Научная статья на тему 'К вопросу о понятии «Самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях'

К вопросу о понятии «Самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2727
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (ИНТЕГРАЛЬНЫЙ) / ТЕХНИЧЕСКИЙ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / INDIVIDUAL-ACTIVE (INTEGRAL) / SELF-ORGANIZATION / INDIVIDUAL / ACTIVITY / TECHNICAL / ACMEOLOGICAL / ORGANIZATIONAL-ACTIVE / AXIOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновская Т. Э.

В статье рассмотрены различные подходы к изучению самоорганизации, представлены определения, раскрывающие сущность данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яновская Т. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the various approaches to the research of self-organization and contains definitions gaining an insight into this notion.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии «Самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях»

Т.Э. Яновская

доцент кафедры менеджмента и маркетинга, к.п.н., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Астраханский филиал

T.E. Yanovskaya associate professor of Pedagogics, Astrakhan branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, PhD, (vagsquality@mail.ru, 88512348704)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «САМООРГАНИЗАЦИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к изучению самоорганизации, представлены определения, раскрывающие сущность данного понятия.

Annotation. The article deals with the various approaches to the research of self-organization and contains definitions gaining an insight into this notion.

Ключевые слова: самоорганизация, личностный, деятельностный, лич-ностно-деятельностный (интегральный), технический, акмеологический, органи-зационно-деятельностный, аксиологический подходы.

Keywords: self-organization, individual, activity, individual-active (integral), technical, acmeological, organizational-active, axiological approaches.

В XXI веке глобальный характер принимают процессы интеграции разно-предметных знаний и разных способов познания и освоения окружающей действительности. В современной науке интеграция понимается как глубокое взаимодействие на основе общих принципов познания окружающего мира, общих инвариантов (лат. invarians - неизменный), позволяющих объединить разно-предметные знания в единую, целостную, стройную систему. В XVII-XIX веках интеграция принимает форму упорядочения, систематизации и обобщения разрозненных эмпирических данных. В дальнейшем используются различные приемы теоретизации, разработки обобщенных метатеорий и метанаук. В XVIII веке на роль такой всеобъемлющей науки претендовала механика, к середине XIX века - физика. Сегодня на роль такой метанауки претендует синергетика. В связи с возросшим интересом к синергетическому подходу в педагогике и психологии, представляется актуальным проанализировать научные публикации последних лет по данному вопросу с целью выделить ключевые моменты важные для понимания сущности самоорганизации.

Понятие «самоорганизация» представляет большой интерес и исследуется философией, психологией, социологией и другими науками. Многообразие различных толкований категории самоорганизации в конкретных науках (философии, физике, биологии, социологии и др.) представлено в таблице 1.

Таблица 1. - "олкование самоорганизации в различных науках

Наука Толкование

Философия [28] Процесс спонтанного упорядочивания

Физика, химия [27] Самопроизвольное образование упорядоченных пространственных или временных структур

Естествознание [18] Процесс взаимодействия объектов, в результате которого возникает,

воспроизводится или совершенствуется порядок или структура

Биология [4] Спонтанное упорядоченное объединение биополимеров

Социология [15] Способность самостоятельно изменять свою структуру

Культурология [6] Проявление внутренней способности и возможности культуры

Экономика [21] Процесс настройки, адаптации к условиям

Педагогика 1. Личностное образование 2. Процесс 3. Элементы процесса с личностными характеристиками 4. Приемы и техники, повышающие эффективность 5. Высший уровень профессиональных способностей

Лексико-семантический анализ данного понятия в трудах представителей различных научных областей указывает на неоднозначность понимания самоорганизации. Показательно, как понимание самоорганизации отражено в различных словарях. Например, в Большом толковом словаре русского языка дается следующее определение: «Самоорганизация - упорядочение каких-либо элементов, обусловленное внутренними причинами, без воздействия извне» [5]. А в «Современном толковом словаре»: «Самоорганизация - целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы» [23].

Из представленной таблицы видно, что самое большое многообразие понимания самоорганизации представлено в педагогике. Отсутствие однозначности, невозможность применения математического аппарата в синергетике являются причиной того, что ряд ученых негативно относятся к использованию синергетики как методологической основы в педагогике. Так, М.А. Дрюк указывает, что использование представлений синергетики без наполнения их позитивным содержанием, относящимся к конкретной науке, ни на шаг не продвигает исследователя в решении проблем данной науки [8].

Отсутствие определенности и достаточной ясности в целесообразности приложения синергетических знаний в той или иной сфере педагогического пространства отмечают Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко в статье «Синергетиче-ский синдром в педагогике» [17]. В.А. Игнатова, говоря об актуальности осмысления системно-синергетического подхода применительно к учебно-воспитательному процессу, констатирует, что заимствование педагогикой терминологии синергетики, не решает проблемы описания взаимодействия педагога и обучаемого. Современная педагогика только создает эмпирический базис, необходимый для перехода к качественно новому описанию процессов в образовательных системах [9].

Однако большинство авторов придерживается мнения, что важнейшие си-нергетические понятия могут выступать в качестве методологической основы в современной педагогике, имея в виду использование мировоззренческой «синер-гетической метафоры» при исследованиях [20].

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных самоорганизации, выделяют личностный, деятельностный, личностно-деятельностный (интегральный), технический, а в последние годы акмеологический, организационно-деятельностный, аксиологический подходы.

Представители личностного подхода рассматривают самоорганизацию как совокупность разнообразных свойств личности, которые образуют или детерминируют психическое качество, способное обеспечить высокий уровень овладе-

ния деятельностью: активность, целеустремленность, организованность, ответственность и др. Объектом самоорганизации при этом является сам субъект, самоорганизация рассматривается как структурный компонент личности субъекта. К структурным компонентам самоорганизации относят: мотивы, стиль деятельности, самопознание - как совокупность самооценок основных свойств личности. Авторы определяют компоненты самоорганизации: «внутренние ресурсы -это личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, коллизийность, опосредование, ориентирование, автономность, смыслотворче-ство, самоактуализация, самореализация, обеспечение уровня духовной жизнедеятельности» - и «внешние инициации» - учебные, воспитательные средства, педагогические условия. (Т.А. Губайдуллина, Т.А. Егорова, Н.С. Копеина, В.С. Мулява, Т.П. Мулява, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Н. Шуткин, А.К. Осин, Г.С. Никифоров и др.).

В представленной таблице отражены современные определения самоорганизации в рамках личностного подхода (табл.2).

Таблица 2. - Определения самоорганизации (личностный подход)

Авторы Определение

А.Ю. Киселева [12] Умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении и процесс изменения жизненных стереотипов ...

М.А. Пахмутова [19] Процесс упорядочения и активизации качеств, необходимых для оптимальной реакции на вызовы внешнего мира

Н.А. Афанасьева [3] Упорядоченная совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке.

Е.А. Уваров [25] Процесс, в ходе которого силами самого субъекта создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы

Причем, Н.А. Афанасьева в своих работах выделяет три типа самоорганизации системы, как сложного явления:

1. Самозарождение организации. Возникновение из некоторой совокупности целостных объектов одного уровня нового объекта - системы более высокого уровня организации.

2. Сохранение системой своей организации при изменении внешних или внутренних условий.

3. Процесс качественного изменения системы, направленный на ее развитие и самосовершенствование.

Представители деятельностного подхода рассматривают самоорганизацию как деятельностное образование. Объектом исследования является собственная деятельность, требующая определённых знаний и умений по её оптимизации и рационализации. (В.Н. Донцов, С.Б. Елканов, Н.В. Кузьмина, Н.И. Мурачков-ский, Я.О. Устинова, В.А. Львович и др.). Причем, А.Д. Ишков в рамках дея-тельностного подхода к изучению самоорганизации выделяет два направления: субстратно-функциональное и структурно-функциональное [10]. В субстратно-функциональном изучаются отдельные компоненты, лежащие в основе процесса самоорганизации, причем без строгого обоснования выбора и без рассмотрения их взаимодействия между собой (В.И. Андреев, Т.Н. Болдышева, Н.И. Мурач-ковский, А.Г. Сороковой и др.). Так, В.И. Андреев выделял у человека с высокой культурой уникальную характеристику - способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. «Достигнув определенного уровня

культуры, человек как бы запускает маховик «самости», в результате чего у него начинает все активнее, а главное, все результативнее срабатывать самопознание...; он самоопределяется...; все более эффективно управляет собой; ориентирован на непрерывное саморазвитие; стремится к творческой самореализации в любых видах деятельности» [1]. Выделяя самопознание в качестве первого относительно самостоятельного функционального блока, необходимо отметить его неразрывную связь с самоорганизацией. Самопознание включает в качестве основы самоосознания и самосознания личности самонаблюдение, самоизучение и самоанализ, самокритику, самоуважение и самовосприятие, элементы самоидентификации и др., одновременно формируются способности к самообоснованию выбора, самоопределению и самоизменению. Самоорганизация, надстраиваясь над механизмами самопознания, носит исключительно сознательный (разумный) характер: внутренняя цель осознается и формируется непосредственно самой личностью; осуществляется взаимопонимание и саморегуляция между различными компонентами личности как системы; происходят осознание, учет и выработка отношения к внешним целям и воздействиям, в результате чего они могут приобрести или не приобрести внутреннюю значимость для личности; наконец, совершается выбор последующего поведения с учетом степени важности внутренних и внешних целей, степени активности и соответствующих практических действий для реализации этих целей.

В структурно-функциональном направлении авторы выделяют, перечисляют компоненты, функции процесса самоорганизации и устанавливают взаимосвязи между ними (О.А. Конопкин, Н.М. Пейсахов, С.Б. Елканов, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис и др.). В работах А.Д. Ишкова, Н.Н. Рыбаковой, Н.Н. Титаренко, В.А. Львович, Е.В. Камалетдиновой [10, 22, 24, 16, 11] выделяются следующие основные составляющие процесса самоорганизации деятельности: целеполага-ние, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, личностный, как правило, волевой компонент. С.Н. Костромина предлагает рассматривать их как этапы определенной функциональной нагрузки продвижения от цели к результату и выделяет четыре этапа: анализ и постановка целей; планирования и организация себя; реализация; контроль, оценка и коррекция [13]. С.С. Котова, О.Н. Шахматова аналогично выделяют следующие этапы самоорганизации: ориентировочно-целевой, теоретико-диагностический, проектировочно-конструиру-ющий, технологический, оценочно-рефлексивный, корректировочный [14]. Напоминая, что это деление является условным, т.к. этапы являются взаимосвязанными, взаимопроникающими и взаимозависимыми.

Представители личностно-деятельностного подхода при рассмотрении самоорганизации деятельности учитывают личностные качества субъекта, такие как самостоятельность, целостность и самоорганизация, способные оказать влияние на результаты деятельности. Отметим, что самоорганизация рассматривается по отношению к «деятельности», «учебной деятельности», «внеучебной деятельности», «профессиональной деятельности» и др. В основе самоорганизации авторы рассматривают активность самой личности, которая проявляется в характере реализации себя, организации своей жизнедеятельности. Содержания понятия «самоорганизация» зависят от её объекта, т.е. в одном случае, самоорганизация понимается как умение и комплекс умений, входящих в структуру деятельности, в другом - как свойство или комплекс личностных свойств (В.Б. Арют-

кин, О.Н. Птицына, М.М. Курнев, Ю.А. Цагарелли, Н.А. Заенутдинова, С.С. Куликова и др.). В рамках данного подхода исследователи Л.В. Фалеева, Г.Н. Гмы-зина рассматривают такое понятие как «культура самоорганизации». Л.В.Фалеева определяет ее как деятельность и способность личности, связанных с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [26]. Г.Н. Гмызина рассматривает культуру самоорганизации учебно-познавательной деятельности, понимая под ней интегративное личностное образование, проявляющееся в высоком уровне осознания своей роли в успешности учебно-познавательной деятельности, готовности к самостоятельному ее осуществлению в соответствии с принципами научной организации учебного труда, творческом подходе к решению учебно-познавательных задач и стремлении к самосовершенствованию [7].

Представители технического подхода к самоорганизации изучают и разрабатывают приемы и техники, повышающие эффективность организации умственной деятельности, самоменеджмента и тайм-менеджмента (Г.А. Архангельский, Н.М. Варшавский, Н.П. Ерастов, С.Ю. Ключников, Г.Х. Попов и др.).

Акмеологический подход, рассматривающий самоорганизацию как высший уровень профессиональных способностей, представлен в работах О.С. Ани-симова, А.А. Деркача. В контексте данного подхода О.С. Анисимов рассматривает рефлексивную самоорганизацию в педагогической мыследеятельности, представляющую собой целостную многофункциональную структуру, системообразующим звеном которой является критическая реконструкция причин реальных и возможных затруднений в мыследеятельности и ценностно-целевая оценка возможного пути снятия затруднения. Также О.С. Анисимов различает «самоорганизацию» и «самоорганизацию в управлении». Под первой понимается «процесс введения норм поведения и деятельности за счет рефлексивного механизма и следование требованиям этих норм», а под второй - рефлексивное сопровождение управленческой деятельности, обеспечивающее сохранение выбранного способа деятельности, коррекцию способа и самой управленческой процедуры, исходя из критериев эффективности управления, идей, ценностей» [2].

В работах Е.В. Камалетдиновой с точки зрения организационно-деятельностного подхода, самоорганизация рассматривается как процесс учебной деятельности, состоящий из определенных этапов организуемых самим учащимся с незначительной (или вообще без) организационной помощью со стороны учителя. Автор выделяет следующие этапы: целеполагание, анализ ситуации, планирование, волевая регуляция и выполнение планов, самоконтроль, самооценка, самокоррекция [11].

Аксиологический подход в образовании основан на признании самоценности участников образовательного процесса в ходе их взаимодействия. В рамках данного подхода самоорганизация - процесс упорядоченной, сознательной деятельности, побуждаемой и направляемой целями и ценностями профессионально значимой учебной работы, осуществляемой системой волевых и интеллектуальных действий, адекватных ценностным ориентациям обучающихся; способность обучающегося состояться в познании и общении, соответствующим

притязаниям к качеству образования и уровню жизни, зависит от его индивидуальной вовлеченности в процесс самоорганизации учебной деятельности (Н.Г. Готовцева, М.А. Реунова, В.Г. Рындак, Г.В. Коган, А.К. Осин, А.Т. Цветкова и др.).

В результате проведенного исследования мы можем констатировать, что в психолого-педагогической литературе до сих пор нет единого определения самоорганизации. Существует нескольких подходов к изучению данного понятия, в зависимости от которых выделяются различные составляющие самоорганизации. Мы объясняем это тем, что самоорганизация - сложное, многоуровневое образование, изучая которое разные исследователи акцентируют свое внимание на его различных аспектах. Ключевым моментом для понимания сущности самоорганизации, по мнению большинства ученых, является то, что изменения происходят не только под воздействием внешних факторов, а прежде всего за счет внутренних возможностей. Отличительной особенностью самоорганизации является ее целенаправленный характер. Регулятором выступает сознание. Выделение исследователями в самоорганизации волевого компонента характеризует особую мобилизацию человеком своих возможностей и концентрацию активности в нужном направлении.

Список источников:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996, Кн.1. - 567с.

2. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев / О.С. Анисимов. -М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2002 - 295 с.

3. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2008. - №2. - С. 60-61.

4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров; Редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 864с.

5. Большой толковый словарь русского языка. / Гл. ред. С.А. Кузнецов - 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.

6. Г.А. Аванесова Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998.

7. Гмызина, Г.Н. Формирование культуры самоорганизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск. 2009. - 203 с.

8. Дрюк М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм // Вопросы философии. - 2004. - № 10. - С. 102-114.

9. Игнатова В.А. Системно-синергетический подход и перспективы его развития в педагогических исследованиях // Образование и наука. - 2010. - № 1 (69) - С.3-11

10. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004. - 224с.

11. Камалетдинова Е.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.

12. Киселёва А.Ю. Развитие самоорганизация как одна из целей обучения менеджеров организации [Электронный ресурс]: Тез. докл. IV Всероссийской научной Интернет-конференции «Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен» 2010 ЦКЬ: http://socio.my1.rU/forum/4

13. Костромина С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010. - Сер. 12. Вып. 4. - С. 153-160

14. Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Новые педагогические исследования. - М.: АПО, 2007. -С. 91-98

15. Краткий словарь основных понятий по социологии. Изд. 2-е, исправл., дополн. / Сост. П.А. Кулаков. - Новосибирск: НГАСУ, 2009. - 45 с.

16. Львович В.А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

17. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. «Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика. - 2001. - №9. - С. 25-33.

18. Начала современного естествознания. Тезаурус. Савченко В.Н., Смагин В.П. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 336 с

19. Пахмутова М.А. Субъектная сторона процесса самоорганизации личности. Тез. докл. XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», секция «Психология» [Электронный ресурс]: URL:http://www.psy.msu.ru/srience/conference/lomonosov/2011

20. Писаренко В.И. Синергетические идеи в педагогике // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 10. - с.111-119

21. Прокофьева Т. Классификация экономических систем [Электронный ресурс] URL:http://www.rau.su/observer/N6_2005/6_06.HTM

22. Рыбакова Н.Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004.

23. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2003. - 960 с.

24. Титаренко Н.Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004.

25. Уваров Е.А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2007. - 362 с.

26. Фалеева Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 266-274.

27. Химическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL: www.xumuk.ru

28. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Сост. и общ. Ред. И.Т. Каса-вин. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.