Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖЕРА'

ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПАРАМЕТРЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демин Александр Алексеевич, Базелюк Владимир Владимирович, Попова Елена Александровна, Романова Анна Валентиновна

Цель: представить и обосновать системообразующие параметры личности спортивно-педагогического менеджера. Материалы и методы. Это исследование было проведено в соответствии с теорией и методологией развивающего обучения спортивно-педагогическому менеджменту С.Д. Неверковича и его многочисленных учеников, а также в рамках международного опроса FISU-EAS, посвященного методологии «двойной карьеры». В процессе исследования была достигнута концептуализация основных блоков модели профессиональной компетентности спортивно-педагогического менеджера и определяющих параметров его личности. Спортивно-педагогический менеджер представлен в координатах «двойной карьеры». Методы исследования: эмпирические (наблюдение, интроспекция), организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный анализ), психологические (интервью, беседа, тестирование). Это также экспериментальные методы. Результаты исследования определяются обоснованием параметров личности спортивно-педагогического менеджера в рамках системы «тренер - спортсмен (студент вуза физической культуры)»: параметры умений личности спортивно-педагогического менеджера, параметры знаний личности спортивно-педагогического менеджера, личность спортивно-педагогического менеджера. Заключение. Представлено обоснование системообразующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера. Прежде всего это параметры, характеризующие личность данного менеджера (когнитариат, уверенность в себе и самоменеджмент), а также представлен системный подход к понятию «спортивно-педагогический менеджер» (исходя из модели «надо - хочу - могу»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демин Александр Алексеевич, Базелюк Владимир Владимирович, Попова Елена Александровна, Романова Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-FORMING PERSONAL FACTORS OF A SPORTS AND PEDAGOGICAL MANAGER

Aim. The paper aims to describe and substantiate system-forming personal factors of a sports manager. Materials and methods. The study is based on the theory and methodology of developmental learning in sports and pedagogical management (by S. Neverkovich et al.) and the international FISU-EAS survey about the dual career concept. The paper conceptualizes the main blocks of professional competence among sports and pedagogical managers and their personal qualities. The sports and pedagogical manager is described through the dual career concept. The following methods were used for the purpose of the study: empirical (observation, introspection), organizational (comparative, comprehensive and longitudinal analyses), psychological (interview, psychological testing), and experimental methods. Results. Personal qualities of the sports and pedagogical manager within the coach-athlete (PE university student) system are substantiated, including personal skills, personal knowledge, and personal characteristics. Conclusion. The paper substantiates the system-forming personal factors of the sports and pedagogical manager. First of all, these are the parameters that describe the personality of a manager (creativity, self-confidence, self-management skills). The paper provides a system approach to the concept of sports and pedagogical management based on the so-called ‘I need. I want. I can’ model.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖЕРА»

Спортивный менеджмент и экономика спорта

УДК 796.011.1 DOI: 10.14529/hsm21s217

ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖЕРА

А.А. Демин, В.В. Базелюк, Е.А. Попова, А.В. Романова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Цель: представить и обосновать системообразующие параметры личности спортивно-педагогического менеджера. Материалы и методы. Это исследование было проведено в соответствии с теорией и методологией развивающего обучения спортивно-педагогическому менеджменту С.Д. Неверковича и его многочисленных учеников, а также в рамках международного опроса FISU-EAS, посвященного методологии «двойной карьеры». В процессе исследования была достигнута концептуализация основных блоков модели профессиональной компетентности спортивно-педагогического менеджера и определяющих параметров его личности. Спортивно-педагогический менеджер представлен в координатах «двойной карьеры». Методы исследования: эмпирические (наблюдение, интроспекция), организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный анализ), психологические (интервью, беседа, тестирование). Это также экспериментальные методы. Результаты исследования определяются обоснованием параметров личности спортивно-педагогического менеджера в рамках системы «тренер - спортсмен (студент вуза физической культуры)»: параметры умений личности спортивно-педагогического менеджера, параметры знаний личности спортивно-педагогического менеджера, личность спортивно-педагогического менеджера. Заключение. Представлено обоснование системообразующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера. Прежде всего это параметры, характеризующие личность данного менеджера (когнитариат, уверенность в себе и самоменеджмент), а также представлен системный подход к понятию «спортивно-педагогический менеджер» (исходя из модели «надо - хочу - могу»).

Ключевые слова: личность, общение, системообразующие параметры, компетентность, спортивно-педагогический менеджер.

Введение. Обоснование системообразующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера - актуальная проблема, касающаяся любой физкультурно-спортивной организации. Именно от ее решения во многом зависит конкурентоспособность и деловой (профессиональный) успех в рамках системы «тренер - спортсмен».

Проблема эта по своему содержанию является вечной, поскольку ее решение определяет коммерческую тайну спортивной школы (клуба), особенно если речь идет о профессиональной спортивно-педагогической деятельности.

Степень ее исследованности является довольно высокой. Однако объективных параметров оценки данной степени нет, как нет и пределов совершенствования в сфере методологического анализа обоснованности данных параметров.

В нашей работе дан авторский подход

к решению рассматриваемой проблемы, находящейся в центре внимания исследований, проводимых научно-исследовательским институтом олимпийского спорта УралГУФК.

Ей предшествовали такие публикации, как «Менеджмент в современном спорте» [7] и «Менеджмент в физической культуре и спорте» [8]. Отличительной особенностью данной работы является углубленное исследование спортивно-педагогической деятельности менеджера (тренера, педагога) как самоорганизующейся системы личности, обеспечивающей физкультурно-спортивной организации деловой успех.

Результаты исследования. Они определяются обоснованием следующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера (рис. 1). О сути каждого из них и будет идти речь далее в рамках системы «тренер -спортсмен (студент вуза физической культуры)».

Рис. 1. Определяющие параметры личности спортивно-педагогического менеджера (СПМ) Fig. 1. The principal characteristics of a sports and pedagogical manager

Параметры знаний личности СПМ:

- функции спортивно-педагогической деятельности

- исполняемые роли

- осознание управленческой позиции

Параметры умений личности СПМ:

- профессионализм в принятии управленческих решений

- понимание ситуации

- построение управленческого цикла

1. Личность спортивно-педагогического менеджера (имеется в виду тренер, педагог вуза физической культуры). Ее следует представить в виде следующих параметров.

1.1. Когнитариат с позиций р-труда спортивно-педагогического менеджера. Речь идет о творческом труде целенаправленного поведения (в отличие от а-труда, в котором нет новизны и собственного творчества, есть только заданная технология и инструкции). Менеджерский же труд направлен на создание духовных благ, новых методов обучения и воспитания, развития «спортсмена -студента». Высшим проявлением творчества является искусство, поскольку в нем исключается повторное повторение (копирование уже известного ранее знания и умения).

В сфере физической культуры и спорта одной из характеристик значимости творческих элементов физкультурно-педагогической деятельности является оплата труда. Прибыль (если речь идет о бизнесе в профессиональном спорте) также является характеристикой Р-труда или когнитариата (личностно-рацио-нального или целерационального).

Нами в этом плане выделяются следующие параметры рациональности в сфере творческой деятельности: когнитивные особенности и объем используемой информации [6]. Целенаправленное поведение личности спор-

тивно-педагогического менеджера (СПМ) при этом связано с выбором как целей, так и средств, необходимых для их достижения (сценариев и поведенческих схем). Определенную роль при этом играют доверие, эмпа-тия и утилитаризм.

1.2. Уверенность в себе. Это следующее личностное качество СПМ. Оно (наряду с профессионализмом и умением общаться) играет важную роль в достижении делового (профессионального) успеха [4]. Речь идет об оптимистическом взгляде на жизнь, состоянии внутренней свободы, ощущении единения с миром.

С.И. Гессен в этом плане указывает на важность свободы и культуры [1]. При этом он исследует вопросы центростремительных и центробежных сил в личности, усложнения и развития долженствования (в нашем понимании - силы личности СПМ).

1.3. Самоменеджмент. Интерес в этом плане имеет работа, посвященная тектологии, под которой понимается стратегия, организация самоменеджмента [5]. Ее основные цели:

- преобразование личности как основа успеха в жизни и деятельности;

- экономия времени;

- рациональная организация самодеятельности;

- выявление и максимальное использование собственных возможностей;

- извлечение уроков, анализ ошибок, прогноз опасностей и потерь;

- проектирование внешней среды, преодоление обстоятельств;

- развитие предпринимательской культуры и экономического образа мышления.

Ключевое понятие самоменеджмента -самосознание, которое обладает регулирующей функцией деятельности менеджера. Речь также идет об умении видеть себя в других людях (и прежде всего в рамках коллектива физкультурно-спортивной организации; постановки целей; планирования своей работы; определении приоритетов; самоконтроля; организации трудового процесса).

2. Параметры знаний личности спортивно-педагогического менеджера. В самом широком плане речь идет об осознании управленческой позиции, которую можно представить в следующем виде (рис. 2).

Как следует из приведенного рисунка, уровень осознания определяется правом, властью и авторитетом. Им соответствуют обязанности, функции и роли. Параметры знаний включают в свой состав: обеспечение организационного порядка, исполнение своих функций и (на неформальном уровне) влияние в системе «тренер - спортсмен». При этом следует вести речь об информационной и регулирующей роли СПМ.

3. Параметры умений личности спортивно-педагогического менеджера. В самом широком плане речь идет о правленческом цикле СПМ, определяющем его профессиона-

лизм в сфере принятия решений, обеспечивающих деловой (профессиональный) успех.

В плане отмеченного прежде всего выделим: 1) профессиональную деятельность, описываемую формулой «цель - средства -результат»; 2) профессиональное общение, описываемое формулой «стимул - нормы -оценки».

Управленческий цикл определяется также принятием эффективных управленческих решений (контролем за их исполнением и оценкой конечного результата, исходя из ситуационного подхода).

Наиболее сложное умение - понимание ситуации, связанное со способностью СПМ видеть процесс деятельности в целом и определять взаимосвязь явлений в рамках функционирования системы «тренер - спортсмен». Благодаря этому системообразующему параметру менеджер предвидит, как могут изменяться взаимоотношения в целом или в отдельных компонентах [2].

В рамках обобщения отметим, что ситуационное поле решений в рассматриваемой системе определяется моделью «надо - хочу -могу» [3]. Иначе говоря, речь идет о модели противоречий, которые ставят личностное «Я» в ситуацию выбора, где принимается то или иное решение. Деловой (профессиональный) успех реализации последнего во многом зависит от организации деловых связей, которые могут нарушаться в «сбойных» ситуациях.

На рис. 3 представлен системный подход к понятию «спортивно-педагогический менед-

Авторитет

Власть

Права

Влияние

Исполнение

Порядок

Обязанности Функции

Роли

Способы делового общения

Рис. 2. Осознание спортивно-педагогическим менеджером своей управленческой позиции: - уровень осознания Fig. 2. Awareness of a manager about his/her managerial position: —► - awareness level

жер» (исходя из модели «надо - хочу - могу»). Именно он имеет непосредственное отношение к обоснованию системообразующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера.

1. Рекомендательный аспект исследования связан с внедрением в научный оборот реальной системы «физкультурно-оздоровительной организации» (система «надо») и потенциальной системы (система «могу» и система «хочу»). Показана их связь и взаимообусловленность.

2. Представлено обоснование системообразующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера. Прежде всего, это параметры, характеризующие личность данного менеджера (когнитариат, уверенность в себе и самоменеджмент).

3. Это также параметры знаний-компетенций (функции спортивно-педагогической деятельности, исполняемые роли и осознание управленческой позиции) и умений-компетенций (профессионализм в принятии управлен-

Реальная система

ческих решений, понимание ситуации, построение управленческого цикла). Все эти параметры характеризуют суть потенциальной системы спортивно-педагогического менеджера, носящей название «могу».

4. Модель профессиональной компетентности спортивно-педагогического менеджера. На рис. 4 представлена данная модель. Рассмотрим основные блоки этой модели.

Методологический (интегративный) блок. В его рамках речь идет о педагогике спорта как метапредмете, педагогических технологиях и системе подготовки профессиональных спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству в избранном виде спорта, как объекте проектирования и предмете исследования. Отметим при этом, что сегодня по-настоящему усовершенствовать систему спортивно-педагогического образования можно только в том случае, если удастся разобраться в профессиональной компетентности СПМ. С позиций данного блока важно

Потенциальная система

Рис. 3. Системный подход к понятию «спортивно-педагогический менеджер»: 1 и 2 - взаимосвязь и взаимообусловленность параметров систем Fig. 3. System approach to the sports and pedagogical manager concept: 1 and 2 - interaction between the systems

Общеметодологический Институциональный (интегративный) (социокультурный)

блок блок

Конструктивный блок

Организаторский блок

Коммуникативный блок

Информационный блок

Рису. 4. Модель профессиональной компетентности спортивно-педагогического менеджера Fig. 4. Professional competence of a sports and pedagogical manager

иметь конкретную «модель» данного менеджера, построенную на общеметодологических (интегративных) основах.

Институциональный (социокультурный) блок. В процессе исследования речь шла в этом плане о соответствующем образе мышления лидера в сфере ударных единоборств.

Во-первых, это мышление, ориентированное на достижение поставленных целей. Оно характеризуется анализом деятельности (с учетом готовности к изменениям ее структуры).

Во-вторых, это организационное (или адаптационное) мышление. В центре его внимания находится «идеальное лидерство».

Конструктивный блок. Целеполагание, прогнозирование, анализ, составление отчетов, информационное обеспечение. Планирование тренировочных процессов, составление индивидуальных планов, а также годовых, месячных и недельных планов.

Организационный блок. Обучение тактико-техническим действиям с учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов. Выявление и предупреждение ошибок. Актуализация важности учебно-тренировочных сборов, учет в тренерской деятельности функционального состояния спортсмена, формирование навыков самоконтроля и саморазвития, организация быта и формирование личной безопасности жизнедеятельности, обеспечение спортсменов тренажерами, наглядными пособиями, инвентарем.

Коммуникативный блок. Техника безопасности, поощрение, актуализация воспитательных задач, значимость делового общения, психологическое воздействие, контроль и корректировка. Проведение творческих дискуссий, бесед, личный пример, внимание и забота, правильный выход из конфликтных ситуаций. Применение методов стимулирования и коррекции деятельности и поведения. Эффективность взаимодействия, контакт с общественными организациями.

Информационный блок. Личное предрасположение к освоению больших объемов информации, интеллектуальные возможности. Информационные способности. Переработка и анализ информации в экстремальной деятельности.

5. Спортивно-педагогический менеджер в координатах «двойной карьеры» (ДК).

Исследование в этом направлении проведено в соответствии с темой междисциплинарных

исследований «Социокультурные знания и умения как фактор реализации «двойной карьеры» [9, 11, 12].

В процессе исследования предложены три основных пути взаимосвязи между спортом и академической практикой: линейный, параллельный и конвергентный [10]. Трехуровневой признается и конструкция системного подхода к концептуализации ДК (индивидуальная, межличностная и внешняя).

На рис. 5 представлен системный подход к понятию «спортивно-педагогический менеджер» (исходя из модели «надо - хочу -могу»). Именно он имеет непосредственное отношение к обоснованию системообразующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера.

Заключение. Рекомендательный аспект исследования связан с внедрением в научный оборот реальной системы «физкультурно-оздоровительной организации» (система «надо») и потенциальной системы (система «могу» и система «хочу»). Показана их связь и взаимообусловленность.

Представлено обоснование системообразующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера. Прежде всего это параметры, характеризующие личность данного менеджера (когнитариат, уверенность в себе и самоменеджмент).

Это также параметры знаний-компетенций (функции спортивно-педагогической деятельности, исполняемые роли и осознание управленческой позиции) и умений-компетенций (профессионализм в принятии управленческих решений, понимание ситуации, построение управленческого цикла). Все эти параметры характеризуют суть потенциальной системы спортивно-педагогического менеджера, носящей название «могу».

В процессе исследования спортивно-педагогический менеджер представлен в виде ряда уровней специальных способностей, определяющих его деловой (профессиональный) успех. Прежде всего это: умственно-чувственный уровень, не требующий физического контакта с объектом (уровень абстрактного моделирования и компенсаторного общения); уровень разработки методик, инструкций, положений, характеризующих его спортивно-педагогическую деятельность; уровень непосредственной связи с объектом (спортсменом, стремящимся к единоличному лидерству в избранном виде спорта).

Реальная система «Физкультурно-спортивная организация»

Потенциальная система « Спортивно -педагогический менеджер»

Рис. 5. Системный подход к понятию «спортивно-педагогический менеджер»: 1 и 2 - взаимосвязь и взаимообусловленность параметров систем Fig. 5. System approach to the sports and pedagogical manager concept: 1 and 2 - interaction between the systems

В определенной степени рассмотрен вопрос о модельном представлении спортивно-педагогического менеджера на уровне параметров «могу» и «хочу». Параметры соответствующей модели следующие: спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирования личности СПМ; функциональное поле его спортивно-педагогической деятельности как конкурентоспособной личности; обобщенная оценка эффективности данной личности, ориентированной на деловой (профессиональный) успех в рамках системы «тренер - спортсмен».

Функциональное поле компетентностной модели спортивно-педагогического менеджера включает в свой состав коммуникативный блок и предметно-практический блок, в котором представлены конструктивные и организаторские параметры личности тренера (преподавателя, воспитателя).

Деловой успех СПМ прежде всего определяется уверенностью в себе (с позиций «могу» и «хочу»), умением общаться и профессионализмом. Данный параметр (как комплексное явление) включает в свой состав планирование тренировочной деятельности, выбор средств (упражнений) в зависимости от конкретной задачи занятий, обучение тактическим приемам, организацию своей деятельности, использование дидактических принципов, форм и методов в процессе тренировок и соревнований (в общем, всего того, что охватывает параметр «надо»).

Литература

1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: пер. с нем. / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

2. Зубарев, Ю.А. Менеджмент, маркетинг и экономика физической культуры и спорта / Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин. -Волгоград: ВГАФК, 2010. - 408 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д. Красовский. - М. : ЮНИТИ, 1999. - 472 с.

4. Ксенчук, Е.В. Технология успеха / Е.В. Ксенчук, М.Н. Киянова. - М.: Дело, 1993. -192 с.

5. Личная тектология руководителя. Тектологический практикум / В. С. Кириллов и др. - М.: Дело, 1993. - 86 с.

6. Попов, А.Н. Менеджмент: системность и культуростроение / А.Н. Попов, Е.А. Попова, С.А. Шульмин. - Челябинск: УралГУФК, 2020. - 64 с.

7. Попова, А.А. Менеджмент в современном спорте / А.А. Попова. - М.: РГУФКСМиТ, 2016. - 157 с.

8. Попова, А.А. Менеджмент в физической культуре и спорте /А.А. Попова, В.Р. Ша-киров. - Челябинск: УралГУФК, 2015. - 36 с.

9. Alpine Ski Coaches' and Athletes' Perceptions of Factors Influencing Adaptation to Stress in the Classroom and on the Slopes / P. Davis, A. Halvarsson, W. Lundstrom, C. Lund-qvist // Frontiers in Psychology. - 2019. - No. 10. -P. 1641. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01641

10. Dual-career through the elite university student-athletes' lenses: The international FISU-EAS survey / G. Condello, L. Capranica, M. Doupona, K. Varga, V. Burk // PLoS One. -2019. - No. 14 (10). - e0223278. DOI: 10.1371/journal.pone.0223278

11. Gavala-Gonzalez, J. Dual Career of the U-23 Spanish Canoeing Team / J. Gavala-

Gonzalez, A. Castillo-Rodríguez, J.C. Fernández-García // Frontiers in Psychology. - 2019. -No. 10. - P. 1783. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01783 12. Parents about parenting dual career athletes: A systematic literature review /A. Tessi-tore, L. Capranica, C. Pesce et al. //Psychology of Sport and Exercise. - 2021. - No. 53. - P. 101833. DOI: 10.1016/j.psychsport.2020.101833

Демин Александр Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры современных образовательных технологий, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: deminaa@susu.ru, ORCID: 0000-0002-6006-8790.

Базелюк Владимир Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры современных образовательных технологий, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: bazeliukvv@susu.ru, ORCID: 0000-0001-5804-7184.

Попова Елена Александровна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры современных образовательных технологий, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: popovaea@susu.ru, ORCID: 0000-0003-4127-887Х.

Романова Анна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры современных образовательных технологий, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: romanovaav@susu.ru, ORCID: 0000-0001-6650-8104.

Поступила в редакцию 10 сентября 2021 г.

DOI: 10.14529/hsm21s217

SYSTEM-FORMING PERSONAL FACTORS OF A SPORTS AND PEDAGOGICAL MANAGER

A.A. Demin, deminaa@susu.ru, ORCID: 0000-0002-6006-8790, V.V. Bazeliuk, bazeliukvv@susu.ru, ORCID: 0000-0001-5804-7184, E.A. Popova, popovaea@susu.ru, ORCID: 0000-0003-4127-887K, A.V. Romanova, romanovaav@susu.ru, ORCID: 0000-0001-6650-8104 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Aim. The paper aims to describe and substantiate system-forming personal factors of a sports manager. Materials and methods. The study is based on the theory and methodology of developmental learning in sports and pedagogical management (by S. Neverkovich et al.) and the international FISU-EAS survey about the dual career concept. The paper conceptualizes the main blocks of professional competence among sports and pedagogical managers and their personal qualities. The sports and pedagogical manager is described through the dual career concept. The following methods were used for the purpose of the study: empirical (observation, introspection), organizational (comparative, comprehensive and longitudinal analyses), psychological (interview, psychological testing), and experimental methods. Results. Personal qualities of the sports and pedagogical manager within the coach-athlete (PE university student) system are substantiated, including personal skills, personal knowledge, and personal characteristics. Conclusion. The paper substantiates the system-forming personal factors of the sports and pedagogical manager. First of all, these are the parameters that describe the personality of a manager (creativity, self-confidence, self-management skills). The paper provides a system approach to the concept of sports and pedagogical management based on the so-called 'I need. I want. I can' model.

Keywords: personality, communication, system-forming factors, competence, sports and pedagogical manager.

References

1. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladniye filosofiy [Fundamentals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Moscow, School Publ., 1995. 448 p.

2. Zubarev Yu.A., Shamardin A.I. Menedzhment, marketing i ekonomika fizicheskoy kul'tury i sporta [Management, Marketing and Economics of Physical Culture and Sports]. Volgograd, VGAFK Publ., 2010. 408 p.

3. Krasovsky Yu.D. Organizacionnoe povedenie [Organizational Behavior]. Moscow, UNITI Publ., 1999.472 p.

4. Ksenchuk E.V., Kiyanova M.N. Tehnologiya uspeha [Technology of Success]. Moscow, Delo Publ., 1993. 192 p.

5. Kirillov V.S. et al. Lichnaya tektologiya rukovoditelya. Tektologicheskiy praktikum [Personal Tec-tology of the Head. Textual Practicum]. Moscow, Delo Publ., 1993. 86 p.

6. Popov A.N., Popova E.A., Shulmin S.A. Menedzhment: sistemnost' i kul'turostroenie [Management. System and Cultural Construction]. Chelyabinsk, UralGUFK Publ., 2020. 64 p.

7. Popova A.A. Menedzhment v sovremennom sporte [Management in Modern Sports]. Moscow, RGUFKSMiT Publ., 2016. 157 p.

8. Popova A.A., Shakirov V.R. Menedzhment v fizicheskoy kul'ture i sporte [Management in Physical Culture and Sports]. Chelyabinsk, UralGUFK Publ., 2015. 36 p.

9. Davis P., Halvarsson A., Lundström W., Lundqvist C. Alpine Ski Coaches' and Athletes' Perceptions of Factors Influencing Adaptation to Stress in the Classroom and on the Slopes. Frontiers in Psychology, 2019, no. 10, p. 1641. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01641

10. Condello G., Capranica L., Doupona M. et al. Dual-Career Through the Elite University Student-Athletes' Lenses: The International FISU-EAS Survey. PLoS One, 2019, no. 14 (10), e0223278. DOI: 10.1371/journal.pone.0223278

11. Gavala-González J., Castillo-Rodríguez A., Fernández-García J.C. Dual Career of the U-23 Spanish Canoeing Team. Frontiers in Psychology, 2019, no. 10, p. 1783. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01783

12. Tessitore A., Capranica L., Pesce C. et al. Parents About Parenting Dual Career Athletes: A Systematic Literature Review. Psychology of Sport and Exercise, 2021, no. 53, p. 101833. DOI: 10.1016/j.psychsport.2020.101833

Received 10 September 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Обоснование системообразующих параметров личности спортивно-педагогического менеджера / А.А. Демин, В.В. Базелюк, Е.А. Попова, А.В. Романова // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № Б2. -С. 121-128. БО1: 10.14529^ш2Ы17

FOR CITATION

Demin A.A., Bazeliuk V.V., Popova E.A., Romanova A.V. System-Forming Personal Factors of a Sports and Pedagogical Manager. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. S2, pp. 121-128. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm21s217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.