Научная статья на тему 'Правовое регулирование спорта в Австралии: проблемы борьбы с насилием'

Правовое регулирование спорта в Австралии: проблемы борьбы с насилием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
458
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРАЛИЯ / СПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАСИЛИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БОКС / AUSTRALIA / SPORTS / GOVERNMENT REGULATION / VIOLENCE / RESPONSIBILITY / BOXING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ботнев Сергей Владимирович

В статье рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования проявлений насилия в спорте в Австралии. Сделаны предложения по поводу выработки единой политики государства в области правового регулирования спорта, при реализации которой государственные санкции могли бы быть применимы в отношении насильственных действий в контактных видах спорта. Доказана необходимость принятия специализированного законодательства для успешного разрешения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of sport in Australia: challenges of combating violence

This article examines the current problems of state regulation of violence in sport in Australia. Made suggestions about the development of a unified state policy in the sphere of legal regulation of sport in the implementation of sanctions which the government would be applicable in respect of acts of violence in contact sports. Proved the need for specialized legislation for the successful resolution of the problem.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование спорта в Австралии: проблемы борьбы с насилием»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРТА В АВСТРАЛИИ: ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НАСИЛИЕМ

С.В. Ботнев

Международный институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606

В статье рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования проявлений насилия в спорте в Австралии. Сделаны предложения по поводу выработки единой политики государства в области правового регулирования спорта, при реализации которой государственные санкции могли бы быть применимы в отношении насильственных действий в контактных видах спорта. Доказана необходимость принятия специализированного законодательства для успешного разрешения данной проблемы.

Ключевые слова: Австралия, спорт, государственное регулирование, насилие, ответственность, бокс.

Существует несколько основных способов правового регулирования физической культуры и спорта.

Во-первых, это система налогообложения спортсменов и должностных лиц, закрепленная на законодательном уровне [10].

Во-вторых, нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные виды спорта. Многие из них включают в себя нормы, регулирующие также употребление допинговых средств и иных запрещенных препаратов.

В-третьих, финансовая поддержка со стороны государства различных видов физической культуры и различных общественных инициатив в области здравоохранения.

Наконец, в-четвертых, существует обстоятельства, при которых может применяться и уголовное законодательство. Оно применяется в исключительных случаях, когда необходимо пресечь особо опасное поведение спортсменов. Хотя чаще всего нормы уголовного права в области физической культуры и спорта выполняют в большей степени профилактические функции.

Очевидно, что насилие играло большую роль в спорте на протяжении всей мировой истории. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что уровень насилия в современном спорте к настоящему времени серьезно уменьшился, но, тем не менее, спорт по-прежнему предоставляет гораздо больше возможностей для легального проявления насилия, чем в повседневной жизни.

Например, если один человек ударит кого-то по голове твердым предметом на улице, то это является основанием для возбуждения уголовного дела. Но возникновение аналогичной ситуации во время проведения хоккейного матча зачастую остается без какого-либо внимания. Если игрок бьет соперника не-

сколько раз подряд по лицу во время матча по регби, в результате чего тот получает перелом носа, то наиболее тяжелым последствием для игрока, грубо нарушившего правила игры, будет дисквалификация, то есть наступление дисциплинарной ответственности. Но если подобное деяние будет совершено на улице в Австралии, то преступник будет арестован и в отношении него будет возбуждено уголовное дело в связи с причинением им вреда здоровью средней тяжести.

Итак, почему в австралийском законодательстве такой различный подход по поводу проявлений насилия в отношении спортивных мероприятий и в отношении повседневной жизни? Необходимо ли специальное законодательство, регулирующее эти вопросы в области физической культуры и спорта? В данной статье мы попытаемся ответить на эти и иные вопросы.

В Австралии регулирование физической культуры и спорта происходит на 5 уровнях:

1) формулировка правил, специфичных для конкретного вида спорта;

2) система применения немедленных санкций в ходе спортивных состязаний в случае нарушений правил;

3) дисциплинарное производство, которое осуществляется органами исполнительной власти;

4) вмешательство органов государственной власти в тех случаях, когда происходит нарушение уголовного и гражданского законодательства;

5) разрешение некоторых спортивных споров находится в ведении международных организаций, таких как Международный олимпийского комитет или Спортивный арбитражный суд [7. C. 9].

В дальнейшем мы будем обсуждать прежде всего пункт 4 в связи с тем, что в Австралии система специальных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области физической культуры и спорта на федеральном уровне, развита достаточно слабо.

Например, в странах общего права такой вид спорта, как бокс, является исключением из общей системы законодательства. Несмотря на то, что в данном виде спорта наносятся удары, которые потенциально могут привести к летальному исходу или инвалидности соперника, нормы уголовного права в отношении таких преступлений, как покушение на убийство или нанесение тяжких телесных повреждений, в данном случае не применяются.

Для сравнения, в Великобритании также отсутствует какое-либо законодательство, регулирующее бокс (или схожие с боксом контактные единоборства). В результате возникает ситуация, когда судья может принять какое-либо решение, руководствуясь не нормами закона, а опираясь исключительно на судебные прецеденты (если таковые имеется в наличии) либо на собственное мнение.

В Канаде, как и в Великобритании, бокс также независим от норм уголовного права [6. C. 70]. В результате регулирование правоотношений, возникающих во время боксерских тренировок и соревнований, переходит в ведение отдельных провинций Канады.

Например, в соответствии с Законом «О спортивном контроле» канадской провинции Онтарио [8] шортивный комиссионер (Athletics Commissioner) имеет

право регулировать и лицензировать профессиональный бокс. Он же регулирует и любительский бокс, а также иные виды единоборств [1. С. 40]. Хотя последствия возможного насилия в любительском боксе не так опасны в связи с тем, что бой длится всего три раунда и количество нокаутов в данном случае не очень велико.

Более серьезной проблемой представляется законодательное регулирование возрастных ограничений для занятий боксом. Так, например, в докладе Канадской ассоциации любительского бокса был рекомендован минимальный возраст 11 лет для начала занятий. И это несмотря на то, что ребенок в этом возрасте не способен сделать осознанный выбор по поводу занятий тем видом спорта, где риск причинения вреда очень велик [1. С. 42].

Австралийская позиция аналогична позициям Канады и Великобритании. В Австралии бокс точно так же независим от норм уголовного законодательства и регулируется на региональном уровне.

В некоторых штатах Австралии (Новый Южный Уэльс и Виктория) региональными законами предъявляются серьезные требования как к процедурам проведения самих соревнований по профессиональному боксу, так и к отбору участников соревнований. Целью данных законов является усиление контроля над профессиональным боксом, чтобы уменьшить риск злоупотребления должностным положением со стороны промоутеров и других лиц, а также в целях обеспечения безопасности [9].

Тот, кто желает выступать в боксе в качестве промоутера, тренера, рефери или судьи, должен обратиться к министру спорта за получением соответствующей лицензии [9]. Например, в штате Виктория за нарушение условий, предусмотренных законом, либо налагается крупный штраф, либо присуждаются 12 месяцев лишения свободы [9]. Также, согласно законодательству Южного Уэльса, только лица мужского пола, достигшие 18 лет, могут участвовать в профессиональных боях [2].

Естественно, что некоторые критики бокса призывают в полному запрету данного вида спорта, ссылаясь на медицинские доказательства того, что удары в голову способны нанести непоправимый ущерб мозгу. В ряде европейских стран, таких как Швеция, Норвегия и Исландия, профессиональный бокс является запрещенным видом спорта.

Защитники бокса утверждают, что жесткие законодательные запреты неспособны привести к положительным результатам, аргументируя это тем, что профессиональный бокс уйдет в подполье. Какие-либо правила в подпольных боях будут соблюдаться далеко не всегда, и вероятность получения спортсменами травм и увечий резко возрастет. Таким образом, создание отлаженной системы законодательного регулирования бокса и других контактных единоборств является необходимым и служит интересам общества.

Также очень остро стоит в австралийском спорте проблема законодательного регулирования различных насильственных действий, которые запрещены правилами соревнований. В данном случае речь идет о причинении физической боли или повреждений сопернику путем совершения действий, которые запрещены правилами данного вида спорта.

Можно выделить следующие ключевые элементы насильственных действий в спорте:

- физический вред;

- намерение, умысел спортсмена;

- несоблюдение спортивных правил.

Естественно, что первые два элемента отражены в уголовном законодательстве большинства стран. Несоблюдение спортивных правил считается важным фактором при определении намерения спортсмена.

Однако, основная проблема заключается в том, что насильственные действия присущи лишь некоторым видам спорта. В контактных видах спорта грань между травмой, полученной в результате честной игры и в результате насильственных действий, является трудноразличимой.

Поэтому очень немногие случаи проявления насилия в спорте доходят до судебного разбирательства. Но даже если дело дошло до суда, спортсмены получают гораздо более мягкие наказания, чем обычные преступники, совершившие подобные действия в обществе, вне спортивных мероприятий [4. С. 92].

Существует несколько основных причин, почему в Австралии отсутствует систематическое уголовное преследование спортсменов, совершающих умышленные насильственные действия.

Во-первых, жертвы редко сообщают о таких случаях в полицию. Это может быть вызвано тем, что пострадавший спортсмен мог сам совершать насильственные действия, поэтому не хочет жаловаться. С другой стороны, он может надеяться на совершение акта мести самостоятельно, также путем совершения насильственных действий в отношении агрессора [5. С. 469].

Во-вторых, органы государственной власти в результате отсутствия жалоб оказываются неспособны проводить адекватную политику в отношении уголовного преследования спортсменов. Также необходимо отметить тот факт, что органы государственной власти больше озабочены предотвращением и пресечением насилия со стороны болельщиков (которое имеет гораздо большую степень общественной опасности), чем со стороны спортсменов.

В-третьих, государственная политика Австралии направлена на поддержку физической культуры и спорта среди широких слоев населения, поэтому серия громких уголовных дел может серьезно повредить популяризации спорта [3].

Но все-таки главной проблемой в отношении насильственных действий в спорте остается трудность доказывания намерений. Действительно, доказать, нарушал ли спортсмен какие-либо правила, зачастую становится невозможным без свидетельских показаний членов жюри или других участников, которые изначально могут быть настроены предвзято.

Также необходимо понимать, что принятие единого закона может не согласовываться с особенностями различных видов спорта. Так, например, убийство во время боксерского поединка может не рассматриваться как уголовное преступление, в отличие от смерти во время футбольного матча.

Имеет смысл также подчеркнуть, что подавляющее большинство спортсменов не оценивают риск уголовного преследования как реальную угрозу. По-

этому единственный способ эффективного воздействия на спортсменов в целях пресечения совершения ими насильственных действий — это реальная активность государства по возбуждению уголовных дел [5. С 473] и создание специального законодательства в отношении спортивного насилия.

В настоящее время спорт является одной из сфер жизни общества, в которой уровень конкуренции как никогда высок. Поэтому вмешательство государства необходимо для сохранения этики и безопасности всех, кто связан со спортом. Кроме того, правовое регулирование спорта должно носить систематический и последовательный характер, чтобы гарантировать справедливость и равноправие в отношении всех спортсменов.

Очевидно, что назрела острая необходимость для выработки единой политики государства и в области уголовного права, при реализации которой государственные санкции могли бы быть применимы в отношении насильственных действий в контактных видах спорта. Это единственный способ установления справедливости в отношении спортсменов, которые нарушают спортивные правила, причиняя серьезные травмы своим соперникам. Отдельные, разовые акции со стороны государства в отношении спортсменов, совершающих насильственные действия, не принесут желаемого эффекта, так как подобная политика способствует закреплению в спортивной среде менталитета «победы любой ценой» и ощущения безнаказанности, поскольку в подобных случаях есть только небольшие шансы того, что уголовная ответственность будет результатом неадекватного поведения на спортивной площадке. Кроме того, различные государственные санкции должны распространяться на организаторов спортивных мероприятий и тренеров, где их прямое или косвенное участие способствует совершению со стороны спортсмена актов насилия. Также необходимо и государственное регулирование средств массовой информации, в соответствии с которым насильственные действия, совершаемые на спортивных аренах, были бы запрещены для вещания в эфир.

Ситуация осложняется тем, что различные виды спорта имеют свои индивидуальные особенности и невозможно ко всем видам спорта применить одинаковые нормы уголовного права. Однако несмотря на то, что, например, бокс является очень жестким контактным видом спорта, уровень насилия во время боксерских соревнований не должен выходить за допустимые рамки, за пределами которых должны применяться нормы уголовного права.

Возникает вопрос: возможен ли в современном демократическом государстве, таком как Австралия, более строгий государственный контроль над спортом? Учитывая сильную коммерциализацию спорта, политика правительства Австралии характеризуется дерегулированием отношений в области физической культуры и спорта, поэтому есть все основания предполагать, что серьезные законодательные реформы на федеральном уровне в ближайшее время будут вряд ли возможны, а спортивные федерации и региональные органы власти будут по-прежнему обладать наибольшим влиянием.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Barnes J. Sports and the Law in Canada. — Toronto: Butterworths, 1996.

[2] Boxing and Wrestling Control Act 1986. URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/nsw/ repealed_act/bawca1986310.

[3] Brayne H., Sargeant L., Brayne C. Could Boxing be Banned? A Legal and Epidemiological Perspective. British medical journal. T. 316. № 7147, 1998. P. 1813-1815. URL: http://bmjjournals.com/cgi/content/full/316/7147/1813.

[4] Cashmore E. Making Sense of Sports. — Routledge, 3rd ed, 2000.

[5] Gardiner S., Felix A., James M., Welch R., O'Leary J. Sports Law. Text and Materials. — London: Cavendish Publishing, 1998.

[6] Grayson E. Sport and the Law. — London: Butterworths, 1998.

[7] Moore С. Sports Law and Litigation. — CLT Professional Publishing, 2000.

[8] Occupational Health and Safety Act 1990. URL: http://www.e-laws.gov.on.ca/html/regs/english/elaws_regs_900851_e.htm.

[9] Professional Boxing and Combat Sports Act 1985. URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/vic/consol_act/pbacsa1985388.

[10] Stone v Commissioner of Taxation [2003] FCAFC 145 and TR1999/17: Income Tax: Sportspeople — Receipts and Other Benefits Obtained From Involvement in Sport. URL: http://www.austlii.edu.au/au/cases/cth/FCAFC/2003/145.html.

LEGAL REGULATION OF SPORT IN AUSTRALIA: CHALLENGES OF COMBATING VIOLENCE

S.V. Botnev

International Institute of Public Administration and Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

84, Vernadsky av., Moscow, Russia, 119606

This article examines the current problems of state regulation of violence in sport in Australia. Made suggestions about the development of a unified state policy in the sphere of legal regulation of sport in the implementation of sanctions which the government would be applicable in respect of acts of violence in contact sports. Proved the need for specialized legislation for the successful resolution of the problem.

Key words: Australia, sports, government regulation, violence, responsibility, boxing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.