УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА УРОВНЕ ПРОВИНЦИЙ В КАНАДЕ
УДК/UDC 796.06
Поступила в редакцию 23.03.2020 г.
Информация для связи с автором: rudra54@yandex.ru
Кандидат политических наук Т.В. Долматова1 Кандидат педагогических наук А.А. Баряев2
1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
2 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SECTOR MANAGEMENT AT PROVINCIAL LEVEL IN CANADA
PhD T.V. Dolmatova1 PhD A.A. Baryaev2
1 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow
2 St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - выявить модели управления и организации в сфере физической активности и спорта на региональном уровне в Канаде. Методика и организация исследования. В рамках данной работы применялся институциональный подход к исследованию организационной структуры в сфере физической активности и спорта в соответствии со спецификой административно-территориального устройства Канады. В ходе работы были применены следующие методы исследования: анализ литературных источников, метод кейс-стади, обобщение.
Результаты исследования и выводы. Представлен анализ действующей системы организации и управления в сфере физической активности и спорта на уровне провинций и территорий Канады. На примере деятельности органов местного самоуправления и общественных организаций показаны механизмы вовлечения различных групп населения в занятия физической активностью и спортом на местном уровне. Так, организацией и проведением спортивных мероприятий и развитием спорта высших достижений в канадских провинциях занимаются специальные организации: в провинции Британская Колумбия - это корпорация «Общество Игр Британской Колумбии», в провинции Манитоба - организация «Спорт Манитобы», в провинции Альберта - корпорация «Альберта спорт конекшн», а в Северо-Западной территории - Северная спортивная федерация. Таким образом, как показывает анализ, развитием спорта высших достижений через координацию деятельности региональных спортивных федераций в канадских провинциях часто занимаются не профильные органы власти, а специально учрежденные организации в области физической культуры и спорта, что является характерной чертой организации сферы физической культуры и спорта в Канаде.
Ключевые слова: физическая активность, массовый спорт, региональный уровень управления.
Annotation
Objective of the study was to identify effective models of the education culture and sport sector organization and management at the regional level in Canada. Methods and structure of the study. An institutional approach was applied to study the organizational structure of physical education and sports in accordance with the specifics of the administrative-territorial structure of Canada. The following research methods were applied: analysis of literary sources, case-study, generalization.
Results of the study and conclusions. The article presents the analysis of the current organization and management system in the sphere of physical education and sports at the provincial and territorial levels of Canada. By the example of the activities of local government and voluntary organizations, we showed the mechanisms for involving various population groups in physical education and sports activities at the local level. Thus, it is specialized organizations that organize and manage sports events and develop elite sports in the Canadian provinces: in British Columbia - "The British Columbia Games Society", in Manitoba - "Sport Manitoba", in Alberta - "Alberta Sport Connection", and in the Northwest territory - Sport North Federation.
Thus, the analysis shows that the development of elite sports through the coordination of regional sports federations in the Canadian provinces is often carried out by the specially established physical education and sports organizations rather than by the field-specific authorities, which is a characteristic feature of organization of physical education and sports in Canada.
Keywords: physical activity, mass sports, regional management.
Введение. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 п № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 пода» доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна составить не менее 55 % от общего числа населения к 2024 г [1]. Данная задача определяет необходимость изучения зарубежного опыта в обеспечении организации и управления в области физической культуры и спорта на примере государств - лидеров мирового спорта. Канада, по праву считаясь одной из ведущих спортивных держав в мире, обладает опытом в развитии как сферы физической активности и массового спорта, так и спорта высших достижений. В связи с этим изучение опыта Канады в части ор-
ганизациии управления в области физической культуры и спорта представляется особенно актуальным.
Цель исследования - выявить модели управления и организации в сфере физической активности и спорта на региональном уровне в Канаде.
Методика и организация исследования. В рамках данной работы применялся институциональный подход к исследованию организационной структуры в сфере физической активности и спорта в соответствии со спецификой административно-территориального устройства Канады. В ходе работы были применены следующие методы исследования: анализ литературных источников, метод кейс-стади, обобщение.
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
Результаты исследования и их обсуждение. Проводя анализ системы управления в сфере физической культуры и спорта любого государства, необходимо учитывать специфику его административно-территориального устройства. Следует отметить, что на уровне административных единиц Канады (провинций и территорий) структура управления в сфере спорта и физической культурой существенно различается и часто выстраивается индивидуальным образом в каждой административно-территориальной единице Канады.
Так, в ряде канадских провинций управление спортом выведено на уровень провинциального министерства, в сферу полномочий которого помимо вопросов спорта входят и другие смежные виды деятельности. Например, в провинции Онтарио действует Министерство по делам наследия, спорта, туризма и культуры [10]. Департамент по спорту данного министерства вырабатывает план действий правительства провинции в области спорта, регулирует деятельность спортивных организаций и федераций в провинции, реализует федеральные программы и разрабатывает собственные программы по повышению уровня физической активности населения.
В структуре данного министерства отдельно учрежден Фонд сообществ, распределяющий гранты в сфере спорта и рекреации. Финансируемые проекты в области спорта направлены на повышение физической активности и продвижение физической культуры среди широких слоев населения Онтарио, в первую очередь детей и молодежи, а также пожилых людей. Кроме того, бюджетные средства распределяются министерством среди признанных им спортивных организаций провинции через систему Фонда любительского спорта Онтарио [11].
Финансирование крупных спортивных соревнований, в том числе федерального и международного уровня, в провинции реализуется министерством через федеральную программу финансирования проведения спортивных мероприятий, которая финансируется из средств федерального агентства «Спорт Канады» [12].
Помимо этого, в ведении министерства находятся вопросы по организации и проведению Игр Онтарио - крупнейших спортивных соревнований регионального уровня [7]. Все Игры проводятся в рамках провинциальной программы «Игры Онтарио», начатой в 1970 г в целях развития любительского спорта в провинции. Игры для лиц пожилого возраста в Онтарио, как и подобные спортивные мероприятия в других провинциях Канады, проводятся при поддержке Канадской ассоциации игр для пожилых людей [5].
В канадской провинции Манитоба действует аналогичное ведомство - Министерство спорта, культуры и наследия. В его структуре учрежден секретариат по спорту. При этом непосредственной реализацией политики в области спорта в провинции занимается организация «Спорт Манитобы» [2], которая курирует проведение в провинции зимних и летних Игр Манитобы. Кроме этого, организация «Спорт Манитобы» распределяет финансирование, выделяемое правительством провинции и предоставляемое частными партнерами, в виде стипендий и грантов спортивным организациям провинции Манитоба [6].
В ряде провинций Канады управление спортом и физической культурой осуществляется профильным подразделением в структуре министерства, занимающегося смежными вопросами. Так, в провинции Британская Колумбия в структуре Министерства туризма, искусства и культуры действует Управление по делам спорта. Оно занимается выработкой политики и стратегии правительства провинции в области физической культуры и спорта, а также финансированием инициатив местных общественных организаций. Кроме того, Управление отвечает за межведомственное взаимодействие и сотрудничество по вопросам спорта с другими структурами правительства в провинции Британская Колумбия.
Непосредственной реализацией спортивной политики через реализацию программ в области физической культуры и спорта занимается финансируемая и подотчетная Управлению спорта некоммерческая организация «Вайяспорт» (ViaSport). «ВайяСпорт» распределяет выделенное Управлением по делам спорта финансирование между действующими в провинции спортивными организациями.
Кроме того, в провинции Британская Колумбия существует некоммерческая организация «Спорт БиСИ» (SportBC) -это спортивная федерация, членами которой являются более 60 спортивных организаций провинции.
Подобно уже упомянутым провинциям Онтарио и Манитоба, Британская Колумбия ежегодно проводит зимние и летние Игры. Организацией и проведением данных комплексных соревнований на уровне провинции занимается региональная корпорация «Общество Игр Британской Колумбии» (BCGamesSociety). Организация подотчетна Министерству туризма, искусства и культуры и занимается организацией подготовки спортивной сборной команды провинции Британской Колумбии для выступлений на спортивных соревнованиях уже национального уровня [4].
Пример Британской Колумбии интересен еще и тем, что в провинции активно ведется работа по привлечению к регулярным занятиям физической активностью и спортом представителей коренных народов [9].
В другой административной единице Канады - СевероЗападной территории Канады - за развитие физической культуры и спорта отвечает Управление по делам спорта, рекреации и молодежи Министерства муниципальных и общественных связей. Подобно Управлению по делам спорта в правительстве Британской Колумбии, данное управление в структуре правительства территории получает финансирование на развитие программ в области физической культуры и спорта.
Помимо Управления по делам спорта, рекреации и молодежи важное значение в развитии спорта территории имеет Северная спортивная федерация (SportNorthFederation), которая объединяет спортивные федерации всей СевероЗападной территории и ответственна за развитие спорта высших достижений. По данным на 2019 г., членами организации являются 30 региональных спортивных федераций, а также Ассоциация парков и рекреации Северо-Западной территории. Руководство Северной спортивной федерации совместно с Министерством муниципальных и общественных связей ежегодно реализует программы по выдаче грантов, предназначенных для спортсменов территории, показавших наиболее высокие спортивные результаты. Одобрением кандидатов на получение грантов занимается специальная комиссия, состоящая из членов Северной спортивной федерации Министерства муниципальных и общественных связей Северо-Западной территории Канады [8].
Важное внимание в Северо-Западной территории Канады уделяется развитию физической активности и массового спорта. Так, Управление по делам спорта, рекреации и молодежи занимается реализацией программы «Внеклассная физическая активность» по повышению уровня физической активности среди детей и молодежи. В рамках данной программы Управление предоставляет финансирование местным школам и организациям местных сообществ для развития существующих или новых видов физической активности в рамках внеклассовых занятий для школьников [3].
Выводы. Подобный подход разделения полномочий между развитием физической активности и массового спорта и развитием спорта высших достижений в целом является характерным для многих провинций и территорий Канады. Так, организацией и проведением спортивных мероприятий и развитием спорта высших достижений в канадских провинциях занимаются специальные органи-
72
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2020 Август | August
зации: в провинции Британская Колумбия - это корпорация «Общество Игр Британской Колумбии», в провинции Манитоба - организация «Спорт Манитобы», в провинции Альберта - корпорация «Альберта спорт конекшн», а в Северо-Западной территории - Северная спортивная федерация.
Литература
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71837200/#ixzz5QdO9VnnA (дата обращения: 31.08.2019).
References
1. About Sport Manitoba. Available at: https://www.sportmanitoba.ca/ about/ (Date of access: 28.01.2020).
2. BC Gaming Society. Available at: https://www2.gov.bc.ca/gov/ content/governments/organizational-structure/ministries-organi-zations/crown-corporations/bc-games-society (Date of access: 22.01.2020).
3. Canada 55+ Games. Available at: https://canada55plus.ca/index. php/about-us/history/ (Date of access: 26.01.2020).
4. Funding Sport Manitoba. Available at: https://www.sportmanitoba. ca/resources/funding/ (Date of access: 28.01.2020).
5. Games Ontario. Available at: http://www.mtc.gov.on.ca/en/sport/ gamesontario/gamesontario.shtml (Date of access: 24.01.2020).
6. ISPARC Grants and Recognition. Available at: https://isparc.ca/ grants-recognition/ (Date of access: 28.01.2020).
7. Ministry of Heritage, Sport, Tourism and Culture Industries. Available at: https://www.ontario.ca/page/ministry-heritage-sport-tourism-culture-industries (Date of access: 21.01.2020).
8. Ontario Amateur Sport Fund 2017-2019. Available at: http://www. grants.gov.on.ca/GrantsPortal/en/OntarioGrants/GrantOpportuni-ties/0SAPQA005145(Date of access: 28.01.2020).
9. Ontario Sport Hosting Program. Available at: http://www.mtc.gov. on.ca/en/sport/sport/hosting_program.shtml (Date of access: 23.01.2020).
10. SportCanada.FrequentlyAsked Questions. Available at: https://www2. gov.bc.ca/gov/content/sports-culture/sports/sport-frequently-asked-questions#OtherGroups (Date of access: 26.01.2020).
11. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. # 204 «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachah razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of development of the Russian Federation for the period until 2024"] [Electronic resource]. Available at: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5QdO9VnnA (Date of access: 31.08.2019).
12. ViaSport. About Us. Available at: https://www.viasport.ca/about-us (Date of access: 27.01.2020).
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
формирование и развитие интереса жителеи кнр к Физкультурно-спортивной деятельности в контексте подготовки к XXIV олимпийским зимним играм
Аспирант Мяо Чанцин1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
УДК/UDC 796.075
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, интерес, формирование интереса к физической культуре и спорту.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс подготовки Китая к XXIV Олимпийским зимним играм 2022 г, происходящий в настоящее время, оказывает положительное влияние на формирование интереса населения к физкультурно-спортивной деятельности в целом, а к занятиям зимними видами спорта в частности. В ходе теоретического анализа научной литературы было определено, что формирование интереса населения к физкультурно-спортивной деятельности может происходить на двух уровнях: чувственно-эмоциональном и рационально-деятельностном.
Цель исследования - конкретизация компонентов чувственно-эмоционального и рационально-деятельностного уровней формирования интереса к физкультурно-спортив-ной деятельности на примере КНР.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ экспертного опроса показал, что чувственно-эмоциональный уровень формирования интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельности включает следующие компоненты: эмоционально-зрелищное восприятие спортивных соревнований, получение удовольствие и удовлетворение от занятий, чувство патриотизма и гордости. Эксперты подчеркивали, что интерес возникает тогда, когда задействованы эмоции и есть возможность их испытывать, посещая соревнования непосредственно на спортивных объектах, наблюдая за телевизионными и интернет-трансляциями. По их мнению, победы и призовые места китайских спортсменов по шорт-треку и фигурному катанию на международных стартах способствовали росту интереса к трансляциям соревнований по зимним видам спорта как на внутри китайском уровне, так и на мировом, а процесс подготовки к Олимпийским
formation and development of prc residents' interest in physical education and sports activities in context of training for xxiv olympic winter games
Postgraduate student Miao Changqing1 1Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Поступила в редакцию 20.05.2020 г.
зимним играм содействует развитию патриотизма, чувства национальной гордости и достоинства.
Эксперты выделили на рационально-деятельностном уровне два основных компонента, которые, по их мнению, играют важнейшую роль при формировании интереса населения к физкультурно-спортивной деятельности: осознание необходимости заботы о собственном здоровье, самореализация через занятия спортом и физической культурой. Результаты анализа массового опроса свидетельствуют о том, что население Китая достаточно активно вовлечено в физкультурно-спортивную деятельность: 82 % в той или иной степени сами занимаются физической культурой и спортом, 38 % респондентов тщательно следят за состоянием своего организма, 27 % придерживаются здорового правильного питания, 15 0% соблюдают четкий режим сна и бодрствования, что говорит о сформированном осознанном отношении респондентов к собственному здоровью и образу жизни и сформированном целенаправленном интересе к физкультурно-спортивной деятельности.
Вывод. Чувственно-эмоциональный уровень формирования интереса населения к физкультурно-спортивной деятельности включает следующие компоненты: эмоционально-зрелищное восприятие спортивных соревнований, получение удовольствия и удовлетворения от занятий, чувство патриотизма и гордости; рационально-деятельностный уровень включает следующие компоненты: осознание необходимости заботы о собственном здоровье, самореализация через занятия спортом и физической культурой.
Использованная литература
1. Ван Ч. Влияние Игр ХХ1Х Олимпиады в Пекине (2008 г.) на развитие физической культуры и спорта в Китайской Народной Республике: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ч. Ван. - М., 2014. - 24 с.
Информация для связи с автором: ya.melnikova64@yandex.ru