УДК 330.322.3: 338.49
В.В. ПЧЁЛКИНА, Н.Н. КУЗЬМИНА
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТИТУТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Ключевые слова: государство, частный сектор, регион, государственно-частное партнерство, региональный центр государственно-частного партнерства, инвестиции, социально-экономическое развитие.
Государственно-частное партнерство сегодня переживает настоящий бум. В субъектах Российской Федерации при региональных правительствах стали создаваться специализированные центры государственно-частного партнерства. Их основная задача - налаживание партнерских отношений между правительствами и деловым сообществом в целях обеспечения притока инвестиций в региональную экономику.
V.V. PCHELKINA, N.N. KUZMINA THE REGIONAL CENTERS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS INSTITUTES OF THE INVESTMENT INFRASTRUCTURE
Key words: state, private sector, region, state-private partnership, regional centre of state-private partnership, investments, social and economic development.
Today the state-private partnership worries the present boom. In subjects of the Russian Federation the specialised centres of state-private partnership began to be created at the regional governments. Their primary goal is the adjustment of partner relations between the governments and business community with a view of maintenance of inflow of investments into regional economy.
Требование к обеспечению ускоренной модернизации экономики в условиях ограниченности бюджетных средств на федеральном и субфеде-ральном уровнях приводит к смене логики государственной инвестиционной политики. Если ранее бытовало представление о том, что финансирование инфраструктурных инвестиционных проектов в регионах должно происходить либо за счет только бюджетных средств - через долгосрочные целевые программы, либо с использованием субсидий Инвестиционного фонда Российской Федерации, либо за счет частных инвестиций, то теперь стало ясно, что налаживание партнерских отношений между правительствами и деловым сообществом может стать стимулом для притока инвестиций в инфраструктуру.
Такого рода партнерские отношения между государствами и частным сектором принято называть государственно-частным партнерством (ГЧП). В целом ГЧП можно определить как социально-экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором по поводу разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Эти отношения, как правило, носят долгосрочный характер и ориентированы на привлечение дополнительных источников финансирования и обеспечения социально-экономического развития экономики муниципалитета, региона.
Институты ГЧП стали достаточно популярным инструментом обеспечения притока инвестиций, в том числе и иностранных. Наиболее широкое распространение ГЧП получило в Европе и США. Однако за последнее десятилетие инструменты ГЧП стали активно использовать и в странах Центральной Азии, государствах бывшего Советского Союза, в том числе и России.
ГЧП в настоящее время переживает бум. Механизмы ГЧП позволяют реализовать все преимущества государственного сектора (учет интересов населения, приведение в исполнение принятых решений и функция регулирования) и частного сектора (его ресурсы, управленческий потенциал, инновации) для достижения реальных положительных результатов в социальной сфере.
Применение механизмов ГЧП характеризуется следующими плюсами:
- они позволяют правительствам привлекать остро необходимые инвестиции на развитие сферы услуг без повышения при этом налогов или объемов за-
имствований, и, как мультипликативный эффект, растет приток инвестиций и в другие «несоциальные» сектора экономики, в целом обеспечивается рост региональной экономики;
- они хорошо зарекомендовали себя в плане своевременного выполнения проектов с соблюдением установленных требований;
- они обеспечивают обмен управленческими знаниями и опытом в целях поиска новаторских решений;
- обеспечивают оптимальное перераспределение рисков, где каждая из сторон берет на себя те риски, с которыми она наиболее грамотно может справиться.
С другой стороны, механизму ГЧП свойственны и негативные моменты:
- государство может стать заложником своих обязательств перед партнером;
- частный сектор стремится переложить основные риски на государство, как участника, обладающего административно-властными полномочиями;
- механизмы ГЧП можно применять только в определенных пределах.
При использовании механизмов ГЧП важно получать от них максимальную отдачу и свести к минимуму присущие им риски, причем параллельно с этим создавать в государственном аппарате мощный управленческий потенциал в интересах оптимального распределения рисков. Это крайне важно ввиду того, что одним из главных тормозов на пути развития механизмов ГЧП является отсутствие квалифицированных специалистов в государственном аппарате по вопросам разработки, подготовки, финансирования и реализации таких проектов.
С целью решения данной проблемы и наиболее эффективной координации совместных действий государства и бизнеса в субъектах Российской Федерации стали создаваться Центры государственно-частного партнерства. Данная задача была отмечена еще в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г., где сказано: «...организовать на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая должна включать как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечения заемных средств».
Конкретная работа региональных центров государственно-частного партнерства состоит в:
- отборе проектов, реализуемых на условиях ГЧП;
- оценке эффективности проектов с точки зрения потребностей регионального развития;
- представлении проектов на утверждение региональным властям;
- подготовке конкурсов, утверждении контрактной и иной документации;
- создании условий для финансового закрытия сделок в рамках проектов;
- мониторинга реализации проектов и регулировании условий контрактов.
Региональные центры государственно-частного партнерства являются
частью структуры органа исполнительной власти региона, отвечающего за проведение региональной социально-экономической политики и осуществляющего координацию за экономическими процессами в регионе. Деятельность регионального центра государственно-частного партнерства направлена на обеспечение социально-экономического развития региона. Он обладает компетенцией и бюджетом для ведения деятельности по организации инвестиционных проектов на принципах ГЧП.
На данный момент региональные центры ГЧП созданы в 8 субъектах РФ: Курганской, Владимирской, Белгородской, Кировской, Пензенской, Ульяновской областях, Пермском крае, Чувашской Республике.
Наиболее готовы к созданию центров государственно-частного партнерства Иркутская, Нижегородская, Новосибирская, Вологодская, Рязанская, Челябинская, Астраханская, Ленинградская, Калининградская, Ивановская области, Краснодарский край, республики Карелия, Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Кабардино-Балкария и Удмуртия.
В Чувашской Республике региональный центр государственно-частного партнерства создан при Министерстве экономического развития и торговли в 2009 г., деятельность его регламентирована Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 16 октября 2009 г. № 328 (рисунок). Координирующей структурой является отдел государственно-частного партнерства и инвестиционного развития территорий Минэкономразвития Чувашии.
Структура регионального центра ГЧП Чувашской Республики
Региональный центр государственно-частного партнерства представляет собой двухуровневую структуру, состоящую из рабочего органа (нижнее звено) и коллегиального органа (верхнее звено). Первый (нижний) уровень центра представляет отдел государственно-частного партнерства и инвестиционного развития территорий при Минэкономразвития Чувашии. Задача отдела состоит в проведении аналитической работы для выработки решений по вопросам развития ГЧП (в частности, анализ стратегии социально-экономического развития региона, определение перечня приоритетных для региона проектов ГЧП, организация работы с потенциальными партнерами и консультантами).
Вторым (верхним) звеном регионального центра ГЧП является Совет по инвестиционной политике Чувашской Республики, состав которого сформирован из представителей власти, бизнеса, финансовых институтов, инвестопроводящих структур. Совет по инвестиционной политике Чувашской Республики принимает решения на основании разработанных отделом государст-венно-частного партнерства и инвестиционного развития территорий Минэкономразвития Чувашии предложений (об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов ГЧП регионального значения, об утверждении концепций и графиков подготовки конкретных проектов с определением обязательств всех входящих в состав комиссии министерств и ведомств и т.д.).
Задачи регионального центра ГЧП Чувашской Республики состоят в следующем:
- выработка государственной политики Чувашской Республики для решения задач социально-экономического развития региона;
- поддержка наиболее значимых для Чувашской Республики инфраструктурных проектов республиканского и муниципального значения через использование инструментов государственно-частного партнерства;
- управление инфраструктурными проектами на принципах государст-венно-частного партнерства, получившими поддержку;
- координация деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в сфере развития государст-венно-частного партнерства, обеспечения их взаимодействия с органами местного самоуправления и Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка;
- взаимодействие с государственными институтами развития, частными субъектами, финансирующими структурами и прочими участниками рынка по вопросам организации ГЧП;
-разработка региональных (муниципальных) программ развития ГЧП;
- подготовка и переподготовка кадров государственного и муниципального управления в области ГЧП;
- развитие региональной нормативно-правовой базы, направленной на развитие и регулирование институтов государственно-частных партнерства.
Несмотря на то, что Чувашская Республика стала одним из первых регионов, где был создан центр государственно-частного партнерства, в республике продолжают отсутствовать специальные нормативно-правовые акты в области ГЧП. Соответствующее законодательство принято лишь в следующих субъектах Российской Федерации: г. Москва и г. Санкт-Петербург, Нижегородской, Воронежской, Кировской областях, Ямало-Ненецком АО, которые активно реализуют инфраструктурные проекты на принципах ГЧП. К примеру, г. Санкт-Петербург стал использовать инструменты ГЧП еще в начале нового столетия и на данный момент среди субъектов Российской Федерации стал лидером по числу успешно реализованных ГЧП проектов.
Развитие и эффективное использование института государственночастного партнерства - залог экономического роста регионов. В этой связи государственно-частное партнерство выходит на первый план в создании благоприятных условий для устойчивого экономического развития региона, не зависящего от цен на нефть, и диверсификации хозяйствования за счет создания инновационных производств с использованием механизмов государст-венно-частного партнерства, способного обеспечить увеличение частных инвестиций в региональную экономику.
Вместе с тем для того, чтобы данные механизмы развивались необходимыми темпами, интересы государства должны быть согласованы с интересами частного бизнеса, а также создана прогрессивная система инструментов поддержки инвестора, которая по степени укомплектованности будет приближена к инвестиционным системам развитых и наиболее успешно развивающихся стран.
В настоящий момент наиболее широкому использованию механизмов ГЧП в регионах сегодня препятствуют следующие факторы:
1) отсутствие в регионах квалифицированно подготовленных проектов;
2) недостаточная квалификация кадров;
3) предпочтение модели использования бюджетного финансирования;
4) отсутствие на местах координации в деятельности министерств и ведомств, отвечающих за соответствующие инвестиционные проекты;
5) несогласованность в разработке нормативно-правовых актов по ГЧП;
6) отношение к механизмам ГЧП как к универсальному инструменту обеспечения экономического роста - «синдром панацеи».
Для устранения этих сдерживающих факторов и необходимы региональные центры ГЧП, которые могут быть созданы в виде отдельных комитетов, центров, советов и т.д. в области ГЧП, ранее существовавшие структурные подразделения также могут быть наделены новыми полномочиями.
Тем не менее, несмотря на активные действия регионов по использованию механизмов ГЧП для реализации инфраструктурных проектов и привлечению частного капитала в регионы, все эти усилия оказываются успешными лишь в том случае, если этот инфраструктурный проект будет представлять общероссийский интерес. И в реализации данного проекта будет в первую очередь заинтересовано федеральное правительство, так как проект социально значим для страны и открывает новые возможности не только для экономики региона, на территории которого он реализуется, но и для комплексного социально-экономического развития определенной территории в целом. И федеральное правительство в этом случае выступает своего рода гарантом - этот проект будет доведен до конца и будет успешным. Однако, как правило, большинство проектов, которые регионы предлагают частному инвестору, не столь масштабны и не столь рентабельны. Тем более в отличие от федерального центра у регионов нет таких административных и финансовых возможностей.
Нормативно-правовой базой, в соответствии с которой регионы реализуют ГЧП проекты, являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон о концессионных соглашениях, а на региональном уровне - закон о государст-венно-частном партнерстве. «Скудный» региональный бюджет не позволяет все же на равных с частным инвестором участвовать в реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, развитие институтов ГЧП и их эффективное использования невозможны без единой нормативной базы, а именно без специального федерального законодательства, которое бы регламентировало деятельность в форме ГЧП в стране. Необходима законодательная база, в соответствии с которой регионы строили бы свои отношения с бизнесом и решали бы споры, возникающие в ходе реализации ГЧП-проектов. И только в этом случае между бизнесом и властными структурами будут выстраиваться партнерские договорные отношения, и региональные центры государственно-частно-го партнерства станут эффективным институтом привлечения в регионы так необходимых для них инвестиций.
Литература
1 .Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77.
2. www.government.ru - официальный сайт Правительства Российской Федерации.
3. www.economy.cap.ru - официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики.
4. www.minregion.ru - официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации.
5. www.veb.ru - официальный сайт Внешэкономбанка.
ПЧЁЛКИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономический теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (oper@chuvsu.ru).
PCHELKINA VALENTINA VIKTOROVNA - doctor of economics sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
КУЗЬМИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kuzminanadegda@rambler.ru).
KUZMINA NADEZHDA NIKOLAEVNA - post-graduate student of Economics Theory Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.