педагогическим образованием определяется нами комплексом педагогических условий эффективного управления обучением и воспитанием в рамках систем: «тренер-спортсмен» и «преподаватель - студент вуза физической культуры».

Данный комплекс (в составе разработанной в процессе исследования модели педагогического управления образованием) включает содержательные и процессуально -технологические условия. Отметим также, что они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и отражают объективно существующие стороны педагогического управления спортивно-педагогическим образованием будущих выпускников вуза физической культуры (в нашем исследовании - тренеров, менеджеров и возможных педагогов-преподавателей вуза физической культуры).

3. Закономерности и принципы социокультурного саморазвития в координатах личной безопасности жизнедеятельности.

Данный раздел работы связан, прежде всего, с совокупностью основных идей, определяющих социокультурное саморазвитие личности спортсмена - студента вуза физической культуры. Они (эти идеи) предусматривают интеллектуальный самоконтроль, учет особенностей выбранного вида спорта в рамках «двойной карьеры». Все это и определяет закономерности саморазвития (деятельностного, альтернативного, а также обеспечивающего личную безопасность жизнедеятельности).

Назовем также принципы социокультурного саморазвития в координатах данной безопасности. В соответствии с результатами исследований П.И. Костенка, принципы эти следующие [5]: 1) активно-адаптивной безопасности; 2) полифункционального детерминизма; 3) проблемно-вариативной реализации личности; 4) результативности физического (в нашем исследовании - социокультурного) саморазвития. Нами при этом подчеркивается, что именно социокультурное саморазвитие ведет к росту профессионализма в избранном виде единоборств (вплоть до единоличного лидерства в данном виде спорта).

Нами классифицированы в процессе исследования факторы профессионального успеха спортсмена-единоборца. Во-первых, это социальные факторы макро- и микроуровня. Во-вторых, речь идет о человеческом факторе, связанном с реакцией на опасность в рамках саморазвития. И, в-третьих, определенную роль в личной безопасности играют средства защиты физической и психологической направленности.

4. Социокультурный менеджмент и его модельные характеристики.

Данный раздел работы является завершающим, определяющим суть управления

спортивно-педагогическим образованием в рамках систем «тренер-спортсмен» и «преподаватель - студент вуза физической культуры». Под характеристиками при этом понимаются факторы, функции и принципы данного менеджмента социокультурной направленности. Прежде всего, укажем на факторную оценку делового успеха в рамках рассматриваемых систем. Это касается не только обучения студентов, но и воспитательных действий в рамках «двойной карьеры». Назовем эти факторы, касающиеся как тренеров, так и преподавателей вуза.

Их пять, а именно:

- искусство целеполагания;

- умение принимать решения;

- навыки успешной работы в конкретной системе образовательных действий;

- умение общаться (и, прежде всего, в условиях «субъект-субъект», а не просто «субъект - объект управленческих действий);

- эффективность управления (умение работать с людьми и быть обязательно эффективным в процессе своей деятельности, как писал в свое время П. Друкер)

Говоря иначе, речь идет о компетентности менеджера (педагога и тренера). Каждый из них должен профессионально знать, как выполнять свою работу наилучшим образом, хотя и в своей манере.

По мнению Р. Акоффа, руководитель все время сталкивается с одной и той же дилеммой: планировать ли самому проведение в будущем реформ или ждать, когда его вынудят к этому обстоятельства. Современные теории руководства, продолжает автор, рекомендуют идти навстречу новому, планировать его и заранее готовиться к тому, что оно принесет с собой (это дает возможность руководителю избавиться от унизительного чувства неизвестности и активно влиять на ход неизбежных перемен в работе организации). Эти слова очень созвучны нашей теме исследования, связанной с управлением спортивно-педагогическим образованием (и, прежде всего, воспитательной деятельностью в рамках вуза физической культуры).

Названные ранее факторы успеха в данной деятельности определенным образом связаны с функциями управления и принципами менеджмента. Эта связь исследована нами в свое время - результаты представлены в виде таблицы 2.

Таблица 2 - Связь факторов делового успеха с функциями управления и принципами менеджмента

Функции управления Факторы успеха Принципы менеджмента

1. Предвидеть 1. Искусство целеполагания 1. Целенаправленность

2. Организовывать 2. Навыки создания систем

3. Распоряжаться 3. Умение работать с людьми 2. Последовательность и непрерывность действий

4. Координировать 4. Умение принимать решения

5. Контролировать

6. Управлять (предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать) 5. Навыки эффективного управления 3. Научные подходы с элементами искусства (творчества)

4. Эффективная обратная связь

Такова суть взаимосвязи модельных характеристик социокультурного менеджмента (а именно - его функций, факторов и принципов). Она, как представляется авторами работы, согласует данные характеристики с позиций социокультурной направленности действий менеджеров (тренеров и преподавателей вуза физической культуры).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Работа посвящена актуальной проблеме управления спортивно-педагогическим образованием социокультурной направленности. Научная новизна заключается в том, что:

- обоснованы теоретические основы управления, раскрыты сущностные характеристики управления с позиций социокультурного подхода и ведущей идеи исследования;

- разработана организационная концепция управления спортивно -педагогическим образованием и определена его роль в модернизации воспитательных действий, сформулированы их принципы;

- исследованы закономерности и принципы социокультурного развития в координатах личной безопасности жизнедеятельности и разработана их классификационная характеристика;

- проведенный ретроспективный анализ социокультурного менеджмента позволил установить генезис его развития и определить перспективы его дальнейшего разви-

тия в рамках моделирования основополагающих характеристик.

2. Теоретическая значимость исследования заключается в проведении глубокого методологического анализа сложившейся ситуации в управлении спортивно-педагогическим образованием социокультурной направленности, раскрытии его проблем и противоречий, взаимосвязи инновационных изменений в сфере обучения и воспитания в рамках вуза физической культуры. Полученные результаты исследования обогащают спортивно-педагогическую науку, расширяют и углубляют научные представления о сущности понятий «социокультура» и «спортивно-педагогический менеджмент».

3. Практическая значимость результатов исследования обусловлена его прикладным характером, что отражено в задачах исследования, реализованных в ходе обобщения опыта и результатов проделанной при этом работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попов А.Н. Менеджмент: системность, культуростроение / А.Н. Попов, Е.А. Попова, С.А. Шульмин. - Челябинск : УралГУФК, 2020. - 64 с.

2. Попова А.А. Педагогическое управление экономическим образованием в вузе физической культуры / А.А. Попова, В.Г. Макаренко // Экономическое творчество в сфере устойчивого развития и организационного культуростроения. - Екатеринбург : УрГЭУ, 2012. - С. 92-112.

3. Попова А.А. Безопасность жизнедеятельности: образовательный аспект / А. А. Попова. - Москва : РАО, 2020. - 264 с.

4. Попова А.А. Многоуровневая подготовка спортсменов в контексте социокультурного образования: в порядке постановки вопроса / А.А. Попова, Т.М. Бабик, Н.И. Павлов // Известия Тульского государственного университета. - 2020. - № 11. - С. 128-136.

5. Социальная трансформация в условиях физического совершенствования личности / П.И. Костенок // Европа будущего. - Оренбург : ОГПУ, 1997. - С. 125-127.

6. Галкин П.Ю. Спортивно-педагогическое образование / П.Ю. Галкин, Н.И. Павлов, А.Н. Попов. - Челябинск : УралГУФК, 2020. - 250 с.

REFERENCES

1. Popov, A.N., Popova, E.A. and Shulmin, S.A. (2020), Management: system, culture formation, UralGUFK, Chelyabinsk.

2. Popova, A.A. and Makarenko, V.G. (2012), "Pedagogical management of economic education at the University of physical culture", Economic creativity in the field of sustainable development and organizational culture, pp. 92-112.

3. Popova, A.A. and Neverkovich, S.D. (2020), Life safety: educational aspect, Russian Academy of Education, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Popova, A.A., Babik, T.M. and Pavlov, N.I. (2020), "Multilevel training of athletes in the context of sociocultural education: in the order of the question", Izvestiya Tula State University, No. 11, pp. 128-136.

5. Kostenok, P.I. (1997), "Social transformation in the conditions of physical improvement of personality", Europe of the future, Orenburg, pp. 125-127.

6. Galkin, P.Y., Pavlov, N.I. and Popov, A.N. (2020), Sports and pedagogical education, UralGUFK, Chelyabinsk.

Контактная информация: popova.niios@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.011.3

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.