СИСТЕМА И ОСОБЕННОСТИ КАНАДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СПОРТА: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Р.В. Казаков
Совет депутатов сельского поселения Гжельское Раменский муниципальный район Московской области с. Речицы, Раменский р-н, Московская обл., Россия, 140145
Статья посвящена вопросам правового регулирования, концептуальных основ и особенностей реализации государственной политики в области спорта в Канаде.
Ключевые слова: спорт, спортивное право, государственная политика, Канада, стратегия развития.
Обсуждаемые в настоящее время в России приоритетные направления развития государственной политики в области спорта, нацеленные на существенное повышение качества, в том числе конкурентоспособности, отечественного спорта, актуализируют необходимость обращения к анализу успешного опыта зарубежных государств в этой сфере.
Система канадского законодательства о спорте включает следующие акты.
Федеральные законы:
- Закон Канады о физкультурной деятельности и спорте от 2003 г. [20];
- Закон Канады о национальных видах спорта [17].
Региональные нормативные правовые акты:
- Закон провинции Квебек о безопасности в спорте [12];
- Закон провинции Квебек об учреждении Фонда спорта и физкультурной деятельности от 2010 г. [4];
- Регламент провинции Квебек о лицензировании спортивных единоборств от 2003 г. [21];
- Закон провинции Новая Шотландия о консультативном совете по любительскому спорту от 1989 г. [3];
- Регламент провинции Новая Шотландия о спорте и досуговой деятельности (Закон о подоходном налоге) от 1989 г. [22];
- Закон провинции Манитоба о здоровье и о любительском спорте [11];
- Закон провинции Альберта о Фонде поддержки спорта, досуга парков и дикой природы от 2000 г. [2];
- Закон провинции Альберта о лошадиных бегах от 2000 г. [10];
- Закон провинции Онтарио от 1990 г. о контроле в области спорта [5];
- Регламент провинции Онтарио № 455/07 проведения гонок, конкурсов и представлений [19];
- Закон провинции Нью-Брансуик о целевом фонде развития спорта от 1990 г. (с изменениями на 2011 г.) [23];
- Закон территории Юкон о спортивной рыбной ловле [9];
- Закон провинции Британская Колумбия о спортивной рыбной ловле от 1996 г. [6];
- Закон территории Нунавут о лотереях от 1990 г. [14];
- Закон Северо-Западных территорий о лотереях от 1990 г. [15].
Есть еще множество провинциальных актов в области регулирования спортивной охоты, налогообложения, имущественных отношений, касающихся спорта, в области гарантий прав инвалидов на занятия спортом и по многим иным актам. Но основные мы выше указали.
Анализ основ, генезиса и особенностей канадской государственной политики в области спорта дает необходимые и достаточные основания для вывода о том, что главными особенностями указанной политики могут быть обозначены следующие:
- реализуемая в Канаде «либеральная» модель законодательства о спорте [1], то есть сводящая интервенцию государства в автономную область спорта до минимума;
- принцип формулирования и реализации государственной политики в области спорта во взаимодействии с многочисленными и разнообразными партнерами, привлекаемыми к участию в развитии канадской спортивной политики и обеспечении эффективности и всеобъемлющего характера спорта в Канаде (эта задача была четко сформулирована на прошедшем еще в апреле 2000 г. Национальном саммите по вопросам спорта в Оттаве [25]);
- канадская государственная спортивная политика комплексно включает в себя решение вопросов обеспечения как спорта высших достижений, так и массового спорта, спортивного туризма и спортивного досуга (указанная политика основывается, в том числе, и на Национальном плане развития досуга 1987 г. [16]);
- учет федеративного характера государства, в том числе существенной «асимметричности» субъектов в составе Федерации, поэтому в интегральной структуре нормативно-правового регулирования и государственных управленческих решений значительный объем занимают акты и документы провинций, то есть имеются основания говорить о многоуровневой государственной политике в обсуждаемой области (двухуровневая модель характерна для любой федерации), включающей в себя и уровень местного самоуправления;
- направленность на обеспечение широкой территориальной, ценовой и структурной доступности спортивной инфраструктуры, чтобы динамично развиваемые и передовые возможности спортивной среды позволяли бы всем канадцам наслаждаться участием в спорте в меру своих способностей и интересов, а для большего числа канадцев — последовательно и успешно реализовы-вать на самом высоком конкурентоспособном уровне свои спортивные карьеры (траектории спортивных успехов);
- увязанность публичных интересов в области спорта с интересами экономического развития страны (еще в 1998 г. спорт и отдых составляли примерно
126
Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2011, № 4
1,1% валового внутреннего продукта Канады и почти 2% рабочих мест; для сравнения, на сельское хозяйство приходилось около 1,8% ВВП, на лесозаготовки и лесное хозяйство — 0,68% ВВП, а также производство автомобильных двигателей и иных запчастей — 2,05% ВВП [8]. В 1999 г. спортивная деятельность была связана с более чем 38% всех ночных перелетов, предпринятых канадцами, более 80% американцев, побывавших в Канаде, указали в качестве цели поездки участие в спортивных и развлекательных мероприятиях [8]. С этого времени значение спорта в экономике страны только выросло);
- позиционирование создания и развития спортивной инфраструктуры, ее доступности как «приоритетной задачи для органов исполнительной власти всех уровней и спортивных организаций» [26], как залога успешного и эффективного развития спорта;
- четкое выстраивание системы фундаментальных и текущих национальных приоритетов в области спорта, базирование на них всей государственной политики в области спорта;
- приоритет обеспечения доступности спорта и спортивного досуга для малочисленных коренных народов Севера, реализуемый, в том числе, через поддержку круга этнических видов спорта (Aboriginal Sport Circle), организацию и проведение Североамериканских спортивных игр коренных народов (North American Indigenous Games (NAIG));
- реализация концепции «Спорт для жизни», включающей, в том числе, приоритет удлиненной траектории спортивной карьеры спортсмена.
Считаем необходимым отметить важные для развития канадской государственной политики в области спорта документы и этапы [24]:
1961 г. — принятие Закона о фитнесе и любительском спорте (Fitness and Amateur Sport Act);
1970 г. — издание «White Paper» — предложений относительно спортивной политики в интересах канадцев (A Proposed Sport Policy for Canadians);
1985 г. — издание документа «Развитие высокой производительности в спорте в Канаде» («High Performance Athlete Development in Canada»);
1987 г. — принятие Национального плана развития досуга (National Recreation Statement). Этот документ признавал приоритет провинциальных территориальных правительств в области спорта и досуга;
1991 г. — принятие документа «Канадская политика против допинга в спорте» («The Canadian Policy Against Doping in Sport»);
1994 г. — принятие Закона о национальных видах спорта [17];
1995 г. — разработка Федерально-провинциально-территориальных основ планирования спорта («The Federal-Provincial/Territorial Planning Framework for Sport»);
1996 г. — принятие Рамочной программы действий «Физкультурная активность»;
2001 г. — проведение Национального саммита по спорту в Оттаве (апрель 2001 г.);
2002 г. — принятие документа «Канадская спортивная политика» («The Canadian Sport Policy» [28]). Это, по существу, был стратегический план развития спорта в Канаде, разработанный по итогам двухлетних консультаций канадского правительства с различными органами государственной власти, с канадским спортивным сообществом и множеством других организаций, учреждений и заинтересованных сторон, вовлеченных в спорт [18];
2002 г. — принятие документа «Канадская спортивная политика. Федерально-провинциально-территориальные приоритеты для совместных действий на период 2002-2005» («The Canadian Sport Policy. Federal-provincial/territorial priorities for collaborative action 2002-2005» [27]);
2002 г. — документ «Канадская стратегия этического поведения в спорте. Политические рамки» («Canadian Strategy for Ethical Conduct in Sport. Policy framework» [7]);
2003 г. — документ «Долговременная стратегия развития спорта» («Long-term athlete development» [13]);
2003 г. — принятие Закона о физкультурной деятельности и спорте [20]; 2007 г. — документ «Канадская спортивная политика. Федерально-провинциально-территориальные приоритеты для совместных действий на период 2007-2012» («The Canadian Sport Policy. Federal-provincial/territorial priorities for collaborative action 2007-2012» [26]).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Соловьев А.А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте. — М., 2011.
[2] Alberta Sport, Recreation, Parks and Wildlife Foundation Act (Revised Statutes of Alberta 2000, Chapter A-34; Current as of October 31, 2007). URL: http://www.qp.alberta.ca/574.cfm?page=A34.cfm&leg_type=Acts&isbncln=9780779726660
[3] Amateur Sports Advisory Council Act 1989. URL: http://www.canlii.org/en/ns/laws/stat/rsns-1989-c-11/latest/rsns-1989-c-11.html
[4] An Act to establish the Sports and Physical Activity Development Fund. URL: http://canlii.ca/en/qc/laws/stat/rsq-c-f-4.003/95480/rsq-c-f-4.003.html
[5] Athletics Control Act 1990. URL: http://www.canlii.org/fr/on/legis/lois/lro-1990-c-a34/derniere/lro-1990-c-a34.html
[6] British Columbia Sport Fishing Regulations, 1996, SOR/96-137, (Fisheries Act). URL: http://www.canlii.org/en/ca/laws/regu/sor-96-137/latest/sor-96-137.html
[7] Canadian Strategy for Ethical Conduct in Sport. Policy framework. May 24, 2002. URL: http://www.truesportsecretariat.ca/files/Documents/GOC-POLICY-EthicsStrategyFramework-E.pdf
[8] Contributions of Sport. URL: http://www.pch.gc.ca/pgm/sc/pol/pcs-csp/2003/102-eng.cfm
[9] Fisheries Act 2011 — Sport fishing variation Order. URL: http://www.canlii.org/en/yk/laws/ /regu/ysfvo-2011-01/latest/ysfvo-2011-01.html
[10] Horse Racing Alberta Act (Current as of November 1, 2010). URL: http://www.qp.alberta.ca/574.cfm?page=H11P3.cfm&leg_type=Acts&isbncln=9780779753598
[11] Loi sur la santé et le sport amateur. URL: http://www.canlii.org/fr/mb/legis/lois/cplm-c-f120/ /derniere/cplm-c-f120.html
[12] Loi sur la Sécurité dans les sports. URL: http://www.canlii.org/fr/qc/legis/lois/lrq-c-s-3.1/ /derniere/lrq-c-s-3.1.html
128 BecTHHK Py^H, cepua WpudmecKue HayKU, 2011, № 4
[13] Long-term athlete development. URL: http://www.sirc.ca/newsletters/mid-jan11/documents/ /LTAD.pdf
[14] Lotteries Regulations 1990 (Lotteries Act). URL: http://canlii.ca/en/nu/laws/regu/rrnwt-nu-1990-c-l-49/latest/rrnwt-nu-1990-c-l-49.html
[15] Lotteries Regulations 1990 (Lotteries Act). URL: http://canlii.ca/en/nt/laws/regu/rrnwt-1990-c-l-49/95830/rrnwt-1990-c-l-49.html
[16] National Recreation Statement. URL: http://lin.ca/Files/4467/National%20Recreation% 20Statement1.pdf
[17] National Sports of Canada Act, SC 1994. URL: http://www.canlii.org/fr/ca/legis/lois/lc-1994-c-16/derniere/lc-1994-c-16.html
[18] Norris S.R. Long-Term Athlete Development Canada. Attempting System Change and Multi-Agency Cooperation. URL: http://www.sasksport.sk.ca/SportsPage/pdf/ /LTAD_SteveNorris.pdf
[19] Ontario Regulation № 455/07 races, contests and stunts (Highway Traffic Act). URL: http://www.canlii.org/en/on/laws/regu/o-reg-455-07/latest/o-reg-455-07.html
[20] Physical Activity and Sport Act, 2003. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/P-13.4/index.html>; <http://laws.justice.gc.ca/PDF/P-13.4.pdf
[21] Regulation respecting combat sports licensing. URL: http://www.canlii.org/en/qc/laws/ /regu/rrq-c-s-3.1-r-7/latest/rrq-c-s-3.1-r-7.html
[22] Sport and Recreation Activity Designation Regulations, NS Reg 168/2005 (Income Tax Act). URL: http://www.canlii.org/en/ns/laws/regu/ns-reg-168-2005/latest/ns-reg-168-2005.html
[23] Sport Development Trust Fund Act 1990. URL: http://www.canlii.org/en/nb/laws/stat/rsnb-2011-c-223/latest/rsnb-2011-c-223.html
[24] Sport Participation: The Role of Sport Canada / 2007 Sport Leadership Conference (October 13, 2007) / Canadian Heritage. URL: http://www.coach.ca/sportleadershipsportif/2007/e/ /presentations/documents/C2_Sport_Canada.pdf
[25] The Canadian Sport Policy presents a powerful vision for sport in Canada. URL: http://www.pch.gc.ca/pgm/sc/pol/pcs-csp/2003/101-eng.cfm
[26] The Canadian Sport Policy. Federal-provincial/territorial priorities for collaborative action 2007-2012. URL: http://www.pch.gc.ca/pgm/sc/pol/actn07-12/booklet-eng.pdf
[27] The Canadian Sport Policy. Federal-provincial/territorial priorities for collaborative action 2002-2005. URL: http://www.pch.gc.ca/pgm/sc/pol/actn/action-eng.pdf
[28] The Canadian Sport Policy. URL: http://www.sportmatters.ca/files/Groups/SMG%20Resources/ /Sport%20and%20PA%20Policy/2002-The%20Canadian%20Sport%20Policy.pdf
FEATURES OF THE CANADIAN GOVERNMENT SPORTS POLICY: FIRST RESULTS OF ANALYSIS
R.V. Kazakov
Board of Deputies «Gzhel» Ramenskoe municipal district of the Moscow region selo Rechicy, Ramenskoe municipal district, Moscow region, Russia, 140145
The article is devoted to issues of legal regulation, framework and implementation details of public policy on the sport in Canada.
Key words: sports, sports law, public policy, Canada, development strategy.