Научная статья на тему 'Становление института государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития региона'

Становление института государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимина И.В.

Формирование национальной и региональных инновационных систем в значительной степени определяется наличием и степенью развития инструментов государственно-частного партнерства как одного из механизмов стимулирования инновационного развития. В становлении института государственно-частного партнерства в регионах активное участие принимают классические университеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление института государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития региона»

62 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

УДК 332 .1 -001 .895: 334 .723

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

И.В. ЗИМИНА

Сыктывкарский

государственный

университет

e-mail:

zimina@syktsu.ru

Формирование национальной и региональных инновационных систем в значительной степени определяется наличием и степенью развития инструментов государственно-частного партнерства как одного из механизмов стимулирования инновационного развития.

В становлении института государственно-частного партнерства в регионах активное участие принимают классические университеты.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, инновационное развитие региона, университет.

Конкурентоспособность экономики страны, региона на современном этапе мирового развития в значительной степени определяется их способностью к инновационному росту. Большинство исследователей успех инновационного развития напрямую связывает с необходимостью формирования инновационных систем различного уровня - национального, регионального, корпоративного и т.п. Формирование указанных систем в значительной степени определяется наличием и степенью развития инструментов государственно-частного партнерства, как одного из механизмов стимулирования инновационного развития.

Английский термин Public-Private Partnership (РРР) дословно означает общественно-частное партнерство, что больше отражает социальную значимость деятельности альянса [2]. В современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного сектора представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов во всех сферах экономики.

Система партнерских отношений между государственным и частным секторами является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики.[з]

Смысл государственно-частного партнерства (ГЧП) заключается в достижении синергетического эффекта от партнерства! И если основным преимуществом участия бизнеса является обеспечение существенной экономии бюджетных средств за счет большей эффективности их использования, то государство может гарантировать возвратность инвестиций на достаточно продолжительный срок, что делает его привлекательным партнером даже при меньших показателях прибыльности проектов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве стратегического направления. Однако детальная регламентация государственно-частного партнерства в отечественном законодательстве на сегодняшний день отсутствует.

В качестве основы для законодательного закрепления российскими экспертами рассматривался термин ГЧП как это юридически оформленных отношений органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение» [4].

Правительство РФ готово развивать механизмы государственно-частного партнерства для активизации процессов модернизации. Об этом заявлено в проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Прежде всего, это касается сферы высоких технологий в рамках проектов Комплексного освоения территории. Еще одним удачным примером является инициатива Министерства экономического развития РФ по созданию региональных венчурных фон-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

63

дов взаимодействия федеральных и региональных властей и частного бизнеса в деле создания механизма инвестирования в высокорискованные инновационные проекты.

Важным инструментом формирования национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации станут технологические платформы [9].

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития [9].

Несмотря на правовые пробелы, в регионах России уже есть успешные примеры развития ГЧП в сфере инновационного развития.

В Таганроге в 2008 г. был открыт центр «Нанотехнологии». Он представляет научное сообщество Дона на федеральном уровне, обеспечивает разработку плана стратегического развития и оказывает помощь университетским центрам в привлечении внебюджетных инвестиций.

Еще один пример - проект по созданию особой экономической зоны в городе Дубне, где создание объектов инженерной, транспортной, социальной и инновационной инфраструктуры, объектов для выполнения государственных функций осуществляется за счет бюджетных средств, а научно-производственные комплексы компаний-резидентов строятся за счет частных инвестиций.

В Самарской области инвестиционное законодательство, предоставляющее инвесторам широкий спектр поддержки, считается одним из наиболее прогрессивных в стране. В 2009 году областным Правительством была принята концепция государственночастного партнерства.

Интересен опыт ГЧП, наработанный АФК «Система», которая взаимодействует с государством по нескольким основным направлениям:

• взаимодействие с федеральными и региональными властями по созданию объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, ИТЦ, дизайн-центры и венчурные фонды);^ взаимодействие с федеральными и региональными фондами поддержки НИОКР и инноваций;^ подготовка кадров в университетах;

• участие в общественных объединениях, а также консультации в органах законодательной власти по выработке законов, направленных на развитие инновационной сферы. [10]

Активизация инструментов государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития происходит и в Республике Коми. 4 октября 2010 года был принят закон «Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве». Этим законом государственно-частное партнерство определено как «взаимовыгодное сотрудничество Республики Коми, иных публичных образований с частным партнером на основе соглашения в целях реализации общественно значимых проектов в социальноэкономической сфере на территории Республики Коми, направленных на создание, реконструкцию или эксплуатацию объектов соглашения, обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми эффективного использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми» [1]

Аналогичные законы уже приняты более, чем в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе в республиках Алтай и Калмыкия, Ставропольском крае, Кемеровской и Томской областях, г. Санкт-Петербурге, в Московской обл.

Среди форм участия Республики Коми в государственно-частном партнерстве (ст.7 Закона), способствующих росту инновационной активности, можно выделить предоставление частному партнеру прав на объекты интеллектуальной собственности, иных имущественных и неимущественных прав, находящихся в государственной собственности Республики Коми, для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, на условиях, определенных в соглашении.

64 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

Объектом соглашения о государственно-частном партнерстве в вышеупомянутом контексте могут быть объекты, используемые для осуществления деятельности в сфере образования; объекты в сфере инновационной деятельности; права на объекты интеллектуальной собственности, иные имущественные и неимущественные права (ст.8) [1].

В настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначно. В силу естественно-природных и исторических причин республика является преимущественно пользователем инноваций, полученных извне, и характеризуется недостаточной наукоемкостью производства

Слабо развита в республике инфраструктура поддержки инновационной деятельности, что препятствует формированию конкурентной среды и развитию предпринимательской инициативы [6]. Для развития всех отраслей экономики характерны низкая внедряемость научных и инновационных разработок, преимущественно сырьевая направленность отраслей промышленного комплекса, высокие затраты на развитие традиционных отраслей экономики.

Тем не менее, в Республике Коми имеется ряд предпоссылок для инновационного развития: наличие многопрофильного научно-образовательного комплекса; наличие высокого образовательного и научного потенциала, кадров высшей квалификации.

В становлении института государственно-частного партнерства в регионах активное участие принимают классические университеты.

Среди одной из сторон партнеров в проектах ГЧП в Республике Коми - Сыктывкарский государственный университет, который активно участвует в основных направлениях инновационной деятельности Республики Коми в сфере образования. Это:

• модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

• создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, способных к самообучению и саморазвитию, готовых самотоятельно решать поисковые задачи, формирующих развитие инновационной экономики в логической цепочке создания новых знаний, трансформации их в высокие технологии для организации производства конкурентоспособной накоемкой продукции и продвижения ее на рынок;

• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе путем создания прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

• развитие системы интеграции «образование - наука - производство» с целью ускоренного использования новых знаний в развитие экономики региона.

Сыктывкарский госуниверситет использует различные способы «встраивания» в инновационную инфраструктуру региона, что необходимо для сохранения его стратегической устойчивости.

С 2006 года по заказу Министерства экономического развития Республики Коми в СыктГУ реализуется программа повышения квалификации «Инновационный менеджмент» (с 2009 г. - «Управление инновационными проектами»). В рамках данной программы повысили уровень своих компетенций более 200 руководителей и специалистов ведущих предприятий республики, более 50% разработанных в процессе обучения инновационных проектов уже воплощены в жизнь, часть проектов была включена в Каталоги инновационных проектов Республики Коми (за 2008-2010 годы) с целью их продвижения на российских и международных рынках.

Успешный опыт осуществления данной программы позволил по результатам конкурсного отбора, организованного Министерством экономического развития РФ, получить с 2010 года право на повышение квалификации руководителей и специалистов Республики Коми по программе «Управление инновациями» в рамках Госплана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в 2007/08-2013/14 (Президентская программа). Сама Программа в России является ярким примером ус-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

65

пешного проекта государственно-частного партнерства в подготовке управленческих кадров.

Успешным проектом государственно-частного партнерства как средства активизации инноваций в образовательной среде является разработка в 2007 году прототипа профессионального стандарта одной из рабочих специальностей для строительной отрасли Республики Коми (на основе оценки качества обучения в образовательных учреждениях республики), который был осуществлен Сыктывкарским государственным университетом в партнерстве с Министерством образования и высшей школы Республики Коми и строительными организациями. [8]

С 2007 года СыктГУ выступает соорганизатором республиканского конкурса инновационных проектов (совместно с Министерством экономического развития РК) и осуществляет его экспертную поддержку. В 2006-2008 годах университетом по заказу министерства экономического развития Республики Коми был проведен ряд НИР-проектов, которые позволили оценить роль малого предпринимательства в инновационной сфере республики, уровень и проблемы развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности РК. По результатам исследования была выявлена тенденция формирования инновационного образовательного и инновационного научноисследовательских центров как зарождающихся инновационных инфраструктурных элементов. [5] Данное исследование позволило также показать значение университета как ядра одного из важных элементов инновационной инфраструктуры, отвечающего за кадры, и перспективы развития инновационного образовательного центра на базе университета как межкластерной инновационной инфраструктуры.

В 2010 году представители СыктГУ вошли в состав рабочей группы по разработке Концепции инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми. Логическим завершением процесса «встраивания» СыктГУ в инновационную инфраструктуру республики стало участие его в качестве одной из сторон Соглашения, подписанного Правительством Республики Коми с Российской венчурной компанией в 2010 г.

Вместе с тем становление института ГЧП (как в Республике Коми, так и в России в целом) переживает ряд трудностей, что тормозит его развитие. Г осударственно-частное партнерство является менее прозрачным механизмом по сравнению с прямым бюджетным финансированием. Сдерживают его развитие в Российской Федерации следующие факторы:

• отсутствует стратегия поэтапного введения и использования моделей государственно-частного партнерства на национальном и на региональном уровнях;

• несовершенство российского законодательства, в том числе: недостаточное регулирование в отраслевых законах партнерских отношений органов публичной власти и бизнес-структур; отсутствие на законодательном уровне четких ориентиров отраслей и сфер, в которых допустимо заключение между органами публичной власти и бизнесструктурами договоров и соглашений публично-правового характера, не позволяет устанавливать взаимоотношения долгосрочного характера.

В этой связи Стратегией инновационного развития РФ в целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития. [9]

Литература

1. «Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве». Закон Республики Коми от 4 октября 2010 года N 112-РЗ.

2. Public Private Partnership: Ein Lcitfaden fur offentliche Verwaltung und Unternehmer (Do-kumentation) // Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit. 2003.

3. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора. Формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский.- М.: Наука, 2005.

66 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

4. Государственно-частное партнерство: проблемы, тенденции, перспективы // Материалы Круглого стола Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М., 2008.

5. Зимина, И.В. Роль инновационных образовательных центров в формировании инновационной инфраструктуры региона (на примере Республики Коми) / И.В. Зимина // Университетское управление. 2009. № 4.

6. Зимина, И.В., Арутюнов, Ю.А., Канева, Ю.О. Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Коми: Отчет по итогам НИР. Сыктывкар. 2008.

7. Зимина, И.В. Президентская программа в Республике Коми: импульс к развитию / И.В. Зимина, Ю.О. Канева, С.Е Глубокая // Сборник аналитических материалов.- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2008..

8. Система профессионального образования в Республике Коми: структура, динамика, перспективы развития // Сборник информационно-аналитических материалов.- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2007. С. 63.

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Инновационная Россия 2020).- М. 2011. Официальный портал Минэкономразвития России.

10. Шеховцов, М.В. Реализация Государственно-частного партнерства на примере АФК «Система»// msh@sistema-v.ru.

FORMING THE INSTITUTION OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

I. V. ZIMINA Formation of the national and regional innovative systems is consider-

ably determined by the presence and degree of the development of the in-Syktyvkar State University struments of the public private partnership as one of the mechanisms of in-

novative development stimulating.

e-mail: In Public Private Partnership development in regions classical universi-

zimina@syktsu.ru ties take an active part.

Key words: Public Private Partnership, innovations, innovative development of the regions, university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.