УДК 34
С. Т. Сулейманова
кандидат социологических наук, кандидат юридических наук, доцент
кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОСТИТУЦИЕЙ, ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КАНАДЫ
Аннотация. В целях модернизации уголовной политики в области противодействия торговли людьми, незаконной проституции, представляется необходимым изучение опыта зарубежных стран, имеющих устойчивые традиции охраны общественного порядка в условиях современного правового государства, развитой демократии и гарантий прав человека. В статье рассматривается опыт Канады в сфере противодействия преступлениям, связанным с проституцией. Анализируется реформирование уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за преступления, связанные с проституцией, рассмотрена позиция Верховного суда Канады по рассмотрению вопроса конституционности данных уголовно-правовых норм. Автор анализирует новые нормы, регламентированные в уголовном кодексе Канады, предусматривающие ответственность за преступления, связанные с проституцией. Проанализировав уголовное законодательство, можно констатировать, что уголовная политика Канады и сегодня предполагает установление жестких мер уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности.
Ключевые слова: уголовный кодекс, Канада, проституция, склонение, сексуальные услуги, материальная выгода, наказание.
S. T. Suleymanova
Candidate of Sociology, Candidate of Law, associate professor
Department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation
SPECIAL ASPECTS OF CRIMINAL LIABILITY FOR PROSTITUTION-RELATED CRIMES IN CANADIAN CRIMINAL LAW
Abstract. In order to modernize the criminal policy on combating human trafficking, illegal prostitution, it seems necessary to study the experience of foreign countries with a strong tradition of protecting public order under conditions of the modern rule-of-law state, democracy and human rights guarantees. Analyzed the reform of the criminal law governing liability for crimes related to prostitution, considered the position of the Supreme Court of Canada to consider the issue of the constitutionality of this criminal law. The author analyzes the new rules regulated in the Canadian Penal Code, providing for liability for crimes related to prostitution. The results of criminal law analysis speak for the fact that the criminal policy of Canada today involves the establishment of strict measures of criminal liability for offenses against public morality.
Key words: criminal code, Canada, prostitution, procuring, sexual services, material benefit, punishment.
В настоящее время уголовная политика в отношении преступлений, связанных с проституцией, в различных странах варьируется от полного запрета до прямой легализации. Как правило, на выбор уголовной политики государств в отношении проституции оказывают религиозно-культурные и социально-политические факторы [5].
В УК РФ уголовно наказуемыми деяниями, связанными с проституцией, являются: вовлечение в занятие проституцией (ст. 240), получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст. 240.1 (введена ФЗ от 28.12.2013 № 380-ФЗ)), организация занятия проституцией (ст. 241). В настоящее время особый рост преступлений, связанных с проституцией, в РФ по официальной статистике не зарегистрирован [6]. Однако следует указать на высокую степень латентности данных преступлений, предрасположенности общества к ее продуцированию [4].
Исследователи полагают, что одной из важнейших причин сложившейся неудовлетворительной ситуации по противодействию масштабному распространению проституции и связанных с ней преступлений является несовершенная правоприменительная практика, связанная не только с изъянами в законотворческой деятельности, но и ошибками и перегибами при реализации норм права [3].
В этой связи особый интерес представляет ответственность за преступления, связанные с проституцией, в уголовном законодательстве Канады, имеющем устойчивые традиции охраны общественного порядка и общественной нравственности. Это проявляется в установлении жестких мер уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности личности, общественной нравственности и общественного порядка [1]. В этой связи сообщение мировых и российских СМИ о том, что «Верховный Суд Канады снял действующие ограничения на занятие проституцией», нуждается в уточнении [2].
Данный общественный резонанс вызвало рассмотрение Верховным Судом Канады в 2013 г. дела Attorney General of Canada v. Bedford [8]. Бедфорд и др., являющиеся бывшими и настоящими проститутками, обратились в Высший суд провинции Онтарио для признания положений УК Канады, устанавливающих ответственность за деятельность, связанную с проституцией, неконституционными. Дело было рассмотрено также в Апелляционном суде провинции Онтарио. Для окончательного разрешения вопроса о соответствии норм уголовного кодекса Канады Конституции, атторнейская служба (в лице Генерального атторнея) обратилась с апелляционной жалобой в Верховный Суд Канады. Бедфорд и др. подали встречную апелляцию, в которой настаивали на признании некоторых норм об уголовной ответственности за преступления, связанные с проституцией, неконституционными: 1) ст. 210 УК Канады, устанавливающей запрет на содержание публичных домов (common bawdy-house) или нахождение в публичном доме; 2) ст. 212 (1) (с) УК Канады, запрещающей проживание лиц, исключая проституток, полностью либо частично на доходы от проституции; 3) ст. 213 (1) (с), запрещающей предлагать интимные услуги в общественных местах. Бедфорд и др. указали, что данные нормы УК Канады ставят под угрозу их жизнь и здоровье, делают невозможным принятие конкретных мер безопасности, таких как найм телохранителей, выбор («screening») адекватных клиентов (не склонных к насилию, не находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), нарушают положения ст. 7 Хартии, гарантирующей что «каждый имеет право на жизнь, свободу и безопасность личности; и этих прав нельзя лишить иначе как в соответствии с принципами фундаментального правосудия». Кроме того, по их мнению, ст. 213(1) (с) УК Канады нарушает положение ст. 2 (b) Хартии, где устанавливается незыблемость свободы мысли, убеждений, мнения и выражений, и, следовательно, противоречит требованиям ст. 1 Хартии о «разумных ограничениях прав и свобод».
Следует указать, что проституция как таковая в Канаде не запрещена. В то же время содержание и пребывание в публичных домах (ст. 210 УК Канады) запрещено УК Канады еще с 1954 г., и данная норма проистекает из общего права (в подтверждение этого Верховный Суд Канады сослался на труды Э. Кука). Однако собранный различными правозащитными организациями большой эмпирический и аналитический материал, представленный в судебном заседании, позволил Верховному Суду сделать выводы, что: 1) данный уголовно-правовой запрет препятствует работе в закрытых помещениях, что является для проституток более
безопасным, чем на улицах или в местах, где укажут клиенты (уличная проституция и проституция по вызову, в свою очередь, являются легальными); 2) запрет препятствует проведению медицинских осмотров и профилактических мероприятий; 3) вне помещений проститутки подвержены большей опасности стать жертвой сексуальных маньяков (в пример приводят серийного убийцу проституток Роберта Пиктона).
Оспаривая положения ст. 212 (1) (j) УК Канады, Бедфорд и др. указывали, что субъектами данных преступлений признаются не только сутенеры, осуществляющие эксплуатацию проституток, но и водители, менеджеры, телохранители, бухгалтеры, администраторы, которые получали вознаграждение за работу от проституток. Следует отметить, что судебная практика исходила из того, что сотрудники бакалейных лавок, врачи не подпадали под действие данных норм, несмотря на оплату товаров и услуг доходами от проституции (Shaw v. Director of Public Prosecutions) [11]. Оспаривая положения ст. 213(1) (с), заявители ссылались на то, что общение позволяет проституткам избежать клиентов, склонных к интоксикации, насилию. Проститутки, как правило, работали в незнакомых местах, где им не могли оказать помощь друзья и знакомые.
Рассмотрев данное дело, Верховный Суд Канады единогласно постановил: все три нормы УК Канады нарушают положения, гарантированные канадской Хартией прав и свобод, не соответствуют принципам фундаментального правосудия. В решении было отмечено: «Это не означает, что Парламент лишен возможности введения ограничений, он вправе установить, при каких условиях проституция будет признана законной... Регулирование проституции - сложный и деликатный вопрос. Парламенту предстоит выработать новый подход, отражающий различные элементы действующего режима (existing regime) (имеется в виду - режим правового регулирования). Принимая во внимание все интересы, признание норм недействительными приостановлено на срок один год» [8].
В связи с данным решением Верховного Суда Канады Парламентом Канады 11 июня 2014 г. был принят закон «О защите общин и эксплуатации лиц» (Protection of Communities and Exploited Persons Act), который внес изменения, в том числе в УК Канады, и вступил в силу 6 декабря 2014 г. [10]. В преамбуле этого закона указано, что Парламент Канады обеспокоен таким видом эксплуатации лиц, как проституция, и риском насилия в отношении лиц, занимающихся проституцией; признает социальный вред, вызываемый тем, что лица, занимающиеся проституцией, являются объектом торговли, а оказание сексуальных услуг - товаром (услугой); признает необходимость защищать человеческое достоинство и равенство канадцев при защите от эксплуатации в форме проституции, особенно женщин и детей; признает важность запрещения прибыли, полученной от сексуальных услуг; признает важность запрета способствованию занятием проституцией, а также необходимости препятствования эксплуатации и коммерциализации проституции; стремится поощрить тех, кто занимается проституцией, прекратить эту деятельность и сообщать о случаях насилия в отношении лиц, занимающихся проституцией.
Правительство Канады предусмотрело финансирование программ, направленных на снижение проституции, в размере 20 млн долларов. Данные средства будут предоставлены Фондом жертв Департамента Юстиции Канады (Department of Justice Canada's Victims Fund) и направлены на различные программы, в том числе предполагающие оказание медицинской помощи, излечение от наркомании, профессиональную переподготовку и обучение лиц, а также предоставление им временного жилья, чрезвычайных убежищ, помещение их в центры реабилитации и ресоциализации [9]. Как указывает министр юстиции и генеральный атторней Канады Питер Маккей: «Закон «О защите общин и эксплуатации лиц» направлен на сокращении проституции, а финансирование поможет тем, кто оказывает сексуальные услуги, отказаться от деструктивной жизни (destructive life)» [9].
Секция национального уголовного судопроизводства канадской ассоциации адвокатов (The Canadian Bar Association's National Criminal Justice Section) указывает, что в целом закон преследует три основные цели: 1) защита проституток, которые считаются жертвами сексуальной эксплуатации; 2) защита общества от вреда, причиненного проституцией; 3) снижение спроса на сексуальные услуги [7].
В результате принятия данного закона была сохранена в прежней редакции уголовная ответственность за содержание публичных домов (ст. 210 УК Канады), однако закон изменил определение понятия «публичный дом», исключив из него указание на проституцию; ст. 212 УК Канады, предусматривающая способствование проституции (procuring), полностью утратила силу; утратило силу положение ст. 213 (1) (с), запрещающее предлагать интимные услуги в общественных местах.
Однако признать, что закон «О защите общин и эксплуатации лиц» либерализовал уголовно-правовую политику в области преступлений, связанных с проституцией, нельзя. В ст. 213 (1.1) УК Канады предусмотрен новый состав преступления: «любое лицо является виновным в совершении преступления, наказываемого в суммарном порядке, кто вступает в диалог с любым лицом с целью предложения оказания сексуальных услуг в общественном месте или в любом месте, открытом для общественности (open the public view), включая школьную площадку, детскую площадку или детский сад».
Закон также вводит в Раздел 8 «Преступления против личности и репутации» подраздел «Использование денежных средств от сексуальной деятельности» (Commodification of Sexual activity). Данный подраздел предусматривает четыре новых состава, регламентирующих преступления, связанные с проституцией.
Статья 286.1 УК Канады предусматривает ответственность за покупку сексуальных услуг или предложение приобретения сексуальных услуг за вознаграждение. Ответственность за данный вид преступления введена впервые в истории уголовного права Канады [7]. Данное преступление с уголовно-процессуальной точки зрения относится к смешанным: может быть рассмотрено как с обвинительным актом (наказание до 5 лет лишения свободы), так и в суммарном порядке (наказание до 18 месяцев лишения свободы) в зависимости от дискреции суда. Данная статья также устанавливает повышенную ответственность при аналогичных действиях с целью получения сексуальных услуг от лица, не достигшего возраста 18 лет (наказание до 10 лет лишения свободы).
Статья 286.2 УК Канады предусматривает ответственность за получение финансовой или материальной выгоды, полученной непосредственно или косвенно в результате покупки сексуальных услуг или предложения приобретения сексуальных услуг. В данной статье предусмотрены определенные исключения: не подлежат уголовной ответственности:
1) лица, получающие прибыль при условии законного проживания с человеком, оказывающим сексуальные услуги;
2) как результат юридического или морального обязательства лица, получающего прибыль от сексуальных услуг, содержать иное лицо;
3) лица, получающие прибыль от услуг и товаров, которые они предлагают на тех же условиях и всем остальным (имеются в виду водители, охранники и иные лица);
4) лица, получающие выгоду от услуг и товаров, которые они не предлагают обычным лицам, а тем, кто получает прибыль от оказания сексуальных услуг, если они не склоняют и не поощряют оказывать сексуальные услуги и прибыль, полученная этими лицами, пропорционально обычной стоимости этой услуги или товара.
Не подпадают под исключение и привлекаются к уголовной ответственности лица, которые:
1) применяли, угрожали или пытались использовать насилие в отношении лиц, оказывающих сексуальные услуги для получения прибыли;
2) злоупотребляли доверием или своим авторитетом (властью) по отношению к лицу, оказывающему сексуальные услуги, для получения прибыли;
3) использовали наркотики, алкоголь или интоксицирующие вещества с целью принуждения (aiding or abetting) предоставления услуг за вознаграждение;
4) демонстрировали поведение, которое признается преступлением по ст. 286.3 УК Канады;
5) получали прибыль в контексте коммерческого предприятия (commercial enterprise).
Исследователи указывают, что определенную проблему будет представлять отсутствие в законе определения понятия «коммерческое предприятие» (commercial enterprise). Предполагается, что оно обязательно будет включать торговлю сексуальными услугами третьими лицами, будет приниматься во внимание количество лиц, участвующих в организации продажи сексуальных услуг, продолжительность данной деятельности, уровень ее организации. Однако секция национального уголовного судопроизводства канадской ассоциации адвокатов (The Canadian Bar Association's National Criminal Justice Section) указывает, что, возможно, в рамках «коммерческого предприятия» к уголовной ответственности могут быть привлечены охранники, телохранители, водители и др., что, в свою очередь, нарушит положения ст. 7 Хартии.
Наказание за данное преступление дифференцированно: за получение финансовой выгоды от оказания сексуальных услуг лицом в возрасте от 18 лет (наказывается на срок до 10 лет лишения свободы) и лицом до 18 лет (наказание от 2 до 14 лет лишения свободы). В качестве отягчающего обстоятельства в ст. 286.2 (6) УК Канады предусмотрено создание коммерческого предприятия (commercial enterprise) для получения доходов от оказания сексуальных услуг.
В ст. 286.3 УК Канады законодатель установил уголовную ответственность за посредничество в проституции (сводничество): «Любое лицо, кто склоняет человека к предложению или оказанию сексуальных услуг за вознаграждение или с целью осуществления действий, указанных в ст. 286.1 УК Канады, вербует, содержит, укрывает человека, оказывающего сексуальные услуги, или осуществляет контроль, руководство, или оказывает влияние на деятельность этого человека, виновен в тяжком преступлении (indictable offence) и наказывается лишением свободы на срок до 14 лет». В случае сводничества лица, оказывающего сексуальные услуги в возрасте до 18 лет, установлен минимальный срок наказания - лишение свободы на срок 5 лет.
Статья 286.4 УК Канады предусматривает ответственность за рекламирование продажи услуг сексуального характера: в соответствии с дискрецией суда наказывается как тяжкое преступление на срок до 5 лет лишения свободы либо как суммарное преступление на срок до 18 лет. Следует учитывать, что не подлежит уголовной ответственности лицо, оказывающее сексуальные услуги, за получение финансовой выгоды и рекламирование своих сексуальных услуг. Также не подлежат уголовной ответственности лица, способствующие, содействующие, оказывающие содействие после факта совершения преступления, консультирующие при совершении преступлений, предусмотренных в ст. 286.1-286.4 УК Канады, если они осуществляют соответствующие действия при оказании сексуальных услуг совместно с другими лицами (самостоятельное оказание сексуальных услуг-their own sexual services). Однако секция национального уголовного судопроизводства канадской ассоциации адвокатов (The Canadian Bar Association's National Criminal Justice Section) указывает, что лицо, оказывающее сексуальные услуги, не сможет самостоятельно рекламировать свои услуги без помощи третьих лиц -интернет-провайдеров - и это приведет к снижению возможности рекламирования проститутками своих услуг [7].
В целом, оценивая положения нового закона, исследователи указывают, что ст. 213 (1.1), 286.2, 286.4 УК Канады будут противоречить ст. 7 Хартии, а
ст. 213 (1,1), 286.4 - также ст. 2 b Хартии [7; 10]. Так, в пример приводится ситуация, когда закон указывает, что поощряет проституток заявлять о насилии, произошедшем с ней, и в то же время предусматривает уголовную ответственность за предложение сексуальных услуг в общественных местах. При совершении насилия, например возле школы, свидетельствовать об этом будет проблематично, так как возможно привлечение к уголовной ответственности самой проститутки. Несмотря на это, Министр Общественной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций Канады Стивен Блэни указывает, что «мы используем все имеющиеся возможности для оказания помощи жертвам и обеспечения безопасности общинам».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в условиях современной западной демократии: канадская уголовно-правовая модель / О.Н. Ведерникова // Государство и право. — 2004. — № 6. — С. 85-94.
2. В Канаде разрешили заниматься проституцией и открывать бордели / / Сайт АО «ТВ Центр» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tvc.ru/news/show/ id/26351/ (дата обращения: 25.01.2018).
3. Каркавцева С.В. Уголовная ответственность за преступления, связанные с проституцией: проблемы правоприменения / С.В. Каркавцева // Российский следователь. — 2014. — № 15. — С. 16-20.
4. Смирнов А.М. Мужская проституция в России как социальный феномен: криминологическая характеристика и профилактика / А.М. Смирнов // Общество и право. — 2011. — № 2. — С. 153-156.
5. Сравнительное уголовное право. Особенная часть: монография / В.Н. Додонов, О.С. Капинус, С.П. Щерба; под общ. и науч. ред. С.П. Щерба. — М. : Юрлитинформ, 2010. — 544 c.
6. Судебная статистика. Данные судебной статистики / Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 / (дата обращения: 20.01.2018).
7. Bill C-36, Protection of Communities and Exploited Persons Act. [Electronic resource] — Mode of access: http://www.cba.org/CBA/submissions/pdf/14-57-eng.pdf (accessed 28.01.2018).
8. Canada (Attorney General) v. Bedford, 2013. SCC 72. [Electronic resource] — Mode of access: https://scc-csc.lexum.com/scc-csc/scc-csc/en/item/13389/index.do (accessed 28.01.2018).
9. Government of Canada Announces $20 Million to Help Victims Leave Prostitution. [Electronic resource] — Mode of access:http://news.gc.ca/web/article-en.do?nid=910809 (accessed 28.01.2018).
10. Protection of Communities and Exploited Persons Act. S.C. 2014, c. 25. [Electronic resource] — Mode of access: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/AnnualStatutes/2014_25/ page-1.html (accessed 28.01.2018).
11. Shaw v. Director of Public Prosecutions, [1962] A.C. 220 [Electronic resource] — Mode of access: https://www.lawteacher.net/cases/shaw-v-director-of-public-prosecutions. php (accessed 28.01.2018).
REFERENCES
1. Vedernikova O. N. The theory and practice of fight against crime in the conditions of modern western democracy: Canadian criminal model. Gosudarstvo i parvo = State and Law, 2004, no. 6, pp. 85-94 (in Russian).
2. V Kanade razreshili zanimat'sia prostitutsiei i otkryvat' bordeli (In Canada allowed to be engaged in prostitution and to open brothels). Available at: http://www.tvc.ru/ news/show/id/26351/ (accessed 25.01.2018).
3. Karkavtseva S. V. Criminal responsibility for crimes related to prostitution: problems of law enforcement. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2014, no. 15, pp. 16-20 (in Russian).
4. Smirnov A. M. Men's prostitution in Russia as a social phenomenon: criminological characteristic and prevention. Obshchestvo i pravo = Society And Law, 2011, no. 2, pp. 153-156 (in Russian).
5. Dodonov V. N., Kapinus O. S., Shcherba S. P. Sravnitel'noe ugolovnoe pravo. Osoben-naia chast': monografiia [Comparative criminal law. Special part: monograph]. Moscow, Iurlitin-form, 2010, 544 p.
6. Sudebnaia statistika. Dannye sudebnoi statistik (Judicial statistics. Data of judicial statistics). Available at: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 / (accessed 20.01.2018).
7. Bill C-36, Protection of Communities and Exploited Persons Act. Available at: http://www.cba.org/CBA/submissions/pdf/14-57-eng.pdf (accessed 28.01.2018).
8. Canada (Attorney General) v. Bedford, 2013. SCC 72. Available at: https://scc-csc.lexum. com/scc-csc/ scc- csc/en/ item/13389/index. do (accessed 28.01.2018).
9. Government of Canada Announces $20 Million to Help Victims Leave Prostitution.. Available at: http://news.gc.ca/web/article-en.do?nid=910809 (accessed 28.01.2018).
10. Protection of Communities and Exploited Persons Act. S.C. 2014, c. 25. Available at: http: // laws-lois.justice.gc.ca/eng/AnnualStatutes/2014_2 5 / page-1. html (accessed 28.01.2018).
11. Shaw v. Director of Public Prosecutions, [1962] A.C. 220 Available at: https:// www.lawteacher.net /cases /shaw-v-director-of-public-prosecutions.php (accessed 28.01.2018).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сулейманова Светлана Тимуровна — кандидат социологических наук, кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Suleymanova Svetlana Timurovna — Candidate of Sociology, Candidate of Law, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Сулейманова С.Т. Особенности уголовной ответственности за преступления, связанные с проституцией, по уголовному законодательству Канады / С.Т. Сулейманова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Suleymanova S. T. Special aspects of criminal liability for prostitution-related crimes in Canadian criminal law. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).