Научная статья на тему 'Задачи муниципального управления развитием сельского хозяйства региона'

Задачи муниципального управления развитием сельского хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1683
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ / НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Харитонов А.В.

В статье дана оценка развития сельского хозяйства Кемеровской области. Выявлено, что в условиях многоукладной экономики сельского хозяйства от органов местного самоуправления требуются новые подходы к управлению отраслью. Сделан вывод, что на органы местного самоуправления ложится решение основных проблем социально-экономического развития территории, включая управление развитием сельского хозяйства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи муниципального управления развитием сельского хозяйства региона»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070 УДК 352.072.1

А.В.Харитонов

К.э.н., СибНИИЭСХ, Новосибирская область, пос. Краснообск,РФ

ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

Аннотация

В статье дана оценка развития сельского хозяйства Кемеровской области. Выявлено, что в условиях многоукладной экономики сельского хозяйства от органов местного самоуправления требуются новые подходы к управлению отраслью. Сделан вывод, что на органы местного самоуправления ложится решение основных проблем социально-экономического развития территории, включая управление развитием сельского хозяйства региона.

Ключевые слова

Муниципальное управление; сельское хозяйство; местное самоуправление; финансовая самодостаточность; налогооблагаемая база.

Оценивая развитие сельского хозяйства, следует отметить, что являясь основой сельского сообщества, оно не может оставаться без внешнего организующего воздействия. В качестве такого воздействия на сельских территориях и сельское сообщество могут выступить только органы местного самоуправления. В организации муниципального управления развитием сельских территорий состоит основная функция органов местного самоуправления на современном этапе.

Отметим, что местное самоуправление выделено из системы органов государственной власти, но это вид власти в государстве, поэтому органы законодательной власти Федерации и ее субъектов должны выявлять общее, особенное и единичное в границах государства и распределять полномочия между тремя системами органов управления [1, с.37]. Разные системы управления представляют собой, прежде всего, различные формы собственности. Это же относится и к аграрной сфере, где агропромышленный комплекс в старом виде уже не существует. Предприятия и организации, близкие по технологии, имеют разные цели, экономические интересы, так как основаны на различных формах собственности.

Одной из важнейших задач органов местного самоуправления является расширение их производственно-хозяйственной деятельности, которое будет являться способом обеспечения продуктами питания населения.

Развитие крупных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских подворий видится в их кооперации и интеграции. В сложившихся условиях координатором интеграционных процессов должны выступать, прежде всего, сельские поселения (сельские округа). Предпринимательская деятельность органов местного самоуправления является главным источником их материальных ресурсов и финансовых средств.

Субъектами управления агропромышленным комплексом в муниципальных образованиях административных районов большинства регионов России являются как органы государственного управления, так и местного самоуправления. К первым относятся районные службы земельного кадастра, комитеты по окружающей среде, ветеринарная, семенная и другие инспекции. Субъекты местного самоуправления - поселения в целом и образуемые ими органы - управления сельского хозяйства. Очевидно, что на любой территории властные органы обязаны всесторонне развивать как экономику, так и социальную сферу. Основной отраслью экономики на территории сельских муниципальных образований является сельское хозяйство.

В то же время принятый новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не учитывает специфики условий развития регионов и ставит все

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

административно-территориальные образования в одинаковые условия. В России различные природные условия, размеры сельских муниципальных образований, различно их экономическое состояние, налогооблагаемая база. К примеру, на территории большинства сельских муниципальных образований Кемеровской области размещаются до десятка и более угольных предприятий. Часть районов - Ижморский, Чебулинский, Тяжинский, Юргинский, Тисульский являются чисто сельскохозяйственными [2, с.332].

В соответствии с новым законом, на нижестоящий уровень местного самоуправления перекладывается решение большого числа социально-экономических задач без достаточного обеспечения финансовыми ресурсами. В то же время местное самоуправление в большей части экономически маломощно, чтобы реально влиять на положение дел на местах. Постоянная нехватка средств становится самой большой проблемой при реализации конституционного принципа независимости местного самоуправления от органов государственной власти. Не решен главный вопрос, вопрос организации бюджетных отношений. На местном уровне собираются все существующие в стране налоги и сборы, но местному самоуправлению остается незначительная их доля.

Исходя из этого должна строиться организационно-хозяйственная структура территориальной экономики, которая соответствовала бы многоукладной модели социально-экономического развития. Сопровождаться этот процесс должен укреплением организационных структур государственного сектора, формированием кооперированных предприятий и организаций со смешанным капиталом, региональных корпоративных многоотраслевых холдингов, агропромышленных кластеров с включением в них сельскохозяйственных предприятий и банков, способных концентрировать инвестиционный капитал и вести конкурентную борьбу на рынке.

Важнейшей задачей органов местного самоуправления должна стать разработка для подведомственных им территорий стратегических целей и способов достижения экономической жизнеспособности и саморазвития, повышения качества жизни и укрепления социальных гарантий местного населения [3, с.27].

В реализации этой задачи очень важную роль может сыграть концепция долгосрочной стратегии и экономической трансформации агропромышленного комплекса как основного источника обеспечения продовольствием населения.

Особая роль в стратегии реализации эффективного управления агропромышленным комплексом принадлежит местному самоуправлению (городов, районов, сельских муниципальных образований). Его сущность заключается в том, что население самостоятельно управляет процессами формирования среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения, создавая для этого на первичных (муниципальных) уровнях необходимые и подотчетные ему органы [1, с.26].

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления. Предусматриваются кардинальные изменения работы местного самоуправления, определены два его уровня: районный и поселковый. На каждом из них - свои полномочия, узаконены представительные и исполнительные органы, бюджет, руководство. Предстоит перераспределить на местах полномочия и собственность, усовершенствовать систему межбюджетных отношений, порядок распределения средств.

Вместе с тем, закон распространяется на городское и сельское самоуправление. Однако, правовое регулирование сельского самоуправления с учетом особенностей сельских территорий не получило в законе достаточного отражения.

Закон увеличивает ряд полномочий поселковых муниципальных образований. Существует точка зрения, что сельское самоуправление должно заниматься только социальными вопросами. Между тем, решение социальных проблем полностью зависит от состояния экономики на конкретной территории. Современные условия требуют от местного самоуправления управления экономикой территорий, в том числе аграрной [4, с.45].

Важнейшее направление разработки и реализации систем управления сельских территорий -организация взаимодействия между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. Для

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

этого необходимо совершенствовать корпоративные методы управления в сельхозпредприятиях, направленных на взаимодействие поставщиков и потребителей сельхозпродукции.

В настоящее время органы местного самоуправления функционируют в условиях неопределенности и недостаточности своих доходных и расходных полномочий. Финансовая самодостаточность местного самоуправления фактически не обеспечивается и вследствие очень низкой доли местных налогов и сборов в общем объеме доходов, вызванной высоким уровнем использования налогооблагаемой базы государственными налогами и страховыми взносами. Низкий уровень доходов, закрепленных за местным самоуправлением, - еще одна тревожная проблема.

По нашему мнению, сложившаяся схема территориальной организации местного самоуправления в Кемеровской области не в полной мере эффективна и рациональна, поскольку финансовая обеспеченность сельских муниципальных образований на душу населения в 2014 г. за счет собственных доходов составила 1850 руб., по области - 10444 руб. Уровень дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного фонда по сельским муниципальным образованиям составляет 74%. по городским округам -67,1%. По нашим расчетам, размеры дотаций и сумма собираемых налогов, передаваемых в вышестоящие уровни бюджета, примерно равны. Однако, выделяемых дотаций недостаточно для обеспечения деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. В Кемеровской области есть местные бюджеты сельских муниципальных образований, у которых собственная доходная база составляет от 3 - 5% [5].

Таким образом, местная администрация лишается самостоятельности и полностью зависит от бюджета субъекта Федерации. Низкий уровень закрепленных доходов и дотации низовым бюджетам компенсируется встречными финансовыми потоками. Это предопределяет возникновение противоречий между всеми уровнями бюджетной системы. Практически это порождает обострение отношений между областными и районными (городскими) администрациями, снижает управляемость [6, с.85]. Действующая система местных бюджетов характеризуется тем, что произошло сокращение количества местных налогов. К ним отнесены налоги, имеющие низкую собираемость, что привело к значительным потерям налоговых поступлений и резкому снижению собственных доходов в обеспечении самостоятельности местных бюджетов [7, с.137].

В следствии ограниченности реальных финансовых возможностей муниципальные органы власти не могут в полной мере влиять на развитие сельских территорий. В конечном итоге, это способствует дезорганизации финансовой деятельности органов местного самоуправления, которые лишены возможности осуществлять долговременную социально-экономическую политику в интересах избравшего их населения.

Исходя из вышеизложенного, на муниципальном уровне следует определить ряд мер, которые позволят более эффективно развивать сельское хозяйство и создать стабильную бюджетную обеспеченность местных бюджетов. В качестве одной из таких мер является создание условий для развития малого и среднего бизнеса на сельских территорий. В основе управления процессами поддержки и создания условий для развития малого предпринимательства, приоритетными стали целевые функции управления всех уровней власти региона. Механизмом управления стал пакет законов, закрепляющий поддержку реального сектора экономики, а также инвестиционной, инновационной деятельности и развития приоритетных отраслей Кузбасса, в том числе малого и среднего бизнеса [8, с.47-50].

Кроме того, в силу необходимости радикального обновления организационных форм и методов управления многоукладным сектором сельского хозяйства требуется переосмысление происходящих процессов в рамках применения реижениринга. Это означает, что частичные улучшения не принесут желаемого результата, а усилия необходимо направить на обеспечение общего мощного роста результативности. Реинжениринг нужен только тогда, когда ощущается потребность в осуществлении серьезного прорыва и применять его следует не только к отраслевым деловым процессам, но и к административным управленческим процессам, а именно к сельским муниципальным образованиям.

В контексте вопроса о жизнедеятельности сельских поселений мы считаем, что реинжиниринг следует рассматривать как постепенный непрерывный результирующий процесс управления сельской территорией.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Это, по нашему мнению, адекватно отражает современные тенденции в развитии экономики сельских поселений [9, с.283-286].

Применение реижиниринга для муниципального управления развитием сельского хозяйства должно привести к масштабным организационным изменениям заключающимся в том, что наряду функциональными подразделениями муниципального образования следует практиковать процессные команды: переход к принятию самостоятельных решений на уровне отдельных сельских поселений применительно к развитию сельского хозяйства.

Подводя итог всему вышеизложенному, задачи муниципального управления развитием сельского хозяйства региона можно сгруппировать по следующим направлениям:

1. В области формирования земельных отношений необходимо учитывать природно-климатические особенности и исторические традиции отдельных территорий, экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, их платежеспособность, перспективы сочетания крупного и среднего производства с частным, мелкотоварным.

2. Органы местного самоуправления должны добиваться определенности отношений в рыночной экономике, формирования соответствующих этим отношениям цивилизованных норм и правил управления сельским хозяйством, включая реинжиниринг.

3. В области формирования рынков и рыночной инфраструктуры органов местного самоуправления могут выполнять функции интегратора экономических интересов, хозяйствующих интересов, хозяйствующих на их территории субъектов и организатора межрайонных, межрегиональных и внешнеэкономических взаимоотношений по поводу производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и производственной продукции, материально-технического и научно-технического обеспечения.

4. Приоритетное значение для сохранения продовольственной безопасности, структурной перестройки АПК, качества и уровня продовольственного рынка имеет инновационная деятельность. Характер и экстремальные условия ведения агропромышленного производства в регионе требуют высокого уровня использования достижений НТП, освоения адаптированных ресурсосберегающих технологий, внедрения прогрессивных форм хозяйствования и управления, повышения качества и конкурентоспособности собственной продукции.

5. Местные власти могут стимулировать инновационную активность как непосредственным финансированием научных исследований и разработок из средств местных бюджетов, так и косвенными методами (частичное или полное освобождение от местных налогов и сборов, инвестиционные налоговые льготы и кредиты, предоставление оборудования и помещений и т.п.)

6. Местные органы самоуправления должны всячески поощрять и оказывать содействие в создании и функционировании хозрасчетных внедренческих формирований, работа которых в значительной степени будет основывать на договорной основе с сельскохозяйственными предприятиями, организациями и самостоятельными товаропроизводителями.

7. В области формирования рынка труда и обеспечения занятости сельского населения также предполагается взаимодействие и разграничение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных и других организаций и объединений. Основными принципами государственной политики должны стать:

• решение проблем занятости депрессивных сельских регионов с наиболее высоким уровнем безработицы, а также социальных групп наибольшего риска (молодежь, женщины с детьми, лица предпенсионного возраста);

• взаимоувязанное решение проблем занятости сельского и городского населения на основании разработки и реализации программ, учитывающих развитие производственных и транспортно-коммуникационных связей между городом и селом, формирование единых систем общественного обслуживания сельского и городского населения, единого рынка жилья, организованного переселения трудовых ресурсов и маятниковой миграции;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

• обеспечение максимальной занятости экономически активного населения и на этой основе сокращения затрат на социальную защиту при повышении уровня безработицы;

• учет особенностей занятости сельского населения, в том числе сезонности и специфичности сферы использования труда, низкой степени ликвидности имущества, удаленности от центров массового приложения труда и т.д.

Таким образом, на органы местного самоуправления ложится решение основной массы проблем социально-экономического развития территории, включая управление развитием сельского хозяйства, как одного из источников формирования местного бюджета. Однако факт осознания необходимости самоуправления, определения его функций не равнозначен его становлению. Последнее предполагает создание финансово-экономических и нормативно-правовых основ самоуправления, установление порядка определения его форм, принципов разделения и взаимосвязи функций органов самоуправления и государственной власти, выявление возможностей и направлений развития системы местного самоуправления, обеспечение гарантий предотвращения их огосударствления. Список использованной литературы:

1. Прокопьева Ж. Управление АПК в сельских муниципальных образованиях // АПК: экономика, управление. - 2001. - № 11. - С. 36-40.

2. Косинский П.Д., Бондарев Н.С., Бондарева Г.С. Продовольственное обеспечение региона: вопросы теории и практики: ГНУ СибНИИЭСХ Рос. акад. с-х. наук.- Новосибирск, 2015.- 397 с.

3. Папело В.Н., Радчиков А.Н., Скурихин П.В. Продовольственная безопасность России: современное состояние и механизмы обеспечения / СибАГС. - Новосибирск, 2000. - 232 с.

4. Баклаженко Г. Сельское самоуправление в России // АПК: экономика, управление. - 2004. - № 3. - С. 43-48.

5. Муниципальные образования Кузбасса: Стат. сб./ Кемеровостат. - Кемерово, 2015.- 176с.

6. Косинский П.Д., Меркурьев В.В., Чупрякова А.Г. Формирование агломераций муниципальных образований: теоретические и прикладные аспекты. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015.- 206 с.

7. Ашарат А.Г., Косинский П.Д., Правовые и бюджетные отношения в практике формирования местных бюджетов Российской Федерации //Федерализм. - 2014.- № 4.- С.135-148.

8. Косинский П.Д., К вопросу развития малого и среднего предпринимательства промышленного региона//Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. -2014. -№2. - С. 47-50.

9. Чупрякова А.Г., Косинский П.Д. Реинжиниринговый подход к оценке готовности сельских территорий к импортозамещению//Успехи современного естествознания. -2015. - №1-2.-С.283-286.

© Харитонов А.В., 2016

УДК 338

А.А. Шакиров, А.Р. Ахметзянов

Студенты кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий»

Институт электроэнергетики и электроники Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Российская Федерация

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Аннотация

В работе представлены принципы, задачи и концепции системы управленческого учета, выполнение которые повысит эффективность управления экономическим субъектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.