Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

298
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА САМООРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маханек М. А., Третьякова В. С.

Проанализированы понятия «самоорганизация», «педагогическая самоорганизация». Представлены результаты исследования самоорганизации педагогов в системе общего образования, предложена программа ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING SELF-ORGANIZATION OF TEACHERS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

He concepts of “self-organization” and “pedagogical self-organization” are analyzed. The results of the study of teachers' self-organization in the general education system are presented and the program for its development is proposed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК [37.015.323:159.923.2]: 371.14 DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-64-79

УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мария Анатольевна Маханек

магистрант

bickowamariya@yandex.ru

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Вера Степановна Третьякова

доктор филологических наук, профессор

tretyakova1738@gmail.com

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Проанализированы понятия «самоорганизация», «педагогическая самоорганизация». Представлены результаты исследования самоорганизации педагогов в системе общего образования, предложена программа ее развития.

Ключевые слова: самоорганизация, педагогическая самоорганизация, диагностика самоорганизации.

Для цитирования: Маханек, М. А. Управление самоорганизацией педагогов в образовательной организации / М. А. Маханек, В. С. Третьякова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 3 (6). С. 64-79. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-64-79.

MANAGING SELF-ORGANIZATION OF TEACHERS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

M. A. Makhanyek

Masters student

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

V. S. Tretyakova

Holder of an Advanced Doctorate (Doctor of Science) in Philological Sciences, Professor Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

64

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Abstract. The concepts of "self-organization" and "pedagogical self-organization" are analyzed. The results of the study of teachers' self-organization in the general education system are presented and the program for its development is proposed.

Keywords: self-organization, pedagogical self-organization, self-organization test.

For citation: Makhanyek, М. А. Managing self-organization of teachers in an educational organization / М. А. Makhanyek, V. S. Tretyakova. Text: print // INSIGHT. 2021. № 3 (6). P. 64-79. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-64-79.

Современное образование, которое активно модернизируется вследствие развития цифровых технологий, предъявляет высокие требования к педагогам. Их функции активно расширяются - преподаватели сегодня не только обучают и воспитывают детей, но и выполняют научно-исследовательскую, методическую, диагностическую, мониторинговую, организационно-подготовительную, оздоровительную и другие виды деятельности. Это связано с тем, что в систему образования постоянно внедряются инновационные образовательные технологии, новые формы услуг, совершенствуются методики поддержки одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образование в Российской Федерации ориентировано на будущее, на возникающие изменения в обществе. Современный педагог должен обладать способностью изменять формы и методы обучения, структуру и содержание учебных программ, создавать адаптированные программы, быть профессионально подготовленным, компетентным и конкурентоспособным в новых условиях. Основой готовности к этим требованиям является развитие самоорганизации преподавателя.

Изучение феномена самоорганизации педагога, поиск способов ее развития в системе общего образования актуальны как в научно-теоретическом, так и в социально-педагогическом плане.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной программы по развитию самоорганизации педагогов в системе общего образования, для каждого компонента которой подобраны специальные методы.

Исследовательский вопрос заключается в следующем: как повысить уровень самоорганизации преподавателей в системе общего образования?

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

65

Понятие «самоорганизация» до сих пор не имеет единого научно обоснованного определения. Существование различных мнений можно объяснить тем, что самоорганизация - это достаточно сложный процесс, направленный на совершенствование индивидуально-личностных качеств. Данный феномен изучается в психологии и педагогике, и к его анализу применяются разные подходы.

Проблема самоорганизации рассматривалась выдающимися отечественными и зарубежными педагогами и психологами: В. М. Бехтеревым, Л. И. Божович, Л. С. Выготским, В. Н. Донцовым, Н. М. Пей-саховым, Н. К. Тутышкиным, А. А. Ухтомским и др. Нам близка позиция доктора психологических наук, профессора Е. А. Уварова, который идею самоорганизации исследует с психологической точки зрения и связывает ее с категорией субъекта, его внутренней и внешней (с окружающей средой) активностью. «Способ самоорганизации, -пишет ученый, - проявляется в формировании субъекта как сложной, открытой, динамичной системы в соответствии не столько с внешним, средовым воздействием, сколько со своими собственными параметрами, со своей внутренней природой и логикой развития. Субъекту как самоорганизующейся системе присуща внутренняя активность, что раскрывается в качествах личностной устойчивости относительно внешних воздействий, самообновляемости, возможности к самоусложнению, согласованности всех составных частей» [16].

Н. А. Афанасьева рассматривает самоорганизацию как психологическое качество в одном ряду с личностными характеристиками и определяет ее как «совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке» [4, с. 60].

А. Ю. Киселева определяет самоорганизацию как умение организовать имеющиеся ресурсы (собственное время, планирование, самодисциплину и контроль) [8].

М. А. Пахмутова считает, что ключевыми компонентами самоорганизации личности являются «воля, так как она является регулирующим началом, призванным создать усилие и удержать его», и «мотив - это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий» [14]. Стоило бы эти два важнейших

66

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

компонента дополнить еще одним - интеллектом, на который указывает С. Н. Костромина. Исследовательница предлагает свое психологическое определение самоорганизации - «интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивов и реализуемая в структурно-функциональной упорядоченности выполняемой человеком деятельности через индивидуальную траекторию саморегуляции» [9, с. 155].

По мнению С. С. Амировой, самоорганизация - это осознанная работа над собой для совершенствования морально-волевых, интеллектуальных и эмоциональных черт характера [2]. Г. Н. Сериков под самоорганизацией понимает воспитание самодисциплины [15], а В. В. Давыдов - вид деятельности с компонентами самоконтроля и самооценки [6].

Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич считают педагогическую самоорганизацию способностью преподавателя к росту своих внутренних ресурсов, придающих гуманный смысл его деятельности [5]. По мнению В. И. Андреева, самоорганизация проявляется в четком планировании собственной жизни как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. Это способность грамотно использовать свои силы и время [3]. Т. В. Новаченко рассматривает самоорганизацию педагога как целостное, динамическое образование личности, которое характеризуется совокупностью педагогической рефлексии, профессиональной компетентности и самоуправления, направленной на непрерывное самосовершенствование для осуществления качественной профессиональной деятельности [12].

Изучение и анализ литературы показывают, что проблема самоорганизации педагогов весьма актуальна, в поле зрения исследователей - различные ее аспекты. Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям [1]. Отметим, что самоорганизация является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога, обеспечивает ее продуктивность. «Самоорганизующийся человек быстрее и экономичнее решает поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевает трудности, проявляет инициативу, творчество» [9, с. 153].

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

67

На наш взгляд, самоорганизация педагога - это мобилизация ресурсов личности, реализация которых позволяет продуктивно решать профессиональные задачи. Самоорганизация включает такие компоненты, как адекватный анализ ситуации, обоснованное целеполага-ние, планирование, самоконтроль, коррекцию. Эти способности проявляются в саморегуляции, самоуправлении, профессиональной самореализации, профессиональном саморазвитии.

Чтобы оценить степень сформированности самоорганизации педагогов, необходимо выявить ее актуальный уровень.

В ноябре 2020 г. на базе Березовского муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» (БМАОУ СОШ № 9) было проведено исследование. Использование методики «Диагностика особенностей самоорганизации - 39» (ДОС - 39), разработанной А. Д. Ишковым и Н. Г. Милорадовой [11], позволило получить представление о том, на каком уровне находится самоорганизация педагогов БМАОУ СОШ № 9, и разработать программу ее развития. Данная методика включает в себя интегральную шкалу «Уровень самоорганизации» и шесть частных шкал: «Волевые усилия» (личностный компонент самоорганизации), «Целеполагание», «Анализ ситуации», «Планирование», «Самоконтроль», «Коррекция» (функциональные компоненты).

Выборку составили 60 человек (педагоги БМАОУ СОШ № 9). Средний возраст учителей - 40 лет, 14 человек имеют высшую квалификационную категорию, 44 человека - первую квалификационную категорию, 2 человека не имеют категории (рис. 1).

Рис. 1. Личные характеристики педагогов: 0 - высшая квалификационная категория; [Г] - первая квалификационная категория; Ц - отсутствие категории

23 %

4 %

73 %

68

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Стаж работы учителей: 9 педагогов имеют стаж работы до 5 лет, 21 педагог - от 6 до 15 лет, у 30 человек - стаж более 15 лет (рис. 2).

Рис. 2. Стаж работы педагогов: - до 5 лет; [Д] - от 6 до 15 лет; □ - более 15 лет

В ходе исследования самоорганизации педагогов БМАОУ СОШ № 9 по методике ДОС-39 были получены следующие данные:

1. Результаты по шкале «Целеполагание» отражают уровень развития у испытуемых навыков принятия и удержания цели (рис. 3).

5% 5%

Рис. 3. Шкала «Целеполагание»:

[Щ - высокий уровень; [ТО - средний уровень; П - уровень ниже среднего; - низкий уровень

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

69

2. Результаты по шкале «Анализ ситуации» демонстрируют уровень развития у педагогов навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели (рис. 4). Низких показателей по данной шкале не выявлено.

Рис. 4. Шкала «Анализ ситуации»: ^ - высокий уровень; Ц - уровень выше среднего; [[Г] - средний уровень; - уровень ниже среднего

3. Результаты по шкале «Планирование» отражают уровень развития у опрошенных навыков планирования собственной деятельности (рис. 5). Низких показателей по данной шкале не обнаружено.

Рис. 5. Шкала «Планирование»: 3 - высокий уровень; Ц - уровень выше среднего; [Г] - средний уровень; - уровень ниже среднего

70

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

4. Результаты по шкале «Самоконтроль» демонстрируют уровень развития у испытуемых навыков контроля и оценки собственных действий, психических процессов и состояний (рис. 6). Низких показателей и показателей ниже среднего по данной шкале не выявлено.

Рис. 6. Шкала «Самоконтроль»: Ц - высокий уровень; Щ] - уровень выше среднего; - средний уровень

5. Результаты по шкале «Коррекция» отражают уровень развития у педагогов навыков коррекции своих целей, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом (рис. 7). Низких показателей по данной шкале не обнаружено.

8%

27°/

65%

10% 1^10%

78%

Рис. 7. Шкала «Коррекция»: 2 - высокий уровень; Ц - уровень выше среднего; [Г] - средний уровень; - уровень ниже среднего

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

71

6. Результаты по шкале «Волевые усилия» демонстрируют уровень развития у опрошенных навыков регуляции собственных действий, психических процессов и состояний (рис. 8). Низких и высоких показателей по данной шкале не выявлено.

8 %

Рис. 8. Шкала «Волевые усилия»: □ - уровень выше среднего; [Г] - средний уровень; ¡2 - уровень ниже среднего

На рис. 9 показан уровень самоорганизации педагогов, обнаруженный в целом в ходе диагностики: у подавляющего числа учителей БМАОУ СОШ № 9 он находится на среднем уровне.

4 %

78 %

Рис. 9. Самоорганизация педагогов: □ - уровень выше среднего; [[] - средний уровень; ^А - уровень ниже среднего

Анализируя частные шкалы опросника, мы отметили, что низкие показатели («низкий уровень», «уровень ниже среднего») имеются во всех компонентах самоорганизации за исключением шкалы «Самокон-

72

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

троль»; отсутствуют ярко выраженные высокие уровни у каждого компонента. Это говорит о том, что среди респондентов нет как педагогов, не способных организовать свою деятельность, так и учителей, которые обладают высоким уровнем самоорганизации. Можно сделать вывод, что преподаватели способны сочетать структурированный подход к организации своей деятельности со спонтанностью и гибкостью, однако есть необходимость в корректировке и улучшении таких показателей, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, коррекция, волевые усилия, которые очень важны в педагогической деятельности.

На основании полученных результатов была разработана программа, направленная на развитие самоорганизации педагогов для повышения уровня их профессиональной деятельности. Данная программа ориентирована на коллектив учителей БМАОУ СОШ № 9 с учетом результатов первичной диагностики.

Программа развития педагогической самоорганизации является компилятивной. При ее проектировании авторы опирались на теоретические положения, изложенные в работах В. И. Андреева [3], В. А. Игнатовой [7], А. Ю. Киселевой [8], С. Н. Костроминой [9], С. С. Кото-вой [10], Е. А. Уварова [16], Л. В. Фалеевой [17].

Цель программы - развитие навыков самоорганизации педагога в профессиональной деятельности.

Задачи:

• акцентировать внимание педагогов на значимости самоорганизации;

• способствовать развитию у учителей компонентов самоорганизации: целеполагания, анализа ситуации, планирования, самоконтроля, коррекции, волевых усилий;

• содействовать освоению педагогами алгоритмов, моделей и технологий самоорганизации.

Срок реализации программы - 17 недель (учебное полугодие), 1 занятие в неделю по 1 ч.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня развития у педагогов компонентов самоорганизации: целеполагания, анализа ситуации, планирования, самоконтроля, коррекции, волевых усилий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование высокого уровня профессиональной деятельности.

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

73

Программа направлена на психологическое просвещение членов педагогического коллектива, мобилизацию ресурсов личности, позволяющих продуктивно решать профессиональные задачи, и коррекци-онно-развивающую работу по совершенствованию навыков самоорганизации (таблица).

В процессе реализации программы были использованы как традиционные (лекции, круглый стол, дискуссии), так и инновационные методы (кейс-метод, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, проектирование и моделирование).

Программа развития самоорганизации педагогов

Занятие Тема Содержание занятий Цель занятия

1 2 3 4

Раздел 1. Актуальность самоорганизации

1-е Актуальность самоорганизации для современного педагога Лекция «Значимость самоорганизации для современного педагога» Дискуссия «Почему важно быть самоорганизованным?» Формирование у педагогов знания о сущности профессиональной самоорганизации, ее влиянии на профессиональную деятельность

2-е Лекция «Актуальность самоорганизации в современном мире» Деловая игра «Профессиональное развитие педагога» Формирование у педагогов знания об общих принципах и правилах организации собственного поведения и деятельности Развитие у педагогов компонента самоорганизации - волевых усилий

3-е Принципы и правила как основа профессиональной самоорганизации Дискуссия «Профессиональная самоорганизация - что это?» Ролевая игра «Организованный и неорганизованный педагог» Развитие компонентов самоорганизации: самоконтроля, анализа ситуации, планирования

74

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Раздел 2. Самоорганизация в выборе решения, планировании, анализе и рефлексии деятельности

4-е Технологии принятия решений Лекция «Принятие решений и психологические барьеры» Формирование у педагогов знания о психологических барьерах в принятии решений и способах их преодоления

5-е Модели «Двойная петля», «Швейцарский сыр», «Дилемма заключенного» и др. Развитие компонентов самоорганизации: це-леполагания, планирования

6-е Лекция «История возникновения тайм-менеджмента» Знакомство с методами тайм-менеджмента: «Метод помидора, или Система 25 минут», «90 на 30», «Принцип 1-3-5», «Техника временных блоков» Развитие компонентов самоорганизации: це-леполагания, планирования, коррекции

7-е Знакомство с методами тайм-менеджмента: «Метод GTD», «Метод ZTD», «Канбан», «Zero Inbox», «Fresh or Fried», «Автофокус», «Система 4D», «Хронометраж», «Матрица Эйзенхауэра», «SWOT-анализ» Развитие компонентов самоорганизации: це-леполагания, планирования, коррекции

8-е Технологии анализа ситуаций Практическое занятие «Колесо жизни» Развитие компонентов самоорганизации: анализа ситуации, целепола-гания

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

75

Продолжение таблицы

1 2 3 4

9-е Лекция «Структура механизма принятия решений» Формирование у педагогов знания о компонентах структуры механизма принятия решений

10-е Практическое занятие: решение кейс-задач и кейс-иллюстраций Развитие компонентов самоорганизации: анализа ситуации, планирования, коррекции

11-е Технологии рефлексивной деятельности Лекция «Самооценка педагога» Формирование у педагогов знания об особенностях самооценки, способах ее повышения Развитие компонента самоорганизации - самоконтроля

12-е Моделирование педагогических ситуаций Совершенствование компонентов самоорганизации: целепола-гания, коррекции, волевых усилий, самоконтроля

13-е Ролевая игра «Гостиница для педагогов» Совершенствование компонентов самоорганизации: анализа ситуации, коррекции, волевых усилий, самоконтроля

Раздел 3. Самоорганизация в отношениях с окружающим миром

14-е Модели самоорганизации в отношениях с окружающим миром Лекция «Принципы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса» Практическое занятие по методике «Позитивный вопрос» Формирование у педагогов знания об основных принципах конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса

76

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Окончание таблицы

1 2 3 4

Развитие компонентов самоорганизации: анализа ситуации, самоконтроля, коррекции, волевых усилий

15-е Практическое занятие: ролевая игра «Интонация», деловая игра «Пойми жест» Развитие компонентов самоорганизации: анализа ситуации, самоконтроля, коррекции, волевых усилий

Раздел 4. Творчество и креативность в деятельности педагога

16-е Литературное мастерство в деятельности педагога Практическое занятие: мозговой штурм «Создание фрагмента литературного творчества» Развитие компонентов самоорганизации: анализа ситуации, планирования, коррекции, волевых усилий

17-е Заключительное занятие Круглый стол «Самооценка личностных и деловых качеств» (формулирование выводов, рефлексия) Оценка своей деятельности, осмысление собственного опыта Разработка алгоритма индивидуального пути развития с учетом самооценки личностных и деловых качеств

Стоит отметить, что самообразование - это индивидуальный путь развития. У каждого человека свой запас ресурсов для самоорганизации и саморазвития. Важно в ходе реализации программы сформировать у педагогов потребность в самоорганизации, мотивацию к деятельности, инициировать активность, мобилизовать их собственные физические и психические ресурсы к творческому самосовершенствованию и профессиональной самореализации. Участие в предлагаемой программе является той точкой роста, которая необходима для всех преподавателей. По завершении программы каждый педагог должен быть готов осмыслить собственный опыт, оценить его и на основе личностной рефлексии построить индивидуальный маршрут развития с учетом ситуации и личностных установок в контексте самоорганизации.

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

77

Список литературы

1. Абдолданова, Р. С. Электронное учебно-методическое пособие как средство организации самостоятельной работы студентов / Р. С. Абдолданова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 66-75.

2. Амирова, С. С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С. С. Амирова. Текст: непосредственный // Педагогика. 1993. № 3. С. 49-52.

3. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. Казань: Центр инновац. технологий, 2012. 608 с. Текст: непосредственный.

4. Афанасьева, Н. А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности / Н. А. Афанасьева. Текст: непосредственный // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 60-61.

5. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. 560 с. Текст: непосредственный.

6. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. Москва: Академия, 2004. 283 с. Текст: непосредственный.

7. Игнатова, В. А. Системно-синергетический подход и перспективы его развития в педагогических исследованиях / В. А. Игнатова. Текст: непосредственный // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2010. № 1 (69). С. 3-11.

8. Киселева, А. Ю. Развитие самоорганизации как одна из целей обучения менеджеров организации / А. Ю. Киселева. Текст: электронный // Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен: тезисы докладов 2-й Всероссийской научной интернет-конференции. Иркутск, 5-25 окт. 2010 г. URL: http://socio.my1.ru/load/2010/razvitie_samoorganizacii_ kak_odna_iz_celej_obuchenija_menedzherov_organizacii/1-1-0-11.

9. Костромина, С. Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности / С. Н. Костромина. Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 4. С. 153-160.

78

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

10. Котова, С. С. Основы эффективной самоорганизации: учебное пособие / С. С. Котова, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 144 с. Текст: непосредственный.

11. Милорадова, Н. Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности / Н. Г. Милорадова, А. Д. Ишков. Москва: Изд-во Нац.-исслед. Моск. гос. строит. ун-та, 2016. 215 с. Текст: непосредственный.

12. Новаченко, Т. В. Формирование педагогической самоорганизации студентов педагогических училищ: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Татьяна Васильевна Новаченко. Одесса, 2004. 22 с. Текст: непосредственный.

13. Пахмутова, М. А. Самоорганизация личности студентов с различными стилями исследовательской деятельности: диссертация . кандидата психологических наук / Марина Анатольевна Пахмутова. Йошкар-Ола, 2018. 205 с. URL: https://www.dissercat.com/content/ samoorganizatsiya-lichnosti-studentov-s-razlichnymi-stilyami-issledovatels-koi-deyatelnosti. Текст: электронный.

14. Пахмутова, М. А. Субъектная сторона процесса самоорганизации личности / М. А. Пахмутова. Текст: электронный // Ломоносов: тезисы докладов 18-й Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 11-15 апр. 2011 г. URL: http:// www.psy.msu.ru/srience/conference/lomonosov/2011.

15. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека / Г. Н. Сериков. Москва: Мнемозина, 2002. 415 с. Текст: непосредственный.

16. Уваров, Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: диссертация . доктора психологических наук / Евгений Алексеевич Уваров. Санкт-Петербург, 2007. 362 с. URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologiya-samoorgani-zatsii-lichnosti-kak-subekta-dvigatelnoi-deyatelnosti. Текст: электронный.

17. Фалеева, Л. В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий / Л. В. Фалеева. Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6896.

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.