СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО И ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАНАДЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
ЧЕРНУХИНА Лариса Станиславовна, научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы разграничения полномочий федеральных законодательных органов и законодательных органов провинций и территорий в сфере защиты детей от домашнего насилия. Автор анализирует сферы компетенции законодательных органов указанных уровней, обращая особое внимание на взаимное дополнение и возможные коллизии норм. В соответствии с Конституцией Канады федеральные, провинциальные и территориальные правительства несут общую ответственность за многие аспекты, затрагивающие положение детей в обществе. Однако криминализация того или иного противоправного деяния, в том числе и акта домашнего насилия, входит в исключительную сферу ведения федеральных органов. На основании анализа внесенных изменений в Уголовный кодекс Канады автор приходит к выводу, что федеральное правительство идет по пути ужесточения мер ответственности за совершение преступлений, связанных с домашним насилием, объектами которых являются дети. На базе детального анализа нормативных правовых актов провинций и территорий, регулирующих общественные отношения в сфере противодействия домашнему насилию и защиты детей, автор резюмирует, что законы провинций о защите от домашнего насилия призваны поддерживать и дополнять федеральные меры по защите жертв домашнего насилия, предусмотренные Уголовным кодексом Канады. В целом провинции и территории имеют обширную нормативную базу в рассматриваемой области, что, по мнению автора, позволяет проводить последовательную политику, направленную на улучшение мер реагирования на акты домашнего насилия, жертвами которых являются дети, а также на максимальное нивелирование последствий таких деяний.
Ключевые слова: домашнее насилие, жертва, Канада, защита детей, ответственность, преступления.
CO-RELATION OF FEDERAL AND PROVINCIAL LEGISLATION OF CANADA IN THE FIELD OF PROTECTION OF CHILDREN FROM DOMESTIC VIOLENCE
L. S. CHERNUKHINA, research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The article deals with the issues of the delineation of authority between Federal legislative bodies and legislative bodies of the provinces and territories in the sphere of child protection from the domestic violence. The author analyzes the area of competence of the legislative bodies of mentioned levels, paying particular attention to their complementarity and possible conflicts between rules. In accordance with the Constitution of Canada the Federal, provincial and territorial governments have a shared responsibility for many aspects concerning the situation of children in society. However, criminalization of some unlawful acts, including the act of domestic violence, is an exclusive scope of jurisdiction of Federal agencies. On the basis of the analysis of the amendments to the criminal code of Canada the author comes to the conclusion that the Federal government is moving towards stricter sanctions for crimes related to domestic violence that target children. On the basis of detailed analysis of normative legal acts of the provinces and territories regulating social relations in the sphere of combating domestic violence and child protection the author concludes that the provincial laws on protection against domestic violence are intended to support and complement the Federal measures to protect victims of domestic violence under the criminal code of Canada. In general, provinces and territories have extensive regulatory framework in this area that allows to pursue a consistent policy aimed at improving the retaliatory measures against domestic violence, when the victims are children, as well as the maximum leveling of the consequences of such acts.
Keywords: domestic violence, victim, Canada, child protection, responsibility, crime.
DOI: 10.12737/23527
Канада — один из признанных мировых лидеров в области борьбы с домашним насилием. Существующий в настоящее время в Канаде подход к рассматриваемой проблеме признается одним из самых всеобъемлющих и эффективных. В стра-
не проводится политика обязательного обвинения, предполагающая предъявление прокурором обвинения и инициализацию преследования в отношении лиц, подозреваемых в совершении актов домашне -го насилия, когда есть разумные и вероятные осно-
вания полагать, что было совершено преступление, есть реальная перспектива вынесения обвинительного приговора и судебное преследование производится в интересах общества. Проведение государством такой политики указывает на признание значимости проблемы домашнего насилия и необходимости вмешательства со стороны государства. Канада ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка в 1991 г. Национальный план действий Канады «Канада, пригодная для жизни детей»1 разработан при участии канадцев из всех слоев общества и всех уровней государственного управления, а также детей. В нем отражаются вопросы, затрагивающие детей, которые, по мнению канадцев, являются ключевыми, и предлагаются действия, которые можно предпринять, чтобы улучшить жизнь детей в Канаде и во всем мире. В плане излагается дорожная карта, направляющая коллективные усилия Канады для детей и вместе с ними (п. 3 Плана).
В соответствии с Конституцией Канады федераль -ные, провинциальные и территориальные правительства несут общую ответственность за многие аспекты, затрагивающие положение детей в обществе. Одним из шести основных направлений государственной программы защиты детей признается создание «безопасной, благоприятной и свободной от насилия обстановки в общинах» (п. 19 Плана).
В соответствии с канадским законодательством акты домашнего насилия признаются противоправными и преследуются на основании положений федеральных и провинциальных законов. Хотя Уголов -ный кодекс Канады не содержит специальной нормы, содержащей термин «домашнее насилие», однако лицо, обвиняемое в совершении акта домашнего насилия, жертвой которого стал ребенок, может быть привлечено к уголовной ответственности на основании следующих статей УК Канады:
насильственные действия сексуального характера, направленные против детей и подростков (ст. 151— 153, 155, 170—172); детская порнография (ст. 163.1); нападение (повлекшее причинение вреда здоровью, либо с применением оружия, либо при отягчающих обстоятельствах) (ст. 265—268);
похищение человека, незаконное лишение свободы (ст. 279, 279.1);
похищение несовершеннолетнего (ст. 280—283); убийство, включая покушение на убийство, детоубийство и простое убийство (ст. 229—231, 235);
нарушение права (незаконное проникновение в жилище) владения в ночное время (ст. 177);
неисполнение обязанности по обеспечению жизненно важных потребностей ребенка в возрасте до
1 A Canada Fit for Children. URL: http://canadiancrc.com/
Canadian_govemments_plan_2004_en.aspx (дата обращения: 23.04.2016).
16 лет, супруга, партнера либо другого лица, находящегося в зависимости в силу возрастных или иных особенностей;
оставление ребенка в опасности (ст. 215, 218); преступная небрежность (включая преступную небрежность, повлекшую причинение вреда здоровью или смерть) (ст. 219—221);
сталкинг (навязчивое преследование) (ст. 264); угрозы (ст. 264.1);
непристойные телефонные звонки или звонки с угрозами (ст. 372);
умышленное уничтожение имущества, умышленное причинение имущественного вреда (ст. 340); запугивание (ст. 423);
нарушение предписания суда, судебного постановления, а также обязательства, принятого в суде, либо нарушение приказа суда о пробации (ст. 145(3), 127, 811, 733.1).
Совершение преступления, связанного с домашним насилием, жертвой которого становится лицо, не достигшее 18-летнего возраста, рассматривается судом как отягчающее вину обстоятельство (ст. 718.2).
В период с 1993 г. в действующие законодательные акты было внесено множество поправок и дополнений, с одной стороны, ужесточающих уголовную ответственность за совершение преступлений, связанных с домашним насилием, субъектами которого являются дети, с другой стороны, призванных обеспечить дополнительные гарантии защиты жертвам таких преступлений, в том числе детям, а также детям, выступающим в качестве свидетелей в судебном заседании при рассмотрении дел, связанных с домашним насилием.
Принятие Билля С-42 в 1995 г. облегчило процедуру получения охранных приказов. Сотрудники правоохранительных органов были наделены правом обращения о выдаче такого приказа уже в случае существования лишь возможности причинения вреда, даже если фактический вред не был причинен. Если же лицо, в отношении которого был вынесен судебный приказ, нарушало его предписания, судья наделялся правом назначить такому лицу наказание в виде тю -ремного заключения на срок до двух лет (ранее — не более шести месяцев).
Поправки, внесенные в УК Канады в 1999 г. (Билль С-79), направлены на облегчение страданий жертв домашнего насилия, связанных с проведением следственных действий и судебным разбирательством, а также на максимальную защиту свидетелей в судебном процессе. Предусмотренные законом меры призваны предотвратить повторную виктимизацию жертв и свидетелей путем ограничения персонального перекрестного допроса с участием обвиняемых, которые представляют себя сами; разрешения на присутствие опекающего жертву лица — для жертв или свидетелей сексуальных или связанных с индивидуальным насилием преступлений, которые не достиг-
ли 14-летнего возраста или имеют психическую или физическую инвалидность; расширения сферы действия заявлений о последствиях для жертв; предо -ставления мировому судье права издавать распоряжения о запрете на общение с целью недопущения нежелательного общения или запугивания со стороны обвиняемого в период между арестом и слушанием ходатайства об освобождении под залог; увеличения максимального наказания за преступные домогательства (преследование) с пяти лет до десяти.
Дальнейшее ужесточение мер уголовного преследования и уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с домашним насилием в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, последовало с принятием в 2002 г. Билля С-15А. Законодатель счел необходимым обеспечить дополнительную защиту детей от сексуальной эксплуатации путем криминализации таких деяний, как передача, обеспечение доступа либо распространение детской порнографии посредством Интернета, умышленное нахождение на сайтах, являющихся источником распространения детской порнографии. Процедура привлечения к уголовной ответственности лиц, подозреваемых в таком преступлении, как детский секс-туризм, была также значительно упрощена.
В 2006 г. УК Канады претерпел изменения в области ужесточения ответственности за совершение преступлений, связанных с детской порнографией, включая увеличение максимального размера наказания. Рекламирование порнографических материалов было признано преступным деянием. В целях усиления мер защиты детей в УК Канады был включен новый состав, предусматривающий уголовную ответственность за сексуальную эксплуатацию детей в возрасте от 14 до 18 лет, увеличены размеры наказания за преступления, объектом которых являются дети, включая изнасилование, невыполнение обязанностей в отношении ребенка, эксплуатацию в сексуальных целях. Законодатель установил минимальный размер наказания за совершение преступлений сексуального характера в отношении детей, что свидетельствует об особой тяжести данного преступного деяния2. Для облегчения прохождения процедуры дачи показаний в судебном заседании для жертв и свидетелей, не достигших 18-летнего возраста, было предусмотрено внедрение новых способов дачи показаний (использование специальных экранов, кабельного телевидения, привлечение лиц, оказывающих поддержку). Детям, не достигшим 14 лет, было гарантировано право давать показания без их приведения к присяге, а лишь на основании обещания говорить правду (Билль С-2).
Провинциальные и территориальные законодательные органы принимают нормативные правовые
2 По общему правилу нижняя граница наказания санкцией статьи УК Канады не предусматривается.
акты в рамках своей компетенции. Принятие законов, содержащих уголовные и уголовно-правовые нормы, отнесено Конституцией Канады к исключительной сфере ведения федерального правительства. Начиная с 1998 г. практически все провинции и территории приняли законы о защите от домашнего насилия в дополнение к Уголовному кодексу. Положения этих законов расширяют перечень средств правовой защиты жертв домашнего насилия, в том числе детей. В настоящее время в шести провинциях и трех территориях действуют законы о защите от насилия в семье3.
Законы провинций о защите от домашнего насилия призваны поддерживать и дополнять федеральные меры по защите жертв домашнего насилия, предусмотренные УК Канады. В основном в них содержатся нормы гражданского права. К мерам гражданско-правовой защиты можно отнести приказы о принятии экстренных мер защиты, предписывающие, например, разрешение на пользование домом или семейной машиной только лицу, пострадавшему от домашнего насилия. В них также может содержаться запрет для лица, подозреваемого или признанного виновным в совершении преступления,
3 Альберта: Protection Against Family Violence Act, RSA 2000, c P-27. URL: http://www.canlii.org/en/ab/laws/stat/ rsa-2000-c-p-27/latest/rsa-2000-c-p-27.html (дата обращения: 24.04.2016);
Манитоба: The Domestic Violence and Stalking Act 1998. URL: https://web2.gov.mb.ca/laws/statutes/ccsm/d093e.php;
Ньюфаундленд и Лабрадор: Family Violence Protection Act, SNL 2005, c F-3.1. URL: http://www.canlii.org/en/nl/laws/ stat/snl-2005-c-f-3.1/latest/snl-2005-c-f-3.1.html (дата обращения: 24.04.2016);
Северо-Западные территории: Protection Against Family Violence Act, SNWT 2003, с 24. URL: https://www.canlii.org/ en/nt/laws/stat/snwt-2003-c-24/latest/snwt-2003-c-24.html (дата обращения: 24.04.2016);
Новая Шотландия: Domestic Violence Intervention Act, SNS 2001, c 29. URL: http://www.canlii.org/en/ns/laws/stat/ sns-2001-c-29/latest/sns-2001-c-29.html (дата обращения: 24.04.2016);
Нунавут: Family Abuse Intervention Act, SNu 2006, с 18. URL: http://www.canlii.org/en/nu/laws/stat/snu-2006-c-18/latest/ snu-2006-c-18.html (дата обращения: 24.04.2016);
Остров Принца Эдуарда: Victims of Family Violence Act, RSPEI 1988, с V-3.2. URL: http://www.canlii.org/en/pe/laws/ stat/rspei-1988-c-v-3.2/latest/rspei-1988-c-v-3.2.html (дата обращения: 24.04.2016);
Саскачеван: The Victims of Domestic Violence Act, SS 1994. с V-6.02. URL: http://www.canlii.org/en/sk/laws/stat/ ss-1994-c-v-6.02/latest/ss-1994-c-v-6.02.html (дата обращения: 24.04.2016);
Юкон: Family Violence Prevention Act, RSY 2002, с 84. URL: http://www.canlii.org/en/yk/laws/stat/rsy-2002-c-84/latest/ rsy-2002-c-84.html (дата обращения: 24.04.2016).
связанного с домашним насилием, на любое общение с потерпевшей стороной, или жертвой, или чле -нами семьи жертвы. В Британской Колумбии вынесение запретительных судебных приказов как предупредительной или защитной меры предусмотрено семейным законодательством4.
Законодательное определение домашнего насилия не является универсальным и имеет свои отличия в различных провинциях и территориях. Так, в провинции Альберта Закон о защите от домашнего насилия распространяет свое действие на всех членов семьи. Таковыми являются: состоящие либо ранее состоявшие в браке лица; престарелые, находящиеся во взаимозависимости друг от друга; лица, проживающие или проживавшие совместно и имеющие (имевшие) интимные отношения; лица, имеющие общих детей, вне зависимости от наличия факта совместного проживания или официально заклю -ченного брака; дети; лица, связанные кровным родством, браком, фактом усыновления.
Однополые пары официально не включены в список лиц, которым обеспечивается защита от домашнего насилия на основании данного Закона. Однако, если такие лица связаны кровным родством, браком либо фактом усыновления, действие закона распространяется и на них.
Закон признает актами домашнего насилия физическое, психическое, сексуальное насилие, а также незаконное (принудительное) ограничение свободы. Кроме того, законодатель выделил сталкинг (stalking) как деяние, являющееся формой домашнего насилия, и определил его как повторяющиеся действия, которые совершаются лицом, осознающим, что данные действия являются преследованием и заставляют преследуемое лицо опасаться за свою безопасность или безопасность кого-либо из членов семьи.
Закон о домашнем насилии и преследовании (stalking) провинции Манитоба 1998 г. распространяет свое действие на лиц, являющихся или являвшихся супругами, партнеров по гражданскому браку; супругов, вне зависимости от факта совместного проживания; лиц в процессе ухаживания, также вне зависимости от факта совместного проживания; био -логических родителей или усыновителей ребенка, детей. Формами домашнего насилия законодатель признает физическое, психологическое, эмоциональное, сексуальное насилие, а также сталкинг.
Закон о защите от домашнего насилия провинции Онтарио 2000 г. выделяет лишь три формы домашне -го насилия: физическое, сексуальное насилие и стал-кинг, игнорируя такие формы, как эмоциональное и психологическое насилие.
4 См.: Family Law Act, SBC 2011, с 25. URL: http://www.canlii. org/en/bc/laws/stat/sbc-2011-c-25/latest/sbc-2011-c-25.html (дата обращения: 23.04.2016).
Закон о защите от домашнего насилия Северо-Западных территорий 2005 г. помимо перечисленных выше форм домашнего насилия выделяет еще и финансовое как одно из видов, применение которого влечет причинение вреда и защита от которого должна быть обеспечена на законодательном уровне.
Как уже отмечалось выше, нормы УК Канады, предусматривающие уголовную ответственность за такие преступления, как умышленное неоказание помощи, различные виды нападения, убийство, являются общими вне зависимости от возраста жертвы. В то же время ряд положений УК Канады предусматривает ответственность именно за причинение вреда лицам, не достигшим 18 лет. Помимо мер уголовного характера, содержащихся в УК Канады, провинции и территории разрабатывают и внедряют путем принятия нормативных правовых актов дополнительные меры защиты детей. В Канаде основную нагрузку в области социального обеспечения, здравоохранения и образования несут правительства провинций и территорий. Во всех провинциях и территориях приняты законы5.
5 Альберта: Child, Youth and Family Enhancement Act, RSA 2000, c C-12. URL: http://www.canlii.org/en/ab/laws/stat/ rsa-2000-c-c-12/latest/rsa-2000-c-c-12.html (дата обращения: 23.04.2016);
Британская Колумбия: Child, Family and Community Service Act [RSBC 1996] Chapter 46. URL: http://www.bclaws. ca/EPLibraries/bclaws_new/document/ID/freeside/00_96046_01 (дата обращения: 23.04.2016);
Манитоба: The Child and Family Services Act C.C.S.M. c. C80, 1985, с изменениями от 2015 г. URL: http://web2.gov.mb.ca/laws/ statutes/ccsm/_pdf.php?cap=c80 (дата обращения: 23.04.2016);
Нью Брансуик: Family Services Act, SNB 1980, c F-2.2. URL: http://www.canlii.org/en/nb/laws/stat/snb-1980-c-f-2.2/latest/ snb-1980-c-f-2.2.html (дата обращения: 23.04.2016);
Ньюфаундленд и Лабрадор: Children and Youth Care and Protection Act, SNL 2010, c C-12.2. URL: http://www.canlii.org/ en/nl/laws/stat/snl-2010-c-c-12.2/latest/snl-2010-c-c-12.2.html (дата обращения: 23.04.2016);
Северо-Западные территории: Child and Family Services Act, SNWT 1997, c 13. URL: http://www.canlii.org/en/nt/laws/ stat/snwt-1997-c-13/latest/snwt-1997-c-13.html (дата обраще -ния: 23.04.2016);
Новая Шотландия: Children and Family Services Act 1990. URL: http://nslegislature.ca/legc/statutes/childfam.htm (дата обращения: 23.04.2016);
Нунавут: Child and Family Services Act, SNWT (Nu) 1997, c 13. URL: http://www.canlii.org/en/nu/laws/stat/snwt-nu-1997-c-13/latest/snwt-nu-1997-c-13.html (дата обращения: 23.04.2016);
Онтарио: Child and Family Services Act, R.S.O. 1990, c. C. 11. URL: https://www.ontario.ca/laws/statute/90c11 (дата обращения: 23.04.2016);
Остров Принца Эдуарда: Child Protection Act, RSPEI 1988, c C-5.1. URL: http://www.canlii.org/en/pe/laws/stat/
Так, в провинции Саскачеван были приняты новые законы и внесены поправки в действующее законодательство, затрагивающие вопросы сексуальной эксплуатации детей, что позволило расширить возможности организаций по оказанию помощи детям. Органы полиции получили дополнительные возможности для активного противодействия правонарушителям и обеспечения оперативного вмешательства в случаях сексуальной эксплуатации детей путем вынесения запретительных приказов и приказов о защите. Модернизация провинциального законодательства также была направлена на обеспечение возможности более простого доступа детям-потерпевшим к услугам, предусмотренным для жертв преступлений и свидетелей, в случае необходимости участия в судебных разбирательствах против сутенеров или правонарушителей.
В провинции Британская Колумбия в рамках инициативы «Борьба с насилием в отношении женщин и детей» подчеркивается преступный характер насилия в семейных отношениях и предусматриваются необходимые меры по обеспечению защиты женщин и детей, которые могут подвергаться опасности. Эта инициатива образует значительную часть проводимой Министерством общественной безопасности и Генеральным прокурором деятельности по искоренению насилия посредством изменения существующих в обществе взглядов на проблему насилия; создания юридической системы, предусматривающей ответственность правонарушителя и признающей права и жертвы, и правонарушителя, а также защищающей всех жертв насилия и наделяющей их надлежащими процессуальными правами. В соответствии с Законом о ребенке, семье и социальном обеспечении Британской Колумбии при определении приоритетных интересов ребенка на первом месте стоит его безопасность (ст. 4(1) Закона).
Провинции также принимают активное участие в ликвидации проблемы торговли женщинами и детской проституции, а также сокращения масштабов насилия в отношении проституток. Например, в Сас-качеване была организована специальная подготовка сотрудников полиции по вопросам методов расследо -вания и была оказана помощь полицейским органам
rspei-1988-c-c-5.1/latest/rspei-1988-c-c-5.1.html (дата обращения: 23.04.2016);
Квебек: Youth Protection Act, CQLR c P-34.1. URL: https:// www.canlii.org/en/qc/laws/stat/cqlr-c-p-34.1/latest/cqlr-c-p-34.1.html (дата обращения: 23.04.2016);
Саскачеван: The Child and Family Services Act, SS 1989-90, c C-7.2. URL: http://www.canlii.org/en/sk/laws/stat/ss-1989-90-c-c-7.2/latest/ss-1989-90-c-c-7.2.html (дата обращения: 23.04.2016);
Юкон: Child and Family Services Act, SY 2008, c 1. URL: http:// www.canlii.org/en/yk/laws/stat/sy-2008-c-1/latest/sy-2008-c-1. html (дата обращения: 23.04.2016).
в связи с разработкой компьютерных программ, позволяющих более качественно регистрировать информацию о подозрительном поведении в тех районах, в которых существует проституция. В Саскачеване также были созданы специальные дома безопасности для защиты детей, вовлеченных в проституцию, для предоставления им безопасного убежища. В Британской Колумбии Провинциальная группа по проблемам проституции занимается вопросами наделения общин надлежащими возможностями для того, чтобы уводить молодежь с улицы, где молодые люди вовлекаются в сексуальную торговлю.
В провинции Альберта в 1999 г. был принят Закон о защите детей, вовлеченных в проституцию6. Внесенные в 2001 г. в Закон поправки были нацелены на активизацию процесса оказания помощи детям, вовлеченным в проституцию, а также на обеспечение защиты юридических прав таких детей. На основании положений Закона ребенок, вовлеченный в занятие проституцией, может быть задержан на срок до пяти дней. Максимальный срок задержания — 42 дня. Предполагается, что за время содержания ребенка в центре социальные работники смогут стабилизировать ребенка, помочь ему выйти из обычной для него среды общения и начать процесс реадаптации в безопасных условиях.
В Квебеке проводится последовательная политика по борьбе с бытовым насилием. Особое внимание уделяется превентивной деятельности, выявлению случаев бытового насилия и обеспечению координации действий на местном и общинном уровнях. В частности, периодически проводятся кампании по повышению уровня осведомленности о различных формах насилия для молодежи и для подростков в возрасте 13—14 лет.
В заключение нельзя не сказать несколько слов о судебных приказах, направленных на защиту детей от возможного или уже совершившегося акта домашнего насилия. По общему правилу, если у любого лица есть веская причина полагать, что ребенку был нанесен или может быть нанесен ущерб, необходимо не -медленно обратиться в службу защиты детей (Child Protection Services). Ущербом ребенку может считаться то, что он стал свидетелем бытового насилия, даже если он сам физическому насилию не подвергся.
Безопасность детей всегда является приоритетом для специалистов, работающих с жертвами бытового насилия. При необходимости обеспечения дополнительной защиты ребенка могут забрать из семьи. Лицо, подвергшееся домашнему насилию, вправе самостоятельно обратиться к уполномоченному мировому судье или в органы полиции с заявлением о вы-
6 Protection of Sexually Exploited Children Act: Revised Statutes of Alberta 2000 Chapter P-30.3. URL: http://www. qp.alberta.ca/documents/Acts/P30P3.pdf (дата обращения: 23.04.2016).
даче охранного судебного приказа (protection order). Названия данного вида судебных приказов различаются в провинциях и территориях (приказ о вмешательстве, превентивный судебный приказ, приказ об оказании помощи жертве домашнего насилия, ордер, дающий право входа в жилище). В зависимости от срока действия выделяют три вида охранных судебных приказов: срочные, временные, или краткосрочные, и долгосрочные.
Срочные приказы являют собой средство немедленного реагирования. Лицо, подвергшееся домашнему насилию, может обратиться с просьбой о выдаче такого приказа в любое время суток и любым удобным для него способом (посредством телефонной связи либо придя лично на прием к уполномоченному мировому судье). На практике в большинстве случаев такие приказы выдаются на основании заявлений сотрудников полиции и работников служб защиты жертв домашнего насилия. Такие приказы вступают в законную силу сразу после их выдачи. Обычно срок действия срочных судебных приказов не превышает семи дней. Основной их целью является незамедлительное обеспечение защиты жертве домашнего насилия и возможности обращения в судебные органы с ходатайством о выдаче запретитель -ного судебного приказа.
Вторым видом охранных судебных приказов является временный запретительный судебный приказ. Срок действия временных приказов обычно не превышает 30 дней. Такой приказ выдается после обращения жертвы в суд с ходатайством о его выдаче. Его целью является обеспечение защиты жертвы до момента проведения судебного разбирательства и выдачи постоянного охранного приказа. Законодательством отдельных провинций и территорий предусмо -трена возможность продления срока действия временного судебного приказа. В большинстве случаев решение о продлении действия приказа принимается судьей после допроса обеих сторон. Онтарио является единственной провинцией, чье законодательство позволяет без слушания дела в суде по прошествии срока, на который был выдан временный судебный приказ, продлить его действие на срок выдачи долгосрочного судебного приказа.
Постоянный охранный судебный приказ выдается после проведения судебного разбирательства на срок до нескольких лет. Такие приказы могут быть пересмотрены, а срок их действия может быть продлен, если после истечения срока действия приказа опасность подвергнуться домашнему насилию сохраняется.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Законами о защите от домашнего насилия таких провинций и территорий, как Альберта, Саскачеван, Юкон, Северо-Западные территории, предусмотрена возможность выдачи ордера на вход в жилище. Такие ордера выдаются сотрудникам органов полиции мировым судьей. На основании данного ордера полицейский вправе беспрепятственно входить в жилище, если есть достаточное основание полагать, что кто-либо из домочадцев подвергается домашнему насилию и не в состоянии обратиться за помощью.
Основной целью выдачи охранных судебных приказов является защита жертвы и ее интересов.
В случае нарушения предписаний, содержащихся в охранном судебном приказе, лицо подлежит привлечению к ответственности. В соответствии со ст. 127 УК Канады лицо, виновное в нарушении запретов, предписанных судебным приказом, может быть лишено свободы на срок до двух лет. Однако каждая провинция и территория вправе устанавливать разме -ры и виды наказаний в рассматриваемой области. Во многих провинциях данные меры совпадают с феде -ральными (например, в провинции Альберта). В законодательстве других субъектов нарушение предписаний судебного приказа рассматривается как преступление, подлежащее квалификации в соответствии с нормами провинциального законодательства. Так, например, в провинции Манитоба наказание за такое противоправное деяние налагается в виде штрафа в размере до 5000 долларов и/или тюремного заключения на срок до двух лет (ст. 13(2) Закона о домашнем насилии и преследовании)7.
В заключение отметим, что обеспечение комплексного подхода в области защиты детей от домашнего насилия — первоочередная задача любого общества и государства. Федеральное правительство Канады и правительства провинций и территорий тесно сотрудничают в рассматриваемой области. Если на федеральном уровне в большинстве случаев обеспечивается уголовное преследование лиц, виновных в совершении актов домашнего насилия в отношении детей, то в провинциях и территориях принимаются и транспонируются в действия законодательные акты, расширяющие рамки деяний, предусмотренных УК Канады, а также вырабатываются эффективные меры как защиты детей, пострадавших от домашнего насилия, так и превенции возможных противоправных деяний.
7 Подробнее см.: Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н. А. Голованова. М., 2011.
Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н. А. Голованова. М., 2011.
О