Научная статья на тему 'Инновационное воспроизводство рабочей силы на современном этапе'

Инновационное воспроизводство рабочей силы на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / ВОСПРОИЗВОДСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LABOR POWER / REPRODUCTION / MODERNIZATION / INNOVATION / INNOVATION TECHNOLOGIES / INNOVATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Леонид Георгиевич, Пчёлкина Валентина Викторовна

Проанализировано современное состояние обеспеченности сельского хозяйства Чувашской Республики квалифицированными кадрами специалистов и кадрами массовых профессий, указаны факторы, препятствующие инновационному развитию экономики и их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE REPODUCTION OF LABOR AT THE PRESENT STAGE

The article covers the present day condition of providing the agriculture of the Chuvash Republic with qualified specialists and skilled workers, the factors preventing from the innovational developmentof economics and the ways of elimination of these factors are identified.

Текст научной работы на тему «Инновационное воспроизводство рабочей силы на современном этапе»

МУЖЖАВЛЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (csaprd@mail.ru).

MUZHZHAVLEVA TATYANA VIKTOROVNA - doctor of economics sciences, professor of World Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 331.582 ББК У240-01

Л.Г. ЕФРЕМОВ, В.В. ПЧЁЛКИНА

ИННОВАЦИОННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ключевые слова: рабочая сила, воспроизводство, модернизация, инновация, инновационные технологии, инновационная деятельность.

Проанализировано современное состояние обеспеченности сельского хозяйства Чувашской Республики квалифицированными кадрами специалистов и кадрами массовых профессий, указаны факторы, препятствующие инновационному развитию экономики и их устранению.

L.G. EFREMOV, V.V. PCHELKINA INNOVATIVE REPODUCTION OF LABOR AT THE PRESENT STAGE Key words: labor power, reproduction, modernization, innovation, innovation technologies, innovation activities.

The article covers the present day condition of providing the agriculture of the Chuvash Republic with qualified specialists and skilled workers, the factors preventing from the innova-tional developmentof economics and the ways of elimination of these factors are identified.

Проблемы воспроизводства рабочей силы отечественными и зарубежными учёными исследовались достаточно широко. Особая активность учёных в этой области проявлялась по вопросам использования трудовых ресурсов. Сложилась определённая система теоретико-методологических взглядов на сущность и содержание воспроизводства рабочей силы, формирование работников в зависимости от характера общественно-экономического строя. Многие теоретические положения по проблемам воспроизводства рабочей силы и использованию трудовых ресурсов не устарели. Это объясняется тем, что в научных трудах исследовались экономические закономерности и категории, характерные тенденции развития современной цивилизации, обосновывались выводы и предложения по подготовке квалифицированной рабочей силы, оптимальному её распределению и эффективному использованию.

Дальнейшее исследование характера воспроизводства рабочей силы в современных условиях является объективной необходимостью. Как известно, Россия встала на путь модернизации. В модернизации страны ведущее место занимают инновации. Здесь речь идёт о технологической модернизации, базирующейся на новой технике и технологии, выпуске наукоёмкой продукции, совершенствовании системы организации и управления всеми отраслями жизнедеятельности в обществе.

Важными факторами инновационности предприятий и организаций, а также учебных заведений является уровень образования, культуры и творческого мышления работников. Только человек с присущими ему уровнем знаний, интеллекта, навыков и квалификации становится движущим механизмом инновационного воспроизводственного процесса.

Таким образом, на современном этапе стоит задача формирования работников нового типа и развития у них таких способностей, чтобы они могли успешно выполнять возложенные на них функции и стратегические планы предприятий, организаций и учебных заведений. На реализацию такой задачи и направлены в настоящее время усилия органов власти, предприятий, организаций и учебных заведений России, в том числе и Чувашской Республики.

В целях повышения качества образования как главного стратегического ресурса экономики инновационного типа Указом Президента Чувашской Республики ещё в 2008 г. была принята «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» (далее «Стратегия») [5]. Отсутствие в Чувашской Республике значимых сырьевых ресурсов, осознание того, что рост ВВП за счёт истощения природных ресурсов сдерживает не только экономический прогресс, но и прогресс человечества в целом, привели к необходимости формирования экономики, основанной на знаниях. В «Стратегии» речь идёт о становлении новой системы образования, направленной на опережение, максимальное получение социально-экономического эффекта за счёт рационального использования интеллектуального потенциала. Стратегическое планирование развития системы образования основывается на признании образования как приоритетного направления для обеспечения динамического и гармоничного социальноэкономического развития Чувашской Республики. Ключевой задачей образовательной политики в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, является достижение высокого уровня образования, совершенствование его на основе качественных образовательных технологий и эффективной мотивации.

Задача повышения качества образования в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова стоит на первом плане. Педагогические технологии охватывают весь учебный процесс. Интенсивно развиваются информационные технологии, которые используются не только на учебных занятиях, но и на внеурочных мероприятиях студентов. Учитывая, что компьютерные технологии помогают в изучении нового материала и в проверке усвоения пройденного, каждый преподаватель университета использует компьютер в своей практической деятельности и старается, чтобы студенты в совершенстве владели инновационными технологиями, сумели использовать интернет-ресурсы, пройти компьютерное тестирование, ибо использование компьютера в профессиональной деятельности выпускников является одним из главных требований при устройстве на работу. Преподаватели уже убедились, что инновационные технологии приносят большую помощь в обеспечении оптимизации учебного процесса, повышении качества образования.

Информационные технологии используются сегодня во всех сферах жизни республики. Об этом свидетельствуют данные таблицы. Затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии в Чувашской Республике в 2011 г. составили всего 3388,4 млн руб., в том числе на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий, - 87,0 млн руб. [4. С. 351].

Основные показатели инновационной деятельности в Чувашии за 2005 - 2011 гг. [4. С. 386]

Показатели Год

2005 2008 2009 2010 2011

Число обследованных организаций, ед. 398 396 361 351 362

Число инновационно активных организаций, ед. 54 53 51 55 55

Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем объёме обследованных организаций, % 13,6 13,4 14,1 15,7 15,2

Объём отгруженной инновационной продукции в фактически действовавших ценах, млн руб. 3106,7 8408,7 8028,9 9175,6 7847,2

Из таблицы видно, что в республике инновационная активность организаций, удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, ежегодно увеличивается, ощутим и объём отгруженной инновационной продукции. Но существуют факторы, препятствующие инновационному развитию. Их много. Среди факторов, препятствующих инновационной деятельности организаций, особенно важным фактором является недостаток квалифицированных кадров.

Особая острота в обеспечении производства квалифицированной рабочей силой сохраняется пока в сельском хозяйстве, где большинство работников не имеют профессионального образования; значительная часть руководящих работников и специалистов не имеют высшего профессионального образования. Такое положение наблюдается в целом по России, в том числе и в Чувашской Республике, о чём свидетельствуют данные Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики [1].

В 2011 г. в агропромышленном комплексе (АПК) Чувашской Республики было занято всего 13 582 работника, из которых имели: высшее профессиональное образование - 244 человека (2%); среднеепрофессиональное образование - 3529 человек (26%); начальное профессиональное образование -4413 человек (32%); окончили курсы - 2885 человек (21%); не имели образования (практики) - 2511 человек (18%).

В 2011 г. из 426 руководителей сельскохозяйственных организаций имели высшее профессиональное образование 333 руководителя (78%), из 860 человек главных специалистов с высшим профессиональным образованием было 490 человек (56%), из 978 руководителей среднего звена имели высшее профессиональное образование только 277 человек (28%).

Надо отметить, что из 13 582 работников, занятых в АПК республики, лица в возрасте до 30 лет составили всего лишь 594 человека (4,4%). Это говорит о том, что молодые люди не желают пока оставаться в сельской местности. Особенно большая текучесть механизаторских кадров: за 2011 г. в сельскохозяйственное производство прибыло всего 230 человек трактористов, трактористов-машинистов, а выбыл в течение этого года 241 механизатор. Уезжают из сельской местности и специалисты. Поэтому в настоящее время востребованы 427 квалифицированных специалистов, среди них в основном инженеры-механики, агрономы, зоотехники и ветеринарные врачи. Такая ситуация наблюдается не только в Чувашской Республике, но и во многих регионах России. Причина в основном здесь в том, что у нас в стране отсутствует уважение к знаниям [6].

Как уже отметили выше, Россия встала на путь модернизации на инновационной основе. Модернизация экономики происходит параллельно с модернизацией образования. Образование представляло собой большую ценность во все времена, а в современном мире знания (образование) стали ещё более значимыми. Уровень знаний становится ныне стратегическим ресурсом. Поэтому предприятиям и организациям требуются в настоящее время квалифицированные специалисты и кадры массовых профессий, особенно с техническим образованием. Без них модернизация производства и внедрение инноваций просто невозможно. Но таких кадров в стране пока не хватает. К примеру, в России в 2005 г. было выпущено квалифицированных кадров массовых профессий 703 тыс. человек, а в 2011 г. - 517 тыс., т.е. на 186 тыс. меньше [3. С. 91]. В Чувашской Республике, соответственно, в 2005 г. - 7404 человека, в 2011 г. -3614 человек, т.е. на 3 790 человек меньше [4. С. 181]. Это говорит о том, что Целевая программа комплексного развития профессионального образования на 2011 - 2015 гг. и на период до 2020 г. выполняется недостаточно.

Выводы. Необходимо:

1) увеличить приём в вузы и училища по подготовке кадров специалистов и кадров массовых профессий с техническим образованием;

2) поскольку миллионы людей в стране живут ещё с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, государству и правительству надо принять действенные меры по повышению уровня жизни населения, стимулированию квалифицированных специалистов и кадров массовых профессий;

3) готовить специалистов и кадров массовых профессий по заявкам самих предприятий и организаций, делая акцент на активное участие бизнеса с ориентацией на спрос.

Литература

1. Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики: офиц. сайт. и^: http://gov.cap.ru/Default.aspx7gov_idH6.

2. Наука в Чувашии. 2010: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2010.

3. Россия в цифрах. 2013: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2012. 573 с.

4. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2012: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2012. 474 с.

5. Стратегия развития образования Чувашской Республики до 2040 года: утв. Указом президента чР № 25 от 21.03.2008 г. [Электронный ресурс] // Чувашская Республика: офиц. портал органов власти. и^: http://gov.cap.ru/laws.aspx7gov_id=49&id=52926.

6. Человек и труд. 2010. № 1. С. 37-42.

ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры электроснабжения промышленных предприятий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (efremov1@chuvsu.ru).

EFREMOV LEONID GEORGIEVICH - doctor of economics sciences, professor of Electric Power Industry Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ПЧЁЛКИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kreg@chuvsu.ru).

PcHElKiNA VALENTINA VIKTOROVNA - doctor of economics sciences, professor of Economic Theory and International Relations Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338:37 ББК У497.4

Л.Г. ЕФРЕМОВ, А.Е. ЯКОВЛЕВ

УПРАВЛЕНИЕ СЕТЕВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ*

Ключевые слова: система образования, сетевая организация, социокультурная среда, инновация.

Сетевая форма организации образовательной деятельности направлена на обеспечение доступа к образовательным, в том числе инновационным, ресурсам, реализацию форм взаимодействия учебных заведений в рамках социума и управления ими. Моделирование сетевого образовательного пространства обеспечивает внедрение в практику современных форм, методов и технологий обучения, способствует повышению территориальной доступности и качества предоставляемых образовательных услуг.

L.G. EFREMOV, A.E. YAKOVLEV MANAGE NETWORK OF EDUCATIONAL STRUCTURES IN A TRANSFORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT Key words: education, networks, socio-cultural environment, innovation.

The network form of organization of educational activities aimed at ensuring access to education, including innovative resources, the realization of forms of training institutions in the society and governance. Modeling network educational space provides practical application of modern forms, methods and technologies of education, contributes to territorial availability and quality of educational services.

В современных условиях реформирования системы образования наиболее актуальной задачей является переход к сетевым формам организации управления, позволяющим создать единое многоуровневое образовательное пространство. Подобный подход предполагает выстраивание новых форм

* Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-12-21011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.