Научная статья на тему 'СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СПОРТСМЕНОВ-ЮНОШЕЙ В СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ'

СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СПОРТСМЕНОВ-ЮНОШЕЙ В СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СПОРТСМЕНЫ-ЮНОШИ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дергач Елена Абрамовна, Завьялов Дмитрий Александрович, Завьялова Ольга Борисовна

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная для современного спорта проблема, связанная с сохранностью контингента на этапе перехода спортсменов из юношеского спорта в спорт высших достижений по причине отсутствия в большинстве видов спорта четкой научно обоснованной системы такого перехода. Цель работы. Выявить предпосылки сохранности контингента при переходе спортсменов-юношей в спорт высших достижений, позволяющие тренеру корректировать тренировочный процесс и соревновательную деятельность в своей тренировочной группе спортсменов-юношей с целью продления их спортивной карьеры на этапе перехода в спорт высших достижений. Методологию исследования составляют анализ и обобщение трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования (закономерности спортивной тренировки в юношеском возрасте, построение спортивной карьеры, сопровождение в спорте, самоопределение и спортивная мотивация). Результаты работы показывают возможность применения педагогического обеспечения, позволяющего выявлять психолого-педагогические проблемные ситуации в спортивной карьере и проводить корректировку тренировочной подготовки и соревновательной деятельности. Заключение. Сделаны выводы, что применение педагогического обеспечения в виде компьютерной программы «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (СПУМС) и использования тренером приемов взаимодействия со спортсменами способствует сохранности контингента спортсменов-юношей при их переходе в спорт высших достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дергач Елена Абрамовна, Завьялов Дмитрий Александрович, Завьялова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE AS THE INSTRUMENTARIUM OF RETAINING THE YOUNG CONTINGENT OF SPORTSMEN FOR HIGH PERFORMANCE SPORTS

Problem and purpose. In the article the authors consider a topical problem for contemporary sports. It is connected with retaining the contingent of young sportsmen at the stage of transition from youth sports to high-level sports. This problem happens to be quite urgent at present because there is not a clear-cut and well-grounded system for dealing with the problem mentioned above. The purpose of our work is to discover the pre-requisites of preserving the young sportsmen in active sports when they reach a decisive point in their sport career and think whether to continue to go in for sports or to drop it all together. It is necessary to find the methods using which coaches would correct the training process and participation in sport events trying to prolong young people's sport career and prevent losing them during the transition stage. The methodology of the research is based on the analysis and generalization of the works of by leading Russian and foreign scholars which are devoted to the problem in question, namely, the common factors of training sessions of young sportsmen, coaches' support to them, the makings of building a sport career, self-determination and sport motivation The results of the work show a possibility of using pedagogical support which allows to identify psychological and pedagogical problem situations in a sports career and to take corrective measures in training and competition events activity. Conclusion. The authors came to the conclusion that resorting to pedagogical support provided by the computer program “The system of forecasting the successfulness for young sportsmen (SPUMS) and using some special techniques for establishing cooperation with young sportsmen will facilitate retaining their contingent during the period of transition to the high-level sports.

Текст научной работы на тему «СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СПОРТСМЕНОВ-ЮНОШЕЙ В СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-63

УДК 796.06

СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА

ПРИ ПЕРЕХОДЕ СПОРТСМЕНОВ-ЮНОШЕЙ

В СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Е.А. Дергач (Красноярск, Россия) Д.А. Завьялов (Красноярск, Россия) О.Б. Завьялова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная для современного спорта проблема, связанная с сохранностью контингента на этапе перехода спортсменов из юношеского спорта в спорт высших достижений по причине отсутствия в большинстве видов спорта четкой научно обоснованной системы такого перехода.

Цель работы. Выявить предпосылки сохранности контингента при переходе спортсменов-юношей в спорт высших достижений, позволяющие тренеру корректировать тренировочный процесс и соревновательную деятельность в своей тренировочной группе спортсменов-юношей с целью продления их спортивной карьеры на этапе перехода в спорт высших достижений.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования (закономерности спортивной тренировки в юношеском

Постановка проблемы. Тренировочный процесс в любом виде спорта представляет собой постоянное взаимодействие тренера со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях. Общение в данном процессе является одной из особенностей тренерской деятельности, которое через обратную связь позволяет лучше изучить индивидуальные особенности спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие, накладывающее на самого тренера большую ответственность как за физическое здоровье спортсменов, так и за его личностное развитие [Ильин, 2008]. По мнению Н.Л. Ильиной, спортивный тренер - это специалист не только

возрасте, построение спортивной карьеры, сопровождение в спорте, самоопределение и спортивная мотивация).

Результаты работы показывают возможность применения педагогического обеспечения, позволяющего выявлять психолого-педагогические проблемные ситуации в спортивной карьере и проводить корректировку тренировочной подготовки и соревновательной деятельности.

Заключение. Сделаны выводы, что применение педагогического обеспечения в виде компьютерной программы «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (СПУМС) и использования тренером приемов взаимодействия со спортсменами способствует сохранности контингента спортсменов-юношей при их переходе в спорт высших достижений.

Ключевые слова: приемы педагогического воздействия, компоненты успешности, педагогическое обеспечение, спортсмены-юноши, спорт высших достижений.

по подготовке спортсменов к соревнованиям, но и их воспитатель [Ильина, 2016]. При подготовке спортсменов высшей квалификации остро встают многочисленные проблемы, которые требуют комплексного контроля со стороны тренера [Туманян, 2006; Дергач, 2012; Дергач и др., 2015; Завьялов и др., 2016].

Спортивная карьера любого спортсмена состоит из многочисленных компонентов, которые, являясь более или менее успешными на данный момент времени, в сумме приводят к конкретному результату, на который тренер может влиять как опосредованно, так и напрямую. При этом, как считают О.О. Николаева, К.К. Марков, специфика содержания успешной деятель-

< И

а

с

и'

к

м н К

и ^

д и 8

0

1

к

м 00 н и

РМ

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

И

ности в спорте требует от тренера знаний и способностей, позволяющих ему ситуационно использовать свой стиль работы со спортсменами [Николаева, Марков, 2017].

Как отмечается многими специалистами, спортивная карьера может сопровождаться кризисами-переходами, преодолев каждый из которых спортсмен переходит на следующий ее этап; если не происходит преодоление, то зачастую завершает карьеру, при этом, к большому сожалению, данная проблема в литературе широко не обсуждается [Baron-Thiene, 2014; Стамбулова, 1999].

Как считают заслуженные тренеры России по спортивному ориентированию А.Ю. Близнев-ский и В.С. Близневская, для обеспечения сохранности контингента необходима разработанная на государственном уровне система подготовки спортивного резерва, например, создание академий по индивидуальным видам спорта [Близневский, Близневская, 2013].

Грамотно выстроенная система подготовки по видам спорта позволит гарантировать рост спортивного мастерства спортсменов и успешность их выступления на соревнованиях высокого ранга, что позволит говорить о включении этих видов в олимпийскую программу [Bliznevskiy et al., 2016].

Результаты исследований. Интеграция в профессиональную деятельность спортивного тренера современных информационных и телекоммуникационных систем и интернет-технологий позволяет управлять подготовкой спортсменов в тренировочной группе, обеспечивать длительность спортивной карьеры своим ученикам [Дергач, 2012; Дергач, Завьялова, 2013; Дергач, 2014].

На основе результатов, полученных в ранее проведенных нами исследованиях, разработано педагогическое обеспечение процесса перехода спортсменов-юношей в спорт высших достижений (рис.).

Рис. Схема педагогического обеспечения процесса перехода спортсменов-юношей

в спорт высших достижений

Fig. Scheme of pedagogical support of the process of transition of young athletes to the sport of high achievements

Как видно из рисунка, одним из компонентов является компьютерная программа СПУМС, позволяющая провести диагностику возможных психолого-педагогических ситуаций преждевременного ухода из спорта в период перехода спортсменов юношеского возраста в спорт высших достижений, отображающая зоны успешности, нейтральные зоны и зоны риска.

Диагностика текущего состояния спортсменов проводится на интерактивном интернет-ресурсе - сайте для тренеров и спортсменов, размещенном по адресу: http://RosTrener.Ru. Диагностику можно пройти либо по «Общему тестированию», либо на выбор по каждому из тематических блоков - «Тренировочный процесс», «Составляющие перехода», «Образование», «Семья». Результатом диагностики является «Светофор прогноза» - индивидуальные рекомендации, оформленные в перечень, отражающие индивидуально выстроенные зоны успешности, риска, нейтральные зоны (отражены цветыми, соответствующими сигналам светофора - соответственно красным, желтым, зеленым (видны в интернет-ресурсе)).

Особое внимание тренеру необходимо обратить на те компоненты спортивной карьеры, которые находятся в зоне риска, ведь именно они показывают наличие психолого-педагогических проблем, из-за которых спортсмен может преждевременно завершить карьеру.

Тренер должен осознавать, что на некоторые компоненты спортивной карьеры он повлиять не сможет - в основном они относятся к тематическому блоку «Семья»: количество детей в семье; занятия спортом каждого из родителей; профессия каждого из родителей (в сфере физической культуры и спорта или нет); наличие травм; отношение к спортивным занятиям спортом братьев / сестер. О данных компонентах спортивной карьеры тренеру знать необходимо, и он должен взаимодействовать с родителями спортсмена для совместной нейтрализации отрицательных проявлений этих компонентов, которые могут стать одной из основных причин его ухода из спорта.

Некоторые компоненты спортивной карьеры подлежат лишь частичной корректировке - количество его тренеров; финансирование спортивных занятий; участие в международных соревнованиях; финансовые трудности; бытовые условия; заработок за счет спорта; смена вида спорта; трагическая ситуация в спортивной карьере; сложность выбора спортсменами будущей профессии; отношение спортсмена к выбранной специальности во время обучения в вузе; профессия спортсмена по окончании спортивной карьеры; направленность образования. Тренер лишь частично может повлиять на данные компоненты спортивной карьеры, но их необходимо выявлять, оптимизировать с привлечением всех участников тренировочного процесса (тренер, семья, преподаватель и другие, например спонсор, или за счет получения поддержки со стороны спортивных организаций).

Безусловно, выявление тех компонентов спортивной карьеры, на которые тренер может (и должен) влиять при переходе спортсменов-юношей в спорт высших достижений, таких как повышение спортивной мотивации; замедление спортивных результатов; неадекватные физические нагрузки; взаимоотношения тренера и спортсмена; задержка роста спортивных достижений после восстановления от травм; совмещение спортивных и учебных занятий; микроклимат в команде, имеют особую ценность.

Данные компоненты спортивной карьеры могут быть скорректированы с помощью преимущественно вербальных методов, так как поддержка спортивной карьеры - одна из основных задач спортивного тренера.

Довольно часто современные тренеры, особенно молодые, затрудняются как с диагностикой компонентов тренировочного процесса, так и с последующими способами их коррекции. И даже успешная диагностика не всегда приводит к положительным результатам по причине отсутствия в арсенале тренера приемов педагогического воздействия.

Нами предложены следующие педагогические приемы воздействия на семь выявленных нами компонентов тренировочного процесса,

< И

а

с

и'

к

м н К

и ^

д и 8

0

1

к

м 00 н и

Л

с и

о

[-4

0

ё

и

Л

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

к

н и

И

поддающихся корректировке, применение которых поможет тренеру продлить спортивную карьеру своим ученикам (представлены отдельные приемы; полный перечень можно посмотреть в диссертации [Дергач, 2017)].

I. Повышение мотивации в спорте (цели, мотивы)

1. Выявление основных причин снижения спортивной мотивации.

2. Выявление в своей тренировочной группе положительных качеств личности каждого спортсмена и реализация их на тренировочных занятиях и в соревновательной деятельности.

3. Выявление деструктивных мотивов и убеждений (боязнь сильных соперников, частые проигрыши, безынициативность в принятии решений и т.п.), наличие «внутренних конфликтов» и организация тренировочной деятельности без создания условий для их появления <...>.

II. Спортсмены-юноши

не справляются с физической нагрузкой на этапе перехода в спорт высших достижений

1. Снижение объема и интенсивности физических нагрузок, введение рекреации, активного отдыха в выходные дни.

2. Учет возрастных аспектов при постепенном увеличении тренировочных нагрузок по объему и содержанию.

3. Определение показателя степени готовности каждого спортсмена (в том числе в команде) при необходимо обусловленном возрастании объема и характера физической нагрузки, связанного с повышением спортивного мастерства, к условиям и обстоятельствам определенных соревнований <...>.

III. Отсутствие роста спортивных результатов

у спортсменов-юношей на этапе перехода в спорт высших достижений

1. Проведение анализа спортивных достижений с учетом новых условий трениро-

вочной деятельности спортсмена, с подбором индивидуально-оптимальных методик для повышения результатов каждого занимающегося.

2. Учет состояния каждого спортсмена на основе его индивидуального уровня технической, физической, тактической, психической подготовленности.

3. Постоянное обсуждение с каждым спортсменом его индивидуального прогресса, в том числе на основании дневников самоконтроля, результаты и цели дальнейших выступлений <...>.

IV. Отсутствие спортивного результата после травм

1. Корректировка индивидуального тренировочного процесса с учетом реабилитационного периода.

2. Учет закономерностей восстановительного периода после травмы, включающий физиологическую и психологическую стадии восстановления.

3. Использование обширного перечня мероприятий для восстановления и поддержания спортивной формы занимающегося в зависимости от природы травмы <...>.

V. Взаимоотношения в команде

1. Использование положительного опыта спортивных традиций при взаимодействии со вновь сформированной командой.

2. Организация общественной жизни коллектива с вовлечением в нее каждого ее члена.

3. Привлечение спортсменов команды для обсуждения и принятия коллективных решений по отдельным вопросам тренировочного и соревновательного процесса <...>.

VI. Взаимоотношения с тренером

1. Выстраивание сбалансированных взаимоотношений с каждым из спортсменов, используя обратную связь.

2. Обеспечение психологического контакта с каждым спортсменом.

3. Формирование у каждого спортсмена

личного доверия к тренеру как авторитету <...>. ]

VII. Совмещение учебной и спортивной деятельности у спортсменов-юношей на этапе перехода в спорт высших достижений

1. Разъяснение спортсмену социальной значимости получения высшего образования для его успешной постсоревновательной деятельности.

2. Донесение до спортсмена важности выполнения им двух видов деятельности - спортивной и учебной.

3. Регулирование - с учетом графика учебных занятий каждого спортсмена - режима его тренировочных занятий и соревнований (в том числе при выездах за пределы региона) <...>.

Таким образом, реализация рекомендованных приемов педагогического воздействия будет способствовать повышению эффективности тренировочного процесса, позволит расти спортивным результатам, команды и каждого спортсмена и, самое главное, максимально увеличить длительность его спортивной карьеры.

Выводы

1. Тренировочный процесс в спорте представляет собой постоянное взаимодействие тренера со своими учениками; используя принципы обратной связи, тренер с учетом индивидуальных особенностей учеников оказывает на них систематическое воздействие, отвечая как за физическое здоровье спортсменов, так и за его личностное развитие.

2. Спортивная карьера любого спортсмена состоит из многочисленных компонентов, являющихся более или менее успешными, и сопровождается кризисами-переходами, преодолев каждый из которых спортсмен переходит на следующий этап, не преодолев - завершает карьеру. Но проблема кризисов спортивной карьеры до сих пор не решена.

3. Широкое и активное применение в профессиональной деятельности спортивного тренера современных информационных технологий (в том числе через Интернет) позволяет успешно управлять подготовкой спортсменов в тренировочной группе, сохраняя их спортивную карьеру.

4. Применение диагностического инструментария «Система прогноза успешности моло-

дых спортсменов» (СПУМС) и предложенных на ее основе педагогических приемов воздействия на выявленные нами компоненты тренировочного процесса позволит тренеру сохранить в спорте своих учеников, продлевая их спортивную карьеру.

Библиографический список

1. Близневский А.Ю., Близневская В.С. Взаимосвязь в подготовке спортсменов высокого класса и спортивного резерва в спортивных учреждениях и клубах Красноярского края // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 10-16.

2. Дергач Е.А., Завьялов Д.А., Завьялова О.Б., Дажы Ч.А. Выявление факторов успешности спортивной карьеры спортсменов лыжного и бегового ориентирования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4 (34). С. 94-98.

3. Дергач Е.А., Завьялова О.Б. Мотивационный фактор как один из решающих в завершении спортивной карьеры спортсменов разных возрастных групп // Омский научный вестник. 2013. № 2 (116). С. 228-232.

4. Дергач Е.А. Педагогическое обеспечение процесса перехода спортсменов-юношей в спорт высших достижений: дис. ... канд.пед. наук / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017, 207 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kspu.ru/upload/documents/2017/03 /10/6ebfa973d3a7684a6fc7537e3fd416dc/ dergach-ea-dissertatsiya-pedagogicheskoe-obespechenie-protsessa-perehoda-sportsm. pdf (дата обращения: 10.05.2018).

5. Дергач Е.А. Разработка программного обеспечения «СПУМС» с целью продолжения спортивной карьеры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 5. С. 39-42.

6. Дергач Е.А. Система прогноза успешности молодых спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 6. С. 42-44.

7. Завьялов Д.А., Дергач Е.А., Завьялова О.Б., Кыгрыс Э.К. Занятия обучающихся в спор-

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

тивных секциях как фактор становления их спортивной карьеры // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 139-142.

8. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

9. Ильина Н.Л. Психология тренера: учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2016. 109 с.

10. Николаева О.О., Марков К.К. Стиль тренера в успешной спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 6. С. 146-151.

11. Туманян Г.С. Стратегия подготовки чемпионов. Настольная книга тренера. М.: Советский спорт, 2006. 494 с.

12. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1999. 417 с.

13. Baron-Thiene A. Das Dropout-Phänomen Eine Untersuchung an Eliteschulen des Sports in Sachsen (Dissertation). Universität Leipzig, Leipzig, 2014.

14. Bliznevskiy A.Yu., Porteous B., Kvale H.J., Bliznevskaya V.S., Nemec M., Ermakov S.S., Ku-dryavtsev M.D. Comparative analysis of new sport types - potential candidates for inclusion in the winter Olympic games // Journal of Physical Education and Sport. 2016. 16(4). Art 211. P. 1334-1339.

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METHODS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE AS THE INSTRUMENTARIUM OF RETAINING THE YOUNG CONTINGENT OF SPORTSMEN FOR HIGH PERFORMANCE SPORTS

Е.А. Dergach (Krasnoyarsk, Russia) D^. Zavyalov (Krasnoyarsk, Russia) О.B. Zavyalova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Problem and purpose. In the article the authors consider a topical problem for contemporary sports. It is connected with retaining the contingent of young sportsmen at the stage of transition from youth sports to high-level sports. This problem happens to be quite urgent at present because there is not a clear-cut and well-grounded system for dealing with the problem mentioned above.

The purpose of our work is to discover the prerequisites of preserving the young sportsmen in active sports when they reach a decisive point in their sport career and think whether to continue to go in for sports or to drop it all together. It is necessary to find the methods using which coaches would correct the training process and participation in sport events trying to prolong young people's sport career and prevent losing them during the transition stage.

The methodology of the research is based on the analysis and generalization of the works of by leading Russian and foreign scholars which are devoted to the

problem in question, namely, the common factors of training sessions of young sportsmen, coaches' support to them, the makings of building a sport career, self-determination and sport motivation

The results of the work show a possibility of using pedagogical support which allows to identify psychological and pedagogical problem situations in a sports career and to take corrective measures in training and competition events activity.

Conclusion. The authors came to the conclusion that resorting to pedagogical support provided by the computer program "The system of forecasting the successful-ness for young sportsmen (SPUMS) and using some special techniques for establishing cooperation with young sportsmen will facilitate retaining their contingent during the period of transition to the high-level sports.

Key words: methods of pedagogical influence, components of success, pedagogical support, young male-athletes, sports of elite-level.

References 5.

1. Bliznevsky A.U., Bliznevskaya V.S. Interrelation of high-class athletes preparation with training sports reserve at sports facilities and clubs in Krasnoyarsk region // Scientific notes of Lesgaft University, 2013. V. No. 5 (99). P. 10-16.

2. Dergach E.A. Development of „SPUMS" software for the purpose continuing sports career // Physical culture: education, training. 2012. V. No. 5. P. 39-42.

3. Dergach E.A., Zavyalova O.B. Motivation as one of the most important factors for athletes of different age groups deciding to finish their sports careers / / Omsk Scientific Bulletin, 2013. V. № 2 (116). P. 228-232.

4. Dergach E.A. The system of forecasting the suc- 7. cess of young athletes / / Physical education: education, training, 2014. V. No. 6. P. 42-44.

Dergach E.A., Zavyalov D.A., Zavyalova O.B., Dazhy Ch.A. Identification of success factors in sports career of the athletes going in for skiing and cross-country orientation // Bulletin of the Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2015. V. No. 4 (34). P. 94-98.6. Dergach E.A. Pedagogical support for young male- athletes during the transition process to the high level sports. Diss ... kand. PED.sciences'. Krasnoyarsk State PED. UN-T. 207 p. [Electronic resource]. URL: http://www.kspu.ru/upload/doc uments/2017/03/10/6ebfa973d3a7684a6fc7 537e3fd416dc/dergach-ea-dissertatsiya-ped-agogicheskoe-obespechenie-protsessa-pere-hoda-sportsm.pdf (date accessed: 10.05.2018). Zavyalov D.A., Dergach E.A., Zav'yalova O.B., Kygryz E.K. Sport activities of students in sports clubs as a factor in the development of their

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

о

ë и ft

s

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

sports career // Bulletin of the Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2016. No. 4 (38). P. 139-142.

8. Ilyin E P. Psychology of sports. SPb.: Peter, 2008. 352 p.

9. Ilina N.L. The psychology of the trainer: tutorial. SPb: St. Petersburg State University, 2016. 109 p.

10. Nikolaeva O.O., Markov K.K. Style of the coach in successful sports activity // Modern high technologies. 2017. No. 6. P. 146-151.

11. Tumanian G.S. The Strategy of Champions preparation. Coach's Handbook. M.: Soviet sport, 2006. 494 p.

12. Stambulova N.B. Psychology of sports career: dis. ... d-RA psikhol. sciences'. SPb., 1999. 417 c.

13. Baron-Thiene A. Das Dropout-Phänomen Eine Untersuchung an Eliteschulen des Sports in Sachsen (Dissertation). Universität Leipzig, Leipzig, 2014.

14. Bliznevskiy A.Yu., Porteous B., Kvale H.J., Bliznevskaya V.S., Nemec M., Ermakov S.S., Ku-dryavtsev M.D. Comparative analysis of new kinds of sport - potential candidates to be included in the Winter Olympic Games // Journal of Physical Education and Sport, V. 16(4), Art 211, 2016, pp. 1334-1339,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.