Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ДВОЙНОЙ КАРЬЕРЫ: СПОРТ И НАУКА'

ФЕНОМЕН ДВОЙНОЙ КАРЬЕРЫ: СПОРТ И НАУКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ДВОЙНАЯ КАРЬЕРА / НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Борис Алексеевич, Панчук Наталья Сергеевна, Лебедева Наталья Евгеньевна

В статье рассмотрено статистическое исследование феномена двойной карьеры у спортсменов высокого уровня, которые в дальнейшем стали кандидатами наук в различных областях знаний. Исследовано распределение, как по видам спорта, так и по научным направлениям диссертаций. На основании исследования сделан вывод, что наибольших успехов в науке достигают спортсмены индивидуальных видов спорта. Цель исследования - провести анализ успешности в спорте и в науке респондентов из различных сфер профессиональной деятельности (тренерской, педагогической, научной) на основании чего попытаться выявить факторы и закономерности этой успешности. В работе применялись научные методы исследования - анализ и синтез основных понятий по проблеме исследования, метод индукции, т.е. формирование выводов на основе изучения частных признаков, опрос, ранжирование, математическая обработка данных. В исследовании принимали участие респонденты разного пола и возраста, имеющие спортивное звание Мастера спорта СССР или Российской Федерации и ученую степень кандидата или доктора наук. Общее количество респондентов - 329 человек. Ранжирование результатов по распределению направлений научной деятельности показало, что среди кандидатов наук приоритетными являются почти в равной степени технические и педагогические науки, среди докторов наук - педагогические. Закономерности феномена двойной карьеры мы связываем с наличием у человека совокупности личностных качеств и профессиональных компетенций, которые в тандеме дают возможность личности реализовать себя как в профессиональной, так и социальной жизнедеятельности. Проделанная нами научноисследовательская работа позволяет заключить, что, завершив спортивную карьеру, не многие спортсмены идут получать высшее образование в спортивный университет. Однако закончив его, многие из них продолжают свое образование в аспирантуре и докторантуре. Это подтверждает стремление личности к карьерному росту и развитию. Говорит о настойчивом характере и о наличии таких качеств как целеустремленность, воля, терпение, ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Борис Алексеевич, Панчук Наталья Сергеевна, Лебедева Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF DUAL CAREER: SPORTS AND SCIENCE

The article considers the statistical study of the double career phenomenon among high-level athletes, who later became candidates of sciences in various fields of knowledge. The distribution, both in sports and in the scientific areas of dissertations, has been studied. Based on the study, it was concluded that athletes in individual sports achieve the greatest success in science. The purpose of the study is to analyze the success in sports and science of respondents from various fields of professional activity (coaching, teaching, scientific), on the basis of which to try to identify the factors and patterns of this success. The work used scientific research methods - analysis and synthesis of basic concepts on the research problem, the method of induction, i.e. formation of conclusions based on the study of particular features, survey, ranking, mathematical data processing. The study involved respondents of different sex and age who have the sports title of Master of Sports of the USSR or the Russian Federation and the degree of Candidate or Doctor of Science. The total number of respondents is 329 people. The ranking of the results according to the distribution of areas of scientific activity showed that technical and pedagogical sciences are almost equally priority among candidates of sciences, and pedagogical sciences among doctors of sciences. We associate the regularities of the dual career phenomenon with the presence in a person of a set of personal qualities and professional competencies, which in tandem enable the individual to realize himself both in professional and social life. The research work we have done allows us to conclude that, having completed their sports career, not many athletes go to get higher education at a sports university. However, after graduating from it, many of them continue their education in postgraduate and doctoral studies. This confirms the desire of the individual for career growth and development. He speaks of a persistent character and the presence of such qualities as determination, will, patience, responsibility.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ДВОЙНОЙ КАРЬЕРЫ: СПОРТ И НАУКА»

3. "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России" : приказ Минюста России от 12.11.2001 N 301 // Кон-сультантПлюс : [справочно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135551/ (дата обращения: 03.07.2022).

4. "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" : федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197 // Консультант-Плюс : [справочно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135551/ (дата обращения: 03.07.2022).

REFERENCES

1. Mikhailov, A.S. and Klyuchnikov, M.I., and. Tinyukov, A.B, and Guryanova, S.A. (2021), "Organization of breathing exercises with university students during distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (201), pp. 293-296.

2. Nokhrin, M.Y. and Stepanov, A.V. and Moskvinov, R.O. (2021), "Organization of classes in the discipline "Physical culture and sport" in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia with the use of distance educational technologies", Sheets of the penal enforcement system, No. 8 (231), pp. 47-57.

3. Ministry of Justice of the Russian Federation (2001), "On approval of the Manual on physical training of employees of the criminal executive system of the Ministry of Justice of the Russian Federation", Order of the dated 12.11.2001 N 301, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135551/ (date of access: 03.07.2022).

4. Ministry of Justice of the Russian Federation (2018), "In the criminal-Executive system of the Russian Federation and on amendments to the Law of the Russian Federation "About the institutions and bodies executing criminal punishment in the form of deprivation of liberty", Order of the dated 19.07.2018 N 197, available at:. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135551/ (date of access: 03.07.2022).

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

УДК 378.172

ФЕНОМЕН ДВОЙНОЙ КАРЬЕРЫ: СПОРТ И НАУКА

Борис Алексеевич Михайлов, кандидат физико-математических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург; Наталья Евгеньевна Лебедева, студентка Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрено статистическое исследование феномена двойной карьеры у спортсменов высокого уровня, которые в дальнейшем стали кандидатами наук в различных областях знаний. Исследовано распределение, как по видам спорта, так и по научным направлениям диссертаций. На основании исследования сделан вывод, что наибольших успехов в науке достигают спортсмены индивидуальных видов спорта. Цель исследования - провести анализ успешности в спорте и в науке респондентов из различных сфер профессиональной деятельности (тренерской, педагогической, научной) на основании чего попытаться выявить факторы и закономерности этой успешности. В работе применялись научные методы исследования - анализ и синтез основных понятий по проблеме исследования, метод индукции, т.е. формирование выводов на основе изучения частных признаков, опрос, ранжирование, математическая обработка данных. В исследовании принимали участие респонденты разного пола и возраста, имеющие спортивное звание Мастера спорта СССР или Российской Федерации и ученую степень кандидата или доктора наук. Общее количество респондентов - 329 человек. Ранжирование результатов по распределению направлений научной деятельности показало, что среди кандидатов наук приоритетными являются почти в равной степени тех-

нические и педагогические науки, среди докторов наук - педагогические. Закономерности феномена двойной карьеры мы связываем с наличием у человека совокупности личностных качеств и профессиональных компетенций, которые в тандеме дают возможность личности реализовать себя как в профессиональной, так и социальной жизнедеятельности. Проделанная нами научно-исследовательская работа позволяет заключить, что, завершив спортивную карьеру, не многие спортсмены идут получать высшее образование в спортивный университет. Однако закончив его, многие из них продолжают свое образование в аспирантуре и докторантуре. Это подтверждает стремление личности к карьерному росту и развитию. Говорит о настойчивом характере и о наличии таких качеств как целеустремленность, воля, терпение, ответственность.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, двойная карьера, наука.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p284-289

PHENOMENON OF DUAL CAREER: SPORTS AND SCIENCE

Boris Alekseevich Mikhailov, the candidate of physical and mathematical sciences, professor, St. Petersburg State University; Natalya Sergeevna Panchuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian State University of Justice", St. Petersburg; Natalya Evgenyevna Lebedeva, the student, St. Petersburg State University

Abstract

The article considers the statistical study of the double career phenomenon among high-level athletes, who later became candidates of sciences in various fields of knowledge. The distribution, both in sports and in the scientific areas of dissertations, has been studied. Based on the study, it was concluded that athletes in individual sports achieve the greatest success in science. The purpose of the study is to analyze the success in sports and science of respondents from various fields of professional activity (coaching, teaching, scientific), on the basis of which to try to identify the factors and patterns of this success. The work used scientific research methods - analysis and synthesis of basic concepts on the research problem, the method of induction, i.e. formation of conclusions based on the study of particular features, survey, ranking, mathematical data processing. The study involved respondents of different sex and age who have the sports title of Master of Sports of the USSR or the Russian Federation and the degree of Candidate or Doctor of Science. The total number of respondents is 329 people. The ranking of the results according to the distribution of areas of scientific activity showed that technical and pedagogical sciences are almost equally priority among candidates of sciences, and pedagogical sciences among doctors of sciences. We associate the regularities of the dual career phenomenon with the presence in a person of a set of personal qualities and professional competencies, which in tandem enable the individual to realize himself both in professional and social life. The research work we have done allows us to conclude that, having completed their sports career, not many athletes go to get higher education at a sports university. However, after graduating from it, many of them continue their education in postgraduate and doctoral studies. This confirms the desire of the individual for career growth and development. He speaks of a persistent character and the presence of such qualities as determination, will, patience, responsibility.

Keywords: physical culture, sport, double career, science.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ научных исследований показал, что феномен двойной карьеры рассматривается как успешное сочетание занятий спортом с другими видами деятельности. Выявлено, что для молодых людей, вовлеченных в элитный спорт, большое значение имеет уровень их мастерства и профессионализма. Тем не менее, в литературе в основном обсуждается проблема обучающихся, которые занимаются спортом и по мере их повышения квалификации и включения в различные сборные команды появляется проблема сочетания учебы и спорта [2, 7].

В дальнейшем двойная карьера у спортсменов может проявляться в различных сферах: в бизнесе, общественной или преподавательской деятельности и науке [3]. Нам представлялось интересным проанализировать двойную карьеру спортсменов на уровне как минимум Мастер спорта и ставших в последствие как минимум кандидатами наук.

Есть много примеров, когда известные ученые ранее активно занимались теми или иным видом спорта и достигали больших успехов в науке. Что было первично? Вероятнее всего занятия спортом были у человека в начале его пути, поскольку научные исследования появляются уже после завершения учебы.

Приведем несколько известных примеров из истории. Известный греческий философ и математик Пифагор (570-490 г. до н. э), как известно, был и сильным спортсменом. Считается, что он стал олимпийским чемпионом в кулачном бое или борьбе. Кстати, и историк Плутарх был олимпийским чемпионом по панкратиону. Увлекался футболом и датский ученый-физик Нильс Бор, основатель квантовой теории. Входил в сборную Дании в качестве вратаря. В 1922 году, когда ему была присвоена Нобелевская премия по физике, датские газеты вышли с заголовком «Нашему вратарю присвоили Нобелевскую премию». Известно, что Президент Академии наук России в 2013-2017 годах физик Владимир Евгеньевич Фортов также был и заядлым спортсменом. Он был мастером спорта по баскетболу и парусному спорту, а также кандидатом в мастера спорта по шахматам.

Ректор Ленинградского государственного университета с 1952 по 1962 год действительный член Академии наук СССР математик Александр Данилович Александров был действующим мастером спорта по альпинизму и свои 50 лет отметил покорением новой вершины на Памире, которую назвали «пик Ленинградского университета». Известный тяжелоатлет, чемпион Олимпийских игр 1952 года, заслуженный мастер спорта Аркадий Николаевич Воробьев в последствие защитил докторскую степень по медицине и стал ректором Московского областного института физической культуры. Это далеко не полный список, представляющий спортсменов и ученых двойной карьеры в спорте.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании применялись научные методы исследования - анализ и синтез основных понятий по проблеме исследования, метод индукции, т.е. формирование выводов на основе изучения частных признаков, ранжирование, математическая обработка данных. В исследовании были проанализированы библиографические материалы по наиболее известным спортсменам и ученым Ленинграда и Санкт-Петербурга с начала ХХ века по настоящее время. Из более 2700 респондентов была сформирована выборка в 329 человек, что в целом составляет немногим больше 10% от всего объема данных [4, 5]. Все респонденты были разделены на две группы - выпускники спортивных вузов, куда вошли выпускники НГУ имени П.Ф. Лесгафта, РГПУ имени А.И. Герцена и ВИФК (187 человек), и выпускники технических и гуманитарных вузов (142 человека).

За основу анализа было принято, что карьера в спорте состоялась, когда человек стал мастером спорта, а карьера в науке, когда он становится как минимум кандидатом наук.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 представлен массив данных мастеров спорта и кандидатов наук, выпускников всех вузов, распределенных по 36 видам спорта.

Таблица 1 - Распределение респондентов по видам спорта_

№ Вид спорта Кол-во %

1 Легкая атлетика 44 14

2 Альпинизм, спортивный туризм 36 11

3 Лыжные гонки, двоеборье, биатлон 25 8

4 Спортивная гимнастика 23 7

5 Борьба вольная, греко-римская, Самбо, Дзю до 21 6

6 Гребля академическая 20 6

7 Плавание 20 6

8 Фехтование 17 5

9 Баскетбол 16 5

10 Велоспорт 11 3

11 Бокс 11 3

12 Шахматы, шашки 9

13 Художественная гимнастика 8

14 Волейбол 8

15 Конькобежный спорт 5

16 Современное пятиборье 5

17 Теннис 5

18 Тяжелая атлетика 5

19 Акробатика, прыжки на батуте 4

20 Офицерское и морское многоборье 4

21 Керлинг 3

22 Спортивное ориентирование 3

23 Каратэ, тхеквондо 3

24 Автоспорт 2

25 Пулевая стрельба 2

26 Водное поло 2

27 Футбол 2

28 Фигурное катание 2

29 Горные лыжи 1

30 Спортивное рыболовство 1

31 Прыжки с трамплина 1

32 Хоккей 1

33 Санный спорт 1

34 Регби 1

35 Бадминтон 1

36 Парусный спорт 1

Всего 329

В таблице 2 представлен сравнительный анализ спортсменов и кандидатов наук выпускников как спортивных, так и неспортивных вузов. В таблице приводятся сравнительные данные первых 10 видов спорта, поскольку они являются наиболее характерными и отражающими основное распределение.

Таблица 2 - Распределение респондентов по видам спорта.

№ Вид спорта Кол-во % Вид спорта Кол-во %

Выпускники спортивных вузов Выпускники не спортивных вузов

1 Легкая атлетика 29 16 Альпинизм, спортивный туризм 36 25

2 Спортивная гимнастика 19 10 Легкая атлетика 15 10

3 Лыжные гонки, двоеборье, биатлон 19 10 Фехтование 14 10

4 Гребля академическая 17 9 Шахматы, шашки 9 6

5 Борьба вольная, греко-римская, Самбо, Дзю-до 15 8 Баскетбол 8 6

6 Плавание 12 6 Плавание, водное поло 7 5

7 Художественная гимнастика 8 4 Борьба Самбо, вольная, Дзюдо 6 4

8 Баскетбол 8 4 Бокс 6 4

9 Велоспорт 6 3 Лыжный спорт 6 4

10 Бокс 5 3 Велоспорт 5 3

Из приведенных данных видно, что лидирующие позиции занимают виды спорта, связанные с индивидуальными действиями спортсменов. Игровые виды спорта, такие как футбол, хоккей регби, гандбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис занимают всего 9% из нашей выборки. Это может быть связано с тем, что, во-первых, оканчивая школу, спортсмену необходимо принять решение о завершении или продолжении спортивной карьеры. Предположим, что он выбирает второе, однако, поступая в какое-либо учебное заведение, есть вероятность смены места жительства и, как следствие, команды. В индивидуальных видах достаточно найти тренера, который будет готов взять уже взрослого спортсмена, а вот с командой все сложнее. Отметим, что различные виды гребли могут быть как личными, так и командными. Однако формирование экипажей, как правило, проводится по результатам показанных в индивидуальной гонке или в двойке, а также индивидуально на концептах в межсезонье.

Альпинизм и спортивный туризм (маршруты), которые лидируют с заметным отрывом в группе неспортивных вузов, в принципе, являются коллективными видами спорта, однако звание Мастер спорта в соответствие с правилами вида спорта может получить только лидер - руководитель группы.

Исследования в области психологии также подтверждают факт, что представители индивидуальных видов спорта обладают качествами, создающие предпосылки для осуществления более успешной научной деятельности. Например, таким спортсменам свойственен более высокий уровень субъектности и стеничности (то есть у них выше работоспособность, устойчивость к различным помехам, способность к длительной непрерывной деятельности, а также они более предрасположены быть независимыми в своих действиях) [1]. В таблице 3 представлено распределение по видам наук выпускников всех вузов, которые являются мастерами спорта.

Таблица 3 - Распределение респондентов по научным направлениям диссертаций.

№ Научные направления диссертаций Всего %

1 Педагогические 199 60

2 Технические 35 11

3 Физико-математические 29 9

4 Биологические 18 5

5 Медицинские 10 3

6 Психологические 7

7 Географические 6

8 Химические 5

9 Филологические 5

10 Экономические 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Юридические 5

12 Философские 3

13 Геологические 2

Всего 329

Из таблицы видно, что почти 60% респондентов имеют ученые степени кандидатов педагогических наук. Технические и физико-математические дают еще 20%. В целом спектр научных направлений довольно широк. Однако, это происходит в основном за счет выпускников неспортивных вузов, где присутствуют как технические, так и гуманитарные вузы [6]. При сравнении спортсменов, закончивших спортивные или неспортивные вузы заметно определенное перераспределение по видам наук (таблица 4).

Таблица 4 - Распределение респондентов по направлениям диссертаций.

№ Научные направления диссертаций Всего % Научные направления диссертаций Всего %

Выпускники спортивных вузов Выпускники не спортивных вузов

1 Педагогические 166 89 Технические 34 18

2 Биологические 10 5 Педагогические 333 18

3 Медицинские Психологические 4 4 2 2 Физико-математические 29 16

Интересно отметить, что 18% кандидатских диссертаций респондентов, имеющих техническое образование и являющихся мастерами спорта, имеют педагогическое направление. Вероятнее всего это связано с тем, что эти респонденты в дальнейшем получили второе высшее спортивное образование (как правило, НГУ имени П.Ф. Лесгафта) и сменили основную профессию, сделав свою дальнейшую карьеру в педагогике.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования показали, что предпочтения по научным направлениям диссертаций спортсменов, возможно, связаны с направленностью вуза, в котором они получали высшее образование. Посмеем также заметить, что закономерность вида спорта, которым кандидат наук занимался с успешностью в научной карьере, определить на сегодняшний день, сложно, поскольку требуется ряд дополнительных исследований. Но, как

показали результаты нашего исследования, больший процент защищенных в аспирантуре людей занимались преимущественно видами спорта, где преобладает индивидуальная ответственность за результат соревнования. Проведенное исследование приводит нас в круг новых задач в контексте «двойной карьеры», решение которых последует в следующих работах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова Ю.Н. Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / Ю.Н. Анисимова, Г.Н. Каменева, Г.С. Прыгин // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2018. - Т. 15, №4. - C. 44-54.

2. Ильина Н.Л. Трудности реализации спортсменами двойной карьеры на этапе обучения в вузе / Н.Л. Ильина, Е.Е. Хвацкая, Р.А. Березовская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 325-330.

3. Михайлов Б.А. Квалификационные требования в сфере физической культуры и спорта: предпосылки "двойной карьеры", ожидания и результаты / Б.А. Михайлов, Н.С. Панчук // Спорт: экономика, право, управление. - 2021. - № 4. - С. 26-29.

4. Напреенков А.А. Лесгафтовский пьедестал : библиографический сборник / А.А. Напре-енков, А.В. Рогаткин. Санкт-Петербург : РИП СПб, 2021. - 288 с.

5. Рогаткин А.В. Наша слава и гордостью : библиографический справочник / А.В. Рогаткин. - Санкт-Петербург : РИП СПб, 2017. - 300 с.

6. Хуббиев Ш.З. Гармонизация успешных занятий спортом и учебы в условиях классического университета / Ш.З. Хуббиев, Б.А. Михайлов, С. М. Лукина // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 85-87.

7. Dual career of European student-athletes: A systematic literature review / G. Flavia, С. Cortis, L. Capranica // Kinesiologia Slovenica, - 2015. - No. 3. - P. 5.

REFERENCES

1. Anisimova, Yu. N., Kameneva, G.N. and Prygin, G.S. (2018), "Psychological features of volitional qualities in athletes of team and individual sports", Bulletin of the Samara State Technical University, Series: Psychological and pedagogical sciences, Vol. 15, No. 4, pp. 44-54.

2. Ilyina, N. L., Khvatskaya, E. E. and Berezovskaya R. A. (2017), "Difficulties of realization by athletes of a double career at the stage of study at a university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 325-330.

3. Mikhailov, B. A. and Panchuk, N.S. (2021). "Qualification requirements in the field of physical culture and sports: prerequisites for a "double career", expectations and results", Sport: economics, law, management, No. 4, - pp. 26-29.

4. Napreenkov, A. A. and Rogatkin, A.V. (2021), Lesgaftovsky pedestal, Bibliographic collection, Publishing House of RIP SPb, St. Petersburg.

5. Rogatkin, A.V. (2017), Our glory and pride, Bibliographic reference, Publishing House of RIP SPb, St. Petersburg.

6. Hubbiev, Sh.Z., Mikhailov, B.A. and Lukina, S.M. (2018), "Harmonization of successful sports and studies in the conditions of a classical university", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 85-87.

7. Flavia, G., Cortis J. and Kapranika L. (2015), "The dual careers of European student-athletes: a systematic review of the literature", Kinesiology of Slovenia, No. 3, pp. 5.

Контактная информация: mb43@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2022

УДК 796.011

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОГО COVID-19

Лада Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, Людмила Александровна

Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.