3) готовить специалистов и кадров массовых профессий по заявкам самих предприятий и организаций, делая акцент на активное участие бизнеса с ориентацией на спрос.
Литература
1. Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики: офиц. сайт. 1^1.:
http://gov.cap.ru/Default.aspx7gov_idH6.
2. Наука в Чувашии. 2010: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2010.
3. Россия в цифрах. 2013: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2012. 573 с.
4. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2012: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2012. 474 с.
5. Стратегия развития образования Чувашской Республики до 2040 года: утв. Указом президента чР № 25 от 21.03.2008 г. [Электронный ресурс] // Чувашская Республика: офиц. портал органов власти. 1^1.: http://gov.cap.ru/laws.aspx7gov_id=49&id=52926.
6. Человек и труд. 2010. № 1. С. 37-42.
ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры электроснабжения промышленных предприятий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
EFREMOV LEONID GEORGIEVICH - doctor of economics sciences, professor of Electric Power Industry Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ПЧЁЛКИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
PcHELKINA VALENTINA VIKTOROVNA - doctor of economics sciences, professor of Economic Theory and International Relations Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 338:37 ББК У497.4
Л.Г. ЕФРЕМОВ, А.Е. ЯКОВЛЕВ
УПРАВЛЕНИЕ СЕТЕВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ*
Ключевые слова: система образования, сетевая организация, социокультурная среда, инновация.
Сетевая форма организации образовательной деятельности направлена на обеспечение доступа к образовательным, в том числе инновационным, ресурсам, реализацию форм взаимодействия учебных заведений в рамках социума и управления ими. Моделирование сетевого образовательного пространства обеспечивает внедрение в практику современных форм, методов и технологий обучения, способствует повышению территориальной доступности и качества предоставляемых образовательных услуг.
L.G. EFREMOV, A.E. YAKOVLEV MANAGE NETWORK OF EDUCATIONAL STRUCTURES IN A TRANSFORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT Key words: education, networks, socio-cultural environment, innovation.
The network form of organization of educational activities aimed at ensuring access to education, including innovative resources, the realization of forms of training institutions in the society and governance. Modeling network educational space provides practical application of modern forms, methods and technologies of education, contributes to territorial availability and quality of educational services.
В современных условиях реформирования системы образования наиболее актуальной задачей является переход к сетевым формам организации управления, позволяющим создать единое многоуровневое образовательное пространство. Подобный подход предполагает выстраивание новых форм
* Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-12-21011).
взаимоотношений между учебными заведениями, выработку эффективных механизмов их взаимодействия с объектами внутренней и внешней среды.
В современной теории и практике образования понятие «пространство» -основополагающая категория в области научного познания, которая нашла применение в различных сферах деятельности. В педагогическом сообществе термин «образовательное пространство», в том числе в «географическом», «экономическом», «социальном», «геополитическом», «гуманитарном» и иных производных, рассматривается в философском, гносеологическом, семантическом, культурологическом, системном, синергетическом, герменевтическом и прочих аспектах.
С философской точки зрения пространство - это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут; это абстрактное понятие, выражающее существование связи вещей друг с другом, порядок их размещения относительно друг друга. Под пространством, очевидно, должна пониматься объективная, всеобщая и познаваемая форма существования географических объектов.
В прикладном аспекте данное понятие используется при исследовании различных объектов с тем, чтобы выделить общие (или условные) границы (или контуры) их деятельности. Если рассматривать образовательное пространство как часть социокультурного пространства, т.е. совокупность социальноэкономических, историко-культурных, демографических, организационно-управленческих и прочих характеристик с точки зрения их отношения к образованию, то следует отметить, что в нем превалируют горизонтальные (сетевые) связи (в отличие от иерархических структур, где в основном преобладают вертикальные связи). Следовательно, образовательную сеть можно рассматривать как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью дальнейшего повышения результативности и качества образования. В этой связи важнейшими задачами организации сетевого образования являются обеспечение эффективного взаимодействия участников в технической, организационно-управленческой и нормативно-правовой областях, поиск новых педагогических позиций (тьютер, сетевой педагог, педагог-навигатор), создание современных механизмов продвижения инновационных образовательных программ и т.д.
Сетевая модель организации образовательного пространства выступает как структурно-функциональная система взаимосвязанных центров и узлов открытого типа, линейных и площадных элементов, способная постоянно расширяться за счет включения в нее новых звеньев (объединений, комплексов) и видоизменяться (приобретать определенную конфигурацию), придавая гибкость и динамичность в решении поставленных задач. Благодаря внутренней структурной неоднородности и специфике, разномасштабности деятельности такие образования могут приобретать различную композицию.
Актуальной задачей в рамках сетевого партнерства становятся нормативно-правовое регулирование учебного процесса, налаживание экономических, материально-технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и прочие ресурсных потоков, а также координация совместной деятельности его участников.
Сущностной характеристикой образования как открытой системы является наличие внутренних и внешних связей между ее структурными элементами, позволяющих формировать общие интересы и вырабатывать механизмы их согласования. Сеть - это совокупность субъектов образовательной деятельности, взаимодействующих друг с другом в направлении предоставления собственных образовательных ресурсов для повышения результативности и качества образования. При этом сетевое взаимодействие основывается на стратегии синергизма, т.е. получении «конкурентных преимуществ благодаря
объединению усилий двух или большего числа организаций» [1. С. 89]. Определенно, переход образовательных учреждений к сетевой организации придает им гибкость и динамизм, открытость и целостность, способность к структурным реформам и адаптации к меняющимся условиям среды. Многовекторная структура вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между субъектами системы образования обеспечивает ее вариативность и гибкость, способствует возникновению новых отношений, трансформации старых на принципах паритетности, коллегиальности, целесообразности взаимодействия.
Первоочередными задачами организации сетевого образования являются обеспечение взаимодействия участников в технической, организационноуправленческой и нормативно-правовой областях, поиск новых педагогических позиций (тьютер, сетевой педагог, педагог-навигатор), выработка современных механизмов продвижения инновационных образовательных программ и т.д.
Решение существующих проблем возможно лишь путем выстраивания современных форм организации образовательного процесса между его участниками, налаживания новых типов отношений в границах школьного и внешкольного пространства. В связи с этим процедура проектирования сетевого пространства предполагает: 1) выработку социальных ориентиров, поиск и распределение функций между партнерами; 2) анализ содержания (состояния внутренних образовательных ресурсов), форм, механизмов построения и реализации оптимальной модели организации сети; 3) определение структурных элементов модели, способов их взаимодействия друг с другом и с внешней средой для расширения перечня и качества предоставляемых услуг, в том числе инновационных; 4) разработку нормативно-правовых документов организационно-управленческого и учебно-методического характера, регламентирующих порядок сетевого взаимодействия; 5) диагностику, определение критериев, показателей оценки эффективности функционирования сети (или ее модели); 6) подготовку методических рекомендаций по внедрению разработанной модели в образовательные системы региона и управления ею.
Концептуальные положения «Реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации» предусматривают нормативно-правовое, организационно-управленческое, научнометодическое, кадровое, финансово-экономическое обеспечение условий для эффективной ее реализации [2]. При этом реформирование сети общеобразовательных учреждений должно осуществляться за счет «структурно-содержательной модернизации их деятельности», «статусного самоопределения», «внедрения дистанционных форм и средств обучения на основе компьютеризации и информатизации» и т.д.
Система взаимодействия учебных заведений может быть построена на принципе единства и взаимообусловленности образовательной политики и образовательной деятельности на уровне территориальных социально-экономических систем, когда создается собственная внутренняя среда, особенности которой обусловлены природными, историко-культурными, этнографическими, психолого-педагогическими и другими факторами.
Сетевая модель организации образовательного пространства представляет собой гибкую и динамичную структурно-функциональную систему взаимосвязанных центров и узлов открытого типа, линейных и площадных элементов, которая постоянно расширяется за счет новых участников (объединений, комплексов) и видоизменяется (приобретает определенную конфигурацию) для решения поставленных задач. За счет своей внутренней структурной неоднородности, специфики и разномасштабности деятельности такие образования могут приобретать различную композицию. Поэтому в проектировании типовых моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений следует использовать
принцип их структурной композиции, предусматривающий выстраивание архитектуры образовательного пространства в различных формах и сочетаниях.
Важное направление повышения эффективности функционирования образовательных учреждений в рамках сетевых структур - создание локальных территориальных группировок или комплексов, объединяющих учебные заведения с другими объектами социально-культурной и социально-бытовой инфраструктуры - физической культуры и спорта, здравоохранения, санаторнокурортного и рекреационного хозяйства, учреждениями дополнительного образования и т.д. (рис. 1).
Модели территориальных систем образования
I—| целостная действующая модель
Рис. 1. Типовые модели организации взаимодействия учреждений образования
Модели групповых образовательных учреждений (или их варианты) представлены тремя основными видами: базовая (опорная) школа с сетью филиалов, территориальное школьное объединение и ассоциация образовательных учреждений. Принцип «сотрудничество вместо конкуренции» является единственной приемлемой стратегией их развития, позволяющей объединить ресурсные возможности участников сети в реализации общих проектов. В связи с этим модельное решение оптимизации сети общеобразовательных учреждений предполагает создание сети базовых (ресурсных, опорных) школ, имеющих более высокий образовательный, в том числе кадровый, потенциал и способных осуществлять внедрение инновационных технологий в процесс обучения.
Образовательный комплекс является территориальным образованием более высокого ранга и уровня сложности, имеющим более тесные горизонтальные и вертикальные связи с элементами окружающей среды. В границах образовательного социума следует выделить отраслевые (профильные) и межотраслевые (интегрированные) комплексы, представленные, как правило, сельским лицеем, агрошколой, школой-интернатом, учебно-производственным комбинатом, социокультурным центром и т.д.
Подобные сетевые модели создают условия для всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни, повышают эффективность использования социально-педагогических, учебно-методических, материально-техни-
ческих и финансовых ресурсов учреждений образования на разных ступенях их организации.
Следует согласиться с мнением, что в условиях значительной протяженности территории, низкой транспортной доступности и мобильности населения не всегда локализация спроса и предложения на услуги соответствует административно-территориальному делению. Поэтому следует активно развивать межму-ниципальные (окружные) и межрегиональные системы образования.
Как уже отмечалось, сущностной характеристикой образования как открытой системы является наличие внутренних и внешних связей между ее структурными элементами, когда формируются общие интересы (потребности) и вырабатываются механизмы их согласования.
Установление тесноты и полноты связей между участниками сети предполагает наличие институциональных структур, обеспечивающих эффективность, доступность и качество предоставляемых услуг. При этом каждому из «субъектов образовательных правоотношений» должна быть предоставлена возможность оказывать влияние на функционирование и развитие элементов сети. К данным инструментам (методам, приемам и способам сетевых организационных преобразований) следует отнести механизмы обеспечения внутренней устойчивости и непрерывности образования, возможностей его продолжения на разных уровнях, а также реализации принципов сосуществования с другими системами - с субъектами внутреннего и внешнего социокультурного окружения (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм управления сетевыми образовательными системами
Сущность организационно-сетевого управления состоит в интеграции (в таких формах, как ассоциация, школьное объединение, социокультурный центр), дифференциации (профильные классы, лицеи, гимназии, агрошколы, стажиро-вочные площадки, инновационные центры) или преобразовании (реструктуризации) разноуровневых образовательных учреждений (и не только!) с организационно-правовым (или без него) оформлением (ресурсные центры, филиалы опорных школ и т.д.).
Сетевая организация позволяет выработать компетентностный подход к обучению, тем самым реализовать личностно-ориентированный характер обучения. Впоследствии совершенствуется существующая корпоративная культура с учетом применяемых современных образовательных услуг, оценки творческих способностей и возможностей освоения инновационных программных требований.
Таким образом, проектирование современных форм и методов сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях сложившейся конкурентной среды ориентировано на создание благоприятных предпосылок для обеспечения доступа, повышения качества, эффективного управления образовательными услугами.
Внедрение сетевых структур в педагогическую деятельность будет способствовать созданию единого образовательного пространства, выработке новой культуры мышления в рамках перехода от «знаниевой парадигмы к компе-тентностной» [3. С. 47]. Сетевая организация служит стимулом позитивных изменений в системе образования, позволяет открывать дополнительные возможности решения разнообразных социально-экономических проблем как образовательных учреждений, так и территории в целом.
Литература
1. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.
2. О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности: постановление Правительства РФ № 871 от 17.12.200l г. // СЗ РФ. 2001. № 52, 24 дек. Ст. 4976.
3. Павличенко Е.Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования // Народное образование. 2012. № 1. С. 42-47.
ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ. См. с. 323.
ЯКОВЛЕВ АНАТОЛИЙ ЕГОРОВИЧ - доктор экономических наук, заведующий кафедрой региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
YAKOVLEV ANATOLIY EGOROVICH - doctor of economics sciences, head of Regional Economics and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 338.242:332.1-027.45 ББК У049(2Рос)-983
Е.Н. КАДЫШЕВ, В.В. СМИРНОВ
ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Ключевые слова: безопасность, инновации, потенциал, регион, рост, экономика, эффективность.
Раскрыта сущность обеспечения экономической безопасности региона, проведена оценка потенциала роста экономической безопасности в контексте инновационной составляющей экономики региона. Рассмотрены инструменты государственной инновационной политики и обозначены этапы управления процессом развития инновационной подсистемы экономики региона.
E.N. KADYSHEV, V.V. SMIRNОV INNOVATIVE COMPONENTS OF THE ECONOMIC REGIONAL SECURITY
Key words: safety, innovation potential, the region, the growth of the economy, efficiency.
The essence of the economic security of the region, assess the growth potential of economic security in the context of the innovation component of the regional economy. Considered instruments of state policy innovation and marked the stages of development of the innovation process management subsystem of the regional economy.
Процесс модернизации национальной экономики в формате обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации (далее - РФ), является основой для стабильного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Потребность в обеспечении экономической безопасности регионов РФ определяется новыми условиями конкуренции, проявившимися при вхождении во Всемирную торговую организацию. При этом ограниченный потенциал экономического роста не даёт возможности сохранить экономическую безопасность регионов РФ на прежнем уровне. Ограниченность потенциала экономического роста вызвана высокой степенью изношенности основных средств, низким уровнем инновационных технологий, высокой капиталоёмкостью и интенсивным оттоком российского капитала за рубеж.