Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашова Арина Александровна, Попова Александра Фёдоровна, Мосеева Людмила Ивановна

Будущее любой страны с позиций конкурентности и «успеха нации» связано с дидактическими основами формирования личности. Это обуславливает интерес исследователей к данной проблематике. Статья посвящена дидактическим основам формирования личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Прежде всего, это аппарат, методические следствия, философия спортивного менеджмента, оценка эффективности, проблемно-ориентированный анализ, образование личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Бизнес-образование при этом рассматривается в органической связи с культуростроительным менеджментом физкультурно-спортивной организации. С позиций методологического анализа обоснована поведенческая оценка личности спортивного менеджера. Дан обзор перспективных направлений формирования личностных качеств будущих спортивных менеджеров, обучающихся в вузе физической культуры. Особое внимание уделено разработке дидактических критериев отбора и построения модульных программ личностного формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобашова Арина Александровна, Попова Александра Фёдоровна, Мосеева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS OF PERSONALITY FORMATION OF A SPORTS MANAGER AT A UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

The future of any country from the standpoint of competitiveness and the "success of the nation" is connected with the didactic foundations of personality formation. This determines the interest of researchers in this problem. The article is devoted to the didactic foundations of the formation of the personality of a sports manager in a university of physical culture. First of all, these are the apparatus, methodological consequences, philosophy of sports management, efficiency assessment, problem-oriented analysis, education of the personality of a sports manager at a university of physical culture. At the same time, business education is considered in organic connection with the culture-building management of a physical culture and sports organization. From the standpoint of methodological analysis, the behavioral assessment of the personality of a sports manager is substantiated. The review of perspective directions of formation of personal qualities of future sports managers studying at the university of physical culture is given. Special attention is paid to the development of didactic criteria for the selection and construction of modular programs of personal formation.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

работа помогает решить личностные проблемы, преодолеть трудности, возникшие с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Современные формы работы с родителями ребёнка с ОВЗ прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, осуществляющееся в рамках клубной работы, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.

Литература:

1. Белевцева, Е.В. Клубные формы работы как залог успешной социализации семей с детьми / Е.В. Белевцева. - Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2017. - С. 80

2. Горшунова, М.В. Организация клубной деятельности в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних и их семей / М.В. Горшунова. - Казань: «Офсет-Сервис», 2011. - С. 118

3. Гриньерг, Д. Дайджест социальных экспериментов / Д. Гриньерг, М. Шредер // США: Пресса Городского института. - 2004. - С. 10

4. Егорычева, С.Л. Лучшие практики поддержки родителей: семейный клуб для неблагополучных семей / С.Л. Егорычева. - М., 2012. - С. 196

5. Прохорова, О.Г. Решение актуальных вопросов детско-родительских отношений в учреждениях социальной защиты населения / О.Г. Прохорова. - М.: ИПК ДСЗН. - 2010. - С. 51

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» от 09.04.2015 № 607-р. - М., 2015. - 1 с.

7. Рыбакова, В.П. Опыт работы клуба по повышению семейной и родительской компетенции в комплексном центре социального обслуживания населения / В.П. Рыбакова // Социальное обслуживание. - 2016. - № 11. - С. 79-84.

8. Рябков, В.М. Историография теоретико-методологических основ определения эффективности социально-культурной деятельности второй половины XX века / В.М. Рябков // ВЕСТНИК Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2008. - № 3(15). - С. 85-101.

9. Семейный клуб: опыт учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга / [В.А. Барабохина и др.]; под ред. В.А. Барабохиной. - СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2013. - 192 с.

10. Тюрина, Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей: учебное пособие / Э.И. Тюрина. - Санкт-Петербург. -2012. - 208 с.

11. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 № 761. - М., 2012. - 51 с.

12. Фейзопуло, К.М. Отношение к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: педагогическая реабилитационная помощь в США и Франции / К.М. Фейзопуло // [Электронный журнал]: практика социальной работы. - Париж. - 2017. - С. 12

13. Худенко, Е.Д. Клубная работа с детьми и подростками как условие их эффективной социализации / Е.Д. Худенко, И.В. Кальянов, И.И. Поташова. - М. - 2009. - 163 с.

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент Лобашова Арина Александровна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); доктор педагогических наук, профессор Попова Александра Фёдоровна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат биологических наук, доцент Мосеева Людмила Ивановна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Будущее любой страны с позиций конкурентности и «успеха нации» связано с дидактическими основами формирования личности. Это обуславливает интерес исследователей к данной проблематике. Статья посвящена дидактическим основам формирования личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Прежде всего, это аппарат, методические следствия, философия спортивного менеджмента, оценка эффективности, проблемно-ориентированный анализ, образование личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Бизнес-образование при этом рассматривается в органической связи с культуростроительным менеджментом физкультурно-спортивной организации. С позиций методологического анализа обоснована поведенческая оценка личности спортивного менеджера. Дан обзор перспективных направлений формирования личностных качеств будущих спортивных менеджеров, обучающихся в вузе физической культуры. Особое внимание уделено разработке дидактических критериев отбора и построения модульных программ личностного формирования.

Ключевые слова: спортивный менеджмент, личностное развитие, дидактические основы, вуз физической культуры, учебно-познавательная деятельность.

Annotation. The future of any country from the standpoint of competitiveness and the "success of the nation" is connected with the didactic foundations of personality formation. This determines the interest of researchers in this problem. The article is devoted to the didactic foundations of the formation of the personality of a sports manager in a university of physical culture. First of all, these are the apparatus, methodological consequences, philosophy of sports management, efficiency assessment, problem-oriented analysis, education of the personality of a sports manager at a university of physical culture. At the same time, business education is considered in organic connection with the culture-building management of a physical culture and sports organization. From the standpoint of methodological analysis, the behavioral assessment of the personality of a sports manager is substantiated. The review of perspective directions of formation of personal qualities of future sports managers studying at the university of physical culture is given. Special attention is paid to the development of didactic criteria for the selection and construction of modular programs of personal formation.

Key words: sports management, personal development, didactic foundations, university of physical culture, educational and cognitive activity.

Введение. Личность (как носитель гуманистической культуры) - отправная точка в государственном образовательном стандарте и объект дидактических исследований в направлении оптимизации процесса обучения и повышения уровня компетентности будущего специалиста.

Говоря о личности спортивного менеджера в вузе физической культуры можно выделить следующие её блоки: структура, мотивация, развитие, психопаталогия, психическое здоровье, а также изменение будущего спортивного менеджера вследствие процессов, называемых нами дидактикой учебно-познавательной деятельности (экономизация и социализация).

Дидактические основы формирования личности всегда находятся в центре внимания исследователей (прежде всего потому, что с этим связано будущее любой страны с позиций конкурентности и «успеха нации»). Важно также понимание сути образования. По мнению М. Лауэ, это то, что остается, когда все выученное забывается. Именно это дидактическое положение мы имеем в виду, когда речь идет о формировании личности спортивного менеджера в вузе физической культуры.

Формирование личности спортивного менеджера мы относим к системе образования, проблемное поле которого уже давно относится к числу кризисного. Прежде всего, это связывается с неспособностью идти в ногу с развитием мировой цивилизации (главным образом по параметру его качества).

Особый кризис переживается в нашей стране (с момента перехода к рыночному ведению хозяйства). Этот переход в образовании был связан с попыткой взять на вооружение заказные его образцы, что, как видится уже сейчас, не увенчалось успехом. И теперь (в период санкций) делается попытка вернуть все положительное в подготовке управленческих кадров в «старые» времена. Это выражается, например, в создании соответствующих учебников и формировании консультационных центров. Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является применение институционального подхода в образовании личности спортивного менеджера, способного эффективно трудиться в сфере ФКиС национальной экономики и владеющего при этом соответствующими приемами ведения бизнеса (управления нематериальными ресурсами и принятия управленческих решений в рамках так называемого «экономического менеджмента», ответственного за результаты физкультурно-спортивной деятельности на уровне отдельной организации предпринимательского типа).

Мы согласны с теми авторами, которые утверждают, что наука об управлении из разряда гуманитарной все более переходит в разряд технократичной. Однако при этом ценится критичное мышление с позиций стратегического развития физкультурно-спортивной организации (исходя из принципа: действуй локально, мысли - глобально).

Степень исследованности проблемы довольно высока в плане прикладной философии открытого образования, формирования личности [5] и методологических основ развивающего обучения [3]. Отмеченное касается и дидактических основ личностного формирования, а именно:

- дидактики воспитания и самовоспитания творческой личности [2];

- дидактики учебно-познавательной деятельности [4];

- основ взаимосвязи дидактики и личной жизнедеятельности [6; 7; 9];

- личностно-ориентированной дидактики [8];

- дидактических основ методов обучения [10; 13].

Все эти работы определяют методологические основы нашего исследования, посвященного формированию личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Его основой являются вопросы поведенческой оценки личности спортивного менеджера и феномена ее сознания (эмоции и чувства, особенности мышления и перцептивная сфера поведения в рамках восприятия денег, отношение к товарам и услугам, психологии их потребителей). Отметим также, что в число методологических основ исследования входят работы авторов, уже опубликованных ранее [11; 14].

Изложение основного материала статьи. Связав проблему междисциплинарности в современных научных исследованиях и фасилитацию в рамках учебного научного центра, можно выделить следующие его структурные составляющие: научно-исследовательский институт Олимпийского спорта; Уральский научно-образовательный центр РАО; международный институт биономики; Министерство по физической культуре и спорту.

В рамках «поведенческой педагогики» нами применялись эмпирические, организационные, экспериментальные и психодиагностические методы исследования. Их использование лежит в основе рассмотрения изысканий в рамках приведенного ниже алгоритма формирования личностных качеств будущих спортивных менеджеров.

Для формирования личностных качеств будущих спортивных менеджеров мы предлагаем следующий алгоритм: поведенческая оценка личности спортивного менеджера - перспективные направления формирования личностных качеств будущих спортивных менеджеров - основные положения дидактической концепции учебно-познавательной деятельности в вузе физической культуры - дидактические критерии отбора и построении модульных программ личностного формирования - рекомендательный аспект исследования (следствия дидактики учебно-познавательной деятельности).

1. Поведенческая оценка личности спортивного менеджера.

В самом общем виде «личностное поведение» можно представить в виде матрицы (таблица 1).

Таблица 1

Матричное представление личностного поведения

Средства достижения целей Цели делового человека

Этичные Неэтичные

Законные (1) (2)

Незаконные (3) (4)

Принципы ведения дел спортивных менеджеров нацелены на вариант поведения «1». Но, как видно из данных таблицы, возможны и другие варианты поведения, связанные с выбором неэтичных целей и незаконных средств их достижения. В этом случае речь идет о варианте 4, а также о вариантах 2 и 3.

Следует иметь в виду, что незаконные действия всегда неэтичны [11]. Но законные рассматриваются с точки зрения этики, в зависимости от цели и системы личных ценностей. Самые глубокие конфликты - между ценностями разных людей или групп, между методами достижения одной и той же цели [8]. Важно и то, что нарушение этики в разной степени присуще практически всем работникам в коллективе. Поэтому определение уровня возможности этичности действий целесообразно начинать с рассмотрения ценностей, определяющих этические нормы личностного поведения.

В результате масштабных исследований, проведенных в нашей стране, выявлено, что более 65% людей, участвующих в экономической жизни нашей страны, готовы нарушить общепринятые нормы и правила и «играть без правил», если этого требует дело [14]. Это свидетельствует, с одной стороны, о низком морально-этическом уровне обследованных

респондентов (который отчасти объясним идеологией предшествующего исторического периода и законами выживания), а с другой стороны - о гибкости поведения, высокой склонности к риску.

Согласно нашим исследованиям, поведение спортивного менеджера есть «функция поля, в котором оно проявляется» [12]. Это поле образуется взаимодействием двух факторов - самой личности и внешней среды. Последняя, в свою очередь, во многом определяется нравственными ориентирами конкретного общества.

В самом общем виде следует различать (в зависимости от объема используемой информации и когнитивных способностей личности) следующие типы поведения в системе спортивного менеджмента: аффективное, ценностно-рациональное и целерациональное. О последнем идет речь в нашем исследовании, посвященном дидактическим основам формирования личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Это поведение, прежде всего, характеризуется: поиском средств для достижении поставленных менеджером целей; анализом альтернативных планов деятельности и возможных последствий; определением условий, при которых каждая альтернатива будет реализована; осознанием того, что любое решение спортивной направленности предполагает выбор (а также ожидание и внимание к последствиям данного выбора).

В рамках нашего вуза физической культуры развивается следующее направление научных исследований: «спортивно-педагогическое поведение личности будущего менеджера», обучающегося в данном учебном заведении. При этом становится задача: исследовать практические причины несоответствия данного поведения его модели в рамках той или иной теоретической концепции с учетом применения ее на практике.

2. Перспективные направления формирования личностных качеств будущих спортивных менеджеров.

Нами в процессе исследования сделано обобщение по поводу наиболее перспективных направлений формирования будущих спортивных менеджеров (таблица 2).

Таблица 2

Наиболее перспективные направления формирования будущих спортивных менеджеров

№ п/п Направление формирования будущих спортивных менеджеров Процент опрошенных

1. Влияние рынка образовательных услуг на специфику подготовки спортивных 81

менеджеров.

2. Ценностные ориентации в системе дидактики учебно-познавательной деятельности 77

3. Личностно-ориентированное профессиональное образование: спортивно- 68

педагогический менеджмент.

4. Овладение культурой рационального мышления формирующейся личности в вузе 58

физической культуры.

5. Современные образовательные технологии в сфере образования личности 53

спортивного менеджера.

6. Формирование идеальной модели личности спортивного менеджера. 45

7. Болонский процесс и качество образования личности спортивного менеджера. 42

8. Синергетическая модель становления личности спортивного менеджера. 40

9. Психолого-педагогические условия подготовки ППС к реализации личностно- 39

ориентированного обучения спортивных менеджеров.

10. Формирование профессиональной мотивации и социализации будущего спортивного 33

менеджера.

Итогом отмеченного является выбор десяти направлений, органически связанных с дидактическим подходом к обучению в вузе физической культуры. В этой же таблице они определенным образом ранжированы, исходя из опрошенных нами специалистов-педагогов в сфере ФКиС. В их числе - те, кто достиг высоких результатов в спортивно-педагогическом менеджменте. Некоторые из них являлись магистрантами УралГУФК. В обобщенном виде (и с позиций дидактики учебно-познавательной деятельности) можно выделить три важнейших направления бизнес-образования будущих спортивных менеджеров.

Во-первых, это развитие, овладение ими культурой мышления (проблемного, рационального, конструктивного, аналитического). Это обеспечит будущих спортивных менеджеров методами системного анализа управленческих проблем, принятия экономически выверенных решений. Речь также идет о креативности - способности порождать необычные идеи в управлении спортивно-педагогической деятельностью.

Данное направление бизнес-образования мы связываем также с принятием в процессе обучения в вузе физической культуры системы национальных ценностей (как части общечеловеческих ценностей). Это самые святые устои, которые определяют культуру управленческой деятельности, включая культуру принятия решений и личностную (деловую) культуру.

Важна также «доводка» будущих спортивных менеджеров (в процессе разнообразных практик) в физкультурно-спортивных организациях предпринимательского типа. Именно благодаря такому подходу решается проблема сотрудничества университета, работодателя и бизнеса.

Во-вторых, это педагогический менеджмент в рамках вуза физической культуры. Если ранее речь шла о качестве подготовки студентов (их мотивации, диверсификации образовательных программ), то здесь акцент делается на качестве персонала (квалификации ППС, качестве образовательных программ и внутривузовской среды). Отношение к болонскому процессу также играет немаловажную роль (особенно если речь идет о смещении акцентов с процессов образования на самообразование и выстраивании концепции синергетики обучения спортивных менеджеров).

В рамках онтопсихологической педагогики деятельность преподавателя направлена на исправление запрограммированных ошибок, которые объективно присущи любому человеку (студенту вуза). Деятельность - в рамках педагогического менеджмента - органически связана со стремлением задействовать изначально заложенный творческий потенциал будущего спортивного менеджера (разбудить в нем позитивное ядро человеческого сознания).

В-третьих, это технологии обучения, задействованные в рамках дидактического отбора. Под ними справедливо понимается способ системной организации образовательной деятельности в вузе физической культуры, основанный на стандартизации и использовании специализированного инструментария.

Технологизация - объективный (в современных условиях) образовательный процесс. Его параметрами справедливо называют инструментальную и гуманитарную культуру, способную влиять на эффективность подготовки спортивных менеджеров.

В вузе физической культуры речь идет о личностно-ориентированных технологиях обучения. Они направлены, прежде всего, на формирование активности студента в учебном процессе, овладение способами профессиональной деятельности, развитие институционального мышление и свободное оперирование знаниями в сфере управления физкультурно-спортивной деятельностью.

К настоящему времени накоплен мировой опыт образовательных технологий и формирования дидактического аппарата стандартизации соответствующих программ. Исходными в них являются понятия: педагогическая система, планирование результатов, модели обучения, объективный контроль, личность спортивного менеджера.

Ряд авторов, например, Г. С. Худолей, С. Н. Ларин, Т. Р. Закиров, М. Н. Савосина и др., делает акцент на модульное построение учебных программ. Так, подход к технологизации позволяет придать подготовке спортивных менеджеров прикладной характер и облегчить понимание взаимосвязи изучаемых дисциплин.

3. Основные положения дидактической концепции учебно-познавательной деятельности в вузе физической культуры.

В рамках данного блока алгоритма нашего исследования рассмотрены вопросы: проблемно-ориентированный анализ формирования личности будущего спортивного менеджера (в рамках учебно-познавательной деятельности); ее основные виды и уровни организации; организационно-педагогические условия эффективности данного формирования; закономерности формирования и реализации на практике учебно-познавательной деятельности.

Имеются в виду следующие закономерности: процесс формирования личности спортивного менеджера обусловлен потребностями общества; эффективность учебно-педагогической деятельности определяется характером мотивов студентов вуза физической культуры; содержание процессов формирования (методов и средств организации учебно-педагогической деятельности) зависит от поставленных при этом задач целеполагания; обратная связь в обучении определяется уровнем организации контроля и корректировки формирующей деятельности; взаимосвязь компонентов формирования личности спортивного менеджера при необходимых условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты.

4. Дидактические критерии отбора и построении модульных программ личностного формирования.

Нами в процессе исследования дидактических основ формирования личности спортивного менеджера предложены критерии отбора и построения данных программ (таблица 3). С этой целью акцент сделан на цели обучения и компоненты отбора, а именно: 1) уровни профилирующих учебных дисциплин (их содержание); 2) комплекс используемых приемов формирования личности спортивного менеджера; 3) элементы дидактической системы обучения будущих спортивных менеджеров.

Таблица 3

Дидактические критерии отбора и построение модульных программ личностного формирования

Компоненты и содержание модульных программ Цели обучения

Цели выпускающей кафедры Цели вуза физической культуры Цели более высокого порядка

1. Уровни профилизации учебных дисциплин (их содержания): - фактологический - практический - понятийный - теоретический - мировоззренческий + + + + + +

2. Комплекс используемых приемов формирования личности спортивного менеджера: - анализ и синтез - сравнение и обобщение - конкретизация и абстрагирование - доказательство - перцептивные действия + + + + + +

3. Элементы дидактической системы обучения будущих спортивных менеджеров: - ведущие идеи - методологические разработки - применяемые методы - компоненты процесса обучения - формы организации образовательного процесса + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы:

1. Работа посвящена дидактическим основам формирования личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Прежде всего, это аппарат, методические следствия, философия спортивного менеджмента, оценка эффективности, проблемно-ориентированный анализ, образование личности спортивного менеджера в вузе физической культуры. Бизнес-образование при этом мы органически связываем с культуростроительным менеджментом физкультурно-спортивной организации.

2. Под личностью в нашем исследовании понимается спортивный менеджер, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в физкультурно-спортивной организации. В вузе физической культуры как раз и формируется такого рода личность (являющаяся естественным плодом спортивно-педагогического образования).

3. С позиций дидактических основ образования личности спортивного менеджера следует различать: общефизическое, трудовое, интеллектуальное, общедуховное, гражданское, эмоциональное, эстетическое развитие. Как показано в работе, все эти направления развития требуют определенных усилий в рамках систем «тренер-спортсмен» и «преподаватель -студент вуза физической культуры».

Литература:

1. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект / А. А. Андреев. - М.: Альфа, 2002. - 168 с.

2. Андреев, В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: КГУ, 1988. - 238 с.

3. Барболин, М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П.Барболин. - М.: Высшая школа, 1991. - 232 с.

4. Беликов, В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности / В. А. Беликов. - М.: Перо, 2017. - 296 с.

5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: МПСИ, 2001. - 349 с.

6. Есипов, Б.П. Основы дидактики / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 1967. - 462 с.

7. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1968. - 175 с.

8. Калугина, Т.В. Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика / Т. В. Калугина. - Челябинск: ЧГПИ, 1998. - 87 с.

9. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. - М.: Высшая школа, 1986. - 376 с.

10. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

11. Менеджмент: системность, культуростроение / А. Н. Попов, Е. А. Попова, С. А. Шульмин. - Челябинск: УралГУФК, 2020. - 64 с.

12. Попов, А.Н. Постижение истинной сути культуры управления / А. Н. Попов. - Челябинск: УралГУФК, 2006. - 41 с.

13. Сорокин, Н.А. Дидактика / Н. А. Сорокин. - М.:Просвещение, 1974. - 221 с.

14. Экономика предпринимательского менеджмента / А.Н.Попов, Н.П.Виноградова. - СПб.: Юридический центр, 2019. - 320 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Магомедова Замира Шахабутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); аспирант 1-го года обучения, старший преподаватель кафедры английского языка и методики его преподавания Сулейманова Тамара Рамазановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ В ЭПОХУ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается роль этнокультурного просвещения в процессе воспитания подрастающего поколения в эпоху нестабильности, каковой, как известно, характеризуется современная геополитическая ситуация. Перед началом разговора о собственно этнокультурном просвещении исследуются наиболее значимые особенности современной политической, экономической и культурной ситуации в России и мире. Доказывается связь её характеристик с одной стороны и необходимости развития у представителей подрастающего поколения этнокультурной компетентности - с другой. Далее изучаются основные составляющие этнокультурной компетентности. Рассматриваются педагогические условия, позволяющие эффективно осуществлять этнокультурное просвещение детей и подростков. Затем говорится о различных формах учебной и внеучебной деятельности, позволяющих реализовать данные условия.

Ключевые слова: этнокультурное просвещение, этнокультурная компетентность, урочная деятельность, внеурочная деятельность, модернизация системы образования.

Annotation. The article examines the role of ethno-cultural education in the process of educating the younger generation in an instability era, which, as is known, is characterized by the current geopolitical situation. Before starting a conversation about ethnic and cultural education proper, the most significant features of the current political, economic and cultural situation in Russia and the world are investigated. The connection between its characteristics on the one hand and the need for the development of ethno-cultural competence among the representatives of the younger generation on the other hand is proved. Next, the main components of ethno-cultural competence are studied. The pedagogical conditions allowing to effectively carry out ethno-cultural education of children and adolescents are considered. Then they talk about various forms of educational and extracurricular activities that allow these conditions to be realized.

Key words: ethno-cultural education, ethno-cultural competence, scheduled activities, extracurricular activities, modernization of the education system.

Введение. Специфика современного геополитического положения как Российской Федерации, так и в целом мировой цивилизации в значительной степени характеризуется неустойчивостью межэтнического мира и согласия. Последняя во многом связана со сложностью отношений как между государствами, так и между отдельными этническими, либо конфессиональными группами внутри государств, а равно и существенной активизацией миграционных процессов [1; 3; 7; 9; 12; 16].

Описанный выше социокультурный фон способствует значительной актуализации вопросов воспитания члена современного общества, который будет характеризоваться наличием развитой компетенции, позволяющей вести плодотворное межкультурное общение в интересах семьи, общества и государства. Необходимыми чертами такой личности также являются толерантность и конструктивность в сфере межнационального взаимодействия.

При этом приходится констатировать, что на современном этапе развития отечественной школы активность участников образовательного процесса во многом остаётся направленной на формирование у индивида набора «сухих» компетенций, нацеленных через присвоение неких универсальных алгоритмов действий на «добычу», «реализацию» и «потребление» определённых материальных, а равно и духовных благ [2; 6-7; 11; 14; 17]. Действительно, зачастую педагоги, особенно, осуществляющие профессиональную деятельность в старших классах, если и занимаются созданием актуальных жизненных контекстов, способствующих эффективному развитию обучающихся, то в большинстве случаев делают акценты на формировании коммуникативных, учебно-познавательных и информационных компетенций школьников. Последнее вполне объяснимо, ведь перечисленные компетенции необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. При этом формирование духовно-ценностной составляющей компетенций рассматривается большинством педагогов-практиков в качестве второстепенного явления [15, С. 113].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.