Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / ЦЕНТРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / РЭЦ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишин Николай Николаевич

Экономические процессы ХХ века сильно трансформировал торговлю. Развитие технологий, повышение благосостояния населения, политические и социальные изменения вывели внешнюю торговлю на новый уровень, усиливая её незаменимость не только для целых государств, но и для отдельных граждан. Однако, столь стремительное развитие внешней торговли было бы невозможно, если бы данная деятельность не поддерживалась на государственном уровне. Вопрос развития государственной поддержки экспорта остро встал после утверждения в конце 2018 года национального проекта «Международная кооперация и экспорт», предусматривающего достижение к 2024 году стоимостного объёма несырьевого неэнергетического экспорта в размере 250 млрд долларов США. В статье показано, что регионы могут быть драйвером для развития экспорта, именно поэтому важно ознакомиться с актуальным механизмом поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE EXPORT SUPPORT SYSTEM IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Economic processes the twentieth century has greatly transformed trade. The development of technologies, an increase in the well-being of the population, political and social changes have brought foreign trade to a new level, increasing its indispensability not only for entire states, but also for individual citizens. However, such a rapid development of foreign trade would have been impossible if this activity was not supported at the state level. The issue of developing state support for exports became acute after the approval at the end of 2018 of the national project “International Cooperation and Export”, which provides for the achievement by 2024 of the value of non-resource non-energy exports in the amount of USD250 billion. The article shows that regions can be a driver for the development of exports, which is why it is important to get acquainted with the current mechanism for supporting exports in the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

Управление системой поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации

Мишин Николай Николаевич,

магистр, кафедра «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: nikolaymishin@outlook.com

Экономические процессы ХХ века сильно трансформировал торговлю. Развитие технологий, повышение благосостояния населения, политические и социальные изменения вывели внешнюю торговлю на новый уровень, усиливая её незаменимость не только для целых государств, но и для отдельных граждан. Однако, столь стремительное развитие внешней торговли было бы невозможно, если бы данная деятельность не поддерживалась на государственном уровне. Вопрос развития государственной поддержки экспорта остро встал после утверждения в конце 2018 года национального проекта «Международная кооперация и экспорт», предусматривающего достижение к 2024 году стоимостного объёма несырьевого неэнергетического экспорта в размере 250 млрд долларов США. В статье показано, что регионы могут быть драйвером для развития экспорта, именно поэтому важно ознакомиться с актуальным механизмом поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: экспорт, поддержка экспорта, центры поддержки экспорта, РЭЦ.

Глава 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» посвящена содействию развитию внешнеторговой деятельности. В частности, в соответствующих статьях перечислены мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, мероприятия, направленные на поддержку экспорта, а также раскрывается информационное обеспечение внешнеторговой деятельности (в том числе внешнеторговая статистика), обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки, и обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах. Вся эта активность по развитию двух- и многосторонних экономических связей фактически реализуется тремя институциональными инструментами поддержки экспорта: торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах, Группой компаний Российского экспортного центра (Группой РЭЦ), региональными центрами поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и даны рекомендации по их совершенствованию. Именно региональные центры их поддержки будут рассмотрены в настоящей статье.

Несмотря на то, что основные усилия по поддержке экспорта принимаются на федеральном уровне и реализуются преимущественно за счет институтов поддержки и продвижения российского экспорта, функционирующих за рубежом и на федеральном уровне, немалую роль в привлечении потенциальных экспортеров играют региональные центры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Региональные центры поддержки экспорта можно считать самым неоднозначным из всех инструментов поддержки экспорта. В отличие от других они создавались для поддержки именно малого и среднего бизнеса, а не непосредственно внешнеэкономической деятельности. Этим объясняется их нормативное закрепление, а также планов по их развитию, в плановых и программных документах, относящихся к развитию предпринимательства (к примеру, Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие

сз о

со £

m Р

сг

от А

и инновационная экономика» предполагают развитие в том числе и системы региональных центров поддержки экспорта).

Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» стал основой для создания региональной сети центров поддержки экспорта, пусть и в формате «агентств по поддержке экспорта товаров». Несмотря на определенный контроль Министерства экономического развития Российской Федерации, работа по созданию центров поддержки экспорта в разных субъектах Российской Федерации велась по-разному. Системность в этот пришла лишь после привлечения к работе ЦПЭ Группы РЭЦ в 2019 году. В настоящее время Минэкономразвития совместно с Группой РЭЦ осуществляет руководство деятельностью данного инструмента поддержки экспорта, поэтому внутренние приказы и регламенты составляют основу регулирования деятельности региональных центров поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, основной состав вопросов организации деятельности центров поддержки экспорта раскрывает Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 февраля 2021 № 77 «Об утверждении требований к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к центрам поддержки экспорта».

Генеральная миссия деятельности центров поддержки экспорта заложена в национальных проектах «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт». Первый нацпроект подразумевает количественный рост доли субъектов МСП-экспортеров несырьевой неэнергетической продукции до 10% от общего количества, а второй нацелен на достижение объёмов несырьевого неэнергетического экспорта в размере 250 млрд долларов США в 2024 году. Соответственно, центрам поддержки экспорта необходимо вся-"ё чески содействовать увеличению как числа экспор-е теров, так и объёмов отправляемой за рубеж про-^ дукции и услуг посредством стимулирования и вов° лечения субъектов МСП в данную деятельность. Л Деятельность ЦПЭ должна приводить к созданию

положительного образа региона, реализации его экспортного потенциала и повышению инвестиционной привлекательности.

Указанные цели достигаются за счет предоставления заинтересованным лицам широкого перечня услуг, начинающегося с базовых консультаций по вопросам ведения экспортной деятельности и заканчивающегося поиском партнеров, а также организацией заявителю бизнес-миссий как в очном, так и в онлайн формате, его участия в профильных выставках внутри страны и за её пределами, содействием в формировании экспортного предложения, размещением продукции региональных предприятий на маркетплей-сах, приведением потенциального экспортного товара в соответствие с обязательными требованиями (омологация, стандартизация, сертификация, получение требуемых разрешений) страны покупателя, обеспечением защиты интеллектуальной собственности за рубежом, в том числе через получение патентов на уникальные разработки. В ЦПЭ можно также получить помощь в экспертизе контракта и создании презентационных материалов (в том числе и сайтов компаний) или их переводе на язык делового общения интересующей страны. Финансовая поддержка со стороны региональных центров поддержки экспорта заключается в субсидировании расходов на выставочно-ярмарочную деятельность (в части аренды стендов и площадей, доставки выставочных образцов, регистрационных взносов и, при необходимости услуг переводчика), а также до 80% стоимости международной сертификации продукции. В отдельных случаях возможна компенсация части расходов на маркетинговые исследования.

Нельзя не затронуть и акселерационные программы, а также бесплатное обучение, реализуемые центрами поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Акселерационная программа - это комплекс мероприятий, направленных на ускоренное развитие экспортною потенциала компаний, через интенсивное обучение внешнеэкономической деятельности, менторской поддержки и подбору потенциальных международных партнеров для реализации экспортных контрактов. Обучение же призвано научить экспортеров основам и ведению экспортной деятельности посредством знакомства с лучшими практиками от ведущих экспертов в области внешнеэкономической деятельности России и международным опытом. Обучение занимает от полугода до девяти месяцев, но в итоге обучающийся приобретает компетенции, позволяющие производить требуемую доработку продукта, выстраивать маркетинговую стратегию, контрактацию.

Дополнительно, в целях стимулирования регионального экспорта, на центры поддержки экспорта возложена обязанность по проведению регионального конкурса «Экспортер года» в своем субъекте, а также ведение реестров потенциаль-

ных экспортеров, потенциальных иностранных импортеров и специалистов, помогающих субъектам МСП как на территории страны, так и за рубежом.

В настоящее время система управления развитием системы региональной поддержки экспорта включает в себя взаимодействие Министерства экономического развития Российской Федерации, уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации и АО «Российский экспортный центр». В организации экспортной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России играет роль регулятора, устанавливая правила и требования к организации и ведению указанной деятельности. АО «РЭЦ» оказывает методическую и информационную поддержку, а также устанавливает ключевые показатели эффективности работы рассматриваемых центров, направления расходов бюджетных субсидий и согласует график командировок сотрудников. Органам власти субъектов поручена работа по непосредственному созданию, организации работы и развитию центров поддержки экспорта в своих регионах.

Исходя из того, что формирование центров поддержки экспорта было отдано на региональный уровень, качество их организации и работы прямо зависели от уровня бюджетной обеспеченности региона и его программ. Таким образом, выработалось два подхода к формированию региональных институтов поддержки экспорта: через создание руководством региона независимой некоммерческой организации (зачастую, в форме автономной некоммерческой организации или фонда), либо через выделение в составе более крупного института поддержки предпринимательской активности специального подразделения, направленного на поддержку экспортеров. Сложно сказать, какой из способов организации работы лучше, но нельзя не отметить, что ключевое значение должна иметь удовлетворенность получателей предоставляемых услуг, обеспечить которую на равном уровне в разных субъектах крайне сложно. Собственно, именно поэтому в некоторых регионах Центры готовы помочь не только среднему и малому бизнесу, но и крупному (к примеру, Рязанский центр поддержки экспорта), или предоставляют все услуги безвозмездно (к примеру, Центр поддержки экспорта Красноярского края).

Невыполнимое уравнивание качества сервиса, достигается за счет включения в работу инструментов и методического обеспечения Российского экспортного центра, названного «Региональным экспортным стандартом 2.0». Совместная работа регионов и АО «РЭЦ» удовлетворяет и курирующее министерство - в начале апреля 2021 года было принято решение о расширении спектра предоставляемых услуг. Если с момента присоединения Группы РЭЦ к работе с регионами в 2019 году ЦПЭ должны были предоставлять экспортеру одну или несколько услуг согласно его запросу, что не всегда могло соответствовать интересу заявителя в полной мере, так как могло не приводить

к заключению экспортного контракта, то с апреля текущего года началась разработка и предоставление комплексов услуг, направленных на решение типичных для каждой стадии экспортного цикла проблем. Такие «коробочные решения» призваны упростить процесс начала экспортной деятельности, учитывая не только основные мероприятия по выходу на внешние рынки, но и отраслевую специфику.

У центров поддержки экспорта есть свои ключевые показатели эффективности. Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 февраля 2021 № 77, их 16, где учитывается общий объем поддержанного экспорта субъектов МСП и 15 показателей считают количество субъектов МСП в разных условиях (просто получивших услуги ЦПЭ (3) или заключивших экспортные контракты при поддержке ЦПЭ на бизнес-миссиях, на выставках, в результате подбора партнера и т.д. (12)).

Количественные рамки показателей, равно как и штатная численность Центра, зависят от группы, к которой относится конкретный центр поддержки экспорта. В зависимости от экспортного потенциала региона сформировано пять групп центров поддержки экспорта:

5-я группа - субъекты Российской Федерации с высоким уровнем экспортного развития. Минимальная штатная численность - 8 единиц, включая руководителя, 2 заместителей, 5 специалистов или аналитиков;

4-я группа - субъекты Российской Федерации с достаточным уровнем экспортного развития. Минимальная штатная численность - 6 единиц, включая руководителя, 1 заместителя, 4 специалистов или аналитиков;

3-я группа - субъекты Российской Федерации с умеренным уровнем экспортного развития. Минимальная штатная численность - 5 единиц, включая руководителя, 1 заместителя, 3 специалистов или аналитиков;

2-я группа - субъекты Российской Федерации с экспортным потенциалом. Минимальная штатная численность - 4 единицы, включая руководителя, 1 заместителя, 2 специалистов или аналитиков;

1-я группа - субъекты Российской Федерации с формирующимся экспортным потенциалом. Минимальная штатная численность - 3 единицы, включая руководителя, и 2 специалистов или аналитиков.

К примеру, для выполнения показателя «количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего» ЦПЭ из 5 группы необходимо оказать услугу для не менее 250 уникальных субъектов МСП, для 4-200, для 3-150, для 2-100, для 1-50. В 2020 году всеми центрами поддержки экспорта была оказана поддержка 20 860 малым предпринимателям. Из них 3094 субъекта МСП заключили экспортные контракты, что принесло в совокупности более 1 млрд долл. США.

сз о со от гп Р от

от А ш

Формирование системы центров поддержки экспорта продолжалось почти 10 лет. Один из первых центров координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства был открыт в Нижегородской области в 2010 году, а последние - в Республике Коми, Севастополе и Чукотском автономном округе в 2020 году. Всего в настоящее время функционируют центры поддержки экспорта работают в 82 субъектах Российской Федерации из 85. В Магаданской области и Ямало-Ненецком авто-

номном округе функционал по предоставлению типового набора услуг центров поддержки экспорта делегирован центрам поддержки предпринимательства «Мой бизнес» (хотя в остальных регионах они осуществляются совместно, обеспечивая практическую реализацию принципа одного окна), а Москва реализует собственную программу поддержки экспорта.

География присутствия региональных центров поддержки экспорта представлена на рисунке 1.

Рис. 1. География присутствия региональных центров поддержки экспорта.

Ое

Примечание: Представительства РЭЦ функционируют параллельно с ЦПЭ

Источник: составлено Автором на основе материалов из открытых источников.

В Москве в 2017 году создан свой аналог ЦПЭ в виде Московского экспортного центра, предоставляющего экспортерам свой набор услуг и сервисов и подчиняющийся Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Бюджетные возможности столицы позволили создать для экспортеров-резидентов своё «одно окно» в сфере поддержки внешнеэкономической деятельности. Силами АНО «МЭЦ» экспортерам оказывается как финансовая помощь, так и информационно-консультационная, инфраструктурная, образовательная и промоутерская поддержка. Как и у всех, у МЭЦ есть свои платные услуги. К примеру, участие в акселерационной программе Московского экспортного центра является платным и реализуется на основе софинанси-рования: 85% оплачивает МЭЦ, а 15% - компании самостоятельно. В целом, даже несмотря на независимость московского института поддержки экспорта, он концептуально укладывается в фор-

мулу и постулаты «Регионального экспортного стандарта 2.0».

По результатам рассмотрения теории и практики управления системой поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации Автором был проведен SWOT-анализ текущего состояния региональных центров поддержки экспорта, результаты которого представлены ниже в таблице 1.

Подводя итог, хочется отметить, что одним из самых неоднозначных, но необходимых инструментов поддержки экспорта являются центры поддержки экспорта. Они призваны помогать заинтересованным субъектам МСП на любой из стадий экспортной сделки или вовсе пройти весь путь совместно, осуществляя широкий перечень мер поддержки. Несмотря на существующий региональный дисбаланс, малые и средние предприятия всех субъектов Российской Федерации уже могут получить комплексные услуги по сопровождению экспортного контракта, поиску иностранного покупателя, организации участия в выставках, международных бизнес-миссиях, акселерационных программах, и не менее важную услугу по размещению продукции МСП на электронных тор-

говых площадках. Однако, как плюсом, так и минусом данного института является значительная зависимость от инструментария АО «Российский экспортный центр». Хоть он и помогает обеспечивать равное качество и равный доступ к услугам по поддержке и продвижению экспорта в почти всех субъектах Российской Федерации, нельзя недооценивать влияние реформы институтов развития, которая при самом радикальном сценарии может решительно негативно сказаться на всей системе продвижения экспорта и, в особенности, на её региональном звене.

Таблица 1. SWOT-анализ текущего состояния региональных центров поддержки экспорта

Фактор Положительное влияние Отрицательное влияние

Внутренняя среда Бесплатность значительной части оказываемых услуг Доступность предоставляемых услуг Близость к региональному бизнесу Интеграция как с региональными, так и с федеральными институтами поддержки экспорта Сохраняющаяся разность объёмов оказания услуг в зависимости от региона Поддержка только несырьевого неэнергетического экспорта Поддержка преимущественно субъектов МСП «Коллегиальность» руководства системой (МЭР, РОИВ, РЭЦ)

Внешняя среда Фундамент Единой системы продвижения экспорта на внутреннем контуре Зависимость от АО «РЭЦ» в инструментально-методическом плане

Литература

а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к центрам поддержки экспорта» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400417175/ (Дата обращения: 30.04.2021)

MANAGEMENT OF THE EXPORT SUPPORT SYSTEM IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Mishin N.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Economic processes the twentieth century has greatly transformed trade. The development of technologies, an increase in the well-being of the population, political and social changes have brought foreign trade to a new level, increasing its indispensability not only for entire states, but also for individual citizens. However, such a rapid development of foreign trade would have been impossible if this activity was not supported at the state level. The issue of developing state support for exports became acute after the approval at the end of 2018 of the national project "International Cooperation and Export", which provides for the achievement by 2024 of the value of non-resource non-energy exports in the amount of USD250 billion. The article shows that regions can be a driver for the development of exports, which is why it is important to get acquainted with the current mechanism for supporting exports in the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: export, export support, regional export support centers, REC.

1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_45397/ (Дата обращения: 30.04.2021)

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (Дата обращения: 30.04.2021)

3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 февраля 2021 № 77 «Об утверждении требований к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства,

References

1. Federal Law of 08.12.2003 No. 164-FZ "On the Foundations of State Regulation of Foreign Trade Activity" [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_45397/ (Date of treatment: 30.04.2021)

2. Federal law of 24.07.2007 No. 209-FZ "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_52144/ (Date of access: 30.04.2021)

3. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of February 18, 2021 No. 77 "On approval of the requirements for the implementation of measures for the creation and (or) development of export support centers carried out by the constituent entities of the Russian Federation, whose budgets are provided with subsidies for state support of small and medium-sized businesses, and also individuals applying the special tax regime "Tax on professional income" in the constituent entities of the Russian Federation in order to achieve the goals, indicators and results of regional projects that ensure the achievement of the goals, indicators and results of the federal project "Acceleration of small and medium-sized businesses" included in composition of the national project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiative", and requirements for export support centers "[Electronic resource]. - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400417175/ (Date of access: 30.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.