УДК 339.564
Б01: 10.28995/2073-6304-2019-3-55-67
Некоторые предложения по повышению эффективности механизмов поддержки экспорта в России
Наталья В. Ивина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, [email protected]
Кристина К. Черешнева
Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Технологический процесс и цифровизация меняют структуру мировой экономики, ожидается постепенный сдвиг отраслей с максимальным экспортным потенциалом из традиционных секторов в высокотехнологичную наукоемкую сферу с растущим удельным весом услуг. Государству необходимо формирование новой, промышленной и секторальной, проэкспортной экономической политики для производства продукции более высоких переделов, предоставление наукоемких и интеллектуальных услуг. Это позволит расширить присутствие российских товаров на зарубежных рынках. В статье проанализированы ключевые отрасли, требующие опережающего инвестирования отрасли с наибольшим потенциалом наращивания экспорта к 2024 г. и перечислены основные меры господдержки. В ходе исследования перечислены основные товарные рынки сбыта для продукции этих отраслей. Высокотехнологичный экспорт и экспорт услуг должны стать альтернативой для сырьевой специализации во внешней торговле России.
Ключевые слова: поддержка экспорта, международная конкуренция, диверсификация экспорта, глобальные цепочки добавленной стоимости, институты поддержки экспорта
Для цитирования: Ивина Н.В., Черешнева К.К. Некоторые предложения по повышению эффективности механизмов поддержки экспорта в России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 3. С. 55-67. БОТ: 10.28995/2073-6304-2019-3-55-67
© Ивина Н.В., Черешнева К.К., 2019 ISSN 2073-6304 • Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 3
Proposals to improve the efficiency of export support mechanisms in Russia
Natal'ya V. Ivina
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected]
Kristina K. Chereshneva
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The technological process and digitalization are changing the structure of the global economy. A gradual shift of industries with the maximum export potential from traditional sectors to a high-tech, knowledge-intensive sphere with a growing share of services is expected. The state needs to formulate a new, industrial and sectoral, pro-export economic policy for the fabrication of the higher processing products, the provision of knowledge-intensive and intellectual services. That will allow expanding the presence of Russian goods in foreign markets. The article analyzed the key sectors that require preemptive investment (the sectors with the greatest potential for increasing exports by 2024) and specified the basic measures of state support. The study identified the key commercial markets for products of those industries. High-tech exports and exports of services should be an alternative to commodity specialization in Russians foreign trade.
Keywords: export support, ECA, international competition, export diversification, global chains of value added, export support institutions
For citation: Ivina NV., Chereshneva KK. Proposals to improve the efficiency of export support mechanisms in Russia. RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series. 2019;3:55-67. DOI: 10.28995/20736304-2019-3-55-67
Введение
В настоящее время основным направлением приоритетного развития Российской Федерации выделяется кратное увеличение объемов экспорта и количества экспортеров. Так, в «майских указах» Президент страны В.В. Путин поставил цели к 2024 г. удвоить объем несырьевого неэнергетического экспорта (далее ННЭ) до 250 млрд долл. США, в том числе довести поставки продукции машиностроения до 60 млрд долл. США, до 100 млрд долл. США должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт, экспорт АПК должен достичь 45 млрд долл. США, объем экспорта продукции химической промыш-
ленности - 37 млрд долл. США, продукции металлургической промышленности - 58 млрд долл. США, продукции фармацевтической и косметической промышленности - 4 млрд долл. США, продукции легкой промышленности - 2, 3 млрд долл. США.
Достижение целевых показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт
В настоящее время России необходима эффективная экономическая политика, которая простимулирует страновую и инновационную диверсификацию экспорта. Чтобы инструменты государственной поддержки экспорта стали действенными, требуется поэтапная реализация нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Для этого планируется провести ряд изменений, в частности регуляторные изменения.
В Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» включены пять федеральных проектов:
- «Промышленный экспорт» с бюджетом 423,8 млрд руб.;
- «Экспорт продукции АПК» с бюджетом 406,8 млрд руб.;
- «Логистика международной торговли» с бюджетом 21,6 млрд руб.;
- «Экспорт услуг» - бюджет 5,8 млрд руб.;
- «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» с бюджетом 98,8 млрд руб.
Рассмотрим подробнее «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». В рамках этого федерального проекта определены следующие задачи.
1. Совершенствование отраслевого регулирования и реализация отраслевых программ ускоренного экспортного развития, включающие в себя такие подзадачи, как
- отмена избыточных требований валютного контроля;
- расширение возможностей применения ставки 0 % НДС при розничном экспорте;
- расширение доступа к таможенным процедурам;
- упрощение порядка таможенного декларирования;
- предоставление перечня мероприятий по улучшению предпринимательской среды «Трансформация делового климата»
2. Образование и акселерация малого и среднего предпринимательства (МСП):
- обучение управленческих команд региональных органов власти;
- обучение экспортной инфраструктуры;
- обучение экспортеров;
- акселерация МСП
3. Вовлечение субъектов Российской Федерации в:
- региональный экспортный стандарт 2.0;
- национальный экспортный рейтинг;
- региональный проект по развитию экспорта.
4. Инфраструктурные изменения:
- федеральный проект «Логистика международной торговли»;
- строительство и модернизация пунктов пропусков через государственную границу Российской Федерации;
- приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, организация регулярных маршрутов; контейнерных поездов, автомобильно-паромных линий.
В рамках Федерального проекта «Экспорт продукции АПК» предусмотрено:
- специальная организация по экспортной агрологистике;
- внедрение механизма компенсации затрат на транспортировку продукции АПК, включая создание ОРЦ;
- внедрение информационно-сервисной платформы (ИСПА).
Единая система поддержки экспорта за рубежом и в субъектах Российской Федерации включает:
- охват ключевых зарубежных стран («узлов»);
- 85 регионов, включая функционально интегрированные в региональную сеть РЭЦ центры поддержки экспорта;
- лабораторную инфраструктуру;
- популяризацию экспорта.
5. Информационные изменения:
- Цифровая платформа Российского экспортного центра (РЭЦ) (единое окно);
- Реестр экспортеров;
- введение единого транспортного документа для экспортеров
6. Настройка мер государственной поддержки:
- запуск экспортных проектов и программ крупнейших компаний (КППК);
- финансовые программы поддержки.
В рамках федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта предполагается создание единой системы институтов продвижения
экспорта. Для выполнения данной задачи планируется формирование единой системы поддержки экспорта за рубежом и в субъектах Российской Федерации с охватом ключевых зарубежных стран и 85 субъектов Российской Федерации. Региональная сеть Российского экспортного центра (РЭЦ) будет сформирована на базе существующих обособленных подразделений РЭЦ, интегрированных в нее центров поддержки экспорта субъектов Российской Федерации, а также агентской и партнерской сети. В целях повышения эффективности работы региональной сети РЭЦ, сокращения сроков оказания поддержки, планируется организовать предоставление сетью типовых продуктов и услуг РЭЦ, обеспечить сквозные процессы между точками региональной и международной сети, осуществить подключение всех вовлеченных элементов сети к единому программно-техническому комплексу, сформировать и обучить кадровый состав [1, 2].
Необходимо отметить важность взаимодействия с субъектами Российской Федерации в целях достижения поставленных целей.
В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» предусмотрено разработать и утвердить Региональный экспортный стандарт 2.0, направленный на совершенствование институциональной экспортной среды в субъектах Российской Федерации.
До конца года АО «Российский экспортный центр» планирует разработать и утвердить Региональный экспортный стандарт 2.0, а также приступить к «пилотному» внедрению в 11 субъектах Российской Федерации. Список «пилотных» субъектов Российской Федерации сформирован и был утвержден Проектным комитетом основного направления стратегического развития «Международная кооперация и экспорт». РЭЦ разработал методологию Национального экспортного рейтинга, который позволит получить независимую оценку качества условий для ведения экспортной деятельности, создаваемых в субъектах Российской Федерации, оценить доступность создаваемой в регионах инфраструктуры поддержки экспортной деятельности, а также определить возможные направления совершенствования региональной системы поддержки экспорта. Субъекты Российской Федерации разделены на группы в зависимости от уровня экспортного потенциала. При расчете рейтинга во внимание берется оценка качества экспортной среды субъекта Российской Федерации (оценка уровня внедрения инструментов Регионального экспортного стандарта 2.0), опросные показатели, а также статистические показатели. Особый акцент важно сделать на более эффективном использовании экспортного потенциала субъектов Российской Федерации и активном привлечении к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Одновременно важно отметить, что в рамках Регионального экспортного стандарта 2.0 субъектам Российской Федерации предлагается разработать и утвердить региональные проекты «Развитие экспорта в субъекте Российской Федерации» (далее - региональный проект), которые будут включать в себя все направления утвержденных национальных и федеральных проектов в части развития экспорта.
Российский экспортный центр (РЭЦ) предлагает следующие составные части регионального проекта:
1) отраслевые программы и страновые приоритеты (промышленность, АПК, услуги);
2) популяризация (информационная кампания, бренд, сайт, конкурс «Экспортер года»);
3) инструменты и инфраструктура (акселерация, господдержка, инфраструктурные проекты, льготы, региональные институты, привлечение байеров, выставки, электронная торговля, логистическая инфраструктура, логистический консалтинг);
4) международная повестка региона (города побратимы, план международного продвижения, стажировки студентов в торгпредствах, бизнес-миссии, прием иностранных делегаций);
5) системные меры (управленческая команда, экспортный совет, стратегия, реестр экспортеров, инвестиционный лифт и др.).
Интересно было рассмотреть взаимоотношения России с ВТО в рамках нацпроекта. В федеральном проекте предусмотрено 48 млн руб. на финансирование работы некоммерческой организации Центра экспертизы по вопросам ВТО. Ключевая задача центра - оказание юридического сопровождения участия в ВТО, включая вопросы обеспечения участия в спорах ВТО, в которых Россия выступает в качестве ответчика или истца. Что касается возможных сложностей с ВТО в связи с национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», то при разработке инструментов поддержки уделялось особое внимание соответствию разрабатываемых инструментов правилам и нормам ВТО. Разрабатываемые инструменты поддержки экспорта принимаются в рамках разрешенных ВТО механизмов [3].
Отметим ключевые события в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» на 1 квартал 2019 г.
1. Осуществление программы поддержки производителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК) Действует государственная мера поддержки компаний, ориентированных на повышение собственной конкурентоспособности и выпуск продукции, которая может конкурировать на мировых рынках [4].
2. Реализация процессов, направленных на совершенствование административных процедур, связанных с экспортом: подготовлены законопроекты, существенно смягчающие требования валютного контроля и ответственность за их нарушения. Для профессиональных участников внешнеторговой деятельности штрафы за нарушения в сфере валютного контроля будут отменены и заменены предупреждениями. Для всех остальных будут существенно снижены: с нынешних 100 % до 3-5 %. При этом ответственность не будет наступать, если нарушение срока не превышает 30 дней. Также будут существенно упрощены требования и санкции за нарушения просрочки при предоставлении отчетности по валютным операциям. Будет предоставлена отсрочка на 90 дней на устранение неточностей и предоставление отчетности. Соответствующие поправки ко второму чтению находящегося в Государственной Думе законопроекта уже подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации. Принято решение об отмене уголовной ответственности за невозврат валютной выручки. Соответствующий законопроект уже подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации.
3. Совершенствование системы поддержки экспорта, в том числе на основе пилотного проекта в рамках Российского экспортного центра, направленного на создание единой сети поддержки экспорта в 11 субъектах Российской Федерации с интеграцией центров поддержки экспорта Минэкономразвития России (Ставропольский край, Ростовская область, Смоленская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Республика Татарстан, Пермский край, Новосибирская область, Свердловская область, Приморский край, Республика Башкортостан) и в 7 зарубежных странах с интеграцией торговых представительств Российской Федерации за рубежом (КНР, Германия, Турция, Индия, Вьетнам, Узбекистан, Сингапур).
4. Начата практическая работа по созданию механизма «Одного окна» на базе цифровой платформы АО «РЭЦ», который направлен на организацию электронного взаимодействия участников ВЭД и органов государственной власти, получение из личного кабинета экспортера услуг органов власти, в том числе: подтверждение 0 % ставки НДС при экспорте товаров, таможенное декларирование, лицензирование и сертификация.
5. Среди других ключевых проектов по усилению вовлечения в экспортную деятельность экономических субъектов также можно отметить реализацию совместной программы со Сбербанком, Рос-сельхозбанком и пилотной программы акселерации на базе собственной инфраструктуры Российского экспортного центра (пилот -Нижний Новгород). В рамках действующих акселерационных
программ диагностику прошли 304 организации, 80 компаний уже подписали «дорожные карты» и находятся на этапе «подготовка к экспорту».
В 2019 году существенно увеличиваются объемы финансирования региональных центров поддержки экспорта (ЦПЭ). При этом, по имеющимся оценкам, к концу этого года объем субсидий должен возрасти более чем в шесть раз и составит около 3,5 млрд рублей. Эти меры должны радикально улучшить материальную базу работы ЦПЭ, которые в настоящее время работают в 71 субъекте Российской Федерации [5]. Одновременно серьезно усиливается внешний контроль за их работой.
В рамках внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 РЭЦ осуществляет методическое и информационное взаимодействие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по созданию и развитию центра поддержки экспорта на основании заключения соглашения. На текущий момент заключены соглашения с 79 субъектами РФ, подавшими заявку на получение средств из федерального бюджета.
В последние годы проведена большая работа для устранения избыточных ограничений. Сначала были реализованы дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы, потом выполнен ряд задач, предусмотренных приоритетным проектом «Международная кооперация и экспорт». Принят новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и прогрессивное национальное таможенное законодательство.
В результате реализованных мер, экспортеры будут испытывать на себе гораздо меньшее влияние административных процедур и смогут в значительно большей мере сосредоточиться на ведении бизнеса [6].
Перспективы роста
несырьевого неэнергетического экспорта по различным географическим направлениям
По данным Федеральной таможенной службы России, в географическом разрезе наибольшая часть несырьевого неэнергетического экспорта направлена в СНГ. Второстепенное значение имеют Северная Америка и Южная и Юго-Восточная Азия, небольшим весом характеризуются Латинская Америка и Тропическая Африка. Свыше 6% несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) приходится на категорию трейдеров и офшоров (Нидерланды, Швейцария, Виргинские острова и т. п.) - фактически эти поставки направлены в первую очередь в Европу и АТР, а также в Аме-
рику и на Ближний Восток. Кроме того, существенная часть ННЭ в некоторые европейские страны также имеет трейдерский (Греция) или транзитный (Финляндия, Латвия, Эстония) характер, фактически же товар нередко следует в другие регионы.
Структура несырьевого неэнергетического экспорта России достаточно диверсифицирована. На первые девять товарных групп (черные металлы, цветные металлы, химия, зерно и продукты перемола, продукции деревообработки, удобрения, драгоценные металлы и камни, энергетическое, силовое и электрическое машиностроение) приходится две трети всего объема экспорта - это 5 млрд долларов. Основу несырьевого неэнергетического экспорта России составляют пять товарных групп - металлопродукция, химические товары, продукция машиностроения и продовольствие, а также лесобумажные товары. Они суммарно обеспечивают около 92%.
Химическая отрасль, металлургия, машиностроение (энергетическое и транспортное) имеют наибольшие перспективы по включению в глобальные цепочки добавленной стоимости и наращивания несырьевого экспорта. Первостепенной задачей является определение товаров из этих отраслей, обладающих сравнительным преимуществом для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости [7, 8]. Одним из основных барьеров для встраивания российских компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости является низкая доля в производстве продукции товаров высокого передела.
Заключение
Для организации поддержки национального экспорта Правительству предстоит провести большую работу по совершенствованию регуляторной среды. Отмечу, что работа по этому направлению уже активно ведется. Запущены процессы по существенному совершенствованию экспортного законодательства, которое при этом не ограничивается мерами, предусмотренными национальным проектом.
Значительно упрощены требования валютного контроля. Устранены избыточные ограничения по таможенной процедуре переработки на таможенной территории, которая является важнейшим инструментом развития экспорта. Данная процедура позволяет ввезти иностранное сырьё или компоненты без уплаты таможенных платежей и использовать их для производства продукции, предназначенной на экспорт. Использование этой таможенной процедуры позволяет производителям сэкономить суммы порядка 25-35 % от стоимости ввозимого сырья и компонентов [9].
Кроме того, для поддержки поставок российской продукции за рубеж по договорам лизинга национальным проектом предусмотрено применение ставки НДС 0 % для вывоза товаров по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на них лизингополучателю.
В настоящее время Минфин России с учетом направленных предложений ведет работу по внесению соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Отметим, что сегодня идет интенсивная работа по выявлению других административных барьеров и подготовка мер по их устранению, которые войдут во второй регуляторный пакет. Ряд предложений будет направлен на урегулирование новых, более продвинутых моделей интернет-торговли. Ведется работа по облегчению вывоза выставочных и коммерческих образцов, что очень востребовано экспортерами. Выявлены дополнительные возможности для оптимизации валютного и экспортного контроля. Активизируется работа с крупным, средним и малым бизнесом в рамках механизма поддержки корпоративных программ поддержки конкурентоспособности. Для совершенствования механизмов поддержки мы видим три основных направления.
Первое - упрощение административных процедур и устранение избыточных обременений для экспортеров. Сохраняется ряд требований, жесткость которых была обусловлена особенностями экономических процессов в прошлые годы, но сегодня уже избыточна. В первую очередь это относится к требованиям валютного контроля.
Второе - цифровизация административных процессов. Переход от бумаги к электронным документам открывает возможности для качественного рывка в ускорении процессов государственного контроля и снижения нагрузки на предпринимателей. Появляется возможность для более широкого применения инструментов управления рисками и автоматизации процедур принятия решений государственными органами.
Третье - интеграция отдельных видов государственного контроля в целостную систему. С развитием информационных систем и информационного взаимодействия между контролирующими органами можно отказаться от представляемых государству сведений и дублирования процедур. При этом эффективность государственного контроля будет только возрастать.
Важной задачей является и работа с самими предпринимателями. Учреждена национальная премия «Экспортер года» в рамках национального проекта, которая станет еще одним шагом на пути развития экспортного сообщества, стимулирования экспортной деятельности посредством поощрения наиболее успешных компаний, работающих в сфере несырьевого экспорта.
Бизнесу и власти необходимо объединить усилия для достижения поставленных в «майских указах» целей - к 2024 г. удвоить объем несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долларов США. Создание новых экспортно ориентированных производств напрямую влияет на качественное изменение городской среды. Успех российских предприятий на глобальном рынке сопряжен с развитием не только самих предприятий, но и территорий, а значит влияет на социальный климат, экономику, городскую среду в конкретном регионе, а в дальнейшем и на федеральном уровне. При этом процессы взаимозависимы: развитие городской среды влияет на улучшение делового климата, что в свою очередь формирует новый слой экспортноориентированных предприятий.
Для повышения эффективности деятельности институтов развития, на федеральном и региональном уровнях необходимо синхронизировать усилия по смежным национальным проектам (в частности, по производительности труда, по малому бизнесу и по городской среде). Подобный комплексный подход позволит выстроить сквозную систему поддержки и продвижения конкурентоспособной продукции. Например, малое производственное предприятие, поддержанное по программе Корпорации МСП, сможет в рамках единой платформы получить поддержку в качестве экспортера уже по линии Российского экспортного центра. Современные ИТ-решения, решения в сфере экологии, городской среды, здравоохранения и образования, которые предусмотрены в соответствующих национальных проектах, необходимо рассматривать с точки зрения экспортной перспективы [10].
Современная модель государственного участия во внешнеэкономической деятельности предполагает скоординированную работу всех субъектов по поддержке экспорта: федеральных органов исполнительной власти, агентов правительства, государственных институтов развития и общероссийских деловых организаций. Российский экспортный центр фактически является ключевым структуратором работы субъектов по поддержке экспорта внутри страны, влияющей на процессы транснационализации страны.
Литература
1. Архипова Н, Гуриева М. Современные тенденции развития цифрового маркетинга // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. № 1 (11). С. 9-21.
2. Архипова Н, Седова О. Применение digital-инструментов в подборе и отборе персонала в организации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. № 2 (12). С. 9-22.
3. Зенкина Е.В. Развитие международного бизнеса в постиндустриальной экономике // Известия МГТУ «МАМИ». 2014. Т. 5. № 1. С. 34-36.
4. Бобрышев АД. Бизнес-модели в управлении устойчивым развитием предприятий: Учебник / А.Д. Бобрышев, В.М. Тумин, К.М. Тарабрин [и др.]; Под общ. ред. проф. А.Д. Бобрышева, В.М. Тумина. М.: ИНФРА-М, 2019. 289 с.
5. Малинина Е.В. Совершенствование механизма защиты национальных интересов в финансовой сфере // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2010. № 6 (49). С. 31-40.
6. Тумин В.М., Тумина Т.А., Полярус А.В. Влияние инновационной деятельности на устойчивое развитие промышленных предприятий // Транспортное дело России. 2011. № 10. С. 36-37.
7. Спартак А.Н., Хохлов А.В. Российский экспорт в 2015 году: застой или прогресс? // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 5. С. 3-13.
8. Спартак А.Н. Перестройка в российском экспорте // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 4. С. 3-13.
9. Спартак А.Н., Хохлов А.В. Совершенствование методологических подходов к анализу российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 3. С. 3-13.
10. Navrotskaia N.A., Kovaleva E.A., Zenkina E.V., Kutlyeva G.M., Bogacheva T.V., Bondarchuk N.V. Technological coopération trends under conditions of the modem world economy // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Т. 7. № 3.15 Special Issue 15. P. 288-292.
References
1. Arkhipova N., Gurieva M. Modern trends in the development of digital marketing. RSUH /RGGUBulletin. "Economics. Management. Law" Series. 2018;1:9-21. (In Russ.)
2. Arkhipova N., Sedova O. Application of digital instruments in the staff selection and screening in the organization. RSUH/ RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law"Series. 2018;2:9-22. (In Russ.)
3. Zenkina EV. Development of the international business in post-industrial economy. Izvestiya MGTUMAMI. 2014;5(1):34-36. (In Russ.)
4. Bobryshev AD. Business models in management of sustainable development of the enterprises: textbook / AD. Bobryshev, VM. Tumin, KM. Tarabrin [et al.]; Ed. by AD. Bobryshev, VM. Tumin. Moscow: INFRA-M Publ.; 2019. 289 p. (In Russ.)
5. Malinina EV. Enhancing the system of protection of national interests in financial sphere. RGGU Bulletin. "Economics" Series. 2010;6(49):31-40. (In Russ.)
6. Tumin VM., Tumina TA., Polyarus AV. Impact of innovative activity on sustainable development of the industrial enterprises. Transport business of Russia. 2011;10:36-37. (In Russ.)
7. Spartac AN., Khokhlov AV. The Russian export in 2015: Stagnation or progress? Russian external economic messenger. 2016;5:3-13. (In Russ.)
8. Spartac AN. Reorganization in the Russian export. Russian external economic messenger. 2017;4:3-13. (In Russ.)
9. Spartac AN., Khokhlov AV. Improvement of methodological approaches to the analysis of the Russian export. Russian external economic messenger. 2016;3:3-13. (In Russ.)
10. NavrotskayaNA., Kovaleva EA., Zenkina EV., Kutlyeva GM., Bogacheva TV., Bondarchuk NV. Technological cooperation trends under conditions of the modern world economy. International Journal of Engineering and Technology. 2018;7(3.15):288-92.
Информация об авторах
Наталья В. Ивина, кандидат экономических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия; 119571, Россия, Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1; [email protected]
Кристина К. Черешнева, аспирант, Дипломатическая академия МИД России, Москва, Россия; 119021, Россия, Москва, ул. Остоженка, 53/2, строение 1; [email protected]
Information about the authors
Natal'ya V. Ivina, Cand. of Sci. (Economics), Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 82, Vernadskii Avenue, Moscow, Russia, 119571; [email protected]
Kristina K. Сhereshneva, postgraduate student, Diplomatic academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 53/2, Ostozhenka Street, Moscow, Russia, 119021, [email protected]