Научная статья на тему 'Инновационная составляющая экономической безопасности региона'

Инновационная составляющая экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1152
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / РОСТ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SAFETY / INNOVATION POTENTIAL / THE REGION / THE GROWTH OF THE ECONOMY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадышев Евгений Николаевич, Смирнов Валерий Владиславович

Раскрыта сущность обеспечения экономической безопасности региона, проведена оценка потенциала роста экономической безопасности в контексте инновационной составляющей экономики региона. Рассмотрены инструменты государственной инновационной политики и обозначены этапы управления процессом развития инновационной подсистемы экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадышев Евгений Николаевич, Смирнов Валерий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE COMPONENTS OF THE ECONOMIC REGIONAL SECURITY

The essence of the economic security of the region, assess the growth potential of economic security in the context of the innovation component of the regional economy. Considered instruments of state policy innovation and marked the stages of development of the innovation process management subsystem of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая экономической безопасности региона»

Внедрение сетевых структур в педагогическую деятельность будет способствовать созданию единого образовательного пространства, выработке новой культуры мышления в рамках перехода от «знаниевой парадигмы к компе-тентностной» [3. С. 47]. Сетевая организация служит стимулом позитивных изменений в системе образования, позволяет открывать дополнительные возможности решения разнообразных социально-экономических проблем как образовательных учреждений, так и территории в целом.

Литература

1. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

2. О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности: постановление Правительства РФ № 871 от 17.12.200l г. // СЗ РФ. 2001. № 52, 24 дек. Ст. 4976.

3. Павличенко Е.Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования // Народное образование. 2012. № 1. С. 42-47.

ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ. См. с. 323.

ЯКОВЛЕВ АНАТОЛИЙ ЕГОРОВИЧ - доктор экономических наук, заведующий кафедрой региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

YAKOVLEV ANATOLIY EGOROVICH - doctor of economics sciences, head of Regional Economics and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.242:332.1-027.45 ББК У049(2Рос)-983

Е.Н. КАДЫШЕВ, В.В. СМИРНОВ

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Ключевые слова: безопасность, инновации, потенциал, регион, рост, экономика, эффективность.

Раскрыта сущность обеспечения экономической безопасности региона, проведена оценка потенциала роста экономической безопасности в контексте инновационной составляющей экономики региона. Рассмотрены инструменты государственной инновационной политики и обозначены этапы управления процессом развития инновационной подсистемы экономики региона.

E.N. KADYSHEV, V.V. SMIRI^V INNOVATIVE COMPONENTS OF THE ECONOMIC REGIONAL SECURITY

Key words: safety, innovation potential, the region, the growth of the economy, efficiency.

The essence of the economic security of the region, assess the growth potential of economic security in the context of the innovation component of the regional economy. Considered instruments of state policy innovation and marked the stages of development of the innovation process management subsystem of the regional economy.

Процесс модернизации национальной экономики в формате обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации (далее - РФ), является основой для стабильного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Потребность в обеспечении экономической безопасности регионов РФ определяется новыми условиями конкуренции, проявившимися при вхождении во Всемирную торговую организацию. При этом ограниченный потенциал экономического роста не даёт возможности сохранить экономическую безопасность регионов РФ на прежнем уровне. Ограниченность потенциала экономического роста вызвана высокой степенью изношенности основных средств, низким уровнем инновационных технологий, высокой капиталоёмкостью и интенсивным оттоком российского капитала за рубеж.

Обеспечение экономической безопасности региона является системным процессом, который следует рассматривать как последовательную смену явлений, состояний, совокупности действий, описываемых функцией целепола-гания. Экономику региона следует рассматривать в виде многоуровневой конструкции из взаимодействующих элементов, объединённых во взаимно и кумулятивно обусловленные подсистемы структурно-функциональных уровней для достижения единой цели.

Следовательно, обеспечение экономической безопасности региона есть процесс формирования устойчивых к внешним воздействиям взаимосвязей и взаимодополнений, по сути, автономных подсистем экономики региона, выполняющих свою уникальную функцию, имеющих свои источники, механизмы и законы развития. Подсистемы, отдавая свою энергию и заимствуя её у других, стремятся к максимальному самосохранению. Системы, с одной стороны, не могут существовать без других систем, путём установления между ними связи для информационного, энергетического и материального обмена, а с другой - стремятся к самостоятельности, минимизации потерь от этих связей. Процесс реализации системного подхода к обеспечению экономической безопасности региона сводится к организации совокупности последовательных действий, усиливающих взаимосвязи хозяйствующих субъектов региональной экономики и повышающих уровень их взаимной и кумулятивной обусловленности, а также к выявлению многообразных связей и механизмов, обеспечивающих данную возможность.

Для развивающейся национальной экономики назрела необходимость перейти на инновационную стадию развития (по М. Портеру [3]), т.е. надлежит обеспечить рост экономической безопасности за счёт перехода на новый уровень развития. При этом инновационная политика РФ требует констатации существующих и разработки новых форм взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности. Лауреат нобелевской премии по экономике Р. Солоу в статье «Инвестиции и технический процесс» (1959) доказал, что именно технический прогресс, реализуемый в инновациях, является основным источником экономического роста. По его расчётам, 7/8 роста американской экономики за период с 1909 г. по 1949 г. имели своим источником технический прогресс, который проявился, прежде всего, в капиталовложениях в основной капитал [2. С. 109].

Обеспечение роста экономической безопасности на базе инновационной техники и технологий является основой для повышения конкурентоспособности экономики как регионов РФ, так и страны в целом. В данном контексте проведём оценку потенциала роста экономической безопасности Чувашской Республики (далее ЧР) в контексте инновационной составляющей (см. рисунок). При оценке потенциала роста экономической безопасности чР используем следующие достаточные показатели: объём инновационных товаров (работ, услуг) [1. С. 817] на душу населения (среднегодовая численность населения [1. С. 57]); затраты на технологические инновации [1. С. 815] на душу населения; валовой региональный продукт на душу населения [1. С. 386].

В результате оценки потенциала роста экономической безопасности ЧР выявлен его средний уровень, который определяется высоким уровнем эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг) и низким уровнем эффективности затрат на технологические инновации.

Средний уровень потенциала роста экономической безопасности ЧР обусловлен высоким уровнем эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг) и низким уровнем эффективности затрат на технологические инновации. Относительно стабильная эффективность производства инновационных товаров (работ, услуг) и затрат на технологические инновации обусловливает устойчивость эффективного развития инновационной деятельности в ЧР. Следовательно, для повышения потенциала роста экономической безо-

пасности ЧР необходимо оптимизировать затраты на технологические инновации при сохранении или соразмерном увеличении эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг).

я 8000

20000 40000 60000 80000 100000 120000 140000 160000

Валовойрегиональныйпродуктнадушу населения

—Объем инновационных товаров (работ, услуг) на среднегодовую численность населения -» Затраты на технологические инновации относительно среднегодовой численности населения -а- Потенциал роста экономической безопасности

Потенциал роста экономической безопасности ЧР

Низкая эффективность затрат на технологические инновации в ЧР отражает естественную динамику предприятий депрессивного региона, направленную на «простое» обновление основных фондов посредством морально устаревшей техники и технологии. Результатом данной тенденции является потеря конкурентных преимуществ в наиболее фондо- и трудоёмких отраслях ЧР, таких как машиностроение и станкостроение, при сохраняющейся конкурентоспособности химической, электротехнической и приборостроительной отрасли.

В контексте вышеизложенного выделим суждение Ю.В. Яковца: «Инвестиции и инновации неразрывно связаны, выступают в хозяйственной жизни как близнецы... Инвестиции без инноваций бессмысленны и опасны, поскольку означают вложение средств в воспроизводство устаревших продуктов и технологий, заведомо обрекая на неконкурентоспособность производимые товары и услуги» [2. С. 107-109].

Качественный симбиоз инвестиций и инноваций должен создать условия для проявления инновационных метаморфоз в отраслевой структуре экономики региона, сохраняя морфологию регионального хозяйства, т.е. раскрываются возможности обеспечения экономической безопасности ЧР посредством влияния на морфогенез региональной экономики.

Таким образом, в процессе обеспечения экономической безопасности ЧР должны быть использованы инструменты государственной инновационной политики:

- во-первых, программы технологического развития, формируемые для решения задач системообразующих предприятий и отраслей, способствующие выявлению точек и полюсов экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики региона;

- во-вторых, отдельные инновационные проекты с высокой степенью коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных предприятиях, как правило, с быстрым оборотом капитала и мобильно сменяемой номенклатурой производства;

- в-третьих, законодательная база, ориентированная на государственную поддержку и стимулирование инвесторов, размещающих средства в наукоёмкое, высокотехнологичное производство, а также система целевых налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.

В соответствии с инструментами государственной инновационной политики процесс решения задачи обеспечения экономической безопасности региона должен материализоваться через разумную последовательность операций состоящих, как минимум, из трёх стадий:

1-я стадия - постановка задачи, включающая в себя следующие этапы: содержательная постановка задачи (определение проблемы и её формулировка); системный анализ задачи (объект представляется в виде системы); системный синтез (процесс построения математической модели объекта и определение методов (алгоритмов) получения решения задачи);

2-я стадия - разработка программы решения задачи;

3-я стадия - реализация модели и получение результатов.

Ключевым элементом обеспечения экономической безопасности ЧР должен стать механизм закрепления позитивных тенденций в научно-техническом комплексе и внедрения эффективных методов использования инноваций в производстве. Основой механизма должна стать государственная инновационная политика, интегрирующая на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации совокупности инвестиционного процесса и инновационной деятельности, а также законодательно-правовую базу, позволяющую материализовать потребности общества в инновациях.

Для решения проблемы финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок в ЧР необходимо реализовать следующие мероприятия:

- использовать принцип разделения финансирования. Бюджетные ассигнования на науку должны структурироваться по двум основным направлениям: во-первых, фундаментальные исследования, которые должны полностью финансироваться государством; во-вторых, прикладные разработки -должны стимулироваться путём размещения государственных заказов при обязательном привлечении средств, долевом участии непосредственных потребителей конечного научного продукта;

- активизировать работу по изысканию и привлечению альтернативных финансовых источников, в том числе из средств фондов промышленных предприятий, банков, международных научных, общественных и гуманитарных организаций, частных лиц;

- ввести налоговые и иные финансовые льготы для предприятий и организаций, вкладывающих средства в НИОКР и инновационные проекты, в том числе путём внесения соответствующих поправок в региональную нормативно-правовую и законодательную базу;

- создать условия для конкурсного распределения средств на научные программы и проекты.

Для обеспечения развития инновационной подсистемы ЧР необходимо:

1) создать оптимальное сочетание инструментов государственной инновационной политики, учитывающей потенциальные возможности экономики региона;

2) повысить эффективность функционирования инновационной подсистемы региональной экономики;

3) обеспечить условия для активизации инновационно-инвестиционной деятельности в регионе;

4) достичь высокой доли инновационной продукции региональных товаропроизводителей;

5) обеспечить условия для эффективного использования интеллектуального потенциала региона;

6) создать условия для укрепления экономической базы в муниципальных образованиях региона;

7) законодательно поддержать развитие малого бизнеса ориентированного на создание инновационных товаров.

В целом для обеспечения экономической безопасности ЧР необходимо решить следующие задачи:

- конституировать правовые основы взаимоотношений региональных органов власти и субъектов инновационного процесса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на данной территории;

- определить параметры стимулирования субъектов инновационной деятельности, степень концентрации ресурсов федеральных и региональных целевых программ на стратегических направлениях;

- законодательно закрепить право за региональными органами власти устанавливать льготный режим налогообложения для субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих развитие техники и технологий, признанных наиболее перспективными для экономики региона;

- установить предельный уровень рентабельности инвестопроводящих структур с участием государства, а именно специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов венчурного инвестирования, определяющих параметры инвестиционного кредитования инновационно-ориентированных организаций и предприятий;

- разграничить функции федеральных, региональных и муниципальных органов власти в качестве государственного заказчика федеральных и региональных целевых научно-технических и инновационных программ;

- определить субсидиарную ответственность региональных и муниципальных органов власти, субъектов инновационной деятельности за отсутствие инновационного результата;

- сформировать отраслевую структуру региональных инновационных центров, реализующих функции оценки, планирования, организации, стимулирования и контроля в отношении процесса инвестирования капитала в инновационную технику и технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления;

- создать на уровне региона благоприятные условия для патентования изобретений, научных идей, разработок, новых изделий и технологий, а также обеспечить контроль над исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Для решения поставленных задач необходимо воздействовать на инновационную составляющую экономической безопасности региона. Управление процессом развития инновационной подсистемы экономики региона должно вбирать в себя четыре взаимообусловленных этапа:

1-й этап - проводится анализ региональных проблем, который должен выявить структурные диспропорции, причины их возникновения и воспроизводства, установить связи между проблемами развития территорий и факторами, воздействуя на которые можно разрешить данные проблемы;

2-й этап - на основе проведённого анализа региональных проблем формируется множество целей развития региона и определяется максимальное число направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;

3-й этап - проводится оценка возможных последствий реализации стратегии. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, необходимо уточнить поставленные цели и решаемые проблемы, изменить стратегию или сроки достижения поставленных целей;

4-й этап - производится сравнительный анализ всех отобранных стратегий. На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые должны применяться в зависимости от прогнозируемых изменений как внешних так и внутренних условий в тех или иных границах.

Можно предположить, что реализация изложенных выше мероприятий, направленных на инновационное развитие экономики региона, позволит обеспечить экономическую безопасность ЧР.

Литература

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.

2. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Междунар. ин-т П. Сорокина - Н. Кондратьева. М.: Экономика, 2004. 444 с.

3. PorterM. The Competitive Advantage of Nations. N.Y.: The Free Press, 1990.

КАДЫШЕВ ЕВГЕНИИ НИКОЛАЕВИЧ. См. с. 291.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SmIRI^V VALERIY У^Ай^АУОУЮН - candidate о!1 есопот^Б sciences, assоciate ргоТеБвог о!1 Industrial Е^пот^ Chair, Chuvash State University, Russia, Chetoksary.

ББК У32-45 УДК 332.12;338,43

Л.А. КАРЯГИН

ОТ ПРАКТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Ключевые слова: территориальная организация сельского хозяйства, сельская местность.

Рассмотрены важнейшие концепции агрогеографических исследований, предложены модели и принципы развития российского села в соответствии с концепцией устойчивого развития сельской местности.

L.A. KARYAGIN

FROM THE PRACTICE OF THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF AGRICULTURE TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT COUNTRYSIDE

Key words: territorial organization of agriculture, rural areas.

The most important conceptions of agrogeographic researches are considered, models and principles of the Russian village development according to the conception of the countryside’s sustainable development are proposed.

Проблемы эффективного развития экономического пространства рассматривались еще античными мыслителями, а в XVII - XVIII вв. постоянно входили в структуру сформировавшихся экономических теорий, в рамках которых отдельным направлением выделяются теории развития сельского хозяйства и сельской местности. Советские и российские ученые внесли значительный вклад в развитие многих агрогеографических учений: «Территориальная организация сельского хозяйства» (ТОСХ), «Система адаптивной интенсификации сельского хозяйства», «Учение об агросистемах», «Учение об агроландшафте», «Система регенеративного сельского хозяйства», «Концепция устойчивого сельского хозяйства», «Концепция сельской местности», «Концепция устойчивой сельской местности» и др. Ключевое место в этих исследованиях занимает концепция территориальной организации сельского хозяйства (ТОСХ).

Исходя из сложившегося в экономической географии понятия «территориальная организации производства», ТОСХ можно определить как совокуп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.