Научная статья на тему 'Дидактические основы познания культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью'

Дидактические основы познания культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / МОДЕЛЬ / КУЛЬТУРА / ЭТИКА / ВЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ / МЫШЛЕНИЕ / DIDACTICS / MODEL / CULTURE / ETHICS / POWER / MANAGEMENT / SPORTS PERSONALITY / EXPERIMENT / THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Данил Викторович

Представлена разработанная в процессе исследования профессиональная модель формирования установки на познание культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью. Методологический аспект работы определен системным подходом к подготовке спортивных менеджеров в вузе физической культуры и формированием установки на познание культуры управления. Особое внимание уделено организационному, содержательному и аналитическому этапам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic bases of knowledge of culture of management of sports activity

The article presented the developed in the process of the research the professional model of the formation of the setting on the knowledge of the culture of management of physical culture and sports activities. The methodological aspect of the work is determined with the systematic approach to the training of the sports managers in the university of physical culture and the formation of the setting on the knowledge of management culture. Special attention is paid to the organizational, substantive and analytical stages of the study.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы познания культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью»

8. Kim, N.V. and Terekhina, R.N. (2011), "Components of sport gymnastics referee professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 144-147.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2019

УДК 796.077.5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Данил Викторович Ярошенко, кандидат педагогических наук, доцент, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

Аннотация

Представлена разработанная в процессе исследования профессиональная модель формирования установки на познание культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью. Методологический аспект работы определен системным подходом к подготовке спортивных менеджеров в вузе физической культуры и формированием установки на познание культуры управления. Особое внимание уделено организационному, содержательному и аналитическому этапам исследования.

Ключевые слова: дидактика, модель, культура, этика, власть, управление, спортивная личность, эксперимент, мышление.

DIDACTIC BASES OF KNOWLEDGE OF CULTURE OF MANAGEMENT OF

SPORTS ACTIVITY

Danil Viktorovich Yaroshenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical

Culture

Annotation

The article presented the developed in the process of the research the professional model of the formation of the setting on the knowledge of the culture of management of physical culture and sports activities. The methodological aspect of the work is determined with the systematic approach to the training of the sports managers in the university of physical culture and the formation of the setting on the knowledge of management culture. Special attention is paid to the organizational, substantive and analytical stages of the study.

Keywords: didactics, model, culture, ethics, power, management, sports personality, experiment, thinking.

ВВЕДЕНИЕ

Работа в самом широком понимании посвящена исследованию проблемы взаимосвязи культуры управления и образования в вузе физической культуры направленность обучения будущих спортивных менеджеров, система ценностей, учебные дисциплины, способы взаимоотношений студентов и преподавателей). По сути, речь идет о дидактических основах познания культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью [6].

Это, по мнению автора, новое, активно формирующееся научное направление исследований в сфере спортивного менеджмента. Моделирование при этом играет важную роль в разработке соответствующих рекомендаций для практической деятельности в образовательном процессе вуза физической культуры.

В качестве научной новизны исследования мы относим введение в научный оборот понятия «культуроуправленческий образ мышления в системе спортивного менеджмента», а практической значимости исследования - спецкурс «Спортивный менеджер в культурных и властных отношениях», который рекомендуется использовать в вузе физической

культуры по соответствующей направленности подготовки специалистов для сферы ФКиС, повышения их квалификации.

СТЕПЕНЬ ИССЛЕДОВАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Алгоритм ее оценки, следующий: дидактические основы познания - культура управления - физкультурно-спортивная деятельность. С позиций дидактических основ вообще степень исследованности высока. В работах известных авторов представлены дидактические аспекты решения проблем образования личности в современной школе. Обоснованы системы учебно-познавательной деятельности с учетом определенных ценностных ориентаций (П.В. Алексеев, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, В.В. Давыдов, Н.М. Зверева, Т.Г. Калугина, Г.К. Селевко, Г.Н. Сериков и др.).

Менее исследованными являются дидактические основы познания культуры управления. Здесь можно назвать таких авторов, как: Л.Я. Аверьянов, А.В. Горшков, А.Н. Митин, Г.Н. Пряхин, В.В. Радаев, В. А. Спивак и др.).

А если иметь в виду исследование данных процессов в сфере физкультурно-спор-тивной деятельности, то перечень известных трудов будет очень мал. Это прежде всего труды тех, кто занимается этой проблемой (и занимался ранее): В.Г. Камалетдинов, Ю.Р. Лутфуллин, А.Е. Кенжибаев, Н.В. Ксенафонтов, А.А. Попова, А.Ф. Попова, В.А. Редреев. К их числу можно отнести и автора данной работы, о чем можно судить по приведенному ниже списку [2, 4, 5, 7].

РАЗРАБОТКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ НА ПОЗНАНИЕ ДАННОГО ВИДА КУЛЬТУРЫ

Модель разработана исходя из дидактической концепции «деятельность - развитие обучающихся в вузе физической культуры», в преломлении к познавательной деятельности будущих спортивных менеджеров (рисунок 1). В рамках системного осмысления рассматриваемой проблемы и путей ее решения мы прежде всего обратим внимание на смысловое содержание «культуры» и «культуры управления» физкультурно-спортивной деятельностью. Данный категорийный аппарат относится - в составе личностно-профессиональной модели - к ее теоретико-методологическому блоку.

Прежде всего отметим, что известно довольно много определений культуры. Некоторые из них приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Культура в понимании некоторых авторов

Автор Содержательный аспект

В. Спивак В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры

А. Моль Культуру можно назвать «памятью мира и общества»

Е.Ф. Борисов Культура - феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека

С. И. Ожегов Культура - высокий уровень чего-нибудь... достижений людей

З. Фрейд Первое требование культуры - требование справедливости. Это берут на себя различные организации и институты

Б. Карлофф Культура - это феномен, оказывающий влияние на успехи и эффективность организации. Это выражение ценностей, которые воплощены в организационной структуре и в кадровой политике

Р. Рюттингер Культура - это самый мягкий материал из всех, которые существуют. Но «мягкое» оказывается «жестким» на преуспевающих предприятиях

Можно (в дополнении к этим определениям) отметить, что культура в преломлении к обыденной жизни есть общепринятый способ мышления субъектов экономических отношений. На него оказывают влияние господствующие в обществе цели и ценности, выдающиеся деятели культуры и примеры для подражания.

Цель работы - выявление дидактических основ познания культуры управления физ-культурно-спортивной деятельностью.

Социальный заказ: потребность общества и системы физкультурно-спортивной

деятельности в спортивных менеджерах +

Цель: формирование установки на познание культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью

Рисунок 1 - Личностно-профессиональная модель формирования установки на познание культуры управления

физкультурно-спортивной деятельностью

Выделим также понятия: «экономическая культура», которая в большей степени, чем другие ее виды, ориентирована на управление поведением людей в обществе, «хозяйственная культура» (проекция экономики на сферу культуры); «организационная культура», которую иногда называют корпоративной. Она, по справедливому мнению Э. Шейна, многогранна (и в зависимости от применяемых методов диагностики каждый раз раскрывается по-новому).

Как-бы продолжая эту мысль, Э. Фромм замечает, что организация как механизм имеет культуру, а организация как организм и есть культура. Задача менеджмента при этом заключается в знании и учете культурного фактора, а также оценке его влияния на персонал организации и отношения с внешней средой.

Мировоззренческой средой организации является философия. Ее прикладной характер и определяет содержательный аспект организационной культуры.

В свою очередь, можно назвать две функции данной культуры (И. Айзенштанд): поддержание порядка в организации и его изменение (в случае необходимости). К ним можно добавить, пользуясь современной терминологией, то, что данный вид культуры определяет «новую парадигму управления», и прежде всего на уровне рассматриваемой нами физкультурно-спортивной организации (ФСО).

С позиций мировоззрения это выражается в виде: веры в успех, справедливость, торжество добра; отношение к взаимопомощи, этичному и недостойному поведению; ожиданий умелого руководства, что выражается в культуре управленческой деятельности (и вообще - управлении физкультурно-спортивной деятельностью).

Анализируя этот вид культуры, Э. Шейн особо выделяет ее глубинный уровень, который трудно осознать без сосредоточения на этом вопросе. И именно с этих позиций мы и рассматриваем дидактические основы познания культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Л.Я. Аверьянов - в этой связи - предлагает использовать понятие «организационной культуры управления», связывая его с готовностью хозяйствующего субъекта реагировать не только на сильные, но прежде всего «слабые сигналы внешней среды» социально-гуманитарного толка, не имеющие формализованных структур [1]. Более того, с позиций глубинного содержания культуры управления следует вести поиск таких сигналов (как внутри ФСО, так и вовне).

В рамках внешней среды это могут быть сигналы в отношении адаптации и выживания, а внутренней - сигналы интеграционных процессов (коммуникации, власти и статуса, личностных отношений, идеологии, награждения и наказания). Реакция на эти сигналы, имеющие отношение к культуре управления ФСО, требует от руководителей разных рангов ничуть не меньших усилий, чем внедрение новых технологий или проведение структурных преобразований.

Данный вид культуры следует рассматривать также с позиций ее влияния на эффективность физкультурно-спортивной деятельности и стратегических целей ФСО. Особенно важны попытки изменить организационную культуру (С тем, чтобы она подходила под выбранную стратегию). Такой подход требует больших усилий, однако он является неизбежным с позиций достижения долговременного успеха ФСО.

Культура управления связана и с другими процессами, протекающими в организации. Это: кооперация между ее частями (на уровне персонала), контроль за результатами физкультурно-спортивной деятельности, коммуникации, восприятие внешней среды, принятие управленческих решений (не только стратегического плана), а также оправдание своего поведения лидером ФСО. Особое внимание на это обращает В. Сате.

Управление организационной культурой - другой аспект рассматриваемой нами темы исследования. Он определяется указанием свыше (через систему отношений лидера ФСО к ценностным ориентациям и реакцию на кризисные ситуации) и управлением снизу. Благодаря этому аспекту управления большое внимание уделяется деталям реальной жизнедеятельности в коллективе. Менеджера, отслеживая по всей организации, что в ней происходит, являются в данном случае субъектами управления данным видом культуры.

По своей сущности культуру управления можно представить в виде организационной и деловой [3]. Основой первой являются ценности, которые организуются в систему, называемую нами «системой ценностных ориентаций». Именно через эти ценности руководитель организации (лидер) воспринимает окружающий его и деловой мир. Особую значимость при этом имеют:

1) базовые ценности, сходные для всех людей;

2) ценности, сформировавшиеся в данной цивилизации (приоритет личности в западной или коллективизм - в восточной);

3) ценности, порожденные особенностями данного региона или страны;

4) профессиональные ценности, зафиксированные не только в виде формальных предписаний, но и в профессиональных этических кодексах.

Носителем деловой культуры в любой организации прежде всего является ее руководитель. Речь идет о стиле руководства, внешних особенностях поведения, скорости принятия решений, целевых ориентациях. Все это - внешние характеристики деловой культуры (в противовес внутренней - психологического «ядра»). Под деловой культурой мы

понимаем норматив от ношений лидера к системности, безопасности и миссии возглавляемой им организации, а также к возможности организационных изменений с целью достижения делового успеха.

Носителями деловой культуры являются и другие представители организации. И если их от ношение к достижению делового успеха расходится, то в физкультурно-спор-тивной организации возможно наличие различных субкультур, «с ила» которых за висит от лидерских качеств их представителей.

Деление культуры управления на деловую и организационную - принципиально важное положение, характеризующее результаты наших исследований. В публикациях по данной теме наблюдается определенная путаница этих понятий. Мы полагаем, что критерием деления культуры управления на деловую и организационную, прежде всего, являются отношения по поводу власти в организации. И че м меньше этих расхождений между руководителем и коллективом, те м меньшую роль играют властные (вертикальные) отношения, и большую - культурные (горизонтальные) по поводу принятия решении и долго-срочности [5]. Руководитель при этом признается действительным лидером ФСО.

По нашему мнению, любая культура создается лидером организации. Если же организационная культура уже существует, она определяет критерии лидерства и соответственно, выявляет возможных лидеров. Если вновь назначенный руководитель не будет знать организационной культуры, то не он будет управлять культурой, а она будет управлять им. Поэтому понимание (и выделение из состава культуры управления) организационной культуры нежелательно для всех работников, и прежде всего руководителей (если они действительно хотят быть таковыми).

Деление культуры управления (КУ) не деловую и организационную позволяет глубже понять механизм делового успеха, выживание и развитие организации. В ее составе можно выделить также внутренние (культура мышления) и внешние (культура действия и поведения в условиях сотрудничества и конкуренции с различными сегментами рыночной экономики) составные части.

Более подробная информация о сути культуры управления представлена нами в виде таблицы 2.

Таблица 2 - Комплексный подход к пониманию сути культуры управления физкультурно-спортивной организацией_

Параметр комплексности Раскрытие содержания

Концепция культуры управления Общие категории, присутствующие в культуре управления: нормы поведения; ценности, ментальность, взгляды, методы и приемы управленческой деятельности

Стороны культуры управления Внешние Внутренние

Границы простираемости Адаптация к окружающей среде Управление внутренней интеграцией Представления о физической и социальной реальности

Цель культуры управления Обеспечение полезности и прибыльности организации, рост ее ценностной значимости, деловой успех

Движущая сила совершенствования культуры управления Социально-экономическая и организационная неудовлетворенность лидера физкультурно-спортивной организации, коллектива

Пути влияния культуры управления на деятельность физкультурно-спортивной организации Внешнее признание Внутреннее объединение Экономическая безопасность физкультурно-спортивной деятельности Социокультурный потенциал личности Качество управленческих решений Кадровая политика

Здесь выделены параметры комплексности: стороны культуры управления, ее цель, движущаяся сила совершенствования, границы простираемости, пути влияния культуры управления на деятельность физкультурно-спортивной организации. Выделена также

концепция культуры управления, которая является важнейшим элементом новой управленческой парадигмы. Выражая организационно-психологические и социально-экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе их трудовой деятельности, рассматриваемый вид культуры выступает предметом педагогической науки. Данным видом культуры должны обладать все хозяйствующие субъекты сферы ФКиС. И в этом смысле она характеризует меру (уровень) цивилизованности данных отношений, что выражается в:

- содержании культуры управления (важные разделяемые положения);

- интерпретации культуры управления (оцениваемое значение);

- восприятии культуры управления (через чувства, наблюдения и размышления);

- проявлении культуры управления (коммуникации, доводы, поведение).

Изменения в культуре управления могут либо предшествовать изменениям поведения, либо следовать за ними. От персонала в первом случае требуется приобретение новых знаний, компетенций и навыков, необходимых для выработки соответствующих образцов поведения. Культура управления - комплексная (обобщающая) характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Она включает совокупность специфических знаний, их структуру, глубину, морально-этические нормы и правила поведения, умения и навыки в организационной сфере.

Под развитием культуры управления нами понимается процесс ее закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное. В результате такого изменения возникает новое качественное состояние культуры - ее состава или структуры. Нами выделено две формы развития: эволюционная, связанная с постепенными качественными изменениями культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью в рамках действующих ФСО и комплексов и революционное (в результате качественных изменений, направленных на рыночное ведение отраслевого хозяйства).

ВЫВОДЫ

1. Под дидактическими основами понимается все важное с позиций познания культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью. Это понятийный аппарат дидактики учебно-познавательной деятельности в вузе физической культуры, ее методология (философия и психология образования личности, будущего спортивного менеджера), дидактическая концепция «деятельность - развитие», ее методическое содержание, оценка эффективности педагогической деятельности в сфере познания культуры управления.

2 Для того, чтобы реализовать разработанную в процессе исследования лич-ностно-профессиональную модель формирования установки на познание культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью нужно выполнить определенный комплекс мероприятий, связанный с: определением критериев эффективности образовательного процесса; выявлением характера взаимоотношений его участников; разработкой мероприятий по реализации образовательной концепции, направленной на познание культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью.

3. Данное понятие осуществляется путем поэтапного блока действий: организационного, содержательного, аналитического. Эффективный характер личностного развития при этом может быть обеспечен только при наличии таких признаков преобразующей деятельности, как целенаправленность, предметность и структурированность.

4. С позиций методологии предлагаются рекомендации в отношении личностного образа мышления будущего спортивного менеджера, касающиеся культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью. Он определяется устойчивостью убеждений и четко ранжированными ценностями, влияющими на деловое поведение. Важно при этом, чтобы образное представление культуры управления было умеренно сильное, связанное с возможностью изменений в перспективе.

5. В работе названы (в том или ином ее разделе) основные категории «культуро-управленческого образа мышления». Прежде всего это: границы простираемости, нормы

поведения, ценностные установки, отношения власти, качество управленческих решений, социокультурный потенциал.

6. Названы также основные положения данного образа мышления: содержанием культуры управления являются важные (разделяемые персоналом) положения в системе «принципал-агент»; воспринимается культура управления через чувства, наблюдения и размышления; проявляется культура управления в коммуникациях и поведении; целевой установкой культуры управления является внутреннее объединение и внешнее признание; необходимость изменения культуры управления определяется возможностью развития ФСО и достижением делового успеха; механизм данного изменения заключается в преодолении разногласий между властью и культурой; профильность культуры управления является методологической основой ее формирования и развития.

7. Аксиологический материал по культуре управления нами систематизирован в виде интегративного учебного курса «Спортивный менеджер в культурных и властных отношениях». Проектирование его учебного содержания включает три звена: 1) отбор элементов учебного содержания; 2) их структурирование; 3) интеграция ценностей культуры управления в учебно-воспитательный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянов, Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур. 2013. - Режим доступа : https://www.twirpx.com/file/1189656/ (дата обращения: 17.05.2019).

2. Попов, А.Н. Постижение смысла сути культуры управления : научный доклад / А. Н. Попов ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2006. - 41 с.

3. Попов, А. Н. Рынок и культура управленческой деятельности : научный доклад / А.Н. Попов, Г.Н. Пряхин ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2004. - 48 с.

4. Попов, А.Н. Феномен культуры управления / А.Н. Попов ; Челябинский гос. ун-т. - Челябинск : [б.и.], 2000. - 274 с.

5. Попова, А. А. Деловая и организационная основа экономической культуры / А. А. Попова ; под ред. А. Н. Попова ; Челябинский гос. ун-т. - Челябинск : [б.и.], 2004. - 60 с.

6. Попова, А.А. Педагогическое управление экономическим образованием будущих спортивных менеджеров : научный доклад / А. А. Попова ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : ГЦОЛИФК, 2015. - 60 с.

7. Ярошенко, Д.В. Корпоративная культура учреждения профессионального образования как условие оптимизации его деятельности / Д.В. Ярошенко // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 416-419.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Averyanov L.Ya. (2013), "Organizational management culture of modern enterprises", available at: https://www.twirpx.com/file/1189656/ (access date: 05/17/2019).

2. Popov, A.N. (2006), Comprehension of the Meaning of the Essence of the Culture of Management, UralGUFK, Chelyabinsk.

3. Popov, A.N. (2006), Market and management culture: scientific report, UralGUFK, Chelyabinsk.

4. Popov, A.N. (2000), The Phenomenon of Management Culture, UralGUFK, Chelyabinsk.

5. Popova, A.A. (2004), Business and organizational basis of economic culture, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk

6. Popova, A.A. (2015), Pedagogical management of the economic education of future sports managers: scientific report, SCOLIPE, Moscow

7. Yaroshenko, D.V. (2019), "Corporate culture of vocational education institutions as a condition for optimizing its activities", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 416-419.

Контактная информация: danil_yaroshenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.