DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2019-2-105-121
Э К С П О Р Т Н Ы Й П О Т Е Н Ц И А Л Р О С С И И В У С Л О В И Я Х Ц И Ф Р О В И З А Ц И И
К. Г. Сычева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
Москва, Россия
В статье рассматривается несырьевой неэнергетический сектор в качестве отрасли, способной обеспечить диверсификацию экспорта за счет развития инновационных сегментов экономики. Отмечено, что на сегодняшний день особое внимание следует уделить цифровому пространству, которое для России является весьма перспективным. Проанализировано современное состояние и перспективы развития российской отрасли информационных технологий, являющейся частью национальной цифровой экономики и одним из основных источников экспортного потенциала. В рамках данного анализа рассмотрены стратегии по выходу на зарубежный рынок нескольких успешных российских компаний-экспортеров, работающих в данной индустрии. Проведен критический анализ актуальной экспортной стратегии национальной цифровой экономики, по результатам которого автором разработаны предложения по совершенствованию инструментов поддержки российского экспорта в условиях цифровизации. Сделан вывод о том, что одним из наиболее перспективных источников роста национального экспорта и укрепления позиций России на мировом рынке в условиях современных трансформационных процессов может стать сегмент программного обеспечения и услуг по его разработке. Ключевые слова: цифровизация; несырьевой неэнергетический сектор; экспортный потенциал; экспортная стратегия; система государственного регулирования экспорта; высокотехнологичный и интеллектуальный сектор.
R U S S I A N E X P O R T P O T E NT I A L I N T H E C O N D I T I O N S O F D I G I T A L I Z A T I O N
Kristina G. Sycheva
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
The article considers the non-resource non-energy sector as an industry capable of ensuring export diversification through the innovative segments development of the economy. It is noted that today special attention should be paid to the digital space, which is very promising for Russia. The article analyzes relevant prospects of Russian information technology industry development, which is the part of national digital economy and one of the main sources of export potential. Also the author considers strategies for entering the foreign market of several successful Russian exporting companies, which are operating in this industry. The article offers a critical analysis of current export strategy of the national digital economy, with the results of which the author developed proposals to strengthen Russia's position in the conditions of digitalization. In the context of modern transformation processes the author concludes that one
of the most promising sources of growth in national exports is the segment of software and services for its development.
Keywords: digitalization; non-resource non-energy sector; export potential; export strategy; system of export state regulation; high-tech and intellectual sector.
Введение
На современном этапе мирового развития важнейшим аспектом является признание цифровой революции в качестве основного элемента практически всех текущих и будущих внешнеторговых трансформаций. Речь идет о растущем спросе на товары и услуги высокотехнологичного и интеллектуального сектора, такие как программное обеспечение (ПО), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (ИКТ), научные исследования и разработки. В сложившейся ситуации необходимо укреплять и создавать дополнительные возможности для цифровых компаний, особое внимание уделяя отрасли информационных технологий (ИТ), в которой многие российские предприятия успешно развиваются, выходя на мировой уровень. Однако по причине сдерживающего влияния антироссийских санкций многие из них сталкиваются с трудностями при попытке интегрироваться в международные производственные цепочки [10. - С. 16-19]
В мировой торговле под влиянием технологий наблюдаются серьезные трансформационные процессы: наиболее устоявшимися трендами являются интеллектуализация (рост спроса на высокотехнологичные и интеллектуальные товары и услуги, повышение значимости услуг в сфере образования) и универсализация (использование электронной коммерции, увеличение цифрового контента) внешнеторговых отношений. Следует понимать, что происходящие и нарастающие глобальные изменения в мировой экономике и торговле обусловлены рядом взаимосвязанных системных трансформаций (в том числе и цифровой), которые определяют переход к новому экономическому порядку, что в контексте российской экспортной экспансии создает окно возможностей, позволяющих усилить позицию страны на мировом рынке.
Несырьевой неэнергетический сектор в качестве перспективной отрасли в эпоху цифровизации
Стремительное развитие технологий и их внедрение в современные бизнес-модели способствуют созданию новых способов сокращения издержек и повышению эффективности торговли товарами и услугами. Таким образом, запущенный процесс глобальной цифровизации создает дополнительные возможности для продуктивного развития экономики и торговых отношений.
С точки зрения оптимизации современной внешнеторговой специализации России наиболее выгодной позицией, по мнению экспертов [4],
считается диверсификация национального экспорта, которая заключается в интенсивном развитии инновационных секторов экономики одновременно со стимулированием и модернизацией топливно-энергетической отрасли. В данном контексте концепция диверсификации требует уточнения. Поэтому особое внимание следует уделить цифровому пространству, в котором у России имеется значительный экспортный потенциал. В связи с этим с точки зрения стратегического видения внешнеторговой экспансии России твердо укрепилась тенденция развития несырьевого неэнергетического экспортного сектора как основного стимула внутренней экономической активности и инноваций. Для дополнительной конкретизации целевой направленности экспортной стратегии Российским экспортным центром (РЭЦ) была предложена классификация несырьевой неэнергетической продукции по степени сложности на товары нижних, средних и верхних переделов. В рамках данного исследования особое внимание уделяется группе высокотехнологичных изделий, которые находятся в составе верхних переделов (рис. 1).
Рис. 1. Классификация экспортных товаров по методике РЭЦ
В свою очередь в составе услуг выделяется высокотехнологичный и интеллектуальный сектор, который также формирует современный экспортный потенциал России.
В рамках Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года» в
2018 г. правительству было поручено увеличить товарный объем экспорта несырьевого неэнергетического сектора до 250 млрд долларов, учитывая, что по итогам 2018 г. этот показатель составил 149 млрд долларов [9]. Данная задача вполне выполнима.
Так, по оценкам Всемирного банка, к 2024 г. цены на неэнергетические базовые товары вырастут примерно на 10%, в том числе на зерновые (18,4%), масличные и корма (14%), удобрения (18%) и базовые цветные металлы (11%) [19]. Что касается несырьевого неэнергетического экспорта услуг, в Указе Президента определен желаемый уровень в 100 млрд долларов по окончании последующих 6 лет, притом что на 2018 г. этот показатель составлял 64 млрд долларв [8]. Таким образом, российская экономика будет стремиться нарастить суммарный несырьевой неэнергетический экспорт до 350 млрд долларов к 2024 г., что соответствует современному (2017) уровню Тайваня и Индии [10. - С. 272]. В контексте данного рассуждения на повестку дня встает вопрос о повышении эффективности механизмов стимулирования несырьевого неэнергетического экспорта.
Как мы видим, в сфере государственной экспортной поддержки уже наблюдаются значительные позитивные сдвиги. Развитая институциональная система включает Министерство промышленной торговли РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство иностранных дел РФ, Российский экспортный центр (РЭЦ), созданный в 2015 г. с целью стимулирования несырьевого сектора и включающий страховое агентство ЭКСАР, а также кредитный институт Росэксимбанк. Создание РЭЦ существенно укрепило внешнеторговые позиции страны, в частности, запущены процессы усиления региональной и зарубежной инфраструктур поддержки экспорта и решения проблемы возврата НДС при экспорте [3]. За прошедший период благодаря инициативе РЭЦ были выделены дополнительные бюджетные средства на цели финансовой и нефинансовой поддержки перспективных предпринимателей, была упрощена процедура таможенного администрирования и экспортного контроля.
В феврале 2019 г. был опубликован паспорт программы «Международная кооперация и экспорт», одной из ключевых целей которой стало расширение несырьевого неэнергетического сектора. В рамках данной программы разработаны пять федеральных проектов, стимулирование которых должно обеспечить усиление позиций и повышение конкурентоспособности российского экспортного сектора к 2024 г.:
1) промышленный экспорт;
2) экспорт продукции агропромышленного комплекса;
3) логистика международной торговли;
4) экспорт услуг;
5) системные меры развития международной кооперации и экспорта.
Вышеперечисленные проекты охватывают широкий круг регуля-торных, технических и иных вопросов по дальнейшему развитию российского экспорта, например, упрощение требований экспортного контроля, стимулирование экспортно ориентированной переработки, создание условий для организации экспорта товаров с использованием зарубежных складов, упрощение процедуры возврата НДС при экспорте, оптимизация налогообложения при экспорте услуг, развитие и модернизация лабораторной базы в России, совершенствование финансовых инструментов по поддержке экспортеров и др.
Из запланированных бюджетных средств на реализацию программы «Международная кооперация и экспорт» в 2019-2024 гг. выделено 956 781,5 млн долларов, котрые были распределены следующим образом: наибольшая доля приходится на проекты «Промышленный экспорт» и «Экспорт продукции АПК» - 44,3, и 42,5% соответственно, на «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» - 10,3%, «Логистика международной торговли» - 2,3% и «Экспорт услуг» - 0,6% [8]. Программа нацелена на взаимную координацию расходных статей, что немаловажно, поскольку деятельность всех пяти проектов взаимосвязана и требует определенной слаженности в развитии.
Национальная программа «Международная кооперация и экспорт» - знаковый этап в достраивании системы поддержки экспорта до конкурентоспособного уровня развитых стран. Однако несмотря на масштабный охват данного проекта, все еще существует ряд пробелов, которые необходимо преодолеть в рамках реализации программы, либо с использованием дополнительных мер.
ИТ-индустрия России: экспортный потенциал
и перспективы развития
Торговые отношения в ближайшее время перейдут на новый этап регулирования: формируются специальные правила для деятельности в виртуальной среде с использованием цифровых технологий. На повестке дня стоит вопрос о либерализации торговых барьеров в так называемом надграничном пространстве. Основная цель данных изменений - свободное перемещение, хранение и использование данных, регулируемых правилами, предотвращающими нарушение прав интеллектуальной собственности и киберпреступность [11].
Мировая экономика и торговля находятся в преддверии новой фазы развития, связанной с вызовами современной цифровой революции. Как очевидно, в условиях технологических трансформаций необходимо развивать национальную цифровую отрасль, которая для России может стать перспективной площадкой для усиления позиций на мировом рынке. Основное направление для диверсификации российской внешней торговли связывают с индустрией программного обеспечения.
По предварительным расчетам некоммерческого партнерства «Руссофт», объединяющего более 140 компаний - разработчиков программного обеспечения России, экспорт ПО и связанных с ним услуг в 2018 г. составил 10,5 млрд долларов. В сравнении с предыдущим периодом наблюдается позитивная динамика (рост на 19%). Совокупный оборот отечественных предприятий в ИТ-сфере оценивается в 16,87 млрд долларов за прошедший год (прирост - на 18%) [14]. Позитивная динамика говорит о том, что многие отечественные компании обладают конкурентными преимуществами в ИТ-индустрии (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Особенности стратегий успешных российских экспортеров по выходу на международный рынок в ИТ-отрасли*
Компания ABBYY ¡пЮшаЬсЬ Росплатформа
а в Опора на местных Оригинальный товар с Создание продукта ми-
яи партнеров => упроще- уникальными характе- рового качества.
g ни а ю ние процесса ассими- ристиками. Индивидуальная мар-
h ш н со о р В ляции в странах с Нацеленность на кон- кетинговая стратегия
S ^ и м о н л иной ментальностью кретный зарубежный по входу на рынок и по
б ^ о к а ю о Е и бизнес- правилами рынок, на котором вос- дальнейшей деятельно-
требован данный товар сти для каждой зарубежной страны
Штат > 1 100; Штат > 300; Штат > 100;
офисы в 11 странах 15 офисов по всему обслуживание бизнеса
мира; миру; в 125 странах;
более 50 млн пользова- оборот компании более отраслевые решения:
я и н телей свыше чем 1,5 млрд руб. в год; телекоммуникации,
в 200 странах мира; более 2 000 клиентов по промышленность, тор-
ц отраслевые решения: всему миру говля, транспорт,
н государственный сек- услуги, образование,
О Н тор, финансовый сек- здравоохранение
тор, энергетика и образование; 172 успешных проекта за историю компании (с 1989 г.)
* Составлено по [9; 15].
Так, компания ABBYY является мировым разработчиком решений в области интеллектуальной обработки информации и лингвистики. Более 20 лет назад ABBYY начала экспансию на международный рынок. В настоящее время - это крупное предприятие, имеющее офисы в 11 странах мира, которое создает успешные проекты. В качестве ключевого элемента экспортной стратегии представители компании опреде-
ляют необходимость получения поддержки местных партнеров, что позволит упростить процесс ассимиляции в странах с иной ментальностью и бизнес-правилами. В своей деятельности ABBYY ориентируется на некрупное предприятие с близкими рабочими интересами, в будущем предполагая трансформировать его в зарубежный филиал.
Infowatch - один из успешных и перспективных российских экспортеров, является разработчиком решений для защиты от внутренних и внешних угроз, информационных атак, а также для обеспечения промышленной безопасности предприятий. Компания была образована в 2003 г. и на современном этапе имеет 15 офисов по всему миру. Главный географический ориентир - Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Стратегия формирования глобального бренда заключается в концентрации внимания на ненасыщенных продуктами информационной безопасности зарубежных рынках, например, на Дубай, где продукты компании Infowatch стали популярны.
Компания «Росплатформа» - мировой разработчик средств серверной визуализации и хранения данных. Ее представители уверены в том, что геополитические особенности влияют на экспорт, соответственно, в своей индивидуальной маркетинговой стратегии они ориентируются на выход на международный рынок.
Успешный опыт российских ИТ-компаний говорит о наличии как внутренних, так и внешних принципиальных возможностей для российского экспорта высокотехнологичных и интеллектуальных услуг. Таким образом, в эпоху цифровой экономики несырьевой неэнергетический сектор России демонстрирует значительный инновационный экспортный потенциал.
Информационные технологии являются значимой составляющей инновационного развития национального экспортного потенциала. При этом существует прямая зависимость между уровнем развития данной сферы и развитием экономики, поскольку инновационные технологии способствуют укреплению национальных позиций в мире. Также ИТ-компании обеспечивают занятость населения, причем речь идет о высокооплачиваемом труде.
Более того, деятельность экспортеров в сфере информационных технологий способствует притоку иностранной валюты в страну, что в свою очередь влияет на стабилизацию курса рубля.
В последние несколько лет в России наметилась повышательная динамика на рынке информационных технологий (рис. 2). Пикового значения рынок достиг в 2013 г., когда его объем составил 34,5 млрд долларов. Однако в 2014-2016 гг. наблюдался значительный спад как в софтверной отрасли, так и в целом в российской экономике. После 2016 г. произошел переход от стагнации к росту, что отразилось и на ИТ-рынке. Так, к 2018 г. объем рынка вырос до уровня 22,6 млрд долларов.
Особое место на российском рынке информационных технологий занимает компания «Яндекс», выручка которой в 2018 г. составила 1,8 млрд долларов (рост на 36%), а прибыль - около 660 млн долларов (рост на 430%). Эксперты сходятся во мнении, что данный конгломерат выступает драйвером российского ИТ-рынка. Основные причины такого успеха можно объяснить высоким уровнем развития российской электронной коммерции, поскольку около 76% населения имеет доступ к Интернету и является его активным пользователем.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 2. Динамика объемов российского рынка информационных технологий
(в млрд долл.) [15]
Вместе с тем Россия обладает значительным потенциалом в сфере онлайн-торговли: в 2017 г. объем продаж товаров через Интернет составил 18 млрд долларов, при этом планируется что к 2020 г. он вырастет до 31 млрд долларов [2]. Опираясь на рейтинг журнала «Форбс» (Forbes), который оценил деятельность российских компаний, ориентированных на бизнес в Интернете, на современном этапе «Яндекс» является самой дорогой компанией на рынке, которая охватывает все сферы жизни - от доставки еды и вызова такси до киберспорта. Активная стоимость компании оценивается в 12 380 млн долларов [1].
Так, по данным 2017 г. больше половины действующих российских компаний в отрасли информационных технологий находятся в процессе создания экспортных продуктов, либо уже имеют готовые решения [6]. Существует ряд благоприятных факторов, влияющих на расширение экспорта в данной сфере. Среди них - наличие хорошо подготовленных специалистов и интегрированность в мировую среду российских разработчиков ПО. В свою очередь курс рубля относительно мировых валют и ограниченность российского рынка повышают привлекательность экспорта, дополнительно мотивируя отечественные компании выходить на глобальный рынок. В связи с этим можно сделать вывод, что российские
экспортеры в ИТ-индустрии имеют значительные перспективы на международной арене.
Тем не менее существует несколько факторов, сдерживающих скачок в данной отрасли. Экспортеры отмечают недостаток финансовых средств для разработки своих продуктов и их дальнейшего продвижения, а предприятия говорят о нехватке компетенций, что создает дополнительные барьеры для развития малого и среднего бизнеса за границей.
Исходя из расчетов компании «Руссофт», в настоящее время самыми перспективными экспортными направления российских предпринимателей можно считать искусственный интеллект (26%), Интернет вещей (22%), новые сервисные архитектуры (22%), персонификацию производства продуктов и услуг (16%), дополненную и виртуальную реальность (8%), блокчейн (4%) [15]. Данный список охватывает практически все мировые технологические тренды, что говорит об очевидном российском потенциале в условиях цифровизации, который необходимо реализовать. Однако ряд факторов, таких как неумение продавать собственные разработки за рубежом, небольшой маркетинговый бюджет и недостаточно существенная поддержка государства, могут этому помешать.
Вместе с тем на протяжении рассматриваемого периода экспорт российского ПО имеет повышательную динамику: среднегодовой темп роста продаж в период 2010-2018 гг. составил 14,5% (рис. 3).
Рис. 3. Динамика российского экспорта программного обеспечения
(в млрд долл.) [15]
Так, в 2018 г. стоимостный экспорт программного обеспечения из России составил 10,5 млрд долларов, причем 40% продаж приходилось на заказную работу. В контексте стремительного роста доли услуг в мировой торговле, который прогнозируют эксперты, опираясь на смещение потребительских предпочтений от товаров к услугам как в развитых, так и в развивающихся странах, данный показатель говорит о значительном экспортном потенциале в сфере услуг, связанных с ПО [17. - Р. 6]. Однако
если сравнить объемы продаж на внутреннем рынке и экспорт ПО в период 2014-2017 гг., можно заметить, что в 2015 г. наблюдалось падение объема продаж как в долларовом, так и в рублевом выражении, при этом в 2016-2017 гг. рост возобновился.
Нельзя не отметить, что санкции и сложившаяся геополитическая ситуация в 2016 г. не повлияли на падение прироста экспорта ПО. При этом возросла конкурентоспособность российских компаний в ИТ-индустрии, в то время как издержки на оплату труда в долларовом выражении снизились примерно в полтора раза; в свою очередь экспортеры программных продуктов стали постепенно расширять географию своих поставок (продажи на новых рынках выросли к 2017 г. примерно на 2%) [5].
По оценкам компании Маккензи (Мсктэеу) [13], цифровизация российской экономики в ближайшие несколько лет станет важным источником долгосрочного экономического роста. В период до 2020 г. сегмент экспорта программного обеспечения и услуг по его разработке в среднем будет расти на 7-8% в год [13]. Данный результат в 2 раза превышает прогнозные показатели мировых ИТ-рынков.
На современном этапе доля российской цифровой экономики в национальном ВВП составляет примерно 4% (рис. 4). Это в 2-3 раза ниже результатов США, Китая и некоторых стран Европейского союза, что указывает на значительный потенциал роста, который России необходимо развивать и поддерживать.
14 12 10 8 6 4 2 0
-х* Оч* # # # # л* Л- ^ Л А
Рис. 4. Доля цифрового сектора в ВВП некоторых стран в 2017 г.
(в %) [13]
Кроме того, по оценкам экспертов, на современном этапе в составе несырьевого неэнергетического экспорта наблюдается преобладание товаров нижних переделов. Это отражает, с одной стороны, высокий уро-
вень зависимости национального экспорта от продукции простой обработки, а с другой - значительный потенциал расширения экспорта продукции высоких переделов за счет развития высокотехнологичного и интеллектуального сегмента [12].
Для создания единого подхода к расширению и усилению ИТ-индустрии в 2013 г. была анонсирована Стратегия развития ИТ-отрасли на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года. Ее главная цель - преодоление сырьевой зависимости российской экономики за счет увеличения отраслевой доли информационных технологий в совокупном экспорте, а также улучшение инвестиционного климата. Стратегия также предусматривала обеспечение информационной безопасности и обороноспособности страны.
В 2018 г. документ был актуализирован и отправлен Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в ведомства, отраслевые ассоциации и компании. Во втором квартале 2019 г. после обсуждения нового проекта экспертным сообществом запланирован выход обновленной стратегии [7].
В новой версии учитываются нормативные и правовые акты, появившиеся за последние 5 лет, а также меняющаяся мировая экономическая ситуация, связанная в первую очередь с обострением трансформационных процессов. При проведении сравнительного анализа с текущим документом можно сделать вывод, что сегодня внимание в большей степени сконцентрировано на вопросах импортозамещения: государственным компаниям предписан переход на российский софт к 2021 г. При благоприятном развитии и реализации стратегии зависимость от импортной продукции к 2025 г. можно будет сократить с 80 до 50-60%, а также освоить ИТ-рынки стран, входящих в БРИКС. В документе подчеркивается, что развитие ИТ-индустрии является стратегически важным направлением, поскольку даст толчок к переходу на новый индустриальный технологический уклад, основанный на широком использовании достижений отрасли информационных технологий во всех секторах экономики.
По мнению одного из экспертов по кибербезопасности, Кирилла Керценбаума, планы по импортозамещению являются довольно амбициозными: ИТ-индустрия функционирует по принципу международного разделения труда, поэтому Россия не сможет обеспечить свою экономику полным спектром данных технологий в ближайшем будущем [16]. Более того, в новом документе используется в 2 раза меньше индикаторов развития ИТ-индустрии, чем в предыдущем. Эти факты говорят о том, что актуальный проект нуждается в доработке.
Заключение
Современный процесс цифровизации заключается в формировании стабильно растущего спроса на товары и услуги ИТ-отрасли, развитие которой базируется на инновационных разработках в сферах программного обеспечения и цифровых технологий. В контексте обсуждения позиции России, наша страна обладает перспективной и высокодиф-ференцированной цифровой индустрией. Некоторые отечественные компании, о которых говорилось выше, уже являются активными участниками международной торговли, что говорит о значительном торговом потенциале России. По мнению автора, для дальнейшего усиления позиций России на мировой торговой арене в эпоху цифровизации необходимо усовершенствовать систему поддержки экспортеров в ИТ-отрасли (табл. 2)
Т а б л и ц а 2
Совершенствование системы поддержки экспортеров в эпоху цифровизации*
Предложение Причина Суть
1. Модернизация системы координации в сфере регулирования экспортного сектора Отсутствие четкого разделения труда в системе поддержки российского экспорта. Затрудняется реализация концепции одного окна для экспортеров, а также не совсем однозначно определяется сфера ответственности Требуется создание главного федерального ведомства, которое установит сферу ответственности всех участников системы
2. Дополнительное стимулирование инвестиций Низкая инвестиционная активность в сфере поддержки экспортного сектора Формирование благоприятной бизнес-атмосферы для экспортеров (внедрение инвестиционных «лифтов», наличие которых будет способствовать эффективному расширению экспортного сектора на всех уровнях внутри страны и за рубежом)
3. Формирование режима наибольшего благоприятствования для экспорта с использованием цифровых технологий Нехватка мер, механизмов и инструментов по мобилизации экспортных возможностей Комплексное решение вопросов в сферах электронной таможни, цифровых транспортных коридоров и электронной логистики в целях ускорения экспортного цикла
4. Формирование качественного взаимодействия государства и бизнеса Отсутствие эффективных форматов партнерства государства и бизнеса по вопросам экспортной и в целом внешнеэкономической политики Создание системы коммуникационных площадок власти (Экспортный совет при Президенте РФ) и бизнеса
* Составлено по: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; [8].
Вместе с тем проблема отсутствия четкого разделения труда среди государственных организаций в системе поддержки российского экспорта пока не решена. В соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство промышленности и торговли РФ теперь исполняет функции представительств экономических интересов России в зарубежных странах вместо Министерства экономического развития РФ. Несмотря на данные изменения в положении Минэкономразвития1 указано, что оно занимается поддержкой внешнеэкономической деятельности, а в документах Минпромторга2 - внешней торговлей.
В свою очередь компетенции в сфере развития и продвижения несырьевого неэнергетического экспорта имеют различные организации и министерства, в том числе Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры РФ (Ростуризм), Министерство транспорта РФ, Министерство цифрового развития РФ, а также РЭЦ. Сложившаяся ситуация затрудняет реализацию концепции одного окна. При этом для экспортеров неоднозначно определяется сфера ответственности. Для решения данной проблемы предлагается создание единого федерального органа в системе государственного регулирования экспорта, который установит границы сферы ответственности всех участников внешнеэкономической деятельности, а также выработает механизмы координации, мониторинга и оценки эффективности.
Одним из предложений по совершенствованию системы поддержки экспортеров в эпоху цифровизации является дополнительное стимулирование инвестиций. В период своего становления сфера поддержки экспортного сектора нуждается в активном инвестировании. Такая мера, как например, внедрение инвестиционных «лифтов» будет способствовать эффективному расширению экспортного сектора на всех уровнях внутри страны и за рубежом.
Задача формирования режима наибольшего благоприятствования для экспорта с использованием цифровых технологий также является приоритетной: наблюдается нехватка мер, механизмов и инструментов по мобилизации экспортных возможностей. Автор предлагает направить силы на комплексное решение этих вопросов в сферах электронной таможни, цифровых транспортных коридоров и электронной логистики в целях ускорения экспортного цикла.
1 Положение о Правовом департаменте Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.12.2009. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depprav/polojeniepravdep (дата обращения: 07.03.2019).
2 Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (с изменениями на 28 августа 2018 года). - URL: http://docs.cntd.ru/document/902104961 (дата обращения: 07.03.2019).
Особое внимание требуется уделить поддержке экспортеров в продвижении их интересов за рубежом. В глобальном смысле это потребует создания партнерства государства и бизнеса. Институционализация такого взаимодействия возможна при условии формирования системы специальных коммуникационных площадок, где между властью и предпринимателями будет выстраиваться эффективный диалог по вопросам внешнеторговой политики. Кроме того, в качестве одного из этапов совместной деятельности рекомендуется создать институт по защите интересов и прав российских экспортеров в зарубежных странах, поскольку последние несколько лет наблюдается множество нарушений по отношению к российским предпринимателям ввиду усложнившейся мировой геополитической обстановки.
Список литературы
1. 20 самых дорогих компаний Рунета - 2018. Рейтинг Forbes. 21.02.2018. - URL: https://www.forbes.ru/tehnologii-photogallery/357559-20-samyh-dorogih-kompaniy-runeta-2018-reyting-forbes?photo=1 (дата обращения: 20.03.2019).
2. Как Россия превращается в великую ИТ-державу. 17.02.2019. -URL: https://ria.ru/20190217/1550981508.html (дата обращения 12.03.2019).
3. Кузнецова Г., Цедилин Л. Стимулирование несырьевого экспорта: международный опыт и российская практика. // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - № 5. - С. 72-79.
4. Лихачев А. Е., Спартак А. Н. Экспортный потенциал России в инновационных сегментах мирового рынка // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 10. - С. 3-22.
5. Мальцева О. Экспорт российского ПО на мировом рынке: анализ данных за 2015-2017 годы и дальнейшие перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - № 6. - С. 78-85.
6. Мунгалов Д. Резиденты «Сколково» на CES 2018. - URL: https://sk.ru/news/b/news/archive/2018/01/16/rezidenty-skolkovo-na-ces2018.aspx (дата обращения 20.03.2019)
7. О рассмотрении проекта Стратегии развития отрасли ИТ. 24.12.2018. - URL: http://www.tadviser.ru/images/f/f8/2019_strategy_9 January.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
8. Паспорт национальной программы «Международная кооперация и экспорт». 24.12.2018. - URL: http://government.ru/projects/ selection/739/35564/ (дата обращения: 06.03.2019).
9. Сделано в Москве для экспорта, 2018 : конференции ВЭД 2.0. -URL: https://ved.moscow (дата обращения: 11.03.2019).
10. Спартак А. Н. Современные трансформационные процессы в международной торговле и интересы России. - М. : ВАВТ, 2018.
11. Спартак А. Н. Четвертая промышленная революция и международная торговля // Международная торговля и торговая политика. -
2018. - № 2 (14) - С. 5-21.
12. Трохова Е. В., Изутина Т. А. Экспортный потенциал Российской Федерации в несырьевом неэнергетическом экспорте и перспективы его роста // Международная торговля и торговая политика. - 2018. - № 4 (16). - С. 62-70.
13. Цифровая Россия: новая реальность : отчет компании Mckinsey. 2017. - URL: https://www.mckinsey.cOm/ru/~/media/McKinsey/ Locations/Europe%20and%20Middle% 20East/Russia/c>ur%20Insights/ Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 21.03.2019).
14. Экспорт российского софта резко ускорился и перевалил за $10 млрд в год. - URL: http://www.cnews.ru/news/top/2019-02-06_eksport_ rossijskogo_softa_rezko_uskorilsya_i_perevalil (дата обращения: 11.03.2019).
15. Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения, 2018 : 15-е ежегодное исследование Руссофт. - URL: https://russoft.org/wp-content/uploads/2018/11/Issledovanie-itog-na-sajt. pdf (дата обращения: 20.03.2019).
16. IT-компании вписали в особый сценарий // Коммерсантъ. -
2019. - № 9. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3859548 (дата обращения: 09.03.2019).
17. UNCTAD. World Investment Report. - URL: http://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/wir2017_en.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
18. Word Bank Data. - URL: https://data.worldbank.org/indicator/ TX.VAL.TECH.CD?locations=RU-SG-GB-US-DE (дата обращения: 09.03.2019).
19. World Bank Commodities Prices Indices. 2018. - URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/458391524495555669/CMc-April-2018-Forecasts.pdf (дата обращения: 05.03.2019).
References
1. 20 samyh dorogih kompaniy Runeta - 2018. [20 the Most Expensive Companies of Runet], 2018, February, 21. Reyting Forbes. (In Russ.). Available at: https://www.forbes.ru/tehnologii-photogallery/357559-20-samyh-dorogih-kompaniy-runeta-2018-reyting-forbes?photo=1 (accessed 20.03.2019).
2. Kak Rossiya prevrashchaetsya v velikuyu IT-derzhavu [How Russia is Turning into a Great IT-empire], 2019, February, 17. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20190217/1550981508.html (accessed 12.03.2019).
3. Kuznetsova G., Tsedilin L. Stimulirovanie nesyrevogo eksporta: mezhdunarodnyy opyt i rossiyskaya praktika [Non-primary Non-energy Export Promotion: International Experience and Practice of the Russian Federation], Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, No. 5, pp. 72-79. (In Russ.).
4. Lihachev A. E., Spartak A. N. Eksportnyy potentsial Rossii v innovatsionnyh segmentah mirovogo rynka [Russian Export Potential in Innovative Segments of the World Market] Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2017, No. 10, pp. 3-22. (In Russ.).
5. Maltseva O. Eksport rossiyskogo PO na mirovom rynke: analiz dannyh za 2015-2017 gody i dalneyshie perspektivy [Export of Russian Software: Data Analysis for 2015-2017 and Long-term Prospects], Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2018, No. 6, pp. 78-85. (In Russ.).
6. Mungalov D. Rezidenty «Skolkovo» na CES 2018 [«Skolkovo» Residents on CES]. (In Russ.). Available at: https://sk.ru/news/b/news/ archive/2018/01/16/rezidenty-skolkovo-na-ces2018.aspx (accessed 20.03.2019)
7. O rassmotrenii proekta Strategii razvitiya otrasli IT [On Consideration of the Project Strategy for the Development of the IT Industry] 2018, December, 24. (In Russ.). Available at: http://www.tadviser.ru/images/ f/f8/2019_strategy_9 January.pdf (accessed 12.03.2019).
8. Pasport natsionalnoy programmy «Mezhdunarodnaya kooperatsiya i eksport» [Passport of National Program «International Cooperation and Export»], 2018, December, 24 (In Russ.). Available at: http://government.ru/projects/ selection/739/35564/ (accessed 06.03.2019).
9. Sdelano v Moskve dlya eksporta [Made in Moscow for export], 2018, konferentsii VED 2.0. (In Russ.). Available at: https://ved.moscow (accessed 11.03.2019).
10. Spartak A. N. Sovremennye transformatsionnye protsessy v mezhdunarodnoy torgovle i interesy Rossii [Modern Transformation Processes in International Trade and Interests of Russia]. Moscow, VAVT, 2018. (In Russ.).
11. Spartak A. N. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya i mezhdunarodnaya torgovlya [The Forth Industrial Revolution and International Trade], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2018, No. 2 (14), pp. 5-21. (In Russ.).
12. Trohova E. V., Izutina T. A. Eksportnyy potentsial Rossiyskoy Federatsii v nesyrevom neenergeticheskom eksporte i perspektivy ego rosta [Export Potential of the Russian Federation in the Non-resource Sector and Prospects for Its Growth] Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2018, No. 4 (16), pp. 62-70. (In Russ.).
13. Tsifrovaya Rossiya: novaya realnost [Digital Russia: a New Reality], otchet kompanii Mckinsey, 2017. (In Russ.). Available at: https://www.
mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20 Middle%20East/Russia/Our%20Insights/ Digital%20Russia/Digital-Russia-report. ashx (accessed 21.03.2019).
14. Eksport rossiyskogo softa rezko uskorilsya i perevalil za $10 mlrd v god [Russian Software Exports Rose Sharply to $10 Billion a Year]. (In Russ.). Available at: http://www.cnews.ru/news/top/2019-02-06_eksport_ rossijskogo_softa_rezko_uskorilsya_i_perevalil (accessed 11.03.2019).
15. Eksport rossiyskoy industrii razrabotki programmnogo obespecheniya [Export of Russian Software Development Industry], 2018, 15-e ezhegodnoe issledovanie Russoft. (In Russ.). Available at: https:// russoft.org/wp-content/uploads/2018/11/Issledovanie-itog-na-sajt. pdf (accessed 20.03.2019).
16. IT-kompanii vpisali v osobyy stsenariy [IT Companies Were Written in Special Scenario], Kommersant, 2019, No. 9. (In Russ.). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3859548 (accessed 09.03.2019).
17. UNCTAD. World Investment Report. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2017_en.pdf (accessed 12.03.2019).
18. Word Bank Data. Available at: https://data.worldbank.org/ indicator/TX.VAL.TECH.CD?locations=RU-SG-GB-US-DE (accessed 09.03.2019).
19. World Bank Commodities Prices Indices. 2018. Available at: http://pubdocs.worldbank.org/en/458391524495555669/CMO-April-2018-Forecasts.pdf (accessed 05.03.2019).
Cведения об авторе
Кристина Германовна Сычева
аспирантка кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Адрес: Экономический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 119234, Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 46.
E-mail: skristina_2202@mail.ru
Information about the author Kristina G. Sycheva
Post-Graduate Student of World Economy Department of the Faculty of Economics of the Lomonosov Moscow State University.
Address: Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, 1 Leninskie Gory, building 46, Moscow, 119234, Russian Federation.
E-mail: skristina_2202@mail.ru