Сычева К.Г.
Система государственного управления в сфере российского экспорта: пути совершенствования
Сычева Кристина Германовна — аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: skristina 2202@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 3169-0262
Аннотация
Статья посвящена модернизации системы государственного управления российским экспортным сектором, эффективность которого является ключевым элементом для обеспечения стабильности национальной экономики и присутствия страны на мировом рынке. В работе рассматриваются актуальные сущностные характеристики системы управления экспортным сектором в России. На основе современных показателей внешней торговли Швейцарии и ее достижений в области несырьевого высокотехнологического экспорта делается вывод о том, что швейцарские методы управления могут быть использованы российским государством с учетом страновых особенностей. Проанализированы структуры поддержки экспортеров и государственная система страхования экспортных рисков в Швейцарии, проведен сравнительный анализ и оценка российской и швейцарской систем господдержки экспортного сектора. Разработаны авторские рекомендации по усовершенствованию системы государственного управления в сфере российского экспорта.
Ключевые слова
Государственное управление, экспортный сектор, финансовые и нефинансовые инструменты государственной поддержки экспорта, экспортные платформы, внешняя торговля.
Экономический потенциал страны, в основе которого находится грамотное использование ресурсов государства для создания конкурентоспособной продукции на экспорт, формируется за счет наличия необходимой экономической базы и рыночных стимулов. Для России на современном этапе на повестке дня остро стоит вопрос о повышении эффективности государственной внешнеторговой политики, нацеленной на долгосрочные интересы страны. Экспортный сектор России как ключевой элемент для обеспечения стабильности национальной экономики и присутствия страны на мировом рынке нуждается в оперативной государственной поддержке, разработанной для страны с учетом всех внешне- и внутриэкономических особенностей. Более того, в контексте России дальнейшая концентрация экономики на экспорте сырьевых товаров приведет к утрате стабильности экономического развития. Стране необходимо избавиться от нефтяной зависимости и путем переориентации государственной системы управления торговыми отношениями диверсифицировать экспортную продукцию, в частности способствовать развитию экспорта несырьевых товаров. Система государственного управления экспортным сектором представляет
совокупность мер по поддержке национальных экспортеров, которые осуществляются с помощью применения финансовых и нефинансовых инструментов. Последние несколько лет вопрос о совершенствовании государственной системы управления экспортным сектором находится в центре внимания руководства страны, однако существует необходимость в укреплении данного механизма и повышении эффективности управления нефинансовыми инструментами по поддержке экспортеров. Итак, главный тезис статьи: необходимость изменений в направлении более эффективного управления экспортным сектором России как основополагающим кластером экономики, который в ближайшем будущем сможет обеспечить стабильный рост. Таким образом, мы видим, что есть потребность в поиске новых путей совершенствования государственного управления в данной области. Для достижения заданной цели требуется провести сравнительный анализ и в качестве результата предоставить оценку систем государственного управления экспортным сектором в Швейцарии и России; разработать рекомендации по совершенствованию государственного управления в изучаемой отрасли.
Система государственного управления экспортным сектором в России
Российский опыт в области государственного управления и содействия экспорту имеет многолетнюю историю. В марте 1993 г. начала функционировать Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта. Более того, уже в июле 1993 г. государством принимается решение о создании Российского экспортно-импортного банка. Изменения коснулись и законодательной сферы: в 1995 г. был принят закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ»1, шестая глава которого посвящена активизации внешнеторговой деятельности, в том числе, за счет финансовой поддержки государства. Далее, в январе 1996 г. было принято постановление «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг»2, в котором уже более четко просматривались намерения о финансовой, налоговой и других видах поддержки российских экспортеров со стороны государства. В 2003 г. Правительство РФ одобрило «Концепцию развития
1
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Справочная правовая
система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 45397/ (дата обращения: 18.03.2018).
2
Постановление Правительства РФ от 20.01.1996 N 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» / Государственная система правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102093421&backlink=1&&nd=102039197 (дата обращения: 18.03.2018).
государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации»3. С точки зрения создания законодательной базы для управления экспортным сектором принятие данной концепции было очень важным событием: была создана правовая основа для дальнейшего расширения финансовой поддержки экспортеров. Итак, согласно названным документам ежегодно на поддержку экспорта должны были привлекаться средства из федерального бюджета. Однако в период 1998-2003 гг. в государственном бюджете расходов по статье поддержки экспорта не планировалось, более того, данная статья выпала из классификации, что осложнило весь процесс финансирования экспорта. Изначально Внешторгбанк был организацией, призванной предоставлять субсидии экспортерам. Но постепенно поддержка экспортеров отошла на второй план, и банк начал использовать накопленные на развитие экспорта резервы для иных целей.4 Однако в 2008 году обозначился ряд факторов (усиление торгово-политического воздействия зарубежных государств, необходимость перехода экономики на инновационный путь развития и поддержку российских компаний на мировом рынке), который заставил по-новому взглянуть на ведение внешнеторговых отношений, в результате чего Правительство РФ анонсировало «Внешнеэкономическую стратегию РФ до 2020 г.»5, подготовленную Министерством экономического развития России. Реализация данного документа является значимым шагом на пути к совершенствованию системы государственного регулирования торговли, поскольку стратегия определила создание необходимых институтов и учреждений как инструментов для поддержки отечественных экспортеров. Долгое время в России практически не было возможности страховать экспортные кредиты и инвестиции, однако в 2011 г. создается «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), которое становится первым экспортным кредитным институтом в истории нашей страны. Главная цель ЭКСАРа — исключить пробелы в предложении на страховом рынке России по защите интересов экспортеров и инвесторов.
3
Постановление Правительства РФ от 14.10.2003 года N 1493-р «О Концепции государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции» / URL: http://docs.cntd.ru/document/901877013 (дата обращения: 18.03.2018).
4
СпартакА.Н. Россия в международном разделении труда: выбор международной стратегии. М.: МАКС Пресс, 2004. С. 337-338.
5
Внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020 г. / Минэкономразвития России [Электронный ресурс] 01.12.2008. URL: http://economY.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020 (дата обращения: 18.03.2018).
179
Рисунок 1. Государственные документы, регулирующие поддержку российского
экспорта
В 2012 г. Правительство РФ утвердило Государственную программу РФ «Развитие Внешнеэкономической деятельности», разработанную Министерством экономического развития, которая была обновлена в 2014 и в 2017 гг. с учетом изменений мировых экономических настроений. Новая государственная программа
отражена на рисунке (см. Рисунок 1)6. Она подробно иллюстрирует необходимые задачи для развития внешней торговли России. В том числе последовательное стимулирование экспорта несырьевых товаров за счет увеличения количества организаций-экспортеров, укрепление позиций страны в торговле со странами-участницами ЕАЭС и, самое главное, создание комплексной национальной системы управления внешнеэкономической деятельностью страны, в основе которой функционируют эффективные институты и механизмы поддержки экспортеров, высокотехнологичная система таможенного администрирования, квалифицированная система управления пунктами пропуска через государственную границу Российской Федерации. Главной задачей пересмотра государственного управления данной отрасли в 2017 г. была необходимость в приведении программы к общему знаменателю с другими государственными документами, имеющими схожие цели во внешней торговле: проект Международная кооперация и экспорт: планы действий (дорожные карты), «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Экспорт продукции АПК», «Международная кооперация и экспорт в промышленности» и «Экспорт образования»7. Цели и задачи вышеизложенных документов во многом схожи со стратегией госпрограммы: сокращение количества необходимых документов и сроков получения разрешений на экспорт несырьевых товаров, увеличение объемов несырьевого экспорта за счет развития интеллектуальной и высокотехнологичной сферы, модернизация системы обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сокращение теневого оборота импортных товаров на российском рынке.
В качестве нового удобного инструмента финансовой и нефинансовой поддержки экспорта 29 июня 2015 г. принимается закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития»»8, результатом которого закрепляется
6
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности». утвержденная постановлением Правительства от 15.02.2014 N 330 // Правительство России [Официальный сайт] URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 20.03.2018).
7
Паспорт приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11) / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http ://le galacts.ru/doc/pasport-prioritetno go-proekta-sistemnve-merv-razvitii a-
mezhdunarodnoi-kooperatsii-i/ (дата обращения: 18.03.2018).
8
Федеральный закон от 29.06.2015 N 185-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О Банке Развития» и статью 970 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 181832/ (дата обращения: 18.03.2018).
181
правовой статус Российского экспортного центра (РЭЦ). На сегодняшний день РЭЦ объединяет в себе Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР») и АО РОСЭКСИМБАНК, предоставляя комплексный пакет услуг для перспективных экспортеров несырьевой продукции. РЭЦ представляет собой эффективный государственный институт поддержки несырьевого экспорта, который взаимодействует с другими государственными институтами федерального и регионального значений, негосударственными организациями и научными институтами, что позволяет центру преодолевать существующие барьеры на рынке для реализации активной внешнеэкономической деятельности. Система взаимодействия РЭЦ с финансовыми и нефинансовыми институтами по поддержке экспортного сектора в России отражена на рисунке (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Система взаимодействия РЭЦ с другими структурами поддержки
экспорта в России9
9
Составлено автором по материалам официального сайта Российского экспортного центра (Официальный сайт Российского экспортного центра / [Электронный ресурс] URL: https://www.exportcenter.ru/company/ (дата обращения: 02.04.2018)).
Итак, главными задачами финансовой поддержки, оказываемой группой РЭЦ, являются: компенсация затрат экспортеров на сертификацию, а также на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом; страхование экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР); кредитование экспортных контрактов и предоставление банковских гарантий (АО РОСЭКСИМБАНК). Что касается нефинансовой поддержки, основными направлениями являются продвижение на внешние рынки, международное патентование, таможенное администрирование экспортной деятельности, логистическое сопровождение экспорта.
Существенную роль в поддержке развития российского экспорта играет Министерство экономического развития (Минэкономразвития). Задачи данного института во многом схожи с группой РЭЦ: оказание информационной поддержки, помощь в преодолении барьеров входа на рынок, организация бизнес-миссий. С помощью «Единого портала внешнеэкономической информации Российской Федерации» Минэкономразвития предоставляет экспортерам необходимую информацию о тендерах, выставках, новостях в сфере внешней торговли. Разработав Российский экспортный каталог, в котором экспортеры размещают информацию о своей продукции, Минэкономразвития постепенно продвигает успешных российских производителей на мировой рынок через систему торгпредств.
Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) реализует поддержку российского экспорта путем субсидирования приоритетных отраслей, таких как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, железнодорожное машиностроение и гражданский сегмент авиастроения. Более того, министерство осуществляет международное страхование по экспортным кредитам и
предэкспортное финансирование.
В свою очередь, Внешэкономбанк (ВЭБ) занимается предоставлением кредитов, гарантий и поручительств по проектам, общая стоимость которых превышает 2 млрд руб. и срок окупаемости которых превышает 5 лет, предоставляя помощь тем экспортерам, которые не получили финансирование частных инвесторов.
Еще одно учреждение, оказывающее нефинансовую поддержку российскому экспорту, о котором стоит упомянуть, — Торгово-промышленная палата России (ТПП), предоставляющая поддержку через представительства, в том числе в других странах.
Итак, на сегодняшний день существует множество организаций, оказывающих
финансовую и нефинансовую поддержки российским экспортерам, однако Россия все
183
еще находится на пути создания эффективной национальной системы управления внешней торговлей. Несмотря на существенный вклад в укрепления позиций России в системе международной торговли, активизация данного вопроса принципиально ничего не изменила: по-прежнему существует проблема разрозненности применяемых мер, недостаточно подкрепленных финансово и организационно. Государственное управление в сфере внешней торговли нуждается в систематизации и комплексном подходе к стимулированию и дальнейшей поддержке национального экспорта. Поэтому, по мнению автора, для нахождения правильных ориентиров в данном вопросе и повышению конкурентоспособности страны на мировом уровне, необходимо провести сравнительный анализ российской и зарубежной систем управления внешнеэкономической деятельностью.
Оценка системы управления экспортным рынком в Швейцарии
Данные доклада о конкурентоспособности стран, разработанного международной организацией — Всемирным экономическим форумом, свидетельствуют о том, что Швейцария, страны Европейского Союза, а также США, Сингапур и Япония являются странами с наиболее высокими показателями роста и внешней торговли в 2017-2018 гг. Рейтинг стран, который классифицирует страны по индексу глобальной конкурентоспособности, отражен в Талице 1.
Таблица 1. Индекс глобальной конкурентоспособности 2017-2018 10
Рейтинг Экономика Индекс конкурентоспособности
1 Швейцария 5,86
2 США 5,85
3 Сингапур 5,71
4 Нидерланды 5,66
5 Германия 5,65
6 Гонконг 5,53
7 Швеция 5,52
8 Великобритания 5,51
9 Япония 5,49
10 Финляндия 5,49
10
The Global Competitiveness Report 2017-2018 / [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017-2018 (accessed: 20.03.2018).
184
Индекс глобальной конкурентоспособности отражает исследование данных 137 стран, измеряет национальную конкурентоспособность как совокупность институтов, политики и факторов, определяющих уровень производительности. По мнению автора, данный индекс является надежным показателем при выборе стран с эффективной системой управления внешней торговлей, поскольку успех национальной экономики на мировой арене является следствием развития экономического потенциала, который, в свою очередь, отражает способность генерировать ресурсную данность страны в конкурентоспособную продукцию на экспорт. Индекс глобальной конкурентоспособности формируется за счет 113 переменных, которые иллюстрируют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Переменные сгруппированы в 12 показателей, среди которых анализируются макроэкономическая стабильность, эффективность рынка товаров и услуг, финансовые рынки, инновационный потенциал. На момент оценки 2017-2018 гг. Россия находилась на 38 месте данного рейтинга. Несмотря на значительный скачок с 53 до 38 места в сравнении с периодом 2015-2016 гг., российская экономика по-прежнему сильно зависит от экспорта сырьевых ресурсов, что в случае отсутствия в ближайшее время изменений в стратегии внешней торговли страны делает будущее России весьма туманным. Последние несколько лет на законодательном уровне создаются возможности для инновационного развития и эффективного взаимодействия науки и бизнеса, однако на практике экономике пока не удается реализовать технологический скачок, который мог бы поспособствовать укреплению российской экономики и ее росту в мировых рейтингах11.
Итак, согласно вышеизложенной методологии, Швейцария является страной с сильной экономикой и одним из основных мировых финансовых и банковских центров. Несмотря на отсутствие полезных ископаемых и нефтяных ресурсов, она лидирует в рейтинге глобальной конкурентоспособности, обладая самым высоким уровнем инновационного развития в Европе и ориентированностью на развитие внешнеторговых отношений. Демонстрируя грамотное и эффективное управление внешнеэкономической деятельностью, в частности интенсивно развивая экспорт и поддерживая национальных производителей, Швейцария является примером страны с
ii
Башлакова Т.М. Проектный переход в управлении инновационным развитием // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2018. № 66. С. 175-176. URL: http://e-iournail.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2018/vipusk 66. fevral 2018 g./upravlenie innovaziiami/bashlakova.pdf (дата обращения 15.04.2018).
185
четко сформированной эффективной системой поддержки экспортного сектора, основанная на взаимодействии частного бизнеса и государства, стратегической политике и контроле над ее реализацией. По данным Мирового Банка, суммарный экспорт товаров и услуг составил 410,8 млрд долл. в 2017 г.12 Итак, в чем заключается причина успеха данной страны, которая при отсутствии собственной топливно-сырьевой базы и полезных ископаемых находится на лидирующих позициях во множестве экономических рейтингов?
Прежде всего, в Швейцарии сформирована сильная структура поддержки участников внешнеэкономической деятельности. Государственная поддержка экспортеров осуществляется на нескольких уровнях, начиная с увеличения количества соглашений о свободной торговле и заканчивая обеспечением конкурентоспособности швейцарских компаний за счет укрепления курса национальной валюты. Первостепенный институт в данной отрасли — Государственный секретариат экономики, являющийся структурным подразделением Федерального департамента (министерства) экономики и осуществляющий стратегический контроль, фокусируясь на максимальной поддержке швейцарских компаний на мировых рынках. Непосредственно реализация мер по поддержке предприятий-экспортеров осуществляется организацией «ОСЕК Бизнес-сети Швейцария» (ОСЕК). Задачи ОСЕК аналогичны функциям, осуществляемым в сфере поддержки экспортного сектора Министерством экономического развития России и Российского экспортного центра: предоставление через «единое окно» информационных услуг, содействие в поиске партнеров и участию фирм на выставках и ярмарках в других странах, формирование имиджа страны как благоприятного места для ведения бизнеса. Преимуществом ОСЕК перед российскими аналогами является прямая поддержка экспортеров на ключевых заграничных рынках. На сегодняшний день бизнес-представительства Швейцарии действуют в более чем 18 регионах, а именно: во многих странах Европейского Союза, США, Японии, Китае, России, Южной Корее, в странах Персидского залива и АСЕАН. Помимо вышесказанного, государство Швейцарии сформировало так называемые экспортные платформы, деятельность которых находится также под руководством ОСЕК:
12
The World Bank / [Электронный ресурс]
URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.CD?locations=RU (accessed: 14.04.2018).
1. Платформа «Клинтэк» (Cleantech) осуществляет поддержку малому и среднему бизнесу в процессе разработок и производства технологий и оборудования в сфере охраны окружающей среды;
2. Платформа «Медтэк» (Medtech) поддерживает медицинские и фармацевтические проекты;
3. Платформа «Архитектура/Проектирование/Дизайн» (Architektur/Engineering/Design) занимается, соответственно, поддержкой инженерных, архитектурных и дизайнерских проектов за рубежом;
4. Платформа «Швейцарское Здравоохранение» (Swiss Неа№) помогает развитию швейцарского бизнеса на мировом рынке в сфере здравоохранения, которая на сегодняшний день обладает значительным экспортным потенциалом. Данная платформа также способствует привлечению пациентов из разных стран, в том числе из России, в клиники Швейцарии.
Таким образом, швейцарский опыт создания экспортных платформ по поддержке экспортеров демонстрирует необходимость активного участия государства в развитии национального экспортного сектора.
Важным фактором, влияющим на успех Швейцарии на мировой арене, является стремление страны сотрудничать не только со странами-членами Европейского Союза (ЕС). Около 15 лет назад в рамках Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) Швейцария начала активно вести переговоры по соглашениям о свободной торговле со странами за пределами ЕС, заключив, таким образом, на сегодняшний день более 28 соглашений о свободной торговле более чем с 50 странами мира. Кроме того, важным является постоянный контроль Швейцарии над деятельностью своих основных конкурентов (страны Европейского Союза, США, Сингапур, Япония), а именно - с кем и на каких условиях они ведут переговоры и заключают договоренности о свободной торговле. Этот факт является определяющим при разработке внешнеэкономической стратегии Швейцарии и выборе будущих торговых партнеров.
Более того, являясь лидером в области развития инноваций в таких сферах, как био- и нано-технологии, медицина, фармацевтика, энергоэффективность и точное машиностроение, страна обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности
187
швейцарским компаниям на мировом рынке. Таким образом, Швейцария, оказывая значительную финансовую и нефинансовую государственную поддержку развитию так называемого несырьевого неэнергетического экспорта, способствует росту уровня человеческого капитала в стране, который влияет на качество высокотехнологичных и интеллектуальных услуг как наиболее перспективного и актуального направления для расширения экспортной деятельности. На сегодняшний день будущее мировой экономики базируется на науке и инновационных открытиях, экспорт которых будет востребован на мировом рынке долгие годы. Существенным благоприятным фактором является то, что распределение средств, выделяющихся государством на поддержку научно-исследовательской деятельности, отслеживается швейцарской Комиссией по технологиям и инновациям (Kommission für Technologie und Innovationen). Деятельность данной организации находится под контролем Федерального департамента (министерства) экономики Швейцарии. Комиссия внимательно отслеживает целесообразность применения выделенных средств и предотвращает замедление процесса вывода инновационных проектов на рынок. Данный факт в очередной раз подчеркивает наличие эффективно разработанной системы господдержки экспортеров, включающей в себя все необходимые органы и институты.
Определяющим фактором успеха швейцарских компаний на мировых рынках является надежная система страхования экспортных рисков (Swiss Export Risk Insurance или SERV), которая, в сравнении с российской аналогией, компанией ЭКСАР, предоставляет более широкий спектр услуг: Швейцария защищает своих экспортеров от политических рисков, связанных с действиями стран-импортеров; от рисков, которые следуют за изменением курсов и условий конвертации национальных валют; от рисков делькредере и рисков, причиной которых являются форс-мажорные обстоятельства, которые невозможно было ожидать до момента подписания контракта. Более того, в 2011 г. государство разработало новые категории страховых продуктов:
1. страхование кредитов под производство экспортных товаров (ставка покрытия увеличена до 95% Федеральным советом Швейцарии указом от 12 октября 2011 г.);
2. бондовые гарантии (ставка повышена до 100% Федеральным советом Швейцарии указом от 12 октября 2011 г.);
3. гарантии рефинансирования (Мировая экономическая нестабильность ведет к повышению процентов по кредитам в банках, что влечет за собой удорожание товара и сокращение экспорта. В сложившейся ситуации государство оказывает поддержку экспортерам).13 Швейцарская организация по страхованию экспортных рисков (SERV) защищает экспортеров от дефолта и облегчает экспортное финансирование. Решения SERV также помогают компаниям получать низкопроцентные кредиты или более высокие кредитные лимиты для экономии денежных средств при экспорте товаров и услуг. Данный сервис помогает швейцарским экспортерам успешно конкурировать на международном уровне.
Проведенное исследование позволяет провести сравнительный анализ государственной поддержки экспорта в Швейцарии и России, который проиллюстрирован в Таблице 2.
Таблица 2. Сравнительный анализ государственной поддержки экспорта в
Швейцарии и России, 2018 г. 14
Швейцария Россия
Сильная система финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров на мировом рынке: • контроль за распределением выделенных денежных средств (Комиссия по технологиям и инновациям); • концепция «одного окна» (ОСЕК); • бизнес-представительства Швейцарии, поддерживающие экспортеров за рубежом (ОСЕК); • наличие экспортных платформ, оказывающих дополнительную поддержку бизнесу, работающему в сферах с наибольшим экспортным потенциалом (ОСЕК). Российский экспортный центр (РЭЦ) — государственный институт финансовой и нефинансовой поддержки экспорта: • взаимодействует с профильными министерствами и ведомствами; • информационно-аналитическая, консультационная и организационная поддержка экспортеров (концепция «одного окна»); • в ближайшей перспективе РЭЦ планирует стимулировать упрощение системного регулирования экспортного сектора, а именно упрощения экспортных процедур.
Постоянное увеличение торговых партнеров, в том числе за пределами ЕС (более 28 соглашений о свободной торговле) Подписаны соглашения о свободной торговле со странами СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан)
Стимулирование и поддержка НИОКР и, как результат, развитие несырьевого неэнергетического экспорта Ежегодно в России выделяются огромные суммы на развитие НИОКР. (40,7 млрд долл. за 2016 г.)
13
Swiss Export Risk Insurance (SERV) / [Электронный ресурс] URL: https://www.serv-ch.com/en/ (accessed: 01.04.2018).
14
Таблица составлена автором на основе произведенного в статье сравнительного анализа.
Контроль над действиями основных конкурентов (Европейский Союз, США, Сингапур, Япония)
Швейцарская организация по страхованию экспортных рисков (SERV) надежно защищает экспортеров:
• от политических рисков (связанных с действиями стран-импортеров);
• от рисков, которые являются следствием волатильности курсов национальных валют;
• от рисков делькредере;
• от рисков, причиной которых являются форс-мажорные обстоятельства, которые невозможно было ожидать до момента подписания контракта.
Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»):
• предоставляет возможность страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;
• реализует страхование инвестиций российских граждан от политических рисков за пределами России;
• организует совместно с Минэкономразвития зарубежные бизнес-ярмарки, на которых экспортеры могут знакомиться с иностранными партнерами, получить актуальную информацию о правилах и специфике деятельности местного рынка.
Таким образом, система государственного управления в сфере экспорта представляет совокупность эффективных мер по стимулированию и поддержке национальных экспортеров.
Возможности использования швейцарского опыта для совершенствования российской системы поддержки экспорта
Как следует из Таблицы 2, швейцарский опыт государственной политики в сфере экспорта может быть полезен для совершенствования существующих механизмов и институтов поддержки национальных экспортеров в России. На этом основании в данной статье разработаны рекомендации по усовершенствованию системы государственного управления в сфере российского экспорта.
С опорой на успешный опыт по созданию экспортных платформ предлагается создать похожую систему по поддержке экспорта в России, но с ориентацией на потенциально перспективные пути развития для нашей страны. Итак, с целью концентрации государственной поддержки, в первую очередь, на перспективных и конкурентоспособных проектах, предлагается создание следующих экспортных платформ, которые проиллюстрированы в Таблице 3.
Таблица 3. Совершенствование господдержки российских экспортеров: создание
экспортных платформ 15
Экспортная платформа «Инновационные технологии» Экспортная платформа «Транспорт и туризм» Экспортная платформа «Сельское хозяйство»
Цель — поддержка проектов, работающих в сфере интеллектуальных и высокотехнологичных услуг и ИКТ (телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги). Задачи: в рамках платформы особое внимание предлагается уделить повышению уровня образовательных услуг, поддержке НИОКР и содействию в реализации интеллектуальной собственности. Цель — поддержка проектов, занятых в сфере транспортных и туристических услуг. Задачи: стимулировать развитие транспортных и туристических услуг за счет использования выгодного географического положения и богатого природного, культурно-исторического и этнического ресурса России. Цель — поддержка проектов в сфере АПК и развитие экспортного потенциала агропромышленного комплекса России в целом. Задачи: стимулировать развитие инфраструктуры, технико-технологического перевооружения, поддержка предприятий и населения в сфере сельского хозяйства.
На сегодняшний день в контексте модернизации российской экономики наиболее перспективным направлением считается развитие так называемого несырьевого неэнергетического экспортного сектора. Речь идет о развитии экспорта высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, а именно услуг ИКТ, которые объединяют телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги. Ключевым фактором их развития является научно-технический и интеллектуальный потенциал страны, подкрепленный наличием высококвалифицированных инженеров, специализированной производственной базы и инфраструктуры. В данном контексте развитие образовательных услуг (услуги в области НИОКР, реализация интеллектуальной собственности) также является важным фактором, определяющим качество и скорость развития инновационного потенциала страны.
В свою очередь, развитие транспортных услуг и туризма как отдельной платформы, является потенциально перспективным направлением для укрепления экономики России. Особое внимание следует уделить созданию благоприятного туристического имиджа России (как для внутреннего туризма, так и для международного). Данное направление для России является сравнительно новым, но актуальным ввиду повышения государственной заинтересованности в развитии не только центрального региона страны.16
15
Таблица составлена автором на основе проведенных исследований в статье.
16
Логунцова И.В. Специфика и перспективы российской индустрии туризма на современном этапе // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). 2015. № 52. С. 259278. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item 783 (дата обращения: 15.04.2018).
191
Одной из важнейших стратегических задач современной России, по мнению автора, является совершенствование агропромышленного комплекса и экспорт продовольственной продукции. Наша страна обладает значительным сельскохозяйственным потенциалом, перспективы имеют следующие направления: развитие инфраструктуры (строительство мелиоративных сооружений, сетей связи и дорог), технико-технологическое перевооружение (улучшение системы земледелия, внедрение инновационных технологий), поддержка предприятий и населения в сфере сельского хозяйства (страхование доходов и урожая, поддержка неблагоприятный для с/х территорий, содействие сбыту продукции).17 С помощью грамотной государственной поддержки Россия в ближайшем будущем сможет выйти на продовольственное самообеспечение, став одним из основных мировых экспортёров в данной отрасли.
Помимо создания вышеперечисленных экспортных платформ, особое внимание необходимо уделить усилению системы поддержки российских экспортеров с помощью активного взаимодействия частных и государственных структур. Таким образом, предлагается рассмотреть возможность создания государственной организации совместно с частным бизнесом. Предложение обусловлено значительной выгодой как для бизнеса и государства, так и в целом для экономики страны, в частности для экспортного сектора: органы власти получают дополнительную возможность для решения задач, бизнес — благоприятные условия хозяйствования и гарантии получения прибыли, а экспортеры — дополнительную поддержку в качестве симбиоза государственных и частных сил.
В качестве рекомендации также предлагается укрепление системы государственное кредитование и гарантирование экспорта, поскольку, швейцарский опыт показывает, что данная сфера является основным инструментом стимулирования экспорта. Усиление системы страхования российских экспортеров предлагается осуществить за счет расширения спектра тех рисков, от которых государство могло бы защитить экспортеров.
17
Юсуфов Р.А., Адуков Р.Х. Сельское хозяйство России в условиях ВТО: использование потенциала «зеленой корзины» // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 41. С. 142-152. URL: http://e-
iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk 41. dekabr 2013 g. /problemi upravlenija teorija i praktik a/yusufov adukov.pdf (дата обращения 16.04.2018).
Рисунок 3. Основные торговые партнеры России, январь 2017 - январь 2018 гг.,
млрд долл. 18
Кроме того, России рекомендуется укреплять и совершенствовать в пользу либерализации торговые отношения, в первую очередь, с теми странами, которые на сегодняшний день уже закрепились в статусе главных импортеров и экспортеров страны (см. Рисунок 3), а именно: странами Европейского Союза (ЕС), Китаем, Турцией, Южной Кореей, США, Японией. Летом 2016 г. в Правительстве Российской Федерации рассматривалась возможность торгового сотрудничества с 12 странами, в том числе с Индией, Китаем, Южной Кореей, Венесуэлой, Перу и Чили19. В современном мире целесообразно говорить о создании так называемых кросс-региональных ССТ, которые объединяют не только те государства, которые имеют общую таможенную границу. 27 ноября 2017 г. заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов в процессе пресс-конференции, которая проходила в момент восьмой Азиатской конференции международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сеуле, заявил о возможном создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Южной Кореей.20 Более того,
18
Составлено автором на основе данных статистического сайта Рустат. (Статистический сайт Экспорт и импорт России по товарам и странам / [Электронный ресурс] URL: http://ru-stat.com/date-M201701-201801/RU/export/world, http://ru-stat.com/date-M201701 -201801/RU/import/world (дата обращения: 12.04.2018)).
19
Панов П. Россия планирует создать зоны свободной торговли с 12 странами / Известия [Электронный
журнал] 2016. URL: https://iz.ru/news/618319 (дата обращения: 12.04.2018).
20
Россия: ведутся консультации о возможности создания зоны свободной торговли между Южной Кореей и ЕАЭС / Международный центр по торговле и устойчивому развитию (ICTSD) [Электронный журнал] 2017. URL: https ://ru. ictsd. org/bridges-news/мосты/news/россия-ведутся-консультации-о -возможности-создания-зоны-свободной-торговли (дата обращения: 12.04.2018)
193
представители Министерства экономического развития также заявили, что вопрос об увеличении количества соглашений о свободной торговли России находится на повестке дня уже не первый год, однако процесс затрудняется ввиду необходимости согласия на такие изменения всех стран-участниц Евразийского экономического союза, а именно: Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии21. Подписание соглашений о торговом сотрудничестве принесет множество положительных изменений, в том числе усиление торгового влияния России в мире, однако либерализация торговли повлечет за собой новые изменения, которые необходимо учитывать. Поэтому перед заключением подобных соглашений необходимо проводить тщательную оценку всех преимуществ и недостатков, чтобы выбрать для торговой стратегии России наиболее выгодный путь.
Эффективная система государственного управления экспортным сектором является ключевым фактором для укрепления позиций российской экономики в мировой торговле, преодоления нефтяной зависимости России и противостояния глобальным финансово-экономическим кризисам. Таким образом, все более очевидным становится запрос на инклюзивную внешнеторговую политику России, которая является ключевым фактором устойчивого развития экономики, инновационного аспекта и предпринимательской деятельности в стране.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.06.2015 N 185-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О Банке Развития» и статью 970 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181832/ (дата обращения: 18.03.2018).
2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 45397/ (дата обращения: 18.03.2018).
3. Постановление Правительства РФ от 20.01.1996 N 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» / Государственная система
21
Моргулов назвал возможным создание зоны свободной торговли между ЕврАзЭс и Южной Кореей / Информационное агентство в России ТАСС [Электронный журнал] 2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4760723 (дата обращения: 13.04.2018).
194
правовой информации [Электронный ресурс]
URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102093421&backlink=1&& nd=102039197 (дата обращения: 18.03.2018).
4. Постановление Правительства РФ от 14.10.2003 года N 1493-р «О Концепции государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции» / URL: http://docs.cntd.ru/document/901877013 (дата обращения: 18.03.2018).
5. Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности». утвержденная постановлением Правительства от 15.02.2014 N 330 // Правительство России [Официальный сайт] URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 20.03.2018).
6. Паспорт приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11) / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-sistemnye-mery-razvitiia-mezhdunarodnoi-kooperatsii-i/ (дата обращения: 18.03.2018).
7. Башлакова Т.М. Проектный переход в управлении инновационным развитием // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2018. № 66. С. 175-176. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2018/vipusk 66. fevral_2018_g./upravlenie_innovaziia mi/bashlakova.pdf (дата обращения 15.04.2018).
8. Внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020 г. / Минэкономразвития России [Электронный ресурс] 01.12.2008. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020 (дата обращения: 18.03.2018).
9. Логунцова И.В. Специфика и перспективы российской индустрии туризма на современном этапе // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 52. С. 259-278. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2015/vipusk 52. oktjabr 2015 g. /regionalnaja ekono mika/loguntsova.pdf (дата обращения: 15.04.2018).
10. Моргулов назвал возможным создание зоны свободной торговли между ЕврАзЭс и Южной Кореей / Информационное агентство в России ТАСС [Электронный журнал] 2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4760723 (дата обращения: 13.04.2018).
195
11. Официальный сайт Российского экспортного центра / [Электронный ресурс] URL: https://www.exportcenter.ru/company/ (дата обращения: 02.04.2018).
12. Панов П. Россия планирует создать зоны свободной торговли с 12 странами / Известия [Электронный журнал] 2016. URL: https://iz.ru/news/618319 (дата обращения: 12.04.2018).
13. Платкина Л.С., Платкин Ю.А. Прогнозы мирового и российского экспорта коксующегося и энергетического угля в период до 2035 г. Зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки. // Горная Промышленность. 2017. № 1 (131). С. 16-22.
14. Россия: ведутся консультации о возможности создания зоны свободной торговли между Южной Кореей и ЕАЭС / Международный центр по торговле и устойчивому развитию (ICTSD) [Электронный журнал] 2017. URL: https://ru.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/россия-ведутся-консультации-о-возможности-создания-зоны-свободной-торговли (дата обращения: 12.04.2018).
15. СпартакА.Н. Россия в международном разделении труда: выбор международной стратегии. М.: МАКС Пресс, 2004.
16. Статистический сайт Экспорт и импорт России по товарам и странам / [Электронный ресурс] URL: http://ru-stat. com/date-M201701 -201801/RU/export/world, http://ru-stat.com/date-M201701 -201801/RU/import/world (дата обращения: 12.04.2018).
17. Юсуфов Р.А., Адуков Р.Х. Сельское хозяйство России в условиях ВТО: использование потенциала «зеленой корзины» // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 41. С. 142-152. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk 41. dekabr_2013_g._/problemi_upravlenij a_teorija_i_praktika/yusufov_adukov.pdf (дата обращения 16.04.2018).
18. The Global Competitiveness Report 2017-2018 / [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017-2018 (accessed: 20.03.2018).
19. Swiss Export Risk Insurance (SERV) / [Электронный ресурс] URL: https://www.serv-ch.com/en/ (accessed: 01.04.2018).
20. The World Bank / [Электронный ресурс] URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.CD?locations=RU (accessed: 14.04.2018).
Sycheva K. G.
System of Public Administration in the Sphere of Russian Exports: Ways
to Improve
Kristina G. Sycheva — postgraduate student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: skristina 2202@mail.ru
Annotation
The article is devoted to modernization of Russian public administration system of the export sector, which effectiveness is a key element to ensure the stability of the national economy and the country's presence in the world market. The article deals with the actual characteristics of public administration export systems in Russia and Switzerland. Based on the current Swiss indicators of foreign trade and its achievements in the field of non-commodity high-tech exports, the author concluded that Swiss management methods, taking into account country-specific features, can be used in Russia. The article analyzes the structure of export support and the state insurance system of export risks in Switzerland. The comparative analysis and the assessment of Russian and Swiss public administration export systems are carried out. The author's recommendations for improving Russian public administration system of the export sector are developed.
Keywords
Public administration, export sector, financial and non-financial instruments of state support for exports, export platforms, foreign trade.