Научная статья на тему 'ДВОЙНОЙ КАРЬЕРНЫЙ ПУТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ-СПОРТСМЕНОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ДВОЙНОЙ КАРЬЕРНЫЙ ПУТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ-СПОРТСМЕНОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ДВОЙНАЯ КАРЬЕРА / СПОРТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ-СПОРТСМЕНЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байгужин Павел Азифович, Шибкова Дарья Захаровна, Рыба Татьяна Владимировна, Герасёв Алексей Дмитриевич, Айзман Роман Иделевич

Проблема и цель. В статье анализируются психолого-педагогические аспекты проблемы развития двойного карьерного пути обучающихся-спортсменов. Цель исследования - обобщить современные представления о феномене двойного карьерного пути, расширить и углубить знания специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-спортсменов. Методология. Аспективный и научный подходы к исследованию развития двойного карьерного пути обучающихся-спортсменов позволили проанализировать 45 статей из 250 выбранных источников по исследуемой проблеме, размещенных в поисковой платформе Web of Science в период 2017-2021 гг., наиболее полно соответствующих комплексу ключевых терминов: “mental healthˮ, “dual careerˮ, “studentˮ и “sportˮ. В соответствии с целью применяли теоретические методы исследования: сопоставление, конкретизация, обобщение. Результаты. Представлено содержание понятия двойной карьеры как психолого-педагогического феномена в детско-юношеском спорте. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт сопровождения двойной карьеры обучающихся-спортсменов. Рассмотрены варианты структуры программ сопровождения двойной карьеры и отражена социокультурная компонента в организации национальных шкал оценки эффективности двойной карьеры обучающихся-спортсменов. Выявлены противоречия между концептуальными подходами к организации двойной карьеры в исследованиях западно-европейских и восточно-европейских ученых. Указаны взаимосвязанные детерминанты разных уровней (от индивидуального до макроуровня), влияющие на развитие двойной карьеры обучающегося-спортсмена. Заключение. При достаточной разработанности теории двойного карьерного пути за рубежом имеются различия между концептуальными подходами к организации двойной карьеры в разных странах. Основное различие заключается в содержании программ подготовки обучающихся-спортсменов, а именно психолого-педагогической составляющей. Для России и стран Восточной Европы характерна ориентация на базовые ценности (художественно-эстетическое воспитание, уважение к сопернику, «командный дух» и др.), в США и странах Западной Европы более выражен технократический подход и проявляется доминирующая роль коммерциализации в подготовке обучающихся-спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Байгужин Павел Азифович, Шибкова Дарья Захаровна, Рыба Татьяна Владимировна, Герасёв Алексей Дмитриевич, Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT-ATHLETES’ DUAL CAREER AS A PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL PHENOMENON

Introduction. The article analyzes psychological and educational aspects of dual career development for student-athletes. The purpose of the research is to summarize modern ideas about the phenomenon of a dual career pathway, to expand and deepen the knowledge of practitioners providing psychological and educational support for student-athletes. Materials and Methods. By adopting prospective and scientific approaches to studying dual career development of student-athletes, the authors analyzed 45 articles from 250 selected sources on the problem, published on the Web of Science search platform from 2017 to 2021. The keywords for the search engine included the following: ‘mental health’, ‘dual career’, ‘student’ and ‘sport’. In accordance with the research goal, the authors used the following theoretical methods: comparison, clarification and generalization. Results. The study clarifies the content of dual career as a psychological and educational phenomenon in children's and youth sports. The authors have analyzed Russian and international research evidence on supporting dual careers of student-athletes, investigated variants of the structure of dual career support programs, taking into account the socio-cultural component in the development of national scales for evaluating the effectiveness of student-athletes’ dual careers. Contradictions between conceptual approaches to arranging dual careers in the studies of Western European and Eastern European researchers have been revealed. The authors identified different levels of interrelated determinants (from the individual to the macro level) affecting student-athletes’ dual career development. Conclusions. Although the theory of dual career pathway is sufficiently developed in the international scholarly literature, there are significant differences between conceptual approaches to organizing a dual career in different countries. The main difference lies in the content of educational programs for student-athletes, especially their psychological and educational components. The orientation towards basic values (artistic and aesthetic education, respect for the opponent, ‘team spirit’ and others) is characteristic for Russia and Eastern countries, while the technocratic approach and the dominant role of commercialization in the training of student-athletes are emphasized in the USA and Western countries.

Текст научной работы на тему «ДВОЙНОЙ КАРЬЕРНЫЙ ПУТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ-СПОРТСМЕНОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

Science for Education Today

2022. Том 12. № 3

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

УДК 159.913+196.012+318 DOI: 10.15293/2658-6762.2203.03

Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian

Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен

П. А. Байгужин1, Д. З. Шибкова1, Т. В. Рыба2, А. Д. Герасёв3, Р. И. Айзман3

1 Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский

университет), Челябинск, Россия 2 Университет Йювяскюля, Йювяскюля, Финляндия 3 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

Проблема и цель. В статье анализируются психолого-педагогические аспекты проблемы развития двойного карьерного пути обучающихся-спортсменов. Цель исследования - обобщить современные представления о феномене двойного карьерного пути, расширить и углубить знания специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-спортсменов.

Методология. Аспективный и научный подходы к исследованию развития двойного карьерного пути обучающихся-спортсменов позволили проанализировать 45 статей из 250 выбранных источников по исследуемой проблеме, размещенных в поисковой платформе Web of Science в период 2017-2021 гг., наиболее полно соответствующих комплексу ключевых терминов: "mental health", "dual career", "student" и "sport". В соответствии с целью применяли теоретические методы исследования: сопоставление, конкретизация, обобщение.

Результаты. Представлено содержание понятия двойной карьеры как психолого-педагогического феномена в детско-юношеском спорте. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт сопровождения двойной карьеры обучающихся-спортсменов. Рассмотрены варианты структуры программ сопровождения двойной карьеры и отражена социокультурная компонента в организации национальных шкал оценки эффективности двойной карьеры обуча-ющихся-спортсменов. Выявлены противоречия между концептуальными подходами к организации двойной карьеры в исследованиях западно-европейских и восточно-европейских ученых. Указаны взаимосвязанные детерминанты разных уровней (от индивидуального до макроуровня), влияющие на развитие двойной карьеры обучающегося-спортсмена.

Заключение. При достаточной разработанности теории двойного карьерного пути за рубежом имеются различия между концептуальными подходами к организации двойной карьеры в разных странах. Основное различие заключается в содержании программ подготовки

Библиографическая ссылка: Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Рыба Т. В., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 3. - С. 48-67. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.03

Н Автор для корреспонденции: П. А. Байгужин, baiguzhinpa@susu.ru © П. А. Байгужин, Д. З. Шибкова, Т. В. Рыба, А. Д. Герасёв, Р. И. Айзман, 2022

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

2022. Том 12. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

обучающихся-спортсменов, а именно психолого-педагогической составляющей. Для России и стран Восточной Европы характерна ориентация на базовые ценности (художественно-эстетическое воспитание, уважение к сопернику, «командный дух» и др.), в США и странах Западной Европы более выражен технократический подход и проявляется доминирующая роль коммерциализации в подготовке обучающихся-спортсменов.

Ключевые слова: двойная карьера; спортивное долголетие; обучающиеся-спортсмены; психолого-педагогический феномен.

Постановка проблемы

Спортивная деятельность строго дифференцируется на элитарный профессиональный спорт, физкультурно-спортивные и спортивно-массовые занятия. Инфраструктура их реализации и подготовка к ним являются социально ориентированной ценностью во многих странах, а спортивные достижения являются символами государственного и международного значения. Целевой организационной формой обеспечения высокой результативности и воспроизводства спортивной элиты считаются детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва [1]. В России подготовка спортивного резерва является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Так, в Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года сказано, что «в спорте высших достижений крупные победы на международной арене зависят от системности и эффективности работы со спортивным резервом»1.

Указанная декларация актуализирует проблему исследования организации регламентированного психолого-педагогического и медико-биологического сопровождения обу-чающихся-спортсменов, которая обусловлена рядом факторов, определяющих их спортивное долголетие. Во-первых, правильно и своевременно сделанный выбор спортивной специализации в соответствии с генетической

предрасположенностью; во-вторых, состояние здоровья, общие и специфические резервные возможности систем обеспечения деятельности; в-третьих, психологическая и психофизиологическая готовность и надежность обу-чающихся-спортсменов.

Свидетельством реальности данной проблемы являются результаты современных исследований. Так, общая распространенность психосоматических заболеваний у квалифицированных спортсменов достаточно высока и составляет 28 % [2]. В формировании психосоматических расстройств существенная роль отводится психологическим и психофизиологическим факторам. По данным С Akesdotter et а1. (2020), распространенность проблем психического здоровья в течение жизни элитных спортсменов в среднем составила 51,7 % (у женщин - 58,2 %, у мужчин - 42,3 %). Примечательно, что начало первого эпизода психических нарушений (50 % случаев) приходится на возрастной период 17-21 года [3].

Юниоры в большей степени сталкиваются с нарушениями психического здоровья, так как подвергаются сочетанному воздействию основных факторов образовательной среды (ограниченное время на учебные действия и коммуникацию, досуг, наличие пропусков занятий) и спортивной деятельности (гиперкинезия, жесткая дисциплина, травмы, повышенная тревожность, неустойчивость самооценки и т. п.) [4].

1 Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года. URL:_

http://static.government.ru/media/files/QNlNOzIXgAYf Exx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf_

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

49

2022. Том 12. № 3

В отечественной научной и методической литературе тема двойной карьеры спортсменов-обучающихся недостаточно разработана. Среди объективных причин такого невнимания можно назвать низкую доступность детско-юношеских спортивных организаций (в том числе высшего и профильного дополнительного образования) для внешнего оценивания и изучения, а также латентное существование самой проблемы влияния социальных, социокультурных, ценностных факторов на внутреннюю жизнь спортсмена и его результаты [1].

Таким образом, обозначена проблема комплексного психолого-педагогического и медико-биологического сопровождения обучающейся молодежи, реализующей двойной карьерный путь. Достижение комфортного и качественного совмещения образовательной деятельности и спортивной карьеры учащихся и студентов возможно при условии организации гибкого персонализированного подхода

[5; 6].

За рубежом также актуализируется необходимость комплексной организации сценария двойной карьеры, основанного на «целостном экологическом подходе к спорту и учебе» [8]. Рекомендуется уделять внимание не только проблемам, характерным для развития или стратегии преодоления трудностей отдельного обучающегося-спортсмена, но и пониманию оптимизации окружающей его среды [8]. Именно политическая воля, благоприятные социально-экономические условия и персонификация являются необходимыми факторами успешного продвижения программ

образования, поддерживающих двойную карьеру [9].

Таким образом, психолого-педагогические исследования проблемы развития двойного карьерного пути обучающихся-спортс-

ISSN 2658-6762

менов, проводимые зарубежными и отечественными учеными, существенно различаются. При этом актуальным аспектом рассматриваемой проблемы является здоровьесбере-гающее персонифицированное сопровождение школьников и студентов, реализующих двойной карьерный путь.

Цель статьи - обобщить современные представления о феномене двойного карьерного пути, расширить и углубить знания специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-спортсменов.

Методология исследования

Аспективный и научный подходы к исследованию развития двойного карьерного пути обучающихся-спортсменов позволили проанализировать 45 статей из 250 выбранных источников по исследуемой проблеме, размещенных в поисковой платформе Web of Science в период 2017-2021 гг., наиболее полно соответствующих комплексу ключевых терминов: "mental health", "dual career", "student" и "sport". В соответствии с целью применяли теоретические методы исследования: сопоставление, конкретизация, обобщение.

Результаты исследования

1. Двойная карьера как феномен организации системы обучения и воспитания

В Европейском союзе термин «двойная карьера» означает «... обеспечение возможности спортсмену без необоснованных личных усилий сочетать свою спортивную карьеру с образованием... чтобы защитить свое психическое состояние и здоровье, образовательные и профессиональные интересы, с акцентом на непрерывное формальное образование молодых спортсменов» [10].

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

50

Science for Education Today 2022. Том 12. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Методической и инструментальной основой современных исследований двойной карьеры за рубежом являются различные вопросники, направленные на самооценку восприятия факторов среды, психического и физического состояния элитных студентов-спортсменов. Как правило, в основе многочисленных опросников имеются следующие конструкты: академическая жизнь, спортивная жизнь и спортивный наставник (окружение) [11]. В анкете о ролевой нагрузке для юных спортсменов (RSQ-JA) представлены вопросы из следующих разделов (факторов): перегрузка в школе, перегрузка в спорте, конфликт между ролями, недогрузка и неоднозначность (неопределенность). Надежными инструментами измерения проявлений психического выгорания у юных спортсменов являются опросники эмоционального выгорания ABQ -Athlete Burnout Questionnaire [12; 13], SpBI-DC - Sport Burnout Inventory-Dual Career Form [14], CAAS-DC - Career Adapt-Abilities Scale -Dual Career Form [15] и др.

Ввиду имеющихся отличий в признании статуса студента-спортсмена и доступности программ сопровождения двойной карьеры в различных странах, акцентируется внимание на необходимости разработки национальной шкалы, например, выгорания спортсменов, отражающей социальный и культурный контекст конкретного государства [16].

Научный интерес представляют результаты опроса участников летней Универсиады 2017 г., среди которых 46 % мужчин и 54 % женщин. Все респонденты из Африки, Америки, Азии, Европы и Океании представляли 22 вида спорта (индивидуальные - 74 % и командные - 26 %), имеющие опыт международных спортивных соревнований. Анализ опроса выявил высокую частоту обстоятельств (причин), характеризующих проблемы двойной карьеры: пропуски учебных занятий

(57 %), ограниченный досуг (50 %), финансовая неопределенность (44 %), сокращение срока обучения (42 %) и постоянное чувство перегрузки (37 %) [17].

Подобные результаты распределения «барьеров» в успешной организации двойной карьеры представлены в результатах опросов юниоров национальных команд.

Факторный анализ параметров, характеризующих двойную карьеру итальянцев и словаков - элитных спортсменов-студентов обоего пола, выявил различия между странами только для академической мотивации: с высокими значениями для словаков и низкими для итальянцев, независимо от пола. Значимые связи были установлены для академической мотивации с текущей школьной успеваемостью и образованием отца, а также для спортивной мотивации с трудностями в спортивной/академической карьере [18].

В результате исследования взаимосвязи между занятиями спортом и показателями успешности в учебе у студентов-спортсменов из стран Восточной Европы (Венгрии, Словакии, Украины, Сербии и Румынии) [19] установлено, что занятия спортом снижают академическую успеваемость независимо от пола, страны проживания, учебного заведения и влияния основных социальных фоновых переменных. По мнению автора, полученные результаты противоречат интеграционной модели двойной карьеры [19].

В статье Т.У. ЯуЬа акцентируется внимание на проблеме объединения элитного спорта и образования в «двойной карьерный путь», который может быть реализован по-разному. С одной стороны, успешные занятия образовательной и спортивной деятельностью являются весьма труднодостижимыми и успех в одной из них часто реализуется за счет другой. С другой стороны, утверждается полезный взаимодополняющий характер «двойных

Science for Education Today 2022. Том 12. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

карьерных путей». Подчеркивается важность понимания процессов, лежащих в основе различий в развитии жизненных траекторий спортсменов. Автором на основе новых методологических и аналитических подходов расширяется современное понимание взаимосвязи психологических и социокультурных процессов в формировании личности, мотивации, благополучия и карьерных устремлений спортсменов-подростков [20]. К настоящему времени подход к организации и реализации «двойных карьерных путей» успешно осуществляется в рамках проекта «Winning in the Long Run: Towards a Psychosocial Sustainability of Adolescent Dual Career» («Победа в долгосрочной перспективе: к психосоциальной устойчивости подростковой двойной карьеры»), финансируемого Министерством образования и культуры Финляндии.

В работе Е. Е. Хвацкой и Н. Л. Ильиной представлены результаты исследования двойной» карьеры у квалифицированных экс-спортсменов - мастеров спорта, считающих, что они успешно сочетали спортивную и учебную деятельность [4]. На основе анализа данных, полученных с помощью структурированного опросника «The Dual Career Survey» [21], авторы определили, что реализация двойной карьеры спортсменами-мастерами спорта детерминирована внутренними и внешними ресурсами: в школьный период - в большей мере необходимостью «выполнять требования» и «умением распределять время» (по 57,1 %), при обучении в вузе - «целеустремленностью» (83,9 %). На способность успешно сочетать спортивную, учебную деятельность и личную жизнь сильное влияние оказывает «умение планировать свое время», «требовательность к себе», «уверенность в себе» и «мотивация», менее сильное - «коммуникативные навыки», «физическая форма», «спортивный опыт» [4].

Анализ результатов тестирования школьниц-спортсменок (16-18 лет) по испанской версии Вопросника двойной профессиональной компетентности для спортсменов (DCCQ-A) выявил, что наиболее часто встречающимися сценариями двойной карьеры были социальная жизнь и нехватка времени на обучение, менее встречающимися - определение плана обучения и «уход» из семьи. Различий в компетенциях, приоритетных для успешного преодоления указанных трудностей, не выявлено [22].

Анализ интервью 16-летних голландских гимнасток различной квалификации выявил наличие актуальных проблем, воспринимаемых ими на всех этапах спортивного совершенствования: изучение новых элементов, борьба с давлением окружающих и управление своей двойной карьерой. Однако по мере совершенствования указанные проблемы становятся «более личными и конкретными», чем на предыдущих этапах спортивного роста [23]. Безусловно, двойное развитие карьеры обучающегося спортсмена со временем меняется, что определяет доступность к спортивной и/или академической карьере. «Значимые другие» из окружения спортсменов сыграли важную роль в начале развития их двойной карьеры. Однако со временем влияние микросоциума оказывает все меньшее значение в формировании жизненной позиции юниора [24]. Это подтверждается результатами исследования J. Gomez, J. Bradley, P. Conway, в котором показан уникальный для каждого спортсмена подход к управлению тренировками [25].

Опрос финских юниоров-обучающихся в спортивных школах выявил три ведущих паттерна потребностно-ценностной мотивации: с двойным мотивом, характеризующийся высокой ценностью как в школе, так и в спорте; c низким академическим мотивом и с относительно низким мотивом спортивной

2022. Том 12. № 3

мотивации [26]. По мнению авторов, независимо от уровня достижений (в спорте или в обучении) высокая мотивация в конкретной области ассоциируется с более высокими будущими устремлениями в этой же области.

Изучение результативности спортивной деятельности и образования обучающихся спортсменов проводится с целью создания теории двойного карьерного пути. В основе разработки данной теории, также лежат результаты анализа интервью о жизни спортсменов [23; 27]. Так, Е. Саг%пу й а1. представляют формирование индивидуального опыта спортсменов по трем путям: спортивный, образовательный (профессиональный) и путь двойной карьеры [27].

В работе О. К. Крокинской и Н. В. Немировой были обозначены следующие эффекты реализации двойной карьеры студентами одного из российских университетов: 1) сужение горизонтов планирования и негативные ожидания относительно жизненной стратегии, если она выйдет за пределы спортивной деятельности; 2) эмоциональный дискомфорт из-за разрыва между потребностью в качественном образовании и доминирующими групповыми стереотипами об отсутствии возможностей его получения; 3) вероятность формирования «зависимости от спорта» и ее последующего усиления за счет узкой профессиональной специализации [1].

До настоящего времени в России, странах Восточной Европы проблема двойной карьеры не рассматривается в рамках психолого-педагогических и медико-биологических наук, а единичные публикации отражают наличие проблемы, не имеющей пока глубокого теоретико-методологического подхода к ее решению.

ISSN 2658-6762

2. Опыт сопровождения двойной карьеры обучающихся-спортсменов

2.1. Национальные программы сопровождения двойной карьеры в области спорта

Анализ литературы показал совершенно очевидную необходимость оказания помощи обучающимся-спортсменам в реализации качественной спортивной ориентации и в преодолении эмоционального выгорания (неудовлетворенности) в рамках психологического сопровождения спортивной и образовательной деятельности. Актуализируется необходимость принятия национальных программных документов о двойной карьеры в области спорта [28].

Во многих зарубежных странах учреждены службы охраны, психологического сопровождения спортсменов, реализующие программу развития юношеского спорта [29]. В частности, подобные службы в европейских странах реализованы в виде мониторинговой системы, которая: 1) оценивает психическое здоровье участников по основным показателям исходной тревоги, депрессии и гнева / поведения и вторичного показателя по оценке личных качеств и отношений; 2) обеспечивает активную связь юниоров, их родителей и координаторов программ, используя специализированные онлайн-ресурсы, групповую программу семинаров и индивидуальный мониторинг. Подобное сопровождение снижает уровень тревоги, сокращает проявление негативных эмоций и способствует просоциальному поведению [29].

Разработаны и реализованы программы, нацеленные на профилактику нарушений психики, пропаганду знаний в области психического здоровья среди юниоров [30]. В результате значительно снижается уровень хронического стресса, купируются симптомы стресса [31].

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

53

Science for Education Today 2022. Том 12. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Так, эффективность американской программы «Признание - принятие-обязательство» (MAC) достигнута в течение месяца ее применения в тренировочном процессе и выражена в снижении потребления юными спортсменами психоактивных веществ, их враждебности и нарушений в эмоциональной сфере, а также в повышении психологической гибкости. Согласно отчетам тренеров, участники программы MAC продемонстрировали повышение спортивных результатов [32].

Исходя из подобных результатов, следует использовать «гибкие» программы поддержки двойной карьеры, реализующие различные сценарии сопровождения. Например, в исследовании S. Defruyt et al. показано, что в рамках проекта «Золото в образовании и элитном спорте», поддерживаемого правительствами девяти европейских стран, реализуются различные варианты программы двойной карьеры (DCSP). Приоритетным сценарием двойной карьеры является: управление средой, напрямую не связанной с образованием и спортивной деятельностью; поддержка студенческого спорта при подготовке учебных планов и помощь студентам-спортсменам в преодолении «трудного периода» [33].

Заинтересованность сторон в сохранении здоровья юных спортсменов, предоставлении условий их результативной деятельности в спорте и в обучении, обеспечении спортивного долголетия имеют обратный эффект. Описаны ситуации, где программы двойной карьеры в организации образования студента-спортсмена носят декларативный характер [34], а 60 % респондентов незнакомы с существующими в их странах программами двойной карьеры [35].

Исследование двойной карьеры в работе R. Morris et al. ориентировано на классификацию различных типов сред двойного карьерного развития (DCDE), реализованных в семи

странах Европы (Бельгии, Дании, Финляндии, Словении, Испании, Швеции и Великобритании). Авторами определено восемь типов DCDE: спортивные школы, элитные спортивные школы или колледжи, профессиональные и/или частные клубные программы, спортивные университеты, комбинированные системы двойной карьеры, национальные спортивные программы, программы сил обороны и программы профсоюзов игроков с различными подходами к поддержке двойной карьеры [36]. В большинстве случаев обучение квалифицированных юниоров проходит в спортивных центрах, а его планирование основано на тренировочных графиках спортсменов [37].

2.2. Факторы, определяющие эффективность двойного карьерного пути обучаю-щихся-спортсменов

На развитие двойной карьеры юных спортсменов влияют взаимосвязанные детерминанты разных уровней: на индивидуальном

- цели карьеры, личность, роли, персонажи, самоэффективность и мотивация, а на микроуровне - тренеры, товарищи по команде, родители, братья и сестры, учителя физкультуры, другие учителя, одноклассники. Детерминанты мезоуровня относятся к двум или более взаимосвязанным детерминантам микроуровня, в частности наиболее значимое - взаимодействие родителей и тренера. Продуктивное управление взаимодействием между детерминантами мезоуровня часто обусловливают высокую академическую успеваемость и спортивную результативность. Экзоуровень включает в себя социальную инфраструктуру

- деятельность и процессы в ситуациях, регулируемых правительственными, финансовыми, политическими, академическими, медицинскими и другими структурами, влияющими на процессы мезоуровня. Детерминанты

2022. Том 12. № 3

макроуровня включают в себя отношения между установками, нормами, ценностями, убеждениями, ресурсами и культурой [37].

В программе психологического (психофизиологического) мониторинга должен учитываться вклад социальных факторов, определяющих становление успешного юного спортсмена. Приоритетными факторами считают детско-родительские отношения [26; 38] и взаимоотношения в системе «тренер -спортсмен» [39; 40]. Так, Е. Е. Хвацкой и Н. Е. Латышевой представлено три типа отношений родителей к занятиям ребенка спортом, характеризующих родителей как «проблемных» - создающих детям дополнительные трудности в решении не только возрастных задач развития и задач спортивной подготовки, но и задач в реализации ими двойной карьеры [38]. Авторами предложена следующая типология отношения родителей к занятиям ребенка спортом: 1) компенсирующее отношение проявляется в стремлении родителей «забыть» собственные жизненные или спортивные неудачи с помощью успехов ребенка в спорте и самоутвердиться за счет этого; 2) негативное отношение родителей (как правило, одного) проявляется в разного рода противодействиях спортивным занятиям ребенка и, следовательно, в отсутствии эмоциональной поддержки; 3) безразличное отношение родителей проявляется в отсутствии интереса к спортивным занятиям ребенка, игнорировании его успехов и неудач, отсутствии эмоциональной поддержки [38].

Доказано, что общие психические расстройства и специфические психические состояния, характерные для спортсменов студенческого возраста, в том числе депрессия, тревога, употребление наркотиков и алкоголя [41], определяются пропорционально степени напряженности семейных отношений [42].

ISSN 2658-6762

Установлена роль качества ближайшего окружения юниора [40]. В частности, вероятность появления спортивно одаренного ребенка в семье, где один родитель - спортсмен, равна 50 %, а если оба - 70 %. На начальном этапе занятий спортом важно выявить предрасположенность и психологическую готовность к определенным его видам. На этом этапе функция родителей - помощь ребенку во включении в деятельность и поддержании активности.

Эффективные наставнические отношения в системе «тренер - спортсмен» основаны, как правило, на личностно ориентированном подходе и характеризуются высоким уровнем проявления доверия, сочувствия, эмоционального интеллекта по отношению к воспитаннику [40]. В литературе есть свидетельства о низком или недостаточном воспитательном потенциале тренеров при реализации образовательного вектора развития школьников-спортсменов из-за исключительного акцента тренеров на спортивных результатах [43; 44].

Для тренеров и спортсменов важно понять необходимость формирования процессов мотивации, саморегуляции и самопознания -психологических ресурсов; создания комфортной учебной среды - адаптируемой, гибкой и персонализированной, основанной на эффективных моделях образования [45], повышающих в том числе умственные способности воспитанников [9].

Таким образом, национальные социокультурные системы сопровождения определяют специфичность организации двойной карьеры, мотивацию обучающихся-спортсменов и направленность ее реализации, влияют на психическое здоровье, в частности на проявления психоэмоционального выгорания.

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все права защищены

55

2022. Том 12. № 3

Заключение

Усиливающаяся глобальная конкуренция, возрастающая технологическая емкость современного спорта требуют не столько обновления используемого инструментария и методик, сколько проведения имеющих долгосрочную перспективу системных преобразований в отборе и подготовке спортсменов.

Национальные шкалы оценки эффективности программ сопровождения двойной карьеры обучающихся-спортсменов отражают вклад политического, социального, культурного компонентов в организацию подготовки обучающихся-спортсменов. При достаточной разработанности теории двойного карьерного пути имеются различия в содержании указанных выше программ, которые определяют противоречия между концептуальными подходами к организации двойной карьеры в разных странах.

Перспективность развития концептуальных положений теории двойной карьеры обусловлена необходимостью модернизации системы психолого-педагогического и медико-биологического сопровождения спортивно одаренной молодежи в целях обеспечения их психологической, психофизиологической надежности и спортивного долголетия.

Анализ современного состояния теории двойного карьерного пути позволяет сделать следующие выводы.

До настоящего времени в России, странах Восточной Европы проблема двойной карьеры не рассматривается в рамках психолого-педагогических и медико-биологических

ISSN 2658-6762

наук, а единичные публикации отражают наличие проблемы, не имеющей пока глубокого теоретико-методологического подхода к ее решению.

Эффективность организационных мер и многочисленных вариантов национальных программ сопровождения двойной карьеры в области спорта может быть достигнута при условии психолого-педагогического сопровождения, лежащего в основе управления двойной карьерой на индивидуальном уровне.

Национальные социокультурные системы сопровождения определяют специфичность организации двойной карьеры, мотивацию обучающихся-спортсменов и направленность ее реализации, влияют на психическое здоровье, в частности на проявления психоэмоционального выгорания. Такие детерминанты влияют на юного спортсмена, его окружение и определяют качество развития индивидуальной двойной карьеры.

Основное различие заключается в содержании программ подготовки обучающихся-спортсменов, а именно психолого-педагогической составляющей. Для России и стран Восточной Европы характерна ориентация на базовые ценности (художественно-эстетическое воспитание, уважение к сопернику, «командный дух» и другие), в США и странах Западной Европы более выражен технократический подход и проявляется доминирующая роль коммерциализации в подготовке обучаю-щихся-спортсменов.

http://sciforedu.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крокинская О. К., Немирова Н. В. Воспитанники детской спортивной школы олимпийского резерва: социальное самочувствие и жизненные стратегии // Социологический журнал. -2018. - Т. 24, № 1. - С. 34-54. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.1.5712 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32679200

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

56

2022. Том 12. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

2. Митин И. Н., Горовая А. Е., Кравчук Д. А., Добрушина О. Р., Жолинский А. В. Особенности психосоматических нарушений высококвалифицированных спортсменов // Спортивная медицина: наука и практика. - 2018. - Т. 8, № 2. - С. 54-61. DOI: https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2018.2.54 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=36457879

3. Akesdotter C., Kentta G., Eloranta S., Franck J. The prevalence of mental health problems in elite athletes // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2020. - Vol. 23 (4). - P. 329-335. DOI: https://doi.org/10.1016/jjsams.2019.10.022

4. Хвацкая Е. Е., Ильина Н. Л. Ретроспективный подход в исследовании «двойной» карьеры у спортсменов // Спортивный психолог. - 2018. - № 1. - С. 45-48. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=35177342

5. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Савченков А. В. Обоснование подхода к оцениванию психофизиологического статуса и профессиональных качеств личности // Вестник психофизиологии. - 2017. - № 3. - С. 80-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32422600

6. Колокольцев М. М., Ермаков С. С., Третьякова Н. В., Крайник В. Л., Романова Е. В. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов // Образование и наука. - 2020. - Т. 22, № 5. - С. 150-168. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43077143

7. Henriksen K., Storm L. K., Kuettel A., Linner L., Stambulova N. A holistic ecological approach to sport and study: The case of an athlete friendly university in Denmark // Psychology of Sport and Exercise. - 2020. - Vol. 47. - P. 101637. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.101637

8. Mateu P., Vilanova A., Ingles E. Analysis of the elite student-athletes support programs' organizational characteristics in catalonia's higher education system // Movimento. - 2018. - Vol. 24 (4). -P. 1205-1218. DOI: https://doi.org/10.22456/1982-8918.82235

9. Gonzalez-Hernandez J., Capilla Diaz C., Gomez-Lopez M. Impulsiveness and cognitive patterns. Understanding the perfectionistic responses in Spanish competitive junior athletes // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10 (1605). - P. 1-8. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01605

10. Stefano B., Ginevra G. The Italian approach to the dual careers of university student-athletes // Kinesiologia Slovenica. - 2018. - Vol. 24 (3). - P. 5-18. URL: https://www.seman-ticscholar.org/paper/The-Italian-approach-to-the-dual-careers-of-Bastianon-Greco/e6a887f87cb90c5dbf5e015ac21d72775bfa33ce

11. Sanchez-Pato A., Calderon A., Luis Arias-Estero J., Alfonso Garcia-Roca J., Bada J., Merono L., Isidori E., Brunton J., Decelis A., Koustelios A., Mallia O., Fazio A., Radcliffe J., Sedgwick M. Design and validation of a questionnaire about the perceptions of dual career student-athletes (ESTPORT) // Cultura, ciencia y deporte. - 2016. - Vol. 11 (32). - P. 127-147. DOI: https://doi.org/10.12800/ccd.v11i32.713

12. Берилова Е. И. Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. -№ 4. - С. 79-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27637745

13. Gerber M., Gustafsson H., Seelig H., Kellmann M., Ludyga S., Colledge F., Brand S., Isoard-Gau-theur S., Bianchi R. Usefulness of the Athlete Burnout Questionnaire (ABQ) as a screening tool for the detection of clinically relevant burnout symptoms among young elite athletes // Psychology of Sport and Exercise. - 2018. - Vol. 39. - P. 104-113. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .psychsport.2018.08.005

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

57

Science for Education Today

2022. Том 12. № 3

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

14. Sorkkila M., Ryba T. V., Aunola K., Selanne H., Salmela-Aro K. Sport Burnout Inventory - Dual Career Form for student-athletes: Assessing validity and reliability in a Finnish sample of adolescent athletes // Journal of Sport and Health Science. - 2020. - Vol. 9 (4). - P. 358-366. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.jshs.2017.10.006

15. Ryba T. V., Zhang C-Q., Huang Z-J., Aunola K. Career Adapt-Abilities Scale - Dual Career Form (CAAS-DC): Psychometric properties and initial validation in high-school student-athletes // Health Psychology and Behavioral Medicine. - 2017. - Vol. 5 (1). - P. 85-100. DOI: https://doi.org/10.1080/21642850.2016.1273113

16. Kim K. Student-Athletes' dual career and sport burnout // Korean Journal of Sport Science. -2019. - Vol. 30 (4). - P. 631-650. DOI: https://doi.org/10.24985/kjss.2019.30A631

17. Guirola Gómez I., Torregrosa M., Ramis Y., Jaenes J. C. Paddling upstream: facilitators and barriers to combine sport and studies // Revista Andaluza de Medicina del Deporte. - 2018. -Vol. 11 (1). - P. 12-17. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.ramd.2016.08.002

18. Kerstajn R., Lupo C., Capranica L., Topic M. D. Motivation towards sports and academics careers in elite winter sport Slovenian and Italian athletes: The role of internal and external factors // Ido Movement for Culture-Journal of Martial Arts Anthropology. - 2018. - Vol. 18 (2). - P. 29-37. DOI: https://doi.org/10.14589/ido.18.2.4

19. Kovacs K. A survey of the interrelation between sports and persistence among students in five countries // Journal of College Student Retention-Research Theory and Practice. - 2019. DOI: https://doi.org/10.1177/1521025119889588

20. Ryba T., Aunola K., Kalaja S., Selanne H., Ronkainen N., Nurmi J.-E. A new perspective on adolescent athletes' transition into upper secondary school: A longitudinal mixed methods study protocol // Cogent Psychology. - 2016. - Vol. 3 (1). - P. 1142412. DOI: https://doi.org/10.1080/23311908.2016.1142412

21. Stambulova N. B., Engstrom C., Franck A., Linnér L., Lindahl K. Searching for an optimal balance: Dual career experiences of Swedish adolescent athletes // Psychology of Sport and Exercise. -2015. - Vol. 21. - P. 4-14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2014.08.009

22. Perez-Rivases A., Pons J., Reguela S., Viladrich C., Pallares S., Torregrossa M. Spanish female student-athletes' perception of key competencies for successful dual career adjustment // International Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/1612197x.2020.1717575

23. Blijlevens S. J. E., Wylleman P., Bool K., Elferink-Gemser M. T., Visscher C. Acquisition and maintenance of excellence: the challenges faced by Dutch top-level gymnasts throughout different stages of athletic development // Sport in Society. - 2020. - Vol. 23 (4). - P. 577-594. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2018.1524106

24. Sum R. K. W., Tsai H.-H., Ha A. S. C., Cheng C.-f., Wang F.-j., Li M. Social-ecological determinants of elite student athletes' dual career development in Hong Kong and Taiwan // Sage Open. -2017. - Vol. 7 (2). DOI: https://doi.org/10.1177/2158244017707798

25. Gomez J., Bradley J., Conway P. The challenges of a high-performance student athlete // Irish Educational Studies. - 2018. - Vol. 37 (3). - P. 329-349. DOI: https://doi.org/10.1080/03323315.2018.1484299

26. Aunola K., Sorkkila M., Viljaranta J., Tolvanen A., Ryba T. V. The role of parental affection and psychological control in adolescent athletes' symptoms of school and sport burnout during the transition to upper secondary school // Journal of Adolescence. - 2018. - Vol. 69 (1). - P. 140-149. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.10.001

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 3

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

27. Cartigny E., Fletcher D., Coupland C., Taylor G. Mind the gap: a grounded theory of dual career pathways in sport // Journal of Applied Sport Psychology. - 2021. - Vol. 33 (3). - P. 280-301. DOI: https://doi.org/10.1080/10413200.2019.1654559

28. Puiu L. B. The Importance of Adopting National Policy Papers on Dual Careers in the Field of Sport // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. - 2018. - Vol. 10 (1). - P. 4553. DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/16

29. Dowell T. L., Waters A. M., Usher W., Farrell L. J., Donovan C. L., Modecki K. L., ZimmerGembeck M. J., Castle M., Hinchey J. Tackling mental health in youth sporting programs: a pilot study of a holistic program // Child psychiatry & human development. - 2021. - Vol. 52. - P. 1529. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-020-00984-9

30. Vella S. A., Swann C., Batterham M., Boydell K. M., Eckermann S., Fogarty A., Hurley D., Lid-dle S. K., Lonsdale C., Miller A., Noetel M., Okely A. D., Sanders T., Telenta J., Deane F. P. Ahead of the game protocol: a multi-component, community sport-based program targeting prevention, promotion and early intervention for mental health among adolescent males // BMC Public Health. - 2018. - Vol. 18 (1). - P. 390. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-018-5319-7

31. Sallen J., Hemming K., Richartz A. Facilitating dual careers by improving resistance to chronic stress: effects of an intervention programme for elite student athletes // European Journal of Sport Science. - 2018. - Vol. 18 (1). - P. 112-122. DOI: https://doi.org/10.1080/17461391.2017.1407363

32. Gross M., Moore Z. E., Gardner F. L., Wolanin A. T., Pess R., Marks D. R. An empirical examination comparing the Mindfulness-Acceptance-Commitment approach and Psychological Skills Training for the mental health and sport performance of female student athletes // International journal of sport and exercise psychology. - 2018. - Vol. 16 (4). - P. 431-451. DOI: https://doi.org/10.1080/1612197X.2016.1250802

33. Defruyt S., Wylleman P., Kegelaers J., De Brandt K. Factors influencing Flemish elite athletes' decision to initiate a dual career path at higher education // Sport in Society. - 2020. - Vol. 23 (4). -P. 660-677. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2019.1669324

34. Ryan C., Thorpe H., Pope C. The policy and practice of implementing a student-athlete support network: a case study // International Journal of Sport Policy and Politics. - 2017. - Vol. 9 (3). -P. 415-430. DOI: https://doi.org/10.1080/19406940.2017.1320301

35. Condello G., Capranica L., Doupona M., Varga K., Burk V. Dual-career through the elite university student-athletes' lenses: The international FISU-EAS survey // Plos One. - 2019. - Vol. 14 (10). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0223278

36. Morris R., Cartigny E., Ryba T. V., Wylleman P., Henriksen K., Torregrossa M., Lindahl K., Erpic S. C. A taxonomy of dual career development environments in European countries // European Sport Management Quarterly. - 2021. - Vol. 21 (1). - P. 134-151. DOI: https://doi.org/10.1080/16184742.2020.1725778

37. Gavala-Gonzalez J., Castillo-Rodriguez A., Carlos Fernandez-Garcia J. Dual career of the u-23 Spanish canoeing team // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01783

38. Хвацкая Е. Е., Латышева Н. Е. Взаимодействие с родителями юных спортсменов как вектор психологического сопровождения спортивного резерва // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2018. - № 1. - С. 249-251. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36577615

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2022. Том 12. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

39. Манжелей И. В., Колунин Е. Т., Куценко Г. А. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 1. -С. 94-96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36761884

40. Sandardos S. S., Chambers T. P. "It's not about sport, it's about you": An interpretative phenome-nological analysis of mentoring elite athletes // Psychology of Sport and Exercise. - 2019. -Vol. 43. - P. 144-154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.02.003

41. He J.-P., Paksarian D., Merikangas K. R. Physical Activity and Mental Disorder Among Adolescents in the United States // Journal of Adolescent Health. - 2018. - Vol. 63 (5). - P. 628-635. DOI: https://doi.org/10.1016/jjadohealth.2018.05.030

42. Hussey J. E., Donohue B., Barchard K. A., Allen D. N. Family contributions to sport performance and their utility in predicting appropriate referrals to mental health optimization programmes // European Journal of Sport Science. - 2019. - Vol. 19 (7). - P. 972-982. DOI: https://doi.org/10.1080/17461391.2019.1574906

43. Ronkainen N. J., Ryba T. V., Littlewood M., Selaenne H. "School, family and then hockey!' Coaches' views on dual career in ice hockey // International Journal of Sports Science and Coaching. -2018. - Vol. 13 (1). - P. 38-45. DOI: https://doi.org/10.1177/1747954117712190

44. Saarinen M., Ryba T. V., Ronkainen N. J., Rintala H., Aunola K. 'I was excited to train, so I didn't have problems with the coach': dual career athletes' experiences of (dis)empowering motivational climates // Sport in Society. - 2020. - Vol. 23 (4). - P. 629-644. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2019.1669322

45. Isidori E., Sanchez Pato A., Decelis A. E-tutorship and dual-career of student-athletes: a pedagogical conceptualization from the results of an Italian case study // Inted2017: 11th International Technology, Education and Development Conference / L. G. Chova et al. - 2017. - P. 8028-8037. DOI: https://doi.org/ 10.21125/inted.2017.1893

Поступила: 29 марта 2022 Принята: 11 мая 2022 Опубликована: 30 июня 2022

Заявленный вклад авторов:

Каждый из авторов внес равнозначный вклад в создание публикации, включая сбор материала, написание текста и формулирование выводов.

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация об авторах

Байгужин Павел Азифович

доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник, научно-исследовательский центр спортивной науки, Институт спорта, туризма и сервиса,

Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), пр. Ленина, 76, г. Челябинск, Челябинская обл., 454080, Россия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-5092-0943 E-mail: baiguzhinpa@susu.ru

Science for Education Today

2022. Том 12. № 3

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Шибкова Дарья Захаровна

доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник, научно-исследовательский центр спортивной науки, Институт спорта, туризма и сервиса, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет). пр. Ленина, 76, г. Челябинск, Челябинская обл., 454080, Россия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8583-6821 E-mail: shibkova2006@mail.ru

Рыба Татьяна Владимировна

доктор философии, доцент, старший научный сотрудник, кафедра

психологии, факультет наук о спорте и здоровье, Университет Йювяскюля.

Seminaarinkatu 15, 40014 Jyvaskylan yliopisto, Финляндия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3218-4938 E-mail: tatiana.ryba@jyu.fi

Герасёв Алексей Дмитриевич

доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет. Вилюйская ул., 28, Новосибирск, Новосибирская обл., 630126, Россия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-6442-3956 E-mail: ad-gerasev@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Айзман Роман Иделевич

доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет. Вилюйская ул., 28, Новосибирск, Новосибирская обл., 630126, Россия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7776-4768 E-mail: aizman.roman@yandex.ru

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022, vol. 12, issue 3

http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2203.03 Research Full Article / Article language: Russian

Student-athletes' dual career as a psychological and educational phenomenon

Pavel A. Baiguzhin h Daria Z. Shibkova1, Tat'yana V. Ryba2, Alexey D. Gerasev3, Roman I. Aizman3

1 South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation

2 University of Jyvaskyla, Jyvaskyla, Finland 3 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

Abstract

Introduction. The article analyzes psychological and educational aspects of dual career development for student-athletes. The purpose of the research is to summarize modern ideas about the phenomenon of a dual career pathway, to expand and deepen the knowledge ofpractitioners providing psychological and educational support for student-athletes.

Materials and Methods. By adopting prospective and scientific approaches to studying dual career development of student-athletes, the authors analyzed 45 articles from 250 selected sources on the problem, published on the Web of Science search platform from 2017 to 2021. The keywords for the search engine included the following: 'mental health', 'dual career', 'student' and 'sport'. In accordance with the research goal, the authors used the following theoretical methods: comparison, clarification and generalization.

Results. The study clarifies the content ofdual career as a psychological and educational phenomenon in children's and youth sports. The authors have analyzed Russian and international research evidence on supporting dual careers of student-athletes, investigated variants of the structure of dual career support programs, taking into account the socio-cultural component in the development of national scales for evaluating the effectiveness of student-athletes' dual careers. Contradictions between conceptual approaches to arranging dual careers in the studies of Western European and Eastern European researchers have been revealed. The authors identified different levels of interrelated determinants (from the individual to the macro level) affecting student-athletes' dual career development.

Conclusions. Although the theory of dual career pathway is sufficiently developed in the international scholarly literature, there are significant differences between conceptual approaches to organizing a dual career in different countries. The main difference lies in the content of educational programs for student-athletes, especially their psychological and educational components. The orientation towards basic values (artistic and aesthetic education, respect for the opponent, 'team spirit'

For citation

Baiguzhin P. A., Shibkova D. Z., Ryba T. V., Gerasev A. D., Aizman R. I. Student-athletes' dual career as a psychological and educational phenomenon. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (3), pp. 48-67. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.03

E3 Corresponding Author: Pavel A. Baiguzhin, baignzhinpa@simi.rii

© Pavel A. Baiguzhin, Daria Z. Shibkova, Tat'yana V. Ryba, Alexey D. Gerasev, Roman I. Aizman, 2022

2022, vol. 12, issue 3 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

and others) is characteristic for Russia and Eastern countries, while the technocratic approach and the

dominant role of commercialization in the training of student-athletes are emphasized in the USA and

Western countries.

Keywords

Dual career; Sports longevity; Students-athletes; Psychological and pedagogical phenomenon.

REFERENCES

1. Krokinskaya O. K., Nemirova N. V. Pupils of the children's Olympic reserve sports school: Social well-being and life strategies. Sociological Journal, 2018, vol. 24 (1), pp. 34-54. (In Russian) DOI: https://doi.Org/10.19181/socjour.2018.24.1.5712

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32679200

2. Mitin I. N., Gorovaya A. E., Kravchuk D. A., Dobrushina O. R., Zholinskii A. V. Aspects of psychosomatic disorders in highly qualified athletes. Sports Medicine: Research and Practice, 2018, vol. 8 (2), pp. 54-61. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2018.2.54 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36457879

3. Akesdotter C., Kentta G., Eloranta S., Franck J. The prevalence of mental health problems in elite athletes. Journal of Science and Medicine in Sport, 2020, vol. 23 (4), pp. 329-335. DOI: https://doi.org/10.1016/jjsams.2019.10.022

4. Khvatskaya E. E., Il'ina N. L. Retrospective approach in research of "dual" career in athletes. Sports Psychologist, 2018, no. 1, pp. 45-48. (In Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35177342

5. Baiguzhin P. A., Shibkova D. Z., Savchenkov A. V. Rationale of approach to evaluation of psychophysiological status and professional personal quality. Bulletin of Psychophysiology, 2017, no. 3, pp. 80-87. (In Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32422600

6. Kolokol'tsev M. M., Ermakov S. S., Tret'yakova N. V., Krainik V. L., Romanova E. V. Physical activity as a factor to improve the quality of student life. The Education and Science Journal, 2020, vol. 22 (5), pp. 150-168. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43077143

7. Henriksen K., Storm L. K., Kuettel A., Linner L., Stambulova N. A holistic ecological approach to sport and study: The case of an athlete friendly university in Denmark. Psychology of Sport and Exercise, 2020, vol. 47, pp. 101637. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.101637

8. Mateu P., Vilanova A., Ingles E. Analysis of the elite student-athletes support programs' organizational characteristics in Catalonia's higher education system. Movimento, 2018, vol. 24 (4), pp. 1205-1218. DOI: https://doi.org/10.22456/1982-8918.82235

9. Gonzalez-Hernandez J., Capilla Diaz C., Gomez-Lopez M. Impulsiveness and cognitive patterns. Understanding the perfectionistic responses in Spanish competitive junior athletes. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10 (1605), pp. 1-8. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01605

10. Stefano B., Ginevra G. The Italian approach to the dual careers of university student-athletes. Kinesiologia Slovenica, 2018, vol. 24 (3), pp. 5-18. DOI: https://doi.org/10.12800/ccd.v11i32.713

11. Sanchez-Pato A., Calderon A., Luis Arias-Estero J., Alfonso Garcia-Roca J., Bada J., Merono L., Isidori E., Brunton J., Decelis A., Koustelios A., Mallia O., Fazio A., Radcliffe J., Sedgwick M. Design and validation of a questionnaire about the perceptions of dual career student-athletes (ESTPORT). Cultura, Ciencia y Deporte, 2016, vol. 11 (32), p. 127-147. DOI: https://doi.org/10.12800/ccd.v11i32.713

Science for Education Today

2022, vol. 12, issue 3 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

12. Berilova E. Adaptation of T. Raedeke, A. Smith questionnaire to assess the mental burnout of Russian athletes. Physical Education, Sports - Science and Practice, 2016, no. 4, pp. 79-84. (In Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27637745

13. Gerber M., Gustafsson H., Seelig H., Kellmann M., Ludyga S., Colledge F., Brand S., Isoard-Gautheur S., Bianchi R. Usefulness of the Athlete Burnout Questionnaire (ABQ) as a screening tool for the detection of clinically relevant burnout symptoms among young elite athletes. Psychology of Sport and Exercise, 2018, vol. 39, pp. 104-113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2018.08.005

14. Sorkkila M., Ryba T. V., Aunola K., Selanne H., Salmela-Aro K. Sport Burnout Inventory - Dual Career Form for student-athletes: Assessing validity and reliability in a Finnish sample of adolescent athletes. Journal of Sport and Health Science, 2020, vol. 9 (4), pp. 358-366. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.jshs.2017.10.006

15. Ryba T. V., Zhang C-Q., Huang Z-J., Aunola K. Career Adapt-Abilities Scale - Dual Career Form (CAAS-DC): Psychometric properties and initial validation in high-school student-athletes. Health Psychology and Behavioral Medicine, 2017, vol. 5 (1), pp. 85-100. DOI: https://doi.org/10.1080/21642850.2016.1273113

16. Kim K. Student-Athletes' dual career and sport burnout. Korean Journal of Sport Science, 2019, vol. 30 (4), pp. 631-650. DOI: https://doi.org/10.24985/kjss.2019.30A631

17. Guirola Gómez I., Torregrosa M., Ramis Y., Jaenes J. C. Paddling upstream: Facilitators and barriers to combine sport and studies. Revista Andaluza de Medicina del Deporte, 2018, vol. 11 (1), pp. 12-17. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.ramd.2016.08.002

18. Kerstajn R., Lupo C., Capranica L., Topic M. D. Motivation towards sports and academics careers in elite winter sport Slovenian and Italian athletes: The role of internal and external factors. Ido Movement for Culture-Journal of Martial Arts Anthropology, 2018, vol. 18 (2), pp. 29-37. DOI: https: //doi.org/ 10.14589/ido.18.2.4

19. Kovacs K. A survey of the interrelation between sports and persistence among students in five countries. Journal of College Student Retention-Research Theory & Practice, 2019. DOI: https://doi.org/10.1177/1521025119889588

20. Ryba T., Aunola K., Kalaja S., Selanne H., Ronkainen N., Nurmi J.-E. A new perspective on adolescent athletes' transition into upper secondary school: A longitudinal mixed methods study protocol. Cogent Psychology, 2016, vol. 3 (1), pp. 1142412. DOI: https://doi.org/10.1080/23311908.2016.1142412

21. Stambulova N. B., Engstrom C., Franck A., Linnér L., Lindahl K. Searching for an optimal balance: Dual career experiences of Swedish adolescent athletes. Psychology of Sport and Exercise, 2015, vol. 21, pp. 4-14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2014.08.009

22. Perez-Rivases A., Pons J., Reguela S., Viladrich C., Pallares S., Torregrossa M. Spanish female student-athletes' perception of key competencies for successful dual career adjustment. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/1612197x.2020.1717575

23. Blijlevens S. J. E., Wylleman P., Bool K., Elferink-Gemser M. T., Visscher C. Acquisition and maintenance of excellence: The challenges faced by Dutch top-level gymnasts throughout different stages of athletic development. Sport in Society, 2020, vol. 23 (4), pp. 577-594. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2018.1524106

24. Sum R. K. W., Tsai H.-H., Ha A. S. C., Cheng C.-f., Wang F.-j., Li M. Social-ecological determinants of elite student athletes' dual career development in Hong Kong and Taiwan. Sage Open, 2017, vol. 7 (2). DOI: https://doi.org/10.1177/2158244017707798

© 2011-2022 Science for Education Today

All rights reserved

Science for Education Today

2022, vol. 12, issue 3 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

25. Gomez J., Bradley J., Conway P. The challenges of a high-performance student athlete. Irish Educational Studies, 2018, vol. 37 (3), pp. 329-349. DOI: https://doi.org/10.1080/03323315.2018.1484299

26. Aunola K., Sorkkila M., Viljaranta J., Tolvanen A., Ryba T. V. The role of parental affection and psychological control in adolescent athletes' symptoms of school and sport burnout during the transition to upper secondary school. Journal of Adolescence, 2018, vol. 69 (1), pp. 140-149. DOI: https: //doi.org/ 10.1016/j.adolescence.2018.10.001

27. Cartigny E., Fletcher D., Coupland C., Taylor G. Mind the gap: A grounded theory of dual career pathways in sport. Journal of Applied Sport Psychology, 2021, vol. 33 (3), pp. 280-301. DOI: https://doi.org/10.1080/10413200.2019.1654559

28. Puiu L. B. The importance of adopting national policy papers on dual careers in the field of sport. Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensional, 2018, vol. 10 (1), pp. 45-53. DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/16

29. Dowell T. L., Waters A. M., Usher W., Farrell L. J., Donovan C. L., Modecki K. L., ZimmerGembeck M. J., Castle M., Hinchey J. Tackling mental health in youth sporting programs: A pilot study of a holistic program. Child Psychiatry & Human Development, 2021, vol. 52, pp. 15-29. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-020-00984-9

30. Vella S. A., Swann C., Batterham M., Boydell K. M., Eckermann S., Fogarty A., Hurley D., Liddle S. K., Lonsdale C., Miller A., Noetel M., Okely A. D., Sanders T., Telenta J., Deane F. P. Ahead of the game protocol: A multi-component, community sport-based program targeting prevention, promotion and early intervention for mental health among adolescent males. BMC Public Health, 2018, vol. 18 (1), no. pp. 390. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-018-5319-7

31. Sallen J., Hemming K., Richartz A. Facilitating dual careers by improving resistance to chronic stress: Effects of an intervention programme for elite student athletes. European Journal of Sport Science, 2018, vol. 18 (1), pp. 112-122. DOI: https://doi.org/10.1080/17461391.2017.1407363

32. Gross M., Moore Z. E., Gardner F. L., Wolanin A. T., Pess R., Marks D. R. An empirical examination comparing the Mindfulness-Acceptance-Commitment approach and Psychological Skills Training for the mental health and sport performance of female student athletes. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2018, vol. 16 (4), pp. 431-451. DOI: https://doi.org/10.1080/1612197X.2016.1250802

33. Defruyt S., Wylleman P., Kegelaers J., De Brandt K. Factors influencing Flemish elite athletes' decision to initiate a dual career path at higher education. Sport in Society, 2020, vol. 23 (4), pp. 660-677. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2019.1669324

34. Ryan C., Thorpe H., Pope C. The policy and practice of implementing a student-athlete support network: A case study. International Journal of Sport Policy and Politics, 2017, vol. 9 (3), pp. 415430. DOI: https://doi.org/10.1080/19406940.2017.1320301

35. Condello G., Capranica L., Doupona M., Varga K., Burk V. Dual-career through the elite university student-athletes' lenses: The international FISU-EAS survey. Plos One, 2019, vol. 14 (10). DOI: https://doi.org/10.137Uj ournal .pone.0223278

36. Morris R., Cartigny E., Ryba T. V., Wylleman P., Henriksen K., Torregrossa M., Lindahl K., Erpic S. C. A taxonomy of dual career development environments in European countries. European Sport Management Quarterly, 2021, vol. 21 (1), pp. 134-151. DOI: https://doi.org/10.1080/16184742.2020.1725778

37. Gavala-Gonzalez J., Castillo-Rodriguez A., Carlos Fernandez-Garcia J. Dual career of the u-23 Spanish canoeing team. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01783

2022, vol. 12, issue 3 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

38. Khvatskaya E. E., Latysheva N. E. Interaction with parents of young athletes as a vector of psychological support of the sports reserve. Athletes Competitive Resources: Theory and Practice of Implementation, 2018, no. 1, pp. 249-251. (In Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36577615

39. Manzhelei I. V., Kolunin E. T., Kutsenko G. A. Educatory resource of competitive environment at Olympic reserve school. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 1, pp. 94-96. (In Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36761884

40. Sandardos S. S., Chambers T. P. "It's not about sport, it's about you": An interpretative phenomenological analysis of mentoring elite athletes. Psychology of Sport and Exercise, 2019, vol. 43, pp. 144-154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.02.003

41. He J.-P., Paksarian D., Merikangas K. R. Physical activity and mental disorder among adolescents in the United States. Journal of Adolescent Health, 2018, vol. 63 (5), pp. 628-635. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .jadohealth.2018.05.030

42. Hussey J. E., Donohue B., Barchard K. A., Allen D. N. Family contributions to sport performance and their utility in predicting appropriate referrals to mental health optimization programmes. European Journal of Sport Science, 2019, vol. 19 (7), pp. 972-982. DOI: https://doi.org/10.1080/17461391.2019.1574906

43. Ronkainen N. J., Ryba T. V., Littlewood M., Selaenne H. "School, family and then hockey!' Coaches' views on dual career in ice hockey. International Journal of Sports Science and Coaching, 2018, vol. 13 (1), pp. 38-45. DOI: https://doi.org/10.1177/1747954117712190

44. Saarinen M., Ryba T. V., Ronkainen N. J., Rintala H., Aunola K. 'I was excited to train, so I didn't have problems with the coach': Dual career athletes' experiences of (dis)empowering motivational climates. Sport in Society, 2020, vol. 23 (4), pp. 629-644. DOI: https://doi.org/10.1080/17430437.2019.1669322

45. Isidori E., Sanchez Pato A., Decelis A. E-tutorship and dual-career of student-athletes: a pedagogical conceptualization from the results of an Italian case study. In: L. G. Chova et al. (eds.). Inted2017: 11th International Technology, Education and Development Conference, 2017, pp. 8028-8037. DOI: https://doi.org/10.21125/inted.2017.1893

Each of the authors made an equal and significant contribution to the article creation, including the empirical material collection, the development of study design, text writing and conclusions formulating.

Submitted: 29 March 2022 Accepted: 11 May 2022 Published: 30 June 2022

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

The authors' stated contribution:

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

© 2011-2022 Science for Education Today

All rights reserved

2022, vol. 12, issue 3 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

Information about the Authors

Pavel Azifovich Baiguzhin

Doctor of Biology Sciences, Leading Researcher the Sports Science Research Center,

Institute of Sports, Tourism and Tourism, South Ural State University (National Research University). 454080, 76 Lenin Ave., Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-5092-0943 E-mail: baiguzhinpa@susu.ru (Corresponding Author)

Dariya Zakharovna Shibkova

Doctor of Biology Sciences, Professor, Chief Researcher, the Research Center for Sports Science,

Institute of Sports, Tourism and Service, South Ural State University (National Research University). 454080, 76 Lenin Ave., Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8583-6821 E-mail: shibkova2006@mail.ru

Tatiana Vladimirovna Ryba

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD, Associate Professor, Senior Research Associate, Department of Psychology, Faculty of Sports and Health Sciences, University of Jyvaskyla.

Seminininkatu 15, 40014 University of Jyväskylä, Finland ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3218-4938 E-mail: tatiana.ryba@jyu.fi

Alexey Dmitrievich Gerasev

Doctor of Biology Sciences, Professor,

the Department of Anatomy, Physiology, and Life Safety

Novosibirsk State Pedagogical University,

630126, 28 Vilyuiskaya Str., Novosibirsk, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-6442-3956

E-mail: ad-gerasev@yandex.ru

Roman Idelevich Aizman

Doctor of Biology Sciences, Professor, Head,

the Department of Anatomy, Physiology, and Life Safety,

Novosibirsk State Pedagogical University,

630126, 28 Vilyuiskaya Str., Novosibirsk, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7776-4768

E-mail: roman.aizman@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.