Научная статья на тему 'Управление сельским хозяйством России в условиях "новой нормальности"'

Управление сельским хозяйством России в условиях "новой нормальности" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ / "НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ" / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / МОДЕЛЬ / ИНСТИТУТЫ / ФУНКЦИИ / AGRICULTURE / AGRICULTURAL MANAGEMENT BODIES / NEW NORMALITY / STRATEGIC DEVELOPMENT DIRECTIONS / MODEL / INSTITUTIONS / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева О.В., Павлушкина О.И., Черная А.Е.

Рассмотрены актуальные вопросы совершенствования системы управления социально-экономическим развитием сельского хозяйства в условиях «новой нормальности», решение которых повысит эффективность функционирования органов управления АПК на всех уровнях от федерального до муниципального. Представлено описание основных параметров разработанной в результате исследований структурной модели национальных органов управления хозяйственной деятельностью АПК России в условиях«новой нормальности», предложены стратегические направления ее развития, рассмотрены вопросы совершенствования институтов и функций органов управления сельским хозяйством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian agriculture management in the conditions of "new normality"

The paper considers topical issues of improving the system of managing the social and economic development of agriculture under the conditions of «new normality», resolving which increases the effectiveness of the functioning of the management bodies of the agro-industrial complex at all levels  from the federal to the municipal one. The description of the main parameters of the structural model of the national management bodies of the economic activities of the agroindustrial complex of Russia under the conditions of a «new normality» are presented, the strategic directions of its development are suggested, and the issues of improving the institutions and functions ofthe agricultural management bodies are considered.

Текст научной работы на тему «Управление сельским хозяйством России в условиях "новой нормальности"»

УДК 631.15

О.В. ИСАЕВА, канд. экон. наук, зав. отделом, e-mail: olga.isaeva-84@yandex.ru,

О.И. ПАВЛУШКИНА, Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации, главный специалист,

e-mail: pavlyshkina@mail.ru,

А.Е. ЧЕРНАЯ, старший научный сотрудник,

e-mail: fyyf27011@mail.ru

ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов», г. Ростов-на-Дону, Россия

УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ»

Рассмотрены актуальные вопросы совершенствования системы управления социально-экономическим развитием сельского хозяйства в условиях «новой нормальности», решение которых повысит эффективность функционирования органов управления АПК на всех уровнях - от федерального до муниципального. Представлено описание основных параметров разработанной в результате исследований структурной модели национальных органов управления хозяйственной деятельностью АПК России в условиях «новой нормальности», предложены стратегические направления ее развития, рассмотрены вопросы совершенствования институтов и функций органов управления сельским хозяйством.

Ключевые слова: сельское хозяйство, органы управления сельским хозяйством, «новая нормальность», стратегические направления развития, модель, институты, функции.

Isaeva O.V., Pavlushkina O.I., Chernaya A.E. Russian agriculture management in the conditions of «new normali-ty».

The paper considers topical issues of improving the system of managing the social and economic development of agriculture under the conditions of «new normality», resolving which increases the effectiveness of the functioning of the management bodies of the agro-industrial complex at all levels - from the federal to the municipal one. The description of the main parameters of the structural model of the national management bodies of the economic activities of the agro-industrial complex of Russia under the conditions of a «new normality» are presented, the strategic directions of its development are suggested, and the issues of improving the institutions and functions of the agricultural management bodies are considered.

Keywords: agriculture, agricultural management bodies, new normality, strategic development directions, model, institutions, functions.

Осуществление производственного процесса в сельском хозяйстве России происходит в условиях «новой нормальности», которая характеризуется относи© О.В. Исаева, О.И. Павлушкина, А.Е. Черная, 2018

тельно невысокими темпами экономического роста с сохранением хронической отсталости инженерной и социальной инфраструктуры; несоответствием требований конкурентоспособности отечественных товаров на мировых продовольственных рынках; высоким уровнем закредитованности сельхозпроизводителей; низким качеством и уровнем жизни сельского населения, сопровождающейся непрестижностью сельского труда и высоким уровнем сельской безработицы; неэффективной государственной поддержкой и др. Данные тенденции становятся нормой для аграрной экономики на неограниченный период времени. «Новая нормальность» предлагает принять новые реальности и работать с ними.

Обеспечение продовольственной безопасности страны в данных условиях и результативность функционирования сельхозпроизводителей в значительной степени зависят от эффективного управления аграрной отраслью, квалификации управленческих кадров, правильного выбора наиболее существенных направлений реализации процесса управления.

На протяжении ряда лет ученые занимались изучением вопросов управления в сельском хозяйстве в связи с назревшей необходимостью разработки модели управления для сельского хозяйства России с оптимально соответствующей современным вызовам структурой органов управления АПК (далее - Модель).

Данные проблемы исследовали А.Н. Тарасов, З.В. Удалова [1, 2], Ю.Л. Ломидзе, В.Ф. Седнев [3], И.Г. Уша-чев [4], Р.Х. Адуков [5], Г.А. Баклаженко, А.Г. Семкин [6] и др.

Учитывая концептуальные основы управления сельским хозяйством, отечественный и зарубежный опыт управления аграрной отраслью, модели структур управления в экономически развитых странах - Германии, Франции, Великобритании, США, исследователи признают стратегически важной задачей созда-

ние данной модели для сельского хозяйства России.

Цель исследования - определить стратегические направления развития структурной модели национальных органов управления хозяйственной деятельностью АПК России, пути совершенствования институтов и функций органов управления сельским хозяйством.

Структура и функции отечественных органов управления АПК часто подвергаются изменениям, что отрицательно сказывается на функционировании сельхозпроизводителей и результатах их деятельности. Эффективность государственной системы управления в аграрном секторе достигается с помощью ее сочетания с хозяйственными вертикальными структурами, функционирующими в форме объединений, отраслевых союзов, кооперативов и других организаций.

По результатам исследований была разработана структурная модель национальных органов управления хозяйственной деятельностью АПК России [1], которая после внесения поправок приняла следующий вид (рис. 1).

Функционирование Модели осуществляется на основе определения задач, под которые разрабатываются конкретные мероприятия, определяющие последовательность, адресность, сроки и ответственных исполнителей. Цели и задачи распределяются по уровням управления - федеральному, субъектам Российской Федерации, административным районам (муниципалитетам).

В соответствии с определенными целями, наряду с основной задачей государственного регулирования в области сельского хозяйства по координации и развитию межотраслевых и внутриотраслевых связей, ставятся и другие задачи: обеспечение продовольственной безопасности страны на основе стабилизации и дальнейшего развития агропромышленного производства; своевременная разработка и принятие законодательных

П Р Е З И Д Е Н Т Р Ф

4- структурные (линейные) связи ^-----функциональные связи

Рис. 1. Структурная модель национальных органов управления хозяйственной деятельностью АПК России

Источник: разработано авторами [2]

и иных статусных актов, адекватных внутренним и внешним вызовам; финансово-кредитная поддержка сельхозтоваропроизводителей, отвечающая современным условиям; поддержка паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, в том числе и ценового паритета; организация цивилизованной инфраструктуры производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; развитие конкурентной среды, ликвидация монополизма, прозрачность деятельности организаций АПК; сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности; развитие социальной инфраструктуры: доступность к услугам современного здравоохранения, образования, спортивной и культурной составляющим, создание благоприятных жилищных условий; за-

щита отечественных сельхозтоваропроизводителей на внешних рынках; улучшение продовольственного обеспечения страны и всех категорий населения отечественным продовольствием; содействие развитию новых форм взаимодействия различных форм хозяйствования; организация и финансирование профессиональной подготовки сельхозтоваропроизводителей, поддержание уровня занятости; финансирование и организация внедрения научно-исследовательских работ; охрана природных ресурсов, контроль за организацией сельскохозяйственного производства и другие.

Управленческий подход к формулированию основных принципов государственного управления, по мнению ведущих специалистов-ученых в управлении АПК [3, 4, 5], является одним из трех основных

в теории управления (правовой, политический, управленческий) и положен в основу системы управления сельским хозяйством России. Его применение обеспечивает необходимый результат с наименьшими затратами или получение максимального результата при заданных затратах. Авторы придерживаются точки зрения, что эффективность управления государством сельского хозяйства определяется реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.

Проведенные исследования позволили выявить и обосновать перечень стратегических направлений управляемого социально-экономического развития сельского хозяйства в условиях воздействия глобальных процессов: нормативно-правовое регулирование, финансово-кредитная поддержка, ценообразование, налогообложение, инновационное развитие, развитие рынков сбыта аграрной продукции, взаимодействие различных форм хозяйствования, развитие межотраслевых взаимоотношений, внешнеэкономическая деятельность, агрострахова-ние, эффективное использование земельных ресурсов, социальное развитие села и кадровая политика.

При отборе стратегических направлений авторы руководствовались следующими основными целями государственной политики устойчивого развития аграрной экономики: насыщение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией и продовольствием собственного производства в объемах, структуре и качестве, необходимых для полноценного питания населения страны; обеспечение продовольственной безопасности страны; выход на мировой рынок зерна и ряда других видов продукции АПК; создание аграрной структуры, способной обеспечивать продовольственную безопасность страны; эффективное использование в сельском хозяйстве зе-

мельных и других природных ресурсов; повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития всех категорий хозяйств; устойчивое развитие сельских территорий, создание благоприятных условий жизни на селе.

В описываемой модели, являющейся многоуровневой вертикальной структурой с отраслевой и территориальной направленностью, институциональными формами национальных органов управления сельским хозяйством являются: Министерство агропромышленного комплекса РФ (авторское) (федеральный уровень); региональные МинАПК (департаменты) (региональный уровень); муниципальные управления АПК (муниципальный, районный уровень); администрации сельских поселений (местный уровень).

Системная Модель учитывает многообразие форм собственности и особенности их функционирования в условиях «новой нормальности». На всех уровнях управления формируется территориальная стратегия развития, реализующаяся через выполнение функций сквозного характера по всей вертикальной структуре управления. Основная функция -обеспечение выполнения задач государственного управления. Функции конкретизируются по уровням управления и их осуществление основано на применении различных способов и форм управления (рис. 2). Совершенствование функций осуществлялось по двум направлениям -оптимизации и устранения дублирования функций по уровням органов управления исполнительной власти. Из разрабатываемых функций исключались выявленные недостатки и учитывалось влияние современных глобальных процессов на конкретную структуру управления. Потенциальным резервом совершенствования функциональной составляющей Модели является специфичность деятельно-

Рис. 2. Распределение функций национальных органов управления сельским хозяйством на федеральном, региональном и районном уровнях власти

Источник: разработано авторами по материалам [2]

сти органов управления АПК на нижних уровнях, характеризующаяся разной степенью суженности.

Реальное соблюдение общественных интересов во всех сферах деятельности МинАПК РФ определяет его эффективность. Усиление влияния данного федерального органа управления сельским хозяйством в условиях «новой нормальности» на функционирование отрасли и другие органы исполнительной власти необходимо осуществить путем наделения его правами государственного органа по обеспечению продовольственной безопасности страны. В связи с необходимостью совершенствования управления АПК в изменившейся среде функционирования, целями и задачами, призванными обеспечить продовольственную безопасность страны и конкурентоспособность отечественного продовольственного комплекса, основными функциями МинАПК должны быть: разработка

государственной политики и нормативно-правового регулирования в сферах агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий; разработка государственной политики и нормативно-правового регулирования продовольственной безопасности страны; разработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) по государственному мониторингу таких земель; оказание государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; управление государственным имуществом на подведомственных предприятиях и в учреждениях; лоббирование интересов отрасли; развитие аграрной науки; контроль и обеспечение соблюдения государственной политики в сферах АПК [1].

Функции МинАПК, описанные в Модели, определяют системную структуру деятельности министерства. Предлагаемые авторами изменения в структуре и функциях МинАПК РФ имеют много общего с действующей структурой МСХ РФ, однако отличаются по выполняемым функциям, количеству департаментов [2]. Например, необходимо сохранить Департамент сельского развития и социальной политики, который был реорганизован в мае 2016 г. В Модели усилены главные функции - стратегическое управление, координация всех сфер АПК, контроль, мониторинг и анализ глобальных процессов. Для эффективного выполнения функций МинАПК в связи со структурными изменениями необходимо принять Положение о его работе, а также положения по каждому департаменту.

Главными целями МинАПК региона (республики, края, области), имеющего двойное подчинение (администрации региона (линейное) и Министерству АПК Российской Федерации (функциональное) в условиях «новой нормальности», должны стать: обеспечение преодоления кризисных явлений в развитии АПК; цели и задачи развития; проведение необходимых мероприятий; ресурсное обеспечение; организация, формы и методы управления развитием АПК региона; механизм реализации; координация в территориальном АПК, стабилизация и развитие всех отраслей АПК в интересах полного удовлетворения потребительского спроса населения в продовольственных товарах, а перерабатывающей промышленности - в сельскохозяйственном сырье в соответствии с принципами управления всей вертикали региональных национальных органов управления АПК.

Разработку структуры региональной системы национальных органов управления АПК целесообразно проводить по следующим направлениям: анализ и оценка состояния развития регионального АПК; концептуальное выпол-

нение поставленных задач; оценка эффективности реализации развития АПК региона.

Основная деятельность государства, направленная на поддержку сельхозпроизводителей через региональные органы управления, должна осуществлять через стимулирование и поддержку: совершенствование правового обеспечения, создание рыночной и производственной инфраструктуры, конкурентной среды. Региональные органы управления осуществляют также компенсационную деятельность, которая заключается: в проведении своевременных антимонопольных и экологических мероприятий, организации системы защиты для нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, в борьбе с безработицей и направлена на предотвращение недостатков или отрицательных последствий функционирования агрорынка. Регулирующая деятельность данных органов в аграрной отрасли предусматривает совершенствование экономических и социальных отношений сельских территорий.

Основными функциями регионального органа управления АПК должны быть: укрепление системы вертикали -региональное (республика, край, область) министерство АПК ^ районное управление АПК и координация действий со службами по развитию отраслей АПК.

Главной целью муниципальных управлений АПК - первичных органов государственного управления АПК, осуществляющих самостоятельную деятельность в пределах, установленных Уставом муниципального образования и Положением об Управлении АПК муниципального района (Управление имеет двойное подчинение - администрации муниципального района (линейное) и региональному МинАПК (функциональное), является осуществление аграрной государственной политики в соответствии с его территориальными, природными, организационными и другими особенностями, обусловливающими реше-

ние важных текущих и перспективных задач отраслевого характера.

Муниципальные управления АПК не вмешиваются в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, за исключением ситуаций, предусмотренных законодательством. Необходимо перераспределение ответственности и прав между органами местного самоуправления (хозяйственными) и отраслевыми (сельскохозяйственными). Совершенствование первичного звена в вертикали управления АПК необходимо направить по пути охвата ими деятельности всего агропромышленного комплекса района. Данные структуры могут способствовать усилению интеграции между сельским хозяйством, перерабатывающей промышленностью и обслуживающими отраслями, созданию предпосылок для дальнейшего улучшения экономического механизма хозяйствования.

Эффективность работы органов управления АПК всех уровней в огромной степени зависит от качества работы подразделений и персонала, результативности принимаемых ими решений [6]. Штат сотрудников структур управления АПК должен состоять из специалистов, владеющих знанием правил и норм ВТО, правил и квот Киотского протокола, международных стандартов ИСО, авторских прав ВОИС, правил конкуренции на рынке ЕС, антимонопольного законодательства, а также владеющих информацией, связанной с международным сотрудничеством России и защитой ее продовольственной безопасности. Необходимо создание автоматизированной системы, объединяющей базы данных ЭВМ на всех уровнях управления АПК.

Выводы

Таким образом, необходимо помнить о том, что институциональная модель национальных органов управления аграрным сектором экономики не может быть статичной. Она должна гибко реаги-

ровать на постоянно меняющуюся социально-экономическую и политическую среду, влияющую на нее. Совершенствование государственных органов управления АПК должно быть направлено на пересмотр методов государственного управления в отрасли, существующих институтов, их структуры и функций в соответствии с изменениями внешних и внутренних факторов их функционирования.

Список используемой литературы

1. Современная модель управления сельским хозяйством: функции и институты: монография / А.Н. Тарасов, О.И. Павлушкина, З.В. Удалова, и др.; ФГБНУ ВНИИЭиН. - Ростов н/Д: ООО «АзовПечать», 2016. - 244 с.

2. Концептуальные основы управления социально-экономическим развитием сельского хозяйства: монография / А.Н. Тарасов, О.И. Павлушкина, О.В. Исаева и др.; ФГБНУ ВНИИЭиН. -Ростов н/Д: ООО «АзовПринт», 2017. -228 с.

3. Ломидзе, Ю.Л. Совершенствование хозяйственного управления в аграрном секторе России / Ю.Л. Ломидзе, В.Ф. Седнев. - М.: ВНИИЭСХ, 2009. -59 с.

4. Ушачев, И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК / И.Г. Ушачев. - М.: Экономика и информатика, 1999. - 367 с.

5. Адуков, Р.Х. Эффективность и перспективы аграрной политики России / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. -2010. - № 4. - С. 9-13.

6. Баклаженко, Г. Формирование моделей управления АПК и сельскими территориями / Г. Баклаженко, А. Сем-кин // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 7. - С. 2-8.

Статья поступила в редакцию 21.03.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.